Игра года, 7 место — Frostpunk

Градостроительный симулятор со смыслом.

Игра года, 7 место — Frostpunk

Вероятно, вдохновившись успехом This War of Mine, разработчики из 11 bit studios решили исследовать тему принятия непростых решений ради выживания. В градостроительном симуляторе Frostpunk эту тему вывели на новый, более масштабный уровень: теперь игрока заставляют чувствовать ответственность за судьбы десятков и даже сотен людей.

Градостроительные симуляторы редко заходят на территорию сложных моральных дилемм — обычно такие игры делают ставку на медитативный игровой процесс и свободу самовыражения для игрока. Они бывают сложными — и тогда превращаются в своего рода головоломки. В них могут встречаться элементы ролевой игры, но обычно их туда добавляют ради веселья и всё той же свободы самовыражения — как в Tropico.

Игра года, 7 место — Frostpunk

Идея сделать из градостроительной стратегии иллюстрацию к тезису «отчаянные времена требуют отчаянных мер» и заставить игрока постоянно мучиться угрызениями совести из-за его жестоких, но необходимых для выживания общества поступков, может быть, и лежала на поверхности, но именно 11 bit studios удалось реализовать её на высшем уровне.

Группа поселенцев пытается выжить в замерзающем мире, а вы принимаете неприятные решения о каннибализме и детском труде — всё это звучало очень привлекательно даже на уровне концепции. А в сочетании с прекрасной визуальной составляющей со скриншотов и из трейлеров, от которых просто-таки веяло холодом, безысходностью и угрызениями совести, всё это производило потрясающий эффект. Такая игра, пожалуй, не могла «не получиться» — разве что разочаровать в каких-то конкретных аспектах.

Игра года, 7 место — Frostpunk

В результате Frostpunk, судя по всему, вызвала разочарование у большего числа игроков, чем можно было бы предположить. Только вот практически на все популярные претензии к игре при желании можно с лёгкостью ответить — так задумали авторы.

Из-за масштаба происходящего жители поселения постепенно перестают восприниматься игроком как реальные люди, и превращаются в цифры статистики. В случае с «моральными дилеммами» художественное описание вариантов действий в какой-то момент становится лишь ничего не значащим текстом, и ты перестаёшь сопереживать своим подопечным. Разработчики не справились с поставленной задачей? Может быть.

А может быть, авторы так и задумали — вы постепенно превращаетесь в бездушную машину, нацеленную исключительно на эффективность, и проникаетесь безразличием к отдельным людским судьбам.

Игра года, 7 место — Frostpunk

Игра конечна — по крайней мере, она была таковой до добавления режима «песочницы», — и абсолютно не реиграбельна. События происходят в определённой последовательности, вне зависимости от ваших действий, а оба стиля прохождения — через религию и через полицейское государство, — ощущаются одинаково.

Казалось бы, это критические недостатки для градостроительного симулятора — но и от этих претензий можно с лёгкостью откреститься. Главное во Frostpunk — история и эмоции, а градостроительный симулятор вокруг неё был нужен лишь ради того, чтобы дать игрокам глубже её прочувствовать. Если исходить из этого, игру скорее стоит сравнивать с той же This War of Mine, чем с собратьями по жанру. Это не набор механик, призванный развлекать игроков сотни часов, а цельное художественное высказывание.

Игра года, 7 место — Frostpunk

Frostpunk упорно пытается вызвать у игрока чувство вины. Тут всегда нужно выбирать меньшее из двух зол, оба варианта развития ведут к мрачному тоталитаризму, а в финале разработчики почти наверняка постыдят вас и спросят, стоило ли оно того. Авторы будто бы играют нечестно, ставя игрока в условия, в которых ему приходится принимать жёсткие решения, а потом пытаются внушить ему, что он — плохой человек.

С другой стороны, способ оставить совесть чистой в игре есть всегда, — просто нужно постараться. Получается, мораль Frostpunk можно свести к такому тезису: «отчаянные времена требуют отчаянных мер, но при должном уровне квалификации их можно избежать». Так что разработчики хоть и подталкивают игрока к аморальным решениям, но всё же играют с ним честно.

Игра года, 7 место — Frostpunk

Frostpunk можно долго критиковать, спорить о её ценности для жанра, но одно можно сказать с уверенностью. Это яркое художественное высказывание о границах нравственности, которое использует классические игровые механики в качестве выразительных средств. Это градостроительный симулятор со смыслом и идеей — и он заслужил своё место в истории.

167167
69 комментариев

Комментарий недоступен

25
Ответить

Комон, наконец-то нормальная стратегия вышла с какими-то новыми механиками. Я наоборот рад что не задвигают на задний план такие проекты, хотя наверняка соблазн был.

37
Ответить

Фростпанк, АС. Да нас тут троллят просто. На 1 месте будет Fallout 76, скринте.

3
Ответить

Ты не шаришь

2
Ответить

Хмм, а топ то вполне адекватный. Еще бы первое место ушло не гову и рдр2, то вообще идеально было бы.

10
Ответить

А кому тогда?

8
Ответить

Объективно, это лучшие игры года и нехуй тут что-то еще выдумывать.

Ответить