Beyond the Ice Palace — классика Commodore и Spectrum, вернувшаяся из забытья

Занырнул в дебри ретрогейминга, чтобы понять, зачем кому-то могло понадобиться делать сиквел игры 36-летней давности.

Из-за чего весь сыр-бор

По случаю анонса и, надеюсь, скорого выхода Beyond the Ice Palace II — самого внезапного и просто из ниоткуда взявшегося сиквела античного платформера 1988-го года, созданного британской компанией Elite Systems, — решил выделить вечерок на то, чтобы причаститься к классике. А то музыку из игры как будто бы даже знаю — что неудивительно, Дэвид Уиттакер ведь над ней работал, а такой мэтр ранней игровой музыки веников не вязал, — но сам геймплей в глаза не видел. И неожиданно для себя прошёл не одну, а целых джве версии игры: для Commodore 64 и Amiga!

Что ж, это было странно, быстро, коряво, немного нелепо и очень сложно. В общем, как обычно для ранних компьютерных попыток перенести аркадную мощь из игровых залов в квартиры. На сей раз под удар попала Capcom'овская жесть в лице Ghost 'n Goblins: несколько видов метательного оружия, прыжки по константной дуге и главный герой, вышедший на бой со злом с голым торсом и умирающий с одного тычка. Со старта отважный спаситель мира вооружён только своими стальными яйцами, однако на первой же тропинке он может подобрать всё здешнее разнообразие вооружения: мечи и кинжалы, летящие строго вперёд, и кистень, описывающий в воздухе дугу.

Версия для C64
Версия для C64

Если первая мысль у вас сейчас: «GET THE KNIFE!» — то спешу разочаровать. Это самое бесполезное оружие в игре, которым даже самых ничтожных козявок приходится ковырять. Меч куда универсальнее. Летит ровно и уничтожает мелочь с одного попадания, так что брать что-то другое попросту нет смысла. Кроме, разве что, кистеня, чья парабола движения может как разжечь пламя праведного гнева по всей линии позвоночника, так и значительно упростить целый ряд игровых сегментов, связанных с подъёмом по лестницам. Ну, знаете, классическая ситуация: надо как-то залезть, а подлый враг облюбовал верхний ярус и не хочет его покидать. Меч тут — точно не бро, несмотря на все его положительные качества. А вот «подковырнуть» супостата, оставаясь в полной безопасности, — это всегда пожалуйста.

Проблема в том, что снаряжение нельзя выбирать. Когда персонаж подбирает с пола новое оружие, старое тут же распадается на элементарные частицы, потому нередко приходится думать не над тем, что бы такое взять, а над тем, как бы случайно не взять то, что и даром не нужно. С последним помогают прыжки. Наверное, самые ужасные прыжки в мире. Ладно уж чёрт с тем, что прыгает герой на «вверх» — это, можно сказать, уже золотой стандарт платформинга на однокнопочных джойстиках, так что волей-неволей привыкать придётся. Проблема в том, что герой едва отрывает ноги от земли и моментально магнитится обратно, отчего перепрыгнуть летящий в лицо снаряд порой просто невозможно. А если играть в версию для Amiga, то он и нежеланное оружие перепрыгнуть не в состоянии.

Лесные духи в версии для Amiga похожи на типичных соседей-алкашей
Лесные духи в версии для Amiga похожи на типичных соседей-алкашей

Другой способ немного расчистить путь дальше: призвать лесных духов, замутивших всю эту геройскую мироспасательную катавасию. Выглядят они как летающие головы (и особенно смешно нарисованы в версии для Commodore Amiga), в карман помещаются в количестве не более двух штук за раз, но порой способны вырулить из практически безвыходной ситуации. Правда, в варианте игры для C64 они какие-то кривые. Работают будто бы только при непосредственном контакте с супостатами, а не просто дамажат по всему экрану. А учитывая то, что после призыва они пересекают экран слева-направо по диагонали, то подгадать их эффективное применение не всегда получается.

И хоть герою жизней выдали как кошке: 9 штук сразу оптом — заканчиваются они с пугающей скоростью. Нередки ситуации, когда ты сдох, восстановился и снова сдох — спасибо безумным маршрутам многих летающих противников. В этом плане я безгранично благодарен ретро-пиратам, вшивавшим в игры трейнеры. С бесконечными жизнями вгрызаться в этот гранит хотя бы веселее. Но с пожизненным запасом доброхотов всплывает другая особенность игры: в ней всего три уровня, которые при должном умении пробегаются в сумме за восемь минут! Завязку из инструкции читать и то дольше.

Beyond the Ice Palace — классика Commodore и Spectrum, вернувшаяся из забытья

Несмотря на то, что пролетела игра быстрее, чем скачивалась вместе с эмулятором и настраивалась, о таком знакомстве с классикой нисколько не жалею. Вкатиться в историю ретро-компов (с читами — но всё же!) и насладиться крутейшим музлом от Уиттакера я всегда рад. Но вопрос, какого рожна вообще кому-то могло понадобиться возвращать эту торговую марку из забытья ради новой части, оригинальная Beyond the Ice Palace дать так и не смогла. Ответ нашёлся на сайте Elite Systems, которые до сих ещё живы и в этом году как раз отметили своё сорокалетие. Время от времени они устраивают распродажи своей интеллектуальной собственности. По весьма демократичным ценам! Так что, видимо, кто-то подобрал Beyond the Ice Palace и либо перековырял под новую бирку уже имевшуюся разработку, либо решил сразу ковать железо, пока… Горячо?.. Ну, может, кто-то и правда 36 лет сидел и ждал, когда же выпустят сиквел!

P.S.: Кстати, версию для Amstrad CPC программировал не кто иной, как сам Дэвид Перри. Разогревался и набирался опыта перед созданием наших любимых Аладдина и Червяка Джима, не иначе! Надо, кстати, уже разжиться полным ромсетом CPC в дополнение к C64 и Amiga. А то целую ветку развития ранней игровой индустрии пропускаю.

Beyond the Ice Palace — классика Commodore и Spectrum, вернувшаяся из забытья
2525
12 комментариев

Резервные площадки, где можно следить за выходом нового игрового джема (хидден и не очень):

💎 https://t.me/what_used_to_be
💎 https://vk.com/what_used_to_be

1

целых джвеОтсылка к великому)
Нередки ситуации, когда ты сдох, восстановился и снова сдохЧем-то первых черепашек ниндзя напомнило. Я их даже с эмулятором пройти не смог.

3

Первые черепашки для меня как окончились на уровне под водой, так больше никогда не продолжились...

1

Вот бы ремейки Капитана Труено и Диззи x)

3

Речь о Dizzy X: Journey to Russia? Это ж фанатская игра, кто будет делать её официальный ремейк-то?
Но для тех, кому играть, а не шашечки - есть ремейк на DizzyAGE

1

Увидев геймплей на спектруме узнал игру. Но далеко ее не проходил. Да лучше все же в таких обзорах прикладывать геймплей на оригинале. Да она выходила на многих 8 битных компьютерах, но на комодоре вроде всех лучше получилась.

1

Ты предлагаешь травмировать дтферов оригинальным геймплеем? Сжалься!