Взгляд на Психику: INDIKA и Шизофрения?

Взгляд на Психику: INDIKA и Шизофрения?

Добрый день, пока готовится 4-я статья по BioShock решил разобраться в нашумевшем недавно хите INDIKA про монахиню, что пытается жить со своими “демонами” в голове.

Так как я любознательный человек мне стало интересно, что за “демоны” в её голове обитают и как они проявляются.

Обо мне и блогах

Важно: Если вы встретите описание, похожее на то, что происходит с вами, перепроверьте информацию ещё раз сами, а затем спросите у близких людей, если вы действительно страдаете от психических расстройств и вредите себе и/или окружающим обратитесь к специалисту!

Добрый день, сейчас я учусь на психоаналитика и недавно мне хотелось почитать контент, который бы в научно популярной форме рассказывал или объяснял про некоторые диагнозы и рассказывал про психику на примере персонажей видеоигр, но даже если я и находил подобный контент, то его было недостаточно дабы обеспечить мой интерес, а лезть в серьёзные научные произведения толку нет без хороших примеров, которые могут быть только во врачебной практике на поздних этапах обучения.

Поэтому решил в научно-популярной теме сам поговорить о этой теме, ещё и поднабрав при этом опыта в психоанализе, хочу показать вам как поведение ключевых персонажей, т.е. их Психическое состояние влияет на атмосферу игры.

Считаю, что Личности персонажей могут определять настроение сцены, делая её грустной, весёлой, доброй, злой, или даже смешной. Это создаёт особый опыт игрока и формирует его взаимоотношение с миром игры и самими персонажами.

Также хотел бы рассказать о том, как гейм-дизайнеры и сценаристы работают над характерами персонажей. Они создают уникальные черты личности, которые делают персонажей живыми, а не просто картонными фигурами. Это придаёт игре глубину и значимость.

В этой и последующих статьях я не буду поднимать темы конкретики отличий от норма-статического поведения из-за сложности её объективной оценки, а буду обсуждать «обобщённое» и «упрощённое» восприятие конкретных моментов в игре по персонажу — лично мной.
Моя группа ТГ:

Мои другие блог:

Проще говоря: все перечисленные в статье описания и представления, были взяты из игры, моей головы, а также других источников, ссылки на которые я прикрепил в месте использования, поэтому вся информация может и не являются “точной” или “конечной”, в том числе и диагнозы, а быть только моим личным мнением, с которым вы вправе не согласиться.

Начало

Первое с чем мы сталкиваемся в игре это состояние девушки на текущий момент 5 минут игры, которое как бы показывает, что человек — "летает" в своих мыслях, иначе говоря сильно погружен в себя.

Для себя, как наблюдатель, мы понимаем, что она не хочет видеть или слышать что происходит снаружи "её головы", как бы это не звучало, но такое называют отрешённостью от действительности в психологии. Пока сделаем пометку об этом, и двинемся дальше.

В таких состояниях может происходить дезориентация — частичная потеря в пространстве, а в её случае это ещё и разбавляется галлюцинациями, которые выражены в виде визуализации всего этого дела в виде “некой игры”, где она символически падает вниз набирая баллы.

По одной этой начально сцене как психоаналитику можно понять, что у героини несколько психологических проблем. Объясню, так как мы видим мир её глазами (чего кстати не хватает в практике реальной жизни), то мы можем от первого лица сталкиваться с тем, как мыслит, думает, действует и говорит персонаж из-за чего насмотренным взглядом можно сразу делать некоторые выводы.

Первая проблема — это бредовые состояния[1] из-за психоза[2], который сопровождаются как бы “геймификацией”[3] своего окружения в виду высокой восприимчивости[4].

За такие слова не прощаем!)
За такие слова не прощаем!)

Высказал много умных терминов, давайте разбираться.

1. Бредовые состояния (более подробно о них писал в блоге) это когда человек ввиду своего состояния не отличает реальное, от того что этим не является. В домашних условия его невозможно убедить в том, что то что он говорит как бы не существует или невозможно, я проводил аналогию со слежкой:

"вы чувствуете будто за вами следят потому что у вас, с ваших слов, экстрасенсорные способности? Вот тогда да, это бред."
Александр Айхель

Разные бредовые состояния, по разному проявляются и свойственны течениям разных болезней, имейте в виду.

2. Психоз состояние, когда человек теряет контакт с реальностью. Во время психоза человек может видеть или слышать вещи, которых нет на самом деле, или понимать реальные события и людей искаженным образом.

3. Геймификация — условный термин процесса добавление в какое-то действие игровых элементов, например прокачку за достижение каких то целей.

Поднятие уровня Индикой в одиночку
Поднятие уровня Индикой в одиночку

4. Восприимчивость (сверхчувствительность) — комплексный термин в психологии обозначающий что на человека очень активно влияют внешние раздражители, которые в виду психосоматических свойств (условно: "надуманных проблем") усиливают тревогу и стресс.

То есть Индика испытывает чувство постоянного стресса, потому что вокруг неё одни монахи, которые не просто её не любят, а выказывают к ней — дикое пренебрежение.

Примечание: по игре монахи хотят избавиться от Индики сослав её из монастыря, а до этого её заставляли делать вещи лишь чтобы она ушла с глаз долой, после действий с колодцем, её труд обесценивают и выливают, хотя ничего плохого она не сделала, а лишь помогала.

Чтобы избавиться от этого чувства, в качестве самозащитой реакциина травматический стресс (вызванный пренебрежением) она создала бредовое состояние, в котором она играет внутри себя, чтобы расслабится.

Но из-за того, что в этом состоянии она постепенно теряет контроль над своим поведением и в виду "причудливого и неадекватного моторного поведения" (термин из психологии в описании такого бредового состояния поведения) и опрокидывает храмовый подсвечник за что её, в последующем, и выгоняют из молитвенной.

А как же другие проблемы?

А как же галлюцинации?
А как же галлюцинации?

Если копать дальше и видеть как себя ведёт персонаж по игре после начальной кат-сцены, то можно заметить ещё набор странностей, например она немного рассеяна, странно и неуверенно разговаривает, не может решать вроде бы логические задачи по постановке объектов друг на друга (речь про лестницу, которую она сначала опрокидывает, а потом не может поднять, а потом может в другой части игры буквально через 30 минут — прямо странно), но при этом стабильно может решать простые вещи, вроде покрутить колодец для добычи воды или вытащить объект из закупоренной печи, хотя и тут странно, она это будто делает с трудом и одновременно без него.

Кстати, всё что я описал выше, скорее всего, является следствием Аффективной тупости — это когда человек испытывает эмоции, но в очень слабой форме и развивается бедность речи.

Поднятия ведра в одиночку
Поднятия ведра в одиночку

Но после того как мы немного пройдёмся появляются голоса в голове и галлюцинации, тут ответ становиться очевидным — авторы хотели показать прогрессирующую шизофрению.

Чаще всего галлюцинации реальных пациентов и игровых персонажей отличаются, что уж говорить, многие пациенты в этих состояниях могут видеть разное, но я не о том, а о том что есть такой термин в гейм-дизайне — игромех (сокр. игровая механика)

Небольшой спойлер, у Индики отец является толи часовщиком, толи инженером и с детства учил её работать со сложными объектами инженерных механизмов (она росла в велосипедной лавке с её слов), чаще всего, если ребёнок увлечён таким с детства, у него может привиться инженерное мышление, который определяется — наличием способности решать обычные и необычные задачи в этой области.

Мы можем предположить что у неё всё таки оно развилось ведь она способна читать техническую документацию и действовать на более чем интуитивном уровне во время взаимодействий с "логическими задачами", которую мы видим по ходу игры.

Шизофрения или нет?

"Всё ещё не до конца понятно Шизофрения это или нет. Голос в голове и галлюцинации - есть, аффективная тупость - есть, высокая восприимчивость - есть, даже есть тот же “Голос в голове”, который тоже часть галлюцинаций. Так в чём же дело?"
Александр Айхель (Автор)

И так, к чему я веду? А к тому, что при таком типе шизофрении инженерное мышление это практически нереальное свойство человека, далее объясню подробнее.

При Шизофрении у людей нарушается логическое мышление и возможность решение задач в следствии изменений структуры мозга. Нарушается работа доставки Дофамина (гормона счастья) и Глутамата (сенсорное восприятие тела)

Мы видим течение болезни при необходимости собрать лестницу, но не видим при частичной починке или использовании других механизмов по ходу игры, которые по факту устроены довольно сложно.

Но, возможно, что такое кардинальное отличие формируется из-за отступления на задний план окружения и создаваемых ими отрицательных ситуаций, то есть мы знаем уже что она любит механизмы и для неё они несут позитивные свойства, которые являются противопоставлениям стрессогенных ситуаций.

Это тоже требует объяснений, у людей склонных к такому расстройству обычно рецидивы случаются при действиях, по отношению к ним или от них, которые им — не нравятся.

В виду вызова у неё у неё стрессогенных ситуаций, она начинает бессознательно уходить от реальности в состояние “геймификации” или просто “прихода”, которые и формируют “приступы” шизофрении.

Заметьте, что всё когда она “сходит с ума” было так или иначе вызвано плохим прошлым или нежелательным настоящим, как например в случае с сценой изнасилования, в них она видит галлюцинации, потому что не хочет осознавать что с её телом происходит.

ИТОГ

Беги от стресса - беги
Беги от стресса - беги

Всё таки считаю, что это шизофрения в форме недефицитарного подтипа, который простыми словами протекает как раз без негативных реакции и выражен скорее в постепенных недолгих приходах галлюцинаций (рецидивах), выраженный в попытках спастись от стресса, а затем уходящий в недолгую или долгую ремиссию.

Не отрицаю что это может быть набор других заболеваний, но всё очень похоже именно на шизофрению.

Все перечисленные в статье описания и представления, были взяты из игры, моей головы, а также других источников, ссылки на которые прикрепил в месте использования, поэтому вся информация может и не являются “точной” или “конечной”, в том числе и диагнозы, а быть только моим личным мнением, с которым вы вправе не согласиться.

10
24 комментария

Хорошо. Допустим правильные ярлыки развешаны на каждые действия и мысль Индики. Она такая. Что дальше?
А сам мир игры он нормальный? Эти огромные рыбы и такие же огромные банки с икрой. Этот мир огромных вещей и маленьких в нём людей?
А может быть в этой артхаусной игре игроку нужно принять этот мир как данность? Принять как факт Зло и Добро, и пройти вместе с Индикой её путь?

1
Ответить

Она буквально разговаривает сама с собой и часто в компании других людей отрешённая от них же — это ненормально в этом мире.

Что такое норма — это то как себя ведут другие люди, и если ты отличаешься, то ты вне нормы этих людей (как часть социума).

Вот если бы Индика была бы такой же как и сами люди, которых нам показывают и при этом у неё не было галлюцинаций и голоса в голове, то тогда да, всё было бы нормально и сам мир был бы нормальным)

От "игры" как именно видеоигры, и того что там было — я абстрагировался, попробую в следующих блогах тоже такие вещи анализировать и прописывать.

Ответить

Александр, не могу вставить тег с твоим именем. Вот прямая ссылка.

https://dtf.ru/games/2672108-indika-metakommentarii-o-2

Ответить

Я ответил там, а на тему "мета-комментария" это тут так принято теперь?)

1
Ответить

Ну да, ну да, как там?... я разговариваю с богом - это вера, бог разговаривает со мной - это шизофрения, да?

Ответить

В основном я в статье описал, что конкретно у Индики. Изначально был у меня посыл что разрабы не смогли показать в полной форме шизу, но мне сложно в такое играть, поэтому я скорее им благодарен

1
Ответить

Такой разбор подошел бы лучше Хэллблейд. Там и сильнейший стресс и психоз и сами разработчики игры основывали игру на психиатрии. А так сердечко жму за труд.

Ответить