Factorio: Space Age - испытание духа для сверхчеловека

Кто иль что Факторио есть? Факторио - это игра, вместившая в себя мир, не меньше. Лучший в своем роде симулятор автоматизации производственных процессов и никак не меньше. Эта игра была проработала до мелочей и даже в мелочах прекрасна. В октябре 2024 от Рождества Христова вышло дополнение Space Age для этой несравненной игры. Подрзумевается, что читатель знаком с основном игрой. Дополнение стоит все лишь 17$ (как и сама игра) и это тот редкий случай, когда цена кажется несправедливо заниженной.

Factorio: Space Age - испытание духа для сверхчеловека

Вступление

Моё первое знакомство с дополнением началось с попытки загрузить старое сохранение на новой версии. Неожиданность - оно загрузилось! Ностальгически осмотрев базу, я ПОНИл, что делать тут решительно нечего из-за сломанного технологического дерева. А значит - новая игра!

Первое замеченное нововведение - это изменение принципа исследования некоторых технологий. Например, для открытия паровой машины надо сделать 50 железных плит. Такой принцип сохраняется и дальше для некоторых технологий, открывающих совершенно новые ветви исследований. После этого игра немного затихает, притворяясь обычной версией. База растет, технологии исследуются, производство автоматизируется, игрок замечает отсутствие уже привычных исследований… Но после открытия космических ракет все меняется. В оригинальной версии запуск ракеты в космос ознаменовал формальный конец игры. Здесь же - это лишь начало великого приключения!

Космическая платформа

После создания первой ракеты на стапеле нужно будет построить свою первую космическую платформу. Для этого надо создать предмет “Стартовый набор космической платформы”, поместить его в ракету, нажать “ПОЕХАЛИ” и отойти на безопасное расстояние. После вывода платформы на стабильную орбиту можно будет перейти в режим просмотра и увидеть как в пустоте плавает квадратик чёрной суши с командным центром. Освоение космостроя по новизне может соперничать с самой игрой. Тут игроку безальтернативно предлагается освоить строительство в режиме удаленного просмотра (он же - Инженерный Взор). В дальнейшем эта функция окажется настолько полезной, что будет казаться, что без неё невозможно играть. Задача игрока - создать корабль, способный долететь до соседней планеты. В его распоряжении - тектаклевидные ловители астероидов, дробилки для получения минимальных базовых материалов из них, ракетные ускорители… да вообще все, что может поместиться на платформу. Ограничений для творчества почти нет, а если корабль сломается в космосе - то это ваши проблемы.

Как и на поверхности, в космосе у игрока есть враги - астероиды разных видов. Они неспешно летят вам навстречу (ладно, это ВЫ летите им навстречу) и при столкновении причиняют ужасные повреждения платформе. Для борьбы с ними нужны самые разнообразные орудия. Обычные лазеры и пулеметы помогают только против самых маленьких астероидов. Для дальних полетов нужно более продвинутое и мощное оружие, разблокировать которое можно только посетив другие Планетосы.

Итак, мы летим на планету Глеба!

Глеба

Слово Глеба с белорусского переводится как "почва". Очень мило, что Wube сделали такую отсылку в своём DLS. Это название действительно весьма походит для планеты, на которой надо заниматься сельским хозяйством. Я счёл этот топоним удачным для первой высадки на другую планету. Хотя на самом деле первая планета, на которую высаживается игрок - это Наувис. Вы же помните, что игра начинается с аварийного падения корабля игрока на планету? Но эта высадка планируется как штатная, а поэтому к ней я старался подготовиться как следует. Я лихорадочно собирал всё, что могло бы пригодится на другой планете - сборочные модули, конвейеры, манипуляторы, электропечи, ядерный реактор, топливо для него... Не забыть про топливо!!! Это поразительным образом напоминало сборы перед поездкой в отпуск. И, наконец - платформа с Инженером на борту прибывает на Глебу. Сход посадочной капсулы с орбиты, раскрытие аэродинамических плоскостей, запуск тормозных двигателей... Под капсулой проплывают густые облака, сквозь которые проглядывает глеба чужой Глебы... Есть касание! Первые шаги по чужой планете...

Дикая природа Глебы прекрасна!
Дикая природа Глебы прекрасна!

Воздух влажный и пропитан незнакомыми запахами. Хотя, какие ещё запахи, монитор их не передает! Сбрасываю с орбиты причальный док и остальное оборудование - ядерный реактор, теплообменники, турбины, ядерное топливо... ГДЕ ТОПЛИВО? Печально вздыхаю. Логистика на Наувисе ещё не так развита, чтобы самостоятельно загрузить ядерное топливо на ракету и доставить его на Глебу. Собственно, я бросил Наувис с минимально работоспособной обороной на произвол судьбы. А теперь меня ждёт путь первопроходца - самому исследовать новый мир и познать его законы.

А вот и местное население
А вот и местное население

Буду краток - эта эпопея закончилась загрузкой предыдущего сохранения. Ну его нахер…

Вулканис

Глеба стала первой чужой планетой, которую я посетил, но полноценное освоение я решил начать с Вулкануса. И снова лихорадочные сборы в полёт - сборочные модули, конвейеры, манипуляторы, ядерный реактор, теплообменники, турбины... ТОПЛИВО! Вот оно, на месте! Инженер на ракете последним покидает Наувис под одобрительный жужж дронов-строителей. На платформе подаем горючее и окислитель в маршевые двигатели и сходим с орбиты Наувиса, ложась на ку... АХТУНГ! МЕТЕОРИТНАЯ УГРОЗА! Наученный горьким опытом, я добавил пулемётные турели на платформу, но запасов патронов хватило только долететь до Вулкана. Платформа уже разваливалась, когда Инженер высаживался на планету и после сброса основного оборудования разрушилась окончательно.

Значит, придется остаться на планете, пока я не могу запустить в небеси новую космическую платформу. Воздух горяч и сух, и тьма над бездной и не слышно птенптчиков вороблей. Черно-бурая земля, перегороженная терассами уступов, дымный чад серных месторождений. Первая наша задача в новом мире - создать стабильную генерацию электроэнергии. Ой, а воды на планете нет. Откуда её брать для питания теплообменников? После краткого изучения рецептов крафта, я нахожу "гашение серной кислоты кальцитом", который на выходе даёт 500-градусный водяной пар. Стоп, так это же... готовое питания для паровых турбин! Дело за малым - построить станки-кочалки на кислотных гейзерах, запитав их от солнечных батарей, провести линию трубопровода через буераки к химзаводам, провести линию конвейеров с кальцитом и утилизировать получившийся пар в турбинах. Материалов хватило впритык, но, наконец, турбины с рёвом раскручиваются, вырабатывая липездричество. Часть пути пройдена, а дальше? Что дальше? Месторождений железной и медной руды в привычном виде нет, а для добычи железа и меди из лавовых озёр нужен вольфрам.

Factorio: Space Age - испытание духа для сверхчеловека

Осматриваем Инженерным Взором карту. Небольшой кусок земли с моим заводом окружает зловещая красная штриховка. Очень мило, что на нём были все нужные мне ресурсы кроме вольфрама. За границами безопасной зоны - территория обитания ужасающих Червей-Демонолишеров, которые ползают в лаве вокруг вольфрамовой руды. Это грозный супостат, которого из табельного пистолета не убить. Значит - няхай себе ползают. Первоначальная добыча вольфрама похожа на сбор Специи в Дюне - Инженер заходит на территорию Демонолишеров, устанавливает Великие Буры на месторождении руды и собирает её, панически выслеживая Червей. Услышав их рёв надо быстро свернуть добычу и бежать в безопасное место. Правда, тут Черви не делают ничего полезного игроку, а значит - их можно заранее заносить в Красную Книгу как вымирающий вид.

Типичный Демонолишер на кальцитном поле.
Типичный Демонолишер на кальцитном поле.

Наконец я собрал достаточно вольфрама чтобы создать нужные здания. Железо и медь, извлечённые из лавы (серьёзно, расплавленное железо может течь по железным трубам!), отправились на производство. Тогда я ПОНИл - я выберусь с Вулканиса. Это лишь вопрос времени. Времени! После этого наладить оставшуюся часть производства было несложно - нефтепереработка (без самой нефти, на одном угле), сотворение недостающих компонентов - и ракета с Инженером на борту вознос... КУДА?! Платформы-то еще нет и лететь некуда. Возвращение на орбиту пришлось отложить до создания новой платформы - прямо на орбите Вулканиса. Это осложнялось метеоритами, которые разрушали платформу в процессе строительства и пришлось провести немало времени в лихорадочной создании автономной системы обороны. Наконец - "Ваша лодка готова, капитан!", Инженер улетает из этого мира...

...Чтобы вернуться туда с ядерным оружием. Недаром мои реакторы-обогатители всё это время нарабатывали оружейный плутоний! По какой-то причине готовую ядерную ракету нельзя поместить в ракетоноситель, поэтому приходится загружать сырьё для ракеты по-отдельности. Наверное, это превентивная мера против ядерного апокалипсиса? Разумно. После возвращения на Вулканис я целых полчаса бегал за червями с ядерной ракетой. БУМ, девочки и мальчики! Это осложнялось радиусом поражения ядерной ракеты, который лишь немного превышал радиус стрельбы. Но что же нам - инженерам?..

Глеба-2

Я дал слово вернуться на Глебу и я вернулся. На этот раз - со всем необходимым для построения минимальной базы. Как и в прошлый раз, я не искал методичек по освоению планеты и сам познавал её законы. В привычном виде на Глебе доступно только два ресурса - вода и камень. Для получения всего остального надо освоить Сельское Хозяйство. К счастью, для этого надо только два вида растений - Юмако-фрукт и Желеорех, а всю работу по посадке семян, прополке, окучиванию, удобрению и сбору урожая берут на себя Агробашни. Фактически, это здание заменяет собой целый колхоз имени “Сто лет без урожая”. После получения готовых плодов их надо переработать на промежуточные компоненты и тут игрок знакомится с новой игровой механикой - ПОРЧА.

Теперь предметы биологического происхождения имеют срок годности от одной минуты до двух часов и по его истечению они превращаются в Гниль. Исключением являются яйца пентапода, которые превращаются в пентапода. Это переворачивает всю структуру производства. Если раньше остановка конвейера не несла ничего дурного, то на Глебе это приходит к полному краху производства. Питательные вещества превращаются в Гниль, Биокамеры требуют еды, промежуточные компоненты не производятся, урожай гниёт на корню, промышленность останавливается, заводы требуют хлеба, а местные жители смотрят на это через стену и злорадно говорят: “Ага!”.

Но Инженера так просто не остановить! Для борьбы с гниением надо все неиспользуемые продукты утилизировать, а для этого есть технология Дожигательной Башни! Это простое, но гениальное устройство потребляет любые горючие вещества, включая Гниль, вырабатывая тепло. Сначала игрока шокирует то, что значительная часть продукции бесцельно отправляется в топку, но это лишь иллюзия. На самом деле ресурсы на Глебе бесконечны и не важно насколько фабрика эффективна, если она работает. Конечно, первая попытка запуска с нуля минимального производства напоминала комедию в жанре “пожар в борделе во время наводнения”. Ручное запихивание гнили в топку бойлера, питание Биокамер с ложечки, производство питательных веществ из отходов, лихорадочное изучение рецептов... Но всё-таки фабриция заработала.

Типичный участок обороны
Типичный участок обороны

После минимального освоения сельского хозяйства на базу приходят они - пентаподы. Разных видов и цветов, от мелких Вихлястиков до колоссальных Топотунов. Если у вас нет арахнофобии - это прекрасный повод её получить. Пентаподам очень интересно, чем же таким занимается игрок на фабрике и в порыве любопытства они разносят все до чего дотягиваются. Для противостояния им приходится использовать все оружие, доступное игроку и даже тогда эта борьба не оканчивается победой. Пентаподы вновь и вновь приходят на базу, чтобы умереть, сломав часть оборонительных линий. Их встречают лазерные турели, ракетные батареи, а потом и рельсотроны. Это способно их задержать, но не остановить. Оборона Глебы напоминает бесконечную Вьетнамскую войну. Если на какое-то время атаки пентаподов ослабевают - это значит, что они задумали еще какую-нибудь другую гадость. В попытках создать действующую оборону пришлось перепробовать множество вариантов - ручная зачистка скоплений пентаподов ядерным оружием, отдельные форты с ракетными батареями, система связанных фортов, сплошная линия обороны, эшелонированная линия обороны, патрульные паукотроны. Наконец, появилась более-менее работоспособная схема обороны, которая могла быть починена дронами между атаками. В конце концов, нет ничество страшного если пентоподы разнесут пол-базы, если оставшаяся половина может восстановить нанесенный ущерб.

Может показаться, что такие трудности того не стоят усилий, но после налаживания фабрики можно делать некоторые предметы в биокамерах с потрясающей производительностью. И вот тогда можно будет откинуться в кресло, осмотреть идеально отлаженное производство биотоплива и железобактерий и удовлетворенно сказать: "Да, чёрт возьми, я гребаный Мичурин!".

Фулгора

Каждая планета в Факторио уникальна и Фулгора не исключение. Это - мертвый мир руин, ночных гроз и багровых островов среди мазутного океана. На Фулгоре есть уникальный ресурс - металлолом, добываемый подобно обычной руде. После переработки в дробилке из этого ресурса получаются различные высокотехнологичные предметы - процессоры, микросхемы, бетон... Таким образом, производственное дерево на Фулгоре инвертировано - сначала доступны сложные предметы, которые надо переработать в исходные материалы, чтобы сделать из них что то полезное. Кроме этого, перед игроком встаёт другая задача - как эффективно избавиться от избытков бесполезных материалов, полученных от переработки?

Старая база Фулгоры. Настолько запутанная, что проще было её забросить, чем довести до ума.
Старая база Фулгоры. Настолько запутанная, что проще было её забросить, чем довести до ума.

А что именно можно сделать на Фульгоре? Эта планета разблокирует электромагнитные технологии - Электромагнитный завод, Тесла-турели, электромагнитный исследовательский пакет и... всё?

За обустройством завода на Фулгоре скрывается важные вопросы. Кто создал эти руины? Выходит, во вселенной Факторио когда-то существовала ещё одна разумная цивилизация? Почему на Фулгоре нет археологической экспедиции, исследующей руины? И главное: почему из металлолома получаются точно такие же детали, которые делает сам игрок? Поверхность Фулгоры подозрительно напоминает мегафабрику игрока, поглотившую всю планету и оставленную без внимания на пару миллионов лет. Неужели потребить все ресурсы планеты и исчезнуть в небытие - это закономерный конец всех трудов игрока? Нет, меня ждёт продолжение приключения!

Аквило

Вы хотели заняться колонизацией Марса? Только настоящего Марса, а не того, что в Аэлите, “Марсианских Хрониках” и фантастике 50-х. Реального, самого настоящего Марса, где вода является редкостью, разряженный воздух не пригоден для дыхания, нет никаких привычных месторождений руд и других минералов, а достопримечательности ограничены жилым модулем. Так, куда подевались все желающие? Так вот: если вы не хотите исследовать Марс - на Аквило вам делать нечего. Серьёзно. Эта планета - сплошная ледяная пустыня, разбавленная редкими месторождениями литиума, нефти и фтора. Нет, всё-таки эпитет “пустыня” слишком оптимистичен для этой планеты. Суша там представляет просто айсберг, плавающий в океане аммиачного раствора. С этим связаны две основные игровые механики Аквилуса:

  • Здания можно сотворить только на проклятой земле (бетоне)
  • Здание в обычных условиях замерзают и полностью останавливаются. Для избежания этого надо, чтобы в соседней клетке с ним была горячая тепловая трубка

Ресурсы Аквилоса скудны - литиевый рассол, фтор, нефть и аммиачный раствор. Там. Нет. Даже. Камня. Даже на Луне реголит под ногами валяется, а тут его приходится заводить из более дружелюбных миров. А ещё железо, сталь, медь, бетон, манипуляторы, конвейеры… Вообще все! Награда за освоение Аквило - технология термоядерного синтеза и рельсотроны - могущественные орудия, СПОБСобные одним выстрелом уничтожать сразу несколько врагов на большом расстоянии. Ой, я, кажется, придумал для чего я их буду использовать!

Самая крохотулечьковая база из всех.
Самая крохотулечьковая база из всех.

А больше на планете ничего интересного нет.

Дальние рубежи и новые пределы

А в чём, собственно, состоит цель игры? В ванильной игре надо было построить ракету в запустить её в космос, чтобы починить экспедиционный корабль с колонистами в анабиозе. По сюжету, главный герой - единственный, кто эвакуировался с корабля, когда там отказала автоматика. Благородная цель спасения людей оправдывает экологический терроризм, который учиняет главный герой в процессе постройки завода. В дополнении Space Age целью игры является достижение на космической платформе Края Солнечной Системы. Для этого надо преодолеть пространство с огромными метеоритами и пустотой в сердце. Сделать это можно только познав технологии все пяти планет. Никакого сюжетного смысла в этом нет. После прибытия на Край Солнечной Системы игрок может только вернуться назад, к родным пентаподам и демонолишерам… Или отправится дальше, к отметке Расколотая Планета. Во втором случае возвращаться придется дольше, но разницы - никакой. Выходит, что выхода нет даже в космосе? Возвращение на Наувис несёт оттенок какой-то экзистенциальной тоски. Разумеется, прекращать игру на этом не обязательно. Можно и дальше развивать фабрики на планетах, прокачивать технологии, оптимизировать производство... Но свое место в Галактике Славы я уже получил, а соревноваться-с-тем-парнем-из-Реддита мне не надо.

Техническое состояние игры великолепно и бесподобно. Ещё не было на свете сложной игры с настолько хорошей производительностью и такого удобного интерфейса. В статье я даже не упомянул о многих нововведениях дополнения - система качества, улучшенная карта, суперсильное автоматизированное строительство, стопоукладчики. Но почему статья имеет заголовок "Испытание духа для сверхчеловека"? Factorio: SA дает игроку идеальное чувство первопроходца, когда он впервые высаживается на другую планету, не зная что его там ждёт и сможет ли он вообще вернуться. Это приключение не наиграно, трудности, возникающие перед игроком не созданы сценаристами, а являются следствиями базовых игровых механик. А бесстрашно исследовать новое и познавать законы мироздания - это ль не достойное занятие для сверчеловека?

4242
33
22
16 комментариев

Как-то было изи, но интересно. Играл на стандарте. Был рад, что упростили крафт ракеты

3

Разрушенная планета то что собой представляет, на нее нельзя приземлится?

1

Скопление астероидов с прометием, нужны все твои технические навыки в постройке платформы, которая там выживет

4

Совершенно ничего. Даже достижения не дают (и слава Богу).

1

В смысле логистика не развита чтоб загрузить топливо? И как у тебя получилось долететь до Глебы, но по пути к вулкану платформа развалилась?