D&D: Трудовые будни ГМ-а

Привет, меня не зовут, и я - начинающий гейм-мастер в D&D (Pathfinder). Хлоп-хлоп-хлоп. В этой статье я хотел бы рассказать, с какими трудностями приходится сталкиваться, проводя игры.

Итак, в чью-то слишком умную голову приходит мысль, что пора начать играть во что-то более интересное, захватывающее. Там должны быть подземелья, а ещё драконы... и сокровища... и эльфийки... и ещё много чего - и тут фантазия тебя несёт по бескрайним (отож) далям сказочных лесов, гор, морей и чего там у тебя ещё есть.

В отличие от компьютерных игр, мир в твоей голове не имеет границ
В отличие от компьютерных игр, мир в твоей голове не имеет границ

Конечно же ты слышал про D&D, но тебя всегда смущало, что руководство для игры можно сравнить с Талмудом, а многочисленные текстовые описания способны вогнать в депрессию даже самую жизнерадостную игровую патьку.

Но ты - упорный. Ты покупаешь какой-нибудь стартовый набор и начинаешь погружаться. Предварительно предупреждённая патька с нетерпением ждёт первой игровой сессии. Оценивая правила, ты начинаешь что-то подозревать. Краем глаза ты замечаешь надпись, что существует более полное руководство.

О, красноречивая цифра 1
О, красноречивая цифра 1

Ты примерно понимаешь, что надо просто кидать кубик и смотреть на цифры, поэтому ты погружаешься в сценарий. Внезапно, ты обнаруживаешь, что на подготовку первого приключения (на одну игровую сессию в 3-4 часа) уходит целый день, а это (на миноточку!) - твой целый, долгожданный, любимый, ленивый и бессмысленный выходной.

Сценарий

* Как встретятся в игре твои персонажи?
* Кто они по классу?
* Как их зовут?
* Какой зачин приключения?
* Куда вы пойдёте?
* Какие монстры там должны быть?

Неигровые персонажи и взаимодействие с ними

Отдельным адом становится попытка придумать неигрового персонажа, его характер, внешность, манера говорить, ХАРАКТЕРИСТИКИ! Для монстров всё просто - есть бестиарий, а вот ради неписей придётся потрудиться.

* У кого какое мировоззрение?
* Какое изначально отношение к игрокам (к каждому!)?
* Что непись может продать игрокам и за какую цену? (ой-ой-ой, кажется, мы наткнулись на игровую экономику)

Статья только началась, а я уже устал писать - наверняка какие-то пункты упускаю, дело движется к вечеру, скоро спать, но нужно добить эту статью.

Второй день проходит в чтении руководства, ты едешь на встречу с патькой. Игра начинается... Игра не начинается, потому что каждому вручено 2 листа А4 с характеристиками персонажей и их личными историями.

Начинается стендап с попытками объяснить самую суть игры. Пока ты, размахивая руками и ногами, пытаешься что-то рассказать, патька недоверчиво на тебя косится. Через час кто-то произносит: "А когда играть будем?".

Игра начинается. И тут наступает момент Х - момент, когда становится понятно, пойдёт игра или нет. Потому что одного скила ведущего для хорошей игры недостаточно - нужно, чтобы патька попалась какая надо. А именно: люди в патьке должны обладать чувством юмора! Это правило номер 1. Если патька скучная, то и игра будет скучная - в конце концов это отобьёт желание играть и у тех, кто пришёл, и у вас самих. В идеале в патьке должен быть кто-то очень смешной, с заразительным смехом. Это можешь быть ты - ведущий, шуток которого никто не понимает.

И правило номер 2 - никаких заминок с вашей (со стороны ведущего) стороны. Сюжет должен двигаться настолько динамично, насколько можно, чтобы не возникало пауз. Если кто-то перетягивает одеяло на себя, затягивает ходы, долго думает - осаждайте игровыми обстоятельствами, поставьте песочные часы на стол, дайте возможность каждому сходить. Если нужно пожертвовать правилами во имя динамики - жертвуйте, но не забывайте качать ваш скил гейм-мастера, чтобы в следующий раз вы были умнее и знали правила лучше.

Вообще, D&D - это описательная игра и, конечно, же - ролевая. Помните об этом всегда. Описывайте всё живо и хорошо. Полезно завести дневничок со всеми описаниями и диалогами, как делает это Спенсер Криттенден.

Если кто-то ещё не посмотрел HarmonQuest, я с тобой не дружу! Кодзима, к тебе это тоже относится.
Если кто-то ещё не посмотрел HarmonQuest, я с тобой не дружу! Кодзима, к тебе это тоже относится.

Каждый игрок в патьке - должен по максимуму выкладываться, отыгрывать, быть гномом, хоббитом, пещерной мышью. Это как игра в крокодил, только с погружением. Если кто-то не хочет - не надо заставлять, значит это игра не для него. Почаще напоминайте игрокам, что они должны больше рассказывать о себе, задавайте наводящие вопросы об истории их персонажа. Идеальный игрок - тот, который среди ночи может сказать: "я - гном-воин 5 уровня". Шучу, конечно, я против излишнего фанатизма, когда игроки слишком сильно начинают напрягаться по поводу нелёгкой жизни своего аватара.

Офисный вампир 80 уровня
Офисный вампир 80 уровня

А ведь герой игрока может умереть... Что вы будете делать как гейм-мастер, когда монстр под названием "Свирепая крыса" нанесёт смертельную рану одному из ваших ведомых, откусив тому причинное место? Что вы будете делать, когда в патьке нет жреца, потому что его раскусил пополам мимик? Я знаю ответ - ПРИДУМЫВАТЬ.

Свирепая белая крыса, победитель гномов и хоббитов
Свирепая белая крыса, победитель гномов и хоббитов

Вот мы и подобрались незаметно к бою, и тут вы понимаете, что распределили характеристики кое-как, и, к тому же, неправильно назначили роли. Маг норовит избить всех посохом, сочтя заклинания бесполезными, а воин трусливо жмётся к стене, наотрез отказываясь заходить в комнату с зомби.

В то время как жрец, вместо того, чтобы хилить и карать нечисть, машет налево и направо саблей, в вашей голове начинают скрипеть механизмы. Медленно, но верно, вы понимаете, что эти люди вообще далеки от тактики и банально не знают словосочетания "святая троица рпг во веки веков аминь".

Но тем не менее они справляются, и крысы отправляются на тот свет, смакуя откушенные конечности, а почти умерший аватар чудесно-случайным образом исцеляется. Но так будет не всегда. Иногда гейм-мастер - злой, потому что игроки не сбросились ему на персиковый сок, тогда героя может растерзать стая волков. Так ему!

Не забываем вести лог боя и лута, иначе игроки всё забудут, потеряют. Хотя, это иногда не важно, но может немного подмочиться ваша репутация крутого ГМ-а.

Продолжаем историю. Во время одного из диалогов, ушлые игроки выторговывают большое вознаграждение. Придя домой и перечитав правила, вы с ужасом понимаете, что теперь игроки могут купить вообще всё. Все крутые вещи и шмотки.

Это - разбогатевший игрок, намайнивший криптозолота в твоём мире и бросающий вызов твоему внутреннему экономисту
Это - разбогатевший игрок, намайнивший криптозолота в твоём мире и бросающий вызов твоему внутреннему экономисту

Экономика

* Каков курс рубля к золотому?
* Сколько игроки должны тратить ежедневно?
* Поломка/починка снаряжения?
* Это нормально, что у игрока первого уровня несколько миллионов золота в кармане?
* И ещё вопрос - как теперь отобрать у игроков то, что они (вот, негодяи!) нажили благодаря вашей глупости?

Вы, наверное, уже устали читать. Если кто-то читал до этого момента - я лично виртуально жму твою виртуальную руку, добро пожаловать в герои, сынок (или дочка)!

Если меня снова покусает муза, если я найду в комментариях "аффтор пиши исчо", "жги" и так далее, я ведь могу продолжить.

115115
118 комментариев

Блин, я тут Манчкин купил, думал поиграть с друзьями, в итоге я пытался всех собрать, уломать начать, иииии я начал читать правила(да надо было подготовиться, там правила почитать, погуглить и т.д.), на что ушло час, в итоге мы стали снова играть в Монополию. Я бы почитал гайд по игре в D&D, там какую версию выбрать, где лучше купить, как играть, и т.п.

3
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Кстати, интересная мысль насчет гайда
Вообще я сам начал играть с января, и поскольку не нашел ни одной нормальной русскоязычной статьи или ютуб-ролика про то, как же начать играть в днд и что нужно, пытался все сам, и на это ушло ну недельку-две
Поэтому займусь на днях написанием своей статьи (а точнее - серии, днд сверхкомплексная игра), а-ля "ультимативного гайда" для новичков. Может пригодится, потому что днд того стоит)

2
Ответить

А стоит ли браться за настольные ролёвки, если даже Манчкина не осилили? Ведь много других классных настолок от простейших пати-геймов до сложных многочасовых стратегий.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Зависит от того, во что хотите играть. В плане антуража и системы. Вообще говоря, старые версии DnD довольно громоздкие и заточены под зачистку подземелий с тактическими боями по клеточкам. В общем, зависит о того:
а) Хотите вы попробовать что-то относительно простое или готовы сначала неделю изучать правила.
б) Хотите, чтобы игра была в основном про боевку или больше социальщины и отыгрыша
в) Какой сеттинг интересует (фентези, постапокалипсис, киберпанк, фантастика и т.д.)

Ответить