Боль как искусство: почему YouTube помешан на Souls-like
Игроки страдают, клянутся бросить игру, но возвращаются. Souls-like — больше, чем просто жанр. Это культ и миф сложности в играх! И на YouTube происходит тоже самое (а также на стримах, ну, вы поняли, короче). Как они бросят? Это же прямые деньги от монетизации контента на боли!
Каналы с миллионами подписчиков снимают прохождения Дарков, умирают сотни раз ради одной победы — и это собирает больше просмотров, чем любой AAA-трейлер. Почему? Всё просто: мы любим смотреть, как другие мучаются. Особенно если в этих мучениях есть смысл. Иногда мне кажется, что Фромы специально сделали в DLC Elden Ring Радана таким сложным, чтобы потом его все стримили и это продвинуло и без того популярную игру еще сильнее...
Люди любят боль — но с гарантией преодоления
Это психологически объяснимо: страдание ради цели вызывает катарсис.Souls-like — как марафон. Больной марафон, где тебя поджидают драконы, ловушки и БОЛОТА и ЯД, но всё равно круто же? Вот есть большие мечи и красивейшие анимации особых атак в Элдарике.
Игрок в таких играх чувствует себя героем не потому, что спас мир, а потому что:
- он терпел
- учился
- и побеждал через боль
На YouTube этот эффект усиливается:
- ты видишь чужое преодоление
- ты проживаешь чужой путь
- ты ощущаешь победу, не страдая сам
Это — эмоциональный наркотик. И зрители идут за следующей дозой. Почему? Негативные эмоции вызывают больший отклик в нашем сознании. Хорошее быстро забывается, а боль снится потом годами и ты вскакиваешь в 3 часа и думаешь: блин, вот так надо было сказать этой продавщице в 2017 году! А в играх Souls еще и двойное дно — вы кайфуете от того, что убивали неделями Безымянного короля и вот убили! Это победа. Вы стали лучшей (или худшей) версией себя.
Культ страданий: ноль урона, барабаны, коврик от DDR
На YouTube сформировалась отдельная каста героев-страдальцев. Они делают не просто прохождения, а искусство боли. Вот примеры челленджей, которые реально существуют:
- Прохожу все три Dark Souls подряд без урона
- Sekiro на барабанах
- Bloodborne на танцевальном коврике
- Dark Souls на NG+7, без прокачки и брони, только голыми кулаками
- "Прохожу Elden Ring как лягушка, прыжками и кваканьем
Это медийный мазохизм. Добро пожаловать в BDSM-клуб Бабадзаки. Доставайте шутки про гачимучи. Люди смотрят не игру — а подвиг + издевательство. Зритель кайфует от того, что страдание не бессмысленно или нет? В любом случае это идеально развлечение!
Самураи духа: боль делает контент человечным
Глянец надоел. Пластик (китайский) надоел. Souls-like дарит контенту честность и запутанный лор. Правда, уже приедается некоторым, но благодаря массовой популярности Elden Ring условные “нормисы” пошли играть в Demon-Dark-Blood-сы. И кто-то из них обязательно записывает прямо сейчас видосы на ютубчике: прохожу впервые Дарки без гайдов в слепую.
В каждой смерти Игрока есть:
- боль
- злость
- срыв
- но потом — восстановление и победа
- или нытье, что игра плохая и несбалансированная
Великое приключение героя, все по книжке Кэмпбелла “Тысячеликий герой”. Оксюморон не бей меня. А YouTube давно ищет героев, в которых зритель узнаёт себя. И кто ближе нам — человек, который получает фаталити в третьем часу стрима, но продолжает сражаться, или тот, кто пробежал Call of Duty на харде за 4 часа и выложил нарезку? Поэтому и спидраны также в Соусах популярными стали. Круто же ломать игру, которая тебя намерено унижает? А тут ранеры ее проходят меньше чем за час, а не за 100.
Боль продаётся… Но кто покупает?
Тысячи стримеров превращают Souls-like в реалити-шоу.Потому что люди приходят не за сюжетом — они приходят за эмоциями.
Когда ты видишь:
- мат от бомбёжки
- трясущиеся руки от победы
- искренние слёзы после победы над Маленией на паррировании
Ты не выключаешь. Ты подключаешься. И даже уже неважно нравятся вам игры или нет, просто лепите везде название: Dark Souls и всё! Просмотры гарантированы! Это такой садо-мазо-тренд. 100 часов лора? Это мы смотрим.
DS2: Война (перекрестков) миров — CustomStories против Либрариума
Помните как в Дюне говорили: “Я вижу планы внутри планов”? Во всем спайс виноват! В Сосаликах тоже есть срачи внутри срачей или даже выше. На русском YouTube одним из эпицентров стал спор между блогерами CustomStories и Либрариумом о том, норм ли Dark Souls II? Очень противоречивая часть, которую либо ненавидят, либо не включают вообще. И дальнейшую их шизу я смотрел к сожалению, вам не рекомендую.
Один считает, что это недооцененный шедевр. Другой — что это "сломанный лор, скучные локации, тормознутый геймплей". Половина зрителей кричит: “Да это лучшая часть по атмосфере и философии!”А вторая кидает в них мечи, отравленные аргументами о фреймах и уязвимых хитбоксах.
Этот срач тоже приносит просмотры. Потому что боль — она разная. У кого-то от врагов, у кого-то от DS2. Я сам в нее долго играл, ну, пойдет. Ругают ее за дело, конечно. Но чтобы на этом конвенте карьеру строить?
Финал: Souls-like — не про игры, а про путь
Мы любим смотреть Souls-like на YouTube не потому, что хотим увидеть конец. А потому что видим настоящую борьбу. С игрой. С собой. С контроллером. С барабанами. С судьбой. C хейтарами в комментариях.
И в этой боли есть катарсис. Ведь если он смог пройти Малению на коврике, то и ты справишься то ты справишься... даже с налоговой. Ну, или хотя бы с утренником в садике.
Кстати, рекомендую всем стримерам и контент Мейером делать тоже самое по серии King’s Field и назвать:
Прохожу приквелы Dark Souls (нет, не Demon's Souls)