Серия DMC в ретроспективе
На фоне появляющихся слухов о ремейке первого DMC решил вспомнить про эту великую для себя серию, а заодно составить тирлист, в котором пройдусь по серии и поделюсь мыслями по каждой из частей. Оговорюсь сразу -- это не подробный разбор каждый части, а скорее личные впечатления фаната, давно следящего за серией.
Погнали.
Оглавление
Devil May Cry (2001)
Почему, сразу спросят, первая часть на вершине топа, а не третья?
Небольшое предисловие:
Есть два великих человека в японском геймдеве среди прочих: Хидеки Камия и Хидэаки Ицуно.
Камия известен по Resident Evil и первой Devil May Cry. Ицуно известен по Devil May Cry 3 и Dragons Dogma. Я отношусь с огромным уважением к творчеству обоих, но то, как оба видят франшизу Devil May Cry -- это то, как два человека смотрят на одну и ту же картину, и каждый из них видит в ней что-то свое. Поэтому когда одни ставят Devil May Cry 3 на позицию выше, чем Devil May Cry 1, я могу их понять, но не cоглашусь -- это как заслуги сына (Данте) ставить выше заслуг отца (Спарды), пропуская тот факт, что без второго не было бы и первого. Поэтому в моем списке Devil May Cry 1 на первом месте, а об остальных -- далее.
А теперь, что крутого есть в первой Devil May Cry:
Сюжет
Максимально законченная история. В идеале было бы, если на первой части серия и закончилось. Но раз она обзавелась длительным продолжением, то вот почему оригинал лучше во всем сиквелов.
Путь героя как он есть:
Сначала игра знакомит с Данте, с его буднями, чем он зарабатывает на хлеб. Затем кидает затравку для того, чтобы он вышел из дома в виде незнакомки, которая c двух ног влетает в его дом. Потом игра подкидывает целый ворох незакрытых гештальтов, которые Данте на протяжение всей игры закрывает, чтобы в конце истории выйти из нее другим человеком (полу-демоном). Казалось бы, Камия (отец всей серии) оперирует простыми сюжетами: потеря отца, поиск матери, утерянный в детстве брат, но это настолько хорошо работает как цельная история, что когда она, история, логически подходит к финалу, у тебя не остается вопросов к сюжету или чувства недоумения. Каждое ружье стреляет тогда, когда надо, и этим ружьем не обязательно должны быть Эбони и Айвори в руках Данте. Это, пожалуй, единственная часть серии, которая держит идеальный баланс между драматургией и клоунадой.
И хоть DMC 1, как, в принципе, и Resident Evil -- это зачастую серьезная пародия на боевики 90-х, эта часть умеет держать баланс между тем, чтобы накинуть на игрока пафоса и действительно смешных моментов, а затем, благодаря грамотному построению истории, выкрутить напряжение до нужного драматического уровня, ведь у нас герой, на минуточку, потерял всю семью.
Как итог, у нас есть история, где человек (полу-демон), вышедший из дома в начале своего пути, и человек, вернувшийся домой -- это два разных человека. В какой еще из частей в этой серии так?
Небольшое дополнение по сюжету:
Забавно, конечно, что Камии было достаточно сделать всего 1 (один) момент за всю игру -- сцена про джекпот (см. скриншот ниже) -- чтобы впоследствии из этого момента пересоздали целого персонажа.
Что еще делает эту часть лучшей:
Атмосфера
А наглядно это:
Раз
Два
Три
В игре настолько густая атмосфера, что мне прям сейчас, пока я это пишу, хочется повторно поставить игру на скачку -- настолько она цепляет своим чертовски атмосферным видеорядом, который включает в себя ремикс Resident Evil в обертке готического средневековья еще до того, как человечество придумало Resident Evil 4. А если сюда добавить и музыкальное сопровождение, которое прям нагнетает, когда нужно, а когда дело доходит до боевки, включает просто въедающийся в голову Pubic Enemy, то игра вполне заслуженно вылетает в дамки.
Боевка
Да, это не трюки, которые творит Данте в последующих частях, но это все равно больше, чем может предложить двойка, а для 2001 года это так вообще изобретение жанра в том виде, в каком он остался по сей день.
Комбо-удары по типу тех, когда Данте летит из одного конца комнаты в другую, стали настолько базой для всей серии, что если выучить комбо из первой части, то их вполне успешно можно применять в последующих частях.
Или, например, уже легендарный девил-триггер -- нажал одну кнопку, и следующие 10 секунд Данте будет носиться по всей арене с x2 скоростью, хилиться и страшно расправляться с противниками. Камия придумал настолько удачную боевую формулу, что она стала впоследствии эталоном для всех слэшеров.
Итог
Короче, пока Ицуно думал и пересобирал велосипед, создавая свои DMC 2-5, Камия придумал колесо - Devil May Cry 1 - за что ему вечная благодарность и заслуженное место на вершине топа. И если Capcom все-таки подготовит ремейк этого шедевра, то единственное, что я хотел бы в нем подтянуть -- это боевую систему, до стандартов тройки хотя бы (особенно то, как удобно ее реализовали для свича). До тех пор Devil May Cry 2001 так и останется примерным шедевром японского геймдева на все времена.
Keep rolling, так сказать.
Devil May Cry 3
Как сын пытается стать во всем лучше своего отца, так Ицуно пытается (и вполне успешно) превзойти во всем своего предшественника.
Когда дело касается тройки, с одной стороны, все понятно и достоинства ее очевидны:
Это тебе и боевка, которую завезли на фоне Devil May Cry 2, и счетчик комбо, который привязал игрока от чертовски сексуального харизматичного и стильного Данте к буквам в правом верхнем углу, и просто нерешаемая проблема Motivation, которая за десятки лет не сдвинулась с мертвой точки.
Иногда кажется, что Ицуно настолько переизобрел Devil May Cry, что единственный и "настоящий" Devil May Cry из всей шестерки игр - это игра 2001 года, а все остальные - это всегда по мотивам, потому что от прежнего Данте в этой части не остается ни следа.
Поясню:
Да, кто-то скажет и вполне заслуженно: Данте из тройки -- это молодой Данте, который еще не потерял своего брата, поэтому он отыгрывает роль веселого и задорного. Мол, это приквел, то есть он потом еще превратится в того Данте, который в первой части. На что можно заслуженно ответить: Данте останется в этом амплуа все последующие 20 лет и еще 2 части следом. Даже будучи седым. Даже будучи старым и седым Данте продолжает отыгрывать образ из тройки и это... создало из Данте узнаваемый бренд, который успешно эксплуатируют теперь в анимационных сериалах.
Учитывая, что DMC 2001 и DMC 3 делали разные люди, то для попытки не упасть в грязь лицом, а улучшить все то, что было привнесено в оригинале - это отличная игра, это отличный сиквел.
Если обозревать то, что улучшили в тройки, то проще будет сказать, что улучшили буквально все.
Тройка позволяет делать вот так:
Так:
Или так:
То, что сделал Ицуно с боевкой в этой игре - это, конечно, мастерпис, этого у него не отнимешь. Игра до сих пор играется свежо. Эта боевка все еще способна доставить удовольствие -- это просто нестареющая классика, дедовское ружье как оно есть, которое отрывает лицо и врагу, и стреляющему. Всевозможных пушек и комбинаций в игре столько, что можно десятки часов потратить в игре только для того, чтобы научиться выбивать свой первый SSS-ранг.
Но то, что ее отличает от своей предшественницы (2001), так это...
...запоминающиеся боссы.
С боссами в этой игре полный порядок. Каждый из них имеет свой паттерн поведения. К каждому нужно подбирать свою тактику. Я до DMC всегда думал, что боссы в играх только для галочки. А смотреть и искать тактики к ним DMC учит еще до появления на свет первого Souls. И если Камия придумал боевку DMC, то Ицуно придумал боссов, к которым нужно применять эту боевку.
Главная проблема для меня в тройке, как и писал выше - это Данте. Образ вечного неунывающего трикстера настолько превзошел по популярности оригинал, что если бы в 6 части DMC Данте сделали вновь драматичным и серьезным, Capcom бы никто не понял. Хорошо ли это или плохо - пусть каждый решает сам.
Объективно, в тройке Ицуно пересмотрел все то, что делает DMC самим собой, придумал серии новую идентичность и улучшил в этой формуле каждый элемент. Так почему же DMC 3 стоит ниже DMC 2001 в моем списке? Потому что это сиквел - продолжение развитие идей, которые уже были в оригинале.
Идем дальше.
Devil May Cry 4
Я играл в нее, еще будучи подростком, игра мне чертовски нравилась, но не это ставит ее посередке моего тирлиста (то есть лучше, чем могло быть, и хуже, чем хотелось бы). Единственное и главное ее достоинство на фоне предшественницы -- это настолько прокаченная на фоне DMC3 боевка за Данте, то, как персонаж ощущается во время сражений, импакт от ударов, и ощущение того, что ты действительно играешь за машину смерти, которая не задумываясь набирает SSS-ранг, потому что может -- все это перевешивает или хотя бы временно отвлекает от других недостатков игры.
Когда игра дает тебе возможность поиграть за Данте, ты весело бежишь исполнять комбинации, заученные из предыдущих частей, и надеешься, что этот геймплей будет продолжаться вечно.
Но стоит игре переключиться на Неро...
Оговорюсь сразу:
Я не против ввода новых персонажей в сериях. Но я против, когда игра придерживается полумер или какой-то внутренней самоцензуры, которая проявлялась в боязни не угодить фанатам Данте, но и вместе с тем попытаться привлечь новую аудиторию. То есть разработчики понимали, что новый ГГ не вывезет харизмой все то, что делал Данте все предыдущие части, и поэтому поделили игру на две одинаковые части. То есть ты сначала проходишь игру за Неро, а потом эти же уровни пробегаешь за Данте. Так может быть с самого начала нужно было дать пробежать за Данте и урезать игру вдвое? В итоге, когда тебе дают играть на Неро, ты скучаешь и ждешь, когда дадут играть за Данте. А когда дают играть за Данте, ты надеешься, чтобы эта фаза игры продлилась как можно дольше.
И вот эта полумера - еще не все недостатки этой игры.
Это тебе и бесконечный бэктрекинг, и повторяющиеся боссы, и Неро, и... боевка за Неро. Я, признаюсь честно, выучил только одну способность у него -- ультовать рукой, а для чего нужен был вжух-вжух мечом я просто не успел разобраться, поскольку игра дала милостиво играть за Данте.
Что я для себя с горечью отметил:
Ровно с этой части у Capcom начинается жесткая экономия на серии, что проявляется во всем. И самое худшее - полумеры будут преследовать и следующую в нашем списке часть.
Идем дальше.
Devil May Cry 5
Когда-то писали, что разработчика боевки DMC 5 пригласили делать боевку для Final Fantasy 16, и с тех пор у меня ощущение, что с самой DMC 5 случилась такая же история.
Не хотелось бы такое писать про любимую серию, но...
DMC 5 -- это филлер, это MGS4 Кодзимы, это часть, которую заставили сделать Ицуно, чтобы игроки не забывали, что такая серия вообще существует, так как, на минуту: DMC 4 вышла в 2008г, а сиквел в 2019г.
Если предыдущая часть страдала от того, что ее поделили на две части, где одна половина игры -- это максимально узнаваемые и приятный геймплей за Данте, а вторая половина -- ты просто ждешь геймплея за Данте и ультуешь рукой, то в пятой части DMC Ицуно решил, что двух играбельных персонажей с уникальным стилем у каждого из них в игре недостаточно, поэтому по объему пятерка такая же как и четверка, а игровых персонажей уже три.
Казалось бы, больше -- значит лучше.
V делает всю игру вот так:
Неро делает вот так:
А Данте...
Поэтому когда игра под самый конец дала долгожданную возможность поиграть за Данте... ух, эти пять или сколько там было за него уровней, были самой лучшей частью в этой игре.
Да, боевка за Данте вышла на новый уровень. Да, набивать SSS-ранг все также приятно, если ты научился это делать за предыдущие части, и это вызывает такой же восторг, как это было в тройке. Но все остальное: локации, развитие персонажей, сюжет -- все это настолько блекло реализовано, что хвалить в этой части хочется только боевку. И действительно: если проследить боевку через DMC 2001 - DMC 3 - DMC 4 -DMC 5, то можно увидеть, насколько японцы совершенствовали боевую систему с каждой частью, что она с одной стороны, остается знакомой (одни и те же комбо из части в часть на тех же клавишах у Данте), а с другой -- постоянно привносили в боевку что-то новое (стили, пушки, формы демона и тд).
Итого про DMC 5:
Это отличный боевой симулятор Данте, но это плохой DMC. Это еще больше, чем четверка -- это полигон, где можно гонять за Данте, но к этому полигону забыли написать, сделать, нарисовать... Да много чего. Игра породила огромное количество мемов, но не по той причине, что так задумывалось -- проблема Motivation возникла не из-за грандиозного видения Ицуно, и за почти два десятка лет он с ней ничего, к сожалению, не сделал.
Теперь к мякотке.
Devil May Cry 2
Ицуно не успел что-то рассказать про эту часть, поэтому я тоже не успеваю. Эта игра в серии есть. В нее можно играть. Ее можно пройти от начала и до конца сразу двумя персонажами. В ней есть (!!!) оригинальный Данте из 2001 года, его видение, но нет всего остального. В этой игре есть все то, что делает последующие игры 4-ку и 5-ку неполноценными в определенном смысле -- это дробление геймплея на несколько персонажей, но только здесь это еще не входит в обязаловку. Я, например, до сих пор не прошел игру за Люсию, но от этого игра не чувствовалась более урезанной. Эта часть DMC легендарна в своей сути, потому что Ицуно, взявшись за разработку игры в новой для себя серии, уже тогда смотрел далеко вперед -- по его первому опыту будет впоследствии создан мультсериал Devil May Cry 2025, который недурственно так вдохновлялся двойкой.
В этой игре настолько все плохо со всем -- полтора года разработки, как никак сказываются на результате -- что некоторые фанаты объясняют многие косяки игры какими-то лорными объяснениями. Например, Данте в этой части мало разговаривает по причине драматических событий первой части. И так в игре со всем остальным -- осталось найти объяснение, почему весь акцент в геймплее свелся к ганплею.
В итоге, Devil May Cry 2 настолько обрезанная и короткая, что и обзор ее тоже будет максимально обрезанным и коротким.
Идем дальше.
DMC: Devil May Cry
Следующая часть игры действительно прорывная и хоть она находится на самом дне моего списка, мне бы хотелось остановиться на ней поподробнее.
К разработке ее привлекли, внимание, самого (!) Хидэки Камию, автора оригинала Devil May Cry 2001. За окном, между прочим, тогда был 2009 год. О том, насколько игра претерпела изменения, можно судить по обложке игры.
Да, игра претерпела небольшие изменения. Камия посчитал, что привнести что-то новое в серию ей не навредит, и теперь у нас вместо главного героя имеется очаровательная героиня. Во всем остальном это все тот же узнаваемый авторский почерк: это харизматичные и запоминающиеся образы героев, сюжет про борьбу света и тьмы, ангелы, демоны - в антураже мрачных декораций, за что мне так и полюбилась первая часть серии.
С другой стороны, то, что Камия не смог сделать с боевкой в 2001 году в связи с техническими трудностями того времени, он реализовал с лихвой в новой части. Одна динамика сражений и босс-файты чего стоят!
Или, например, новая фишка в боевой системе, отсутствующая в предыдущей части DMC: механика замедления времени, которая активируется при успешном уклонении от атак врага в последний момент.
Казалось бы, причем здесь DMC Devil May Cry?
С одной стороны, мне не хочется писать про эту игру ничего плохого, потому что когда она вышла, она мне понравилась, и я еще не сидел в интернете и не знал, почему она плохая. В ней действительно есть душа или частички ее (частички британской души). В ней крутая боевка (синий и красный, чтобы не путался). В ней крутая музыка. В ней мог быть оригинальный Данте из первого трейлера -- разработчики тогда еще не знали, что типаж Данте, который они представили тогда, потом еще будет очень даже популярен в массовой культуре. Но что имеем.
Во всем остальном это карго-культ DMC как он есть:
- взять историю двух братьев по типу Каина и Авеля
- добавить слэшерной боевки
- добавить комбо-счетчик в правом верхнем углу
- добавить рок музыки
- добавить фак через слово и генитальные шутки
- Готово.
Короче, получился британский Devil does not Cry со всеми вытекающими. Это крепкий слэшер, который хорошо пародирует оригинальную серию, которая, в свою очередь, через призму японского видения, пародирует американскую культуру. У этого DMC был шанс стать неплохим спин-оффом для основной серии, но бунтарский дух разработчиков почему-то не выдержал нападок в свою сторону, из-за чего те в одночасье отказались от оригинального по тем временам концепта в пользу того, чтобы подгадить основной целевой аудитории. В итоге, получилось ни вашим, ни нашим.
Когда я проходил ее в первый раз, в момент выхода игры, мне показалась она чем-то оригинальным на фоне DMC 4, которая уступала этой игре своей целостностью. Но для меня, как для фаната оригинальной серии, игра испытание временем не прошла, так как она растеряла все то, чем был первый, третий и даже четвертый DMC. Кроме боевки. После прохождения игры я отметил про себя, что боевая система у британцев получилась доступнее, чем в какой-либо другой DMC-части. Комбо и стили набивать в ней стало гораздо проще.
Подведем итоги.
А что сказать хотел?
Да ничего, в принципе. Отдельные части хорошо расписал @Ник СЦК, его лонги по DMC я однозначно рекомендую. Мне же чертовски нравится сама серия, тот мрачный и стильный дух, который она передает в первых частях. Но, как по мне, вся серия -- это визуализация того мема про лошадь, где голова нарисовано хорошо, а все остальное -- как приходится. У меня есть в этой серии любимчики -- DMC 2001 года и DMC 3, а все остальные части -- это попытки Capcom что-то с серией сделать. И учитывая, что с момента выхода последней части прошло уже 6 лет (да?), то у меня есть подозрение, что Capcom опять что-то пытается сделать, и, надеюсь, это ремейк первой части.