Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Тролли, наккены, скогсры, хемули и прочие фантастические твари.

Оглавление:

Bramble

Bramble: The Mountain King

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

С еловых ветвей свисает мох, корни деревьев змеями вьются по земле. Мальчик Олле идёт наугад, куда глаза глядят. Бредет в темноте, не разбирая дороги. Но инстинктивно движется на север, где лежит царство мертвых и обитают злые духи.

Парнишка слаб, беззащитен и очень напуган. Тут ему мерещатся сверкающие глаза, там — когтистые лапы, готовые схватить его и разорвать на части. Кругом теснятся густые, непроходимые заросли шиповника. А далеко впереди высится величественная гора, достающая до самого неба.

Перед нами классическая сказка о потерявшихся детях. Иногда их уводят в лес родичи, чтобы “сбыть со свету”. Иногда похищают лесные твари. Но зачастую дети уходят в чащу сами. Бывает, что сестра отправляется на поиски пропавшего брата. В этот раз — наоборот.

На первый взгляд, сказка — это простейшее воспитательное средство. Прямое предостережение. “Не ходите дети в лес, хуже будет”. Лес воплощает опаности, которые обрушатся на человека, рискнувшего выйти за рамки обыденности.

Но первобытная суть этих историй прямо противоречит поздним сюжетным наслоениям. По сути своей такая сказка — это чистый обряд посвящения, переход от детства к отрочеству, первое испытание взрослой жизни. Ребенка, готового к инициации, уводят в лес. Его символически сжигают, варят, жарят, изрубают на куски, бросают на съедение невообразимым чудовищам. Ребенок “умирает”, спускается в обитель смерти и возвращается к жизни новым человеком.

Когда люди осели в городах и закрылись от природы щитом цивилизации, дикие обряды ушли в прошлое, превратились в легенды и сказки. Люди забыли, зачем дети отправлялись в лес, но запомнили саму суть этого священнодействия.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Преодолевая глубокий, инстинктивный страх, мы выводим Олле ночью из дома. Лес вокруг нас — непроницаемая стена, отделяющая иной мир от нашего. Но вот впереди показывается избушка — дверь в запределье. Олле переступает через порог, и отрезает себе путь назад. Вскоре он находит волшебное средство, которое поможет ему избыть беду, защитит в пути и решит исход противостояния с тёмными силами.

Первые шаги по лесу даются легко. Правда, выглядит всё очень странно. Ведь магический мир — это мир "наоборот". Всё здесь шиворот-навыворот. То ли лес растёт, то ли мы уменьшаемся. Ручейки превращаются в реки, мухоморы — в деревья.

Эта часть леса населена хуторской, почти прирученной нечистью. Дворовыми-томтенами или тайным народцем веттов. По простому их называют гномами. В конце XIX века художники придумали для них универсальный, добродушный образ — маленьких человечков в красных колпаках. Это трудолюбивые, веселые создания, которые охотно терпят людей.

Но все мы знаем, что нас ждёт дальше. Кого в Скандинавии так боятся, что средневековые законы Норвегии грозили за их пробуждение смертной казнью.

Тролли. Во многих историях между ними и людьми были вполне добрососедские отношения. Но Bramble интересуют рассказы иного рода. Те, что рисуют троллей страшными и опасными существами. Воплощениями тьмы и тотального зла. Здешние тролли с крестьянами не ссорятся, они их сразу свежуют, потрошат и бросают в котёл.

Тролли демонстрируют нам первобытную жестокость. Тупую, наглую и бездумную. Настолько ошеломительную, что даже в чем-то смешную. Это черный юмор на грани истерики. Сложно не рассмеяться, глядя на бессмысленную жизнерадостность лесной мелюзги, которую местные хищники истребляют толпами.

Постепенно мы выбираемся из чащи леса и подбираемся к опушке, где нечистая сила куда чаще взаимодействует с миром людей. Хаотичное, будоражащее, красочное насилие сменяется насилием вдумчивым, искусным и целенаправленным.

У водоёмов можно встретить наккена, водяного. Его присутствие легко угадывается по изобилию кувшинок. Водяные прячутся под их листьями, а потом хватают людей и утаскивают на дно. Прежде чем заходить в реку, надо плюнуть перед собой и воткнуть в берег нож. Но имейте в виду, полной защиты всё это вам не гарантирует.

Излюбленное занятие наккена — игра на скрипке, потому что звуки инструмента напоминают журчание ручья. В руках водяного скрипка — страшное оружие. Его мелодии пленяют и зачаровывают. Ноги сами пускаются в пляс и ведут тебя в воду, на верную смерть.

Среди деревьев поджидает скогсра, лесная дева. Порой скогсра выглядит как чудовище, порой — как писаная красавица. Но её всегда можно признать по коровьему хвосту или по огромной дыре в полой спине.

Скогсра — существо греховное и жестокое, которое только и думает, как бы приворожить и погубить какого-нибудь лесоруба или охотника. Она с дороги собъет, в логово к себе заманит, а так уж покажет вам своё истинное лицо.

Конечно, так было не всегда. Традиционные истории редко делили всё и всех на черное и белое. Как и многие другие потусторонние духи, скогсра выполняла свою природную функцию, играла отведенную ей роль. Оберегала лес, защищала зверей. Но со временем на первый план вышел образ коварной и кровожадной соблазнительницы, будоражившей мужское воображение.

Мы вплотную приближаемся к человеческим поселениям, и дела становятся совсем плохи. Фольклор, отражающий банальность повседневных страданий — самый страшный из всех.

Ночные болота кишат зловещими черными тенями. Это Мюлинги — дети убитые и убивающие. Духи некрещёных младенцев, которых матери бросили на смерть по той или иной причине. Спасти этих призраков можно только если дать им имена или закопать их трупы по христианскому обычаю.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Находились, однако, и такие женщины, которых интересовали не только свои, но и чужие младенцы. Они похищали детей, летели на морскую скалу Блокулу и передавали их души Сатане. По крайней мере, так полагали судебные следователи, обвинявшие женщин в колдовстве и под пытками вырывавшие у них признания.

В Швеции охота на ведьм никогда не была популярным занятием. В сравнении с другими европейскими странами итоговое количество жертв может показаться относительно "скромным" — примерно 400 задокументированных смертных приговоров. Однако, не всё так просто. Три четверти этих казней произошли в короткий и страшный восьмилетний промежуток, с 1668 по 1676 годы.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Всё началось в 1608 году, когда правительство представило новый закон о колдовстве, который сулил смерть за любое использование волшебства. Это привело к нескольким казням, но в общем и целом людям удавалось держать себя в руках. Пока в 1668 году не случилась катастрофа. Глупое, пустое обвинение в ведьмовстве маленькой девочки спровоцировало цепную реакцию. Под пытками дознавателей она обвинила других женщин, а те — других. Суд разбрасывался смертными приговорами, и слухи как эпидемия ползли по всей стране, от прихода к приходу, повергая людей в суеверный ужас, заставляя во всем видеть происки Дьявола и ополчаться против собственных соседей.

В учебниках эту национальную эпидемию иррационального страха и бездумного насилия скромно называют “Большим переполохом”.

Эпидемии другого рода тоже порождали своё мрачное народное творчество. В Норвегии олицетворением Черной Смерти стала страшная старуха Песта (буквально “Чума”). На весь мир её прославил художник Теодор Киттельсен, сделавший бабушку центральным персонажем своей коллекции рисунков и поэм, опубликованной в 1900 году.

Если Песта входила в город с граблями, значит, собиралась проредить его население. Если с метлой — вымести из него всё живое.

Песта — это уже существо не злое и не жестокое, а потому самое жуткое. Неумолимое в своём безразличии и беспристрастности.

Накал страстей в Bramble постепенно нарастает, как в сюите “Пещера горного короля”, и в финале неизбежно достигает громоподобной кульминации. Но напряжение время от времени снимается сценами, которым подошли бы более миролюбивые произведения Грига, вроде “Утреннего настроения” или “Шествия гномов”.

Это история не только об ужасах ночи, но и о славных чудесах народного фольклора.

Например, неожиданным союзником Олле становится вросший в землю каменный великан. Согласно поверьям, когда-то великаны населяли всю Скандинавию, но сбежали оттуда со временем, измученные постоянным звоном церковных колоколов. В сказочных историях их часто изображают бестолковыми увальнями, которых не стоит опасаться, легко обвести вокруг пальца, да и подружиться с ними тоже несложно.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Своего великана разработчики срисовали с картины знаменитого шведского художника-фольклориста Йона Бауэра. Его витиеватая, романтическая манера определила визуальный стиль всей игры. Особенно впечатлили художников Bramble иллюстрации Бауэра к 8 томам сказочного сборника начала XX века "Среди эльфов и троллей".

Одна из самых знаменитых историй этого альманаха — сказка Хельге Кьеллин про лося Скакуна и принцессу Осоку:

Златовласая дечока-красавица решается сбежать из своего роскошного дворца, от своих венценосных родителей, и отправляется путешествовать по миру на спине могучего, доброго лося. Перед тем, как пуститься в дорогу, он предупреждает её: “Пойми, принцесса, в лесу темно и опасно! Мир огромен и холоден, в нём так много зла и опасностей!” Но она отвечает: “Пусть я мала, но тепла во мне хватит на всех! Я хочу творить добро и делиться им с другими”. Но девочка, конечно, не знает, о чем говорит. В лесу её подстерегает множество неведомых прежде опасностей. После многих злоключений она теряет драгоценный мамин подарок — цепочку с золотым сердцем. Амулет падает в заколдованное Черное озеро и пропадает там бесследно. С тех пор принцесса так и сидит на берегу, всматриваясь в воду, обратившись со временем прибрежной осокой.

Это мрачная, жестокая сказка, соответствующая всем правилам народного творчества. Однако, разработчики Bramble над принцессой сжалились. Они позволили ей поделиться с Олле своей теплотой — помочь хоть одному человеку делом и советом.

Во время одной из коротких передышек Олле выбирается на покрытый цветами луг. Его прогулку сопровождает дивная песня. Прекрасный женский голос поёт старинный гимн Den blomstertid nu kommer (”Наступает пора цветения”), традиционно исполняемый в Швеции в конце учебного года, перед летними каникулами. Ярко светит солнце, искрится вода, природа ликует и пышет жизнью. Её красота и теплота ничуть не противоречат её безжалостной жестокости.

Bramble — игра простая и прямолинейная. И сказку она рассказывает соответствующую. Почти языческую. От лесных и подгорных обитателей Олле не спасут ни имя Христово, ни христианские же добродетели. Помочь тут могут только три вещи — магия, сила и смелость. Сказка о потерявшихся детях должна быть кровавой. И по крайней мере часть этой крови дети должны пролить сами. Если суть обряда заключалась в том, чтобы умереть, то суть сказки — в том, чтобы научиться убивать самому. Герой обращает острие обряда против его прежних исполнителей. Смекалкой и сноровкой побеждает нечисть.

Благодаря этому в игре есть несколько исключительно эффектных и изобретательных сражений/столкновений с боссами. В целом геймплей для Bramble — забота второстепенная. Но разработчики умеют организовывать не только живописные экскурсии по дому ужасов. У них получаются увлекательные погони, напряженные игры в прятки и лихие перебежки между укрытиями под скрипичным обстрелом.

Трехмерный платформинг иногда доставляет легкие неприятности. Скалолазание порой усложняется не слишком выгодными ракурсами камеры. Условный оператор ведёт себя крайне непредсказуемо. Камера регулярно меняет позицию и угол обзора. Снимает действие сбоку, сзади, сверху. Иногда следует за Олле по пятам. Иногда прячется где-нибудь на обочине дороги, будто следит за нами с недобрыми намерениями.

В конечном счёте, неоднозначность платформинга и шероховатости управления компенсируется впечатляющим изобилием чек-поинтов. Игра сохраняется после каждого испытания и между фазами больших сражений.

Нас она мучить не собирается, в отличие от своих персонажей. И эту снисходительность особенно наглядно демонстрируют головоломки-задачки почти ясельного уровня сложности, которые она нам предлагает с покровительственной улыбкой.

Но если подумать, в этом есть свой резон. Благодаря низкой сложности игру можно без раздумий рекомендовать детям младшего школьного возраста. Отличный получится обряд инициации — игровой и психологический. Пусть натерпятся страха и умоются кровью. Здоровее будут.

Northern Journey

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Говорят, чтобы победить свой страх, надо встретиться с ним лицом к лицу. Моя слабость — это насекомые и подобные им чудовища. Инсектофобия, арахнофобия, книдофобия, диптерофобия, паразитофобия — я собрал полную коллекцию.

"Северное путешествие" искалечило и закалило меня. В здешних лесах водится десять видов пауков-переростков! И ещё полтора десятка огромных членистоногих!

Насекомые омерзительно шуршат и жужжат. Покровительственная окраска маскирует их идеально. Пробираясь между деревьями, я даже не пытался разглядеть этих тварей в подлеске. Я пронзительно таращился в левый верхний угол экрана. Как только появлялась угроза нападения, там загоралась красная лампочка — временный запрет на сохранения. Тогда я выхватывал оружие и молниеносно отпрыгивал назад, как кот от змеи.

Но почему насекомых так много?! Это северное путешествие или тропическое? Или, может быть, палеозойское?

Очевидный ответ — начинающему разработчику-одиночке было легко мастерить жуков в Блендере.

Насекомых просто анимировать, — поясняет он, — Мы к паукам обычно не присматриваемся. Достаточно примерно воспроизвести их движения. Зверей оживлять гораздо сложнее. Люди замечают малейшие ошибки”.

В игре всё же есть несколько млекопитающих. Например, овцы... Нет, плохой пример. Они все обвешаны гигантскими паразитами. А над овцами вьются комары. Тучи огромных комаров! Как же я их ненавижу! Этот изнуряющий, деморализующий, монотонный гул их крыльев! В отличие от реактивных стрекоз они летают достаточно медленно. Но эти твари гораздо хитрее, чем вы думаете. Они как рапторы, охотятся стаями. Пока один отвлекает ваше внимание, другой подбирается сверху и впивается вам в голову!

Northern Journey — это трехмерная приключенческая стрелялка от первого лица. Игра мрачная и зловещая, веселая и сумасбродная, полная потусторонней жути и почти осязаемой красоты суровой северной природы. Игра населена нелепыми, невменяемыми, комично уродливыми персонажи. А её холодный, мокрый воздух будто бы дышит меланхоличным эмбиентом, напоминающим медитации Эдуарда Артемьева к “Сталкеру”.

Проходя NJ, мы наблюдаем невероятное путешествие её автора — слегка безумного норвежца Эйстейна Педерсена, который буквально смастерил игру из подручных материалов. Во время своих заповедных экспедиций он записывал звуки природы и собирал гербарий диких растений, а потом создавал из фотографий игровые текстуры.

Это делает рабочий процесс более увлекательным и полезным для здоровья, — уверяет Эйстейн, — Я обожаю хайкинг. Дикие пейзажи зачаровали меня ещё в детстве. Когда я был маленьким, мы с родителями много ездили по Норвегии. Я помню, как читал в машине “Властелина Колец”, а за окном проплывали огромные горы…

Сказочный фольклор стал огромным источником вдохновения для Эйстейна.

С обложки “Путешествия” на нас смотрят глаза болотного монстра. Это наккен, скандинавский водяной. Таким его изобразил на своей картине художник Теодор Киттельсен. Таким же он предстаёт перед нами в игре. Чудище патрулирует огромное озеро. Подплывает к самому краю и пялился на игрока своими гипнотическими бельмами. С приближением наккена солнечный свет тускнеет, как стынущая головня. В саундтрек вплетается новая баюкающая мелодия, и игрока всё сильнее тянет к воде, будто магнитом…

Не обошлось в игре и без ведьм. Первая встреченная нами колдунья соответствует современным, цивилизованным стандартам — черный наряд, пентаграмма на полу, котёл с зеленым варевом. А вот её родственницы — это уже настоящие хозяйки леса. Носы в потолок, титьки через порог, сопли через грядку. Не то люди, не то гады ползучие. Не живые и не мертвые. И одолеть их можно только безбожным колдовством.

Вы спросите, что вообще творится в этой игре? Да ничего особенного. Обычная провинциальная Норвегия. Наш герой плывет на лодке вдоль берега, терпит крушение и идёт искать помощи.

Кругом дикость, мистика и юродство. Погода — хуже некуда. Местное население — соль земли, коренной народ. На одухотворенно-пропитых лицах явные следы вырождения. Осматриваешься по сторонам и думаешь “Надо валить отсюда!”

Вскоре мы знакомимся со всезнающим и вездесущим волшебником. Он без труда мог бы решить свои и наши проблемы, но вот беда — засранец не хочет заниматься грязной работой. Поэтому он находит мужика покрепче и берёт его в кабалу.

Чародей эксплуатирует своего ассистента как может. Протагонист выходит из очередного испытания на негнущихся ногах, с расширенными зрачками, весь покрытый кровью и гемолимфой, контуженный, дизориентировынный (нужное подчеркнуть). А колдун сидит у обочины и посмеивается над нашими злоключениями. Он возникает из ниоткуда или подсылает к нам одного из своих зверей-фамильяров с дальнейшими инструкциями.

По сути, колдун — это сам разработчик, разговаривающий с игроком напрямую. Он отдаёт приказы, мотивирует, помогает, комментирует творящееся безумие, подначивает, провоцирует нас, иногда нехотя хвалит и поздравляет.

Он отправляет нас на самые невероятные задания, прокручивает через мясорубку. Кажется, что мы проходим обряд посвящения в шаманы, и нам хотят отшибить ум, довести до умопомешательства.

Нас заставляют отбиваться от кракена и демона сновидений, пробираться через ущелье под ураганной бомбёжкой, ловить привидений, убивать троллей, комаров и пауков.

Пауки водятся в 10 из 15 игровых зон. Просто вдумайтесь в эти цифры! И хуже всего пауки болотные. Они прячутся в зарослях осоки и атакуют бесшумно. Но самое страшное — они двигаются только когда вы на них не смотрите!

"Я помню работу над этими пауками, — говорит разработчик, — Когда я их тестировал, мне пришло в голову, что лучше поселить их на небольшом участке, а не распределять по всей зоне, как я планировал изначально. Гораздо лучше, если игрок ненадолго сосредоточится на этой проблеме, а потом перейдёте к следующей”.

Этому принципу следует вся 15-часовая игра. Её автор на каждом шагу предлагает игрокам что-то новое. Вот я беру штурмом крепость мертвых воинов. Драугры вылетают гурьбой из острога, как банда футбольных фанатов, допившихся до белой горячки. Несутся сплошной человеческой массой, из которой летят стрелы и копья. Через пять минут я в древней гробнице, истребляю ядовитых пауков. Вконец измученный, начинаю восхождение по склонам ошеломительно красивого фьорда. Любуюсь на поросшие соснами скалы и грандиозные водопады. Здесь тихо и спокойно, и убивать никого не надо.

А вот ещё один пример — "Кошмар в Прокисшем Лесу". Сделав два шага по этой локации, я сразу сказал себе: "Дело плохо!" Я оказался на дне ущелья, куда стекает вода с горных ледников. Меня со всех сторон окружал пышный, перепрелый лиственный лес. Идеальное место для засады. Вскоре я добрался до особенно густой рощи, и кроны деревьев спрятали от меня солнце. Это забытое Богом место кишмя кишело клещами!

Создать его мог только по-настоящему гениальный злодей. Клещи прячутся высоко над головой. Тихо сидят на ветках и поджидают жертву. Само собой, их очень сложно приметить среди листвы. Пытаться найти этих тварей — как разглядывать стереограмму. Чтобы увидеть картинку, надо правильно сфокусировать глаза. Но это ведь не слишком сложно, верно? Главное, смотреть в оба и не сводить взгляд с веток. Ха-ха. Не тут-то было.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Ведь у корней деревьев спрятаны яйца с почти дозревшими личинками. Подойдёте слишком близко, и они на вас набросятся!

Значит, игроку нужно смотреть вверх и вниз одновременно. Метаться взглядом туда-сюда. Заглядывать за каждый ствол. Продвигаться вперёд крохотными шажочками.

Клещей вокруг очень много, несколько десятков. И они не просто хотят вас убить. Если клещ добрался до вас, скинуть его вы уже не сможете. Он начнёт высасывать из вас кровь, пухнуть на глазах, надувать своё полупрозрачное брюхо. Потом он отпрыгнет назад, и во все стороны от него разлетятся новые яйца с новыми клещами!

Этот крохотный отрезок игры идеально сконструирован для того, чтобы на несколько минут превратить жизнь игрока в кромешный ад. Но после того, как кошмар закончится, мы больше не встретим в игре ни одного клеща. Только благодаря надежде на это избавление я смог выбраться из смертоносной рощи живым.

Богатство сказочных историй заключается не в композиции сюжетов, а в их изобретательных подробностях. Так и тут, базовый геймплей остаётся почти неизменным. Но игрок постоянно сталкивается в новыми препятствиями, попадает во всё более невероятные ситуации.

В сражениях Эйстейн сумел сбалансировать подвижность современных шутеров с методичной, боязливой осторожностью классических игр-подземелий. Игрок двигается очень быстро, и большинство врагов убивает с одного-двух выстрелов. Но перед нами стоят два препятствия — медленная перезарядка и неудобное прицеливание. В игре нет современного оружия, только средневековое. Эйстейн обожает всевозможные метательные снаряды, умеет кидать камни из пращи и стрелять из лука. А вот нам, игрокам, приходится учиться всему этому с нуля.

Герой вкладывает в гнездо камень и начинает раскручивать пращу. Если метнуть снаряд сразу, это значительно уменьшит урон. Надо как следует раскрутить петлю и рассчитать траекторию полёта.

Стрелы, топорики, копья более эффективны, но возможно их следует приберечь для проблем посерьезнее.

Все анимации выполнены со знанием дела. Умелые руки героя уверенно натягивают тетиву, с видимым усилием взводят арбалет, поудобнее перехватывают древко копья. Мы как сумасшедшие носимся по аренам от боссов, играем с пчелами в корриду, водим за собой хороводы врагов. Но каждый выстрел планируем вдумчиво и хладнокровно. Каждый увесистый бросок отмеряем как по линейке.

Ещё одна великолепная идея — одноразовые враги. Мы зачищаем каждую зону раз и навсегда. Гулять по лесу, который сам избавил от нечисти — редкое удовольствие. Кроме того, несколько первых уровней представляют собой огромные лабиринты, в которых легко заблудиться. Где есть враги — там мы ещё не бывали. Где их нет — там мы можем осматривать каждый закоулок без страха за свою жизнь.

Не подумайте только, что перед вами реалистичная симуляция выживания в дикой природе. Автор любит игровые условности и пользуется ими без стеснения.

В игре нет урона от падения. Прыгайте вниз хоть метров на десять — сэкономите время.

Сохраняются игроки вручную. Но в бою или рядом с врагами сохранения отключаются, чтобы мы ими не злоупотребляли.

Как в старинных шутерах, по всем уровням раскиданы зелья здоровья и амуниция для оружия.

Я хотел сделать линейную игру, в которой ничего нельзя пропустить, чтобы похвастаться перед игроками всем, над чем я работал”, — улыбается Эйстейн.

И похвастаться ему, безусловно, есть чем. Мы ныряем с аквалангом, ползаем по пещерам, взбираемся по отвесным склонам ледника, съезжаем на попе по бобслейной трассе, устраиваем бесноватые пляски у костра.

“Северное Путешествие” — это бескомпромиссное творение невероятно талантливого и трудолюбивого человека, который в любимый проект вложил все свои знания и интересы. Свою игру он мастерил с таким агрессивным энтузиазмом, что сопротивляться её обаянию практически невозможно.

Snufkin: Melody of Moominvalley

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Снусмумрик в палатке вырезал деревянную ложку, а может, и ничего не делал, сидел себе тихо и знал всё лучше остальных.


Снусмумрик всегда говорит хорошо и правильно, а когда остаёшься один, то и вспомнить не можешь, что он такое имел в виду, и неудобно идти переспрашивать. Да он вовсе и не отвечал на вопросы, говорил о чае и о погоде, покусывал трубку и издавал эти свои звуки, от которых кажется, что ты сказал что-то совершенно невозможное.


«И чего они все им так восхищаются? — серьёзно подумал хомса. — Он, конечно, стильно курит трубку. Или, может, они восхищаются, потому что он всегда может уйти и закрыться. Но вообще-то я делаю то же самое, и это никому не нравится. Наверное, это оттого, что я маленький».

"В глубине Ноября" Туве Янссон

У каждого фаната книг Туве Янссон есть свои любимые сюжеты, персонажи, шутки. Но среди всех этих переменных есть одна постоянная величина. Снусмумрик.

Все любят Снумумрика. Всем нравятся его стильный прикид и смелый образ жизни. Когда мальчишки Муми-тролль и Снифф впервые встречают Мумрика во второй книге, он немедленно становится для них непререкаемым авторитетом, воплощением свободы и независимости, подростком-полубогом.

Он играет на гармошке! Он курит! Он в одиночку путешествует по свету! Он сражается со стихиями и чудовищами! И никогда не задаётся.

Конечно, со временем идеализированный образ Снусмумрика начинает усложняться. Независимость превращается в нелюдимость, скромность — в неловкость.

Он предпочитает слушать музыку сфер, а не голоса людей. С головой уходит в свои мысли и чувства. Как всякого интроверта, его изматывает общение с окружающими, но доброе сердце не позволяет ему игнорировать чужие проблемы. Когда Мумрик понимает, что проявляет малодушие, мелодия у него в голове спотыкается и замирает. Он затыкает уши и пытается вспомнить ноты, но они не придут к нему, пока он вернёт уважение к себе.

Какой игровой жанр подошел бы Снусмумрику? Пожалуй, какой-нибудь меланхоличный, безмолвный платформер или визуальная новелла о встречах с глубоко несчастными людьми.

“Мелодия Муми-дола” — игра совсем другая. Это короткий и незамысловатый квест, ходилка-бродилка про сбор предметов и устранение препятствий. В такой игре я бы без раздумий отдал главную роль Муми-троллю. Этого косолапого доброхота хлебом не корми — дай кому-нибудь подсобить. С другой стороны, Муми-тролль неуклюж и бестолков, а Снусмумрик убийственно эффективен. Что если Мумрика мотивировать поисками его лучшего друга? Если подвесить ему перед носом такую морковку, он горы свернет.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

На протяжении нескольких часов мы гуляем по долине, встречаем местных жителей и выполняем их просьбы. На окружающий мир Снусмумрик влияет с помощью музыки. Разработчики превратили его в заклинателя зверей и настоящего гипнотизера. Игра объясняет, что местные меломаны помогают нам в благодарность за наши концерты. Но когда я подхожу к какой-то лесной малявке, пару секунд дую в дудку, и бедолага тут же бежит таскать для меня тяжести, я могу сделать только один вывод — Снусмумрик поработил его разум.

В коллекции у нас несколько инструментов.

Губная гармошка работает по зоне. Снусмумрик встаёт рядом с жертвой и начинает музыкальную проповедь, как монах в Age of Empires.

Флейта бьёт музыкой прицельно, и добычу нам приходится преследовать.

По барабану приятно лупить палочками — тем самым третируя папоротники, взрывая одуванчики, уничтожая муравейники. В общем, терроризируя округу.

Головоломки игра предлагает настолько банальные, что даже самую крохотную и податливую голову об них не сломаешь. А вот исследовать долину всегда интересно. Она красива, интерактивна и плотно заселена. Собирательство доставляет неизменное удовольствие благодаря компактности карты и обилию сюжетных наград. Неожиданно здорово работает стелс. Снусмумрик с законом никогда не дружил. Мы занимаемся идейным вандализмом под носом у полиции, и чувствуем себя героями-народовольцами.

“Муми-тролли” — очень необычная “детская” серия, потому что большинство книг в ней — взрослые. С каждым новым томом истории Туве Янссон становились всё более проницательными, болезненно живыми и безжалостно остроумными.

Сценарий “Мелодии” сшит из сюжетов нескольких книг. Но главным источником вдохновения служит “Опасное лето”, потому что это единственное произведение Янссон, в котором Снусмумрик проявляет общественную активность. В этой истории есть злодей — Сторож. И есть конфликт, который юношеская литература очень любит — порядок против свободы.

Снусмумрик ненавидит замки и заборы, правила и запреты. Поэтому он хочет уничтожить парк, больше похожий на тюремный лагерь. Мумрик пугает местного Сторожа до полусмерти, обращает его в бегство и с упоением ломает таблички “Не курить”, “На прыгать”, “Не смеяться”. Однако, самое интересное начинается в книге после этого. Потому что Снусмумрику приходится разбираться с последствиями своих действий.

Во-первых, выясняется, что Сторож и его жена содержали приют, и заботились о целой ораве детей. Заботились своеобразно и спорно, но старательно. Теперь все эти дети виснут на Снусмумрике, которого считают своим новым родителем.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

Во-вторых, за совершенное преступление полиция ошибочно бросает в тюрьму Муми-тролля и Фрекен Снорк.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

В-третьих, книга заканчивается вовсе не героическим триумфом благородного разбойника, а его арестом. Подняв руку на хемуля-сторожа, Снусмумрик бросает вызов всему обществу хемулей-обывателей, всей их грозной системе порядка и дисциплины. Полиция выносит ему приговор — написать слово “Запрещается” 5 тысяч раз. И только вмешательство добродушной хемулихи-мазохистки спасает Мумрика от пытки. Она берётся отбыть наказание за него, потому что запреты доставляют ей неописуемое удовольствие.

Все это служит читателям уроком. Невежество не избавляет от ответственности. На каждое действие есть противодействие. Заборы не появляются из ниоткуда. Сторож — это социальное явление. Семь раз отмерь, один раз поднимай бунт.

Игра заимствует этот сюжет и выхолащивает его. Снусмумрику приходится иметь дело с целой тоталитарной сторожевой машиной. Однако, стоит ему освободить очередной парк от табличек, и полицейские волшебным образом исчезают, будто мы зачистили вышку Ubisoft. Муми-тролль попадает в тюрьму независимо от наших действий. Свора ребятишек комично пристаёт к Снусмумрику, но пропитания от него не требует. И самое главное — победа над Сторожем решает все наши проблемы.

Из книг в игру перебралась множество персонажей.

Лучше всех у сценаристов получилась инфернальная Малышка Мю. Про эту оторву очень легко писать. По мнению Туве Янссон, мюмлы — это совершенная форма жизни. И Малышка Мю — самый яркий тому пример. Она знает чего хочет, делает что хочет. И умело избегает любых негативных последствий.

Остальным героям повезло меньше. Их роли ограничены парочкой реплик. К счастью, многим удаётся блеснуть своими недостатками. Ондатр — эгоист и брюзга. Снорк — невыносимый умник. Филифьонка — истеричная перфекционистка. Другие звезды просто отбывают номер, как гости фанатской конвенции.

Но даже в презентации персонажей игра не может удержаться от упрощений. На пляже мы встречаем невидимую девочку Нинни и выполняем её задание. С этим персонажем Янссон познакомила нас в одном своём позднем рассказе. Невидимость Нинни была не врожденной особенностью, а психологической защитной реакцией. Ужасное обращение окружающих заставило ребенка уйти в себя. И только терпеливая забота всего муми-семейства помогла Нинни снова стать прежней. Разумеется, у игры нет ни времени, ни желания разбираться в таких вещах. Мы встречаем Нинни и думаем: “Ишь ты! Даже невидимки тут водятся”.

Кроме книг игра вдохновляется ещё и классической серией газетных комиксов 50-х годов. Оттуда сюда перекочевали многие персонажи: братья-пираты, морской монстр, анютины пучеглазки, знаменитый вор-рецидивист Вонючка. Что игра не стала копировать — так это хаотичный, злой газетный юмор.

В комиксах муми-папа хлещет виски бутылками. Муми-тролль и Фрекен Снорк томятся в нездоровых романтических отношениях. А муми-семейство ради пары абсурдных шуток готово поставить на уши всю округу.

Игры про сказочную нечисть северных лесов — Bramble, Northern Journey, Melody of Moominvalley

В конце игры поверженный Сторож говорит: “Я просто хотел сделать Муми-дол лучше”. А разгневанный Снусмумрик отвечает: “Он и так был идеальным!”

Муми-дол никогда не был идеальным в книгах или комиксах. Потому что идеалу невозможно сопереживать. Над ним не интересно смеяться.

Но на свете есть идеальный Муми-дол — это парк развлечений в Финляндии. В своё время “Дисней” безуспешно пытался купить права на муми-троллей. Но нынешние владельцы успешно провели диснеизацию бренда без посторонней помощи. Коммерчески оптимизированная Муми-долина — это статичный мир идиллической анархии. Схематичный, беспечно сентиментальный, местами остроумный, самую капельку трансгрессивный.

Я не думаю, что это плохо. Но мне, ворчливому Ондатру, кажется, что передо мной стоит пирог Муми-мамы, из которого дети Мюмлы выели почти всю начинку. А я хотел съесть её сам!

“Мелодия” — милая детская игра. Я однозначно рекомендую её всем, кто хотел бы познакомить юное поколение с муми-троллями. Но в первую очередь я обращаюсь ко взрослым, которые встретились с героями Туве Янссон впервые или успели всё о них позабыть — исследовав эту долину, перебирайтесь в следующую, книжную. Там вас ждут настоящие чудеса.

PS

24
4
7 комментариев