Стал Богоподобным на 100 часов — моё путешествие по Живым Землям в «Avowed»

«Avowed» — моя вторая игра в жанре RPG, поэтому мнение будет незамыленным, ведь сравнивать мне особо не с чем. После невероятного и очень запоминающегося прохождения «Fallout: New Vegas» в прошлом году новая игра Obsidian чувствуется далеко не такой амбициозной и глубокой, но по итогу мне понравилось.

Обложка
Обложка

Краткая предыстория

Честно говоря, если бы не обстоятельства, я бы пропустил релиз мимо себя, так как узнал о существовании игры только из-за предзаказа и ошибки Microsoft, которые дали возможность предзаказать игру на РФ-аккаунт, чем я поспешил воспользоваться. Имя Obsidian Entertainment с прошлого года для меня не пустой звук, так как эта студия одарила меня двумя шедеврами — Fallout: New Vegas и Grounded (лонг всё ещё пишется!). Это две невероятные игры, которые продали мне Абобу безо всяких трейлеров (продал, конечно, ещё и региональный прайс в 30$, потому что за 70$ я бы её никогда в жизни не купил). По итогу этой прекрасной случайности я купил игру, дождался февраля и пустился изучать Живые земли.

Первое впечатление от игры мне испортили системные требования и (скорее всего) техническое состояние продукта на релизе. Моему ноутбуку шёл уже шестой год и со своей GeForce GTX 1650 ему было ну очень тяжело выдать мне хотя бы 30 играбельных фпс с графикой, состоящей не из расщеплённых от DLSS пикселей размером 0.1x0.1 см. А пока я пересаживался на GeForce RTX 4060, игру пропатчили и с тех пор моё прохождение было безоблачным и свободным, никаких вылетов, никаких ошибок и серьёзных багов (их и до этого не было, но я видел что люди жаловались).

на GeForce GTX 1650
на GeForce GTX 1650
на GeForce RTX 4060
на GeForce RTX 4060

Так я успел промучиться первые 10 часов, но меня так затянуло что я готов был играть в неё даже на 25 фпс со средне-низкими настройками. К счастью, дальше страдать глазам не пришлось. Ситуацию обозначил, теперь к основным тейкам.

Графика / UE5

Первое что встречает в любой игре — графика. Не так много я успел игр повидать на Unreal Engine 5, поэтому для меня Абоба стала наглядным примером как выглядит типичный опенворлд-проект на этом движке. И выглядит он... приятно. В меру пластмассовая, пластилиновая графика, не слишком реалистичная, но и не карикатурная (наверное если бы это была уже моя десятая игра по счёту с таким стилем, я бы устал смотреть на это).

Стал Богоподобным на 100 часов — моё путешествие по Живым Землям в «Avowed»

Картинка наполнена красками за счёт местной фэнтезийной растительности, самого Бича грёз (который имеет радужную дымку) и специфики каждой локации (например, яркий грязно-оранжевый вулкан и лава в Бивнях или пурпурный Фиор-мес-Иверно). Читал, что многим не нравятся такие цветастые игры, но я вот поиграл в The Outer Worlds пару часиков и там от контрастности и насыщенности у меня начала кружиться голова на второй час игры, а здесь будто всё под каким-то смягчающим фильтром, который не даёт даже самым пёстрым пейзажам бить по глазам. У каждой локации своя атмосфера, своя цветовая палитра и преподнесено это качественно, но больше всего мне понравились Изумрудные Ступени, эта локация самая красивая для меня, бегать по ней и любоваться было одно удовольствие.

как же мне нравится смотреть на эти поля
как же мне нравится смотреть на эти поля
поужинали бы здесь?
поужинали бы здесь?
закаты тут просто отменные
закаты тут просто отменные

Дизайн персонажей. Не фанат создания откровенно уродливых персов, поэтому всю мощь редактора не тестировал. Скрафтил себе просто великолепного Богоподобного и назвался Кармэль. Всю игру в диалогах любовался на него и делал скриншоты, эта коряга на всё лицо, эти салатово-хвойные пряди, эти узорчатые еле заметные шрамы в области рта, рога... 10/10 мужик получился. Ближе к эндгейму ещё и какую-то пижонскую цветастую броню накопал и вообще был самым главным в этих ваших Землях. Так что тут я полностью был удовлетворён представленными возможностями.

Кармэль собственной персоной
Кармэль собственной персоной
дизайнить волосы было самое залипательное
дизайнить волосы было самое залипательное

Что до всех остальных — практически все персонажи это откровенные нормисы, над их дизайном судя по всему запаривались не сильно. Все люди, как и все паргуны или другие группы созданий очень похожи друг на друга в рамках расы и вспомнить кого-то конкретного если ты видел его меньше пары раз не получится. Главные персонажи более менее узнаваемые, но весь этот абзац скорее всего просто повод кинуть камень в сторону этой игры.

не знаю что вставить, пусть будет Яцли, она зайка с перчинкой
не знаю что вставить, пусть будет Яцли, она зайка с перчинкой
но делемганы это просто произведение искусства, один из любимейших видов существ на всех живых землях
но делемганы это просто произведение искусства, один из любимейших видов существ на всех живых землях

Враги и монстры задизайнены неплохо, но без эмоций встречаешь их на своём экране, почти ничего не внушает откровенный ужас или трепет, всё довольно обычное и забываемое, вот тут наверное очевидный промах. Больше всего мне понравились воздушные духи, делемганы и лейтгейм-стражи, на них хотя бы смотреть приятно и выглядят они вполне эффектно. Ну и некоторые мини-боссы крутые, но перечислять не буду. А все эти ползуны, жуки, эйдосы, отродья грёз и прости господи ксаурипы уже к концу игры так надоели что просто по энерции сражаешься с ними чтоб под ногами не мешались, визуального восторга или хотя бы интереса от их дизайна я почти не испытывал.

тут блин даже пауки не особо страшные, а я к паукам на вытянутую руку
тут блин даже пауки не особо страшные, а я к паукам на вытянутую руку
но я поржал с всбесившихся пламбобов из sims
но я поржал с всбесившихся пламбобов из sims

Сюжет / Лор

Действие Avowed разворачивается в мире Эоры из серии игр «Pillars of Eternity» и, поскольку игра позиционируется как дружелюбная к новым для вселенной Столпов Вечности игрокам, здесь за лор поясняют прямо в диалогах. Я один из таких людей, кому захотелось поиграть в Абобу, но я понятия не имею о чём были Пилларсы, так как просто ещё в них не играл. И идея подсвечивать слова, к которым есть справка, выпадающая на отдельную кнопку, на мой взгляд крайне полезная именно в данном контексте. Да, ты приходишь в игру и тебя сразу начинают засыпать терминами и нужно некоторое время, чтобы начать понимать что вообще происходит, но со временем подсказки не исчезают и ты в любой момент можешь убедиться что речь именно о том, что ты помнишь ещё с прошлых диалогов. Очень удобно, особенно если играешь с перерывами (как я) и давно забыл кто такая Воедика или что такое Эотас.

пример (слова подсвечиваются всегда когда упоминаются, а не один раз и всё)
пример (слова подсвечиваются всегда когда упоминаются, а не один раз и всё)

Сюжет Avowed крутится вокруг эмиссара (посланника) из государства Аэдир, которого послали в Живые Земли, чтобы "докопаться до истины" касаемо стремительно распространяющейся местной чумы, названной Бич Грёз. Но мы не просто посланник, мы Богоподобный и о деталях своей природы всё больше и больше узнаём по ходу выполнения своей миссии и странствования по землям.

После кораблекрушения на рассветном берегу (начало игры) и нахождения первого столпа адры (местного минерального образования с внутренней силой) с нами как с главным героем эпизодически начинает связываться неизвестная сущность и говорить размыто, загадками и метафорами. И так будет всю игру, причём прямо посреди диалогов с другими нсп или вовсе во время игры, когда ты, например, подступаешь к какому-то врагу или проходишь определённые объекты. Итого у нас уже две миссии — расследовать происхождение Бича грёз и выяснить чей голос постоянно проникает в наше голову и зачем.

бу! испугался? не бойся, подойди поближе
бу! испугался? не бойся, подойди поближе

И... честно, хоть сюжет игры меня и затянул, но я так и не смог до конца поверить в происходящее, не смог качественно вжиться и прожить в этом мире. Я шел по сюжету и мне было интересно что будет дальше и чем всё закончится, но сейчас я вспоминаю про игру как про нарративное произведение и мне не интересно её пересказывать. У истории просто нет глубины, всё развивается слишком быстро и ощущения надвигающейся угрозы нет, как нет и саспенса или напряжения, только лишь моментами когда нужно принять реально важное решение.

Стал Богоподобным на 100 часов — моё путешествие по Живым Землям в «Avowed»

Развязка на мой взгляд хоть и наращивала амбиции по ходу игры, в конце вроде оправдала ожидания, а вроде и хотелось чего-то большего. Смешанное послевкусие оставил финал у меня.

Мир / Квесты

Основной сюжет довольно короткий, если бежать только по ветке мэйн-квеста, но есть ведь сайд-квесты. Их много и у них чёткие категории: подай-принеси, переговоры, охотник за головами, искатель сокровищ и квесты напарников (их не так много). Квесты вполне обычные, запоминаются лишь самые масштабные, как например с огромной статуей бога в пещере. Хантить больших чудищ и просто мешающих жить маргиналов за денежку и лут сначала весело, но потом привыкаешь и просто без энтузиазма фармишь голду с контрактов. У напарников квесты направлены на раскрытие их предыстории и если ты успел к ним привязаться, то квесты сработают в плюс. И сокровища интересно искать, но это следующий абзац.

Стал Богоподобным на 100 часов — моё путешествие по Живым Землям в «Avowed»

Изучать мир просто одно удовольствие, на мой взгляд это самая сильная сторона игры, именно это меня и затянуло в первые часы игры на старом ноутбуке с паршивой графикой и неиграбельным фпс. Я очень люблю залезть в каждую дырку, посмотреть под каждым камнем и забраться на каждую крышу и гору — Абоба это охотно поощряет. Огромное количество скрытых нычек, неочевидных проходов и паркур-маршрутов, которые просто не можешь остановиться открывать, выискивать, покорять. Тот же клад, ты нашёл/купил карту и на ней лишь зарисовка места где он спрятан и... чёрт, оббегаю всю карту, но найду тот ракурс, то место, тот ориентир и заберу всё найденное себе. Спасибо что здесь ещё нет ложных стен как в соулсах, только честный и дотошный эксплоринг.

люблю секретики
люблю секретики

Всё, что касается мира Avowed как гейм- и левел-дизайнерской и работы — 10/10. Это интересно, это увлекательно, это весело. Но всё, что касается мира Avowed как реально существующего живого пространства... я путешествовал по обычным декорациям, в которых жизни почти нет. В окружении чувствуется какая-то бездушность и пустота и всё из-за отсутствия быта и полностью запечённых нпс, у которых один смысл существования - подождать пока ты нажмёшь на "E".

не знаю чё в ставить. ту, в русской локализации есть какие-то бранные слова
не знаю чё в ставить. ту, в русской локализации есть какие-то бранные слова

Уверен есть исключения, которых мне не вспомнить, но мне просто было всё равно на всех вокруг и на мир в целом. Я в него просто не поверил. Отсутствует очень важная деталь, которая могла бы убедительно погрузить игрока в мир и заставить переживать всё от первого лица, а не от лица наблюдателя. Когда я проходил New Vegas, я ощущал настроение каждой фракции, переживал в той или иной степени за каждый населённый пункт и думал о них, потому что я в них верил, я видел что там идёт жизнь и что я уйду, а Забей-Пит из Гудспрингса сейчас ещё немного посидит на лавочке и пойдёт спать. В Avowed все приколочены к местам своего обитания и это хоть и удобно с точки зрения, например, продовольственной (все торговцы на местах и торгуют 24/7), но выглядит это очень искусственно.

по пивку
по пивку

Особенно когда ты начинаешь понимать, что ты можешь ударить только то, что ударяется. И я не про чашки-ложки на столах, любители иммерсивности, а про ОБЫЧНЫХ НПС. Я против жестокости и стараюсь идти по пути скучнейшего гудгая в каждой игре, но как же ломает погружение осознание, что всё вокруг заскриптовано и ты не можешь даже кинув гранату под ноги очередному засранцу отнять у него хоть 1 хп и вызвать хоть малейшую реакцию. Он как стоит там в пустыне, так и будет стоять до скончания времён, без еды и воды. Нет, это возмутительно. Я помню, как в Нью-Вегасе боялся лишний раз мискликнуть чтобы не ударить кого-то и не заруинить целую ветку квестов или собственную карму, здесь об этом можно не беспокоиться, но для себя я понял, что выбираю первое.

пластмассовый мир победил
пластмассовый мир победил

Мир искусственный, в него не веришь, ему не сострадаешь, не сопереживаешь — ему не веришь. Печально.

Напарники / Лагерь

Вот где и есть жизнь в Avowed — это в лагере, особенно когда напарников больше одного и они начинают общаться друг с другом. Порой мог просто сидеть в лагере и, пока ужинаю, слушать как Яцли флиртует с Мариусом или как Джиатта пытается убедить Кая в действенности анимантии. Лагерь это то место, где я действительно чувствовал некую душевность, жизнь, даже несмотря на то, что все напарники стоят строго на своих местах.

Стал Богоподобным на 100 часов — моё путешествие по Живым Землям в «Avowed»
Стал Богоподобным на 100 часов — моё путешествие по Живым Землям в «Avowed»
Стал Богоподобным на 100 часов — моё путешествие по Живым Землям в «Avowed»

Подбор напарников, к слову, считаю удачным. Брутальный Кай, матёрый Мариус, амбициозная Джиатта и кокетливая Яцли. Между каждым из них есть своя химия и это заметно, когда берёшь определённую парочку персонажей с собой и проходишь различные диалоги, или же просто подслушиваешь о чём они между собой шепчутся в лагере, кто на кого катит бочку, а кто в чём пытается кого-то убедить. Не соскучишься с ними и это точно плюс.

вот они мои роднульки, слева направо
вот они мои роднульки, слева направо

Здесь можно затронуть и тему повестки, потому что я ничего не знал об игре кроме того, что она очень повесточная (причём от здешних комментаторов). В итоге я прошёл игру ОТ И ДО и так и не нашёл никакой повестки. Ну есть здесь момент с Каем, но он ведь даже не произносит ничего конкретного и не пропагандирует, а лишь из-под полы делится своим секретом, потому что это связано с событием, которое долгие годы удерживает его от эмоциональной и возможно даже физической свободы. Нам не кидают это в лицо, это наш выбор узнать об этом и всё. Про местоимения я вообще молчу, потому что либо я не внимательный, либо игра полностью нормисная.

это считается за повестку?
это считается за повестку?
а хотя нет, смотрите, он пытался меня поцеловать!!! (шучу, это я пытался, почти получилось)
а хотя нет, смотрите, он пытался меня поцеловать!!! (шучу, это я пытался, почти получилось)

Возвращаясь к лагерю, первый раз встречаю подобную систему (не кидайтесь камнями, я реально мало игр успел повидать к этому моменту). Ближайшее к этому для меня хаб в дарк соулс 3, но всё же это несколько иное. Здесь можно и шмот улучшить, и зачаровать его, и еду приготовить и даже тотемы разместить, которые тебя бафают. Многофункциональная штука, удобная.

культуры много не бывает
культуры много не бывает

Оружие / Боевая система

Ещё одна сильная сторона Avowed. Я всегда играю милишкой и исполняю роль танка, мне нравится быть в гуще событий, сражаться лицом к лицу, наносить криты, станить, контрить и прочее. И, начиная играть в Абобу, я очень хотел поэкспериментировать с классом и в кой-то веки выбрать мага, потому что игра именно что располагает к этому, она просто создана для того, чтобы экран пестрил от обилия заклинаний, всё вокруг свистело и пердело, потому что у тебя в руках гримуар стихий и вкаченный класс волшебника на максимум.

в итоге я нашёл охрененный меч и так и не выпустил его ни разу из рук за всю игру
в итоге я нашёл охрененный меч и так и не выпустил его ни разу из рук за всю игру

Но, я не изменил себе и после первого же выбитого огненного меча понял, что я буду проходить игру по старинке и начищать всем табло вручную. И, я остался очень доволен. Здешняя боевая система мне ещё нигде не встречалась и она совсем не душная. При одной только мысли о боёвке из KKD2 (простите заранее) меня бросает в дрожь, а здесь всё понятно и очень динамично. След мага никуда не пропал, потому что я активно использовал свои богоподобные фичи и комбинировал их с активными способностями, которые расходовали мою ауру (манну). Сначала ты начинаешь с трюка под названием "шип богоподобного" и по стелсу со спины наносишь критический урон противнику, после разминаешь его своим мечом и щитом (парирование тут тоже есть), а затем пускаешь в ход активные способности и способности компаньонов чтобы положить крипа раз и навсегда. Это даже битву с самыми скучными толпами ксаурипов или жуков превращает в весёлый аттракцион!

иногда даже в слишком весёлый аттракцион лол
иногда даже в слишком весёлый аттракцион лол

Оружия тут много, буквально на любой вкус: одноручное, двуручное, огнестрельное, магическое, стихийное... Хочешь разносить всех с двух рук — молотом или топором? А может мечом? Ладно, всё таки нужен щит? Тогда как тебе комбинация вместе с мечом, кинжалом или пистолетом? А можно вообще два пистолета! И это могут быть не просто пистолеты, ведь один из них может обладать стихийным электрошоком, а второй накладывать отравление. Хотя, если правильно себя забаффать то и огненный меч будет накладывать обморожение сразу после электрошока, проверено. Экспериментируй!

а ещё мне понравилось бить ногой, но это прокает только когда максимальное оглушение у противника
а ещё мне понравилось бить ногой, но это прокает только когда максимальное оглушение у противника

И оружия, как и брони, тут много не только по классам, его просто много. Любой редкости, начиная от обычных видов и заканчивая легендарными, наделёнными особыми свойствами, а так же повышающими характеристикам персонажа или процент чего-либо, например критического удара. А в совокупности с, как я уже сказал, древами активных и пассивных способностей строительство собственного билда продумывается до мельчайших деталей и позволяет гибко выгнуть преимущество того или иного вида оружия и брони в свою сторону.

и всё же эта броня понравилась больше всего
и всё же эта броня понравилась больше всего

100% прохождение

По ачивками игра оказалась вполне адекватной, без излишней духоты. Большинство я закрыл при первом прохождении, просто играя в игру как я делаю это обычно — выполняя все квесты, закрывая все контракты, забираясь на каждую скалу и погружаясь на дно каждой лужи. Детальное и дотошное изучение мира, как я уже говорил, здесь хорошо вознаграждается, поэтому игра мотивировала меня изучать саму себя на протяжении всего времени. Первое прохождение заняло у меня 70-80 часов с учётом того, что я никуда не спешил и качественно исследовал каждую локацию с удовольствием.

50/50
50/50

После слепого полного прохождения я начал изучать оставшиеся достижения и обнаружил, что они направлены в основном на определённый выбор в определённых квестах, выбор той или иной реплики в разговоре или собирательство (даже я не во все дырки, оказывается, заглянул). Но были и парочка серьёзных ачивок, ради которых пришлось пройти игру ещё два раза.

Одна из — перестать мешать главным антагонистам игры, чтобы затем примкнуть к ним в конце (никаких спойлеров, это клише). Здесь нужно было совершать правильный выбор в каждой локации, поэтому пришлось быстро пробежаться по игре и выполнить все условия. А вот последняя ачивка мне досталась кровью и потом.

когда понял что просто пробежать игру на хардкоре не получится
когда понял что просто пробежать игру на хардкоре не получится

Речь идёт о прохождении игры на сложности "Путь проклятых". Основная проблема заключалась в том, что моё первое прохождение было на обычной, чтобы оп-враги и их сокрушительный урон не били меня по жопе слишком больно пока я пытаюсь наслаждаться игрой. Но теперь мне предстояло пройти игру ещё раз, но уже с на хардкоре. А у меня не было желания качественно её проходить, я хотел сделать это быстро и как можно скорее уже перейти к другому проекту, а Абобу оставить позади.

В ход пошли самые грязные спидраннерские трюки и это, чёрт подери, было очень весело. Я нашёл на ютубе текущий топовый спидран ЗА 41 МИНУТУ и, просматривая его, у меня глаза на лоб полезли от того, как человек под ником Sharo проникает через текстуры и мастерски абьюзит механики боевого рывка и сокрытия в тени. Всё выглядит так, будто игра буквально создана для спидраннеров, в ней уникальные инструменты и механики для этого. И все эти глитчи и баги были найдены МЕНЬШЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ после релиза игры. В общем, с открытым ртом и решительным настроем всё повторить я пошёл пробовать.

Быстро выяснилось, что спидран был на минимальной сложности, чтобы с одного удара разносить даже лейтгейм противников с минимальной прокачкой. Мне же с максимальной сложностью такая роскошь не светит, поэтому я взял от спидрана только самое необходимое — скип большинства квестов и локаций с противниками. Подкачаться мне всё таки пришлось, поэтому какое-то время я занимался собирательством и гриндом чтобы не отлетать с двух ударов и самому не зубочисткой во врагов тыкать.

Зато как было прикольно ломать игру)

Был правда один проблематичный момент с падением с большой высоты, которое перенести в хардкоре невозможно из-за увеличенного урона. Долго думал, но смог подстроить спидран под себя и немного его видоизменить, чтобы скипнуть один из очень душных моментов. Ну и в финальной локации сильно страдал, потому что пришёл с мидлгейм оружием на почти что боссов легендарного тира. Долго пытался их раскромсать, но сдался и, почти отчаявшись, начал ошиваться по всей локации в надежде найти хоть что-то соответствующее по урону и качеству. И нашёл! Дело пошло, враги побеждены и подсолнух выбит!

Итог / Понравилось?

Да. Несмотря на все минусы у игры внушительные плюсы. Я не зря расхваливал открытый мир и боевую систему, всё это позволяет без труда получить от игры удовольствие, которого кому-то может не хватить в нарративе и атмосфере. Мне нравится читать диалоги, мне нравится влиять на происходящее и вершить чьи-то судьбы, мне нравится взаимодействовать с живым, почти настоящим миром и здесь этого не ощущается. Но даже тут всё не так плохо и отлично нивелируется и компенсируется положительными моментами игры, просто, анализируя весь опыт от пройденного в целом, высвечиваются сильные и слабые стороны. И сильные здесь определённо стоят того чтобы дать игре шанс.

Стал Богоподобным на 100 часов — моё путешествие по Живым Землям в «Avowed»

Все ваши скайримы, ведьмаки и балдуры давно куплены и они все у меня ещё впереди, а пока что могу позволить себе покайфовать от таких вот ламповых, хоть и не шибко амбициозных проектов как Абоба.

хэппи энд
хэппи энд

Спасибо за внимание!

П.С.: бонусом добавлю красивые скрины (преступление что в такой игре нет фоторежима!)

46
2
1
1
1
34 комментария