реклама
разместить

Как сделать нарратив в ритм-играх

На примере Deemo и Cytus 2 от Rayark games.

Нарратив — неотъемлемая часть каждой игры. Студии тратят десятки миллионов долларов, чтобы проработать мир, в который игрок нырнет с головой. Можно сколько угодно хвалить геймплей и графику, но без связанного мира это все равно, что красивый фантик без конфетки.

РПГ, стратегии, шутеры, слэшеры — для большинства жанров придумать нарратив относительно легко. Достаточно прокрутить в голове пару клише и какой-никакой вариант готов. Но как быть с нарративом в жанре, где вся суть — это нажимать кнопки в нужное время? Тайваньская студия Rayark games сумела ответить на этот вопрос.

Уникальность жанра

В отличие от других жанров, геймплей ритм-игр сильно ограничен. В них нет случайных событий, квестов, монстров, системы прокачки, «внезапной смерти» — короче говоря, всего того за, что мы любим остальные жанры. Только азиатские музыкальные мотивы и кнопки которые нужно нажимать в нужный момент.

И да, кнопки бывают разные: тут и слайдеры, и свайпы, и закручивания. Но если не обращать на это внимание, можно сказать, что ритм-игры — это дикая форма QTE, только под музыку.

В таких условиях трудно придумать какой-либо сюжет или лор. Поэтому большинство студий думать не думали о проработке мира ритм-игр. В том же OSU не никакого нарратива, только бездонные архивы с картами из оппенингов популярного аниме

Типичная песня в OSU
Типичная песня в OSU

Другой пример — VOEZ от тех же Rayark Games. В игре точно есть сюжет — после прохождения песен, игроку показывают ролики-зарисовки с главными персонажами игры.

В «дневнике» показывается сюжет игры, в виде картинок, диалог и зарисовок
В «дневнике» показывается сюжет игры, в виде картинок, диалог и зарисовок

Проблема в том, что в VOEZ геймплей и история живут отдельно друг от друга. Между ними нет «химии», каждая часть игры пытается захватить внимание игрока.

Вот несколько вопросов, на которые игра так и не дала ответа: как герои связаны с теми песнями, которые мы играем? Это они их написали? Может быть, через песни передаются эмоции героев? Может быть, мы так продвигаемся по сюжету?

Не подумайте, что я категорически настроен против VOEZ. Если не брать во внимание сюжет, то это хорошая ритм-игра — временами сложная, временами выбивающая из колеи. Ничего необычного.

В VOEZ есть много песен из других игр Rayark games
В VOEZ есть много песен из других игр Rayark games

Хотя странно, что Rayark games вообще создали что-то подобное. Их предыдущая игра — Deemo — идеальный пример того, как геймплей работает рука об руку с сюжетом.

Как сделать нарратив в ритм-играх

Вышедшая в 2013 году игра про девочку Алису и существо по имени Димо, получила настолько прелестные отзывы от критиков, насколько может получить ритм игра. 200 000 скачиваний за месяц, 88 баллов на «метакритике», порты на Playstaion Vita и Nintendo Switch. Одним словом, колоссальный успех.

И, мне кажется, что во многом это заслуга нарративной составляющей. Мир Deemo крепко связан с музыкальным инструментом главного героя — фортепиано. Это что-то вроде языка.

Димо — непонятное чёрное, а главное, немое существо. Непонятно, почему так произошло, но факт остаётся фактом — он не может выражать свои эмоции. На помощь приходит музыка — универсальный язык, который понимают все живые существа. Поэтому Deemo общается с Алисой с помощью композиций, и девочка его понимает.

Главный экран Deemo
Главный экран Deemo

Получается, что каждая песня выражает эмоции героев. И это так, мы можем почувствовать это через геймплей. Например, в начале истории доступно только три песни, первая из них — dream. Композиция идеально показывает, что главному герою одиноко. Как будто он что-то потерял и теперь жалеет, что это нельзя вернуть.

Другой пример — Light Pollution, которая открывается после 5-10 минут игры. Это песня о том, как Алиса и Димо пытаются найти общий язык. Звучит она теплее и ярче. Потому что для главного героя девочка, упавшая с небес — некая надежда на то, что все изменится.

Каждая произведение — отдельная глава в истории Алисы и Димо. Герои исследуют библиотеку — новая песня. Появляется таинственная девушка в маске — снова есть, что поиграть. Именно поэтому игрок чувствует, что, нажимая на плитки пианино, он влияет на историю и двигает сюжет вперед. В том же VOEZ нет такой связи.

После прохождения композиции игроку показывается финальный счет. Мой явно не очень.
После прохождения композиции игроку показывается финальный счет. Мой явно не очень.

Вдобавок, в игре отлично сочетаются элементы hidden object. Rayark games понимали, что ритм-игры как жанр очень ограничен. Значит, чтобы рассказать интересную историю, нужно выходить за рамки. Пускай и несильно. Поэтому в Deemo мы можем исследовать мир, находить новые песни, а затем их играть.

Deemo действительно заслуживает свои лавры. Редко когда выходит создать настолько трогательную историю, особенно в ритм-играх. Но самое крутое, что следующая игра Rayark games — Cytus 2, даст фору в проработке нарратива и Deemo, и многим AAA-тайтлам.

Cytus 2

Главный экран Cytus 2
Главный экран Cytus 2

Сytus 2 — последняя игра студии, вышедшая в 2017 году. Для сеттинга Rayark Games решили взять идеи о мире будущего, киберпанке, а во главу всего поставили проблему взаимоотношений человека и технологий.

По задумке создателей, наука шагнула настолько далеко, что реальный мир объединился с виртуальным. Создать собственную виртуальную копию может каждый. Поэтому все общение теперь происходит в чатах, форумах, социальных сетях, а не в реальной жизни.

В таком опьяненном от технологий мире существует огромный музыкальный портал cyTus. Внутри ходят легенды о таинственном AEsir — диджее, чья музыка трогала людей до глубины души. Никто не знает, кто он такой на самом деле.

Неожиданно AEsir сам выходит на связь и делает большой анонс — он собирает виртуальный фестиваль AEsir-FEST. Среди участников: популярные айдолы и диджеи — они же главные герои игры. Всего их 8. У каждого свое музыкальное направление, отношение к технологиям и к AEsir, а также способ общаться с фанатами. На каждого игрока найдется свой любимчик.

Экран выбора персонажа в Cytus 2
Экран выбора персонажа в Cytus 2

Есть классический айдол PAFF, которая всегда милая и её все обожают. Девочка-геймер с кошачьими ушами NEKO, которая подтрунивает над остальными исполнителями. ROBO_Head — диджей-робот, который играет дабстеп, а с фанатами общается с помощью статистики и алгоритмов. Xenon вообще создал целую виртуальную группу рок-музыкантов. Что-то вроде Gorillaz, но в мире сYtus

У каждого персонажа свой экран выбора композиций
У каждого персонажа свой экран выбора композиций

Cytus 2 — это улучшенная версия Deemo. Если в предыдущей игре про немого пианиста было всего два хорошо раскрытых персонажа, то здесь их в четыре раза больше.

При прохождении песен, игрок повышает уровни героям. Новый уровень — новый сюжетный эпизод и песня. Причем история и лор подаются в интересной форме — через сообщения и анонсы в социальных сетях. Там, например, можно увидеть, как обычные пользователи cYtus жалуются на проблемы с подключением, обсуждают концерты и холиварят. Типичный «Фейсбук».

Сообщение от обычного пользователя cYtus
Сообщение от обычного пользователя cYtus

Через посты в соц. сетях главных героев игрок может увидеть взаимоотношения персонажей, понять, какие темы их волнуют и о чем они думают. Например, ConneR — археолог-музыкант, который любит классические инструменты, часто рассказывает о «музыке прошлого». Ему кажется, что новейшие технологии убили академическую музыку.

ConneR рассказывает об музыкальном инструменте «прошлого» — саксофоне
ConneR рассказывает об музыкальном инструменте «прошлого» — саксофоне

Подобные записи мотивируют проходить одну песню за другой — хочется посмотреть на следующую страницу истории Cytus 2.

Как и в Deemo, в Cytus 2 существует крепкая связь между инструментом и исполнителем — это своеобразный язык, на котором общается каждый герой. Песни — это посыл, так герои выражают, что они чувствуют, и реагируют на те или иные события. Например, песня Gravity открывается в момент, когда у PAFF проходит первый концерт после нападения безумного фаната. Именно поэтому она такая энергичная.

В то же время есть ROBO_Head у которого всегда играет один и тот же дабстеп, или хардстайл, какой хаос бы не происходил в cYtus. И это логично. Он робот, у него нет эмоций, только четкая программа, которая знает, в какой комбинации поставить ноты, чтобы была гармония.

В первой части Cytus у Rayark Games не получилось внятно показать внутриигровой мир. Но в сиквеле ответ только один — получилось хорошо. Особенно радует, что разработчики не останавливаются на достигнутом и развивают вселенную игры. Например, в последнем обновлении появился новый герой — Aroma, которая должна рассказать о прошлом PAFF.

***

Ритм-игры — необычный, с точки зрения нарратива, жанр. Придумать связанный с геймплеем мир сложно, приходится брать что-то из других жанров. Несмотря на это, Rayark games своим примером показывает, что нет ничего невозможного, было бы только желание. Надеюсь, что в будущем мы увидим больше подобных игр от других студий.

4444
реклама
разместить
9 комментариев

В том же OSU не никакого нарратива, только бездонные архивы с картами из оппенингов популярного анимеПотому что от этой версии осу только это и надо, а вот оригинальная Osu! вроде как имела какое-то подобие сюжета
https://en.wikipedia.org/wiki/Osu!_Tatakae!_Ouendan

5

Спасибо! Как-то упустил, что была другая версия OSU.
Обязательно изучу.

Поиграйте в нормальный OSU, а.
Иначе странно получается. Если что, это как раз сюжетная игра о трех частях - две на японском(все понятно и без перевода - по танцу, музыке и видеоряду) и одна на английском. Все три для НинтендоДС.

2

Александр, чётко. Респект тебе. Написал на SS фул комбо.

Есть еще вариант новелл, с геймплейными вставками, в виде ритм-игр. Типа Symphonic Rain

Спасибо, интересно.

Есть ещё Rhythm Thief & the Emperor's Treasure. Афтар чота ваще плавает в теме.

Раскрывать всегда
Разработчики DOOM: The Dark Ages отказались от мультиплеера, чтобы полностью сфокусироваться на кампании

Огромный меха и дракон привлекали авторов больше онлайна.

Разработчики DOOM: The Dark Ages отказались от мультиплеера, чтобы полностью сфокусироваться на кампании
348348
8888
1313
1010
77
44
33
22
Вот и xbox пригодиться, хотя о чем я - недавно играл на нем Индиану Джонс. Все еще лучшая консоль, с лучшей подпиской. Ща, без рофлов, но геймпасс то окупается, елы палы)))
реклама
разместить
THR: бюджет фильма «Капитан Америка: Дивный новый мир» составил около 180 миллионов долларов

Это меньше, чем у последних фильмов студии.

THR: бюджет фильма «Капитан Америка: Дивный новый мир» составил около 180 миллионов долларов
2222
99
55
22
11
11
Так там актеров нет даже нормальных Графики нет За что платить
Третья часть ремейка Final Fantasy VII не будет эксклюзивом PS6

Авторы также пообещали сохранить обмен пощёчинами между Тифой и Скарлет из оригинала.

Третья часть ремейка Final Fantasy VII не будет эксклюзивом PS6
8585
2222
66
33
11
11
ГОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООЛ
Стоимость акций EA упала на 17% после отчёта о показателях EA Sports FC 25 и Dragon Age: The Veilguard

Однако она всё равно остаётся высокой.

Стоимость акций EA упала на 17% после отчёта о показателях EA Sports FC 25 и Dragon Age: The Veilguard
8686
1414
1111
22
11
Поднять щиты за ЕА!
Энергопотребление RTX 5090
Энергопотребление RTX 5090
167167
3939
1010
88
22
Потребляет как вся моя квартира
Deadline: Роберт Эггерс снимет продолжение «Лабиринта» 1986 года

Режиссёр «Носферату» продолжает набирать проекты.

Deadline: Роберт Эггерс снимет продолжение «Лабиринта» 1986 года
3939
88
55
11
[]