Принц безумия: вклад Говарда Лавкрафта в историю ужасов

Почему Ктулху — всего лишь надутая жаба в сравнении с истинными богами мифов имени Лавкрафта.

В закладки

Любой разговор об истории хорроров как-то неизбежно упирается в Говарда Филлипса Лавкрафта, писателя-неудачника, который после своей смерти вдруг обрёл величие, которое не мог даже вообразить при жизни.

Только тогда читатели (да и другие писатели) вдруг осознали, какое фундаментальное изобретение внедрил в культуру бледный парень из Провиденса. Не он первым догадался, что самое страшное — это непонятое и недоступное пониманию, лишённое нашей логики. Но именно в его руках это правило получило своё ярчайшее подтверждение.

В наше время Лавкрафт стал популярным персонажем артов. Автор: Шон Филлипс

Жизнь как кошмар

Чтобы понять, как Лавкрафт смог обуздать силу вселенского ужаса, придётся немного узнать его личность. Она формировалась в настолько болезненной обстановке, насколько это возможно. Семья Лавкрафта жила в одном из старейших штатов Америки, полном предрассудков, мистики и уходящих корнями в прошлое легенд.

Маленький Говард мучился кошмарами и бессонницей, ему пришлось учиться дома, школу он так и не закончил, зато проштудировал дедушкину библиотеку, самую большую в городе — к ужасу своей матери. Она сошла с ума вслед за своим мужем и закончила свои дни в лечебнице, а психушки тех времён скорее напоминали застенки инквизиции.

В Новой Англии мальчишек нередко наряжали в платья. Лавкрафт не стал исключением

Всю жизнь Лавкрафт провёл в борьбе с самим собой. Он не мог подолгу заниматься одним делом, бросал их одно за другим, даже если они были успешными, как публикации в «Ивнинг Ньюс», едва начавшие приносить славу.

Говард изводил себя депрессией и всё так же паршиво спал. Он переехал в Нью-Йорк вместе с женой (хотя ему и пытались приписать асексуальность), который не мог терпеть из-за всё растущей армии иммигрантов. В том числе и из-за этого в прозе Лавкрафта заметны яркие ксенофобские нотки и мотивы вырождения человека.

От всей души писатель ненавидел эпоху, в которой его угораздило жить — куда больше он симпатизировал временам позднего Ренессанса, хотя в его понимании то был скорее расцвет декаданса.

На глаз почти невозможно определить, в каком возрасте Лавкрафт попадал в объектив — только смерть смогла изменить его облик. Наверное

После разлада с супругой, чей темперамент радикально отличался от его собственного, Лавкрафт всё бросил и вернулся в любимый Провиденс, но неблагодарные земляки отказались признавать его «славу». Лавкрафт всё больше писал, чаще всего укладываясь в малые формы — рассказы и новеллы. Публикации в паршивых журналах приносили ему сущие копейки, хотя именно в этот период жизни, в последние пять лет, он создал лучшие свои произведения.

Он пытался зарабатывать литературной редактурой — сто тысяч писем тому подтверждение. По сути, Лавкрафт остаётся самым задокументированным человеком в истории, если оценка в сто тысяч не завышена.

Наконец, он окончательно разорился и заболел раком кишечника, спровоцированный дурным питанием, от которого и скончался в возрасте 46 лет.

Чугунное перо

Готовый стереотип об одержимом писателе, не хватает разве что самоубийства, однако лучший друг писателя Роберт Говард успел застрелиться раньше. Какие образы, какие идеи могли жить в этой голове? В которой смешана болезненная мнительность, нагромождение страхов и потрясающая рациональность мышления.

Лавкрафта часто называют последователем Эдгара Аллана По

Так и появились Мифы Ктулху. Ну, ещё Цикл Снов и пачка произведений вне колеи, но их влияние на массовую культуру всё-таки куда меньше.

О литературных достоинствах прозы Лавкрафта до сих пор спорят. Все дискуссии ведутся вокруг неоспоримого факта: язык его текстов был невыносимо тяжёл, перегружен и переполнен понатасканных из готических романов форм. В наш век тяжёлый язык — это смертный приговор, но Лавкрафт применил этот недостаток себе на пользу.

Действие рассказов и книг Лавкрафта неизменно вращается вокруг вымышленного региона в Новой Англии: здесь и Мискатоникский университет, и Иннсмаут, и Данвич, и лечебница Аркхэм

Его витиеватые конструкции создают неповторимую среду для чтения, которая сама по себе заставляет немного нервничать, «прожёвывать» переживания героев как свои собственные, погружаться в реальность, которая постепенно теряет привычную нам логику и ставит перед сущностями и явлениями, чьи масштабы по замыслу Лавкрафта невозможно было объять мелочным умом обычного человека. Да, предыдущее предложение лишь примерно описывает манеру письма Говарда Филлипса.

«Некрономикон» безумного араба Абдула Аль-Хазреда — самое полное собрание человеческих знаний об Иных Богах, Великих Древних и их культах. Лавкрафт не написал ни одной страницы для этой вымышленной книги, однако в массовой культуре она всё равно встречается повсеместно

Лавкрафт перерос возможности своего языка, а если относиться к его замыслу серьёзно — то и возможности любого земного языка вообще. Сейчас к жителям лавкрафтовского пантеона относишься в лучшем случае снисходительно, особенно в ранних работах типа «Дагона», где великий Бог-Рыба представлен не столь уж крупной чешуйчатой горой.

Но это сейчас, в начале XXI века, когда нас избаловала Великая троица фантастов и плеяда других авторов, чей острый ум расширил границы вообразимого стократ дальше, чем вообразил бы сам Лавкрафт. Мы-то поняли его. Нельзя винить Да Винчи за его смешной деревянный танк: он всего лишь родился за пять веков до изобретения двигателя внутреннего сгорания. Вот и Лавкрафт описывал существ галактического масштаба с помощью эпитетов, годных скорее для историй про вампиров, из-за которых в его время ужасы не считались серьёзным жанром.

Со смертью времени и смерть умрёт

Язык — лишь вспомогательное средство. Его силами писатель осторожно прорисовывает перед нами туманные облики чего-то титанического, как сама Вселенная, неумолимого, как гравитация, и такого же близкого, от чего нельзя спрятаться кроме как за спасительной пеленой безумия (излюбленная идея Лавкрафта) или в объятиях могилы.

Рассказ «Из потустороннего мира» показывает, что вся материя вокруг нас пронизана «мириадами неведомых, чуждых полужидких сущностей», незримых без активации шишковидной железы особым прибором. Они плещутся в пространстве, составляя собой воздух, которым мы дышим, и жрут друг друга, а где-то глубже есть и такие сущности, которые поглощают и проникших за завесу людей.

В «Музыке Эриха Цанна» за простым окном парижского дома заперта чёрная бесконечность, полная потусторонней мелодии и холодных существ, рвущихся в наш мир, которые сдерживались лишь неистовой игрой на виоле старого композитора.

Желание сохранить своё знакомство с потусторонним в тайне — одно из самых естественных для героев Лавкрафта; как и документация происходящего на бумаге

Только, как писал сам Лавкрафт, неспособность объять всю науку мироздания бережёт нас от вечного кошмара. Жизнь на островке невежества спокойна и безмятежна. А те, кто заглядывает в море, окружающее островок — обречены на смерть, безумие или, что гораздо хуже, жизнь с осознанием истинной природы вещей.

Если вкратце, то всё творчество Лавкрафта посвящено этому заглядыванию, а его герои — жертвы своего любопытства.

Есть у него и более традиционные истории — про людоедов и ведьм, но даже за ними всегда стоят некие величественные силы. А Цикл Снов и вовсе посвящён зыбкому параллельному миру, в котором страх перед непознаваемым сменяется страхами безотчётными.

Мифы Ктулху

Начнём с того, что мифы Ктулху называются так только для краткости и ещё потому, что Ктулху получил неоправданно высокую известность в массовой культуре, где его образ, разумеется, упрощают и низводят до дрыхнущего монстра исполинских размеров.

Но Ктулху – это жалкая амфибия в сравнении с теми, кто ещё населяет Вселенную.

Примерная иерархия разумных созданий во вселенной Мифов Ктулху. Фрагмент, полная версия — здесь

Картина мира Лавкрафта проистекает из той, что пришла в наш мир в Новое время с развитием астрономии. Человеку пришлось смириться с тем, что он — не центр Вселенной, а всего лишь песчинка. Разница в том, что современная космогония ничем не заполняет бездну мироздания. Там рассыпаются и собираются звёзды, взрываются сверхновые и схлопываются чёрные дыры.

Лавкрафт же населяет эту пустоту чудовищными формами разума, невообразимыми в своём хладнокровии, которое нам, низшим представителям разумной жизни, кажется жестокостью.

Иные Боги

Во главе иерархии этого мира находятся боги, которые зовутся богами лишь из-за своего безграничного могущества. Им чужда приземлённость, свойственная языческим богам людей, они не определяют, что есть добро и зло, как Создатель в авраамических религиях. Они являются частью бесконечного процесса увядания Вселенной, не имеют чёткой формы и цели.

Азатот в представлении художника Ричарда Лунга

Азатот — верховный среди Иных Богов, «бесформенный султан демонов», который клубится в самом центре бесконечности. Это слепой и безумный повелитель всего сущего, вечно окружённый сводящим с ума воем флейт и грохотом барабанов. Более точного описания в пределах прозы Лавкрафта добиться трудно, а творчество бесчисленных последователей порождает взаимоисключающие выводы.

Азатот считается главой пантеона Мифов Ктулху, но говорить о конкретном пантеоне непросто, ведь разобрать с точки зрения людей иерархию столь далёких и немыслимых созданий просто невозможно. Эти божества существовали миллиарды лет, а некоторые и вовсе обитают вне времени. Вся история человечества для них — крохотная точка, равно как и сама Земля. Она интересует ровно настолько, насколько им интересна остальная Вселенная. Если им вообще ведомо понятие интереса.

Йог-Сотот, каким его видит ходожник Ричард Лунг

Среди «пантеона» существует множество богов, но достаточно проработаны среди них лишь несколько. Йог-Сотот Всесодержащий, например, мешанина из тысяч звездоподобных сфер (или глаз?), висящая за пределами Вселенной и повелевающая временем.

Таким видит Шуб-Ниггурат художник Art Ogre

Шуб-Ниггурат — едва ли не самое излюбленное божество последователей Лавкрафта, но сам мастер редко распространялся о «Чёрной Козе с Тысячью Младых». Это создание — самое приземлённое из Иных Богов, позволяющее себе являться на зов своих последователей после правильного ритуала.

Шуб-Ниггурат, которой с некоторым успехом можно приписывать женский пол, считается символом извращённого плодородия, потому эта слизистая летучая масса с торчащими во все стороны конечностями, в том числе козлиными, редко появляется без своего выводка.

Ньярлатотеп

Ньярлатотеп — одно из немногих существ, которые не находятся в космическом изгнании или сне, подобном смерти. Более того — это, пожалуй, единственное божество, способное понимать людей, общаться с ними на их языке и принимать человеческий облик. Истинная его внешность идеально описывается вторым именем Ньярлатотепа — Ползучий Хаос. То есть, никак не описывается.

Это лишь самые могущественные Иные Боги, почти все они имеют последователей на Земле, сошедших с ума от контакта с разумом столь высокого порядка и рассчитывающих на неизвестно какие награды. Эти боги определяют облик Вселенной, они стоят наравне с базовыми законами физики и в то же время нарушают их одним своим существованием.

Великие Древние

Земля же и без Иных Богов со времён своего создания купается во внимании. Великие Древние — это создания не столь высокого порядка, однако всё равно бесконечно далёкие от человека. Они-то и скрываются в разных местах на планете (или посещали её раньше), почти не оказывая влияния на историю человечества. Потому что любое такое влияние привело бы к концу нашей цивилизации.

Дагон

У Великих Древних, как правило, есть развитые культы, разбросанные по всему миру, но управляются они по-разному. Дагону, морскому чудовищу, служит раса глубоководных, а те уже распространяют в прибрежных городах свои культы. Такие как Эзотерический Орден Дагона в Иннсмауте — с ним вы наверняка знакомы благодаря Call of Cthulhu: Dark Corners of The Earth. Глубоководные «смешиваются» с культистами, порождая гибридов, которые в конце концов уходят на морское дно, пополняя ряды своих холоднокровных прародителей.

Ктулху художника Джорджа Джакинто

А вот Ктулху, исполин с головой осьминога (да кому это надо объяснять?), сам руководит последователями. Ну, как сам: из своего подводного Р'Льеха он поневоле испускает излучение, приглушённое титанической толщей воды. Волны находят благодатную почву в мозгах художников, поэтов, безумцев и дикарей: последние, даже если это простые метисы с юга США, описываются Лавкрафтом с особым отвращением.

Когда Р'Льех поднимает со дна, это влияние усиливается, и по всей Земле расходятся волны приступов истерики, самоубийств и кровавых оргий. Когда Ктулху окончательно сбросит с себя оковы сна, подобные смерти — человечество, вероятно, завершит свой путь и сгинет.

Гатаноа в исполнении Борджа Пиндадо

Богам вроде Гатаноа служат с иными побуждениями. Этому созданию, состоящему из гибкой морщинистой биомассы с щупальцами и другими отростками, поклоняются, лишь бы он, Гатаноа, не покинул своей темницы, куда его упекли пришельцы. Ежегодные человеческие жертвоприношения почему-то успокаивают его, и хорошо — ведь одного взгляда на Гатаноа хватит, чтобы окаменеть снаружи, оставаясь живым внутри.

Великих Древних пересчитать особенно трудно, учитывая труды соавторов Лавкрафта, его продолжателей и регулярные «кроссоверы» с другими писателями, которые одалживали персонажей и делились сами. Говард Филлипс не успел (да и не хотел) при жизни чётко описать выдуманный им мир, желая оставить в нём необходимую долю хаоса и тайны.

Разумная жизнь

История же других цивилизаций, населявших Землю или «гостивших» на её поверхности, изображена Лавкрафтом куда подробнее. Одна из немногих написанных им полноценных книг — «Хребты безумия» — посвящена Старцам, расе губчатых организмов с радиальной анатомией, кожистыми крыльями-плавниками и раструбами на обоих концах тела. Пожалуй, именно Старцам досталось самое чёткое и не оставляющее места для домыслов описание, а их история ясна от начала и до конца.

Старец

Старцы явились на Землю свыше миллиарда лет назад, построили здесь процветающую цивилизацию, дали начало жизни на планете (а стало быть и людям). Пожалуй, самой развитой областью их науки была биоинженерия, высшим творением которой стали рабы-шогготы, способные отращивать любые органы и принимать какую угодно форму. Именно шогготы и погубили Старцев, да и сами после гибели своих создателей уцелели в редких замкнутых местах — вроде Антарктиды.

Шогготы художника Джозефа Диаза

Не меньше Лавкрафт задумывался о Великой Расе Йит. Их форма (на зависть многим будущим фантастам) была столь же далека от человеческой, как и у Старцев. Их туловище — мясистый конус, содержащий в себе внутренние органы и движущийся подобно улитке. На вершине конуса — четыре гибкие конечности со множеством назначений: клешни для манипуляций и разговоров с помощью серий щелчков, глаза, слуховые приборы и другие приспособления.

На самом деле эти существа — лишь сосуды для разумов йитианцев, которые сбежали на Землю 200 миллионов лет назад путём трансплантации сознания. Задолго до появления человека йитианцам снова пришлось бежать, на сей раз от летающих полипов, попавших на Землю ещё 600 миллионов лет назад, но долгое время скрывавшихся под землёй.

Йит

За короткую историю планеты её успели посетить грибковые создания Ми-Го с планеты Юггот, девятой в Солнечной системе (про Плутон тогда ещё не знали), отродье Ктулху, ему же подобное, глубоководные амфибии, процветающие и по сей день благодаря «торговле» с некоторыми популяциями людей, всё те же полипы, потомство Ктулху.

И посреди всего этого бестиария, растянутого на миллиард лет, человек оказался лишь недолгим владыкой Земли, воспользовавшийся тем, что все его конкуренты либо покинули планету, либо вымерли. Десять тысяч лет господства на фоне миллиарда. Вот теперь вы можете оценить панику и помешательство героев Лавкрафта, которые к несчастью своему открыли всю глубину этой диспропорции.

#литература #месяцхоррора #золотойфонд

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Евгений Баранов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u0445\u043e\u0440\u0440\u043e\u0440\u0430"], "comments": 98, "likes": 260, "favorites": 154, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 9116, "is_wide": false }
{ "id": 9116, "author_id": 4061, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/9116\/get","add":"\/comments\/9116\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/9116"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64958 }

98 комментариев 98 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
94

Посоны, дорогая редакция, может на постоянку ввести рубрику книжного обозрения, типа - "шедевры фантастики", "фантастические миры", всякое такое. Мне кажется, что читатели паблика и сайта - вполне целевая аудитория для материалов такого рода.

Ответить
7

И еще!
И ведь ни одного комментария, а!
А я так ждал. Все, похоже, уже забыли, одни мы с товарищем Ян Корвин, из тех времен, что "падонкафские".
Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн!

Ответить
2

Помнят, уверен, многие. Просто задолбало ещё тогда, и хорошо, что теперь редко всплывает.

Ответить
0

Целиком поддерживаю. Отличная идея!

Ответить
0

Учитывая, что статью сюда может написать любой человек - было бы у кого желание. Так бы тоже с удовольствием почитал.

Ответить
35

Безупречный материал. Автор, великодушное спасибо!

Ответить
9

Вот и попробуй всё это экранизировать. Кстати, на тему «Тени над Иннсмутом» есть отличный клип Carpenter Brut.

Ответить
28

Ну, если уж постить клипы, то... DYE “Fantasy”.

Ответить
0

какой лютый восхитительный пиздец)

Ответить
1

Недавно вышло французское аниме (не знаю как лучше это назвать), Last Man, там была примерно такая рисовка(покачественнее), и монстры были в таком же духе (теперь понятно, чем авторы вдохновлялись).

Ответить
0

Круто, спасибо. Отличный клип, кроме до ужаса кривого графония чешуи под кожей.

Ответить
3

Вот вам еще один в копилку..
правда к Лавкрафту имеет мало отношения, но к страхам в голове самое то.
https://vimeo.com/74333429

Ответить
0

Классно, спасибо. Напомнило фильм "Машинист" с Кристианом Бейлом

Ответить
0

На самом деле экранизаций Лавкрафта очень много. В большинстве своём это арт-хаус или дешёвые B-муви, но они охватывают чуть-ли не всё его творчество.

Ответить
9

Прелесть прозы Лавкрафта ещё и в том, что на её основе сложно сделать совсем уж дрянь. Ужас Аркхэма потрясающая в своей атмосфере настолка вопреки перегруженным правилам, да и лавкрафтианский Бладборн работает намёками, но этого хватает. Среди всех мёртвых писателей у Лавкрафта наверное один из самых крутых послужных списков в игровой индустрии.

Ответить
5

С игроизациями если еще хорошо, то с кинематографом все очень хреново. Парадокс.

Ответить
1

Ага, экранизаций попросту нет. С другой стороны хрен ты Лавкрафта с PG-13 снимешь, а R-рейтинг сейчас ну такое.

Ответить
1

Они есть, их много, но лучше о них не знать. Die Farbe (2010го) могу посоветовать. По мотивам "Цвета из иных миров".

Ответить
0

Как это нет? А гугл?
Есть шикарный испанский фильм, "Дагон": https://www.kinopoisk.ru/film/54270/

Ответить
0

Когда я интересовался этой темой, наилучшей (вернее, наименее плохой) экранизацией считался "Воскресший" по "Истории Декстера Чарлза Уорда". Фильм скорее не ужасный, но никакой, со слабой игрой актеров и скомканной хронологией, плюс перенесенный в 90-е. Хотя несколько удачных кадров и сцен в нем есть.

Ответить
0

Не знаком, надо будет попробовать.
Я пока читал статью, вспомнил "В пасти безумия" Джона Карпентера. Фильм от макушки до пяток полностью на лавкрафтовщине замешан.

Ответить
0

Вообще никаким боком, лол. Кинговщина чистейшая.

Ответить
0

Навскидку, это было 20 лет назад. С тех пор много чего по нему сняли, и хорошо сняли.

Ответить
1

А ведь "Музыка Эриха Цанна" так и просится в короткометражный формат.

Ответить
0

Да и с играми не всё радужно. Сейчас они уже явно есть, но не так давно найти нормальную игру по Лавкрафту было достаточно сложно.

Ответить
2

Зачем играть в "Ужас Аркхэма", когда есть "Древний Ужас". Она лучше по всем параметрам, и собственно и задумывалась как перерождение морально устаревшего оригинала.

Ответить
0

Оригинал многие считают куда более атмосферным. Отчасти за счёт своей неспешности и наличия триллиона допов. Я в их числе.

Ответить
0

В ДУ атмосфера никуда не пропала, зато выросла динамика и стало меньше ненужной игровой рутины. При любом раскладе партия закончится не позже чем через 16 ходов. Допов уже штук 5 вышло и они продолжают выходить. Если не играл лично - крайне рекомендую.

Ответить
2

Семь даже, а не пять. Столько же, сколько к УА. И с ними игра не просто лучше — а гораздо лучше старой. Единственная игра последних лет, которой поставил десятку.

Ответить
0

Советую глянуть Mansions of madness (second edition)

Ответить
10

Простите.

Ответить
7

Начал знакомства со старого, найденного в лесу (не шутка) обшарпанного сборника, в котором были истории "Дагон" и "Зов Ктулху". Тогда казалось огромным заговором, книгой проникся за раз. У кого-то ещё знакомство сопровождалось мистикой?

Ответить
3

Вообще, мне почему-то нравится думать, что Лавкрафт стал настолько популярным потому, что по сути самостоятельно придумал эдакую американскую эрзац-мифологию, которой они были лишены по понятным причинам. Это как история, к которой американцы относятся очень бережно потому, что её у них по сравнению с другими нациями совсем немного - у самого Лавкрафта часто натыкался на эпитет "древний" в отношении улочек конца XVII века, что прекрасно отражает этот менталитет.

Ответить
13

и да, и нет.
Мой скромный литературоведческий опыт говорит, что во времена Лавкрафта (т.е. в конце 19 - первой трети 20 в.) одержимость писателей мифологией была вполне сопоставима с тем, что сейчас делает Марвел, разве что ресурсов и масштаба вещания было меньше.
Вспомним, хотя бы "отечественного производителя" - Андрей Белый, Блаватская и ее последователи (Петр Успенский, например), дореволюционный Алексей Толстой, Сологуб и т.д. - "мифотворчество", кризис человека, поиск "гигантов", обращение к реальным и выдуманным культам и т.д.
Кризис христианства, социальные конфликты, апокалиптические настроения - это был тренд. После революции у нас он почти заглох (осталась советская мифология + андеграунд типа обэриутов), а на западе начал плавно, но тоже распадаться, пока не дорос до комиксовой культуры, а уже оттуда - в кинематограф. Поверхностно, но как-то так)

Ответить
3

А может статейку на тему искусственных мифологий в творчестве до- и послереволюционных писателей в России напишите? Было бы интересно почитать, наверное.

Ответить
0

Так-то да, Лавкрафт сам в том числе кое-где опирался на творчество современников (хотя бы тот же образ Хастура, им по сути позаимствованный), однако ему единственному удалось оформить это всё во что-то цельное, логичное и взаимосвязанное.
Блаватская всё-таки явление совершенно другого рода, я бы с ней Лавкрафта не сравнивал, разных полей ягоды.

Ответить
1

Да, в районе Серебрянного Века занятия спиритизмом и оккультизмом были очень в моде. В каждом салоне, как сейчас, положим, кальяны.
Думаю, "кризис христианства" совершенно не при чём, они постоянно (чтобы не смеялись нужно выбирать менее смешную религию) просто период был такой.

Ответить
6

Очень крутая статья. Прочитал с великим удовольствием.

Ответить
5

Спасибо за материал.

В своё время познакомился с Лавкрафтом на волне популярность языка "падонкаф" и всяких "тибя Ктулху зохавает", то есть лет 10+ назад. Сначала везде начал мелькать некто Ктулху - полез почитать на википедию, кто такой этот самый Ктулху. А то, знаете ли, использовать мемчики, не зная их значения - не комильфо!
В итоге, очнулся ближе к утру, дочитывая очередной рассказ. Начал, естественно, с Зова Ктулху.
С тех пор очень нежно люблю его творчество. Да, оно где-то какое-то прямо наивное, где-то рассказы прямо повторяют паттерн других его творений (точно названий не помню, в сборнике у меня подряд идут прям) - сначала человек приходит в место Х, там он попадает в какой-то *неизведанный* закоулок, потом он начинает слышать голоса\видеть что-то, и чуть ли не сходит (сходит) с ума. Но всё равно очень круто Лавкрафт умеет передавать атмосферу, прямо читаешь и видишь практически всё то, о чём он пишет.

Ответить
0

10 лет, аааа!))) Я 25))
это всё тогда издавали всяческие "кооперативы", бывали и сборники самопальные, выбор авторов был за директором кооператива. Но с тех пор много нового перевели.

Ответить
5

Надеюсь, что во время написания этой статьи никого не принесли в жертву. Спасибо за чтиво.

Ответить
3

Кто нибудь знает есть ли "энциклопедии" основанные на лоре Лавкрафта? С иллюстрациями и желательно стилизованные под пергамент. На подобие такого.

Ответить
3

У меня в виш-листе вот такая вещь хранится
https://www.amazon.com/Petersens-Field-Guide-Lovecraftian-Horrors/dp/1568820836

Ответить
0

Спасибо, очень круто! Именно это я и представлял! Думаю не я один тебе признателен)

Ответить
4

Ух, как интересно и не заезженно! Ради таких статей и прихожу на этот сайт.

Ответить
3

Пожалуй, автор статьи забыл один нюанс... К концу жизни Лавкрафт отказался от расистских и националистических убеждений. Думаю, это очень важно, учитывая то, как сейчас к нему из-за этого стали относиться на западе.

Ответить
0

Ага, у него было помутнение тогда с расизмом этим)) Обозлился на всех из-за неудач.
В фильме же подробно говорится.

Ответить
3

Спасибо автору! Отличная статья! Прочитал с удовольствием и сохранил для будущих повторных ознакомлений.

DTF, больше подобного материала!

Ответить
0

Хастур теперь не бог?

Ответить
8

Хастур теперь аниме. Таких кошмаров даже Лавкрафт не предвидел.

Ответить
3

Так ведь есть еще такое. Это Ньярлатотеп.

Ответить
0

Да, я посмотрел весь первый сезон, а потом долго плевался.
Делать аниме на таком богатом материале, но взять из него только имена и названия и выдать нагора штампованный проходняк. Это выше моего понимания.

Ответить
5

Да что тут понимать? Очередной гаремник завернутый в очередную слитую оболочку. Такие каждый сезон выходят.

Ответить
0

.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Это же хорошо, лурк нужно сохранять в разных местах интернета

Ответить
3

Вот тут многие говорят, что материал не заезженный, на самом деле Мир Фантастики, эту тему подробно освещал уже в очень бородатые года, учитывая, что журнал появился в 2003 году. Плюс потом на основе статей из журнала, с разными перепечатками и дополнениями материал начал появляются на других тематических и не очень сайтах. А на ДТФ собрали компиляцию уже из этого, прочитал статью и дежавю, впрочем неофитам будет интересно, но в материале много чего не рассказано.

Ответить
0

Я тоже не понял, что тут такого суперского и свежего, но не стал писать) Это давно было написано всё.
Лет 10-15 назад было несколько подробнейших тематических ресурсов плюс переводчики-энтузиасты. Как и по тому же Гигеру и многому другому.
Просто выросло новое поколение, вот и в новинку им это.

Ответить
0

Вполне логично, что такие авторы как ГФЛ у нас не столь известны, и не держатся на слуху, ибо для нас он нечто чуждое, в том смысле, что мы живем в другой стране, среди других людей, с другим менталитетом. Сомневаюсь, что вы своим детям в первую очередь расскажете про Говарда, человека который жил в новой англии уже ~100 лет назад в другой стране и не был особо популярен в своё время, да и сейчас является вполне нишевым писателем. Скорее расскажете о нашей классике, или о том же Кинге, который пишет в наши дни и не собирается прекращать...
Лавкрафт - специфичный товарищ. Радует, что разработчики wow тоже им вдохновлялись.

Ответить
1

В общем монстры эти - какая то комбинация шупалец, глаз и зубов

Ответить
2

Лавкрафт был заложником литературы своего времени, вряд ли он смог бы вымыслить что-нибудь более оригинальное.

Ответить
1

Просто их так художники нарисовали, ориентируясь на знакомые образы. Судя по описанию они должны более разнообразно выглядеть)

Ответить
0

Было бы круто сделать в материале подборку продуктов, вдохновлённых или созданных по мотивам творчества Лавкрафта. Приведу для примера несколько игр. Само собой этой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, наверное главная игра, с которой стоит ознакомиться интересующимся с творчеством, но нужно быть готовым к суровому игровому процессу и малопроходимым багам. Eldritch - пускай вас не пугает графика. Перед нами хардкорный "рогалик" в шутерной оболочке. Атмосферный тур по знаковым локациям из произведений, и возможность навалять (или отхватить) от тамошних обитателей. Conarium - современная во всех отношениях интерпретация творчества Лавкрафта. Имеем приятную графику и игровой процесс в стиле "ходи и смотри".

Ответить
2

+Игры
Elder Signs: Omens - цифровой вариант настольной игры.
Sunless Sea - игра про Павший Лондон, оказавшийся под землей и про путешествия по подземному морю. Мифология вдохновлена Лавкрафтом, но менее мрачная.
Darkest Dungeon - роглайт про превращение героев в фарш
They Bleed Pixels - сложный платформер про кошмары, вдохновленный в том числе Лавкрафтом
Sherlock Holmes: The Awakened - квест от Frogwares

+Фильмы
Извне / From Beyond

Ответить
1

Вот Извне наверное на данный момент самая лучшая экранизация произведений Лавкрафта.
+Фильмы
Реаниматор (первая часть)

Ответить
0

По вашему совету посмотрел «Извне». Как-то пропустил в детстве. И хорошо, что пропустил :) Очень милое АДИЩЕ.

Ответить
0

А я как раз в детстве и посмотрел)
При том, что фильм классический ужастик 80-х и режиссер - Брайан Юзна - хороший, но со специфическими приемами - идею Лавкрафта удалось осовременить и при этом донести не исковеркав.

Ответить
1

Quake же. и Шаб-Ниггурат в качестве финального босса

Ответить
0

Alole in the Dark ни разу не забываем

Ответить
0

Ну я так, для примера. А в целом тема тянет на отдельный материал.

Ответить
1

Можно еще добавить, что лирика доброй половины тяжелых и не очень металлических групп основывается на произведениях Лавкрафта. Так что если с экранизациями, как писалось выше, не очень, то в музыке, по-моему, это самый что ни на есть влиятельнейший писатель, может еще Толкиен где-то рядом.

Ответить
0

Интересные у вас прОценты)) По теме Толкина и Лавкрафта это процентов 10-15% максимум тяжеляка и только определённые жанры - дум-готик, немного блэка и пр.
Толкин популярен в пауэр-метелл и всякий Summoning.
Ну и понемногу у разных групп. Половина групп это… кхе-кхе ))

Ответить
1

"Угорание по Лавкрафту" у действительно у многих сталепрокатных групп можно найти, но обычно речь идёт в лучшем случае о паре композиций на всю дискографию. Таких же, чтобы вся лирика и эстетика была на лавкрафтианском лоре основана, единицы.

Ответить
0

Да, я об этом. Как у Металлики - 1-2 песни и всё.
И в основном всё же не сталепрокатных, а более медленных и депрессивных, gothic doom и подобное.

Ответить
0

Опять пошел переслушивать лайв этой песни.

Ответить
1

Нужно больше материалов(таких)! Спасибо!

Ответить
1

Очень крутая статья.

Ответить
1

Отлично. Интересно было почитать. И написано тоже очень необычно. Я правда чуть голову не надломил пока вчитывался в некоторые вещи.

Ответить
0

Зато будешь подготовленным, если вздумаешь почитать Лавкрафта))

Ответить
1

Забыли старый (и весьма приличный) квест prisoner of ice

Ответить
0

Хорошая статья, но "Говард изводил себя депрессией" и "заболел раком" звучат немного странно - скорее, уж депрессия кого-то изводит, да и про рак так не говорят.
И, по-моему, лучше, если не писать, то хотя бы приписывать оригинальные имена - shub niggurath всё-таки не шуб, если ты не русский переводчик, конечно.

Ответить
0

Кстати о произведениях по Лавкрафту. Перед е3 2017 была новость что будет закрытый показ новой Call of Cthulhu, и потом все как то затихло, только обычный трейлер показали. Были ли геймплейные кадры где нибудь, или статьи с описанием?

Ответить
1

Не знаю, можно ли тут ссылки давать, но нашёл парочку. Последние статьи были месяц-два назад, всё про ту же Е3, на которой показывали трейлер.
Дата выхода стоит 4 квартал. Но у них финансовый год очень странный, с октября по сентябрь или типа того, поэтому когда выйдет точно - хз :D

Ответить
0

"Но это сейчас, в начале XXI века, когда нас избаловала Великая троица фантастов и плеяда других авторов, чей острый ум расширил границы вообразимого стократ дальше, чем вообразил бы сам Лавкрафт".
что за троица фантастов? хотелось бы узнать имена.

Ответить
0

Азимов, Кларк и Хайнлайн.

Ответить
0

Если очень коротко, Хайнлайн это прямолинейная "Боевая фонтастека", не зря его Верховен экранизировал, Азимов это социальная плюс гораздо более широкий спектр тем, чем у первого. Кларк это научная фантастика, по большей части о звёздах, космосе и месте человека в этом всём.
Первый совсем подростковый плюс устарел нехило вследствие примитивности, Азимов получше, но нужно выбирать (Цикл "Основание" тот ещё адский треш, глянцевая пафосная космоопера без логики поступков), Кларк почти всё очень круто, причём на совершенно разные темы. Не говоря о том, что его экранизировали от Кубрика до недавнего сериала «Конец детства», от которого всё кипятком ссут. Ну и, в целом, влияние Кларка трудно описать даже.

Ответить
1

Верховен не "экранизировал", а снял на его основе сатирическую "ответочку", от чего у многих любителей "ЗД" до сих пор очень, очень сильно подгорает.

Ответить
0

Ну так получилось, что я Хайнлайна читал уже во вполне взрослом возрасте и это было печально, чтиво для подростков, всё строится на экшоне и штампах.

Ответить
0

Я конкретно про "ЗД" Верховена. Он же там натурально издевается над мечтательно обрисованным Хайнайном в книге околофашистским обществом, то есть таким, где служение Государству это высшее социальное благо и устремление, а те, кто не хочет, будут остракизированы по самые гланды.

Ответить
0

Ну некоторую иронию над этим всем я уловил, конечно. Но целый фильм из этого городить это уж... Кстати, очень напоминает HALO-4, скачал вчера и начал смотреть.
Только тут как раз без иронии, всё на серьёзе.

Ответить
0

глянцевая пафосная космоопера без логики поступков

:(

Ответить
0

благодарю.
поделитесь впечатлениями от произведений этих авторов, если читали.

Ответить
0

Кларка не читал.

У Азимова читал «Я, робот» и ещё что-то детективное — на данный момент эти его произведения уже устарели, хотя на момент их написания без сомнения были прорывом (не зря на них построены законы робототехники). Ещё у Азимова есть цикл «Основание», посвящённый более широким вопросам, чем робототехника, но я его не читал.

Хайнлайн больше всё же представитель «новой волны», поэтому его произведения остаются актуальными — он делал упор не на технологии, а на социальные взаимоотношения (которые принципиально никогда не меняются). Поэтому хотя бы два-три его романа почитать безусловно стоит (я порекомендую «Кукловоды» и «Двойная звезда»).

Ответить
0

Мод к HL (1) They hunger - лаборатория в нём является отсылкой к фильму про невидимых воздухоплавающих жителей.

Ответить
0

Blizzard огромными ковшами черпали и черпают идеи Лавкрафта) Вся эта история с древними Богами, квесты и т.д.

Ответить
0

Добротный материал! Но думаю стоило бы предупредить о небольших сполерах. Например, я сейчас читаю Хребты безумия, уже дошел до того места где описываются старцы и их города, но вот если бы я только начал читать книгу и в этот же момент прочитал о старцах и их жизни то было бы уже не так неожиданно )Кстати, в статье есть упоминание об игре Call Of Cthulhu, да и многие в комента писали, а вот трейлер игры на игровом движке https://youtu.be/Z_1WO-Rs7KA

Ответить
0

Сама внешность Лавкрафта пугает больше, чем его писания и чудовища.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В Steam появилась функция продажи
подержанных цифровых копий игр
Подписаться на push-уведомления