Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

5 декабря Министерство релизов объявило о выходе финальной версии игры Beholder 2 в Steam. Это продолжение игры от российской студии Warm Lamp Games, созданной внутри Alawar. В первой части главным героем был управляющий дома в тоталитарной стране, который подглядывал за жильцами через замочную скважину и писал доносы, а во второй части игрок становится сотрудником Министерства, куда эти доносы приходят.

Первая часть запомнилась сочетанием карикатурных образов людей с общей атмосферой безнадеги и жестью, происходящей по сюжету. Достаточно вспомнить основной сюжет дополнения «Блаженный сон» — Министерство принимает решение ввести принудительную эвтаназию для граждан 85 лет, чтобы они не мешали жить молодым.

Скриншот из дополнения «Блаженный сон» к Beholder
Скриншот из дополнения «Блаженный сон» к Beholder

Еще это единственная игра, в которой можно посадить человека в тюрьму за яблоко. Это кажется бредом, но во второй части есть объяснение этой директиве. И вообще в Beholder 2 много отсылок к первой игре, поэтому перед чтением этого материала советую все-таки ознакомиться с первой частью Beholder и дополнением к ней — это идеальная игра для «свича», планшета или даже телефона. Она вышла для ПК, Nintendo Switch, iOS и Android.

По сюжету Beholder 2 вы играете за молодого стажера в Министерстве Эвана Редгрейва. Выясняется, что там раньше работал его отец, построил карьеру, но потом выбросился из окна по непонятным причинам. Эвану тоже придется построить карьеру в Министерстве и заодно узнать, над чем работал его отец и почему решил умереть.

Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

Beholder 2 сложно отнести к одному жанру — это смесь из квеста и симулятора с примитивными элементами RPG и экономической стратегии. Геймплей делится на выполнение квестов и рутинную работу бюрократа. На первой должности в Министерстве придется выслушивать посетителей и распределять обращения на запрос, жалобу, донос или подачу информации, а потом перенаправить его в нужное Министерство и выбрать кабинет, который работает в этот день. На первый взгляд унылое занятие становится более интересным за счет прекрасных диалогов. Например, может прийти мужчина и написать донос на соседа, который использует бюст Вождя, чтобы придавить квашенную капусту.

Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

В день игрок получает 9 часов рабочего времени — его можно потратить на основную работу, поиск предметов, взлом компьютеров и рабочих столов коллег, просмотр сериалов, чтение книг и других действий. Еще в игре есть деньги и авторитет, их можно получить за работу и квесты. Деньги нужны для покупки предметов, услуг или взяток, а авторитет помогает добыть информацию или избежать наказания.

Когда время кончается, Эван Редгрейв идет домой. Там он может почитать книги, чтобы научиться взламывать компьютеры, вскрывать замки или снизить цену на коммуналку. Еще есть сериалы — их нужно смотреть, чтобы подружиться с коллегами. При этом нужно не забывать платить по счетам — за воду, за поддержу сборной Министерства по футболу или штраф за занятие сексом на рабочем месте. Если пропустить один платеж, то можно вылететь из квартиры и игра закончится.

Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

Вообще вся игра — балансировка на грани, особенно в первое прохождение. Нужно выполнять основную работу, платить по счетам и вместе с этим пытаться нарыть компромат на начальника и найти способ удалить коллег из кандидатов на повышение. Сделать это можно разными путями, в основном их два — вы пытаетесь остаться человеком или плюете на все и идете по головам.

Воруй, подставляй, пиши доносы

Главные задачи в Beholder 2

Быть полностью хорошим в игре не получится — рано или поздно придется что-нибудь украсть или подставить кого-нибудь. Игра даже поощряет такой поход, кражу обнаружат по записям камер, но вопрос решается взяткой охраннику.

Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

Вся игра построена на вариативности — постоянно приходится принимать сложные решения, которые сразу или через время отразятся на сюжете. Любое решение может привести к казне людей, в том числе и главного героя. Даже за неправильный ответ начальнику можно отправиться на расстрел. Поэтому лучше как можно чаще сохраняться.

Вариативность работает не только для небольших сюжетных ответвлений, но и для всей игры в целом. Например, можно начать проносить наркотики в Министерство или найти того, кто сделает это за вас, а можно вообще отказаться от этого задания. Можно отыгрывать верного гражданина и трудиться на благо Государства, помогая Министерству собирать взятки и уничтожать неверных. Или можно возглавить сопротивление и попытаться свергнуть Вождя. Поэтому игру лучше пройти несколько раз, чтобы получить разные концовки и проверить все сюжетные ходы.

Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

Вся прелесть Beholder 2 в необычных ситуациях. В игре можно встретить странные задания — нужно помочь коллеге выбрать приют для детей, потому что они мешают ей работать и строить личную жизнь. А потом можно помочь другому коллеге найти бутылку виски, чтобы он смог заговорить с возлюбленной женщиной. После этого начальник дает задание найти дешевую выпивку и закуску для его сумасшедшей ретровейв вечеринки, в лучших традициях вписок российских школьников. Только представьте, как серые и серьезные сотрудники Министерства задорно пляшут под клубняк и устраивают оргии, упоровшись наркотиками и алкоголем.

Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

Сюжет Beholder 2 получился средним, но его спасает удивительная любовь разработчиков к мелочам и колоритные персонажи. На входе стоит охранник, похожий на старого и злого деда, от которого никогда не услышишь доброго слова. Еще есть противная продавщица, которая раньше мыла полы в Министерстве и наслушалась всякого, а теперь у нее есть компромат на каждого сотрудника. Но в игре есть не только чернуха и жесть, можно встретить приятных персонажей, которым хочется помочь.

Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

Квесты в игре однообразные — нужно найти/украсть/купить предмет и принести. Однообразный геймплей становится интереснее за счет абсурдного или просто забавного контекста. По мере продвижения по карьерной лестнице игрока будут переводить на следующий этаж Министерства. Там появляются новые коллеги, квесты и обязанности. Рассказывать о верхних этажах я уже не буду, потому что это сложно сделать без спойлеров.

Игра имеет очевидные отсылки к СССР, да и Вождь подозрительно похож на Сталина. Но я не могу назвать это тонкой сатирой на тоталитаризм и жестокость советской машины. Если разработчики так пытались передать антисоветское настроение, то это получилось слишком толсто и пошло. Мне больше нравится думать, что игра пытается показать людей, а тоталитаризм идет как фон. Его легко можно заменить на постапокалипсис, древний мир или любые другие условия, а люди останутся такими же. Поэтому за запредельный уровень гротеска Beholder 2 мне больше напоминает «Южный Парк», чем классические антиутопии, вроде «Мы» Замятина или «1984» Оруэлла.

Стоит понимать, что Beholder 2 — это инди-проект, но сделан он с душой. Можно встретить баги, а решения квестов бывают иногда слишком не очевидными или, наоборот, слишком простыми. Но все недостатки перекрываются общей атмосферой игры и любовью к деталям. Оценить это можно даже по названиям ачивок или системным требованиям игры в Steam. После этого не должно остаться вопросов.

Министерство обзоров: Beholder 2 или учимся писать доносы

Как мне кажется, игре незаслуженно мало уделили внимания в медиа. Beholder 2 в Steam стоит 360 ₽, хотя игра выглядит намного дороже. Игра понравится любителям квестов, «Южного парка» и абсурдного юмора.

11 показ
3.7K3.7K открытий
33 комментария

вы пытаетесь остаться человеком или плюете на все и идете по головам

DTF in a nutshell.

Ответить

Забыли упомянуть, что гринд быстро начинает доставать, и ко второму этажу превращается в откровенную мучение и затягивание игры, плюс часто не очевидные решения и сюжетные тупики. И да отсылка скорее не к СССР, а к северной корее, если вчитываться в лор, при этом многие карикатурные образы свойственны как раз не социалистической системе, а капиталистической (та же эвтаназия в 85 и сильное социальное неравествно).

Ответить

Гринд там нужен, если у тебя плохо получается с квестами. На третьем этаже я садился за пульт только один раз на обучении и все.

Ответить

Капиталистической? Да у нас коммуняка в треде!

Ответить

Да уж, с монотонной рутиной авторы явно переборщили. Настолько пресытился ею на среднем этаже, что на последнем в какой-то момент плюнул и забросил игру. Судя по сегодняшнему патчу, баланс малость поправили, чтобы не вынуждать игрока корячится сверхмеры ради трудовой копеечки:

Увеличило размер некоторых скидок на счета после изучения книг; Увеличило награду за выполнение квестов “Заметая следы”, “Охота на людей”, “Карл Ноль”, “Полезное воздействие”, “Эпидемия”, “Ошибки прошлого”

Но желание играть у меня уже пропало.

Ответить

"эвтаназию для граждан 85 лет" у них граждане доживают до 85-ти?

дайте мне в этом государстве политического убежища!

Ответить

Молодой человек, вы родились не в то время и не в том месте...

Ответить