Как сделать нарратив в ритм-играх

На примере Deemo и Cytus 2 от Rayark games.

В закладки

Нарратив — неотъемлемая часть каждой игры. Студии тратят десятки миллионов долларов, чтобы проработать мир, в который игрок нырнет с головой. Можно сколько угодно хвалить геймплей и графику, но без связанного мира это все равно, что красивый фантик без конфетки.

РПГ, стратегии, шутеры, слэшеры — для большинства жанров придумать нарратив относительно легко. Достаточно прокрутить в голове пару клише и какой-никакой вариант готов. Но как быть с нарративом в жанре, где вся суть — это нажимать кнопки в нужное время? Тайваньская студия Rayark games сумела ответить на этот вопрос.

Уникальность жанра

В отличие от других жанров, геймплей ритм-игр сильно ограничен. В них нет случайных событий, квестов, монстров, системы прокачки, «внезапной смерти» — короче говоря, всего того за, что мы любим остальные жанры. Только азиатские музыкальные мотивы и кнопки которые нужно нажимать в нужный момент.

И да, кнопки бывают разные: тут и слайдеры, и свайпы, и закручивания. Но если не обращать на это внимание, можно сказать, что ритм-игры — это дикая форма QTE, только под музыку.

В таких условиях трудно придумать какой-либо сюжет или лор. Поэтому большинство студий думать не думали о проработке мира ритм-игр. В том же OSU не никакого нарратива, только бездонные архивы с картами из оппенингов популярного аниме

Типичная песня в OSU

Другой пример — VOEZ от тех же Rayark Games. В игре точно есть сюжет — после прохождения песен, игроку показывают ролики-зарисовки с главными персонажами игры.

В «дневнике» показывается сюжет игры, в виде картинок, диалог и зарисовок

Проблема в том, что в VOEZ геймплей и история живут отдельно друг от друга. Между ними нет «химии», каждая часть игры пытается захватить внимание игрока.

Вот несколько вопросов, на которые игра так и не дала ответа: как герои связаны с теми песнями, которые мы играем? Это они их написали? Может быть, через песни передаются эмоции героев? Может быть, мы так продвигаемся по сюжету?

Не подумайте, что я категорически настроен против VOEZ. Если не брать во внимание сюжет, то это хорошая ритм-игра — временами сложная, временами выбивающая из колеи. Ничего необычного.

В VOEZ есть много песен из других игр Rayark games

Хотя странно, что Rayark games вообще создали что-то подобное. Их предыдущая игра — Deemo — идеальный пример того, как геймплей работает рука об руку с сюжетом.

Вышедшая в 2013 году игра про девочку Алису и существо по имени Димо, получила настолько прелестные отзывы от критиков, насколько может получить ритм игра. 200 000 скачиваний за месяц, 88 баллов на «метакритике», порты на Playstaion Vita и Nintendo Switch. Одним словом, колоссальный успех.

И, мне кажется, что во многом это заслуга нарративной составляющей. Мир Deemo крепко связан с музыкальным инструментом главного героя — фортепиано. Это что-то вроде языка.

Димо — непонятное чёрное, а главное, немое существо. Непонятно, почему так произошло, но факт остаётся фактом — он не может выражать свои эмоции. На помощь приходит музыка — универсальный язык, который понимают все живые существа. Поэтому Deemo общается с Алисой с помощью композиций, и девочка его понимает.

Главный экран Deemo

Получается, что каждая песня выражает эмоции героев. И это так, мы можем почувствовать это через геймплей. Например, в начале истории доступно только три песни, первая из них — dream. Композиция идеально показывает, что главному герою одиноко. Как будто он что-то потерял и теперь жалеет, что это нельзя вернуть.

Другой пример — Light Pollution, которая открывается после 5-10 минут игры. Это песня о том, как Алиса и Димо пытаются найти общий язык. Звучит она теплее и ярче. Потому что для главного героя девочка, упавшая с небес — некая надежда на то, что все изменится.

Каждая произведение — отдельная глава в истории Алисы и Димо. Герои исследуют библиотеку — новая песня. Появляется таинственная девушка в маске — снова есть, что поиграть. Именно поэтому игрок чувствует, что, нажимая на плитки пианино, он влияет на историю и двигает сюжет вперед. В том же VOEZ нет такой связи.

После прохождения композиции игроку показывается финальный счет. Мой явно не очень.

Вдобавок, в игре отлично сочетаются элементы hidden object. Rayark games понимали, что ритм-игры как жанр очень ограничен. Значит, чтобы рассказать интересную историю, нужно выходить за рамки. Пускай и несильно. Поэтому в Deemo мы можем исследовать мир, находить новые песни, а затем их играть.

Deemo действительно заслуживает свои лавры. Редко когда выходит создать настолько трогательную историю, особенно в ритм-играх. Но самое крутое, что следующая игра Rayark games — Cytus 2, даст фору в проработке нарратива и Deemo, и многим AAA-тайтлам.

Cytus 2

Главный экран Cytus 2

Сytus 2 — последняя игра студии, вышедшая в 2017 году. Для сеттинга Rayark Games решили взять идеи о мире будущего, киберпанке, а во главу всего поставили проблему взаимоотношений человека и технологий.

По задумке создателей, наука шагнула настолько далеко, что реальный мир объединился с виртуальным. Создать собственную виртуальную копию может каждый. Поэтому все общение теперь происходит в чатах, форумах, социальных сетях, а не в реальной жизни.

В таком опьяненном от технологий мире существует огромный музыкальный портал cyTus. Внутри ходят легенды о таинственном AEsir — диджее, чья музыка трогала людей до глубины души. Никто не знает, кто он такой на самом деле.

Неожиданно AEsir сам выходит на связь и делает большой анонс — он собирает виртуальный фестиваль AEsir-FEST. Среди участников: популярные айдолы и диджеи — они же главные герои игры. Всего их 8. У каждого свое музыкальное направление, отношение к технологиям и к AEsir, а также способ общаться с фанатами. На каждого игрока найдется свой любимчик.

Экран выбора персонажа в Cytus 2

Есть классический айдол PAFF, которая всегда милая и её все обожают. Девочка-геймер с кошачьими ушами NEKO, которая подтрунивает над остальными исполнителями. ROBO_Head — диджей-робот, который играет дабстеп, а с фанатами общается с помощью статистики и алгоритмов. Xenon вообще создал целую виртуальную группу рок-музыкантов. Что-то вроде Gorillaz, но в мире сYtus

У каждого персонажа свой экран выбора композиций

Cytus 2 — это улучшенная версия Deemo. Если в предыдущей игре про немого пианиста было всего два хорошо раскрытых персонажа, то здесь их в четыре раза больше.

При прохождении песен, игрок повышает уровни героям. Новый уровень — новый сюжетный эпизод и песня. Причем история и лор подаются в интересной форме — через сообщения и анонсы в социальных сетях. Там, например, можно увидеть, как обычные пользователи cYtus жалуются на проблемы с подключением, обсуждают концерты и холиварят. Типичный «Фейсбук».

Сообщение от обычного пользователя cYtus

Через посты в соц. сетях главных героев игрок может увидеть взаимоотношения персонажей, понять, какие темы их волнуют и о чем они думают. Например, ConneR — археолог-музыкант, который любит классические инструменты, часто рассказывает о «музыке прошлого». Ему кажется, что новейшие технологии убили академическую музыку.

ConneR рассказывает об музыкальном инструменте «прошлого» — саксофоне

Подобные записи мотивируют проходить одну песню за другой — хочется посмотреть на следующую страницу истории Cytus 2.

Как и в Deemo, в Cytus 2 существует крепкая связь между инструментом и исполнителем — это своеобразный язык, на котором общается каждый герой. Песни — это посыл, так герои выражают, что они чувствуют, и реагируют на те или иные события. Например, песня Gravity открывается в момент, когда у PAFF проходит первый концерт после нападения безумного фаната. Именно поэтому она такая энергичная.

В то же время есть ROBO_Head у которого всегда играет один и тот же дабстеп, или хардстайл, какой хаос бы не происходил в cYtus. И это логично. Он робот, у него нет эмоций, только четкая программа, которая знает, в какой комбинации поставить ноты, чтобы была гармония.

В первой части Cytus у Rayark Games не получилось внятно показать внутриигровой мир. Но в сиквеле ответ только один — получилось хорошо. Особенно радует, что разработчики не останавливаются на достигнутом и развивают вселенную игры. Например, в последнем обновлении появился новый герой — Aroma, которая должна рассказать о прошлом PAFF.

***

Ритм-игры — необычный, с точки зрения нарратива, жанр. Придумать связанный с геймплеем мир сложно, приходится брать что-то из других жанров. Несмотря на это, Rayark games своим примером показывает, что нет ничего невозможного, было бы только желание. Надеюсь, что в будущем мы увидим больше подобных игр от других студий.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Норовяткин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 48, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 29887, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 23 Oct 2018 18:25:51 +0300" }
{ "id": 29887, "author_id": 17909, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/29887\/get","add":"\/comments\/29887\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/29887"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953 }

8 комментариев 8 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

В том же OSU не никакого нарратива, только бездонные архивы с картами из оппенингов популярного аниме

Потому что от этой версии осу только это и надо, а вот оригинальная Osu! вроде как имела какое-то подобие сюжета
https://en.wikipedia.org/wiki/Osu!_Tatakae!_Ouendan

Ответить
0

Спасибо! Как-то упустил, что была другая версия OSU.
Обязательно изучу.

Ответить
2

Поиграйте в нормальный OSU, а.
Иначе странно получается. Если что, это как раз сюжетная игра о трех частях - две на японском(все понятно и без перевода - по танцу, музыке и видеоряду) и одна на английском. Все три для НинтендоДС.

Ответить
0

Александр, чётко. Респект тебе. Написал на SS фул комбо.

Ответить
0

Есть еще вариант новелл, с геймплейными вставками, в виде ритм-игр. Типа Symphonic Rain

Ответить
0

Спасибо, интересно.

Ответить
0

Есть ещё Rhythm Thief & the Emperor's Treasure. Афтар чота ваще плавает в теме.

Ответить
–1

ЗЭ ИДОЛМ@СТЕР если что))

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления