Felvidek. Горькая, оптимистическая комедия ужасов

Про то как пьяница-рыцарь и учёный монах расследуют кровавый заговор в глухой деревеньке середины XV века

Felvidek. Горькая, оптимистическая комедия ужасов

“Мое сердце боролось с рассудком. Как в трагедиях Пьера Корнеля, поэта-лауреата: долг борется с сердечным влечением. Только у меня наоборот: сердечное влечение боролось с рассудком и долгом. Сердце мне говорило: «Тебя обидели, тебя сравняли с говном. Поди и напейся. Встань и поди напейся как сука». Так говорило мое прекрасное сердце” - М-П

Felvidek. Горькая, оптимистическая комедия ужасов

“Фелвидек” - короткометражный, слегка ролевой квест. Детективная повесть на пару часов. Занятная байка про то как пьяница-рыцарь и учёный монах расследуют кровавый заговор в глухой северо-венгерской деревеньке середины XV века.

Зубастая, языкастая история написана как сценарий остросюжетного фильма. Три аккуратных акта: Знакомство, Расследование, Конфронтация. Драму разыгрывает небольшой ансамбль колоритных персонажей. А руководит производством сильная пара главных героев.

Монах умен и скучен, он не опустится до легкомыслия. Рыцарь умен и легкомыслен — он скучным быть себе не позволит. В итоге, оба они дураки, но с разными полярностями. И дополняют друг друга прекрасно. На споры, ругань, взаимные оскорбления у них времени будет достаточно.

Рыцарь Павол - алкоголик. Что очень кстати для нашего расследования. Ведь из синяков почему-то получаются на удивление хорошие следователи.

Монаха Матея прислал в деревню архиепископ из Дебрецена, чтобы проинспектировать местный приход. Но вместо этого тутошний вельможа поручил святому человеку присматривать за Паволом и не давать тому похмеляться.

Felvidek. Горькая, оптимистическая комедия ужасов

Пьёт Павол из-за жены, которая от него ушла, и которую он любит до безумия. Это не девушка, а баллада ля бемоль мажор. Не женщина, а волхвование. Это взгляд, в котором нет ни совести, ни стыда. Дьяволица. Бесстыжая царица и искусительница.

Вот ушла она из дома, и ходит Павол с тех пор замутненный. Замутненность - от грусти. А грусть - от бабы.

Хотя, не только. Три года назад, в 1448-м, рыцарь участвовал в битве на Косовом поле, когда Османская империя на голову разбила христианские королевства. Тысячи погибли, заметно поредело венгерское дворянство. А Павол такого ужаса насмотрелся, что теперь никогда и ничем его не запьёт. Он носит в себе мировую скорбь и не хочет этого скрывать - надо смело, в глаза людям, говорить о своих достоинствах.

Литературный жанр “Фелвидека” текуч и уклончив. Это горькая, оптимистичная комедия ужасов. Вот Павол сокрушенно оплакивает потерянные на поле боя жизни, а вот он же бегает по улицам в исподнем, срезает татуировку с чужого зада, ищет священника по борделям.

Felvidek. Горькая, оптимистическая комедия ужасов

“Фелвидек” выдерживает своеобразный тон. Делать серьезный, сухой, документально достоверный портрет эпохи - это всё суета и томление духа. Сварганить что-то совершенно абсурдное и анахроничное - в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот на старое посмотреть по-новому, и фантазированием закрепить уроки истории - в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек. Это коктейль, который можно без стыда пить в присутствии Бога и людей. Гимн демократической молодежи, который будоражит ум, тревожит совесть, укрепляет правосознание.

Презентация игры - её главное хулиганство. Фоном играет кислотный, электрифицированный фанк группы Marcel Gidote's Holy Crab, от которого хочется то плясать вприсядку, то раскачиваться в пьяном трансе. Очень это всё напоминает радикальные саундтреки времен PS1.

Корчма

Графика относится к той же эпохе. Бледные, пикселизированные изометрические уровни, по которым неловко ползают муравьи-персонажи. И низкополигональные кат-сцены, красиво разыгрываемые остроголовыми куклами, будто выструганными из досок впопыхах.

Отдельная песня - диалоговые портреты персонажей. Они похожи на отретушированные фотографии ларперов, собиравшихся на полевую сходку. Кто-то держится серьезно, кто-то дурачится. Одни красуются в исторических костюмах. Другие просто рады что выбрались на природу.

Ну и наконец боевая система. Статичная пошаговая боёвка в манере jRPG. Теперь это стиль не только японский, но и словацкий. Сражений в игре не так много. Уж точно не больше чем хождения-говорения. И это замечательно. Иначе нам это простенькое развлечение успело бы надоесть.

На прокачку нет времени. Вместо этого мы ищем доспехи поприличнее, а от поедания варенья и других вкусностей у нас перманентно растут показатели. В бою герои тоже по-славянски пируют. Хлебают сметану бадьями, жрут кашу деревянными ложками, глушат сливовицу бутылками.

Когда мы не сражаемся, мы ведем расследование. Разглядываем срез дурацких жизней. Изучаем потемки чужих душ, пусть даже там и нет ничего путного.

Соавтор игры Йозеф Павелка, говоря о своих источниках вдохновения, назвал две игры - “Готику” и Neverhood. Гремучая смесь, ничего не скажешь. У пластилинового квеста "Фелвидек" научился удивлять игрока, ставить его в нелепые ситуации. Тёмное фэнтези показало ему как надо сказку подмешивать в сюжет, чтобы на первом плане оставались люди и их взаимоотношения.

Место действия игры - комитат Спиш, Фелвидек. То есть, север королевства Венгрия - нынешняя Словакия.

Время действия игры - весьма паршивое. Венгерским королём избран малолетний Ладислав Постум, но он уже много лет принудительно “гостит” у своего дяди, короля Германии Фридриха III, и не имеет права голоса. Венгерская знать в его отсутствие назначила регентом воеводу Яноша Хуньяди, но тот сильно занят войнами и интригами.

Никому нет дела до Фелвидека. Разве только наёмнику и авантюристу Яну Искре, чешскому гуситу, которого наняла ныне покойная мать Постума и велела защищать интересы своего сына в северной Венгрии. И Искра защищает их так усердно, что людям нет никакого житья от его солдат. Эти “гуситы”, забравшиеся далеко от родины, категорически не заинтересованы в религиозной и политической реформации, и идеалы Яна Гуса их не волнуют. Они превратились в вульгарных бандитов и мародёров.

Фелвидек погружен в беззаконный хаос. Местные власти в такой ситуации охотно и умело опускают руки. Жадный бургомистр считает гроши, сладострастный священник утоляет пороки, феодал-лудоман не вылезает из своего замка.

Добавьте сюда общий фон: поражения христианских сил в религиозных войнах, грядущее падение Константинополя, неотвратимое наступление страшных, непонятных османов.

Будущее отменено. Быт разваливается на части. Страх и жестокость впитываются в повседневную жизнь.

Поэтому когда в игре вдруг появляются тёмные потусторонние силы, и злодеи начинают устраивать безбожные демонические ритуалы, это воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Не уход от проблемных тем в фэнтезийные абстракции, а вполне адекватная репрезентация реальности. В такой обстановке культисты не только нормальны, но и неизбежны. Сверхъестественное становится естественным. Люди ищут какого-то объяснения происходящему. И какого-то выхода. И по глупости и жадности только усугубляют и без того ужасную ситуацию.

Глядя на всё это легко опустить руки и пытаться перетерпеть худшее, как человек терпит икоту. Ибо икота — выше всякого закона. И как поразила вас недавно внезапность ее начала, так поразит вас ее конец, который вы, как смерть, не предскажете и не предотвратите. И в этой тишине ваше сердце вам говорит: она неисследима, а мы - беспомощны. Мы начисто лишены всякой свободы воли, мы во власти произвола, которому нет имени, и спасения от которого - тоже нет. Мы - дрожащие твари, а она - всесильна.

Но Павол не таков. Ему Ахриман говорит: Смири свой порыв - легче будет.

А тот отвечает: Ни за что не смирю.

- Ну и дурак, - обижается Ахриман.

Такая вот получается увлекательная история - как словацкая деревня допилась до белой горячки. История это поучительная и универсальная. Ибо жизнь человеческая не есть ли минутное окосение души? Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой меньше. И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, и ему хорошо, а другого только еще начинает тошнить.

Felvidek. Горькая, оптимистическая комедия ужасов
102102
55
44
11
13 комментариев

Файналли прекрасный лонг про личную готи в этом году, редко какая игра сейчас проходится буквально на одном дыхании, оч надеюсь, шо разрабы еще что-нить в таком стиле запилят

10
1
Ответить

ждем скидок и обязательно берем. там еще и официальный русский перевод выкатили

2
1
Ответить

Она и так 420 рубчиков стоит, в настоящий момент это вообще не о чём уже, так что думаю взять по фулпрайсу можно себе позволить

2
Ответить

Такие инди проекты весьма приветствуются и нам нужны. 👍

1
1
Ответить

Круто, надо будет попробоватс!

1
1
Ответить

Это мы берём. Спасибо за рекомендацию!

1
1
Ответить

После fear and hunger зашло) Крутая игрушка, жаль короткая больно

1
1
Ответить