Игры Vladek235
1 474

Как начать играть в Dungeons & Dragons? Часть 2 – Заклинания и Навыки

Первую часть можно найти здесь.

В закладки

В этой статье мы, наконец, закончим создавать персонажа. Ведь некоторые из них уже с первого уровня имеют доступ к магии. Заклинания – важнейший элемент мира D&D, и начать нужно именно с того, как они работают.

Использование магии

Через всю Мультивселенную проходит бесчисленное количество нитей (Кодзима все подстроил), незримых для обычного существа. Чтобы сотворить заклинание, маг должен определенным образом совместить их и заставить выделять магическую энергию. Поэтому все заклинания требуют наличия некоторых «компонентов», которые указаны в его описании:

1. Вербальный (В) – персонаж должен произнести определенные звуки с определенной тональностью, заставляя эти нити вибрировать. Соответственно, наложить заклинание, требующее вербального компонента невозможно, если маг не может говорить в данный момент (на него наложено заклятие немоты, или у него простой кляп во рту).

2. Соматический (С) – нити необходимо сплести определенным образом, поэтому у заклинателя должна быть свободна хотя бы одна рука для наложения такого магического эффекта.

3. Материальный (М) – некоторые заклинания требуют наличия у персонажа определенных предметов в инвентаре. Соответственно, герой должен иметь хотя бы одну свободную руку, чтобы до них дотянуться. Совет: не забывайте перед походом в пещеры покупать в городах необходимые вам вещи для заклинаний. Они могут спасти жизнь или ролеплей в вашей компании.

Кроме того, все заклинания имеют свой уровень, а персонажи – определенное количество ячеек для заклинаний определенного уровня. Эта информация содержится в таблице в описании каждого класса заклинателя. Так, например, паладин на первом уровне вообще не может творить магию, а на втором – лишь два заклинания первого уровня.

Чтобы уметь накладывать заклинания, его нужно выучить, что логично. У каждого класса есть свой список магических эффектов, разделенный на уровни (в каждом около 10 заклинаний), и лишь некоторые из них персонаж может помнить в данный момент. Так, количество заклинаний в памяти, например, барда прямо указывается в таблице его класса. Для паладина же необходимо применять специальную формулу: Мод. Харизмы + половина уровня персонажа (округляя в меньшую сторону – это общее правило D&D).

«Забыть» и «выучить другие» заклинания можно, но опять же по разным правилам. Барду необходимо повыситься в уровне, а паладину – просто отдохнуть (длительный отдых – 8 часов).

Затем, каждый персонаж имеет определенное количество Ячеек заклинаний. Например, если вам известно 4 заклинания первого уровня, но доступно лишь две ячейки, вы можете сотворить лишь два из них. Герой, скажем так, «заполняет колбу» заклинаний первого уровня и более не может их накладывать. Однако на ячейки другого уровня это не распространяется, и вы все еще можете накладывать более сложные магические эффекты.

Заклинания можно усилить, наложив их с использованием ячейки более высокого уровня. Все четко указано в описании заклинания. Приведу пример: «Лечение ран» 1 уровня. Оно позволяет восстановить 1d8 хитов (жизней) любому существу. Однако, если вы накладываете это заклинание, используя ячейку второго уровня, оно лечит на 2d8; третьего – 3d8 и так далее.

Чтобы восстановить ячейки и «обнулить» их, любой персонаж должен просто отдохнуть (так же 8 часов).

Кроме заклинаний, существуют Заговоры. Их можно назвать заклинаниями 0 уровня. Если персонаж их знает, это прямо указано в таблице класса. Заговоры можно накладывать неограниченное число раз.

Некоторые заклинания требуют Концентрации. Ее длительность указывается так же в описании заклинания. Концентрация оканчивается в следующих случаях:

1. Вы добровольно ее оканчиваете.

2. Вы накладываете другое заклинание, требующее концентрации.

3. Вы получаете урон во время сражения и проваливаете Спасбросок Телосложения.

4. Вы становитесь недееспособным или умираете.

Таким образом, отдельное действие для Концентрации не требуется.

{ "items": [{"title":"\u041a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430 \u0437\u0430\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0432","image":{"type":"image","data":{"uuid":"019d128c-f78a-1f9e-1bca-df509d18a2b2","width":2115,"height":1171,"size":450585,"type":"jpg","color":"bcc98f","external_service":[]}}},{"title":"\u041f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \u0437\u0430\u043a\u043b\u0438\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0442\u0440\u0435\u0431\u0443\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438","image":{"type":"image","data":{"uuid":"3045f2ed-624b-e07d-36f8-f564b4a50ab4","width":997,"height":793,"size":282725,"type":"jpg","color":"f0e8d5","external_service":[]}}}] }

Остальные элементы заклинаний (длительность, дистанция, область воздействия) не особо сложны для понимания, поэтому про них я рассказывать не буду. Прочитать об этом можно на страницах 203-205 Книги игрока.

Закончим наконец?

Теперь можно доделывать персонажа. Итак, магии посвящен третий лист. В графе «Класс заклинателя» напишите, собственно, класс вашего персонажа. Базовая характеристика указана в описании класса, она используется при подсчетах следующих двух чисел.

Первое – Сложность Спасения. Некоторым заклинаниям зачарованное существо может противиться. Так, например, мой бард накладывает на Разбойника «Жуткий смех Таши», из-за которого он (мой противник) будет воспринимать все происходящее невероятно смешным, упав на землю. Однако, в описании заклинания говориться про спасбросок Мудрости. Если вкратце: Разбойник должен выбросить число (+ модификаторы), большее Сложности Спасения, чтобы не подвергнуться действию заклинания.

Формула для вычисления дается так же в описании классов, но общее правило таково: 8 + бонус мастерства + модификатор Базовой характеристики. Считаем и записываем.

Бонус атаки заклинанием – это бонус к броску на попадание, как при атаке обычным оружием. Общая формула: бонус мастерства + модификатор Базовой характеристики.

После заполнения шапки нужно посмотреть в таблице класса, сколько на первом уровне вашего персонажа дается ячеек заклинаний. Впишите это значение в соответствующее поле. Теперь узнайте (посмотрите или посчитайте по формуле) количество известных вам заговоров и заклинаний. Затем открывайте Список заклинаний в Главе 11, ищите класс вашего персонажа. Перед вами огромный список одних только названий, поэтому выпишите их где-нибудь рядышком. И наконец, читайте описание всех доступных вашему классу на данном уровне заговоров и заклинаний (они расположены ниже в алфавитном порядке) и выбирайте из них ровно столько, сколько известно заговоров и сколько дано ячеек. Выбранные названия впишите в таблицу заговоров/заклинаний. Если класс позволяет «подготавливать» заклинания при отдыхе, можете выписать их все, а рядом с подготовленными ставить «точку».

Проверка навыков

Проверка своих сил в различных областях – основная механика D&D. Персонажи зачастую используют свои навыки, чтобы найти какой-то предмет, оттолкнуть препятствие, перепрыгнуть через пропасть.

Итак, как проходит проверка навыка. Когда персонаж собирается что-то сделать, Игрок может спросить у Мастера: «Какую проверку мне требуется выполнить?» Допустим, палладин Персифаль Рыжий собирается перепрыгнуть опасную яму с ловушками в узком коридоре. Для этого необходимо пройти проверку Атлетики. Затем Мастер втайне определяет Сложность задачи: это число, больше которого должно получиться у игрока для успеха. Поскольку пол все еще мокрый от крови охранников этого склепа-тюрьмы, а «пропасть» широкая, Мастер решает, что Сложность равна 14.

Таблица Сложности, данная для примера. Числа можно менять по усмотрению

Сама проверка проходит следующим образом: Игрок бросает d20, а затем прибавляет уместные модификаторы. То есть, общая формула такова: d20 + Бонус мастерства (если персонаж владеет навыком) + Модификатор характеристики (она указывается в скобках рядом с навыком). Любому палладину присущ высокий уровень физической силы, а потому характеристика Силы у Персифаля равна 15, значит – Модификатор +2. Персонаж 1 уровня, значит бонус мастерства +2, ведь какой палладин не владеет атлетикой! Итого: d20 + 4. Отдельно отмечу: чтобы проходить проверку, необязательно владеть навыком. Владение позволяет прибавить бонус мастерства, только и всего. Я дал лишь общую формулу, конечно существует множество навыков, позволяющих, например удваивать бонус мастерства.

После броска дайса и необходимых подсчетов, игрок называет итоговое число. Если оно выше – проверка успешна; ниже – провал. Мастер может варьировать результат в зависимости от итога: например, при выпадении 14 ровно, Персифаль перепрыгивает, подскальзывается и едва успевает удержать равновесии; при 19 – прыгает и делает кувырок а-ля «Макс Пейн»; 2 – падает вниз, получает урон, дырявит штаны, ломает лук до непригодного состояния.

Отдельно стоит сказать про «криты». Обычно они используются лишь в сражениях, но мы захоумрулили и применяем везде, где только можно. Итак, если на d20 выпадает «20», считается, что проверка прошла успешно в любом случае; да так, что любой Геральт позавидовал бы проворству. Однажды Вождь гоблинов решил спрыгнуть с высокого постамента, выбросил «20» при проверке Акробатики, сделал тройной тулуп, пару кульбитов в воздухе и, не приземляясь, швырнул копье в нашего варвара, тяжело ранив его. Его подданные аплодировали стоя. При выпадении «1» случается нечто невообразимо постыдное и больное. Варвар часто ломал себе ноги при падении с высоты и даже при проверке Скрытности.

Во время проверки навыков окружающая обстановка может помогать, или, наоборот, мешать ей. Например, это помощь союзника или нечто, что отвлекает внимание (падение сталактитов с потолка пещеры). В этом случае говорят, что проверка осуществляется с Преимуществом или с Помехой (Advantage/DisAdvantage). В любом случае, d20 бросается дважды. Если у героя есть Преимущество, он выбирает наибольшее значение из двух выпавших, а затем применяет остальные уместные бонусы. Если у него Помеха – то выбирает наименьшее выпавшее число, а после также прибавляет все модификаторы. Неважно, сколько одновременно действует помех или преимуществ – d20 все равно бросается два раза. Так же, если в данной ситуации у персонажа одновременно имеются и преимущества, и помехи (хоть 1 преимущество и 10 помех), считается, что у героя нет ни того, ни другого – совершается обычная проверка.

Преимущество может давать так же Вдохновение – его дает Мастер за, например, отличный отыгрыш роли или нестандартный выход из ситуации. Игрок может потратить вдохновение в любой момент и совершить проверку с преимуществом. При этом вдохновение может быть только одно в единицу времени.

Пассивные проверки

Далее я мог бы подробно расписать, за что отвечает каждый конкретный навык, но это не имеет смысла, поскольку в Книге игрока про них рассказано более чем подробно и точно. Поэтому прочитайте про них на страницах 175-178.

Но отдельно необходимо отметить так называемые «Пассивные проверки». К ним прибегают, если персонаж не делает чего-то целенаправленно, но может достичь определенного результата «случайно». Классический пример: гоблины прячутся в темном углу за бочками с провизией в своем лагере. Опытный плут Эйриен может знать о существовании этих больших крыс и искать их целенаправленно, а может и просто проходить мимо этого угла. В первом случае Эйриен проходит обычную активную проверку навыка «Внимательность», которая противостоит гоблинской проверке на «Скрытность». Во втором – Эйриен не бросает кости, Мастер лишь спрашивает: «Сколько у тебя пассивная Внимательность?» Формула для расчета пассивных навыков такова: 10 + все уместные бонусы. То есть: бонус владения и модификатор характеристики. Если в данной ситуации имеется преимущество – прибавьте 5; помеха – вычтите 5. Заметьте, что для значения Пассивной внимательности в Листе персонажа имеется специальное поле. Поэтому посчитайте и запишите его

Спасброски

Иногда на персонажа воздействуют негативные эффекты, от которых имеется шанс спастись. При падении в глубокую расщелину герой может изловчиться и зацепиться за уступ. При плевке ядом дракона вы можете привести в действие весь свой иммунитет и уменьшить получаемый урон.

Спасброски осуществляются по велению Мастера. Зачастую необходимость их применения указана в самом приключении, как и сложность спасения, и последствия бросков.

Спасбросками можно владеть, как обычными навыками – для прибавки бонуса мастерства. Впрочем, они даже проверяются одинаково. Бросок d20 + Бонус мастерства + Модификатор характеристики.

На этом все, основы Магии и Проверки навыков я вроде бы разобрал, ничего не упустив. Надеюсь хотя бы один человек да заинтересовался D&D после этих двух статей. В следующий раз расскажу про основы сражения и про то, как вообще начать приключение из Стартового набора (Затерянные рудники Фанделвера). А после, думаю, можно и заканчивать.

Ну что же, ролльте с Адвантажем как говориться!

{ "author_name": "Vladek235", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 56, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 23433, "is_wide": false }
{ "id": 23433, "author_id": 21045, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/23433\/get","add":"\/comments\/23433\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/23433"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

в статье с "часть 2" в названии обязательно должна быть на видном месте ссылка на часть 1, лучше прямо в первом абзаце

Ответить
0

Ага, уже заметил, вот добавил как раз в начало)

Ответить
2

Первое – Сложность Спасения.

Ох, как больно. Ну это очень своеобразный перевод, если честно. И да, в обзорной статье лучше бы указывать и английские термины.

Ответить
0

Ммм, согласен, сделаю как доберусь до дома, если не забуду. Но вообще эту серию статей я подразумевал как некое упрощение в навигации в Хендбуке что ли. То есть я сам недавно играю в ДнД и меня оочень долго отталкивало что там всего много, все объемно и непонятно. А на самом деле, чтоб по началу играть, не так много правил и нужно. То есть как бы ретроспектива, что меня бы самого подтолкнуло начать играть

Ответить
0

Есть же не плохая пдшка: "Быстрый старт для игроков D&D 5th ". Не знаю с кем вы играете, но мне казалось, что о ней почти все знают. Там не описывается концентрация, но, в общем и целом, Книга Игрока там описана нормально. Для новичка этого хватит, а если захочет, он и сам полезет в Volo's Guide to Monsters, и в Xanathar's Guide to Everything.

Ответить
0

Хаха, лонгриды мое все!

Ответить
1

Как начать играть в Дэху. Берете шаблон война первого уровня. А потом всю игру спрашиваете что я могу что я не могу сделать и почему. Так пару игры потому же мозг сам откроется для ПХБ. А там гляди и визардский спелубк откроете.

Ответить
1

В целом выбирая между D&D и Pathfinder я решил, что для обычных игроков не столь приближенных к НРИ последняя система все же проще. Считаю справедливой фразу в его мануале, которая передает следующий важный момент - правила - это только повод, для того, чтобы приятно провести время за процессом игры, поэтому они не являются шумерскими непреложными законами. Сложными для себя всегда улавливаю первые пару игровых сессий, когда игроки медленно начинают входить в игровой мир, а критичными часы после муторного создания персонажей для партии, которая пройдя сквозь эти трудности неминуемо смотрит в первые часы на игру с долей недоверия. Если настроение этого времени переломить забавными ситуациями знакомства персонажей и юмором, то знакомство пройдет менее болезненно, несмотря на настроение задуманного Вами, как ГМ, сюжета.

Ответить
1

В целом еще не выявил для себя, как относиться к смертности персонажей, это тонкая грань. Уходить в "жуткий реализм" Darkest Dungeon как-то не хочется, однако не хочется также и чтобы персонажи не ощущали опасности приключения из-за того, что моё предпочтение, как ГМ, состоит в том, чтобы вся партия целиком прошла через всё трудное приключение вместе. Когда партия приближается к смертельной опасности я каждый раз стараюсь соблюсти тонкую грань между реальностью опасности и Орлами Толкиена, и сделать это так, чтобы игроки не заметили помощи с моей стороны и считали победу своей полноценной заслугой. Пока выходило у меня неплохо, но этот вопрос у меня встает довольно часто)

Ответить
0

Написать гайд по Фармфрейму что ли....

Ответить
0

Думал, что речь о D&D Online (mmorpg)

Ответить
0

А есть дискорд каналы с днд?

Ответить
0

Вот только что нашел: https://vk.com/dnd_league, здесь в ссылках можно найти и там уже поспрашивать и найти подходящую пати

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления