Игры Константин Говорун
10 765

Как Final Fantasy сжигает деньги, студии и судьбы людей

Хадзиме Табата на Tokyo Game Show 2016 Константин Говорун
В закладки
Аудио

Всего полгода назад Хадзиме Табата, геймдиректор Final Fantasy XV, возглавил Luminous Productions — новую внутреннюю студию Square Enix. Её задача — «создавать игры и бизнес-модели, опережающие время на десять лет».

31 октября Хадзиме Табата покинул компанию, а Square Enix списала 33 миллиона долларов на «непредвиденные расходы». По этой статье обычно проходят потери, например, от землетрясений. Журналист Юдзи Накамура из Bloomberg считает, что все дело в DLC к Final Fantasy XV, которые невозможно завершить без Табаты, — наработки по ним пришлось выкинуть в корзину. Другая теория — расходы на отменённый фильм, который Luminous Productions якобы готовила для PR-поддержки новой игры.

Хадзиме Табата и российские поклонники Final Fantasy Фото Stratege.ru

История с Табатой невероятно типична для Square Enix и её предшественницы Squaresoft. В 2001 году Хиронобу Сакагути, создатель цикла видеоигр Final Fantasy, решил попробовать себя в роли кинорежиссёра и выпустил полнометражный CG-фильм Final Fantasy: The Spirits Within. Последствия: десятки миллионов долларов убытков, Сакагути уходит из Squaresoft.

Трейлер Final Fantasy: The Spirits Within

В 2016 году релиз Final Fantasy XV сопровождался полнометражным CG-фильмом Kingsglaive: Final Fantasy XV и аниме-сериалом Brotherhood: Final Fantasy XV. В теории кросс-медийность и фрагментированность истории должны была расширить и дольше удерживать аудиторию Final Fantasy: фильм подводил к игре, а лакуны в повествовании мотивировали дождаться DLC, посвящённых отдельным персонажам. В реальности многим критикам (особенно тем, кто пропустил фильм) понравились прежде всего открытый мир и внесюжетные активности, а три DLC вместе с уходом Табаты были отменены — историю целиком мы так никогда и не узнаем.

На первый взгляд, Final Fantasy XV — коммерчески успешная игра: за первые 24 часа разошлось 5 миллионов копий и это, по словам геймдиректора, «окупило разработку». Вот только в «разработку» по версии Табаты входили лишь несколько последних лет, когда он и его команда строили новую игру на развалинах предыдущих попыток. А производство фильма и аниме было частично повешено на маркетинговый бюджет игры. Хватило ли компании 8,1 миллиона копий (по данным на сентябрь 2018 года) Final Fantasy XV и скромных кассовых сборов от ограниченного проката Kingsglaive: Final Fantasy XV — вопрос открытый.

Трейлер Kingsglaive: Final Fantasy XV

Стремление придумать «новую бизнес-модель» и окружить флагманский проект облаком второстепенных, в общем, не ново для Square Enix. В 2006 году компания анонсировала проект Fabula Nova Crystallis Final Fantasy — сразу три разных проекта под брендом Final Fantasy XIII для разных платформ.

Связаны друг с другом они были примерно никак — только частым использованием слова «кристалл» в сюжетных диалогах. И хотя разработка Final Fantasy XIII Versus застряла (настолько, что игру перепоручили Табате, который и выпустил ее под названием Final Fantasy XV), всего в рамках Fabula Nova Crystallis Final Fantasy вышло семь проектов, о большей части которых вы ничего не хотите знать. Над двумя самыми плохими, Final Fantasy Type-0 для PSP и Final Fantasy Agito для мобильных платформ, работал как раз Хадзиме Табата. Другие его игры — тоже сплошь спиноффы: 3rd Birthday (часть цикла Parasite Eve), Kingdom Hearts Coded и Crisis Core: Final Fantasy VII.

Особенный гнев вызвала игра 3rd Birthday: поклонники Parasite Eve получили шутер вместо ролевой игры и пошлую ерунду вместо сюжета.

Роль геймдиректора Final Fantasy XV досталась Табате, скорее всего, потому что больше проектом заниматься было некому. С годами Square Enix покинуло немало талантливых людей (Коити Исии, придумавший муглов; Кадзусиге Нодзима, придумавший смерть Айрис) — зачастую по очень нелепым причинам. Например, Нобуо Уэмацу, композитор Final Fantasy и вообще один из самых известных игровых композиторов в мире, уволился из-за переезда офиса из спокойного района Мегуро в шумный Синдзюку. Офис же переехал потому, что президенту Square Enix так велел сделать предсказатель из Тайваня — дескать, в Мегуро компании не достичь успеха. Сейчас Нобуо Уэмацу — фрилансер, и со Square Enix сотрудничает только эпизодами.

Королевский филармонический оркестр Стокгольма исполняет мелодию из Final Fantasy VI

Команда Dragon Quest под руководством Юдзи Хории давно оформлена (так было принято в Enix, и после слияния со Squaresoft издатель решил ничего не менять) как независимая компания Armor Project (закрытая и очень семейная: там работают старая жена, новая жена и дочь Юдзи Хории) на постоянном контракте со Square Enix — и у неё, кстати, в таком формате всё отлично получается.

С внутренними студиями Square Enix всё сложнее: если в конце девяностых и начале нулевых (до слияния Squaresoft и Enix) они могли работать одновременно над десятком JRPG-сериалов, в наши дни с большим скрипом обновляют только два — Final Fantasy и Kingdom Hearts.

Kingdom Hearts III занимается Тэцуя Номура — пожалуй, последний человек во внутренних студиях Square Enix, которому еще доверяют фанаты. Он был геймдиректором сериала Kingdom Hearts с самого начала и занимался дизайном персонажей в половине игр Square Enix.

Проще всего сказать, что во всём виновато руководство Square Enix или тот же Табата, но это не совсем так. Примерно с 2008 по 2017 год почти все японские компании охватил творческий и управленческий кризис. После десятка интервью и пары откровенных разговоров не под запись я пришел к выводу, что причин у кризиса две.

Во-первых, японцев сильно ограничивал и ограничивает языковой барьер — им сложнее осваивать современный инструментарий разработки и изучать опыт зарубежных коллег. Эту проблему частично решили, попросту импортируя программистов-иностранцев (в том числе и из России).

Во-вторых, традиционные японские методы руководства перестали работать, когда одной игрой начали заниматься не десятки, а сотни человек. И если бесконечный, выматывающий перфекционизм (сотрудник может полгода рисовать модели, а потом узнать, что они уже не нужны) в работе над Gran Turismo еще допустим, то в Final Fantasy XV, Resident Evil 6 и Metal Gear Solid V отчётливо видны последствия творческих метаний и перерасхода бюджета. В этом смысле уход Хадзиме Табаты изменит для сериала Final Fantasy примерно ничего, да и грядущую Kingdom Hearts III стоит ждать, скажем так, осторожно.

Final Fantasy Brave Exvius – очень успешная игра цикла Final Fantasy, о которой многие из вас, скорее всего, даже не слышали.

Всё это не значит, что у Square Enix дела идут плохо. У компании отлично продаются проекты сторонних студий — например, Bravely Default от Silicon Studio и Octopath Traveler от Acquire. Square Enix умеет зарабатывать на условно-бесплатных мобильных играх, вроде Final Fantasy Brave Exvius. Популярность флагманского сериала Dragon Quest в Японии, как и много лет назад, непоколебима. Да и с западными AAA-брендами, вроде Tomb Raider и Just Cause, компания работает умеренно эффективно (историю с Hitman лучше обсуждать отдельно).

Тайваньский предсказатель оказался прав: после переезда офиса из Мегуро в Синдзюку продажи компании в итоге выросли вчетверо, а прибыль — в десять раз. Вот только для номерных Final Fantasy это место оказалось дурным — следующую точно стоит делать в другом городе. Я советую спросить у духов, как им Осака или Фукуока.

#finalfantasy #squareenix

{ "author_name": "Константин Говорун", "author_type": "self", "tags": ["squareenix","finalfantasy"], "comments": 159, "likes": 217, "favorites": 93, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 31121, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 10 Nov 2018 17:56:15 +0300" }
{ "id": 31121, "author_id": 95776, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31121\/get","add":"\/comments\/31121\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31121"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953 }

159 комментариев 159 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
50

Бог мой, это тот самый Врен? Легендарный главред страны игр?

Ответить
103

Врен на DTF или топ-10 аниме-кроссоверов.

Ответить
7

В топ-10 войдёт только при условии совместной статьи с Костиным. Пока только топ-15.

Ответить
7

Я только рад буду! Правда, сейчас я работаю сразу над двумя обширными лонгридами, но потом всегда готов.

Ответить
1

А с Купером бы поработал?)

Ответить
3

Хороший вопрос, но думаю, что до сдачи своего «Отаку на видео» он ни с кем работать не будет :)

Ответить
0

Семён, я ж не такой вопрос задал)
Не с кем бы Купер поработал, а поработал бы ТЫ с Купером? :)

Ответить
9

Затрудняюсь ответить, если честно. Дело в том, что сейчас Купер = 2ch. Где бы он не появился там всегда шитшторм в комментариях. Я не хочу, чтобы на DTF набежали гости с Двача и устроили тут форменный дурдом (было не раз уже). При таком раскладе я скорее всего откажусь.

Ответить
1

Блин, Семён, какой ты няша)

Ответить
0

То есть ни с кем он так и не поработает

Ответить
0

Ну если судить по новому тизеру, то вот вот уже выпустят.

Ответить
0

Надеюсь, что выпустит)

Ответить
0

я работаю сразу над двумя обширными лонгридами, но потом всегда готов

Выглядит так, как будто после их публикации тебя уволят.
( ͡° ͜ʖ ͡°)
Ни надо так.

Ответить
0

Нет, что вы. Просто сейчас и правда очень занят.

Ответить
1

С Подшибякиным.

Ответить
0

rostov ninja

Ответить
–15

Врен

Легендарный главред страны игр

Дно пробито. Никогда его таким не считал.

Ответить
8

Што не так?

Ответить
0

Я альтфак из 2008. Смотрел еще обзоры муддисона на рутьюбе.

Ответить
4

Нет, я не понимаю что не так на второй пикче.

Ответить
0

да все хорошо, Врен - вылитая Рикку

Ответить
–3

Мозги с тех пор так и не появились. Застрелите несчастного

Ответить
2

Меня должно волновать это мнение?
Да, Врен очень странный. Но как это связано с деятельностью в журнале?
При нем СИ был очень неплохим, особенно под закат.

Ответить
1

Но как это связано с деятельностью в журнале?

В журнале - не отвечу. В блоге у него бывают как очень интересные материалы, так и полнейший бред. А ЧСВ у него едва уступает САлогвинову. Если все это не отторгает, мб его и можно регулярно читать.

Ответить
2

У Врена немного другая ситуация. Логвинов туповат и свои материалы делает немного дуболомно. Врен же напротив - манипулирует аудиторией. То есть, громкие фразы Врена (как та цитата про шлюху и Скайрим) - это эпотаж и ничего более.

Врен бы мог писать боле адекватные вещи, но понимает, что это нахрен никому не сдалось, это никто не обсуждает. Я его не защищают, если что

Ответить
1

это эпотаж и ничего более.

Если пить лаву, можно умереть
но понимает, что это нахрен никому не сдалось

Сдалось. Всегда эти оправдания кликбейта, сенсационных новостей и т.д.

Ответить
–1

А меня?????

Ответить
0

Мог бы и промолчать тогда.

Ответить
2

Очень талантливый молодой чемодан

Ответить
0

Врен

Это он пару лет назад собрал с фанатов миллион-другой, обещая снять серию фильмов о путешествии по Японии, снял один невразумительный, стал придумывать кучу отмазок и потерялся?

Ответить
1

Нет. Это был Купер.
Только не с пару лет, а пять лет назад.

Ответить
19

"После десятка интервью и пары откровенных разговоров не под запись я пришел к выводу, что причин у кризиса две"

Я могу назвать еще две: Sony и Nintendo
Первая выпустила слишком уж успешную PS2 и провальную на долгие годы (консоль начала набирать обороты лишь спустя годы после выхода) PS3
А вторая выпустила суперуспешную Wii с играми, технологически, оставшимися на старом поколении GameCube
Комбинация этих 2 причин, привела к тому что, некогда, лидирующая в игровом производстве Япония, осталась на старом поколении, продолжая выпускать технологически устаревшие игры, тогда как вечно отстававший Запад перешел на Xbox360 и начал по-тихоньку отрываться, пока японцы так и продолжали делать игры уровня PS2 последующие лет 6. Единственный издатель, который попытался тягаться с Западом - Square Enix, да и то, скорее всего по причине того, чтобы получить долю западной аудитории, ну, чутка еще Konami с MGS.
Итог таков: До 2005-2006 года Японцы выпускали самые высокотехнологичные, самые прорывные по всем параметрам игры, но переход на новое поколение изменил их внутренний рынок, из-за чего технологии перестали быть востребованы, и их игры стабильно отстают на поколение (а геймплейно часть так и вовсе не поменялись), за исключением пресловутых SE.

Ответить
12

Да и с западными AAA-брендами, вроде Tomb Raider и Just Cause, компания работает умеренно эффективно

Ну, ээээээ, что-то относительно этих двух у меня большие сомнения

Ответить
3

Стоит вспомнить ещё Вора с Деусом и Хитман Абсерушн. Причём, когда IO выпустили этот кусок говна - скворешник всё устраивало, но как только IO реабилитировались годным Season 1 - их сразу спихнули. Гении японского менеджмента во всей красе.

Ответить
2

А вот кстати да, это очень характерно для японцев. Они видят мир как цепочку хозяев и слуг, причём слуга никогда не имеет права быть лучше хозяина-это оскорбительно.

Поэтому, например, Сега с 1996г не даёт ничего делать американскому отделению-они всё время хотят куда-то выпрыгнуть, выше чем им разрешается. При этом европейское отделение уважают за то, что оно знает своё место. Это я на conflictingviews.wordpress.com прочитал.

Ответить
–1

Авторитетное издание, да и сам сайт элитный

Ответить
0

Зато не пошантажируешь обещаниями отозвать рекламу.

Ответить
0

Да я вот сейчас думаю и даже вспомнить не могу, что у них из западного отделения реально выстрелило. В лучшем случае всё спорное (как по критике, так и по продажам).

Ответить
1

Just Cause дожил до четвёртой части, а Лара — до третьей в перезапуске. «Умеренно».

Ответить
13

Just Cause живёт вопреки всему. Совершенно не понимаю, как это происходит.

Ответить
3

Открой комментарии на YouTube под трейлерами. У игры есть фан-база даже. И JC4 вроде даже на неё работает, давая больше возможностей для креатива)

Ответить
0

Михаил, Вы такой мудрый!

Ответить
0

Ну, по правде говоря, JC2 с пивком покатит, прикольная разрушаемость у мира. А вот сиквелы уже не понимаю, зачем, принципиально нового они не дают, только небольшой апгрейд в плане абилок крюка и количества неписей на квадратный метр.

Ответить
0

Просто потому что.

Ответить

8

Сразу узнал автора по кликбейту в заголовке

Ответить
8

Скорее к текущей ситуации привело желание подстроиться под Запад, и одновременно нежелание меняться. JRPG как жанр вообще с трудом эволюционирует. Некоторые идут как Atlus с Persona 5 по пути удивительно качественного дизайна и шикарной музыки, другие - как Falcom с Trails of the Cold Steel (и остальными играми серии) - уходят в обширное построение мира и персонажей, не обращая особого внимания на графику. Третьи просто клепают нишевые, но дешевые, а потому легко окупающиеся игры вроде Neptunia или Atelier серий.

А SE не смогла сохранить ни первого, ни второго, ни третьего. Ну, разве что графика хорошая и все (хотя их Crystal Tools движок тема отдельной статьи и причина многих проблем).

Ответить
5

всего в рамках Fabula Nova Crystallis Final Fantasy вышло семь проектов, о большей части которых вы ничего не хотите знать. Над двумя самыми плохими, Final Fantasy Type-0 для PSP и Final Fantasy Agito

Вот не надо тут гнать на Final Fantasy Type-0, это все-таки важная и нужная финалка, которая наконец-то смогла в гримдарк и масштабную войну (надеюсь, сейчас не набегут латентные мариобои с рассказами о том, как безносые детишки изображали политическую драму в FFT).

Ответить
3

А смысл что-то говорить? У него личная неприязнь к Табате. Это ведь ОН РАЗРУШИЛ ФИНАЛKУ.
Логика и не предвзятость идут лесом.

Ответить
9

Табата скорее доктор Франкенштейн, который из кусков финалочных трупов что-то сшивает и заставляет двигаться. Результат ужасает, да - но по крайней мере оно шевелится...

Ответить
1

Ну так чего удивляться. Табата из той категории работников, которых можно выставить напоказ как мясной щит, и потом выбросить. Народ схавает и дерьмо польется на того, кто на виду, а не тех, кто сидит в верхушке.

Ответить
0

Я Финалку недавно начал играть, но судя по репликам со стороны фанатов, разрушение серии идет еще хрен знает с каких времен. Хотя трилогия Лайтнинг да, излишне перерастянута, а последняя часть вообще не пойму для чего была создана

Ответить
2

Давно. Очееееень давно. С момента когда "ушел" добровольно Сакагучи, объединение c Эникс, выход X-II, трилогия тринашки, смерть XIV 1.0, версус\XV. Последняя часть хоть и очень проблемная, но в ней очень много можно найти вещей из старых финалок, что очень хорошо сыграло на ностальгии.

Ответить
0

Вряд ли можно считать существенным плюсом натыканные чисто для ностальгии элементы. Это же, ну, практически маркетинговый ход получается, не имеющий никакого отношения к качеству самой игры.

Ответить
2

Это уже зависит от человека. Мне к примеру приятно было узнавать те или иные вещи во время прохождения. Табата, при том бардаке и количестве времени и средств, умудрился вернуть в финалку ту самую концепцию, которая была в первых шести сериях игры, в то время как остальные с каждой частью начинали терять ее. Единственная часть на данный, которая была и остается верна корням - XIV Финалка.

Ответить
0

Учитывая, что ФФ13-2 по сути представляет из себя альтернативную ветку развития событий, переписывая финал оригинала - объединение в трилогию вообще выглядит не очень логичным. Есть ФФ13 + две побочных игры разной степени паршивости.

Ответить
2

И изображали успешно. Близкая к тому политическая драма развернулась в FFXII и была весьма крепким стержнем сюжета.
Ну и помимо прочего, игры Мацуно хороши геймплейно, в отличие от.
Я ещё напомню, что FFT вышла в 1997 году. То, что она как минимум не уступает Type-0, говорит о многом.

Ответить
0

Если б они при этом сохранили визуальный стиль Tactics Ogre - вопросов бы не было. А так дикий диссонанс между формой и содержанием.

Ответить
2

Абсолютно не смог её переварить. При этом поначалу мрачность и заданный тон понравились, но совокупность минусов тупо перевесила. Блевотронная камера, которая крутится как бешеная, бои, в которых поощряется задрачивание контратак и, соответственно, персонажи с быстрыми анимациями атак. Ну и до кучи выкинутая огромная куча персонажей, которые воспринимаются чуть лучше, чем никак. Раза два переустанавливал и пробовал дать шанс, но понял что играть в это не могу совсем.

Ответить
0

Да, следует признать, что я её по сути уважаю за неплохую попытку, а не за особые достижения. Ну и за эпичный саундтрек, конечно же. С камерой беда, хоть её и пытались допиливать в HD-переиздании.

Ответить
4

Чуть со стула не упал! Как может человек управляющий многомилионной компанией верить в шарлатанов и их предсказания?! Кто мог поставить этого дурака во главе компании??

Ответить
6

В 70-х годах КГБ изучало способы ведения разведывательной деятельности с помощью экстрасенсов. Ельцин будучи президентом России обращался в предсказателям.
У Путина есть личный духовник с которым он советуется по духовно-геополитическим вопросам.
Какой же вывод мы можем сделать из вышеперечисленного?
Не надо считать людей умнее чем они есть на самом деле. Дурак может оказаться на любой должности и обладать любыми полномочиями.

Ответить
3

Восток дело тонкое. Бывшая президент Кореи подтвердит.

Ответить
1

Вы просто ничего не знаете о роли и значении таких вещей в жизни азиатского бизнеса.

Ответить
0

А я просто думаю, как просто этому человеку откаты и отмывы обосновывать.
Никаких многоходовочек с обходом тендеров панамскими оффшорами. Гадалка нагадала заключить контракт с фирмой моего племянника!

Ответить
4

Ну еще статью от Цилюрика сюда, и будет полный комплект :)

Ответить
1

Только Цилюрика здесь и не хватало)

Ответить
1

Ого, нормальные игровые журналисты, имеющие/имевшие когда-либо звание главного редактора, на дтф.

Ответить
7

Врен

Нормальный журналист

блялол

Ответить
3

В Ванги особо не стремлюсь, но что-то мне подсказывает, что Скворечник старается максимально идти по пути Конами - фритуплей и мобилки. А 2013 год как раз и стал отправной точкой в этот мир. До сих пор не могу понять, на что в перезапуске Tomb Raider слили 100 млн вечнозеленых. Технологически игра даже Uncharted 2 уступает (я об анимации и окружении). С Табатой тоже вполне закономерный итог, даже несмотря на то, что ему удалось завершить этот долгострой

Ответить
0

Если загляните в отчеты Capcom, SNK, Bamco да и прочих "старых" игроков - все ломятся в мобильный рынок, ибо там огромные деньги.

Ответить
0

Ну это понятное дело, но пока что так открыто на "взрослые" платформы Namco и Capcom не плевали, не говоря уже о тотальной дойке донатом, как у Скворечника. Хотя Capcom уже на полпути со своим DMC

Ответить

0

Читать научитесь, уважаемый. Открываешь Capcom Integrated Report 2018 и возишь по нему лицом, сканируя буквы глазами.
Capcom и остальные "старые" игроки считают этот рынок перспективным, в чём ваша персона может убедиться на странице 17 и деликатно замолчать, не кидая предьявы.
(Алсо, покормил).

Ответить
3

Если Square умудряются продать 8 миллионов копий игры минимум по 50 долларов, и что-то там "не окупить", то да, действительно им надо что-то с собой делать.

Ответить
2

Спасибо, Врен!

Ответить
1

За счастливое детство!

Ответить
1

Читая эту статью, я блеванул максимальное количество раз из-за ебанутой поливановщины. Это точно тот самый Врен, лол.

Ответить
1

Все грамотные люди пишут по системе Поливанова

Ответить
1

Так пишут только отбитые. Его система настолько же точная, как и модель плоской Земли, вокруг которой вращается Солнце.

Ответить
1

Эта система официально принята в нашей стране, следовательно иное написание будет считаться ошибкой.

Ответить

2

Тэцуя Номура — пожалуй, последний человек во внутренних студиях Square Enix, которому еще доверяют фанаты.

Есть еще некоторые личности. Но их настолько давно к рулю не подпускали, что, как гласит теория, их перевели в уборщики.

Ответить
1

Часть хороших кадров занята сейчас в Final Fantasy XIV.
Но их едва-ли в ближайшее время куда-либо перекинут; онлайновая ФФ приносит стабильные (и, как считается приличные) деньги.

Ответить
2

Ну все, публикации от Сальникова сюда - и можно на другие сайты вообще не заходить

Ответить
0

Так у Сальникова свой сайт :)

Ответить
0

Так и у Врена свой есть

Ответить
0

Не знал. Я-то про Говоруна узнал и увидел на одном из стримов Сальникова :)

Ответить
4

Sic transit gloria mundi.
"А что, по Вархаммеру уже и настолку сделали?"

Ответить
0

По Call of Cthulhu тоже уже настолку сделали :)

Ответить
2

А мне понравился фильм Final Fantasy: The Spirits Within :С

Ответить
0

1. У сквары всё неплохо - есть и прибыль, есть и люди, есть и mmo.
2. Сетовать про ушедших людей бессмысленно - никто не знает какие усилия прилагались к тому чтобы их сохранить - со стороны судить легко, по факту - обы
3. Кивать на Ni no kuni с bravely default'ми (и даже Persona 5) бесполезно - такого масштаба популярности как финалки, эти игры не добились - учиться набирать миллион продаж - в этом нет разумного зерна - финалки пытаются быть AAA проектами.
4. Японцы действительно не так хорошо понимают свою аудиторию (западную), что важно при переходе на планирование (а не на случайные успехи с небольшими затратами) блокбастеров - и это не только Square, взять ту же Сегу с успешной Valkiria Chronicles, которые совсем не развили свой успех.
5. Про проблемы метания абсолютно верно подмечено - слишком много пустой работы - то что прощалось во времена дешёвой разработки сейчас обходится слишком дорого.
6. Уже отмечалось - во-многом на будущее серии сказались переходы между поколений - с одной стороны непонятная обратная связь на фоне заждавшейся толпы фанатов, с другой - рост издержек (и лихорадит не только квадратных - кто-то недогребает рынок, как Беседка и Рокстары, кто-то перегребает как Юбисофт - на грани возможного).

Ответить
0

Мне тоже. Только о фильме я узнал вообще из Life Is Strange и не был знаком с серией Final Fantasy на то время.

Ответить
1

Пожалуйста не бейте только! Мне одному не понравилась пятнадцатая финалка?

Ответить
5

Это дерьмо вообще мало кому понравилось.

Ответить
0

Бить не будем, сразу закопаем.

Ответить
0

Да и с западными AAA-брендами, вроде Tomb Raider и Just Cause, компания работает умеренно эффективно

Ага, классно поработали с Вором и Деусом. Да и Абсолюшн "шикарный" получился. Ну и последний Тум Райдер тоже "выстрелил". ИМХО, хуже Скворешника сейчас только EA.

Ответить

1

Коити Исии, придумавший муглов; Кадзусиге Нодзима, придумавший смерть Айрис

Сейчас Нобуо Уэмацу — фрилансер

Команда Dragon Quest... как независимая компания Armor Project

И не упомянуть Тетсую Такахаши?!

Ответить
3

Я думал об этом но его история (и история Xeno-игр) - все же тема для отдельной статьи, а не упоминания мельком в тексте про FF. А так да, всех крутых людей, ушедших из Square Enix, можно перечислять несколько абзацев, поэтому я привел только несколько примеров. Мораль текста именно в том, что не осталось почти никого.

Ответить
0

Особенный гнев вызвала игра 3rd Birthday: поклонники Parasite Eve получили шутер вместо ролевой игры

Да ладно, она перестала быть ролевой игрой уже на второй части, превратившись в резидентоподобие с элементами РПГ.

Ответить
2

Там больше проблема с сюжетом была, конечно. Ну и она ещё очень скучная, я через силу играл ради саундтрека.

Ответить
1

Parasite Eve 2 была скучная? оО

Ответить
2

Я про 3rd Birthday.

Ответить
1

Ну вообще да, я вторую часть забросил где-то в недрах военной базы. Просто надоело, да и до того момента не сказать чтобы прям особо радовала. С первой частью не сравнить.

Ответить
1

Я первую часть прошёл один раз. Мне не понравилось. Вторую прошёл больше полутора десятков раз.

Ответить
0

Ну что ж, также само и у третьей части тоже есть свои поклонники.

Ответить
1

Когда-то ещё на выходе играл в неё и даже понравилась. Пару лет назад перепрошёл всю серии и не понял, как я вообще этот сюжет вытерпел...

Ответить
0

Bless Toriyama

Ответить
0

Хотя бы прошёл :) Его FF XIII и Bahamut Lagoon я не осилил дальше нескольких часов.

Ответить
0

2 часа игры в XIII и ролик об саммонах в ней, погрузили меня в депрессию на несколько лет

Ответить
0

Саммоны в ФФ15 заставили меня пересмотреть своё изначально негативное отношение к саммонам тринашки. Ну ладно Рамух еще первые пару раз впечатлял, но остальные просто ни о чем, тринашка хоть реально пыталась удивить. Да, поначалу это рвало шаблоны и вызвало фейспалм, но в общем-то похвально. Сама же игра страдала от ленивого дизайна большинства боев (но где было сделано хорошо - там действительно хорошо) и дурной подачи сюжета, когда вместо столь необходимого пояснения глобальной сути конфликта, нам бесконечно скармливали эмоции персонажей, которые ввиду получившейся неуместности попросту невозможно было воспринимать адекватно. Хотя драматургия там на солидном уровне.

Ответить
0

Но отличной игрой быть не перестала. О третьей части цензурно что-то сказать сложно.

Ответить
–1

Кому как, как по мне во второй части только на ролики посмотреть и красивые задники оценить, всё остальное хреново, ибо клон резидента (даже управление умудрились испортить!). По сути, третья уже не особо хуже, только играть удобнее.

Ответить
2

Понятно. Большинство поклонников серии ваше мнение не разделяет, насколько я могу судить.

Ответить
–2

Наверное я слишком большой поклонник оригинальной игры - и поэтому был сильно недоволен, увидев как страшно над ней надругалась вторая часть, превратившая в тупой клон резидента. Ниже падать им было уже некуда, так что третья часть лишь в плюс.

Ответить

1

У Врена есть свой блог и свой сайт. Но он пишет на мейл и дтф.

Ответить
0

И что тут нелогичного? Есть работа, а есть личный бложик для души.

Ответить
0

На свой сайт (который работа) он мы запилить этот текст. Но пишет его сюда.

Ответить
0

А какой у него свой "сайт-работа"? Я знаю только два сайта-бложика "для души": uwrena и gameland.

Ответить
0

Gameland не для души же, а работа. И уверена нет, есть даркврен.

Ответить
0

Ну с таким подходом всё что угодно можно работой назвать, и второй бложик тоже, типа везде одна работа... Насчет уврена - судя по всему, переадресация работает, так что старая закладка переносит куда нужно.

Ответить
0

О чем, простите за мой французский, этот высер? Что автор хотел сказать?

Ответить
0

"Kingdom Hearts III занимается Тэцуя Номура — пожалуй, последний человек во внутренних студиях Square Enix, которому еще доверяют фанаты."
Чтото не видно доверия. Все считают фабулу-новулу и КН его графоманским бредом. Долгострои начались как раз когда его запромотили из иллюстратора в продюсеры.

Ответить
1

То-то у КХ достаточно большая фанбаза, да и в фабула нова он вроде только Версус 13 делал(поправьте если ошибаюсь). Ну и да, кто эти все, которые считают КХ графоманским бредом? Игроки из РФ которые про серию хорошо если с анонса КХ3 узнали?

Ответить
3

А про крутость KХ, скину кое-что, чтобы показать "гениальность" сценарной стороны Номуры:
"Главный герой - молодая версия злодея Х, который переместился в прошлое и рассказал ему о будущем, в котором он завладеет телом персонажа Y, который оставил наследие в виде героя W, затем расщепит себя на две разные сущности, под одну из которых будет мимикрировать герой W, когда ему придется искать в бою силу, чтобы победить укравшую память главного героя сущность Z, которая до этого поглотила еще один кусок его памяти из сущности Ы, которая на самом деле была искусственным конструктом, созданным второй сущностью злодея Z в попытке нейтрализовать героя, но обретшую собственную личность, чтобы затем комплементирвоать сознание героя и оставить в нем свой след, который потом заговорит с героем W, когда тот нырнет в многоярусный сон во сне с путешествиями во времени, где он узнает о планах злодея Х на Kingdom Hearts 3"
Блеск, а не сюжет. Но фанаты кушают и довольны.

Ответить
0

Это что-то на уровне FFX, где героиня Y решила принять предложение выйти замуж за злодея S, потому что надеялась что он после этого сдастся властям. Благо T вместе с командой заявились на свадьбу и прекратили акт отупления игроков.

Ответить
0

К счастью, в ФФ10 этот тупняк достаточно быстро заканчивался, в отличие от бесконечного номуровского сериала...

Ответить
2

Ну и да, кто эти все, которые считают КХ графоманским бредом?

Ну вот я считаю всё, что вышло после первого КХ, графоманским бредом. Собственно, финал первого КХ уже в него кренился, с этим нелепым Ансемом - но поскольку близился занавес, большой роли это не сыграло и впечатления не испортило. Игра для GBA поначалу не вызывала особой тревоги, ибо забавная мелочевка с кучей явно одноразовых персонажей в одинаковой одежде, над которыми никто не парился - но когда на рынок вывалился КХ2, масштаб катастрофы стал очевиден. Номура подобно гораздо позднее исписавшемуся Кодзиме, зачем-то взялся продолжать портативное ответвление - разумеется, ничего хорошего из этого не могло выйти по определению. Пожалуй, лишь Birth by Sleep из потока всей последовавшей хрени можно считать более-менее стоящим внимания, ибо приквел и оттого не особо позорит оригинал, предлагая относительно внятную историю.

Ответить
1

для того чтобы понять весь сюжет нужно поиграть в спинофф для псп, и даже после этого там какойто цирк с клонами, амнезией и матрицей. Погугли Xehanort чтоб знать маштабы проблемы.

Ответить
2

+ + + Сюжет лепят на ходу с каждой частью/спиноффом, Номуру надо было оставлять художником, там не нужно продумывать на несколько работ вперед.

Ответить
0

Я играл во все части КХ, учитывая ту что была на мобилках и рассказывала про войну Киблейда, так что про Ксенарота я знаю. В целом мне больше нравится, что в играх серии все крутится вокруг одной сюжетки, а не по типу "вот это у нас спинофф про что то левое и неважно для сюжета", а вот это "важная игра". В КХ все игры важные(с натяжкой даже coded можно считать важной за счет концовки)и нужные для полноценной картины.

Ответить
0

Лучше бы был спинофф, чем так нелепо наковыривать из носа привязки к основному сюжету.

Ответить
0

Мдаааааааа..Kak все плохо. Фабула нова, это гребанная тринашка со своими двумя продолжениями, это же Версус\XV, это же агито на мобильные устройста, это же финалка тайп 0. И все эти проекты были сделаны со скрипом, в следствии чего Скваря назначала "руководителем" Табату. Спасибо Торияме и Номуре.
Один поехал головой от своей Лайнтнинг, а другой гребанный перфекционист, который затягивает проекты и оказавшийся херовый руководителем, но зато крутой дизайнер.

Ответить
0

Я неговорю, что Номура вообще не трогал фабулу нову, я к тому что странно приписывать весь "графоманский бред" фабулы новы на одного его, там либо винить всех(Номуру с его версусом, Табату с тайп 0 и прочих), либо не винить совсем, но никак не пихать все на одного Номуру

Ответить
1

Вы читали информацию которая доступна сейчас в инете об версусе\xv? Исключая гребанное руководство СЕ, Номура там хрен знает что делал. Наполеоновские планы имел на версус, а вышел пшик.
И в защиту Табаты скажу кое-что. Да он средний руки специалист, но руководитель и менеджер отличный. И на все проекты которые его назначили, все они были изначально проблемными. Понимаете? До его назначения, все проекты над которыми он работал, уже были В ПОЛНОЙ ЖОПЕ. Его работа, к сожалению, заключалась только в том, чтобы выпускать их как можно быстрей, чтобы избежать ПОТЕРЬ.
Вы думаете, что раз его уволили, то проблема решена? Да черта с два. Kак раз эта ситуация показывает, что Скваря, с момента объединения с Эникс, стоит на месте и никак не изменилась и не сделала выводов со всего того дерьма, что с ней произошло до сей поры.

Ответить
1

Однако же, если я не ошибаюсь, говноконцовки в духе "в общем, все умерли" - это чисто Табатовская фишка.

Ответить
0

Ну это так. Он любит убивать чуть ли не всех под конец.

Ответить

0

Я до сего года, толkом ниkогда не пользовался и не сидел на этом сайте.
За вводный kурс спасибо.

Ответить
1

При этом тут обитает очень много разработчиков игр, это тоже следует учитывать. А то ведь многие новички понятия не имеют, что ДТФ изначально был посвящен геймдеву и изначальная аудитория тут взрослая и серьезная - ну а потом набежали всякие, да...

Ответить

0

Ну там же графон и диснеевские персонажи практически не уступают качеством оригиналам, на сюжет всем плевать. Уж на что я давно поставил крест на сериале из-за зашкаливающей бредовости сюжета - и то ролики посматриваю с любопытством.

Ответить

–2

Хорошая статейка, но на мой взгляд много мнения в ней.
Над двумя самыми плохими, Final Fantasy Type-0 для PSP и Final Fantasy Agito для мобильных платформ

Как бы не согласен. Мне вот Final Fantasy Type-0 понравилась, как и Crisis Core: Final Fantasy VII
Особенный гнев вызвала игра 3rd Birthday (часть цикла Parasite Eve): поклонники Parasite Eve получили шутер вместо ролевой игры и пошлую ерунду вместо сюжета

Вообще не согласен. Каждая часть Parasite Eve была другой. Первая часть по боёвке была прям рпгешкой типа варгрант стори, а вторая геймплейно как третий резидент - упор на экшн. В 3rd Birthday поменяли камеру и снова поменяли геймплей, который довольно неплох. Ну и сюжет остался такой же дичью как и в предыдущих частях.

Ответить
–8

Надеюсь Скверы перейдут на маленькие JRPG для ностальгаторов и про них можно будет забыть.

Ответить
0

Сколько бабла содрал за статью ?

Ответить
1

3 тыщи. теперь бэху купить может.

Ответить
1

В Японию съездить , уж точно 🤔

Ответить
0

Врен, где анонс новой FF? Когда ждать?

Ответить
0

Предчувствовал эту статью, благодарствую!

Ответить
0

Буду ждать рубрику Банзай (конкретно про хентай)

Ответить
0

Название мельком прочитал "Как Final Fantasy сжигает деньги, стулья..." :) Стулья под игроками, разумеется...

Ответить
0

закрытая и очень семейная: там работают старая жена, новая жена и дочь Юдзи Хории

Как будто это какая то IT компания из СНГ

Ответить
0

скромных кассовых сборов от ограниченного проката Kingsglaive: Final Fantasy XV

Нда, снять двухчасовый рекламный ролик - это надо было умудриться. Впрочем, по крайней мере на нем я отчетливо понял, что пятнадцатая финалка мне ну вот никак не зайдет, ибо от фильма одно разочарование. Персонажи были хороши, остальное всё сумбурно и плохо. В занудненьком Адвент Чилдрен были хотя бы несколько зрелищно поставленых драк, которые до сих пор производят впечатление своей хореографией - тут же попросту нечего вспомнить...

Ответить
0

Я советую спросить у духов, как им Осака или Фукуока.

Духи ответят, что хреновенько - ибо и Платинум, и Левел-5 в общем-то выпускают в последнее время какой-то невнятный хлам. Да по сути Левел-5 и раньше не особо-то блистал, выезжая лишь за счет симпатичной картинки....

Ответить
0

Мне кажется трабла в плане технологий в японских играх не в том что новые инструменты всё такое понапоявлялись в предыдущем поколении, а тупо в скакнувших бюджетах. От того на пс3 мы наблюдали пачки игр с графоном пс2. Студиям тупо не хватало бабла чтобы причесать свои творения под современные стандарты. И если на красивую пс2 игру им требовалось условно 100 рубликов, то с переходом в эпоху HD игра внезапно стала стоить 500.

Ответить
0

В Осаку не советую им переезжать, у Платинов дела там долгое время были не очень.

Ответить
0

голос из зала "Так сжигать-то уже начнут кого-нибудь, а то я только сожженные деньги пока вижу?"

Ответить
0

врен

ахахаха

Ответить
0

Shenmue 3 тоже получается нужно осторожно ждать?

Ответить
0

Там все еще сложнее. Третью Shenmue надо было делать или с бюджетом в 200 миллионов долларов, или никак (собственно, поэтому и издатели не брались за проект). Сейчас получится в лучшем случае продолжение истории, которое порадует фанатов, но никого не поразит и не удивит.

Ответить
0

С годами Square Enix покинуло немало талантливых людей

Т.е. японское отделение скворечника это такой геймдизайнерский батлрояль?

Ответить
–1

Не ожидал увидеть здесь Врена, теперь было бы теперь интересно почитать, что думает обо всем этом Сергей Цилюрик.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления