Chaser: Вспомнить всё, "Прости-прощай, парниша..."

Подтягиваем, "вспоминаем все" и играем в суровый чешский шутер Chaser

Ах да! Чуть не забыл! Если я услышу сирену или звуки стрельбы, или если ты отойдешь от меня дальше, чем на триста метров, у тебя будет три секунды, чтобы помолиться...

Наконец-то я закончил тестирование и прохождение этой... довольно-таки, нужно признать, затянутой игры. К слову, 2003-й год был довольно плодородный на всякие футуристичные шутеры: FireStarter, Unreal 2: The Awakening, Devastation, PlanetSide, Terminal Machine, Star Trek: Elite Force 2, The Kreed, Chrome... Ладно харошь, достаточно! Ну модно это было, что поделать!

Chaser Official Trailer 2003

┫Немного об игре┡

Научно-фантастический шутер Chaser вышел летом 2003-го года совсем незаметно. Оно и понятно, в этом же году у нас выходили Tom Clancy's Rainbow Six 3: Raven Shield, Vietcong, Postal 2, Star Trek: Elite Force 2, да и другие проекты других жанров, которые взяли все внимание на себя. Разработала игру чешская студия Cauldron HQ (в 2014-м она сольется в Словакское подразделение Bohemia Interactive и будет называться Bohemia Interactive Slovakia).

<b><i>Wallpaper</i></b>
Wallpaper

Бац! И человечество колонизировало Марс. А в 2036-м году 36 промышленных корпораций создали некий общий "Марсианский Консорциум" и назвали его MARSCORP. Его руководителем стал Сэмюэл Лонгвуд, настоящий безжалостный диктатор и просто плохой человек. Не без помощи ООН, Сэмюэл стал инструментом для контроля над Марсом. Под контроль попали и сами обитатели Красной планеты. Этим самым обитателям расклад что-то не особо понравился и они решили освободить родной Марс. Так появилось движение марсианских повстанцев. Ничего не помнящий (ну конечно же!) главный герой Джон Чейзер очухивается в медотсеке космической станции Majestic, но похоже что его пробуждению рады далеко не все... Сюжет тут у нас довольно интересный, хоть и собирательный, и разработчики как могли старались сделать его не для галочки, как обычно любили в то время делать для своих FPS остальные студии.

<i><b>Wallpaper</b></i>
Wallpaper

Геймплейно тут все довольно просто — появляемся на локации и расстреливаем все что движется, собираем аптечки, броню, подбираем оружие и боеприпасасы. А потом снова в бой! Хотя нет, будет в игре и одна противная стэлс-миссия, которую многие точно запомнят надолго. Оружия в игре много, даже слишком много и некоторые стволы вполне узнаваемы. Есть пистолет, несколько ПП, дробовик, штурмовые винтовки, пару снайперских винтовок, гранатомет, ракетница и не особо эффективные гранаты. Врагов на локациях много, нет их ОЧЕНЬ МНОГО! ИХ СЛИШКОМ МНОГО! Да это, мать его, настоящий Serious Sam! Клонированные враги буквально заполоняют локации, появляются из ниоткуда, за спиной, над головой, справа, слева... И мое любимое — враги около лестниц, героически стреляющие в спину. Что насчет самих локаций — они просто огромны! Левелдизайнер явно недолюбливал людей. Если вначале уровни еще более-менее нормальные, то ближе к концу они слишком большие и запутанные. На Марсе будет уровень с поездом, который нужно будет пригнать в определенное место. На нем будут эпизоды, где мы натуральных 5 минут просто едем на нем (и таких эпизодов несколько). Наверное чехи специально так сделали, чтобы игрок мог отдохнуть и хлебнуть чешского пенного. Стрельба неплохая, да и вообще над внешним видом оружия и анимациями неплохо постарались. А еще Чейзер умеет замедлять время, как гребаный Max Payne! Для этого используется адреналин, который постепенно закачивается в режиме Bullet Time и медленно восстанавливается после использования замедления.

<b><i>Wallpaper</i></b>
Wallpaper

Игра базируется на движке CloakNT (собственной разработки студии) и картинку для 2003-го выдает очень даже неплохую. В этом плане визуально Chaser очень сильно напоминает Chrome того же года — все блестит, сверкает, отражается. Анимации моделек тоже очень даже хорошие, особенно удались анимации предсмертной агонии вражин, а для катсцен использовали систему захвата движений. Если на моделях полигонов хватает, то окружение выглядит несколько "квадратным". Зато текстуры выглядят классно, для персонажей использовались текстуры аж в 1024 пикселей! Очень хорошо выглядели детальные текстуры поверхностей. Еще понравилось поведение стекла, когда его расстреливаешь (видно на гифке сверху). Локации разные по качеству, совершенно. Как будто их делали разные люди. Если к примеру локация Маленького Токио еще может похвастаться красивыми видами, мокрым асфальтом, атмосферным дождем и вообще детализацией, то локации на Марсе нет, так как совершенно однородные, нудные и скучные.

<i><b>Wallpaper</b></i>
Wallpaper

Музыкальная составляющая довольно стандартная для научно-фантастического шутера, но в целом неплоха. Чем-то похожа на OST из Kreed (2003). А вот озвучка так себе, часто персонажи говорят не то что нужно, не с той интонацией, слишком вычурным акцентом, а что-то вообще не переведено.

┫Сравнение┡

Сейчас игра визуально выглядит конечно устаревшей, хотя глаза не вытекают. Все очень даже аккуратно и опрятно. Но попробуем традиционно немного подтянуть ей "графен".

Особенности мода:

1) За основу взял Chaser v1.49 (Steam)

2) Добавил патч 1.50

3) Добавил полную русификацию от Руссобит-М

4) Добавил утилиту "ChaserFOVTool" для вычисления корректного FOV

5) Апскейлил все текстуры окружения и моделей, декали, предметы, оружие, HUD, загрузочные экраны и т.д. (BSRGAN, RealESRGAN и Gigapixel AI)

P.S Текстуры моделей решил апскейлить в 2x, иначе они бы получились в 4к, а это слишком жирно для tga-текстур. Зато все остальное вполне получилось апскейлить в 4x.

6) Добавил настроенный под мод ReShade (использовалась библиотека-конвертер "d3d8to9")

P.S К сожалению, как и в случае с Chrome, игра использует отдельный буфер глубины для оружия, поэтому при включении MXAO шейдера оружие просвечивает на затемненных участках. Пришлось отказаться от SSAO.

Скриншоты для сравнения:

⇦ Слева оригинал — Chaser v1.49 (Steam), разрешение 2715x1527, все настройки на MAX

⇨ Справа обновленный вариант — Chaser v1.50, 4x upscale текстуры, разрешение 2715x1527, все настройки на MAX, ReShade (HDR, Eye Adaptation, AmbientLight, Clarity, LumaSharpen, FlexibleCA, LiquidLens)

┫Сбор материалов┡

1) Нам понадобится сама игра (у меня была в Steam)

2) Скачиваем мой МОД

┫Инсталляция┡

1) Устанавливаете игру.

2) Распаковываем архив с модом папку с установленной игрой (с заменой)

┫Запуск и настройка┡

1) Через "ChaserFOVTool.exe" можете изменить FOV. Просто выставите значения своего разрешения экрана и жмите "Write to a file" (значение внесется в конфиг-файл).

2) Запуск через "Chaser.exe"

<i><b>Wallpaper</b></i>
Wallpaper

┫Рекомендации┡

1) ReShade отключается клавишей "End", можно совсем отключить его, переименовав или удалив файл "d3d9.dll" в корне.

2) Не забудьте настроить яркость (гамму) под себя через меню игры (я ее настраивал с учетом работы внешнего ReShade-враппера и конфигурации моего монитора)

3) ОБЯЗАТЕЛЬНО залочте FPS на 60, иначе будут баги (это вообще касается всех старых игр)

4) Порой встречаются "дыры" в текстурах (на стыках) и ReShade по ним отрабатывает радужными артефактами (не критично)

┫Используемые материалы┡

┫Заключение┡

Несмотря не свои недостатки с явной затянутостью, Chaser довольно крепкий боевичок с интересным сюжетом. В нем явно прослеживаются отсылки к таким фильмам как "Вспомнить все" или "Призраки Марса". Да и пару книг про Красную планету сюда вполне можно приплести. По мне так замени в игре всех врагов на монстров, сделав уровни в два-три раза меньше, получилось бы намного интересней. Ну или по крайней мере забавней.

Ты решил занять его место. Мы тебя слегка... поправили. Изменили внешность и "влили" сознание Чейзера. Но процесс прервался в самый неподходящий момент, и ты лишился памяти.

Прости-прощай, парниша?
Прости-прощай, парниша...
Прости-прощай, парниша...
Прости-прощай, парниша...
Прости-прощай, парниша...
Прости-прощай, парниша...
9999
60 комментариев

Выхожу из треда по Guilty Pleasure, вижу пост про Chaser, иронично. Так и до Devastation дойдешь, свят-свят.

7

Да, я так и не осилил в своё время. У игры бодрое начало, а потом начинался какой-то пиздец где не понятно куда тебе идти.

5

Там огромное количество неочевидной фигни)
Где-то пролезть нужно в щелку, где-то залезть по арматуринам, торчащим из стен.

3

Как ни странно у меня таких проблемм с поиском пути, кроме подводного уровня не было. Там все довольно линейно

2

только альтернатив тоже не особо много было, так все все пути находились...рано или поздно

за прости прощай парниша хотелось придушить кого то в свое время, кстати до сих пор одна из самых крутых реализаций стекла в играх

5

Там еще вода крутая была, которая работала без шейдеров на ДжиФорс МХ 440. И при этом была весьма близка к шейдерной водичке.

2