Сатору Ивата: человек, которым я восхищаюсь

Сатору Ивата: человек, которым я восхищаюсь

У многих людей есть человек, или несколько, которыми они восхищаются и жизнь которых считают важным для себя примером. Некоторые называют такими людьми Стива Джобса, Альберта Эйнштейна, и т.д. Для меня таким человеком является известный в узких кругах японец по имени Сатору Ивата, которому я хочу посвятить этот пост.

Простите заранее за возможные огрехи и некоторую сумбурность, просто эта история содержит много эмоций, она стала для меня очень личной и писать строго и объективно не получится. Впрочем, все равно придется начать с исторической справки, чтобы ввести вас в курс дела, но я постараюсь свести ее к необходимому минимуму.

Сатору Ивата родился 50ых годах прошлого века в Японии, в семье политика. Родители готовили ему политическую карьеру, но он пошел против их воли, потому что рано обнаружил свое главное увлечение - компьютерные игры и программирование. Началось все с того, что он еще в школе писал простые игры для калькулятора, а позже смог приобрести свой собственный компьютер, на котором продолжил разрабатывать игры.

В 70ых годах Ивата отучился в институте со специализацией в информатике. Именно в этот период он устроился работать в известную многим игрокам HAL Laboratories, где и получил свою первую серьезную работу, связанную с программированием. Из-за этого решения отец Сатору не разговаривал с ним в течении шести месяцев и вся семья считала его выбор чем-то вроде предательства традиций.

Ивата быстро зарекомендовал себя как очень талантливый программист, который решил множество сложных технических задач. В течении своей жизни он работал над огромным количеством игр, ставшими в последствии культовыми и известными на весь мир: Balloon Fight, Kirby, Pokemon (в том числе Go), Zelda, Metroid и другие. Именно Ивата сыграл ключевую роль в создании приставок Nintendo Switch и 3DS. Он так любил свою работу, что часто засиживался в выходные и праздничные дни.

Именно благодаря его деятельности HAL Laboratories смогли выйти из банкротства и заключить контракт с крупнейшей игровой компанией - Nintendo, в результате чего ему (как говорят, поневоле) пришлось занять руководящий пост, хотя он к этому никогда не стремился. Директор Nintendo Хироси Ямагути лично обратил внимание на Ивату и часто помогал ему советами.

В 2000 году Ивата становится сотрудником Nintendo и попадает в совет директоров. Сделав большой вклад в дело компании, в 2002 году он становится ее директором, когда престарелый Ямагути передает ему правление. Это событие было из ряда вон выходящим, потому что Ивата не был сыном или родственником Ямагути и вообще не входил в их семью, которая долгие годы единолично управляла компанией, да и само решение даже для него стало в какой-то степени сюрпризом.

С его приходом компания кардинально изменилась и именно здесь пора наконец отойти от сухой истории и перейти к главному. Дело в том, что Сатору Ивата был очень хорошим человеком. Вот так просто. Несмотря на все свои достижения и регалии, он был скромным, веселым, удивительно позитивным и открытым. Внешне Ивата был низкого роста, всегда с неизменной улыбкой, со смешным акцентом, практически комичный персонаж, за которым скрывалась удивительная сила.

В какой еще компании можно себе представить, чтобы генеральный директор лично снимал каждый месяц ролики на YouTube, в которых он напрямую обращался к игрокам - потребителям своей продукции - и, в комедийной манере, не боясь показаться смешным, разыгрывал сценки и рассказывал о новостях и планах? Такой подход - большая редкость даже в западном мире, а не только в консервативных японских корпорациях.

Ивата регулярно общался с игроками в социальных сетях, рассказывал подробно о процессе разработки и сотрудниках, постоянно шутил, смеялся, не боялся сам показаться смешным. Его поведение тогда сильно отличалось от главных конкурентов - Sony и Microsoft с их куда более серьезной официальной подачей материала. Он любил развлекать журналистов забавными историями и рассказами.

Удивительным стал момент, когда во время сложного периода, задержав выпуск одной из игр, Ивата во время своего обращения глубоко поклонился зрителям и попросил у них прощения за задержку, пообещав, что как можно скорее постарается исправить ситуацию. Я сам смотрел это видео "в прямом эфире" и его поступок глубоко меня задел. Хотелось кричать: черт с ней с игрой, мистер Ивата, мы все равно вас любим и подождем! Как выяснилось позже, так чувствовали многие, написавшие тысячи писем поддержки.

Несколько раз он подкреплял свои слова делом, когда возвращался к программированию, во время особо тяжелых кризисов, и помогал исправлять ошибки и проблемы в игровых проектах, уже будучи директором. Ивате совершенно не была свойственна гордыня или самодовольство, он всю жизнь оставался скромным труженником и был готов "встать за станок", если того требует ситуация.

В историю вошло его выступление на конференции GDC 2005, где он в своей обычной трогательной и прямой манере рассказал свое видение будущего игр и произнес свою знаменитую фразу: "На моём удостоверении написано, что я президент корпорации. Мыслю я, как разработчик и программист. На самом же деле я просто люблю комьютерные игры".

Мне посчастливилось застать все, о чем написано выше. Время, когда Ивата был жив и обращался ко всем нам - многим миллионам игроков, в течении пяти с лишним лет, каждый месяц, словно близкий родственник, присылающий письмо и рассказывающий, как у него складываются дела.

Именно благодаря этим обращениям я вообще начал играть в современные консоли Nintendo. Этих выпусков мы ждали с нетерпением и каждый раз умилялись с маленького, немного неказистого и смешного японца, который с милым акцентом в очередной раз рассказывал нечто забавное и интересное. Каждый раз в этом было некое волшебство, сродни чувству из детства, когда ждешь каждую неделю любимую телепередачу с любимым ведущим.

Сатору Ивата - это тот самый человек, на которого я бы хотел быть хоть немного похож. Не столько благодаря его достижениям в программировании или карьере, сколько благодаря его личным качествам. Пример, который показывает, как можно всю жизнь оставаться хорошим человеком - скромным, добрым, веселым, открытым и трогательным, даже если ты уже давно носишь костюм, имеешь миллион обязанностей и стал серьезным взрослым дядей в очках.

Скажу то, что говорили все игроки мира 11 июля 2015 года: Спасибо вам, мистер Ивата. За наше детство, нашу юность и за взрослые годы, когда ваши игры и "передачи" приносили немного волшебства и очень много хорошего настроения.

P.S.

Пример одного из обращений Сатору Иваты, для особенно любопытных: https://www.youtube.com/watch?v=IUpT471UdSo

262262
94 комментария

А мне очень понравилась статья, читается легко и понятно. Разделяю чувства автора.

45
Ответить

Спасибо вам большое за отзыв и поддержку!

3
Ответить

Спасибо за конструктивную критику, вы на самом деле правы по всем пунктам. Тут дело в том, что эту статью я написал когда-то "в стол" под впечатлением от его кончины и с тех пор ничего в ней не менял. Когда решил наконец запостить сюда, прочитал несколько раз, нашел ровно те проблемы, о которых вы говорите, но решил в итоге ничего не менять - сейчас это уже будут другие эмоции и другие слова. Я заранее готов к критике, но возможно она заденет эмоции кого-то, кто чувствовал примерно тоже самое в те годы, что и было главной целью.

20
Ответить

Хорошая и добрая статья. Спасибо. И вообще только благодаря вашему посту моё отношение к нинтедо изменилось в лучшую сторону.

6
Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

14
Ответить

Достойная позиция!

3
Ответить