Punk's not dead: Странные игры Гоити Суды. Часть II

Продолжение рассказа о творчестве эксцентричного японца. Первую часть можно почитать здесь.

Punk's not dead: Странные игры Гоити Суды. Часть II

Внимание: в тексте встречаются спойлеры к играм героя данного материала.

Основание Grasshopper Manufacture

Логотип студии
Логотип студии

Grasshopper Manufacture начала свое существование 30 марта 1998 года в районе Сугинами, Токио и состояла всего из пяти сотрудников. Говоря о названии студии, Суда объясняет, что Grasshopper это отсылка к композиции британской рок-группы Ride, а Manufacture означает, что абсолютно все производственные процессы происходят внутри студии.

Над первой своей игрой я работал очень много, часто задерживался в офисе до полуночи. С 6 до 7 вечера я устраивал перерыв - надевал наушники и дремал за столом, слушая музыку. Песня, которую я тогда слушал чаще всего была Grasshopper группы Ride. Создавая свою компанию я решил взять это название как напоминание о том с чего все началось.

Гоити Суда, геймдизайнер
Grasshopper by Ride

Дебютным проектом студии стала Shirubā Jiken - визуальная новелла с интерактивными элементами в виде решения головоломок. Игра была издана компанией ASCII 7 октября 1999 года на PlayStation только в Японии.

Бокс-арт Shirubā Jiken
Бокс-арт Shirubā Jiken

Во время разработки команда столкнулась с серьезными финансовыми ограничениями и нехваткой сотрудников, что заставило ее искать новые способы реализации механик. В результате был создан движок Film Engine, позволявший одновременно отображать в небольших окнах 3D модели, 2D изображения и текст на фоне анимированных задников, придавая динамику повествованию.

Shirubā Jiken
Shirubā Jiken

В то время у нас была очень маленькая команда, мы были как те независимые разработчики, которых можно увидеть на игровых выставках. И нам нужно было решить какую игру мы можем сделать с нашими навыками и командой. И Shirubā Jiken то, что мы придумали.

Гоити Суда, геймдизайнер

Сюжет игры берет начало в 1999 году в одном из регионов Канто, известном как Район 24 и рассказывает о детективах специального отдела полиции занимающегося особо тяжкими преступлениями. Полиция начинает расследование серии жестоких убийств, которые способом исполнения подозрительно напоминают почерк серийного убийцы Камуи Уехары, погибшего 20 лет назад.

Учитывая все введенные правительством ограничения после убийств в Кобе, я хотел углубиться в тему серийных убийц. Понять как люди могут придти к такому. Заложено ли это в их ДНК изначально или причина в семье и окружении?

Гоити Суда, геймдизайнер

Суда выступил геймдизайнером и одним из сценаристов, продолжив развивать темы заложенные в Moonlight Syndrome. Игра была поделена на два сценария: Transmitter, написанный Судой, показывал расследование от лица детективов, а Placebo, за авторством Масахи Ооки, разворачивался вокруг журналиста Токио Морисимы, ведущего собственное расследование тех же событий. Композитором игры вновь выступил Масафуми Такада.

Критики вновь отметили подход Суды к повествованию, оригинальный визуальный стиль и мрачную атмосферу игры, а журнал Famitsu, главное игровое издание страны, выставил игре 30 баллов из 40.

6 октября 2016 года Shirubā Jiken впервые была выпущена за пределами Японии в виде HD-переиздания под названием The Silver Case. Игра получила официальную английскую локализацию, улучшенную графику на движке Unity, обновленный саундтрек и две новые главы. Доступна на ПК и PlayStation 4.

Трейлер переиздания The Silver Case
Punk's not dead: Странные игры Гоити Суды. Часть II

The Silver Case также стала началом неофициальной серии Kill The Past к которой относятся некоторые, порой не связанные напрямую, игры Гоити Суды, объединенные общими темами или даже одной вселенной. Лейтмотивом серии является конфликт персонажей с их темным прошлым, которое они должны уничтожить чтобы двигаться дальше. В серию входят: The Silver Case и ее сиквел The 25th Ward, Flower, Sun and Rain, killer7 и серия No More Heroes. Связь между этими играми всегда вызывала у поклонников вопросы. Ответ был дан в Travis Strikes Again: No More Heroes, которая объединила многие игры Гоити Суды в, так называемую, Sudaverse, уже независимо от того являются ли они частью серии Kill the Past или нет. Однако появление общей вселенной вызвало еще больше вопросов, но об этом в другой раз.

После релиза The Silver Case штат сотрудников студии был увеличен, что позволило сделать следующий проект масштабнее и больше ориентированным на геймплей. Flower, Sun and Rain вышла 2 мая 2001 года для PlayStation 2 и своим настроением заметно отличалась от первой игры студии. Это адвенчура от третьего лица, построенная вокруг общения с персонажами, исследования окружения и решения числовых головоломок.

Версия Flower, Sun and Rain для PlayStation 2
Версия Flower, Sun and Rain для PlayStation 2

Игра начинается с того, что главный герой Сумио Мондо прибывает на курортный остров Лоспасс. Протагонист рассказывает, что работает ищейкой и едет на встречу с новым заказчиком в отель "Flower, Sun and Rain". По прибытии на место клиент объясняет задачу Мондо: он должен остановить террориста, планирующего взорвать один из самолетов вылетающих с острова. Протагонист начинает расследование, но не успевает добраться до цели и видит как самолет взрывается. После этого герой просыпается в отеле, где клиент объясняет Мондо, что он должен остановить террориста, планирующего взорвать один из самолетов...

Гоити Суда в этот раз хотел отойти от мрачного тона The Silver Case, поэтому в игре много абсурдного юмора и отсылок, а персонажи часто ломают четвертую стену, обращаясь непосредственно к игроку. Оригинальный саундтрек и аранжировки классических композиций Клода Дебюсси и Себастьяна Баха за авторством Масафуми Такады также способствовали созданию беззаботной атмосферы тропического острова.

Claude Debussy - Clair de lune (Arranged by Masafumi Takada)

Яркий стиль Flower, Sun and Rain это результат работы над The Silver Case. После погружения в ее депрессивный сеттинг я мечтал отправиться отдыхать на какой-нибудь остров или вроде того. Но поскольку я не умею плавать, для меня было бессмысленно лететь в такое место и я решил сделать о нем игру.

Гоити Суда, геймдизайнер

Однако, несмотря на все изменения, темы, заложенные в предыдущей игре и даже некоторые персонажи получили свое развитие в новой. Так, хоть игра и не является сиквелом, события Flower, Sun and Rain происходят через два года после финала The Silver Case, а главный сюжетный поворот напрямую связан с одним из ее героев.

Это не прямое продолжение или что-то в этом роде, но действие обеих игр происходит в одной вселенной. И если вы прошли The Silver Case, то лучше поймете финал Flower, Sun and Rain.

Гоити Суда, геймдизайнер

Версия для PlayStation 2 осталась эксклюзивом для Японии, но 6 марта 2008 году игру портировали на Nintendo DS с подзаголовком Murder and Mystery in Paradise. Если оригинал получил, в основном, положительные оценки за интригующий сюжет и отличный саундтрек, то порт подвергся критике за неудобное управление и архаичную картинку.

Бокс-арт Flower, Sun and Rain: Murder and Mystery in Paradise
Бокс-арт Flower, Sun and Rain: Murder and Mystery in Paradise

В результате расширения студии в Grasshopper Manufacture была сформирована вторая команда, которая занималась созданием небольших игр и в разработке которых сам Гоити Суда практически не участвовал. Первым проектом нового коллектива стала дилогия экшен-рпг Shining Soul для Game Boy Advance, созданная совместно с компанией Nextech.

Shining Soul
Shining Soul

Руководителем разработки стал Акира Уэда, бывший дизайнер Squaresoft (нынешняя Square Enix). Уэда работал в Grasshopper Manufacture с 1999 года и до прихода в студию успел поработать над Final Fantasy IV и Secret of Mana.

Завязка истории была довольно проста: континенту Рун угрожает Темный Дракон и его армия, желающие уничтожить все живое, а персонаж игрока - герой Сияющего Флота, должен остановить зло и спасти мир от гибели. Игрок выбирал одного из четырех героев разных классов и зачищал подземелья от врагов, получая опыт и повышая характеристики персонажа. В игре также был мультиплеер, позволявший проходить игру в составе до четырех человек.

Первая часть Shining Soul вышла 28 марта 2002 года и получила средние оценки из-за однообразной боевой системы, низкой сложности и примитивного сюжета.

Shining Soul II, вышедшую через год, ждал более теплый прием, авторы учли предыдущие ошибки: в игре появились новые классы и улучшенная боевая система, а локации стали разнообразнее.

Shining Soul II
Shining Soul II

Следующей игрой Grasshopper Manufacture под руководством Уэды стал хоррор Michigan для PlayStation 2. Игрок в роли оператора-новичка присоединялся к команде репортеров телеканала ZaKa TV, задача которой - освещение начавшихся недавно странных происшествий вокруг озера Мичиган.

За происходящим игрок наблюдает через объектив видеокамеры, цель - собрать материал для репортажа, снимая различные события и зарабатывая очки. Главного героя сопровождают звукооператор и репортер, которому можно отдавать команды, а сам персонаж практически не взаимодействует с окружением, выступая в роли наблюдателя. Но иногда игрок все же может повлиять на некоторые события, например, спасти человека из под поезда или оставить его умирать. Важное значение такой выбор играет при спасении коллег в определенных ситуациях: если напарница погибнет, то игра перенесет протагониста на следующий уровень, выдав герою новую спутницу.

Michigan
Michigan

Игра вышла в Японии 5 августа 2004 года и через год была локализована и издана в Европе и Австралии силами компании 505 Games под названием Michigan: Report from Hell. В Северной Америке официально игра никогда не издавалась.

Несмотря на оригинальную задумку Michigan провалилась в продажах. После релиза в Японии за 5 месяцев она продалась тиражом в 31 тысячу копий. За рубежом игра тоже не снискала успеха, на сайте Metacritic оценка составляла 53 балла из 100, а позже страница игры на агрегаторе и вовсе была удалена. Michigan: Report from Hell критиковали за невнятный сюжет, моральный выбор, который не влияет на финал, нелепые диалоги и ужасную игру актеров английской озвучки, которая была настолько плоха, что даже хороша.

Подборка "лучших" моментов озвучки и не только

При работе над игрой Суда ограничился должностью продюсера и позже рассказывал, что проект не планировался к выпуску за пределами Японии и европейский релиз игры стал для него неожиданностью. И все же в дальнейшем он надеется вернуться к Michigan.

У игры действительно была интересная концепция и у меня до сих пор есть много идей для продолжения или ремейка. Мне кажется этой игре подошел бы формат виртуальной реальности, поэтому в будущем я бы хотел снова поработать над Michigan.

Гоити Суда, геймдизайнер

В разработке игр Grasshopper Manufacture, вышедших после Flower, Sun and Rain, Гоити Суда участвовал опосредованно или не участвовал вовсе, все это время работая над своей новой игрой. Игрой, которая, по мнению многих фанатов его творчества, до сих пор остается главным творением в карьере геймдизайнера. Но о ней, работе с одним из крупнейших издателей Японии и сотрудничестве с отцом серии Resident Evil я расскажу в следующий раз.

1717 показов
2.4K2.4K открытий
33 репоста
7 комментариев

Господи, думал посмотреть ролик с озвучкой, поугарать, вместо этого чуть не словил рак ушей от дауна-стримера за микрофоном. Лучше держаться дальше, чем от радиоактивных отходов, я предупредил.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Дежурное напоминание о том, что Суда - гений.

Ответить

Сейчас в стиме на сейле сиквел к The Silver Case, 25th Ward. Отдают за копейки, поддержите их, нам нужно больше портов и ремастеров их игр. Вы же хотите релиза FSR на большом экране, хотите?

Ответить

В серию входят:..Killer is Dead тоже входит судя по сюжетке Travis Strikes Again.

Ответить

Имелись в виду игры входящие только в серию Kill The Past. А так, да, в Travis Strikes Again выясняется, что почти все игры Суды входят в, так называемую, Sudaverse, уже независимо от Kill The Past. Надо было в тексте подробнее объяснить этот момент.  

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить