Игры Артемий Леонов
9 807

Игра года, 7 место — Frostpunk

Градостроительный симулятор со смыслом.

В закладки
Аудио

Вероятно, вдохновившись успехом This War of Mine, разработчики из 11 bit studios решили исследовать тему принятия непростых решений ради выживания. В градостроительном симуляторе Frostpunk эту тему вывели на новый, более масштабный уровень: теперь игрока заставляют чувствовать ответственность за судьбы десятков и даже сотен людей.

Градостроительные симуляторы редко заходят на территорию сложных моральных дилемм — обычно такие игры делают ставку на медитативный игровой процесс и свободу самовыражения для игрока. Они бывают сложными — и тогда превращаются в своего рода головоломки. В них могут встречаться элементы ролевой игры, но обычно их туда добавляют ради веселья и всё той же свободы самовыражения — как в Tropico.

Идея сделать из градостроительной стратегии иллюстрацию к тезису «отчаянные времена требуют отчаянных мер» и заставить игрока постоянно мучиться угрызениями совести из-за его жестоких, но необходимых для выживания общества поступков, может быть, и лежала на поверхности, но именно 11 bit studios удалось реализовать её на высшем уровне.

Группа поселенцев пытается выжить в замерзающем мире, а вы принимаете неприятные решения о каннибализме и детском труде — всё это звучало очень привлекательно даже на уровне концепции. А в сочетании с прекрасной визуальной составляющей со скриншотов и из трейлеров, от которых просто-таки веяло холодом, безысходностью и угрызениями совести, всё это производило потрясающий эффект. Такая игра, пожалуй, не могла «не получиться» — разве что разочаровать в каких-то конкретных аспектах.

В результате Frostpunk, судя по всему, вызвала разочарование у большего числа игроков, чем можно было бы предположить. Только вот практически на все популярные претензии к игре при желании можно с лёгкостью ответить — так задумали авторы.

Из-за масштаба происходящего жители поселения постепенно перестают восприниматься игроком как реальные люди, и превращаются в цифры статистики. В случае с «моральными дилеммами» художественное описание вариантов действий в какой-то момент становится лишь ничего не значащим текстом, и ты перестаёшь сопереживать своим подопечным. Разработчики не справились с поставленной задачей? Может быть.

А может быть, авторы так и задумали — вы постепенно превращаетесь в бездушную машину, нацеленную исключительно на эффективность, и проникаетесь безразличием к отдельным людским судьбам.

Игра конечна — по крайней мере, она была таковой до добавления режима «песочницы», — и абсолютно не реиграбельна. События происходят в определённой последовательности, вне зависимости от ваших действий, а оба стиля прохождения — через религию и через полицейское государство, — ощущаются одинаково.

Казалось бы, это критические недостатки для градостроительного симулятора — но и от этих претензий можно с лёгкостью откреститься. Главное во Frostpunk — история и эмоции, а градостроительный симулятор вокруг неё был нужен лишь ради того, чтобы дать игрокам глубже её прочувствовать. Если исходить из этого, игру скорее стоит сравнивать с той же This War of Mine, чем с собратьями по жанру. Это не набор механик, призванный развлекать игроков сотни часов, а цельное художественное высказывание.

Frostpunk упорно пытается вызвать у игрока чувство вины. Тут всегда нужно выбирать меньшее из двух зол, оба варианта развития ведут к мрачному тоталитаризму, а в финале разработчики почти наверняка постыдят вас и спросят, стоило ли оно того. Авторы будто бы играют нечестно, ставя игрока в условия, в которых ему приходится принимать жёсткие решения, а потом пытаются внушить ему, что он — плохой человек.

С другой стороны, способ оставить совесть чистой в игре есть всегда, — просто нужно постараться. Получается, мораль Frostpunk можно свести к такому тезису: «отчаянные времена требуют отчаянных мер, но при должном уровне квалификации их можно избежать». Так что разработчики хоть и подталкивают игрока к аморальным решениям, но всё же играют с ним честно.

Frostpunk можно долго критиковать, спорить о её ценности для жанра, но одно можно сказать с уверенностью. Это яркое художественное высказывание о границах нравственности, которое использует классические игровые механики в качестве выразительных средств. Это градостроительный симулятор со смыслом и идеей — и он заслужил своё место в истории.

#frostpunk #итоги2018

{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0442\u043e\u0433\u04382018","frostpunk"], "comments": 69, "likes": 157, "favorites": 58, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 35197, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 31 Dec 2018 12:43:18 +0300" }
{ "id": 35197, "author_id": 3792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/35197\/get","add":"\/comments\/35197\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/35197"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953 }

69 комментариев 69 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Прошел 1 раз с первого раза, и даже не вспотел. Реиграбельность - ноль. Проблема игры в низкой сложности. Мне не приходилось заставлять детей добывать уголь, есть мертвецов и оставлять калек умирать, у меня не возникло проблем с ресурсами, когда в дикий мороз просто нечем топить генератор. Путь порядка легко вывозит игру в финал. Тут говорят о противоречивости принятых решений, но с моей точки зрения путь, по которому я прошел игру, абсолютно логичен. Люди недовольны жесткими порядками? В условиях выживания это единственная верная стратегия. Единоначалие, дисциплина и послушание, как в армии. Страдания по демократии оставьте на более благополучные времена. В этом главный минус игры, который уравновешивает нереально крутой сеттинг, арты и в целом идею. Вот и получается, с одной стороны в игре есть все для создания атмосферы безысходности и трагедии, а с другой легкость прохождения и хэппи энд убивает только-только зарождающуюся атмосферу. В итоге 6/10, не больше
В конце игры разработчики еще спрашивать меня будут, стоит ли тоталитаризм выживания? Они там вообще адекватные? Выживание и тоталитаризм против смерти от демократии? Это просто возмутительный упрек.

Ответить
1

Ты просто не либерал - поэтому тебе не понять, на какие огромные жертвы ты пошел ради победы :) На самом деле хэппи-энда не было, с точки зрения этих самых либеральных ценностей...

Ответить
1

Хэппи энд, я имел ввиду - потепление. Не должно в таких играх быть счастливого конца, максимум открытая концовка. Они должны оставлять тебя опустошенным, чтобы ты просто втыкал в титры глядя в одну точку.
Что касается либеральных ценностей, я надеялся что поляки пока еще остаются оплотом здравого смысла в игропроме, но походу и они скатились)

Ответить
79

Простите

Ответить
3

Блин я хотел это сделать...

Ответить
35

Иронично, но мне в итоге Frostpunk как градостроительный симулятор больше зашёл – постоянный челлендж держал в тонусе на протяжении всех игровых дней, что для жанра довольно редко.
А вот моральная сторона игры потеряла меня почти сразу же – странные законы и реакции жителей на них (человечество вымирает, а они ноют о качестве еды), неотменяемость законов, уже отмеченное невосприятие толпы, из-за чего сопереживания нет ни к кому.
TWOM был в этом плане в несколько раз сильнее, на мой взгляд.

Ответить
27

Мне вот Frostpunk как игра не очень в итоге зашла. Где то к середине компании нащупал оптимальную стратегию, в итоге народ без проблем выживал, на тяжелых производствах работали автоматоны, а в особо жестоких законах не было нужды. Как максимум тюрьмы и служба новостей. При этом в финальных титрах игра изошлась на такое унылое морализаторство, мол а стоило ли оно того? Конечно, блин, стоило.

В общем главное разочарование для меня было в том, что я не переступил никакую черту и игра не создавала особой необходимости делать что то немыслимое. В около-финальных законах особого игрового смысла совсем нет. Но при этом у игры хватает претенциозности читать мне какую-то дежурную и неглубокую мораль.

Ответить
3

В игре получается, что если выбрать любую из двух "стиля прохождения — через религию и через полицейское государство", то игра считает, что мы проигрываем, так как в любом из вариантов мы выбираем крайне правую политику и промываем людям мозги.

Но меня больше выбесило, почему на шахтах и заводах нельзя сделать 3 смены, чтобы они работали круглосуточно. Вот уголь, его на ночь не хватит и к утру все сдохнут. Но нет, 18.00 —рабочий день всё, все отдыхать, даже те, кто не работал.

Ответить
2

гыгык, мне сказало что я норм )))

Ответить
0

аналогично нащупал оптимальную стратегию и дальше играть было уже легко.
нужно было начинать с более высокой сложности.

но игра мне очень зашла. В ней все круто и графика, и атмосфера, и гп

Ответить
0

у игры хватает претенциозности читать мне какую-то дежурную и неглубокую мораль.

Посмотрел пару стримов, и в итоге не стал покупать и играть именно из-за этого. Такие ходы от разработчиков - это невероятно тоскливо

Ответить
–1

Фростпанк в списке игр года, ещё и на седьмом месте. Этот топ просран.

Ответить
35

Комон, наконец-то нормальная стратегия вышла с какими-то новыми механиками. Я наоборот рад что не задвигают на задний план такие проекты, хотя наверняка соблазн был.

Ответить
16

Комон, это не стратегия. Это самое настоящее кинцо от мира стратегий.
А так игра норм, да.

Ответить
3

Это точно не кинцо, это скорее головоломка

Ответить
1

Ну в целом скорее ты прав, да.
Это как тронбрейкер тоже скорее не карточная игра, а головоломки с сюжетом.

Ответить
0

Эээ, это квест.

Ответить
2

Ты не шаришь

Ответить
–7

Фростпанк, АС. Да нас тут троллят просто. На 1 месте будет Fallout 76, скринте.

Ответить
0

Даже это будет лучше, чем расхайпанный симулятор всадника.

Фол76 хоть и вправду игра-событие. Окупившийся в десятки раз плевок в лицо игрокам. Настолько круто даже Биовары не зажигали. Теперь вообще непонятно зачем игры делать, если и такое покурают как горячие пирожки.

Ответить
6

Игра отличная, но вот прям аморальных выборов там нет.

Ответить
3

Самый аморальный, на котором базировался весь маркетинг - это детский труд. Но и то, опция весьма бесполезная, т.к. лучше детям шелтеры строить.

Ответить
5

Лондон образца ~1900 года. Жалобы на детский труд и жуткий 10 часовой рабочий день))) Игра заслуживает 7е место, как лучшая комедия, минимум!

Ответить
3

Так вот и я о чем, они просто в детстве бутылки не бегали сдавать в -30, чтобы купить мороженку :D

PS: А у меня дети работали. Ибо нехер!

Ответить
2

Кто же тогда будет добывать уран?

Ответить
1

Заставить детишек собирать помидорки в теплицах или позволить им умереть от голода.
Выбор очень конечно трудный!

Ответить
5

Очень странно, что, в игре времен викторианской англии, кто-то возмущается насчет детского труда

Ответить
6

Сэр, как вы попали в наше время? Сейчас можно возмущаться по поводу отсутствия чернокожих в средневековой Чехии!

Ответить
0

вообще-то там захолустье средневековой Чехии

Ответить
5

После фростпанка в топе обязан быть RimWorld.

Ответить
–1

RimWorld 2016 года

Ответить
3

Early access

Ответить
–2

Посмотрел в стиме: действительно в октябре текущего года вышла. А ощущение будто ещё в 17ом во всю играли.

Ответить
0

Что впрочем не отменяет того, что релиз Rimworld уже был без помпы, и мало кто про него в этом году уже вспоминал.

Ответить
0

А ещё CrossCode и DeadCells, ага.

Ответить
0

Ну, не после, а примерно на 10 позиций выше если уж так. Допустим Фростпанк месте на 17, а RW на 7.

Ответить
–2

Хмм, а топ то вполне адекватный. Еще бы первое место ушло не гову и рдр2, то вообще идеально было бы.

Ответить
8

А кому тогда?

Ответить
0

Пусть удивят меня

Ответить
8

Да кому ты нужен, прямо топ под твои интересы создавать должны, да?

Ответить
6

Boobs Saga достаточно необычна?)

Ответить
0

Кгхм, все таки игра должна быть хотя бы не плохой :D

Ответить
0

Видимо Спайди.

Ответить
0

Объективно, это лучшие игры года и нехуй тут что-то еще выдумывать.

Ответить
5

Данная статья заставила (в хорошем смысле слова) меня установить и попробовать данную стратегию! Спасибо!

Ответить
5

Купил на старте эту игру и ни разу не пожалел. Прекрасная и атмосферная игра.

Ответить
2

Одна из самых скучных игр года.
This war of mine лучше в разы

Ответить
0

похоже что в топе не будет Человека Паука

Ответить
18

Серьезно? После того как все админы его несколько месяцев чуть ли не до небес превозносили?

Ответить
2

ладно я даун

Ответить
0

Он будет, просто выше

Ответить
2

Хахах, люблю фростпанк, правда у меня с ним конфуз вышел. Я прям очень ждал игру, очень хотелось построить суровое брутальное ницшеанское общество, чтоб сука гвозди из людей можно было делать. А в итоге как то всё пошло наперекосяк :D. Оказалось что нормального администрирования вполне хватило. Дети работали на лёгких работах, потому что нефиг. Шахту построил только когда автоматоны появились, потому что зачееем, есть же дренирование, можно выработку нормально отопить и никого к херам не завалит. К тому же тягать уголь могут и дети (кекеке, это считается за лёгкую работу). Когда пришли первые беженцы, стало ясно что сейчас этого счастья придёт ещё вагон, поэтому стал строить дома заранее. После первого похолодания стало ясно, что надо по хорошему иметь запас тепла на пару ступеней и угля на несколько дней из расчёта на перегрев. Протезирование ввёл, ну а чё, чтобы все были при деле. Ну и в итоге мне сказали что я в общем то норм и черту не пересек )))). Ну и в общем как-то не вышло у меня ницшеанского общества :D

Ответить
0

чую, Pathfinder Kingmaker вообще отмечать не планируют(( а жаль, игра уже поправила почти все баги и очень достойная и интересная. Для ру-разработчиков так совсем 10 из 10

Ответить
3

А для Зимбабве 12 из 10?

Ответить

Комментарий удален

1

Может тогда Two Point Hospital будет на 6-м?
Очень люблю градостройки, но Frostpunk как-то мимо, реально походит на квест больше.

Ответить
0

Согласен с оратором выше, упомянутая им игра действительно стоит упоминания.

Ответить
0

Two Point Hospital

Неудачный римейк. То есть могло быть и хуже, но почему в него так скучно играть?
В оригиал было весело а тут...

Ответить
0

Вангую:
1-е место Fallout 76
2-е Battlefield V

Ответить
0

3-е место Agony
4-е место Quiet Man

Ну а почему бы и нет?

Ответить
0

Скучная игра

Ответить
0

Я думал её не укомплектуют в топ. Неожиданно

Ответить
0

Сос мыслом

Ответить
0

Может и не самая лучшая игра, но очень красивая.

Ответить
0

Люблю RTS. Жду на консоли. Обещали, ведь.

Ответить

Комментарий удален

0

Огласите пожалуйста весь список...
А то НГ на носу а топ не закончен(

Ответить
0

«отчаянные времена требуют отчаянных мер, но при должном уровне квалификации их можно *минимизировать»

Ответить
0

Каждый раз удивлённо смотрю на недовольных, они как бы и рады делать бесчеловечные решения и даже знают чем их оправдать, но всё равно упорно отрицают что они так могут и вообще разработчики козлы, не похвалили меня! Интересный феномен, скажу я вам.

Ответить
0

Из-за масштаба происходящего жители поселения постепенно перестают восприниматься игроком как реальные люди, и превращаются в цифры статистики.

Ключевое слово тут "постепенно". Подразумевая, что в начале то мы знаем каждого поселенца в лицо и по именам и какой пудинг на завтрак он предпочитает. Как родные они нам. Может даже любимые. А уж потом наши реальные люди превращаются в цифры.
Но это ведь не так от начала до конца. Ничего подобного не происходит. Именно поэтому главная концепция игры не работает. Поэтому говно.

одно можно сказать с уверенностью. Это яркое художественное высказывание о границах нравственности

Нет. Даже близко нет.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления