«Это было похоже на рок-группу»: разработчики рассказали о работе в Croteam

В этом году студии исполнилось 30 лет.

На YouTube-канале издателя Devolver Digital вышло видео, посвящённое юбилею хорватской студии Croteam. В этом ролике разработчики намекнули на свои будущие игры, рассказали о своём отношении к разработчикам из России, а также раскрыли особенности сотрудничества с издателем Devolver Digital.

Ниже представлена текстовая версия видео из серии Behind the Schemes издателя. Здесь затронуто самое главное.

Как всё начиналось

Первый человек из Croteam в кадре — креативный директор Давор Хунски. И первый вопрос, который ему задали, был про то, имелся ли у него когда-нибудь долгосрочный план. Разработчик сразу ответил, что нет, никогда. За всё это время у них были плохие и хорошие времена, но сейчас он с надеждой смотрит в будущее.

На вопрос, чем гордится Дамьян Мрацунац, композитор всех частей Serious Sam и The Talos Principle, ответил, что именно Serious Sam: The First Encounter, которая вышла в далёком 2001 году. Композитор присоединился к Croteam только в 1999. Он гордится, что вместе со своими коллегами закончил и выпустил игру. Что доказали — они способны на это.

Serious Sam: The First Encounter.
Serious Sam: The First Encounter.

Разработчики в целом говорят, что прошли долгий путь. Адмир Елезович, старший 3D-художник, отметил, что многих коллег он знает уже около 40 лет. Ведущий геймдизайнер Давор Томичич добавил, что тогда они были молоды и наивны. Они не знали, во что ввязывались.

Мы делали игру и никогда не думали, что у нас не получится.

Давор Томичич, ведущий геймдизайнер

Чтобы дойти до самой игры, им нужно было сделать движок, потом инструменты. И никто тогда из них не знал, как это делать, но они были молоды. У Давора Томичича было чувство, что они сделают лучшую игру в мире. После создания Serious Sam: The First Encounter под крылом Croteam он был поглощён только этим шутером, играл в него каждый день.

Serious Sam: The First Encounter.
Serious Sam: The First Encounter.

С ведущим геймдизайнером соглашается и главный композитор студии, который сравнил их коллектив во времена разработки Serious Sam: The First Encounter с рок-группой.

Во времена First Encounter это было похоже на рок-группу, которая делала всё вместе, записывая свою первую пластинку.

Дамьян Мравунац, композитор

Он же вспомнил и последний день перед тем, как они отправили финальную версию Serious Sam: The First Encounter на диск.

Итак, мы идем в гостиную, я включаю колонки и выключаю свет. Это было похоже на просмотр фильма. Мы сели, отыграли начало игры, и ребята такие: «Мы сделали это».

Дамьян Мравунац, композитор

Разработчики про худшие моменты

По мнению уважаемого композитора Дамьяна Мравунаца, это случай, когда у них в офисе засорился туалет.

Расстроенный Дамьян Мравунац слева — справа факт, что шутка удалась.
Расстроенный Дамьян Мравунац слева — справа факт, что шутка удалась.

Другую, более развёрнутую историю, рассказали Адмир Елезович и Давор Томичич. Она касается неоднозначной для фанатов Serious Sam 2. Первый разработчик полагает, что с точки зрения разработки игра оказалась не той, чем ожидалась. Всё было другое, но сами изменения были не плохими.

Serious Sam 2 создавалась в спешке. При условии, что у Croteam был жёсткий контракт, а сам движок для игры пришлось создавать с нуля, они не уложились в отведённые сроки. Хотя изначально полагали, что точно успеют. Через два года у них закончились деньги. Разработчикам какое-то время пришлось работать за бесплатно.

Спустя год они закончили разработку, но «потеряли много-много качественных талантов», как утверждает Давор Томичич, ведущий геймдизайнер. Это было большим ударом для всей Croteam. Но в итоге позже некоторые разработчики вернулись обратно, чтобы поработать над их новым необычным проектом.

В марте 2021 года для Serious Sam 2 <a href="https://dtf.ru/games/680849-serious-sam-2-vpervye-za-pyat-let-poluchila-obnovlenie-v-igru-dobavili-12-kart-i-luchevuyu-pushku" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вышел</a> огромный патч — над ним работал бывший моддер «Серьёзного Сэма», ранее получивший работу в Croteam. 
В марте 2021 года для Serious Sam 2 вышел огромный патч — над ним работал бывший моддер «Серьёзного Сэма», ранее получивший работу в Croteam. 

«Давайте уберём этого стрелка»

Давор Томичич сравнивает историю начала разработки The Talos Principle с тем, что было при работе над Serious Sam 4. Как он утверждает, до выхода «Талоса» люди часто жаловались на постоянный экшен в играх Croteam, без другого вида геймплея.

В итоге пошли эксперименты. Разработчик решил создать несколько головоломок, а потом ещё, но ещё более сложных. И тут он осознал, что это играется крайне весело.

Мы знали, что у нас в руках есть что-то хорошее. И оно вышло за рамки игр про «Серьёзного Сэма». А потом мы создали совершенно новую игру, и она оказалась потрясающей.

Давор Томичич, ведущий геймдизайнер

В итоге её, как и другие знаменитые части Serious Sam, часто хвалили. И разработчик этим очень гордится.

The Talos Principle.
The Talos Principle.

Давор Хунски, креативный директор Croteam, придерживается похожего мнения. Они изначально не планировали сам «Талос». Хунски пошутил, что это словно сказать разработчикам, которые делают Serious Sam: «Давайте уберём этого стрелка».

Хунски снова упомянул, что он ещё до Croteam в одиночку создал игру в жанре головоломка. А затем уже студия занялась созданием спортивных игр. И первая из них — Football Glory. Так что студии не впервой менять жанр следующего проекта.

<b>Football Glory</b>, 1994 год.
Football Glory, 1994 год.

Креативному директору Croteam кажется удивительным факт, что The Talos Principle приняли крайне ярко.

Я видел столько страсти к играм про «Серьёзного Сэма», но в отношении The Talos Principle её было в пять раз больше. Смена игры – это нечто особенное с точки зрения того, как она затрагивает людей. Возможно, это больше, чем игра. Я видел тысячи комментариев о том, что это лучшая игра на свете.

Давор Хунски, креативный директор Croteam

Старший программист и одновременно один из сооснователей Croteam Дин Секулич говорит, что лично он этого не ожидал.

Но у Croteam есть какая-то мания величия.

Дин Секулич, старший программист и один из сооснователей Croteam
The Talos Principle: Road To Gehenna.
The Talos Principle: Road To Gehenna.

Свобода творчества в Croteam

Сценаристы Йонас и Верена Кирацес очень ценят свободу, которую даёт Croteam. Руководство прислушивается к необычным идеям и сюжетам, как сейчас с The Talos Principle 2. Находит время выслушать идеи других разработчиков. Но Верена Кирацес видит в этом и неизбежные недостатки.

Иногда все слишком много говорят, и тогда мы ссоримся, а потом становимся большой семьёй и, надеюсь, в конце концов миримся. Но приятно, что вы действительно можете изложить свои идеи, и они вас выслушают.

Верена Кирацес, сценарист

Отражение Croteam в игровой индустрии

Креативный директор Croteam полагает, что они, возможно, не делают чего-то принципиально уникального или же несмелого, но у студии, он надеется, всё же есть собственный стиль. Но в конце они этого не планируют, в итоге всё выходит немного другое. Давор Томичич, ведущий геймдизайнер, очень гордится, что сейчас в обзорах некоторых новых игр порой пишут, что у них геймплей в стиле Serious Sam. В частности, про игры с шутерной механикой.

Во время продвижения The Talos Principle на различных игровых выставках (Gamescome, PAX, E3), Дамьян Мравунац и другие сотрудники Croteam впервые лицом к лицу встретились с фанатами.

Композитор думал, что они неизвестные ребята, которые выпускают игры и их любят. Но оказалось, что все знают о Croteam и Serious Sam. И для Дамьяна Мравунаца это оказалось шоком.

И вот парень показывает мне: «У меня на телефоне вся твоя музыка». Почему? Ты знаешь?

Дамьян Мравунац, композитор
Дамьян Мравунац удивляется, сильно удивляется.
Дамьян Мравунац удивляется, сильно удивляется.

Особенности работы с Devolver Digital

Разработчики всегда чувствовали, что в Devolver Digital хотят им помочь в их путешествии. В начале своего пути Croteam сотрудничали с издателем GOD Games, когда выпускали Serious Sam: The First Encounter (в том числе показывали им ранний прототип) и другие свои игры. В 2000 году издателя купила компания Take-Two Interactive. Тогда основатели и некоторые сотрудники ушли из GOD Games и в 2009 году основали Devolver Digital.

Давор Томичич полагает, что если бы они тогда не выпустили Serious Sam: The First Encounter, то это бы сильно повлияло как на сотрудников Croteam, так и на саму серию Serious Sam в частности.

Потому что, если бы её не выпустили, нам, вероятно, пришлось бы всё бросить и пойти работать куда-нибудь еще.

Давор Томичич, ведущий геймдизайнер

Спустя десять лет в недавно образованной Devolver Digital попросили о сотрудничестве с Croteam, чтобы последние выпустили Serious Sam 3. В то время Croteam была уже известной компанией. И ими интересовались крупные издатели.

Serious Sam 3: BFE.
Serious Sam 3: BFE.

Но в Croteam решили отплатить им за ту помощь, проявленную ещё во времена выхода первой части «Серьёзного Сэма». Уже после этого вышла не только третья часть шутера, но и HD-версии Serious Sam: The First Encounter и Second Encounter.

Давор Томичич утверждает, что продажи всех этих игр оказались очень высокими.

Так и наступил новый этап многолетнего сотрудничества Croteam с Devolver Digital. А несколько лет назад издатель купил разработчиков. Интервьюер отметил, что без Croteam не было бы Devolver. Давор Хунски, креативный директор Croteam, думает, что, вероятно, и без Devolver не было бы Croteam. И Хунски рад, что у них сложились доверительные отношения.

С этим согласен и композитор Дамьян Мравунац.

Они здесь как продолжение Croteam. Мы сделаем игру. Они доверяют нам, что мы сделаем хорошую игру, и они предоставят нам все доступные инструменты, чтобы облегчить нам жизнь. Вот почему нам нравится быть с Devolver. Это как семья. Мы помогаем друг другу.

Дамьян Мравунац, композитор
Текст ниже, вероятно, шутка, что это не реклама издателя.
Текст ниже, вероятно, шутка, что это не реклама издателя.

Вера Croteam в разработчиков из России

Дамьян Мравунац пошутил, что у них нет конкретных сроков и каких-то ключевых майлстоунов, только отличные идеи. В чём он в шутку извинился перед Devolver. Композитор рад, что появились и новые молодые разработчики со свежими идеями. И их необычные задумки не собираются отвергать.

Вероятно, он по большей части имеет в виду созданную в 2021 году под крылом Croteam — Timelock Studio, которая основана в России из людей, которые ранее делали модификации для «Серьёзного Сэма». А не так давно выпустили самостоятельный аддон к последней части под названием Serious Sam: Siberian Mayhem.

Serious Sam: Siberian Mayhem.
Serious Sam: Siberian Mayhem.

Ведущий сценарист Йонас Кирацес говорит, что новые сотрудники, которые к ним пришли, очень хороши. И он очень доволен ими. Молодые сотрудники Croteam также работали и над The Talos Principle 2.

Похвала также коснулась и разработчиков из российской Timelock Studio.

Они потрясающие. Siberian Mayhem был великолепен. А их интуитивное понимание того, как создавать игры, просто замечательно.

Йонас Кирацес, ведущий сценарист

Стоит упомянуть, что в команде TimeLock Studio также трудится, например, бывший моддер под ником Deadkadath, который до этого сделал частичный ремейк Serious Sam 2 на движке Serious Sam Fusion. А также множество других оригинальных работ.

Подобное внимание от Croteam не редкость. До этого разработчики также увековечили многих моддеров в отдельной локации в Serious Sam 4.

Давор Хунски, креативный директор Croteam, очень хочет, чтобы молодые сотрудники смогли улучшить ранее созданное ими и вывести всё это на новый уровень.

Новая кровь, новый дух. Ну, может быть, тот же дух, но с новым колоритом, мне не терпится увидеть это.

Давор Хунски, креативный директор Croteam

С ним согласен и ведущий геймдизайнер Давор Томичич. Он добавил, что они напоминают ему их самих в молодости.

Мы учим их быть независимыми. Мы даём им советы, но не приказы, поэтому у них есть большая творческая свобода. И я думаю, что они смогут продолжить наше наследие в будущем.

Давор Томичич, ведущий геймдизайнер

Намёк на будущие игры

Адмир Елезович, старший 3D-художник, намекнул, что в Croteam работают над новым/новыми IP. И оно/они никак не связано с Serious Sam и The Talos Principle.

Почему не больше? Итак, у нас есть некоторые идеи. И мы посмотрим, куда это нас приведёт.

Адмир Елезович, старший 3D-художник

Разработчик говорит, что у нового проекта хороший потенциал.

Давор Хунски, креативный директор Croteam, вновь поблагодарил игроков, что поддерживают их.

Даже небольшое количество плохих моментов, которые бывают в твоей жизни могут быстро исчезнуть. Достаточно, например, на полчаса зайти в Steam и почитать комментарии к «Серьёзному Сэму» и особенно к «Талосу». Весь негатив пропадёт в мгновение ока.

Вы не представляете, как много это значит для того, кто хочет создавать игры.

Давор Хунски, креативный директор Croteam

Ранее для The Talos Principle 2 вышел масштабный патч, который улучшает и дополняет многие аспекты головоломки. А саундтрек игры выпустили не только в стриминговых сервисах, но и на странице игры в Steam.

Кроме того, на The Talos Principle 2 в Steam сейчас действует скидка 20% до 4 января включительно.

12K12K показов
1.6K1.6K открытий
11 репост
10 комментариев

Обожаю серию Сериус Сэм, для меня это чуть ли не эталон своего поджанра шутеров

Ответить

А мне все части понравились, даже 4, хотя люди нормально поплевались на нее, хотя зря.

Ответить

Каждая часть по-своему хороша. Но недавняя Сибирь смогла вобрать многие фишки из прошлых частей и не скатиться по какому-нибудь другому аспекту (как четвёртая часть в плане плохих карт, хотя она была очень хороша по другим фишкам).

Ответить

В SS4 ещё не играл, но BFE3 для меня стал любимой частью. Игра наполнена ощущением последних дней человечества и его поражением в войне за Землю против Ментала.
Визуальная приземлённость с демонстрацией руин цивилизации ей к лицу. Это позволяет почувствовать время и пространство событий, которыми были лишены Первое и Второе пришествие. Первые части воспринимались как античные декорации вне времени.

Есть раздражающие противники такие как инопланетные обезьяны, а есть самый запоминающийся искусственный ограничитель границ уровня - гигантский песчаный червь. Описание каждого порабощённого представителя армии Ментала читать интересно. Игровой справочник позволяет углубиться в игровой лор и сделать передышку между боями.

Ответить

Да, тоже крайне понравился BFE3. Всякий раз, когда нахожу новых друзей, всегда гоню их проходить всех Сэмов в коопе. Тройка в версии Fusion сейчас прям хорошо ощущается. На высокой сложности с дополнительными особыми атаками у противников вообще кайф.

Мне кажется, что круто, когда каждая часть Сэма имеет своё особое настроение, свой стиль. Ну то есть тебе наверняка какая-нибудь из частей точно зайдёт.

Ответить
Ответить

Удивительные разрабы конечно

Ответить