💰 [Anno 1800] Игроку заплатите чеканной монетой 📈

Привет! Это ещё один пост с историями про экономическую стратегию Anno 1800. Сегодня тема — торговля. Что получится, если смешать реалистичные механики с глубокой игровой условностью? Спойлер: что-то очень странное. А ещё страннее, что попытки что-то исправить вызвали у части игроков глубокое отрицание D:

💰 [Anno 1800] Игроку заплатите чеканной монетой 📈

0. Зачем нужны деньги?

Вопрос звучит странно, но мы же в игре. Денежный баланс — один из способов проиграть: если залезть в большие минусы, то игра будет окончена.

Вроде логично, что мы тратим деньги на поддержание работы фабрик, а люди потом покупают товары и дают нам прибыль. Только вот... Откуда они берут деньги? У вас могут быть тысячи безработных — и все будут счастливы. Не иначе как безусловный базовый доход, спонсируемый самой Королевой для всех: в Европе, Центральной Америке и даже Арктике.

Новички же могут попасть в другую ловушку. Зачем делать сложные цепочки для ремесленников, если можно просто построить кучу крестьян, кушающих лишь рыбу? Только вот в здешнем мире существует прогрессивная шкала налогов: чем больше людей одного сословия, тем меньше вы с них получите.

Миллион денег на налоги в минуту! Не даром у представителя Короны — сэра Арчибальда — роскошная резиденция с павлинами.
Миллион денег на налоги в минуту! Не даром у представителя Короны — сэра Арчибальда — роскошная резиденция с павлинами.

Часть игроков оказалась возмущена такой несправедливостью, что родные деньги куда-то уходят. Модами можно просто отключить эту механику. Но, уверен, после того, как мы разберёмся с устройством финансовой системы, такие мелочи в виде миллиона дохода уже волновать не будут.

Более сбалансированная версия убирает налоги, но и уменьшает доходы. Вообще говоря, хорошо только для крупных городов — для мелких есть свои хитрости со специалистами на доход.

А для не-любителей получать много денег есть обратный мод :P

В целом, один из критериев успеха — получить кучу денег и прибыли. А для этого не избежать торговли: ручной, активной, пассивной, транспортной или через доки.

1. Пассивная продажа

Тут всё пока ещё просто. Если мы производим больше, чем потребляем, то товары заполняют склады и здания работают впустую. Поэтому имеет смысл излишки продавать — даже по бросовым ценам. Корабли торговцев приплывут, скупят часть товара и заплатят денежкой.

Чтобы начать продажу, просто ставим ползунок в порту на нужное количество.
Чтобы начать продажу, просто ставим ползунок в порту на нужное количество.

Увы, насколько этот способ прост, настолько же и ненадёжен. У торговцев ограниченный бюджет, так что может просто не хватить денег скупить всё.

Если вы играете на Мысе Трелони, рекомендую небольшой мод, увеличивающий активность здешнего торговца:

2. Пассивная покупка

Тут же в порту можно обнаружить ползунок для покупки. Казалось бы, чудо. На острове нет плодородности хмеля для пива (за которое люди много платят) — так просто покупай! Но тогда не было бы этой статьи :)

Как говорит известная мудрость, чтобы что-то продать, надо сначала что-то купить. Чтобы нейтральные торговцы продали вам условный хмель, надо, чтобы кто-то из конкурентов выставил его на пассивную продажу, у торговца хватило денег, потом он заехал бы к вам, и только тогда сделка состоится.

Как вы понимаете, если ресурс редкий, то и продавать его не будут. Поэтому пассивная торговля, хотя ничего и не требует, почти ничего и не даёт.

Опытные игроки могут попробовать извлечь выгоду из портовой канцелярии со специалистами.
Опытные игроки могут попробовать извлечь выгоду из портовой канцелярии со специалистами.

Совет. Поставьте в Мысе Трелони пассивную покупку качественного скрапа — для создания изобретений.

💰 [Anno 1800] Игроку заплатите чеканной монетой 📈

3. Ручная покупка

Торговать можно с нейтральными торговцами, а также пиратами и конкурентами, если с ними заключено торговое соглашение.

Периодически соперники будут что-то продавать на своих островах по низким ценам. Но это акция разовая: купил — излишек товара пропал — до свидания.

За разовый платёж можно приобрести корабли, вместо того, чтобы их строить. Но цена кусается.
За разовый платёж можно приобрести корабли, вместо того, чтобы их строить. Но цена кусается.

А ещё это источник предметов/специалистов, которые усиливают корабли и здания. Дорого, но в долговременной перспективе себя все окупают.

Среди ранних ресурсов самая важная покупка — стальные балки. Они нужны как для построек, так и для раннего захвата самых лакомых островов. А самая главная ошибка — делать их самому.

На производство тонны стальных балок уходит 222 денег в минуту. А самое важное — 217 рабочих! Это почти 11 домов.
На производство тонны стальных балок уходит 222 денег в минуту. А самое важное — 217 рабочих! Это почти 11 домов.
Зачем всё это, когда можно покупать за 146 у Арчи.
Зачем всё это, когда можно покупать за 146 у Арчи.

4. Ручная продажа

Всё, что вам не нужно, можно продавать нейтральным торговцам. Обычно это золотые трофеи с пиратских кораблей, когда вы ещё с ними в войне.

Продавать можно и конкурентам — но тут самая неудобная система из тех, что я видел. Смотришь, братюне нужны 50 тон кофея. На своём острове загружаешь на корабль, плывёшь к сопернику, хочешь продать — а тот уже закрыл потребность. И ты стоишь как дурак с полным кораблём. И это к тому, что такая торговля — один из немногих способов поднять отношения с «трудными» врагами. Ну кто так делает!

А ещё почему-то продажа одних товаров закрывает и другие потребности...

Увы, из-за такого «реалистичного» подхода любые изменения дают как и плюсы, так и минусы.

Можно увеличить количество денег нейтральным торговцам. Тогда они будут всё скупать. И так же всё продавать соперникам, так что о торговле с ними можете забыть (впрочем, не сильно-то и хотелось?).

Более сбалансированный мод режет количество нейтральных кораблей и их грузоподъёмность: всё ещё можно продавать дорогие вещи, но немного.

Можно попробовать вообще запретить нейтралам торговать с нашими конкурентами. Но я бы такое делал на свой страх и риск. Если у соперника не будет какого-то ресурса, он может просто зависнуть в развитии. Даже несмотря на то, что они страшно читерят в плане ресурсов.

5. Активная продажа

Как мы уже заметили, пассивная и ручная торговля работают постольку поскольку. Поэтому хорошо бы иметь активный торговый корабль. А что продавать? Конечно же... мыло!

Не знаю, с какой скоростью в местных тюрьмах мыло роняют, но местный начальник покупает его сотнями тонн. А для нас это способ обогатиться на начальных этапах и кататься как мыло в масле.

Затраты на производство тонны — 105, продажа — 384! Профит!
Затраты на производство тонны — 105, продажа — 384! Профит!

Конечно, за это есть своя плата: запах от хрюшек не очень, как и от салотопного завода. Минус счастье населению обеспечен — но это лучше, чем сидеть без денег.

Хотя ходят слухи, что мыло можно делать по-другому...
Хотя ходят слухи, что мыло можно делать по-другому...

Кроме того, на активную продажу стоит отправлять товар с фабрик, где есть побочное производство.

Например, часть балок можно отливать не из стали, а из глины или бетона. Но для этого нужны работающие кирпичные и бетонные заводы, а значит, нужно всегда продавать излишек стройматериалов.
Например, часть балок можно отливать не из стали, а из глины или бетона. Но для этого нужны работающие кирпичные и бетонные заводы, а значит, нужно всегда продавать излишек стройматериалов.

6. Активная торговля

Самое замечательное в нейтральных торговцах и пиратах, что их товары обновляются со временем. Так что можно закупать и закупать на торговых маршрутах, ничего не боясь.

Но зачем? — спросите вы. Ведь гораздо дешевле всё производить. А вот тут вступает в дело торговая магия.

Давайте посмотрим на двух торговцев.

Пираты продают пушки. А местная революционерка скупает пушки.
Пираты продают пушки. А местная революционерка скупает пушки.

Выстраивается идеальная схема: покупаем дешёво, продаём дорого, получаем денежку — и как приятный бонус, поддерживаем хорошие отношения с пиратом.

Вот вам маленькая задачка. Торговец продаёт товар за 1000 монет. В корабли можно ставить специалистов, в самый большой из них — 4 штуки. Каждый специалист снижает цену закупки до 15%. Вопрос: за сколько торговец должен покупать товар, чтобы не разрушить экономику?

Для крупных покупок всегда используйте торговых специалистов!
Для крупных покупок всегда используйте торговых специалистов!

Решение:

4 специалиста сделают скидку 4 x 15% = 60%. Закуп будет стоить 400 монет. Значит, торговцу стоит давать не более 399 монет.

Жаль, но в этом плане геймдизайнеры всё учли — разница между продажей и закупом отличается в несколько раз — для большинства товаров.

Но тогда остаётся непонятным, зачем они добавили в игру самую отвратительную схему обогащения, которая позволяет делать миллионы денег из воздуха. Поощрить внимательных игроков за покупку дополнения «Земля львов»? Или доломать игру?

На всякий случай прячу под спойлер.

Кликая по торговцам в эпоху инженеров, мы можем найти очень интересную вещь. Корона выставляет на продажу золотые часы. А африканский император с радостью их покупает.

Только вот разница в цене...
Только вот разница в цене...

Даже с небольшим начальным капиталом можно начать Великий часовой путь (а потом — и грамофонный). А если снарядить корабль вещами на скидки, то деньги навсегда перестают быть проблемой. Только следите за кораблём, чтобы его не подбили — а то обидно будет 😅

Груз на корабле стоит больше, чем моя жизнь 😔
Груз на корабле стоит больше, чем моя жизнь 😔

Что по модам? Узнал, что из-за неточности в настройках игры, в эндгейме перестаёт продаваться алюминий. Это мод исправляет ошибку.

Этот мод даёт базовые товары энбесским персонажам. А то как-то странно, что после кампании они становятся пустышками.

💰 [Anno 1800] Игроку заплатите чеканной монетой 📈

Наконец, если у вас много денег и нехватка стройматериалов, может быть полезен этот небольшой мод:

7. Транспортная торговля

Последний тип торговли — между своими островами. Казалось бы, какие тут могут быть проблемы? Однако в моё первое прохождение, именно из-за плохой логистики произошёл великий крах моей строительной кампании.

Чтобы не запутаться в маршрутах, я разбиваю их по частям света.
Чтобы не запутаться в маршрутах, я разбиваю их по частям света.

Тут есть три больших подводных камня.

Проблема первая — кнопка «ждать до полной загрузки/выгрузки». Казалось бы, что тут не так: не будем гонять впустую корабль туда-сюда. Только вот если товаров не хватает на загрузку или выгруженные товары не успевают потребляться, то корабль остаётся в порту навечно, не уступая очередь другим. И вот логистика полностью нарушена, вы видите в статистике огромные убытки, а чёртов газетчик уже воодушевлённо строчит статьи о банкротстве, поднимая озадаченных людей на бунты.

По опыту своей игры скажу — это кнопка-ловушка. Уж лучше корабль ходит просто так — это потом можно будет легко починить, увеличив локально производство/потребление. Единственное толковое применение — специализированные пристани из «Земли Львов».

💰 [Anno 1800] Игроку заплатите чеканной монетой 📈

Проблема вторая — обмен товарами между островами. Решили вы наладить торговый маршрут между двумя островами. С одного везём хмель на другой, с которого возвращаем на первый пиво. Что может пойти не так?

Моё главное правило: каждая ячейка корабля отвечает только за один товар! Если это не так, то избыток хмеля забьёт весь трюм, и не даст возить обратно пиво. Я видел, часть игроков поступает радикально: нажимают кнопку «выбросить излишки товара». Но я так не могу: во-первых, жалко, во-вторых, не хочу видеть кучи мусора у моих островов. Так что если мои корабли ходят забитыми, я хотя бы знаю: с товарами всё хорошо. А вот пустой корабль уже повод побеспокоиться.

Проблема третья — распределение товаров между несколькими островами. Пусть на одном острове произоводится пиво, и его надо развести на второй и третий остров. Как это сделать?

Самый наивный подход — выгружать всё на второй остров, а потом на третий. Рано или поздно склад на втором острове переполнится и тогда люди третьего острова познают вкус пива. А если склад большой?

Можно строить из себя гения логистики и точно рассчитать потребление. Чудесное решение, если никогда больше не трогать население, игнорировать влияние ветра и задержки при погрузке товаров. Дорогой вариант — сделать пару кораблей с двумя маршрутами: 1 -> 2 и 2 -> 3. Наконец, хитрый вариант — выгрузить товар и загрузить обратно. Загрузка возьмёт только излишки.

Из возможно полезных модов — большие корабли для перевозки нефти.

Возможность ставить 0 в торговом маршруте, если вам нужно только разгрузить корабль.

И рядом — парочка модов-читов. Один убирает расстояние между регионами (на самом деле, существует другое решение этой проблемы в виде специализированных кораблей).

Другой удваивает вместимость кораблей. Опять же — не панацея, потому что больше товаров — больше времени на разгрузку.

Давайте подведём промежуточные итоги. Что же происходит с торговлей в Anno 1800? А происходит бардак.

Потому что столкнулись два совершенно разных подхода. Реалистический говорит, что торговцы не могут скупать всё или продать то, чего у них нет. Что конкуренты не будут скупать то, что им не нужно. Что кораблям нужно время на разгрузку и погрузку товаров.

А подход игровой условности позволяет продавать мыло местной тюрьме сотнями тонн и делать деньги из воздуха, перекидывая возобновляющиеся товары между торговцами.

Нужно было какое-то решение...

8. DLC Доки

Итак, у нас есть обесценены деньги, куча излишков товаров и куча незакрытых потребностей. Что же делать?

Ответ — натуральный обмен!

Доки позволяют специализироваться на производстве одного товара и обменивать его на другие.
Доки позволяют специализироваться на производстве одного товара и обменивать его на другие.

Хитрые рейтинги обмена зависят от того, сколько места занимают поля или фабрики, сколько людей и какого сословия там работают, а так же учитывают регион товаров.

Кроме того, на часть товаров действуют дополнительные «синие» и «фиолетовые» акцизы, увеличивающие стоимость их покупки.

С нашей же стороны мы можем получить множители специализации «пирамиды» — например, у меня куча рыбного сала, я его продавал тысячами, поэтому это премиум-продукт с множителем x1.6.

Мета — использование Бруно как специалиста. Он превращает велосипедную фабрику в завод по тяжёлым пушкам.
Мета — использование Бруно как специалиста. Он превращает велосипедную фабрику в завод по тяжёлым пушкам.
А тяжёлое оружие — ценнейший товар оригинальной игры. А всё из-за цепочки производства: и селитра, и динамит использовались только тут.
А тяжёлое оружие — ценнейший товар оригинальной игры. А всё из-за цепочки производства: и селитра, и динамит использовались только тут.

Кроме этого, доки решают ещё две проблемы. Их пристани намного компактнее, а специальные разгрузочные модули повышают скорость перекидывания товаров со склада на корабль и обратно.

💰 [Anno 1800] Игроку заплатите чеканной монетой 📈

И чем можно быть недовольным (не учитывая, что дополнение нужно покупать?). К моему удивлению, я обнаружил что часть игроков просто отрицает это дополнение.

Какая аргументация? Дескать, доки позволяют пропускать целые цепочки производств, закупая нужные товары. Но ведь в этом и смысл! Чем это хуже того, что ты покупаешь те же стальные балки у Арчи?

Я уже молчу про других специалистов...

Не мыслю свою жизнь без актрисы, которая позволяет просто пропустить неприятную цепочку производства консервов.
Не мыслю свою жизнь без актрисы, которая позволяет просто пропустить неприятную цепочку производства консервов.

Доки — спасение для маленьких островов, где нету места под поля. Доки — спасение, если у вас нет какой-то важной плодородности. И самое важно, доки — это не вместо, а вместе!

Поэтому доки для многих игроков стали отдушиной — возможностью играть по-другому. Ну и, конечно же, доки получили свои моды.

Как по мне, самые привлекательные — возможность строить доки во всех частях света!

В Новом Свете...
В Новом Свете...
Африканской Энбессе...
Африканской Энбессе...
...и Арктике.
...и Арктике.

А ещё как бонус — возможность специализировать пирсы и делать арки для дорожек. Великолепно!

Есть моды на добавление товаров — чтобы можно было закупать всё, что душе угодно.

На ускорение торговли в доках:

Конечно, нашлись и те, кто решил занерфить их, добавив потребление рабочей силы и влияния.

Пробовал ещё мод на изменение «пирамиды» товаров на квадрат 4x4 — но что-то не работает -_-

Игра — всегда компромисс между реальностью и условностями. Но с торговлей, как видим, авторы что-то перемудрили.

🧼 Пишите в комментариях ваши предположения: что в тюрьме делают с сотнями тонн мыла? :D 🧼

Наверное, новичкам страшнее всего строить кучу торговых маршрутов. Что ж, про это вся игра, надо учиться :)

А господ играющих спрошу: продаёте мыло? Великий часовой путь — это чит? Доки — благо или проклятие?

На этом у меня всё... на этот раз! Анно такая игра, что говорить о ней можно долго. Только посты тоже долго пишутся 😔 Так что увидимся через пару недель! А в этом промежутке, может, и про другие игры из моего блога почитаете :)

135135
22
22
116 комментариев

Комментарий недоступен

10
1
1
Ответить

Чёрт, неужели случайно на Пикабу опубликовал? D:

7
Ответить

я вот тоже не понимаю, что делать со стальными балками)
Мне проще в PlanetFall играть и экономику экономить и морду пойти набить можно

1
Ответить

Мыло продавал, но как-то по наитию и в основном вручную, чтоб на складе не простаивало.
Балки производил сам, потому что не догадался покупать их и потому что промзона выглядит брутально — украсил там все бочками и стенами, разложил трубы и балки и сидел ждал пока там снова не рванет. Не знаю как на поздних стадиях, но на третьем типе граждан очень несложно иметь довольные поселения с положительным балансом

3
Ответить

в основном вручную, чтоб на складе не простаивало.Так можно ж настроить, чтоб ниже определённого количества не забирали корабли.

2
Ответить

Ну, покупка балок позволяет быстрее противников занять классные острова.
Обожаю слушать хрюканье фон барона :D

1
Ответить

С доками я смогла дойти до инвесторов, вообще не открывая Новый Свет, потом, конечно его открыла, познав головную боль с логистикой, где либо постоянно чего-то не хватает, либо склады забиваются, из-за чего корабль потом плавает забитый одним товаром, и цепочка поставок рушится. В Старом Свете так чилово было покупать семена на всё, чего не хватает на острове, чтобы каждый остров был независимым, а в Новом Свете нет семян на целебные травы и орхидеи. Кстати, а на каком этапе открываются доки в Новом Свете? Я их у себя не вижу. Или это мод?

3
Ответить