Великой и культовой Metroid Prime 2: Echoes – 20 лет
Тогда Nintendo в своей фирменной манере продинамила юбилей, а искупилась только 8 февраля 2023-го, неожиданно анонсировав и сразу выпустив в eShop роскошную Metroid Prime Remastered.
Для Metroid Prime 2: Echoes же в моём сердце отведено особое место. А всё потому, что она была первой Metroid, которую я увидел!
Вообще, о Metroid я узнал благодаря случайности. Шёл декабрь 2004-го. И однажды, щёлкая каналы спутникового телевидения, я набрёл на какой-то итальянский игровой канал. Там ведущие играли во все новинки прям с релиза. И что бы вы думали? Я тогда увидел самое начало Metroid Prime 2: Echoes, вышедшей в Европе в конце ноября 2004-го. Был сильно поражён, и это мягко сказано. Этот костюм, эта пушка, этот шарик... Тогда о GC можно было только мечтать. Да и где эту приставку купить-то?! Проходит год, и в начале ноября 2005-го мама дарит первый ПК для учёбы (ага!) с GeForce 6600 и не помню каким Athlon (вроде бы 2800). И понеслась: дилогии Fallout и Max Payne, Diablo II, Warcraft III, Mafia, конечно же, битва титанов Doom 3 vs. Half-Life 2 и прочая классика. И я уже позабыл, какая именно часть Metroid показывалась на том канале...
Вдуматься: случилось это 20 лет назад! А сыграл в неё я только в середине 2012-го! Хорошо помню, что после двух прохождений Metroid Prime полез на eBay и без раздумий заказал у француза за 40 евро бэушную копию Echoes в отличном состоянии. Я просто безумно желал в неё поиграть!
Состояние диска – близкое к идеальному. За 12 лет проходил Echoes пять раз точно, и это минимум 110-120 часов. А до меня ещё француз играл.
Как лучше всего несколькими предложениями описать Metroid Prime 2: Echoes? Процитирую себя же отсюда:
Один из лучших сиквелов в истории, уникальная штучная работа с мощнейшей и в хорошем смысле душной тёмно-мрачной атмосферой, двуликим сеттингом, внушительными боссами, качественным лором и многим прочим. В 2004-м с Echoes по части концептуальности могла бороться только легендарная Half-Life 2, хоть я и признаю величие всей шутерной плеяды того года. Правда, Echoes не является шутером в чистом виде – это отборное экшен-приключение от первого лица минимум на 20 часов. К слову, GC-версия на Hard в некоторых местах и на некоторых боссах пресловуто и непрощающе сложна.
Ироничный и роковой для продаж Echoes факт: в Северной Америке она вышла за день до Half-Life 2 – 15 ноября 2004-го.
И попытаюсь немного развить слова выше. Echoes – самая атмосферная Metroid в истории? Шансы очень высоки. Может, её дух не настолько метроидно-канонический, как у Super Metroid и Metroid Prime, но её мрачная, грозная, гнетущая, безысходная атмосфера – это произведение искусства в произведении искусства. Ею она особенно выделяется среди всех игр серии, помимо многих других элементов. Echoes – самая оригинальная часть в серии? Да всем: интригующим двуликим сеттингом, сложным выдающимся левел-дизайном, даже с учётом невзрачности, серости и унылости тёмного мира, неповторимыми способностями и снаряжением героини, внушительным саундтреком 60-летнего гения Кэндзи Ямамото (Kenji Yamamoto)... В ней самые уникальные, комплексные, сложные и грозные боссы в серии? Ставлю хату и зуб даю, а количество роскошного фан-арта по боссам сиквела уж точно не даст соврать.
Первая Metroid в истории, в которой предстали офигенные исключительно «морфошаровые» боссы? Boost Guardian, Spider Guardian и Caretaker Class Drone – настоящая классика серии. Первая нон-стоп финальная босс-пара? Благо с чекпоинтом (привет, Corruption!). Самый длинный хронометраж в серии? Некоторые игравшие возразят, мол, дядя, там снова ключи и душный бэктрекинг без неканоничных телепортов между Save Station. Отвечаю: ключи снова обоснованы лором, на них снова дают наводки, бэктрекинг классический, как почти в любой метроидвании, не душнее, чем в Hollow Knight, а «душный» он потому, что атмосфера Echoes такой и задумывалась. Наконец, первая Metroid, в которой трёхмерная Самус Аран предстала в Zero Suit?
Если сравнивать Metroid Prime и Echoes в лоб, роднить их будут только управление, перспектива и сама героиня с некоторыми её фирменными способностями. В сиквеле изменено буквально всё, даже дизайн космических пиратов (Space Pirate) стал страшнее и грознее. К слову, на западе распространено мнение, что Metroid Prime 2: Echoes – это The Legend of Zelda: Majora's Mask от серии Metroid Prime. Я не совсем согласен с данным утверждением, потому что считаю Echoes цельнее и гениальнее второй трёхмерной The Legend of Zelda. Игровая концепция последней разочаровала многих, включая его.
Metroid Prime 2: Echoes – это не только выдающийся результат большого фанатичного труда нескольких десятков талантливых человек с безграничными фантазией и изобретательностью, но и железно один из величайших сиквелов в истории человечества. Один из потому, что завтра отметит своё 20-летие ещё один легендарный сиквел... Как же хочется верить, что зимой-весной 2025-го выйдет Metroid Prime 2: Echoes Remastered, а не обычный HD-порт, о котором давно ходят слухи. И без мультиплеера, пожалуйста. Я даже согласен на сценарий, при котором Metroid Prime 3: Corruption Remastered выйдет уже после Metroid Prime 4: Beyond, лишь бы увидеть правильный ремастер эпичного приключения Аран на Эфире (Aether).
Любопытный факт: Echoes почему-то не уважила японцев, выйдя в стране восходящего солнца с заманчивым эксклюзивным подзаголовком Dark Echoes только 26 мая 2005-го, тогда как европейцев и австралийцев осчастливила уже 26.11.2004 и 2.12.2004 соответственно. В ответ японцы не уважили Echoes, если верить цифре тамошних продаж в жалкие 70 тысяч проданных копий на забагованном VGChartz. Впрочем, не уважили они и Metroid Prime.
9 ноября, когда текст выше, который было решено не изменять, уже был готов, взбрело мне в голову написать Джеку Мэтьюзу в чат X. Он и раньше мне быстро отвечал, и в этот раз ответ не заставил ждать. Появилась интрига!
Наступает 11 ноября, и KIWI TALKZ выкатывает юбилейное интервью, в котором моя любимая парочка ведущих праймовских технарей общается вместе впервые за много лет! Значит, Кирш не ленился и не кинул! Я не смог устоять и из потока «like», «you know», «yeah», «right» всё же извлёк самую суть, хоть и подобный разговорный формат с некоторой долей воды лично мне довольно сложно структурировать в качественный удобочитаемый текст.
Новозеландцу Рису Райлли (Reece Reilly), создателю канала KIWI TALKZ, отдельный большущий респект, ведь человек слишком многое и важное делает для комьюнити Metroid, общаясь с бывшими разработчиками из Retro Studios по несколько раз. Забавный факт: родители Райлли хотели назвать его Чадом (Chad), но его старший брат, будучи фанатом этого парня, посоветовал им имя Рис! Райлли до сих пор благодарен Кэмерону, что его не назвали Чадом.))
- Джек, обращаясь к Зоиду, удивляется, насколько быстро они создали Echoes. Зоид заявляет о 20 месяцах разработки, тогда как полный цикл первой части, начиная с самого раннего концепта, занял почти три года. Игра ушла на золото за месяц до релиза, как и Metroid Prime.
- Идея мультиплеера Echoes появилась благодаря питч-концепту Metroid 1.5. Его разработкой занималась основная команда, а заняла она полгода. Тогда Nintendo хотела мультиплеер в игре от первого лица для североамериканского рынка, чтобы хоть как-то конкурировать на рынке. Несмотря на то, что у GameCube была онлайн-функциональность, реализовать сетевую игру в Echoes не удалось, только режим с разделённым экраном (Split screen) до 4 игроков со значительно сниженным качеством графики.
- Морфошаровая пушка (Morph Ball Cannon) – элемент, зародившийся именно в мультиплеере и затем перешедший в одиночное приключение. Зоид рассказывает, что идея с пушкой была вдохновлена джамп-падами из Quake III Arena.
- Для Джека создание иного концепта Тёмного мира (Dark World) стало и главным вызовом, и главным разочарованием, так как от него в итоге пришлось отказаться. Месяцы работы ушли в никуда. Для Зоида главной сложностью стала реализация Screw Attack. Именно поэтому в игре нет горизонтальных дверей на полу, в отличие от первой Metroid Prime. Джек добавляет, что реализация купола света в Dark Aether, названного им «light bubble» (на самом деле это полусфера от Light Beacon), потребовала неординарного подхода.
- Именно Зоид создал культовую морфошаровую пазл-битву с Caretaker Class Drone, в которой задействована уникальная 360-градусная камера.
- Оба разработчика восхищаются шедевральной Sanctuary Fortress, в том числе её тёмным измерением, и очень хотят увидеть её в ремастере Echoes. Джек допускает, что слабость Switch по части отображения полупрозрачных (translucent) текстур, которыми изобилует эта локация, может сыграть злую шутку с производительностью в ремастере.
- Quadraxis – любимый босс Зоида в Echoes и один из самых крутых боссов, с которыми он когда-либо вообще сражался. Джек на секунду шутит, называя любимым боссом Jump Guardian, но потом уверенно соглашается с Зоидом касательно Quadraxis. На втором месте у Джека – Emperor Ing, которого он шутливо называет губкой для урона (damage sponge), с чем можно было бы поспорить.
- По словам Зоида, местами неровные темп и сложность Echoes – следствие сжатых сроков разработки. Но он настаивает, что они горды за проделанную работу. Рис шутливо спрашивает, сколько раз они кричали в экран во время битв с пресловутыми в плане сложности Boost Guardian и Spider Guardian. К его удивлению, Джек и Зоид отвечают, что за годы разработки очень хорошо научились играть и не испытывали с этими боссами проблем. Джек прямо говорит, что они ему казались даже простыми, а Зоид заявляет, что, загрузи битву с Boost Guardian сегодня, ему потребовались бы одна-две попытки, чтобы победить, потому что всё вшито в подкорку благодаря постоянной игре при разработке. Кажется мне, они не на Hard играли... Зоид добавляет, что разработчики осознанно хотели предоставить игроку более захватывающие, интересные и сложные битвы с боссами.
- Джек рассказывает, что как минимум первая Metroid Prime была упрощена для японского рынка. Но судя по этому списку отличий, по сравнению с первой NTSC-версией, местами она была и усложнена.
- Кэнсукэ Танабэ (Kensuke Tanabe) и Акира Отани (Akira Otani), пробывший в жарком Техасе почти год, курировали разработку Echoes активнее, чем в случае с Metroid Prime. Сигэру Миямото (Shigeru Miyamoto) не имел никакого отношения к разработке сиквела, однако Джек и Зоид вспоминают, как именно он поспособствовал превращению Metaforce в Metroid Prime и на ранней стадии разработки давал некоторый ценный фидбэк. Например, благодаря его совету рост игровой модели Самус увеличили с 1,8 м до 2 м. Джек смутно вспоминает, что, возможно, творец Super Metroid Ёсио Сакамото (Yoshio Sakamoto) был ответственен за замену Чозо (Chozo) на Люминотов (Luminoth). Язык последних придумал Карл Декард (Karl Deckard).
- Джек с улыбкой вспоминает, как создавал «хакерскую» атаку Rezbit, которая ребутила систему видоискателей (Visors) костюма героини.
- По словам Джека, в основе Dark Visor фактически лежит Thermal Visor. На комментарий Риса о motion blur у Thermal Visor в Metroid Prime Remastered Джек отвечает, что его применили не только ради художественного эффекта, но в том числе из-за слабости Switch по части отображения тех самых полупрозрачных элементов.
- Любимый апгрейд Джека – Annihilator Beam. Особенно ему нравится эффект разбитого стекла во время его Charge Combo – Sonic Boom. Джек не назвал Screw Attack потому, что шутя считает её забагованной. Зоид же назвал именно Screw Attack, напомнив, что устранил баги.
- Рис задаёт вопрос о самом любимом треке в Echoes, но Джек желает ответить на вопрос о самом нелюбимом и называет тему Dark Samus, гитарные риффы которой снятся ему в кошмарах. Он запомнил этот трек потому, что проводил много времени в реакторной (Main Reactor), где проходит сам бой, решая проблему производительности системы частиц, и слишком часто его слышал. Любимый трек Зоида – главная тема Sanctuary Fortress. Он отмечает, что она максимально гармонирует с визуалом.
Но ведь «Dark Samus Boss Theme» кайфовая же, Джек!
Мне кажется, «Sanctuary Fortress Main Theme» – одна из самых сложных композиций Ямамото в серии.
- Рис называет Sanctuary Fortress раем для Spider Ball. В качестве ответа на его вопрос о самом любимом пазле Джек называет Caretaker Class Drone, которого создал Кирш.
- Зоид считает, что одним из удачных геймплейных нововведений сиквела стало придание Boost Ball атакующих свойств, тогда как в Metroid Prime функционал способности в основном сводился к повышению мобильности.
- Джек шутит, что за босса Amorbis игре стоило бы дать рейтинг R, намекая на его форму и шар, к которому тот прилип.
Я бы сказал, что Джек преувеличивает, если бы не последний арт, где лишённый брони Аморбис позирует в профиль... Кстати, об авторе этих работ – ниже.
- Зоид заявляет, что Эндрю Джонс (Andrew Jones) – один из самых выдающихся концепт-художников, с которыми ему выпало работать. Порой оставаясь в офисе допоздна, он заходил в офис Эндрю, чтобы посмотреть на его удивительные работы. Джек называет Джонса большим талантом с проницательным умом, на то время увлечённым геймером, фанатом Metroid и просто классным парнем и вспоминает, как тот буквально жил в офисе месяц. Затем рассказывает забавную историю, как однажды во время E3 он прогуливался по улице вместе с женой и другом, разговор зашёл именно об Эндрю, как в следующий момент тот подъезжает на машине к обочине, выскакивает из неё и уходит, даже не заметив троицу. Но удивляет другой факт: жена Джека училась вместе с Джонсом в школе. Не понять только, была это обычная школа или, к примеру, школа искусств.
- Джек вкратце упоминает ранний концепт Echoes с пространственно-временными путешествиями...
- Зоид очень ждёт и очень хочет поиграть в Metroid Prime 4: Beyond, зная, что в Retro Studios до сих пор работают его друзья. Джеку трейлер напомнил о планете Норион (Norion) из триквела, о чём я и писал в разборе ниже. Он надеется, что в Beyond будет много фирменного для серии исследования, и хотел бы, чтобы она была эксклюзивом Switch 2. Зоид соглашается.
- Джек шутит, что за чудовищный временной промежуток в 18 лет между Corruption и Beyond они повзрослели и вырастили детей.
- Зоид признаётся, что разработка скриптов системы боеприпасов для Dark Beam и Light Beam была той ещё задачей. Джеку же эта система не нравится в корне и в какой-то степени даже испортила ему удовольствие от игры.
- Напоследок Джек заявляет, что Dark Suit – его любимый костюм в серии. Зоид соглашается и признаётся, что для него именно Metroid Prime 2: Echoes – самая красивая видеоигра на GameCube.
Мало? В огромной статье ниже можно узнать кое-какие подробности разработки Echoes.
Вопреки непримечательному мультиплееру, синглплеерный опыт Echoes был потрясающим, сохранив краеугольные игровые механики серии: то же управление, тот же сложный дизайн уровней, — и добавив больше способностей героине Аран, устройство мира с двумя измерениями, более крупных боссов и в целом возросшую сложность. Несмотря на то, что консоль Nintendo к релизу Metroid Prime 2 уже обошла PlayStation 2, а воин, именуемый Master Chief (Halo 2 вышла за неделю до североамериканского релиза Echoes, а через день вышла Half-Life 2 — прим. переводчика), дал ей пинка, сиквел от Retro сумел продаться тиражом свыше 800 тысяч копий — очередная история успеха на пути к Metroid Prime Trilogy.
В данном же обзоре вы не найдёте ничего, кроме спойлеров и фанатских слюноотделений.
Проведите опрос «Лучший сиквел всех времён» на любом игровом сайте. Там в номинантах, естественно, будут Diablo 2, Half-Life 2, Mass Effect 2 и прочие мастодонты. И там, я более чем уверен, не будет Echoes. Но существует высокая вероятность того, что именно она заслуживает данный титул: большая, действительно оригинальная, даже слишком атмосферная, с кучей новшеств, не паразитирующая на концепции оригинала, а дающая своё уникальное игровое видение. Это всё такой же штучный продукт, которых по пальцам даже одной руки не сосчитаешь.
Metroid Prime 2: Echoes, как неогранённый до совершенства алмаз, имеет незначительные огрехи в левел-дизайне и в целом не столь запоминающийся саундтрек, но, положив руку на сердце, понимаю – придирки. Ведь Ямамото выложился на 99%, подстраиваясь под изменившуюся атмосферу, а окружение Dark Aether внушает, несмотря на присущую серость и обречённость. Metroid Prime 2: Echoes – это выдающийся сиквел лучшей видеоигры всех времён, и его невозможно не любить. Однако планка, заданная Metroid Prime, фактически недосягаема, и ввиду даже ничтожных недостатков Echoes не может получить высший балл.
Кое-что о концепт-арте Echoes можно найти в материале об Эндрю Джонсе.
Начинал фанатским творчеством, им и закончу. Всегда восхищался и восхищаюсь талантливыми фанатами, создающими красоту. Качество фан-арта по Echoes только подтверждает, насколько её любят.
Но это ещё не всё, ведь пришло время долгой музыкальной паузы!
Любите потяжелее? Тогда вам определённо понравится классный видеоигровой металлист ToxicxEternity, который на данный момент заметалкаверил три трека из Echoes, причём один из них несколько месяцев назад. Для сравнения добавил и оригинальные треки.
Насколько помню, «Title Theme» – первая композиция в истории серии, в которой Ямамото применил электрогитару!
Сакральная «Temple Grounds Main Theme» внушает.
«Emperor Ing Boss Theme 1»
«Emperor Ing Boss Theme 2»
Черёд электроники и релакса. В этом деле нет равных двум музыкантам. Первый – mxsked.
Любят фанаты «Temple Grounds Main Theme».
«Torvus Bog Main Theme» – одна из самых релаксирующих и романтических композиций в истории серии.
«Torvus Bog Subterranean Theme» – прекрасный ремейк Ямамото на свой же вечный шедевр «Brinstar - Underground Depths» из Super Metroid.
«Chykka Larva Boss Theme». Джек и Зоид, а вы проходили Чикку на Hard?
Грозная «Quadraxis Boss Theme» тоже внушает.
Второй – VARIA. Интересный он себе никнейм выбрал...
Уникальная «Menu Theme».
«Torvus Bog Main Theme»
«Torvus Bog Subterranean Theme»
«Evacuate! / Final Dark Samus Boss Theme» – классика звучания Metroid.
P.S. Nintendo, как всегда, чхать хотела на юбилей одной из самых талантливых видеоигр в своей истории. Ладно, прощаем и ждём MP2ER в феврале-марте...
Быстро время пролетело..
Мдаааа.... Умудрился пропустить "именины" этой игры(((
Видимо не настолько я и "про-фан" серии Метроид - а ведь именно из-за этой "чертовки" я себе и взял Switch Lite, купил подписку NSO и прошёл все части - ДАЖЕ "зло-дурацкую" Метроид 2 на Game Boy...
А Прайм 4 сейчас для меня - это №1 ожидаемая игра в 2025-ом
а ведь именно из-за этой "чертовки" я себе и взял Switch LiteТы ради MP2 брал switch?)
А Прайм 4 сейчас для меня - это №1 ожидаемая игра в 2025-омАминь.
И спасибо за новые ссылки на ремейки музыки игры...
Не могу оторваться - особенно "Черёд электроники и релакса"...
Говорят худший Прайм
Говорят, Fallout 4 - лучший Fallout.
Ну он оч долгий и "душный", в остальном это праймовый метроид как и первая часть