Почему игры по лицензии перестали быть плохими

Главное из разговора с создателем Spider-Man (2002) и Ghostbusters: The Video Game.

Не так давно игры по лицензии пользовались не лучшей репутацией — студии часто выпускали их как в качестве маркетингового сопровождения к выходившему в прокат фильму, не вкладывали в них много сил и не особенно заботились об их качестве.

Редактор издания Gamesindustry.biz пообщался с Марком Капланом — человеком, который в течение долгих лет занимается играми по лицензии и был ответственен за создание таких тайтлов, как Spider-Man (2002) и Ghostbusters: The Video Game (2009). Журналист обсудил с ним то, как играм по фильмам и сериалам удалось избавиться от ярлыка «дешёвых» и «бездушных».

Marvel's Spider-Man
Marvel's Spider-Man

По мнению Каплана, за последнее время ситуация сильно изменилась — плохих игр по лицензии выходит гораздо меньше, чем раньше. Теперь на уже существующей интеллектуальной собственности основаны одни из крупнейших франшиз в индустрии — Batman: Arkham, Middle-earth по «Властелину колец», The Walking Dead от Telltale или Spider-Man от Insomniac. Отныне тот факт, что игра сделана по фильму, книге или сериалу, нисколько не отпугивает игроков.

The Walking Dead
The Walking Dead

Как мне кажется, раньше к игровой индустрии относились скорее как к хобби. И продюсеры, режиссёры и другие создатели контента тоже относились к ней совсем иначе. «О, это же ещё один способ заинтересовать детей моими персонажами».

Марк Каплан, глава BD Labs

Сейчас, по мнению Каплана, это отношение полностью поменялось: теперь угодить фанатам стало гораздо сложнее, и одним участием знакомых персонажей их уже не купить. Играм по лицензии теперь приходится соответствовать таким же высоким стандартам качества, как и любым другим.

Mad Max
Mad Max

Марк Каплан наблюдал за этими изменениями изнутри и сам приложил к ним руку. Он занимался созданием игр в Sony Pictures Entertainment и дослужился до позиции вице-президента, но через некоторое время уволился. Теперь Каплан занимается «тем, в чём он особенно хорош» — организует коммуникацию между разработчиками и держателями лицензий.

Каплан считает, что игры по лицензии стали лучше благодаря происходившим в индустрии процессам, которые далеко не все оценивают позитивно.

С развитием рынка консолей увеличилась стоимость разработки, а вместе с ней выросли и риски. В 90-х стоимость производства игры была гораздо ниже, чем в нулевых. Бюджеты сначала увеличились до десяти миллионов долларов, потом до двадцати. Тратить весь производственный и маркетинговый бюджет на приобретение лицензии стало слишком рискованно.

Марк Каплан, глава BD Labs

Из-за повышения стоимости разработки среднее качество игр по лицензии упало, однако в то же самое время начали появляться действительно качественные и успешные проекты, которые заставили студийных боссов пересмотреть своё отношение к играм. К некоторым из них приложил руку и сам Каплан — например, он работал над играми по мотивам трилогии о «Человеке-пауке» с Тоби Магуайром, — и его поразило то, насколько создатели фильмов были вовлечены в процесс.

Spider-Man: The Movie (2002)
Spider-Man: The Movie (2002)

Каплану приходилось общаться не только с Кевином Файги и другими продюсерами, но и с режиссёром Сэмом Рэйми. Только в результате долгих переговоров ему удалось убедить продюсеров разрешить добавить в игру Стервятника, Скорпиона и других злодеев, которых не было в фильме. Разработчиков даже приглашали на съёмки, чтобы дать им «почувствовать настроение» картины.

Озвучивать Питера Паркера пригласили самого Тоби Магуайра, причём, по словам Каплана, он отнёсся к этому заданию как к чему-то большему, чем обычное контрактное обязательство. Увидев знаменитого актёра в студии звукозаписи, Каплан осознал, что для игр по лицензии наступают новые времена.

Он делал это с энтузиазмом. Он играл Человека-паука в студии звукозаписи, в соответствии с нашими указаниями и указаниями продюсеров, и для него это было совершенно естественно. В этот момент я почувствовал, что [люди из киноиндустрии хотят] в этом участвовать. Потому что их волнует результат.

Марк Каплан, глава BD Labs
Кадр из фильма «Человек-паук»
Кадр из фильма «Человек-паук»

С этого момента деятели кино стали принимать активное участие в создании игр. Вскоре Марку Каплану удалось уговорить всех звёзд «Охотников за привидениями» принять участие в озвучании игры Ghostbusters: The Video Game — в результате Дэн Экройд, Билл Мюррей и Гарольд Рэмис настолько загорелись идеей, что даже поработали над сценарием.

Продюсеры решили, что игра состоится только если удастся добиться участия звёзд. Так что мне пришлось встречаться с их агентами и убеждать их, что это будет отличной возможностью снова собрать команду вместе. «Мы знаем, что это не фильм, фильма нет уже долгие годы, но мы можем сделать всё то же самое в игре, и сделать это правильно».

Марк Каплан, глава BD Labs
Ghostbusters: The Video Game (2009)
Ghostbusters: The Video Game (2009)

Как выяснилось позже, сами «охотники» были заинтересованы в проекте даже сильнее, чем издатель: Activision Blizzard неожиданно отменила игру, но её «подобрала» Atari. Игра, получившая «благословение» от Айвана Райтмана, режиссёра оригинала, получилась настолько удачной, что многие фанаты воспринимают её как замену так и не снятому третьему фильму.

Ghostbusters: The Video Game (2009)
Ghostbusters: The Video Game (2009)

Каплан обращает внимание на неоднозначность положения игр по лицензии в 2018 году. С одной стороны, сейчас вокруг «океан возможностей» — огромное количество игр, платформ и держателей интеллектуальной собственности. С другой — и разработчики, и правообладатели всё больше ориентируются на создание собственного контента и более тщательно подходят к выбору партнёров.

5858
54 комментария

Ghostbusters:The Video Game сделаны с огромной любовью к франшизе и самими авторами фильмов. В том и секрет, наверное.
Отличная игра.

31
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

На psp, помню, была своя версия, игра была длиннее и боссов там больше было, с удовольствием прошел

Ответить

Игры по риддику вот это топ

24
Ответить

Думаю роль сыграло то, что Вин Дизель сам геймер. Про видеоигры не знаю, а в ДнД так точно помню читал что он играет.

Ответить

Так проблема игр по лицензии всегда была не в том, что они по лицензии, а что они разрабатывались в сжатые сроки, чтобы успеть к выходу фильма. Естественно, что когда такая привязка исчезла, то и проекты становятся лучше.

21
Ответить

Постойте какой там качественный скачёк с 2000х годов и отличные охотники 2009, но ведь в 2016 вышли ужасные охотники, которые провалились в продажах. Статья выглядит как замыливание этой игры, ибо игра от 2009 года упомянулась 10 раз а от 2016 ни разу. Если в таком ключе вспоминать хорошие игры пропуская плохие то да, игры по кино цветут и пахнут. Надо было Каплана про 2016х спрашивать https://store.steampowered.com/app/425310/Ghostbusters/

13
Ответить