Prey от Arkane – игра, формирующая вкус на игры

Prey от Arkane – игра, формирующая вкус на игры

Впервые прошел её. И я в ахуе. От того, какая она многослойная, продуманная и складная. От того, какой там сюжет и финальный твист (нет, я его не знал и не мог предугадать). От того, как меняется динамика игры в третьей части и какая творится красота. От музыки Мика Гордона. От страха, который вселяют враги. От левел-дизайна и монументальности. От её камерности и герметичности. От бешеной вариативности.

От того, что в 2025-м меня может так запросто удивить продукт 2017 года.

По мощности послевкусия Prey сравнима с Disco Elysium, после которой я неделю ходил какой-то просветленный. И еще — с третьим Ведьмаком, в который я уезжал, словно в отпуск, и до сих пор это вспоминаю. Меня сложно удивить играми. Уже сложно. Играю я уже лет 30, и — поверьте! — я видел некоторое дерьмо. Но все же раз в несколько лет я играю во что-то, что засасывает меня с головой, что заставляет думать о себе, пока я в этом не играю, что снится по ночам. Такой стала и Prey.

Prey от Arkane – игра, формирующая вкус на игры

Во-первых, стыдно сказать: я брался за Prey аж четыре, сука, раза. Она сложная, правда! Для меня уж точно. К середине игры нехватка ресурсов и здоровья душит даже на среднем уровне сложности. Я психовал, бесился, забрасывал ее на год-полтора. Но она снова и снова манила меня своей таинственностью, интересностью, талантливостью в каждом аспекте. Притягательным космическим сеттингом, хорошей русской озвучкой (Груздев в роли Алекса Ю — отличный!). И я опять начинал заново.

В этот раз я играл на легком. Решился. Перестал стыдиться самого себя. Ещё есть «сюжетный» режим, но на нем все монстры отлетают с одного выстрела из дробовика, а великий и ужасный Кошмар, кажется, с четырех. Ладно, это даже мне, игроку не хардкорному, неинтересно. Вернул на легкий и прошел эту великую игру за 17 часов, в некоторых местах постоянно загружаясь и переигрывая. Особенно в последней трети.

Prey от Arkane – игра, формирующая вкус на игры

Во-вторых, с наскока Prey не поддается. Чтобы играть в кайф, надо настроиться на внимательное прохождение. Надо стать вдумчивым читателем, игрателем, сыщиком. В окружении столько дьявольских деталей (или дьявола в деталях?), что уму непостижимо: все эти записки, дневники, книги, история противостояния СССР и США в альтернативном таймлайне, даже мини-игра по поиску сокровищ! Боже, как меня бесил этот арбалет с дротиками из флексипены, как он заебал меня, попадаясь просто ВЕЗДЕ! Так вот, игра проходится прекрасно и без него. Как и еще без десятков элементов. В этом соль Prey.

В-третьих, в игре совершенно охуенная архитектура уровней. Отменная вертикальность и вариативность была ещё в Dishonored, но в Prey это доведено до предела. Два раза я не мог выбраться с локации: в первый раз из хранилища данных, где меня запер Алекс Ю, а во второй раз я не знал, как попасть на шаттл прилетевшего полковника в конце игры. Оба раза мне пришлось использовать гипсопушку, чтобы всем правдами и неправдами добраться до нужной точки. Я не читал никакие гайды и не исключаю, что того же самого можно было достичь без этой безумной гимнастики. Но органичность и ненадуманность путей тут очень похожи на второй Half-Life, а вообще-то – даже превосходят его. Как результат: дико доволен собой, как будто бы обманул создателей игры! Как будто бы я забрался на ту гору в третьем Ведьмаке, или выбрался за пределы карты в Red Dead Redemption 2! Только тут подобные хаки — часть игрового процесса.

Prey от Arkane – игра, формирующая вкус на игры

В-четвертых, враги. Они страшные. Правда страшные для взрослого человека. Меня ни капельки не пугали враги в признанных хоррорах: от Silent Hill до Dead Space. Но чертовы тифоры в Prey взаправду пугают. Ладно, мимики — те же лицехваты из Half-Life, только очень юркие, с ними можно договориться — отмахаться разводным ключём. Но позвольте, почему фантомы разговаривают так страшно? Почему я так боюсь Полтергейста? наверное, потому, что его не видно, и он почти неуязвим. А рубленый Технопат? А Телепат? А — боже, мне даже щас страшно стало — Ткач? Зачем я вообще его на ночь вспомнил? Врагов в Prey немного, но схватка почти с каждым — событие. Гении из Arkane довели понятие Неведомой Ёбанной Хуйни (НЁХ) до совершенства. Тифоны остаются непонятными, чуждыми, страшными. Лор игры подливает масла в огонь: у тифонов нет эмпатии, чувств и мотивации.

Prey от Arkane – игра, формирующая вкус на игры

В-пятых, музыка. Я впервые за долгое время полез в титры, чтобы посмотреть, кто это такой гений, который написал эту чертову музыку. Знаете, кто? Мик Гордон! Я слышал его имя задолго до, и вот теперь впервые окунулся в его музыку. Оказалось, правда, что не впервые – он звучит еще и в Atomic Heart, и даже в Doom, в который я не играл.
В Prey его музыка даже и не музыка, а чистейший эмбиент, звуковой фон, делающий половину погружения в игру, создающий атмосферу страха, напряженности. У меня сжимался ком в желудке, стоило зазвучать боевой музыке.
В плеере я бы слушать отдельно не стал, да. Но это нормально: музыка Мика Гордона вплетена в тело игры настолько идеально, будто это нейромод, вставленный в мозг через глаз.

Prey от Arkane – игра, формирующая вкус на игры

Prey – как серьезная научная фантастика, не доступная всем и каждому. До которой попросту надо дозреть.

Нет, это не игра, чтобы расслабиться под пивас после трудного дня. Скорее это произведение искусства (нет, я не боюсь использовать подобные слова), которое дарит настоящие и сильные эмоции тем, кто решился разобраться в нем.

Считаю, что Prey формирует вкус на хорошие игры. Пройдя ее впервые, вы сформируете в голове новую полочку, куда будете с этих пор невольно обращаться при оценке других игр.

Играйте в хорошие игры! Их делают не так часто.

627
61
20
11
5
4
3
2
1
1
1
1
339 комментариев