Самый амбициозный кроссовер: обзор Super Smash Bros. Ultimate
Игра, в которой, возможно, слишком много контента.
Super Smash Bros. Ultimate — главная игра Nintendo в этом году, которая уже бьёт рекорды продаж. Во всём мире файтинг ждали так же сильно, как Red Dead Redemption 2 — вот только в нашей стране о нём говорили заметно меньше.
И зря. Super Smash Bros. Ultimate — это гораздо больше, чем просто фансервисный капустник для поклонников японских игр. Да, круто свести в бою Соника и Байонетту, но в основе здесь — многогранный и аддиктивный геймплей, благодаря которому в игре легко застрять на сотни часов. Разбираемся, как Nintendo умудрилась сделать файтинг одним из главных системселлеров Switch.
Файтинг для всех
Масахиро Сакураи — бессменный геймдиректор серии Super Smash Bros. — известен ещё и тем, что придумал Кирби, одного из известнейших маскотов японской кампании. Сакураи долгое время возглавлял разработку игр про розового монстрика, в основе которых, как он говорил, лежит принцип «кирбиизма»: такие игры просты в освоении, но при этом в них много пространства для совершенствования навыков игрока (похожий подход исповедует Blizzard).
Именно этот принцип и лежит в основе Super Smash Bros.: научиться проводить базовые приёмы тут относительно просто, но пройдут десятки часов перед тем, как у вас выйдет провернуть что-нибудь действительно крутое.
Интересно, что изначально Super Smash Bros. не была привязана к другим франшизам Nintendo: Сакураи вместе с Сатору Иватой (будущим президентом Nintendo) хотели сделать файтинг, который бы отличался от всех похожих игр. По их задумке, урон не снимал здоровье бойцов, а постепенно уменьшал их вес: победа засчитывалась тому, кто сможет выкинуть оппонента за пределы карты.
Уговорить Nintendo взяться за разработку получилось далеко не сразу, а идея свести в бою персонажей японской компании вообще возникла лишь на поздних этапах прототипирования. Разработчики боялись, что покупатели просто не обратят внимания на такую странную игру, не будь в ней хоть чего-то узнаваемого.
В итоге, Super Smash Bros. «выстрелила» и превратилась в одну из основных франшиз Nintendo. Самое интересное, что даже формально покинув HAL Laboratory — компанию, разработавшую Super Smash, — Сакураи так и не отдал пост главы разработки. Его вера в игру была так сильна, что во время создания второй части он был готов сам профинансировать запись саундтрека симфоническим оркестром, откажись Nintendo вкладываться в дорогостоящие рекординг-сессии.
Тонна контента
Super Smash Bros. Ultimate — пятая игра в серии — вобрала в себя все наработки франшизы: в игру попали все арены из всех предыдущих частей (суммарно в Ultimate их больше сотни), а так же все бойцы, включая 11 новичков — вместе получилось 74 персонажа.
Это огромная игра. На то, чтобы просто посмотреть все карты и попробовать всех персонажей хотя бы раз, уйдут десятки часов. Но в Smash Ultimate ещё и множество режимов, как одиночных, так и многопользовательских.
Впервые оказавшись в меню, теряешься: игра встречает кучей вкладок, не предлагая пройти даже базовый туториал. Покопавшись, можно найти текстовые подсказки — но новичку все эти советы очень трудно визуализировать. Тем более, что непосредственно во время боя посмотреть их нельзя: взглянуть дают только на мувлист бойца.
Безусловно, что-то нащупать можно и самому, но лучше сразу пойти смотреть гайды на YouTube, особенно если вы впервые знакомитесь с серией: видео наглядно дают понять что и как тут нужно делать.
Важно понять одно: Smash — не совсем файтинг в привычном смысле. Бои здесь сочетаются с платформингом: почти на всех картах есть пространство для манёвра — положение персонажа в пространстве так же важно, как и умение комбинировать атаки.
А ещё на картах появляются различные предметы: одни позволяют вызывать себе на помощь героев из других игр (например, можно призвать рыцаря из Shovel Knight), другие просто вооружают персонажа каким-нибудь мечом или бластером.
Сами карты тоже очень различаются. Например, один из уровней постоянно заливает лава — нужно искать безопасные зоны, параллельно сражаясь с врагом. На другом камера движется слева-направо: надо всё время двигаться, иначе быстро вылетишь с арены. И таких карт, повторюсь, больше сотни — только представьте, сколько времени уйдёт перед тем, как запомнишь их все.
Не считая непонятный туториал, Smash — удобная игра. Бой здесь можно настроить как угодно: отрегулировать позволяют практически любые параметры, включая частоту и количество появления предметов.
Режимов тоже полно: можно, например, устроить турнир прямо через интерфейс игры (турнирная сетка поддерживает от 4 до 32 человек). Для проведения турнира достаточно двух джойконов: Smash сама создаст турнирную таблицу для битв один на один, а каждый бой будет эпично анонсироваться.
Или можно начать бой на выбывание, в котором будет участвовать весь ростер персонажей: при этом одного и того же бойца выбирать дважды нельзя — так и сражаетесь, пока не используете каждого героя.
А ещё в Super Smash Bros. Ultimate целых две одиночные кампании: в одной просто проходишь череду битв одним персонажем, другая — сюжетная, «Звезда надежды».
Открывается сюжетная кампания тем самым роликом, в котором лучи света уничтожают всех живых существ — выживает только Кирби. Все остальные герои превратились в духов, и их нужно спасти, путешествуя по огромной карте — всего в игре больше тысячи персонажей из разных японских франшиз (играть дадут только за тех, что есть в ростере).
Духи — по сути, 2D-спрайты героев из разных игр. Они разбросаны по карте в виде светящихся сфер — и с каждым из них можно сразиться. Но у духов нет собственных моделек, поэтому они вселяются в персонажей из ростера, передавая им особые черты
Например, в битве с Хэлом Эммерихом из Metal Gear дух учёного сражается в теле Марио. При этом Марио в этом бою постоянно убегает от игрока — Эммерих ведь не умеет драться. Хэл — робототехник, один из разработчиков Metal Gear, поэтому вместе с ним в бою участвует робот, защищающий своего хозяина — с ним-то и придётся сражаться. После победы над духом, тот присоединяется к команде игрока.
Духов нужно коллекционировать: они усиливают ваших героев и помогают им в бою. Духи бывают трёх типов: они работают по принципу «камень, ножницы, бумага» — каждый вид силён против одного, но слаб перед другим.
При этом духов нужно ещё и прокачивать: от этого напрямую зависит урон вашего персонажа. Если силы духа недостаточно, то бой закончится быстро: в кампании сила героев целиком завязана на прокачке. К счастью, эта система работает только в рамках сюжетного режима: в онлайне против вас не сможет выйти «перекачанный» игрок.
Важный нюанс: духи бывают основными и вспомогательными. Вспомогательные не увеличивают урон напрямую, а дают всякие клёвые способности: например, наделяют героя тройным прыжком или выдают ему оружие в начале каждого боя. У каждого основного духа есть несколько слотов под вспомогательных — обычно, их количество зависит от редкости духа.
По сути, сюжетная кампания — череда битв, в которых героям выдают разные модификаторы. На каких-то картах, например, горит пол, где-то дует сильный ветер — наблюдать, как среди этого безумия герои Smash изображают персонажей из других известных франшиз, как минимум, забавно.
Единственное, к чему можно придраться — кампании недостаёт сюжетных роликов и каких-то действительно уникальных битв. Сражения с боссами тут случаются, но очень редко. Тем не менее, режим затягивает — во многом благодаря прокачке и коллекционированию.
Искусство боя
Но Super Smash Bros. любят не за сюжетный режим и обилие контента: в первую очередь, в основе игры лежит отточенный геймплей со множеством нюансов.
Научиться прыгать и применять спецудары можно довольно быстро, но вот чередовать атаки и подлавливать оппонентов на каждой ошибке — целое искусство.
Боевая система здесь не завязана на комбо: почти каждая атака немного отбрасывает врага. Поэтому умение продолжать атаковать, несмотря на постоянно растущую между игроками дистанцию — самое важное в Smash. И для этого придётся досконально изучить весь арсенал вашего персонажа: в идеале вы должны не задумываясь уметь применять подходящую способность в нужный момент.
Чтобы выбить врага с арены, не обязательно дожидаться, пока показатель урона достигнет критической отметки: при должном уровне навыка можно прямо в воздухе направить противника в яму, просто не давая ему вернуться на землю. Но для этого нужно управлять своим персонажем с хирургической точностью и знать, сколько фреймов занимает каждая атака — игра очень быстрая, и даже фанатам серии придётся какое-то время привыкать к местному темпу.
В Super Smash Bros. Ultimate к боевой системе добавили ещё несколько нюансов: если выставить щит за секунду до вражеской атаки, то анимация удара собьётся, а вы сможете мгновенно контратаковать.
Ещё появились увороты в воздухе, а «доджи» на земле немного понерфили: уворот больше нельзя бесконечно спамить, со временем скорость анимации замедляется. Изменения должны сделать боёвку ещё сложнее и глубже — но только время покажет, насколько всё это полезно для соревновательной сцены.
Super Smash Bros. Ultimate постоянно заставляет игрока чему-то учиться, и это делает её аддиктивной. Каждый персонаж ощущается по-разному, каждая арена уникальна — потенциальных сценариев развития боя тут сотни, и на все нужно учиться адекватно реагировать.
Бойцы очень сильно различаются. Кирби, например, может «съесть» любого противника и скопировать его спецудар. А тренер покемонов — это вообще три героя в одном: он не участвует в битве сам, а призывает либо Ивизавра, либо Сквиртла, либо Чаризарда — у каждого, само собой, отдельный мувлист. И это только два персонажа: а всего их в игре, напомню, 74.
При этом Smash предлагает челлендж для игроков с любым уровнем навыка: почти во всех режимах сложность можно настроить. И даже если вы отлично разбираетесь в серии, местный искусственный интеллект точно сумеет задать вам жару: компьютерные соперники отлично умеют читать игрока.
Удар с задержкой
По словам разработчиков, Super Smash Bros. Ultimate создавалась с расчётом на соревновательный мультиплеер, но, к сожалению, с онлайном есть проблемы.
На бумаге всё выглядит отлично: каждый игрок сам составляет список правил, по которым хочет играть — можно ограничиться драками один на один или, например, вообще убрать из битвы предметы. Матчмейкинг должен подбирать вам оппонента с максимально похожим набором правил и рейтингом, но на деле это работает не всегда.
По-моему опыту, где-то раз в 10 матчей вас всё равно забросит в кучу малу с толпой врагов, игнорируя выставленные вами настройки. Правда, совсем недавно вышел патч, который должен был это исправить, но из-за смутного описания патчноутов, типичного для Nintendo, трудно сказать наверняка, насколько заплатка помогла.
А ещё есть проблемы с задержкой — в такой быстрой игре это критично. В Smash используется ненавистная игроками P2P-система, и если у вас или у вашего оппонента большой пинг, то инпут лаг становится невыносимым.
К счастью, игра старается подбирать врагов с хорошим соединением, но периодически случаются совершенно безнадёжные матчи, из которых проще выйти, чем трепать себе нервы. Почему в 2018 году Nintendo до сих пор не может сделать нормальный онлайн — серьёзный вопрос, учитывая, что с сентября за игру по сети просят денег.
И ещё насчёт инпут лага: в Super Smash Bros. Ultimate в принципе самая большая задержка в истории серии. Причём она никак не связана с контроллерами — проблемы именно на стороне самой игры. Нечто подобное было на релизе Street Fighter V, и это смогли поправить патчами, но у Smash, к счастью, всё не так плохо. Тем не менее, инпут лаг заметен, но через пару часов игры к нему как будто привыкаешь, и он перестаёт бросаться в глаза. Хотя это, конечно, не решение.
Пора звать друзей
Smash — отличная игра для вечеринок. Трудно сказать, насколько комфортно в ней будет людям, ни разу не державшим в руках геймпад, но геймерам точно будет весело: научиться основам здесь можно очень быстро. Из-за размеров ростера даже у владельца консоли вряд ли будет большая фора: достаточно взять незнакомого персонажа — и вот ты уже наравне со всеми.
Правда, не все герои доступны сразу: придётся потратить немало времени, чтобы их открыть. Персонажей выдают за время, проведённое в игре, но если не терпится попробовать всех поскорее — есть быстрый метод.
Более того, в Smash даже проигрывать весело: если не отключать выпадение предметов, на экране будет твориться настоящий хаос. Даже аутсайдеру может случайно попасть в руки какой-нибудь огромный молот, которым он быстро всех раскидает — при желании, игру можно настроить так, чтобы и новичкам здесь было комфортно.
Но главный аргумент в пользу того, что Ultimate отлично подойдёт для компании — то, что игра вышла на Switch. В любой момент можно отсоединить джойконы от консоли и сыграть с другом — с одной Switch можно даже играть вдвоём в онлайне. Nintendo явно понимает, что люди хотят играть в Smash в компании. Правда, одним маленьким джойконом играть не слишком удобно, но для фановых сессий с друзьями подойдёт.
Super Smash Bros. Ultimate — невероятно большая игра, в которой легко пропасть на сотни часов. Контента здесь очень много (в игру даже встроен плеер с более чем 800 композициями из разных японских игр): в какой-то степени, Ultimate — дань уважения всей истории японской игровой индустрии.
Иногда удовольствие портят технические неполадки. Они поправимы, но с Nintendo никогда нельзя сказать наверняка, смогут ли авторы от них избавиться или нет. Проблемы не критичны и, в основном, связаны с игрой в онлайне — с этим у японской компании всегда были трудности.
В остальном, новая Smash — великая игра. И оттого трудно представить, как Nintendo будет развивать серию дальше: такое ощущение, что добавить к знакомой формуле уже просто нечего. Возможно, новую часть франшизы мы увидим очень не скоро.