Metro: Last Light (2013 г.) - обзор

Metro: Last Light (2013 г.) - обзор

Всех приветствую. Моё прохождение игр серии Metro продолжается. Несколько дней назад вышел обзор на Metro 2033, сегодня же речь пойдёт об его сиквеле - Metro: Last Light (далее - MLL). Я играл только в Redux-версию и не видел оригинала. Начнём.

Сюжет

Люди, игравшие в Metro 2033 Redux, наверняка знают, что в игре есть две концовки: плохая, где Артём уничтожает логово чёрных, и хорошая, где он оставляет их в живых. Хорошую концовку добавили только в 2014-ом году вместе с выпуском Redux-версии; в оригинале же спасти чёртых от смерти нельзя. Поэтому для MLL канонична "плохая" концовка.

Metro 2033 - плохая концовка (чёрные уничтожены)
Metro 2033 - плохая концовка (чёрные уничтожены)

С событий прошлой игры прошёл год. Артём вступил в немногочисленный орден Спарты - группу элитных военных, наводящие порядок в Метро; именно они в прошлой игре спасли Артёма от солдат четвёртого рейха.

Разведчики Спарты получили информацию, что не все чёрные оказались уничтожены в результате ракетного удара: выжил как минимум один ребёнок-чёрный. Артёму и Анне (другому члену ордена) поручают задание - подняться на поверхность и убить последнего чёрного. Но там главного героя ждала засада: он оказался пленён солдатами четвёртого рейха.

Артёму помогает сбежать другой пленный - Павел. Он - красный, и по вопросу идеологии они с Артёмом находятся по разные стороны баррикад. Но рейх для них - общий враг, поэтому они объединяются и на протяжении нескольких глав сбегают со станций Рейха.

Павел Морозов
Павел Морозов

С сюжетом Last Light`а проблем куда больше, чем в Metro 2033, поэтому откровенные спойлеры в скрытых абзацах.

Когда Павел и Артём добираются до станции, принадлежащей красным, его берут в плен уже красные. Как член Спарты, он может быть ценным объектом и служить двойным агентом. Артёмом занимаются лично Генсек Москвин и генерал Корбут - главные лица красных. Но сын Москвина не разделяет идеологии отца и потогает сбежать главному герою.

Я прерву пересказ сюжета, чтобы разобрать несколько недостатков. Обычно главной проблемой сюжета MLL геймеры называют "клюкву". Клюква - значимая часть куда большей проблемы - тотальная гиперболизация по сравнению с Metro 2033. Но начнём именно с клюквы.

Как было в Metro 2033? Нам показали, что есть красные, есть нацисты (IV рейх), есть Спарта; играли ли они серьёзную роль в сюжете? Нет, их роль сводилась больше к тому, чтобы показать разнообразие мира Метро, показать, что разные группировки-объединения существуют.

MLL же был сведён к противостоянию группировок, и всё доведено до максимума. Нацисты - люди со свастикой, которые построили целый концлагерь в метро! Разумеется, они зигуют, у них есть диктатор, они хотят военным путём установить господство над как можно большим числом станций.

Но то, как показали коммунистов, это просто катастрофа. Не стоит забывать, что разработчики - украинцы, и потому они относятся к красным (что в истории, что в игре) ни чуть не лучше, чем к нацистам. Ни поддерживать, ни осуждать эту позицию я сейчас не буду; я упомянул это для понимания причин такого изображения группировок.

Режим красных ещё более тоталитарен, чем у нацистов. Они такие же военизированные, у них столько же характерной символики (красные флаги и звёзды, военная форма, плакаты и лозунги и др.). Красные - плохие, потому что они красные. Главный у них - генсек Москвин (фамилия-то какая...) с усами как у Гитлера! Ну чтобы до самых тупых дошло, что красные - как нацисты. Они также стремятся расширить влияние военным путём, в частности - захватить станцию Д6. Не стоит забывать, как с героем поступил Павел Морозов (как можно было так назвать персонажа...) Ладно, продолжаю спойлерить сюжет, ведь дальше идёт лучшая часть игры.

Артём - как колобок: он ушёл и от нацистов, и от красных. Он встретился со своим знакомым - мастером Андреем. Он дарит Артёму что-то типа автомобиля, сделанного... своими руками. Ладно, я закрою на это глаза. Артём едет по тоннелям (то, как он едет - выделю отдельно) и попадает к беженцам с красной линии. Он помогает им и доезжает до станции Венеция.

Венеция - затопленная часть метро, где люди даже занимаются рыболовством. Крайне необычная и запоминающаяся с точки зрения дизайна станция.

Станция "Венеция"
Станция "Венеция"

Что же теперь нужно Артёму? Ещё в начале игры он понимал, что уничтожение чёртых - главная ошибка его жизни. Ту же позицию занимает и Хан, считающий, что с чёрными нужно установить дружеский котакт. Раз один чёрный остался в живых, нужно его найти, и именно этим и занимается Артём полигры.

Артём поднимается на поверхность, встречается с членами Спарты в церкви, но тут на них нападают красные. Артём выживает, через катакомбы пробирается до станции Октябрьская. На местном населении красные испытали военный и смертельный вирус, а часть станции просто сожгли. Артём выбирается с Октябрьской здоровым, попутно спасая Анну.

Артём встречается с Ханом, и тут начинается худшая часть игры. Как я писал в обзоре на Metro 2033, с Ханом в игру приходит и мистика. Раз в прошлой игре её было немного, то тут надо навалить по-максимуму. Герои ныряют в волшебную воду (?) и видят коллективные галлюцинации (???) из головы Артёма... Из них они узнают, где находится чёрный, и телепортируются (?????) прямо к нему.

Артём и Хан в Реке Судьбы
Артём и Хан в Реке Судьбы

Вот посмотришь на мистику MLL, и поезд-призрак из первой части уже не кажется такой странной вещью. Здесь проявляется очередной пример гиперболизации, на этот раз - в аспекте мистики. Но Хан мне нравился что в первой игре, что в этой части. Он - единственный, кто поддерживает идею о дружбе с чёрными.

Дальше я не буду разбирать сюжет, так как там серьёзных проблем нет. По итогу могу сказать, что из-за гиперболизации впечатление от игры портится. 5/10

Геймплей

В начале игры я был очень рад: нам наконец дали стелс! В Metro 2033 его не было, в Metro 2033 Redux его прикрутили, или, лучше сказать, приклеили скотчем, и по-стелсу я не играл. В MLL игроку объяснили механику стелса: выключай свет (лампочки, фонари, рубильники света и др.) и передвигайся на корточках и в тёмных зонах - тогда противники не будут тебя видеть.

И вот я прохожу первый уровень по стелсу, за что получаю достижение в Стиме. Затем прохожу второй, третий, четвёртый, пятый, шестой... Каждая новая локация становится стелс-площадкой, уровень спроектирован так, чтобы подтолкнуть игрока к стелс-прохождению, а не обычной игре с оружием.

Главная проблема стелса - его однообразие. Первую треть игры я ещё играл скрытно, но потом я устал делать одно и тоже из уровня к уровню. 2/3 игры я проходил по-обычному, убивая врагов из оружия.

И да, оружие: оно не изменилось никак. В начале игры я купил калаш, дробовик и винтовку, т.к. эти оружия имеют разные патроны и подходят для разных сценариев игры. Но, не пройди я до этого Metro 2033, я бы растерялся, ведь характеристик оружия (урон, магазин, темп стрельбы и др.) просто нет. Всю игру я не менял эти три пушки, т.к. не знал и не хотел знать, лучший они выбор или нет.

Что до противников-людей, то они феноменально слепые. Они чуть ли не в упор не видят Артёма, если он находится в темноте. Они совсем не слышат выстрелы, совершённые из оружия с глушителем (даже если труп врага упадёт рядом с другим, живым врагом).

Что по монстрам, то некоторые старые мутанты пропали, некоторые новые - появились. С момента, когда мы встречаемся с чёрным, он рекомендует нам почти не убивать монстров, чтобы улучшить карму и иметь возможность получить хорошую концовку.

Я обещал более подробно рассказать про тот этап игры, когда Артём на самодельной машине разъезжает по Метро и вплоть до встречи с Ханом. Разработчики здесь дали разнообразие: череда сменяющих друг друга стелс-уровней кончилась, теперь мы едем на трансопрте (в обоих играх нам нечасто дают такую возможность). В тоннеле нам неоднократно попадаются на глаза двери, ведущие в небольшие локации. Они необязательны к изучению, но мне было интересно выйти из транспорта и изучить их всех.

Затем мы вовсе плывём в лодке по тоннелям метро в Венецию, попутно отстреливаясь от плавучих мутантов, а в конце - взрываем их динамитом. Сама Венеция с точки зрения атмосферы - одна из самых привлекательных станций в обоих играх.

Изменений в лучшую сторону я не заметил, а вот ухудшения есть. Критичны ли они? Как по мне - нет. Но игра потеряла то разнообразие, какое было в Metro 2033.

Атмосфера

К счастью, она осталась на том же очень высоком уровне, что и в Metro 2033.

Радуют NPC. Например, можно послушать диалог солдата, сообщившего женщине, что её муж погиб.

Metro: Last Light (2013 г.) - обзор

Или диалог продавца и покупателя наркотиков (осуждаю, запрещено на территории РФ)

Metro: Last Light (2013 г.) - обзор

Никуда не делся натурализм. Вот, например, человеческий труп, сгоревший в пожаре до костей.

Metro: Last Light (2013 г.) - обзор

Или, когда жители станции массово заразились инфекцией, мы видим, как врачи сжигают трупы заражённых, дабы болезнь не распространялась дальше. И в целом демонстрация карантина показана великолепно.

Монстры и окружения выглядят жутко.

Metro: Last Light (2013 г.) - обзор

В Metro 2033, выходя на поверхность, можно увидеть разрушенную Москву и побродить по знакомым местам для москвичей и гостей столицы. В MLL разработчики добавили те места Москв, которые известны на весь мир: Кремль, Спас Покрова на Рву, Сталинские высотки, ВДНХ и др. В прошлой игре самым узнаваемым строением была, как по мне, Библиотека им. Ленина. Сама Москва выглядит замечательно.

Отдельно выделю станцию Театральная. Что в игре, что в реальности она находится близ Большого театра (это тот, что изображён на 100-рублёвой купюре). Артисты театра во время ракетной атаке успели спрятаться в метро и потому выжили; сейчас они дают на этой станции концерты, и это было крайне забавное зрелище. Если досмотреть представление до конца (а состоит оно из нескольких забавных номеров), можно получить достижение в Стиме.

Кому понравилась атмосфера Metro 2033, тому понравится и MLL.

Итоги

Так уж вышло, что и в плане сюжета, и в плане геймплея игра сделала шаг назад. Но ключевой составляющей игры всегда была атмосфера, не ставшая хуже. Стал бы я рекомендовать игру? Да, но при условии прохождения первой части. Metro 2033 и Metro Last Light имеют много общих черт: как минимум, в Redux-версии там одинаковая графика, и потому игра воспринимается как "Metro 2033 part 2".

8/10

77
8 комментариев

Да хуйня полная а не игра

2
2

Обоснуйте

Геймплейно норм, сюжетно самая наркомания. Вся эта высокопарная херня про искупление грехов смотрится кринжово и неуместно.

1

Лет через десять посмотрю, сейчас рано.