Как сделать нарратив в ритм-играх

На примере Deemo и Cytus 2 от Rayark games.

Нарратив — неотъемлемая часть каждой игры. Студии тратят десятки миллионов долларов, чтобы проработать мир, в который игрок нырнет с головой. Можно сколько угодно хвалить геймплей и графику, но без связанного мира это все равно, что красивый фантик без конфетки.

РПГ, стратегии, шутеры, слэшеры — для большинства жанров придумать нарратив относительно легко. Достаточно прокрутить в голове пару клише и какой-никакой вариант готов. Но как быть с нарративом в жанре, где вся суть — это нажимать кнопки в нужное время? Тайваньская студия Rayark games сумела ответить на этот вопрос.

Уникальность жанра

В отличие от других жанров, геймплей ритм-игр сильно ограничен. В них нет случайных событий, квестов, монстров, системы прокачки, «внезапной смерти» — короче говоря, всего того за, что мы любим остальные жанры. Только азиатские музыкальные мотивы и кнопки которые нужно нажимать в нужный момент.

И да, кнопки бывают разные: тут и слайдеры, и свайпы, и закручивания. Но если не обращать на это внимание, можно сказать, что ритм-игры — это дикая форма QTE, только под музыку.

В таких условиях трудно придумать какой-либо сюжет или лор. Поэтому большинство студий думать не думали о проработке мира ритм-игр. В том же OSU не никакого нарратива, только бездонные архивы с картами из оппенингов популярного аниме

Типичная песня в OSU
Типичная песня в OSU

Другой пример — VOEZ от тех же Rayark Games. В игре точно есть сюжет — после прохождения песен, игроку показывают ролики-зарисовки с главными персонажами игры.

В «дневнике» показывается сюжет игры, в виде картинок, диалог и зарисовок
В «дневнике» показывается сюжет игры, в виде картинок, диалог и зарисовок

Проблема в том, что в VOEZ геймплей и история живут отдельно друг от друга. Между ними нет «химии», каждая часть игры пытается захватить внимание игрока.

Вот несколько вопросов, на которые игра так и не дала ответа: как герои связаны с теми песнями, которые мы играем? Это они их написали? Может быть, через песни передаются эмоции героев? Может быть, мы так продвигаемся по сюжету?

Не подумайте, что я категорически настроен против VOEZ. Если не брать во внимание сюжет, то это хорошая ритм-игра — временами сложная, временами выбивающая из колеи. Ничего необычного.

В VOEZ есть много песен из других игр Rayark games
В VOEZ есть много песен из других игр Rayark games

Хотя странно, что Rayark games вообще создали что-то подобное. Их предыдущая игра — Deemo — идеальный пример того, как геймплей работает рука об руку с сюжетом.

Как сделать нарратив в ритм-играх

Вышедшая в 2013 году игра про девочку Алису и существо по имени Димо, получила настолько прелестные отзывы от критиков, насколько может получить ритм игра. 200 000 скачиваний за месяц, 88 баллов на «метакритике», порты на Playstaion Vita и Nintendo Switch. Одним словом, колоссальный успех.

И, мне кажется, что во многом это заслуга нарративной составляющей. Мир Deemo крепко связан с музыкальным инструментом главного героя — фортепиано. Это что-то вроде языка.

Димо — непонятное чёрное, а главное, немое существо. Непонятно, почему так произошло, но факт остаётся фактом — он не может выражать свои эмоции. На помощь приходит музыка — универсальный язык, который понимают все живые существа. Поэтому Deemo общается с Алисой с помощью композиций, и девочка его понимает.

Главный экран Deemo
Главный экран Deemo

Получается, что каждая песня выражает эмоции героев. И это так, мы можем почувствовать это через геймплей. Например, в начале истории доступно только три песни, первая из них — dream. Композиция идеально показывает, что главному герою одиноко. Как будто он что-то потерял и теперь жалеет, что это нельзя вернуть.

Другой пример — Light Pollution, которая открывается после 5-10 минут игры. Это песня о том, как Алиса и Димо пытаются найти общий язык. Звучит она теплее и ярче. Потому что для главного героя девочка, упавшая с небес — некая надежда на то, что все изменится.

Каждая произведение — отдельная глава в истории Алисы и Димо. Герои исследуют библиотеку — новая песня. Появляется таинственная девушка в маске — снова есть, что поиграть. Именно поэтому игрок чувствует, что, нажимая на плитки пианино, он влияет на историю и двигает сюжет вперед. В том же VOEZ нет такой связи.

После прохождения композиции игроку показывается финальный счет. Мой явно не очень.
После прохождения композиции игроку показывается финальный счет. Мой явно не очень.

Вдобавок, в игре отлично сочетаются элементы hidden object. Rayark games понимали, что ритм-игры как жанр очень ограничен. Значит, чтобы рассказать интересную историю, нужно выходить за рамки. Пускай и несильно. Поэтому в Deemo мы можем исследовать мир, находить новые песни, а затем их играть.

Deemo действительно заслуживает свои лавры. Редко когда выходит создать настолько трогательную историю, особенно в ритм-играх. Но самое крутое, что следующая игра Rayark games — Cytus 2, даст фору в проработке нарратива и Deemo, и многим AAA-тайтлам.

Cytus 2

Главный экран Cytus 2
Главный экран Cytus 2

Сytus 2 — последняя игра студии, вышедшая в 2017 году. Для сеттинга Rayark Games решили взять идеи о мире будущего, киберпанке, а во главу всего поставили проблему взаимоотношений человека и технологий.

По задумке создателей, наука шагнула настолько далеко, что реальный мир объединился с виртуальным. Создать собственную виртуальную копию может каждый. Поэтому все общение теперь происходит в чатах, форумах, социальных сетях, а не в реальной жизни.

В таком опьяненном от технологий мире существует огромный музыкальный портал cyTus. Внутри ходят легенды о таинственном AEsir — диджее, чья музыка трогала людей до глубины души. Никто не знает, кто он такой на самом деле.

Неожиданно AEsir сам выходит на связь и делает большой анонс — он собирает виртуальный фестиваль AEsir-FEST. Среди участников: популярные айдолы и диджеи — они же главные герои игры. Всего их 8. У каждого свое музыкальное направление, отношение к технологиям и к AEsir, а также способ общаться с фанатами. На каждого игрока найдется свой любимчик.

Экран выбора персонажа в Cytus 2
Экран выбора персонажа в Cytus 2

Есть классический айдол PAFF, которая всегда милая и её все обожают. Девочка-геймер с кошачьими ушами NEKO, которая подтрунивает над остальными исполнителями. ROBO_Head — диджей-робот, который играет дабстеп, а с фанатами общается с помощью статистики и алгоритмов. Xenon вообще создал целую виртуальную группу рок-музыкантов. Что-то вроде Gorillaz, но в мире сYtus

У каждого персонажа свой экран выбора композиций
У каждого персонажа свой экран выбора композиций

Cytus 2 — это улучшенная версия Deemo. Если в предыдущей игре про немого пианиста было всего два хорошо раскрытых персонажа, то здесь их в четыре раза больше.

При прохождении песен, игрок повышает уровни героям. Новый уровень — новый сюжетный эпизод и песня. Причем история и лор подаются в интересной форме — через сообщения и анонсы в социальных сетях. Там, например, можно увидеть, как обычные пользователи cYtus жалуются на проблемы с подключением, обсуждают концерты и холиварят. Типичный «Фейсбук».

Сообщение от обычного пользователя cYtus
Сообщение от обычного пользователя cYtus

Через посты в соц. сетях главных героев игрок может увидеть взаимоотношения персонажей, понять, какие темы их волнуют и о чем они думают. Например, ConneR — археолог-музыкант, который любит классические инструменты, часто рассказывает о «музыке прошлого». Ему кажется, что новейшие технологии убили академическую музыку.

ConneR рассказывает об музыкальном инструменте «прошлого» — саксофоне
ConneR рассказывает об музыкальном инструменте «прошлого» — саксофоне

Подобные записи мотивируют проходить одну песню за другой — хочется посмотреть на следующую страницу истории Cytus 2.

Как и в Deemo, в Cytus 2 существует крепкая связь между инструментом и исполнителем — это своеобразный язык, на котором общается каждый герой. Песни — это посыл, так герои выражают, что они чувствуют, и реагируют на те или иные события. Например, песня Gravity открывается в момент, когда у PAFF проходит первый концерт после нападения безумного фаната. Именно поэтому она такая энергичная.

В то же время есть ROBO_Head у которого всегда играет один и тот же дабстеп, или хардстайл, какой хаос бы не происходил в cYtus. И это логично. Он робот, у него нет эмоций, только четкая программа, которая знает, в какой комбинации поставить ноты, чтобы была гармония.

В первой части Cytus у Rayark Games не получилось внятно показать внутриигровой мир. Но в сиквеле ответ только один — получилось хорошо. Особенно радует, что разработчики не останавливаются на достигнутом и развивают вселенную игры. Например, в последнем обновлении появился новый герой — Aroma, которая должна рассказать о прошлом PAFF.

***

Ритм-игры — необычный, с точки зрения нарратива, жанр. Придумать связанный с геймплеем мир сложно, приходится брать что-то из других жанров. Несмотря на это, Rayark games своим примером показывает, что нет ничего невозможного, было бы только желание. Надеюсь, что в будущем мы увидим больше подобных игр от других студий.

88 показов
1.7K1.7K открытий
9 комментариев

В том же OSU не никакого нарратива, только бездонные архивы с картами из оппенингов популярного анимеПотому что от этой версии осу только это и надо, а вот оригинальная Osu! вроде как имела какое-то подобие сюжета
https://en.wikipedia.org/wiki/Osu!_Tatakae!_Ouendan

Ответить

Спасибо! Как-то упустил, что была другая версия OSU.
Обязательно изучу.

Ответить

Поиграйте в нормальный OSU, а.
Иначе странно получается. Если что, это как раз сюжетная игра о трех частях - две на японском(все понятно и без перевода - по танцу, музыке и видеоряду) и одна на английском. Все три для НинтендоДС.

Ответить

Александр, чётко. Респект тебе. Написал на SS фул комбо.

Ответить

Есть еще вариант новелл, с геймплейными вставками, в виде ритм-игр. Типа Symphonic Rain

Ответить

Спасибо, интересно.

Ответить

Есть ещё Rhythm Thief & the Emperor's Treasure. Афтар чота ваще плавает в теме.

Ответить