Игры Артемий Леонов
7 844

На заре Electronic Arts: история фотографии, изменившей индустрию

«Может ли компьютер заставить вас плакать?»

В закладки

В 1983 году Electronic Arts выпустила, возможно, самую важную рекламу в истории видеоигр. На чёрно-белом фото были запечатлены восемь молодых людей, одетых в чёрное — они напоминали музыкантов или актёров, но, на самом деле, это были разработчики игр. Слева от фото был расположен вдохновляющий текст, озаглавленный «Может ли компьютер заставить вас плакать?».

Как отмечает Кит Стюарт, журналист Eurogamer, решивший углубиться в историю этой рекламы, в те времена всё это выглядело как нонсенс. Под словом «видеоигры» понимались очень простые развлечения. Предположение о том, что игры могут быть искусством, прозвучало бы смешно; видеоигры считались забавой, а не серьёзным коммерческим продуктом. И уж конечно, никого не интересовали личности, стоявшие за Space Invaders или Pac-Man. Вскоре всё это должно было измениться.

Для того, чтобы снять студию в Сан-Франциско для съёмки подобного рекламного фото и нанять Нормана Сиффа, одного из самых известных фотографов своего времени, нужно было быть дерзким и обладать огромными амбициями. Идея принадлежала Трипу Хокинсу — директору по стратегии и маркетингу Apple, работавшему в компании с 1978 года. Работая бок о бок со Стивом Джобсом, Хокинс приложил руку к удивительному взлёту Apple, и в процессе открыл для себя нечто важное.

Когда я работал в Apple, я осознал, насколько важно от чего-то отталкиваться. Ты создаёшь нечто новое, но ищешь подобные вещи, чтобы что-то у них заимствовать. Apple преуспела, применив опыт индустрии бытовой электроники — в продажах, рекламе, упаковке, каналах распространения и во многом другом. Я осознал, что EA может использовать подобный подход.

Трип Хокинс
основатель Electronic Arts

В 1982 году Хокинс находился в поисках «точки референса» для молодой EA — согласно его теории, чтобы заниматься продвижением игр, нужно было позаимствовать идеи и подход у какой-нибудь другой индустрии.

На тот момент он успел поработать со многими именитыми программистами, и сделал для себя наблюдение, что работать с этими людьми зачастую не менее сложно, чем с капризными актёрами или другими людьми искусства. Эта мысль навела Хокинса на идею о том, что процесс разработки можно сделать похожим на создание фильма. С этого момента маркетинговая стратегия EA ориентировалась на Голливуд.

Увлечённый идеей создания «Нового Голливуда», Хокинс организовал встречу с группой молодых и талантливых рекламных копирайтеров. Те заразились его идеями и принялись за их воплощение — именно им принадлежала мысль о фотографии. В будущем основанная ими компания прославится легендарным рекламным слоганом «Got milk?».

По воспоминаниям участников, рекламная съёмка продолжалась около пяти часов. В студии было очень жарко, — в какой-то момент Джон Филдс, создатель Axis Assassin и The Last Gladiator, даже упал в обморок. Несмотря на жару, Хокинс заставил всех разработчиков одеться в одинаковые чёрные джемперы — во-первых, это было модно, а во-вторых, единый стиль делал их похожими на участников рок-группы.

Один из разработчиков, Билл Бадж, тем же вечером должен был идти на вечеринку «в стиле панк-рок». «Панковский» костюм он принёс с собой на съёмки в магазинном пакете — фотограф заметил его и настоял на том, чтобы Бадж надел кожаную перчатку без пальцев — в таком виде он и вошёл в историю.

Когда съёмки завершились, настало время создания самой рекламы. Фотографию сопровождал заголовок «Может ли компьютер заставить вас заплакать?» и вдохновляющий «манифест» из пятисот слов. EA заявляла, что «компьютер может быть чем-то большим, нежели устройством для обработки информации» и рассуждала о возможном влиянии компьютерных игр на «мысли и чувства».

По мнению журналиста, в 1983 году такой рекламный текст был настоящим «чудом» — учитывая, что дискуссии об эмоциональных и социальных возможностях видеоигр ведутся и в 2018-м.

Реклама стоила EA гигантских денег. К работе над ней были привлечены самые высокооплачиваемые специалисты индустрии; плюс к этому, было решено опубликовать её в «мэйнстримных» медиа, не связанных с компьютерами и играми.

Дэвид Мэйнард, один из «рок-звёзд»-программистов, всю жизнь мечтал опубликоваться в журнале Scientific American и предложил купить там рекламу. EA выполнила его мечту: на покупку разворота в научном журнале ушёл едва ли не весь годовой маркетинговый бюджет компании.

Эта реклама не продавала игры, и я уверен, что мои более практичные конкуренты считали, что через несколько месяцев мы будем мертвы. Но важнее всего было то, что она нравилась разработчикам, они её оценили, и им всем сильнее захотелось с нами работать.

Трип Хокинс
основатель EA

В долгосрочной перспективе Хокинс оказался прав: сигнал о том, что в EA из разработчиков пытаются сделать «рок-звёзд», послужил для компании огромным конкурентным преимуществом в деле найма сотрудников.

В те времена к разработчикам было принято относиться как к расходному материалу, а над идеей о том, что игры могут быть «чем-то большим», было принято снисходительно посмеиваться. В таких условиях метод Хокинса, «нацеленный прямо в эго разработчиков», принёс свои плоды.

Трип Хокинс в офисе EA, 1983

EA превратилась в центр притяжения талантливых и амбициозных разработчиков на годы вперёд, а легендарная реклама легла в основу новой философии видеоигр.

«Мы видим дальше» — заголовок манифеста висел на входе в наши первые несколько офисов. Это отражало наши взгляды на то, кто мы такие, куда идём, и как будем работать. Нашей общей целью было реализовать невероятный потенциал персональных компьютеров.

Нэнси Фонг
сотрудница EA

Реклама EA навсегда изменила индустрию, фактически закрепив компьютерные игры в статусе массового развлечения. Также она сработала на повышение престижа деятелей индустрии: образы разработчиков стали активно использовать в маркетинге. «Рок-звёзд» из программистов не получилось, но многих из них начали приглашать на телевидение и даже устраивать им встречи с поклонниками.

#ea #истории

{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","ea"], "comments": 63, "likes": 180, "favorites": 77, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 27670, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sun, 23 Sep 2018 19:54:01 +0300" }
{ "id": 27670, "author_id": 3792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/27670\/get","add":"\/comments\/27670\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/27670"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953 }

63 комментария 63 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
63

«Может ли компьютер заставить вас плакать?»

vs.

«Может ли камень покупать лутбоксы?»

Ответить
8

«Может ли песок плотить нологи?»

Ответить
24

Мечтают ли андроиды об элекроовцах?

Ответить
11

Мечтали ли фанаты Чужого о двух Фассбендерах?

Ответить
3

могли ли NaVi взять этот мажор?

Ответить
–9

Какого мажора они хотели взять?))) Или ты хотел сказать: "Маджор" ?

Ответить
0

Или ты хотел сказать: "Маджор"

У которого есть маска!

Ответить
0

мэйджёр? хотя в данном случае русские буквы могуть создать лишь жалкую имитацию оригинального звучания.

Ответить
–1

и не дай тебе макаронный бог услышав про мажоров на лексусе не исправить их на мэйджёров.

Ответить
–8

Неоплачиваемый овертайм гонна неоплачиваемый.
Кстати, ЗП Директора по Разработке в США 200 000 долларов до налогов. Шах и мат.

Ответить
3

Как он тебя А,А,А,А,А,А??

=)

Ответить
22

А ведь когда-то.. Electronic Arts звучало гордо, когда-то эти буквы что-то значили. Интересно, что это "рок-звезды" думают о нынешних "Электронных искусствах" (какое название..какая ирония!)

Ответить
5

К слову о «звучало гордо», небольшой экскурс в историю…

На GOG прямо сейчас идет распродажа игр от Electronic Arts. «Да чем там торговать, футболом да батлой?!» — воскликнет юный читатель. Отнюдь: в свое время издатель-гигант выпустил немало легендарных игр, и ни в одной из них не было ни мячика, ни движка Frostbite.

https://disgustingmen.com/games/gog-2018-ea-sale

Ответить
1

Ну дык они начали играть небось с 7 поколения. А вот мой приложенный скриншот, например, из Jungle Strike. Ну это так, о птичках. Про любимые игры от Bullfrog (Populous!) и множество клевых интересных экспериментов и IP я просто промолчу. Во смотришь даже на этот список из твоей ссылки и понимаешь как много было разнообразия и к чему мы (они) пришли. Впрочем, если вспомнить сколько студий и IP они убили вопросов уже давно не возникает. Я всегда думаю в такие моменты - кто бы все это перекупил (как и в случае с Конами) и первыпустил/продолжил..

Ответить
4

мой приложенный скриншот,…

Хех, ну я тоже могу приложить небольшую фотографию раритетной штучки (: На ней не очень хорошо видно, но на дворе 1988 год, авторы игры «Wasteland» скромно указаны в уголке — Interplay Entertainment. Зато везде крупным планом логотип издателя ;) То есть уже в 1988 году были крутые амбиции и чёткий план развития бизнеса — вы на нас работаете, а мы позволяем вам издаваться. С приходом новой модели дистрибуции (спасибо Steam & GOG) амбиции EA пошатнулись, но денег ещё много, а модель поведения, оправдывающая многие годы, менять явно не хочется. ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
0

Годнейший и легендарный Нокс,Клайв Баркер андайинг (по сравнению с джерико- говнище подвальное) который я прошел когда только появился пека (до этого сидел на пс и пс2), Саботэйр- трэшачек жуткий и Популяция, которая была плохой игрой до релиза Блэк эн Вайт , которая была еще хуже.

Ответить
–1

Эти буквы никогда ничего не вызывали, кроме ненависти. По крайней мере в среде игровых разработчиков. Помню читал воспоминания людей, работавших в EA и с EA в 1990-х годах - их все ненавидели. Жесткий, "диктаторский" стиль управления, постоянная погоня за прибылью, скупка студий в промышленных масштабах. Они прямо указывали разработчикам, что им делать и часто это приводило к тому, что игры получались не такими, какими могли бы быть. А если внимательно посмотреть на историю компании, то можно увидеть что большинство успешных игровых серий они просто выкупили, например тут же Need for Speed. С тех пор ничего особо и не изменилось.

Ответить
0

Вообщем-то я склонен согласиться, тоже не раз читал про "фабричные" условия работы в EA, но я все таки про игры, их качество, их разнообразие в жанрах и IP говорил, а не про то какой был менеджмент. И даже если они большинство выкупили - всё равно было лучше, чем сейчас. Чёрт, да при Ричителло было лучше когда он одобрил Mirror's Edge и Dead Space в 08-09, да и Mass Effect в 07, думаю это была последняя хорошая глава для EA в этом отношении. Конечно был еще Bulletstorm и Amalur чуть позже, но их завалила как раз EA своим ужасным маркетингом. А про Ultima.. да уж, печально осознавать, что такие серии как Wizardry, Ultima (M&M тот же) стоявшие у истоков RPG в итоге просто исчезли, хотя про то как EA убивает лучше в другой раз)

Ответить
1

Чего? Первый Mass Effect это Microsoft ващет.

Ответить
0

Так то да, эксклюзив Майков, как и Jade Empire которые они издавали, но в итоге Bioware после этого перейдет к EA со всеми правами и её продолжат раскрутив до 1 из ключевых в каталоге, я имел ввиду скорее всю франшизу, нужно было не добавлять про 07.

Ответить
19

Ну, реклама реально годная, не знал о ней (по понятным причинам), но было интересно узнать.

Ответить
–2

Хорош, вся суть EA

Ответить
11

Но рок-звездами стали другие чуваки

Ответить
5

Кем хотели стать и... в принципе теми и стали. Пойду поненавижу. Всё равно, если не они, то место жадных капиталистических казявок от мира игр занял бы кто-то другой.

Ответить
4

Знаем-знаем мы эту историю.

Ответить
3

Не понаслышке

Ответить
0

Так так, А как же "Кодзима популярнее Иисуса"? Очень даже рок звезда.

Ответить
5

Кодзима это про гениально попиздеть, гениально пофантазировать, гениально спиздить идею и не менее гениально ее реализовать. Кодзима и компьютер? Ну только если компьютер гениальный.

Ответить
4

Кодзима не особо программист. Но вот Джон Кармак был (и остаётся) той ещё рок-звездой. Возможно, в статье имеются ввиду именно программисты с фотографии.

Ответить
3

Только если уронить его на ногу.

Ответить
2

>«Может ли компьютер заставить вас плакать?»

Если за дело взялась ЕА, то ещё как.

Ответить
2

Эм... Стесняюсь спросить, а что они такого выпускали в 1983 году, что у них были деньги на всю эту рекламу?

Ответить
1

Буквально ничего. У них просто были деньги. Первая игра ЕА была издана в 84.

Ответить
0

Еще более стесняюсь спросить, а откуда они (деньги) взялись?

Ответить
1

Судя по вики от работы на Apple.

Ответить
1

От акций Apple)

Ответить
0

Я год назад играл в CoD WW2. Там на базе , если убежать далеко на берег, есть экранчик. На этом экранчике почти 40 игр со времен старых консолей первого и второго поколения аля Магнавокс и Нинтендо ТВ Гейм. Игры были от Активижн, которой тоже сто лет в обед.

Так вот. У ЕА тоже куча игр была из тех эпох, особенно помню их хоккей и бокс. Они делали отличные спортивные игры.

Ответить
0

Archon, Atari 800XL. Отличная игра, вдвоем можно было шпилить. Это то, что лично помню. Наверняка ещё что-то издавали для 8-bit.

Ответить
0

Не нужно выпускать игры, чтобы распилить бюджетик на рекламу.
Это было еще в "Продюсерах" Мела Брукса - "Пока есть деньги - сори ими на улицах. Выставляй, что можно, напоказ".
На людей из колхоза это производит неизгладимое впечатление. Не зря Ося Бендер носил щегольские штиблеты апельсинового цвета, а потом васюкинцы пишут восторженные статьи с придыханием "Реклама EA навсегда изменила индустрию!!!!!!"

Ответить
0

восемь молодых людей

семь молодых людей и Энн Вестфолл

Ответить
25

Она не молодая? Или не человек?

Ответить
12

Она не семь.

Ответить
–19

Она не умирает на войнах и не занимается тяжелым физическим трудом. Ей не важно, как вы её называете. Женщина или человек.

Ответить
–19

Юлия Федотова, Юлия Перевозникова? Давно права мужчин защищали или молчаливо согласны отдать им судьбу пушечного мяса, ведь вам еще рожать будущих "рабов и платильщиков налогов"?

Ответить
5

Ты такой жирный пирожок, что не один адекватный человек тебе не отвечает(я неадекват, да)

Ответить
2

Иронично, что о пушечном мясе и налогах больше всего вопят те, кто от последних уклоняется, от армии косит, а в войну окопы - последнее место, где их можно будет отыскать.

Ответить
1

Может ли ДЛЦ заставить вас плакать?

Ответить
0

«Могут ли деньги заставить вас плакать»

Теперь как то так.

Ответить
–2

Каким узко мыслящим человеком надо быть, чтобы даже не представлять как игры могут быть искусством?

Ответить
1

Плохо знаешь историю, да?

Ответить
0

Что? Не понял как это связано

Ответить
0

Всё просто. Если бы ты знал историю тех лет, особенно игровую, то понял бы, что игры на тот момент реально были простыми развлечениями, да полноценного искусства им надо было ещё развиваться, тем более, что в 83 был кризис, который почти убил всю индустрию. Скептичный настрой рех лет можно легко понять.

Ответить
0

Я прекрасно знаю историю тех лет, это не меняет моего мнения о людях которые не могут представить потенциал компьютерных развлечений. Всегда когда что-то находится в зародыше появляются скептики, а так же появляются люди с фантазией, которые начинают развивать эту идею, так вот к последним у меня уважения гораздо больше. Фантасты задолго до появления компьютера могли представить его потенциал, а в 80ых, когда уже вовсю появляются компьютерные игры, только ограниченный ум не мог увидеть в них простора для искусства.

Ответить
0

Таки заставил плакать, сколько студий сдулось.

Ответить
0

История конторы, которая поднимала рынок вместе со всеми и давила его ногами вмести с юбисофт.

Ответить

Комментарий удален

0

раньше при заставке ЕA точно знал, что будет норм игра.
Challenge everything....

Ответить
–1

статья годная, но к ЕА абсолютно равнодушен. пара частей из пары проектов были годные, по большинству, как по мне, так какая-то фигня.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления