Игры Ипполит Терентьев
4 761

Символизм в Deus Ex: Human Revolution

Детали и культурные отсылки, помогающие глубже понять мир игры.

В закладки

Содержание состоит из того, что я заметил и вспомнил сам. Если есть что-то ещё, то напишите в комментариях.
Первым делом хочется сказать про «синие занавески» (поиск глубинного смысла). Если разработчики используют конкретную деталь, а не какую-либо другую, то за этим стоит определенная задумка. Особенно это касается визуальных элементов, на создание которых уходит время. В Deus Ex всё лежит на поверхности и легко считывается, не нужно глубоко копать (привет, будущее творение Кодзимы).

Название

Многим известно, что название серии Deus Ex пошло от выражения «deus ex machina» (бог из машины), коим в античном театре обозначали сюжетный поворот, когда с небес спускался бог и неожиданно влиял на события, разрешал проблемы героев. Бога играл актёр, который спускался на сцену с помощью крана (та самая машина). По словам Уоррена Спектора, одного из разработчиков оригинального Deus Ex, выражение специально сократили для толики загадочности, прямо не указывая, откуда же этот бог. Название отсылает и на фракции в игре, которые пытаются стать богоподобными, взяв власть в свои руки, и на сюжет, включающий неожиданные повороты.

Стилистика

Треугольник очень часто встречается в игре. В практическом смысле его использует как геометрическую фигуру будущего (интерьер, элементы сооружений, одежда и броня). Так же треугольник отсылает на знак иллюминатов, тайную организацию в мире Deus Ex. Это и буква древнегреческого алфавита — дельта Δ, которая используется как символ во многих сферах науки: от физики и математики, до электроники и химии. Это, конечно, хорошо сочетается с главенством науки и её развитием в мире игры. В логотипе HR дельта стоит в качестве буквы «А» из-за схожести с ней. Но это, как по мне, выглядит однобоко, словно дизайнер решил поиграть со шрифтами. В целом этот элемент создаёт узнаваемый стиль игры, как и золотая гамма.

Видно, что создавая этот проект, разработчики вдохновлялись Ренессансом. Одна из черт этой эпохи — возрождение интереса к античной культуре. В игре это характеризуется наличем большого количества древнегреческих наименований, отсылок к мифам. Вторая черта эпохи — гуманизм, это представлено и в Deus Ex: множество споров и разговоров о свободе человека, индивидуальности и о рамках, в которых существует мир. Но эта черта присуща и другим киберпанк произведениям. Возрастал интерес к анатомии и к наукам в целом (в игре на это будет отсылка в виде одной картины). Вдохновлялись разработчики и костюмами: взяли жабо, шнуровку, орнамент, рукава епископа и их комбинации, дизайн декольте.

Дизайн костюмов

Если Ренессансу можно присвоить оттенок, то это точно будет золотой. Дизайнеры HR рассказывали, что специально отошли от реалистичного изображения действительности в угоду стилю, пытаясь создать нечто красивое, нуарное и футуристичное. Получился своеобразный кибер-ренессанс.

Я искренне верю, что если у вас есть стилистически правильный визуальный язык, это делает мир более правдоподобным, не фотореалистичным, но заслуживающим доверия, потому что всё вписывается в один и тот же визуальный язык.

Джонатан Жак-Белльтет
Арт директор проекта

Золотой фильтр не только придаёт красоту и настрой Эпохи Возрождения миру будущего, но и наоборот: гуляя по трущобам или канализациям, замечаешь, что фильтр, на фоне грязных стен и мусора, создаёт атмосферу болезни и упадка. Подобный приём с желтым цветом использовал, например, Достоевский в описании Петербурга в «Преступлении и наказании». Удивительно, что золотой оттенок может показать две стороны одной медали.

Кто есть кто?

Создателям Deus Ex не в новинку давать главным героям библейские имена. В первой части агента Дентона звали JC — аббревиатура Иисуса Христа (Jesus Christ), об этом говорил ведущий дизайнер игры. А вот Уоррен Спектор утверждал, что изначально в игре можно было выбрать пол, а имя JC использовано из-за своего унисекс качества. Главного персонажа HR назвали Адамом уже совсем осмысленно. Дело в его уникальной приобретенной генной мутации, которая позволяла организму не отторгать модификации и обойтись полностью без Нейропозина (вредный, но необходимый наркотический препарат для аугментированных людей в мире игры). В лаборатории «Белая Спираль» хотели использовать маленького Адама, чтобы привить партию младенцев, вырастив из них людей с совершенным организмом. А от библейского Адама, как известно, произошла женщина и, в дальнейшем, остальные люди.
Ещё со времён трейлера разработчики проводили параллели между Адамом Дженсеном и Икаром. Историю последнего вы знаете: чтобы сбежать с острова Крит, Дедал (др.-греч. Δαίδαλος — а вот и снова дельта, кстати) для себя и сына сделал крылья, дав Икару наставление об «эксплуатации». Но сын заигрался, опьяненный свободой и новыми возможностями. Когда он поднялся слишком высоко, жар солнца растопил воск на крыльях и Икар рухнул в море, где и погиб. В трейлере крылья — аналогия аугментаций, которые получает Дженсен, чтобы спастить от смерти (после того, как на нём не осталось живого места из-за нападения наёмников на Sarif Industries). Падение оказалось лишь сном, который предупреждал героя о том, что будет, если превысить приобретённые возможности. В этом плане Адам противопоставляется Намиру (третий босс в игре), который модифицирован даже сильнее, чем главный герой. Намир переходит своеобразную черту и погибает. То же самое касается и Чжао, которая совсем двинулась по теме модификаций и слилась с суперкомпьютером. Так же в игре имеется имплант «Икар», позволяющий спрыгнуть с любой высоты и мягко приземлиться. Но название ироничное, скорее.

Момент из трейлера

Икар есть, а кто Дедал? В мифологии Дедал — изобретатель. В этом он соперничал с другими умами, поэтому можно провести параллель между ними и корпорациями из игры, которые постоянно соперничают между собой, часто прибегая даже к грязным трюкам. Сам Дедал, по одной из легенд, столкнул своего ученика с горы, желая погубить потенциального соперника. Хью Дэрроу прямо сравнивает себя с ним: «Я предпочитаю считать себя Дедалом, беспомощно наблюдающим, как его дитя падает в море...» Но Дженсен резонно называет его Франкенштейном, который убивает своё чудовище. Это сравнение наиболее точно описывает Дэрроу. Он был создателем технологии имплантов, но разочаровался в своём детище и решил показать всему миру опасность модификаций. Но способ был жестоким и последствия мы видим в Mankind Devided. Стоит подметить ещё то, что в мифе Дедал и себе создал крылья, тогда как Дэрроу не переносил любые аугментации из-за особенности своего ДНК, поэтому всю жизнь оставался калекой.
Далее на ум приходит Дэвид Сариф. Здесь, я думаю, всё очевидно. На логотипе «Sarif Industries» изображено крыло, что уже намекает. Дэвид так же написал книгу под названием «Новые крылья: завтрашний день», где он описал перспективы человечества, если будут развиваться технологии: «Мы сможем смастерить крылья, если захотим, и оставим колыбель позади. И наш полет будет ограничивать лишь наша воля и наш интеллект». Эти «крылья» он и даёт Дженсену, спасая его от смерти. Большая часть приобретенных модификаций была собственной разработкой Sarif Industries. Отмечу то, что Дэвид мог не спасать Дженсена, а попилить его тело и исследовать необычную генную мутацию, но он этого не сделал. И в целом отношения между директором и подчиненным были не напряженные, Дэвид даже обращался к Адаму «сынок». Да, это обращение пожилого человека к молодому, но Сарифа пожилым уж никак не назовешь, а в данном случае это приобретает шутливый характер, но и намёк есть. Ещё в кабинете Дэвида лежит книга «Daedalus complex».

Немного про другие отсылки

В трейлере изображается картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа», а в самой игре можно увидеть репродукции. Мотив здесь — это изучение тела человека.

В рекламе Sarif Industries делается кивок в сторону фрески Микеланджело «Сотворения Адама». Имплант пластикой напоминает руку Адама, к которому тянется Бог, чтобы передать свою жизненную силу. Интересно то, что в правой стороне фрески зашифровано строение мозга, что придаёт ей дополнительный смысл, как и рекламе корпорации.

На улице Детройта можно найти афишу оперы «Il Metamorfoso». Возможно, это отсылка на поэму «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия, где повествуется о различных превращениях в мире, человека в том числе. В игре это можно трактовать как превращение человека в нечто более совершенное благодаря аугментациям, например в компьютер (проект Hyron). Афиша, кстати, напоминает SHODAN из System Shock. Видимо разработчики отдали дать уважения отцу оригинальных Deus Ex и System Shock — Уоррену Спектору.

Для многих я Америку не открыл, но другим, возможно, было интересно прочитать и узнать что-то новое.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ипполит Терентьев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 36, "likes": 157, "favorites": 113, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 22395, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 28 Jun 2018 19:50:16 +0300" }
{ "id": 22395, "author_id": 65030, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/22395\/get","add":"\/comments\/22395\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/22395"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953 }

36 комментариев 36 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
35

Безумно стильная игра.
Прага во второй части -произведение искусства

Ответить
29

Да и саундтреки просто огненные

Ответить
10

Да, саунд делает чуть ли не 50% атмосферы, очень мощно композитор постарался.

Ответить
3

Из всех игр в которые играл, отдельно захотел скачать саундтреки только к Human Revolution и Witcher 3. И OST к HR до сих пор иногда слушаю.

Ответить
0

рекомендую furi попробовать

Ответить
0

Только на Прагу вообще непохожа. У меня от этого постоянный когнитивный диссонанс был.

Ответить
0

Довольно похожа, другое дело что здесь не повторяли реальные районы, а нарисовали свои по мотивам.

Ответить
1

Ну там настолько по мотивам, что не осталось ничего.
С тем же успехом это мог быть Будапешт или Варшава или любой восточноевропейский город

Ответить
12

Дельта — Δ — во многих сферах науки обозначает изменение величины.
Игра про видоизменение человека, поэтому в ней этот треугольник присутствует везде, а уж в логотипе Human Revolution он особенно уместен.

Ответить
9

а еще у треугольника 3 угла, что возможно является намеком на то что студия возможно параллельно участвует в разработке халф лайф 3

Ответить
9

Здравствуйте. Меня зовут Максим и я совершенно не замечаю отсылок в играх(

Ответить
8

Это потому, Максим, что ты играешь в игры, а не читаешь книги.

Ответить
0

Может читает, но на другую тематику.

Ответить
0

Я немало читал раньше, но в основном фантастику. Когда мне вот так прямо показывают, что именно то-то отсылка к вот этому, тогда сразу понимаю, что это очевидно же и как я сам не догадался. Но сам в играх отсылки пропускаю мимо почему-то.

Ответить
9

К слову, замечу, что особенность разработки игр/рисования мультфильмов, что реальность оказывает на них меньшее влияние, чем, скажем, на кино (например, на площадку съемочную может случайно забежать собака, привет 17 мгновений весны).
Каждый кадр, каждая сцена и декорация всегда тщательнейшим образом продумывается и только у очень ленивых/посредственных разработчиков создается от балды, без задней мысли.
Это к вопросу, что, автор, не бойся синих занавесок, это аргумент от... ну достаточно затырканных гигантом классической литературы жертв современного образования. Произведение без второго пласта смыслов пустышка, попкорн для души, поэтому не понимаю, почему СПГС так активно не любят. Да, оно бывает чрезмерный, но сам поиск смыслов уже создает смыслы так-то.

Ответить
0

Спасибо. Написал я про занавески для того, чтобы оградить пост от ироничных комментов в духе «ага, да-да, конечно». Но, как видно, люди либо на читают дисклеймер, либо игнорируют его

Ответить
5

В коллекционке (господи, я когда-то покупал физические копии, когда привод еще работал) был небольшой альбом-артбук, там много про дизайн мира, персонажей и предметов рассказывалось. В том числе про влияние ренессанса, да. Коробка у меня закопана довольно глубоко, фоточек не будет(

Ответить
7

два года назад вышла целая книга в том числе и на русском

Ответить
5

Подарил своей женщине артбук, а она меня бросила.

Ну хорошо хоть я его полистать успел. И за текст спасибо)

Ответить
1

Отмечу то, что Дэвид мог не спасать Дженсена, а попилить его тело и исследовать необычную генную мутацию,

1. Зачем расходовать ценный материал, убивая его?
2. Они и так исследовали эту мутацию при живом Адаме.
3. И продолжили исследовать, что хотели напичкав Адама имплантами сверх необходимого.

Ну это так, языком зацепиться. Обожаю синие занавески.

Ответить
1

На Дженсена потратили огромную сумму денег, напичкав его имплантами. В целях экономии средств этого можно было не делать, особенно после того, как наёмники разнесли здание Сарифа и компания, к тому же, не смогла провести презентацию, которую планировала.
«Убили» Меган Рид, которая исследовала мутацию Адама и её ученых. Совпадение? Сариф мог подстраховаться и не спасать Адама, потому что был шанс, что Меган просто похитили и конкуренты (которые делают Нейропозин) могли узнать об уникальности Дженсена.
Сариф мог таким образом создать себе крутого оперативника, но 100% не мог быть уверен в том, что Дженсен вернётся: того, оклеветав, вышвырнули из спецназа, «погибла» бывшая девушка, напихали кучу аугментаций (I never asked for this), что отрицательно сказалось на главном герое (начинает пить и курить в трейлере, в игре разбитое зеркало в ванной).
Ну это так, языком зацепиться.

Ответить
0

Что-то вот совсем не согласна с тем, что вы написали и такого в игре не помню. Помню, что Сариф воспользовался случаем, что бы Адаму привить все эти штуки, потому что он один мог бы это перенести и выжить из-за своей днк. Чтобы спасти Адама достаточно было заменить ему руки и одно обгоревшее лёгкое (кажется одно). И что его напичкали сверх нужного, ради исследования супер-солдата. То, что этого можно было не делать, Адам узнаёт в процессе. А вы что-то совсем отсебятину написали.

Ответить
2

Еще раз повторю, что Адама вытащили с того света именно благодаря Сарифу. В голову выстрелили из пистолета, по всему телу осколки от стекла, травмы внутренних органов, отравление угарным газом, плюс стена на него рухнула. Заменили ему часть черепа, конечность (скорее несколько) и грудную клетку с некоторыми органами, что уже само по себе муторно и дорого. Сарифу подвернулась возможность натыкать кучу модификаций, это да. Но никаких исследований по части супер-солдата он не проводил, просто посмотрел в действии собственные аугментации компании.
Но, если честно, Сариф либо дурачок, либо сценарный минус: у Адама есть мутация, владение и эксперименты над которой могут изменить мир (что и хотела Меган), но Дэвил отправляет того в одиночку на различные задания, где Дженсена могли спокойно убить. Плюс у Сарифа есть свои косяки, которые по мере сюжета раскрывает главный герой, что вызывает недоверие к директору. Намного проще было не спасать Адама и проводить исследования его материала.
Кстати, про синие занавески не понял в вашем первом комментарии. Если это относится именно к приведённому отрывку из поста, то я просто написал то, что думаю насчёт сюжета, тем более логика ясна

Ответить
1

А Sarif- это Серафим. Что тоже намекает.

Ответить
1

А как же Дедал и Икар из оригинальной игры?

Ответить
1

И думаю будет интересно, если кто-то вдруг не видел.

https://www.youtube.com/watch?v=9Nx4TvGauDw

Ответить
0

Спасибо! Интересно было бы почитать и про отсылки в MD, и в Деус 2000г.

Ответить
0

Ага, Вам князь Мышкин перед очередным приступом эпилепсии отсылочки открыл)

Ответить
0

Насколько я помню, всю эту стилистику назвали кибер-ренесанс. И, О DEUS МОЙ, как же она прекрасна: и одежда, и интерьеры, и архитектура, и техника

Ответить
0

Вижу Deus ex ставлю лойс

Ответить
0

Ну ясно дело Достоевский с библейскими отсылками... Ладно, пойду в оперу схожу

Ответить
0

Помню взорвал я там кого-то гранатой и думаю точно этож что-то у класссиков такое было, я аж впечатлился.

Ответить
0

Вспомнил, старушку-процентщицу так же завалили. Это я так, если вдруг кого на уроке спросят. Не благодарите

Ответить

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
10 самых лучших блюд
(согласно инстаграму Хидео Кодзимы)
Подписаться на push-уведомления