Следи за языком: первые впечатления от Call of Cthulhu

Всестороннее следствие и альтернативы, которые легко упустить.

Call of Cthulhu долгое время находилась в подвешенном состоянии. Даты релиза не было, жанр игры неясен, в трейлерах показывали примерно одни и те же отрежиссированные сцены.

Но, к счастью, в этом году Call of Cthulhu наконец нащупала почву под ногами. Выход игры назначен на 31 октября, посыпался вал материалов, а что ещё важнее — прояснился и жанр, и род занятий, которые предложит игра.

Следи за языком: первые впечатления от Call of Cthulhu

К нам в руки попали первые четыре главы мрачного приключения, и мы наконец поняли, что оно собой представляет. Call of Cthulhu на вид схожа с симулятором ходьбы, но игра работает по куда более сложным правилам. Поначалу она выглядит как упрощённая версия Deus Ex без насилия: вы разговариваете с местными жителями, выдерживаете проверки навыков, ищете, как бы проникнуть в нужное место. А потом — изучаете место преступления. Это если вкратце.

Я провёл в этой версии игры всего три часа, а менее дотошное прохождение заняло бы и того меньше. Тем не менее, даже за это время раскрывается парочка заложенных в самом начале интриг. Некоторые из них я озвучиваю в тексте — по сути, это спойлеры, но сюжетные повороты достаточно предсказуемы, чтобы не опасаться их раскрытия.

Следи за языком: первые впечатления от Call of Cthulhu

Ужасы маленького городка

Любой, кто хоть немного знаком с прозой Лавкрафта, знает, насколько она фрагментирована. Туча коротких рассказов, по которым расфасованы депрессивные идеи автора, и несколько крупных произведений, вмещающих лишь малые части легендариума. Поэтому любая игра, опирающаяся на мифологию Лавкрафта, вынуждена собирать лучшее изо всей библиографии разом, а не ограничиваться лишь одной книгой. Та же Dark Corners of the Earth взяла повесть «Тень над Иннсмаутом» только как скелет для сюжета.

Новая Call of Cthulhu идёт ещё дальше и отказывается даже от названий и имён, придуманных писателем. Главный герой, частный детектив Эдвард Пирс, изобретён сценаристами Cyanide, но в нём прослеживаются черты излюбленного типажа Лавкрафта. Алкоголик, страдающий бессонницей и кошмарами. Ветеран, чья психика покалечена ужасами Великой войны — а вот к таким героям писатель не любил обращаться.

Пожалуй, Пирс выглядит недостаточно побитым и отчаявшимся. И борода ему не к лицу
Пожалуй, Пирс выглядит недостаточно побитым и отчаявшимся. И борода ему не к лицу

Как и почти любой персонаж прозы Лавкрафта, Эдвард хранит в себе сверхъестественные тайны. Сны Пирса о тайных катакомбах и живущих там культах пугающе правдивы, и позднее они всё-таки пересекаются с реальностью. Видения преследовали массу героев Лавкрафта, и пока что конкретный источник вдохновения неясен.

Зато игра даёт множество поводов для спекуляций. Корабль «Сцилла», что навсегда сел на мель у берега Даркуотера, может оказаться тем самым белым кораблём из одноимённого рассказа, где судно путешествовало по миру цикла снов. Удивительно богатая и разносторонняя библиотека Пирса может указывать на подмену сознания, как в повести «За гранью времён», но я бы не стал серьёзно относиться к этой идее. Иных её доказательств я не нашёл, да и в старой Call of Cthulhu этот поворот сюжета уже применялся.

В игре множество настенных рисунков, барельефов и статуй, отсылающих к разным существам мифологии Лавкрафта
В игре множество настенных рисунков, барельефов и статуй, отсылающих к разным существам мифологии Лавкрафта

При желании можно и по достижениям составить пару теорий. Само собой, в руки Пирса попадёт «Некрономикон», а в какой-то момент детектив сможет изгнать некоего «межпространственного бродягу». Эта ачивка называется «Извне» — в точности как рассказ Лавкрафта об учёном, открывшем, что всё мироздание кишит неуловимыми существами. Правда, с этим «бродягой» также связано достижение «Тварь на пороге», а это уже совершенно другое явление, так что и достижениям я бы не доверял.

Таинственный остров

Даркуотер — типичный для произведений Лавкрафта глухой и замкнутый городок, доживающий свои деньки, собирательный образ всех излюбленных автором гадких тёмных закоулков штата Массачусетс. Но Cyanide усилили этот образ. Даркуотер — это остров, сокрытый среди острых скал и гнилого тумана. Он, как и Иннсмут, основан рыбаками и китобоями, но судьба Даркуотера иная.

На острове Даркуотер нет никого, кто бы относился к детективу с дружелюбием
На острове Даркуотер нет никого, кто бы относился к детективу с дружелюбием

Его жители жадно истребляли китов, пока не погубили всю популяцию. В середине XIX века Даркуотер был на грани голодной смерти, и его спасло Провидение — Чудесный Улов, последняя и величайшая добыча эпохи китобоев. Чужаки считают Улов красивой сказкой, но местные знают: однажды судно «Сцилла» вернулось из плавания с исполинской тварью на борту, которая еле помещалась на палубе.

Впрочем, Даркуотер не открыл для себя новую эпоху процветания, как это сделал Иннсмаут с его золотыми приисками и сделкой с Глубоководными. Даркуотер был вынужден оставить китобойный промысел и перебивался рыбной ловлей. Город выродился в отсталое, грязное захолустье, лишённое перспектив. К двадцатым годам прошлого века Даркуотер почти угас, лишь подпольные винокурни не давали ему вымереть.

Остров совсем рядом с берегом Штатов, но почти никому не известен
Остров совсем рядом с берегом Штатов, но почти никому не известен

Идеальная атмосфера для роста богомерзких культов. Отупевшее и отчаявшееся население, безвольная полиция, удавленная организованной преступностью, повальный алкоголизм. А статус уединённой никому не нужной глухомани даёт здесь укрытие богатым семействам со странными увлечениями.

Секта в подвале

Семья Хокинсов принадлежит именно к такому роду аристократии. Главный герой, детектив Эдвард Пирс, расследует гибель в пожаре супружеской пары Хокинсов и их сына, и очень быстро приходит к выводу, что версия о несчастном случае выдвинута полицией лишь из-за страха перед истинными обстоятельствами трагедии.

Картины, скульптуры и прочая обстановка поместья подсказывают, что семья была обречена уже очень давно
Картины, скульптуры и прочая обстановка поместья подсказывают, что семья была обречена уже очень давно

История Хокинсов воплощает несколько лавкрафтовских стереотипов о людях, падких до даров потусторонних сил. Чарльз Хокинс, отец семейства, вступил и возглавил культ поклонников неизвестного хтонического божества — вероятно, Ктулху, если учесть ритуальное обращение «О, Спящий!», стилизованные щупальца на масках и статуи подозрительной формы. «Спящий» одаривает культ плотью неизвестных морских созданий, их жиром, а может — и многим другим, ведь торговые декларации Хокинса вымараны так, что из них ничего не узнать.

Что это за твари? Точного ответа игра не даёт, но подсказки весьма красноречивы. На берегу гниёт туша касатки, изуродованная рваными ранами — нет такого хищника, который мог бы их оставить. Разве что некий «Пожиратель китов» из записей культа.

Служба божеству изменила физиологию Чарльза. Это не классическая «рыболюдная» внешность, известная из «Тени над Иннсмаутом», но приближенная к усреднённому представлению обывателей о мифах Лавкрафта: уродливые наросты, трупный цвет кожи, гроздья щупалец, неуязвимость для пуль. Занятно, что остальные культисты сохранили человечность в полном объёме — да настолько, что их пугает полицейский револьвер.

Чарльз Хокинс — уважаемый и богатый человек, которому всегда наливают выпивку в бессрочный долг. Обрушивает своды пещер одним ударом конечности
Чарльз Хокинс — уважаемый и богатый человек, которому всегда наливают выпивку в бессрочный долг. Обрушивает своды пещер одним ударом конечности

Жена Чарльза, Сара Хокинс — типичный человек-«резонатор», творческая личность, патологически чувствительная к психическому воздействию — ладно, кого я стесняюсь — дремлющего Ктулху. Собственно, недуг Сары и отсылает нас к рассказу «Зов Ктулху». Она воплощает свои видения в жутких картинах, которые, однако, находят своего покупателя.

При этом Сара неуклонно теряла здравомыслие, проявляя агрессию. Воображение тут же хочет дорисовать виденную прежде картинку из рассказа «Комната с заколоченными ставнями», которую уже повторяла Dark Corners of the Earth — там женщина медленно обращается в глубоководную тварь, будучи запертой на чердаке. Запертый чердак есть и в особняке Хокинсов, только герой находит там не чудище, а культиста, заметающего следы.

Сын Хокинсов унаследовал чувствительность матери, а увиденные им ужасы изображены на рисунках. Паренёк укрывался от кошмаров в самодельной крепости из подушек и защищался деревянными солдатиками, но единственное спасение ему даровало только мощное снотворное.

Жуткие детские рисунки — стереотип, избитый аж до трещин
Жуткие детские рисунки — стереотип, избитый аж до трещин

Истинная природа трагедии, которую расследовал Пирс, так и не прояснилась до конца. Очевидно, Сара сама заинтересовалась оккультизмом — в одной из её комнат начертан ритуальный круг для изгнания сущностей. Наконец, она проникла в тайный тоннель под особняком, ведущий в логово культа и попалась... но что случилось на самом деле?

Незримые улики

Игра весьма изобретательно обходит естественное ограничение детективов — предопределённость исхода расследования, когда результаты всегда окажутся одними и теми же.

Но не в Call of Cthulhu! Поначалу кажется, что игра эксплуатирует надоевшую схему виртуального следствия. Детектив приходит на место преступления, в «особом режиме» додумывает прошедшие события на основе обнаруженных улик и делает вывод, не подлежащий сомнению.

Эдвард Пирс, как и десятки сыщиков до него, погружается в некий транс, где расставляет действующие лица по сцене. Разница в том, что вердикт Пирса не бывает стопроцентным, а его картина происшествия рисует событие не со всех сторон.

Последний обед семьи Хокинсов закончился ссорой и битьём посуды
Последний обед семьи Хокинсов закончился ссорой и битьём посуды

Такое стало возможно благодаря разделению детективной мысли на разные ветви. Пирс развивает несколько талантов. Психология помогает объяснить мотивы живых и мёртвых. Поиск обнаруживает всё новые и новые мелочи, уточняющие хронологию событий или просто полезные для дела. Навык расследования повышает качество выводов, которые Пирс сделает на основе увиденного. Познания в медицине позволяют подробнее изучать болезни, раны и причины смерти, в оккультизме — объяснять ритуалы и письмена.

Ещё есть убеждение и сила, нужные для разговоров с NPC, они влияют на следствие только косвенно.

Качество полученной информации напрямую зависит от прокачки следственных талантов, и в ней так или иначе останутся пробелы. Вкачали расследование до упора — и вы мигом догадаетесь, что керосиновая лампа брошена не случайно, а намеренно. Но при этом пострадает понимание психологии, и Пирс не поймёт, зачем беглец забрал фотографию четы Хокинсов.

Равномерное распределение очков навыков — лучший способ остаться посредственностью
Равномерное распределение очков навыков — лучший способ остаться посредственностью

Успехи в одной отрасли порождают упущения в другой — по крайней мере, на том этапе развития, что доступен в ранней версии. Не могу знать, сохранится ли такой удачный дисбаланс в поздней игре, но сейчас он порождает замечательную ситуацию, когда полнота и ракурс вашего понимания сюжета зависит от вашего развития и выбора действий.

Поэтому я и не могу точно сказать, что произошло с семейством Хокинс. Возможно, Чарльз хладнокровно расправился со своей семьей, инсценировав пожар. Возможно, пожар случился из-за ссоры и драки. Сынишка, кажется, сбежал из поместья и скрывался на складе, страдая от ужасных ожогов. Полагаю, многие тайны порождены тем, что первые главы недоделаны. Потому же, как я понял, часть возможных путей прохождения недоступна.

Укради, убеди, убеги

Полагаю, многие хотели увидеть Call of Cthulhu в формате immersive sim, который зарекомендовал себя как лучший вариант для погружения в продуманную вселенную. Однако игра лишь отчасти следует законам жанра, она сосредоточена на социальных контактах и расследованиях, а насчёт оружия неизвестно почти ничего, кроме многообещающей кнопки «Стрелять» в опциях управления.

В первых четырёх главах, которые я видел, есть три крупных локации — и все три подчиняются разным правилам. Вторая — это особняк, где вы ведёте следствие, как я описывал выше. Третья — зона псевдо-стелса, где в сущности надо лишь добраться из одной точки в другую.

Логово культа на удивление бедное по части находок
Логово культа на удивление бедное по части находок

А вот первая локация — это портовая зона Даркуотер. Представьте себе, например, Прагу из Deus Ex: Mankind Divided, сжатую в десять раз. Кабак, пристань, пара складов, кабинет начальника порта — вот и весь простор. Десяток NPC, готовых поболтать, и ещё полтора десятка статистов. Минимализм отчасти оправдан тем, что абсолютно всё наполнение служит одной цели — проникновению в крошечную запретную зону.

Call of Cthulhu выглядит крайне строгой, ведь условия для каждого пути прохождения чертовски узкие. Поговорил с разными персонажами в неверном порядке — всё, загубил линию. Чуть-чуть не хватило навыка при его проверке — и здесь тупик. Порой оказывается ключевым выбор даже из трёх обычных, ничем не отмеченных реплик, какие в иной RPG мы прощёлкиваем, не думая. Насколько я понял, даже при самом неудачном прохождении хотя бы один путь к цели останется, но в остальном Call of Cthulhu требует жёсткого соблюдения квестовых условий.

Бармен не нальёт вам выпить, если вы не оправдаете свой выпад против местного забулдыги
Бармен не нальёт вам выпить, если вы не оправдаете свой выпад против местного забулдыги

Вроде бы похвальная инициатива, да только не без проблем. Как правило, точные условия я узнавал уже после того, как запорол сюжетную линию, и уж тем более после того, как потратил очки талантов на те навыки, которые не пригодятся на этом пути. При этом сохранения в игре принудительные, автоматические и в один слот — любое решение хотя бы пятиминутной давности навсегда врезается в вашу историю. Не начинать же игру со старта всякий раз!

Call of Cthulhu выглядит как симулятор ходьбы, но это впечатление обманчиво. За фасадом замызганного и потерявшего первоначальный блеск формата скрывает игра-следствие, которая не будет с вами нянчиться. Она учит осторожности и предусмотрительности — трижды подумайте, прежде чем тыкать в реплику «Проверка навыка красноречия».

Игра по-новому подходит к расследованиям, расслаивая их на части и всегда оставляя место для догадок. Картина мира сохраняет зыбкость и недомолвки, столь близкие лавкрафтовской прозе.

Call of Cthulhu — чертовски тёмная игра. На скриншотах это особенно заметно
Call of Cthulhu — чертовски тёмная игра. На скриншотах это особенно заметно

Однако Call of Cthulhu всё ещё полна белых пятен. Там явно будет стелс (в ранней версии есть лишь одна прогулка за спиной у культистов с автоматической смертью, если наступить врагам на пятки), возможно, появится и боевая система, получит развитие шкала рассудка, которая за четыре главы, кажется, так и не шелохнулась. Ну, один раз случилась паническая атака, но строго по сюжету.

Кроме того, творчество Cyanide неоднородно. С любовью прорисованный бар соседствует с грубыми кубами складов, грозный отставной капитан — с клонированными рабочими порта, а ведь их совсем немного. Сквозь тщательно проработанную завесу тревоги и близости чего-то безобразного всё время проступает экономия. А многие решения Cyanide явно принимала поспешно — как те же сохранения.

Игра начинается в кабинете детектива Пирса. Ставлю пиво, что закончится она в дурдоме
Игра начинается в кабинете детектива Пирса. Ставлю пиво, что закончится она в дурдоме

Вместе с этим Cyanide предельно осторожна. Из тех четырёх глав, что я прошёл, две с половиной уже показывали в геймплейном видео всего три недели назад. На самом ли деле игра готова к релизу?

Я сам с нетерпением жду Call of Cthulhu, и увиденное лично в игре обнадёжило куда больше, чем отрепетированное видео. Но я всё ещё помню, как долго Call of Cthulhu не могла внятно объяснить свою природу, а единственными достоинствами пыталась выставить дешёвые приёмы заурядных хорроров. После такого даже самые приятные качества вызывают подозрения.

3333 показа
9.2K9.2K открытий
15 комментариев

Первые впечатления и спойлеры. Ну почему нельзя было обойтись без них ? Уверен, что можно было. А так получается, что эти самые первые впечатления я не узнаю, дабы уберечь себя даже от малюсеньких спойлеров. Игру очень жду. Возьму и так. Но прочитать этот текст уже получается могу только после прохождения.

Ответить

странно, что это писал не Захар...

Ответить

Нужна плашка "конец спойлера"

Ответить

Чет по скриншотам игра выглядит как Vampyr. Менюшки, интерфейс, шрифты, модельки прям под копирку. Што наиболее подозрителньо так это еще и издатель один и тот же.

Ответить

Только заметил,и это грустно

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мне кажется, или дизайн персонажей по криповости уступает call of cthulhu dark corners of the earth ? Тут он какой-то ванильный

Ответить