Как я возненавидел и полюбил дилогию Kingdom Come Deliverance
120 часов страданий в технодемке под названием Kingdom Come Deliverance, чтобы потом безумно влюбиться в Kingdom Come Deliverance 2. Стоило ли оно того?
Оглавление
- Kingdom Come Deliverance - страх и ненависть в средневековой Богемии.
- Недружелюбие игры или Kingdom Come Deliverance тебя ненавидит
- KCD - это Oblivion дома, но без автолевелинга
- Kingdom Come Deliverance - это классная PRG! Но ненадолго
- Реалистичная Боевая система хороша только на бумаге
- Хороший сценарий, которому тяжело сильно увлечь
- Дополнительные задания радуют...
- ...но они легко могут потеряться и забыться
- DLC хорошо наполняют игру контентом
- Юмор - это очень важный элемент в любом произведении
- Kingdom Come Deliverance - Итоги
- Kingdom Come Deliverance 2 - как я перестал ругать и полюбил Kingdom Come Deliverance
- Когда бюджет удовлетворяет амбиции
- Ролевая система работает на полную
- Упрощение в угоду динамики и удобства
- Меч - это База
- Каждый квест - золото
- Настоящая История Рыцаря
- Второй акт KCD2 - это Absolute Cinema
- Внутри Индро из Скалицы
- Ложки дегтя в бассейне с мёдом
- Kingdom Come Deliverance 2 - Итоги
- А стоит ли играть в первую часть?
- Дилогия Kingdom Come Deliverance. Итоги. Окончательные.
Kingdom Come Deliverance - страх и ненависть в средневековой Богемии.
Начало этого, 2025 года, у меня прошло под знаменами средневековой Чехии: я решил собраться и пройти первую часть Kingdom Come Deliverance (далее KCD), а затем, пойти во вторую. Стандартная схема по зачистке бэклога, плавно перерастающего в прохождение выходящих сиквелов, которую я практикую уже не первый год.
Это было мое не первое знакомство с KCD1. Лет 5-6 назад я пытался играть в неё на обычной PS4. Что уже было большой ошибкой. Трудно описать свой опыт, потому что я даже не смог сбежать из Тальмберга, а это еще пролог (а перед этим я еще умудрился сгореть в тюрьме Скалицы). Опыт был тяжелый - ужасная производительность, баги, неудобство во всем. Поэтому тогда я с чистой совестью игру бросил. Сейчас же взялся и решил начать все с нуля. И уже на PS5, и на этот раз до конца. Я надеялся, что до конца.
Недружелюбие игры или Kingdom Come Deliverance тебя ненавидит
Немного прелюдии. Что из себя представляет KCD? Это относительно реалистичный и довольно хардкорный (в какой-то степени и до поры до времени) симулятор средневекового парня по имени Индро (Генри в английском дубляже), который волей судьбы вынужден закончить мирную деревенскую жизнь и встать на путь воина, оруженосца и в итоге рыцаря.
Как это проявляется в игре? Игра будет вас насиловать и ненавидеть. Индро постоянно должен спать и питаться, должен следить за своей чистотой и внешним видом, должен уважать местные законы, должен как-то зарабатывать и должен знать свое место и понимать, что он обычная челядь.
Но это полбеды. Главное - Индро бестолочь. Он не умеет буквально ничего. И это проявляется в геймплее. Первые часов 20-30 игры - это боль, страдания и слезы. У вас не будет получаться ничего, абсолютно. Взлом замков, который и так не очень удобный и требует привыкания, будет казаться пыткой. Все попытки убеждения будут пресекаться, все битвы даже 1 на 1 с обычным бандитом в ватнике с дубинкой будут казаться битвой с Исином Асиной из Sekiro. А два противника, даже если это обычные крестьяне с дубинками, будут абсолютно непроходимы и они за считанные секунды будут вас развоплощать. И игра не церемонится, и по главному сюжету довольно быстро бросает вас против превосходящих по силе и количеству врагов.
Помимо этого игра сама еще максимально не дружелюбная. Сохраняться можно только во время сна (и не на всех кроватях), или при выпивании специального напитка - Спасительного Шнапса, которого по-началу не очень много и единственный способ им разжиться - покупать на деньги, которых заработать та еще морока. Никаких быстрых сохранений, автосохранения только при принятии и сдаче квестов, все остальное время - на совести игрока, выживай. Несколько раз игра меня очень сильно наказывала, когда я вроде как смог немножко продвинуться вперед, натыкался на засаду, где меня уничтожали за секунду.
И, казалось бы, мало этого, так у игры еще наблюдается странный инпут лаг, где каждое действие происходило через полсекунды-секунду, после нажатия, что на первых порах, особенно в битвах, пока вы слабы и не разобрались, смертельно. Да и сам Индро все делает ОЧЕНЬ МЕЕЕЕДЛЕЕЕНО, неспешно, нерасторопно, что еще сильнее замедляет любое действие, которое вы хотите совершить.
KCD - это Oblivion дома, но без автолевелинга
На этом этапе я горел, сильно и яростно. И бросал игру два раза. Но что-то заставляло вернуться. Наверное остатки геймерской чести и гордости, которые не могли позволить какой-то "игрульке" одержать верх.
Вернувшись после второго "дропа", я выдохнул и решил поизучать, как я могу хотя бы немного упростить себе игру. Решение нашлось в панели "Навыки" и паре гайдов, которые я смотрел, в попытках понять, почему я так плох. Оказалось, Kingdom Come Deliverance - это Oblivion. Точнее The Elder Scrolls, но для меня Oblivion, слишком они похожи по своей атмосфере и по духу. Прокачка в игре основана на улучшении навыков - чем больше занимаетесь определенной деятельностью, тем лучше становитесь в определенном навыке и открываете новые перки, которые ЗНАЧИТЕЛЬНО упрощают игру. Пособирал много цветочков - и вот, ты уже весь пропах их ароматом, что повышает твое убеждение. Помучался над взломом замков, сломал пару десятков отмычек - вот тебе пара уровней и навык, которые делает отмычки гораздо крепче. И так в каждом навыке. То есть занимаясь абсолютно не боевыми занятиями, мы становимся сильнее, лучше, тем самым упрощая жизнь в целом в остальном. При этом не нужно бояться, что враги за это время станут в разы сильнее, здесь проблем Oblivion нет.
Но этого было мало, поэтому я пошел тренироваться, благо, чуть пройдя по сюжету, мы можем устроить тренировочный бой без ограничения по времени для оттачивания навыков. И вот тут я сидел часа 3 реального времени, старался и пытался понять местные "тайминги", принципы боевой системы, как выживать в бою и как выходить из боев победителем. Попутно, получая оплеухи и нанося их, прокачал чуть ли не десяток уровней навыка силы, ловкости, живучести, став куда более крепким и живучем парнишкой. Что уже неплохо для начала игры.
Kingdom Come Deliverance - это классная PRG! Но ненадолго
Таким образом, спустя эти часы долгого и упорного труда, я смог накопить некоторые гроши, научился читать, купил неплохую броню и... я стал получать от игры удовольствие! После 30 часов буквально мучений и продирания сквозь всю боль и унижение, Индро наконец-то встал с колен, перестал был грязным крестьянином, и стал, вполне себе уверенным солдатом под командованием местного пана.
В этот момент я начал получать неимоверный кайф от игры: я научился выживать в битвах с двумя и тремя врагами, без особых проблем грабил дома и людей, копил деньги, варил множество зелий сохранения, и смог наконец-то разговаривать с людьми, убеждать их, выбивать лучшие награды, или раскрывать дополнительную информацию по заданиям, а некоторые конфликты решать без применения насилия. Прям как в настоящей Ролевой Игре! Игра раскрылась, казалось мне!
Но ощущение эйфории закончилось очень быстро. Часов через 10 пришло понимание, что игра совсем ничего не может предложить мне в качестве сложности. Я не просто способен сражаться против 2-3 человек, я способен выдерживать сражение против 5, 10, 20 и 30 врагов и выходить победителем. Я накопил 50 тысяч грошей продавая снаряжение с убитых, купил самые лучшие доспехи, и мне некуда тратить деньги, а они все идут и идут ко мне в карман.
Я настолько преисполнился, что никакой замок на сундуке или запертая дверь не остановит меня, и я способен обнести даже местных панов и не попасть в лапы закона. А если даже стража меня заподозрит, мои сладкие речи настолько обольстительны, что любой стражник будет мне улыбаться и желать хорошего дня, пока я граблю этого стражника в тот же момент. А боевая система, которую я так долго тренировал, оказалась попросту бесполезна!
Реалистичная Боевая система хороша только на бумаге
Смотрите сами: игра предлагает нам в сражениях атаковать врага с 6 разных направлений, делать комбинации ударов, идеально уворачиваться, парировать атаки или же проводить опасные контратаки. Все это, в теории, должно превращать сражения в настоящие средневековые поединки.
Если не одно НО! Это работает ТОЛЬКО в битвах 1 на 1, когда 95% битв мы будет биться в одиночку против нескольких врагов, среди которых и лучники, и даже собаки, которые вас станят. И вся эта боевка попросту перестает работать, так как вы больше думаете о выживании и о том, чтобы вас не окружили, а не о том, с какой стороны лучше атаковать врага. По итогу все сражения проходят по одному сценарию - вы, в мощнейшей броне, бросаетесь в атаку, берете врага в клинч и через него быстро оглушаете и добиваете врага. Все. Никаких сложностей.
Даже оружие, при всем его разнообразии бесполезно, кроме молотов. Меч по-началу кажется отличным средством ведения боя, но довольно быстро закованные в броню враги заставят вас передумать. И тут выходит молот, который за счет ударного урона хорошенько встряхивает мозги противникам, оглушая их, и пробивая все их доспехи. А учитывая, что вы танк, вы просто идете и давите врагов, не оставляя им шансов.
Из-за этого битвы перестают доставлять удовольствие. И игра становится очень репетативной и скучной - долгие скачки из точки А в Б и постоянные однотипные сражения с неминуемой победой. А в игре с открытым, большим миром это прям проблема. В какой-то момент я натурально стал засыпать от игры - настолько все скучно и однообразно было, и не приносило никакого удовольствия.
Хороший сценарий, которому тяжело сильно увлечь
Помочь с этим должен был сюжет и сайд квесты. К сожалению, их интересность и качество очень сильно скачет. Основная история показывается путь нашего подопечного от обычного сына кузнеца, до воина и верного панского оруженосца, слуги и верного воителя. Мы будем и шпионом, и монахом, и героем-любовником, и спасителем деревень, и побудем во вражеском плену. Но до этого надо еще дожить.
Игра ОЧЕНЬ медленно разгоняется, и первые часы вы натурально будете на побегушках у местных панов. Время от времени, для разнообразия, игра даст поиграть в детектива и не раз, и это одни из лучших моментов истории. Поиск улик, свидетелей, завоевание доверия, проверки ваших навыков и поиск виновных. Детективная линейка в том же монастыре - очень крута и отлично проработана с точки зрения аутентичности и социального стелса, хоть и невероятно душная по геймплейным механикам (у которых есть смысл, но играть в это устаешь очень быстро. Интерес не способен нивелировать особенности монастырской жизни).
Вообще, если так посмотреть, Kingdom Come Deliverance - это один большой средневековый детектив. Практически всю игру мы, в попытках навести порядок в окрестностях, мы будем преследовать неизвестных супостатов, чтобы в итоге выйти на целый заговор сторонников короля Сигизмунда, которые решили изнутри разобраться с одним из его противников. Допросы, поиск улик и свидетелей, проникновения под прикрытием в запретные зоны - все, ради того, чтобы выйти на след главного злодея. И это довольно увлекательно и продуманно, этого не отнять.
Другой важной частью истории являются уже сражения и война, которые являются неотъемлемой частью сеттинга. Здесь и масштаб, и постановка какая-никакая, режиссура. В эти моменты игра внезапно из медленного и неспешного приключения превращается в настоящий рыцарский эпос! И сам Индро раскрывается, показывается как он в целом растет над собой, как из обычного деревенщины превращается в воина, как учится премудростям взрослой и суровой жизни, и учится что значит быть мужчиной.
Обидно, что этой постановки и бюджета хватила на на многое. Большую часть истории и квестов мы будет наблюдать бесконечные диалоги с нулевым действием. Нет, диалоги интересные, погружаться в перепетии политики и интриг раздираемой гражданской войной Богемии занятно, но в данной ситуации опять таки - очень скучно. Слишком бюджетная игра, приходится мириться с этим. Отсюда и бесконечный театр говорящих каменных голов.
Дополнительные задания радуют...
С квестами тоже не все гладко. Как уже отмечал, очень много заданий в игре максимально банальны и просты: охота на зверей, бандитов, половцев, кража. К счастью, светлые пятна есть, и их ценишь. В игре все-таки хватает квестов с хорошими историями, которые увлекают и запоминаются. Тут и поиск еретиков, ограбление конвоя с деньгами, расследование появления некогда осужденного ловчего в любовном треугольнике, помощь палачу стать счастливым (и устроить самую "веселую" казнь) и много другое. Здесь хватает и вариативности, и разных путей решения ситуаций, и местами неплохого юмора.
И главное, эти квесты показывают и рассказывают о разных слоях местного населения, они о людях в первую очередь и их жизни. Вот у нас кузнецы, которые решили выяснить кто лучший мастер на деревне, и от результата их спора зависит, кто останется главным ремесленником. Вот местные шарлатаны, которые пользуясь доверчивостью людей пытаются зарабатывать. А вот здесь у нас паны и пани, высшее общество, со своими традициями и мероприятиями, которые должны пройти без сучка и задоринки. А вот здесь церковники, которые стараются помогать несчастным рассеивать разные еретические мысли, направлять по пути Господа, и в то же время распространять веру и не забывать набивать карманы,. И мы покажем и засунем наш вездесущий нос в каждое из этих сословий.
Warhorse очень хорошо поработали здесь с точки зрения создания максимально правдоподобного и аутентичного общества средневековой Европы. Строения, образ жизни, речь, поведение, манеры общения - полное погружение. И в квестах это проявляется еще больше, когда начинаешь общаться с теми или иными персонажами и раскрывать различные детали. Не просто так в игре есть огромный справочник/энциклопедия, которая пополняется в течение игры и предоставляет действительно огромный пласт исторической информации.
...но они легко могут потеряться и забыться
Жалко, что это легко теряется на общем фоне игры, её неспешности и количеству рутины в ней. Пока перемещаешься из точки А в точку Б (а это нужно в практически всех квестах, привыкайте), на тебя раза 2-3 нападут из засады или остановят не очень благородные бандиты, которых развелось в невероятных количествах в окрестностях Ратае и Тальмберга. Повезет, если вы уже прокачанные, и такие встречи можно либо легко проигнорировать, либо без особой сложности разнести. Но если вы еще не постигли всех таинств выживания и нанесения максимального урона в кратчайшие сроки в этой игре, каждая такая встреча может стать фатальной. Особенно во второй половине игры, когда враги становятся злее.
Но если вы в самом расцвете сил, тут проблема приобретает другой оборот: одна засада, вторая, и вот вы уже перегружены лутом и дорогим снаряжением. И вы возвращаетесь в замок, отмываетесь, чините все набранное, продаете, отдыхаете, снова пытаетесь добраться то точки Б, и снова попадаете в эту ловушку бесконечного заработка денег. В какой-то момент я даже забыл, что мне надо делать квесты, и на автомате ездил от засады до торговца.
Современные проблемы требуют современных решений. Пришлось взять себя в руки, плюнуть на все это, начать игнорировать, ибо вся игра стала как вторая работа. Кто-то скажет, что "зачем участвовать во всех схватках, можно же игнорировать и убегать"? Ну да, но нет. Считайте это мышечной памятью за годы игр в РПГ: вижу цель, вижу лут, вижу опыт, не вижу препятствий. Ни один рандом энкаунтер не должен уйти безнаказанным!
DLC хорошо наполняют игру контентом
Говоря о квестах, затрону тему ДЛС. У игры была неплохая пострелизная поддержка, которая добавила немало нового контента, как сюжетного, так и геймплейного. Три дополнения были геймплейными и давали новые события и режимы игры:
- Турнир в Ратае стал очень неплохой возможностью хорошенько прокачивать навыки и довольно рано получить один из лучших доспехов в игре (да и вообще, это ДЛС отлично вписывалось в тематику);
- Жесткий режим режим дал новую причину перепройти игру тем, кому мучения, долгая и тяжелая начальная прокачка и преодолевания в первые пару десятков часов игры показались слишком легкими. Теперь они могут максимально иммерсивно, с множеством дебаффов повторить это вновь, без интерфейса, без различных показателей на экране, карты. Удовольствие, на мой взгляд, сомнительное, но кому-то нравится;
- Из пепла - давало возможность превратить игру в симулятор главы деревни. После определенного сюжетного момента мы получим во владение руины одной деревеньки, и теперь должны её восстановить, заселить и вернуть в процесс сбора податей для нашего лорда. Это ДЛС выглядит как некое решение проблемы с огромным количеством денег у игроков. Восстановление деревни стоит около 50 тысяч, требует достаточно побегать по карте, искать поставщиков материалов, мастеров, жителей, чтобы в итоге получить небольшой населенный пункт с парой магазинов, и небольшой, но забавной цепочкой квестов местного рихтаржа, который вынужден решать проблемы и скандалы местных жителей.
В целом неплохие ДЛС, которые просто давали большей возможностей в игре и возможности потратить в игре ЕЩЕ больше времени.
Три другие ДЛС были сюжетными и представляли гораздо больший интерес, как по мне.
- Шайка ублюдков рассказывало историю банды наемников, лидер которой был в долгу у пана Радцига Кобылы. Мы присоединялись к этой банде, чтобы помочь патрулировать местные окрестности и защищать владения Кобылы. И это, на мой взгляд, довольно простое и неинтересное ДЛС. Да, у нас здесь есть некая интрига, есть забавные персонажи и крутые постановочные моменты. Ну и основная идея дополнения - о чести, долге, важности держать слово до конца, уважении и верности неплохо демонстрирует особенности того времени. Но вот наполнение ДЛС скудное. Оно состоит из 3-4 поездок в группе этих наемников с последующими сражениями. Неплохими сражениями, спору нет, хорошо поставленными и обоснованными, но не более. А когда вы еще и перекачаны, эти битвы представляют их себя мало сложности и интереса.
- Женская доля состоит из двух частей, и рассказывает о тяжелой судьбе и жизни женщины в эти суровые времена. Первая часть расскажет о Терезе - нашей знакомой из Скалицы и о том, что с ней было в тот злополучный день, когда половцы напали на наш дом. Вторая же часть повествует о другое девушке - монахине Йоханке, так же выжившей при атаке на Скалицу, которая поселилась в Сазавском монастыре и слишком ударилась в веру. Это начинает довольно длинную цепочку квестов, посвященных церкви, вере, святости, раскаиванию, содержит много диалогов, расследований, ходьбы, и в целом вышло, на мой взгляд, достаточно интересным, познавательным, в меру драматичным и даже, я бы сказал, душевным.
- Амурные приключения Яна Птачека я считаю лучшим. В нем мы помогаем нашему дорогому Яну Птачеку, укротителю женских сердец, завоевать сердце новой девушки. Поэтому, как верный друг и слуга, нам придется поучаствовать в преступном турнире по костям, помочь отомстить рыцарю, поставить одну деревню на уши от ужаса проклятия, и закончить все невероятно идиотской, но очень смешной ночной серенадой под окнами, где умение не получить по лицу от нескольких рассерженных батраков важнее, чем умение красиво петь песни.
Юмор - это очень важный элемент в любом произведении
На мой взгляд, третье ДЛС стало тем, чего мне очень не хватало в целом в игре. Оно было легким, веселым, по-хорошему идиотским и смешным. Оно давало нам то, чего игре сильно не хватало - юмора. Да, в игре были веселые и забавные моменты, в которые попадал Индро, но на фоне общего количества событий и историй, таких ситуаций было преступно мало.
Почему я так акцентирую на этом внимание? На мой взгляд, юмор - это очень важная часть практически любой истории и приключения. Каким бы мрачным, жестоким, суровым, непрощающим был мир, несмотря на все тягости и мучения, которые преодолевает протагонист, если бесконечно давить серьезное лицо, заваливать зрителя мраком и ужасом, это очень сильно может наскучить, надоесть, и сделать все происходящее слишком фальшивым. Не может человек выносить бесконечный поток трудностей, без капли света и отдыха, он просто свихнется. Юмор же, хорошо показанный/рассказанный, дает такую передышку, отдых как персонажу, так и зрителю, делая героев и мир более живым, человечным. Не зря в тяжелых ситуация люди часто шутят, чтобы разрядить обстановку.
Возьмем для примера ту же Baldur's Gate 3. За что я люблю Larian, так за то, что они милые балбесы. Некоторые очень не любят их за то, что они частенько превращают все в фарс, цирк, клоунаду. Да, начала их игр часто переполнены этим, но с годами они научились более адекватно и сбалансировано демонстрировать свою "отбитость". И это отлично дает, в той же BG3, прочувствовать персонажей, познакомиться с ними, начать их любить, чтобы в дальнейшем, когда градус событий и серьезности увеличивается и юмора становится очень мало, все эти герои-балбесы стали вам как родными.
Или возьмите ту же серию Mass Effect. Трилогия о спасении галактики, древних расах, космических войнах, когда жизнь миллиардов живых существ висит на волоске от успеха небольшой команды сорвиголов, жизнь которых сама зависит от действий игрока. И вся эта кучка странных, но отчаянных гуманоидов нет-нет, да подшучивает друг над другом, разыгрывает, подчеркивая свои индивидуальности, и старается выпускать пар. Из-за чего вы влюбляетесь в этих идиотов. И абсолютный катарсис вы получаете в ДЛС "Цитадель". Вам предстоит битва за всю разумную жизнь в галактике, ставки высоки как никогда, у вас выдается небольшая передышка, которую вы решаете провести со своей командой, с которой прошли через огонь и воду. И это настолько смешно, весело, душевно и незабываемо, что ты смеешься во все горло и еще сильнее влюбляешься во всех этих идиотов. И это чувство только усиливается от грядущей катастрофы.
Именно поэтому я считаю, что юмор очень важен в играх. Еще раз - в меру, но важен. И ДЛС про Яна Птачека идеально выполняет свою роль, предлагая нам веселое и небольшое приключение, позволяющее лучше узнать пана Птачека, поучаствовать в странных, но забавных активностях и просто-напросто, выпустить пар. Легко и непринужденно. И в этом огромная победа этого ДЛС. И хотелось бы побольше подобных моментов в основной игре, чтобы игра чаще давала нам веселье и отдых, вместо бесконечного перемещения из одного края карты в другой с постоянными сражениями и диалогов между каменными лицами.
Kingdom Come Deliverance - Итоги
После прохождения игры у меня были смешанные чувства. С одной, у игры огромное количество минусов и проблем, которые отбивают желание и интерес играть, что, на мой взгляд, серьезнейшая проблема. Проблемы с боевой системой, слишком несбалансированность всего, отсутствующая экономика, слишком быстрое становление непобедимым, много рутинного и однообразного контента.
С другой - за всем этим определенно ощущался потенциал и невероятное желание сделать игру мечты. Вавра и Ко поставили перед собой довольно амбициозную цель и хотели реализовать очень много. Но, судя по всему, и опыта и бюджета на полную реализацию своих "хотелок" у них не хватало, в итоге получилось так, что в игре есть много всего, но оно все очень сырое, не доведенное до ума, и не чувствуется целостности. Ты буквально сначала не умеешь ничего, а потом игра ничего не может предложить в ответ. Вроде и предлагает интересные истории, но количество однообразного контента и общей низкой скорости повествования хоронят этот под собой.
И все равно в этом есть свой, не знаю, шарм? Под конец игры у меня особо не осталось эмоций и сил, что либо выражать. Ярость и ненависть? Их я уже прошел. Эйфория, кайф и удовольствие? Оно кончилось 70 часов назад. Осталось наверно неудовлетворенность, усталость, вымотанность, и наверно даже немного разочарование. Концовка, к которой так долго шел оказалась лишь началом основной, более глобальной истории, о которой нам твердили на протяжении всей игры.
Практически вся игра - это один большущий пролог, где по большей части нам представляют все фигуры на шахматной доске, раскрывают различные стороны в основном конфликте того времени, и готовят нас выпустить в основной, так сказать, мир, где уже будут творится исторические события. И грубо говоря, с глобальной точки зрения, сюжета в игре не так и много, и вся игра служит именно знакомством с нашим героем, основными союзниками и злодеями, до которых нам когда-то надо будет добраться. И это довольно сильно бьет по тебе: ожидал большего, а получил вот это. Еще и кончается игра, буквально на самом интересном. Такие дела.
Что я могу сказать по итогу? Плохая ли это игра? Отнюдь, это не плохая игра. Она нормальная, даже хорошая, знаете, баллов 7 из 10, если мы смотрим на десятибалльную систему. Но для меня она не стала чем-то выдающимся и осталась скорее, как я заметил в начале этого текста, такой "технодемкой" - обкаткой идей, которым требуется полировка, изучение возможностей команды разработчиков и технологий, как в свое время был Oblivion. Сырой, кривой, сломанный, но все-таки затягивающий, чем-то цепляющий, но не всех. А в случае с KCD - еще и с задатками неплохой истории, которая должна продолжиться и вылиться во что-то куда большее.
А как она продолжилась, это отдельная история, под названием...
Kingdom Come Deliverance 2 - как я перестал ругать и полюбил Kingdom Come Deliverance.
Главный тезис, который сложился у меня в голове во время и после прохождения второй части приключений Индро звучит так: Kingdom Come Deliverance 2 - это Mass Effect 2 от мира Kingdom Come Deliverance. И в отличие от второй части приключений Элой, в данном случае это сравнение куда больше подходит и полностью раскрывает то, насколько игра изменилась. В лучшую сторону, на мой взгляд.
Когда бюджет удовлетворяет амбиции
Сиквел не церемонится с игроком, стартует с момента окончания первой части и сразу бросает нас в пучину приключений. Первое что сразу бросается в глаза - бюджет, точнее его наличие и в немалых количествах.
Уже с первой катсцены видна и улучшенная постановка, и режиссура, и масштаб, и анимации всего и вся, и гораздо более живые и активные персонажи, которые активно жестикулируют и взаимодействуют друг с другом. Вокруг происходит множество всего, глаз не успевает уследить. А Индро перестал быть тем чурбаном и деревом, с каменным лицом, не демонстрирующим ни капли интеллекта. Все это мы прошли в первой части. Теперь же наш протагонист не простой крестьянин, он верный воин, оруженосец и рыцарь, которые много и умеет, и понимает, и знает. И это кардинально меняет все происходящее.
Он не стоит в стороне, постоянно принимает непосредственное участие во всех событиях, предлагает свои идеи, спорит, уговаривает, иногда доходит и до драки, которую сам Индро и спровоцировал специально (а иногда случайно). Индро ощущается невероятно живым благодаря и актерской игре Тома Маккея. И что бы еще сильнее подчеркнуть его живость, наше подопечный всегда оказывается в множестве интересных ситуаций, из которых приходится выпутываться и пытаться по разному впечатлять людей. В Индро натурально влюбляешься - в этого отчаянного сорвиголову, героя-любовника, рыцаря, разбойника, джентльмена, сказочного простофилю и идиота.
Но чтобы наш Индро не слишком выделялся благодаря такому улучшению, его окружение под стать ему. В игре огромное количество персонажей, как дружелюбных, так и нет, с которыми нам придется контактировать и взаимодействовать. И они тоже не промах: здесь и убийцы, и полководцы, и короли, и воины, и ученые, и безумцы. Каждый уникален по своему, играет свою роль в истории, и не уступает нашему герою по уникальность и интересности. Диалоги в игре очень сильно выросли и стали куда более нагруженными, замороченными и интересными. Они стали под стать персонажам, они натурально раскрывают говорящих.
В первой KCD я с трудом вспомню какой-нибудь диалог или персонажей, кроме Богуты, с которым были интересно разговаривать. Все диалоги были довольно суховаты, однообразны, а ролевая система редко давала что-то сделать. Теперь все иначе. За диалогами пройдет добрая часть игры и они отлично работают на историю. Они очень живые, эмоциональные и продуманные. Персонажи не стесняются в выражениях, в колкостях, блистать знаниями и умениями, как и мы.
Ролевая система стала более продуманной, и теперь практически в каждом диалоге мы нет-нет, да и можем показать наше превосходство в чем-либо. Не просто в обычных навыках красноречия, запугивания, обольщения, но и других: показать свою экспертность в вопросе истории, алхимии, кузнечного ремесла, воровства, алкоголизма (очень важный навык в этой игре кстати). И каждая такая реплика может привести к неожиданному результату, а провалы в проверках этих навыков часто приводят к неостановимому смеху и стыду от действий Индро, со словами "ааа, какой ты дурак, е* твою мать!".
И это замечательно! Именно так и должно быть, именно так и должны работать диалоги и ролевая система в РПГ - вместе, рука об руку.
Ролевая система работает на полную
Раз уж затронул ролевую систему, то пару слов о ней. Она не особо изменилась с первой части, мы все так же качаем прорву навыков и характеристик занимаясь определенными делами, открываем перки, улучшающие их, и качаемся лучше. Но теперь все стало заметно легче и быстрее. Под конец первой части Индро перестал быть тем деревенским увальнем, которые бежал к мамочке, получив удар в нос. Он теперь закаленный в боях воин и эксперт во многих специальностях. Поэтому начинать все с самого начала во второй части было бы глупо. Поэтому господин Вавра решает в начале игры сильно ранить нашего героя, из-за чего он теряет много навыков и должен восстанавливать былую хватку.
Но опыт, как говорится, не пропьешь. Руки помнят. Поэтому мы мало того что начинаем не с самого нуля по всем навыкам, но еще и в целом не такой позорный лох, и можем без особых проблем заниматься всеми активностями. То есть то ужасное, тяжелое, мучительное начало первой части можно забыть как страшный сон - его практически нет. Да, местами придется немного привыкать к новым механикам и особенностям, но в целом период адаптации и преодоления "барьера страданий" стал чрезвычайно мал.
Навыки качаются очень быстро, а перки стали гораздо полезнее (по крайней мере большая часть). Я помню, как в первой части долго и мучительно качал навык алхимии, раз за разом делая одно и тоже снадобье, чтобы хоть немного улучшить умение. Теперь же с самого начала Инрджрих, словно заправский повар, варит сразу по несколько зелий за раз, а уровень навык растет как на дрожжах.
В начале игры я улучшил навык алхимии чуть ли не на 4-5 уровней за минут 30 реального времени. Вот настолько быстро здесь растут навыки. По крайней мере до определенного порога. Максимальный уровень теперь 30 вместо 20, и после уровня 20 так или иначе все замедляется, но это уже и не так важно, так как после 20 уровня прокачка не особо и важна - нет новых перков, а остаются только самые ненужные, ситуационные, малополезные.
Упрощение в угоду динамики и удобства
Немалую роль в скорости прокачки играет в целом сильное упрощение игры и доведение её механик до ума. Первая часть, как я уже отмечал, отличалась невероятной неспешностью - Индро медленно, размеренно делал абсолютно все. В какой-то момент я просто не смог даже смотреть на алхимический стол - настолько мне осточертели эти доооолгие, затянутые анимации, как наш герой тянется к травам, переворачивает часы, ждет закипания отваров, переливает все во фляги. Это был ужас. Не забывайте про инпут-лаг.
Но не теперь. Сейчас Индро четкими, резкими, уверенными движениями мгновенно делает все, из-за чего та же алхимия становится чуть ли не автоматической. Раз-два-три, готово! Даже не смотря на то, что алхимия стала посложнее, детальнее, с новыми мелочами, "таймингами" (на github я находил целое руководство, как ИДЕАЛЬНО сделать каждое зелье, и в какой именно момент времени надо добавлять ингредиенты, переворачивать часы, чтобы вышел идеальный результат). Из-за того что она отлично сделана и продумана, она стала очень отзывчивой и приятной. Касается это и скачек на лошади, и стрельбы (учитывая что теперь появились арбалеты и ручницы с мортирами, стрелять стало гораздо удобнее и легче), и стелса со взломом, и кузнечного дела - новой очень классной ритм-мини-игры, в которой можно залипнуть на долгие часы.
Сильнее всего это ощущается в боевой системе. Она тоже подверглась и изменениям и упрощениям. Теперь у нас только 4 направления удара, вместо 6, а контратака, или так называемый "мастер-страйк" есть только у мечей. Появилось больше оружия, отдельный тип древкового оружия, новые связки, а в ближнем бою новые приемы и заломы.
С одной стороны, можно сказать что уменьшение направлений атак компенсируется увеличенным количеством оружия и ограничением "мастер-страйка" мечами, но это не так. На самом деле боевая система в этой игре сломана еще более сильно, чем в первой части. Вам НИЧЕГО не нужно, кроме меча и его "мастер-страйка". Вообще.
Меч - это База
Дело в том, что в KCD2 меч стал ультимативным оружием благодаря "мастер-страйку". В первой части меч был неплох разве что против не особо бронированных противников, и его преимуществом была возможность нанесения кровотечения у врагов. Если против вас выступали бронированные противники, бить их мечом становилось очень тяжело, даже если использовать "мастер-страйк" - долго и нудно. Спасали нас в этой ситуации молоты.
В KCD2 "мастер-страйку" плевать кто перед ним: крестьяним, бандит или рыцарь в сверкающих доспехах. Пара таких ударов, и противник лежит. А главное, исполнять этот "мастер-страйк" стало невероятно легко. Раньше приходилось внимательно следить за движением рук врага, и в секунду, когда он замахивается, еще до индикации для идеального блока, и атакует, нажать кнопку, чтобы провести неблокируемую атаку. Теперь же, нам нужно просто следить, с какой стороны враг будет нас бить и отвести меч в противоположную сторону. И когда враг атакует, в момент индикации, просто нажать атаку в момент появления иконки. Повторить 2-3 раза. Все. Победа. Враг повержен. А если повезет, то Индро еще и проведет красивое и жестокое добивание.
С одной стороны, это невероятное упрощение, которое всю боевую систему сводит на нет с самого начала игры (получить навык можно на старте, если сможете, конечно, но не суть). С другой, как бы понимая, что все будут использовать этот прием, мы довольно редко остаемся один на один с противником, и всегда сражаемся в меньшинстве. Из-за чего становится сложно следить и вовремя отводить меч для ультимативного приема. Приходится изворачиваться, выживать, кружить, использовать собаку (песик стал гораздо более полезным в этой части, и с самого начала стеной стоит за вас, бросается на всех врагов, обездвиживая их), стараться подлавливать врага небольшими ударами. При этом надо не забывать, что враги с мечами так же легко способны подловить вас и провести "мастер-страйк", которые за пару ударов отправит вас на загрузку прошлого сохранения.
И в целом, эти моменты, по крайней мере в моем случае, уравновешивали друг друга. Да, стало проще, да, меч стал оружием победы, да, битвы стали в разы быстрее. НО, в противовес этому, битвы стали яростнее, зрелищнее, кровавее, враги злее и наседают довольно сильно. Меч наконец-то стал полезным и это здорово (потому что мечи, особенно двуручные, это всегда круто). Больше не особо получится словно танк в полном обмундировании уничтожать десятки врагов делая им BONK по головам. Теперь надо постоянно двигаться, ловить момент и четкими и быстрыми движениями рубить всех и вся. И это выглядит и ощущается изумительно!
Каждый квест - золото
Если нам надоест заниматься честным трудом или вечной войной, можно пойти помогать местному люду. Квесты в KCD2 тоже получили свой апгрейд. Больше никаких квестовых линеек по уничтожению лагерей бандитов и половцев, по краже разных ценностей, поиску еду, охоты, то есть квестов, которые вообще не несут какой-то смысловой нагрузки, не имеют под собой интересных историй и нужны чисто как возможности продемонстрировать и потренироваться в тех или иных механиках.
Практически все квесты в KCD2 - это истории, которые мы должны будем слушать, в которых будем участвовать, которые будем завершать. Да, они бывают разные и в них не всегда придется заниматься интересным делами с точки зрения геймплея - нам все еще придется очень много бегать по локациям, искать определенные вещи, красть, убивать врагов, таскать мешки (привет Мафия). НО, важное НО! Теперь практически всегда это имеет сюжетную подоплеку, и в качестве награды, кроме материальное, предлагает интересую историю или развязку. А этого ой как не хватало в первой части!
Например, в первом акте (о них чуть ниже) есть квестовая линейка по поиску дичекрадов. Нам несколько раз нужно выходить на охоту в леса, искать улики наличия лагеря преступника, выслеживать его, чтобы в итоге поймать, убить, сдать или отпустить под подпиской о не повторении содеянного. Ну что интересного может быть в таком задании, можете вы подумать? Ну ловим преступников. Да, это так, но вот финал этой линейки, на мой взгляд, очень неожиданный и забавный, и подготавливает вас к будущим последствиям обнаруженного.
Или помощь пастухам с волками, где этих волков надо найти и истребить ради защиты местного населения овец, каждый раз обернется чем-то новым: то найти по следам пропавшего пастуха, то уболтать (буквально) овечку пойти на убой в качестве приманки, либо бегать по лесу, пытаясь заставить очень тупую овцу добраться до пастбища. Но эти квесты скорее исключения из правил, и вполне адекватно смотрятся в первом акте.
Как я уже сказал, основная часть сайд квестов в игре отличная. Даже в первом акте, действия которого проходят в деревенской местности, где нет больших городов, задания могут удивить:
- то мы становимся участником древней вражды между деревнями, где их старосты постоянно устраивают розыгрыши друг другу, а потом стенка на стенку бьют друг другу морды,
- то пытаемся найти таинственного злого духа/демона на коне чернее ночи, который появился в окрестностях и пугает людей,
- то помогаем цыганскому барону спасти и восстановить семью, при этом не потеряв уважения и лица,
- то вусмерть напиваемся с половцами и от этого попадем в кучу передряг,
- или в конце концов становимся сельским детективом и пытаемся разобраться в кровной мести и спасти невинных людей.
Большинство этих квестов довольно комплексные, до цели можно дойти разными путями, и достичь разных концовок, которые зависят исключительно от ваших действий.
Но самый сок начинается позже, когда по сюжету мы попадаем в район Кутна-Горы во втором акте. Вот тут-то игра раскрывается на полную катушку. Что такое Кутна-Гора или Куттенберг? В средние века это был один из самых больших и богатых городов Чехии благодаря обилию серебряных шахт. Множество торговцев, путешественников, мастеров, бродяг и прочих людей прибывали в этот город из разных стран, городов, народностей. И конечно такое количество разнообразных представителей всех сословий сулит множество неприятностей и приключений! А мы ради этого сюда и пришли, чтобы эти приключения искать.
Во время пребывания в Кутна-Горе нашему дорогому Индро придется:
- поучаствовать в рыцарском турнире, чтобы защитить честь иноземного мастера по фехтованию (а перед этим заставить соперничающую гильдию фехтовальщиков принять наш вызов по древней традиции, набить не одну морды, и раскопать не одну яму дерьма, буквально),
- раскрыть тайну адской шахты, из которой ползут демоны, потрошащие скот и постоянно слышны проклятия и крики,
- помочь одной барышне открыть свою купальню (бордель) и спасти её от закрытия из-за козней соперников и бюрократии,
- поучаствовать в жестоких и кровавых археологических раскопках по поиску костей Дракона,
- побыть в роли сомелье, чтобы выведать секреты знаменитой винодельни (а потом вкалывать на плантации - все ради искусства!),
- в роли детектива разыскивать Кутнагорского "Джека Потрошителя", который крайне жестоко расправляется с местными девушками,
- построть во имя кровавого бога пирамиды черепов и костей, и многое многое другое.
Каждый квест, каждая история за ним запоминается. В них постоянно происходит что-то эдакое, от чего становится либо не по себе, либо невероятно смешно, и нам нужно выбираться из этих проблем. И важную роль играет прокачка - никогда не знаешь, к чему может привести использование той или иной реплики благодаря навыку. Если получится их использовать, можем упростить себе жизнь, решить задачку, квест, а если их провалить это всегда сопровождается уморительными умозаключениями и последствиями (или просто многозначительным взглядом собеседника, который понимает какой идиот перед ним), в результате чего приходится напрягать мозги и искать подходящее решение.
Игра прям постоянно подбрасывает вам новые и новые истории, в которых интересно разбираться, интересно пытаться решить и пройти. А наконец-то раскрытое на полную катушку чувство юмора как игры, так и разработчиков, превращает множество из этих задания в потрясающие уморительные или по хорошему идиотские комедии!
Настоящая История Рыцаря
Но главная вишенка в Kingdom Come Deliverance 2 - это конечно сюжет. На мой взгляд, KCD2 - одна из лучших сюжетных игр, при прохождении которой я ощущал себя в настоящем приключенческом рыцарском романе или фильме, типа "Царства Небесного". Она обширная, она продуманная, она очень комплексная, разнообразная, эпичная, красивая, драматичная и главное - невероятно интересная и кинематографичная! Но подается она не спешно, порционно, чтобы было время и нагнать интриги, и дать полностью проникнутся окружением, ситуацией и героями, и время от времени делает крутые повороты, чтобы удерживать у экрана.
Как я уже отмечал, история поделена на два акта. Первый акт, который происходит сразу после окончания первой части, представляет собой ни что иное, как один большой пролог часов на 40-50, и по количеству контента может быть в целом как отдельная игра. Обычное задание по доставке письма одному пану оборачивается трагедией, и Индро и Ян теряют все - снаряжение, деньги, товарищей и само письмо, вынуждены выживать одни, где они никому не известны и выглядит как два бродяги, а еще, не без помощи нашего дорого Яна, не самую приятную ситуацию умудряются испортить еще сильнее. В итоге после такого тяжелого вступления начинается описанная выше "дервенская арка", основная суть которой - разобраться с механиками, познакомиться с игрой и проникнутся местным миром. Первый акт, на удивление довольно спокойный и мирный, из-за чего ты буквально растворяешь в этой средневековой деревенской атмосфере. А празднование свадьбы становится как пиком этой идиллии, так и началом больших событий.
События резко сменяют друг друга, ставки вырастают, жизни Индро, Яна и многих других людей висят на волоске, и заканчивается все настоящей бойней, предательствами, мучениями, побегом от толпы вооруженных людей по ночному лесу в разгар бури и одним из крутейших завершением арки мести, пришедшей будто из боевиков 80-х. Настолько она сурова, брутальна, "по киношному круто" поставлена, что дарит невероятное удовлетворение.
Уже один первый акт KCD2 по насыщенности, по событиями превосходит всю сюжетную часть KCD1. И ведь это только первый акт. Настоящая игра начинает далее, в акте два, в той самой Кутна-Горе и её окрестностях.
Второй акт KCD2 - это Absolute Cinema
Дав небольшую передышку после эпика и мощной развязки в конце первого акта, у игры открывается второе дыхание и она превращается в ураганный водоворот, засасывающий нас и Индро в пучину гражданской войны в Чехии. У самопровозглашенного короля Сигизмунда есть и огромная армия, и множество вассалов и огромные запасы денег, когда у его соперника - короля Вацлава, томящегося в тюрьме, есть только горстка разобщенных панов, которые не знают и боятся сделать следующий шаг, обдумывают свои действия и очень осторожничают. Силы не равны, и прямое столкновение грозит полным поражением в этой войне.
Тут на сцену выходят наши новоприобретенные союзники, в лице одного из народных героев Чехии, который не хочет сидеть сложа руки и готов пойти на все авантюры, даже самоубийственные, лишь бы защитить свою страну. Но чтобы провернуть авантюру достаточно значимую, которая сможет сместить чашу весов в нашу пользу, нужна сила, воля, а главное - верные соратники. Здесь-то и начинается Mass Effect 2, и скорее даже некие "11 друзей Оушена". Мы собираем небольшой отряд абсолютно безбашенных, но не вероятно харизматичых, людей, братаемся (в буквальном смысле) с членами одной общины Кутна-Горы, знакомимся с своенравными, но гордыми и верными настоящему королю дворянами - все для того, чтобы противостоять Сигизмунду.
Знакомство с соратниками - это, наверно, одна из смешнейших историй в видеоиграх. Поискать настолько отъявленных, идиотских, но дико классных засранцев - это надо умудриться. А в какие они попадают передряги, из которых Индро приходится всех вытаскивать - отдельная песня. И все это соседствует с довольно жестокими, мрачными и суровыми моментами, которыми игра очень удачно жонглирует, и не дает вам передохнуть.
Не хочется подробно описывать все сюжетные перепетии Kingdom Come Deliverance 2, их надо ощутить и пройти самому. Но отмечу, что количество событий и ситуаций, которые происходят - заслуживает только уважения. Тут и настоящие политические шпионские игры, ограбления, налеты на крепости и караваны, купания в ямах с говном (буквально), кровавые бойни, жесточайшие городские схватки и геноцид, драма, потери и обретения близких, любовь (и очень душевные и милые романтические линии), превозмогания, рыцарские дуэли, побеги из плена, пытки и осады замков.
Под финал игры вы, как и герои, невероятно измотаны, все на нервах, вас переполняют всевозможные эмоции, но вы находите силы на финальный рывок, чтобы поставить точку во всей этой истории, как подобает настоящему рыцарю! Это настоящее рыцарское приключение, от начала и до конца, со всем, что должно быть и чего вы ждете от подобных историй. Потрясающая работа!
Внутри Индро из Скалицы
И как будто этого было мало, наш Индро, который и так получил мощнейший апдейт, добавляет во всю историю и происходящее дополнительный пласт. Пережив серьезнейшее ранение в начале игры, нашего подопечного начинают мучить кошмары и он начинает задумываться: "А стоит ли вся эта жесткость свеч?", "Ради чего столько смертей и ужаса?", "Не стану ли я тем, кого поклялся убить и отомстить, прикрываясь благими мотивами?", "Что сказали бы мои родители, если бы увидели, во что я превращаюсь?".
Возможно, эти вопросы немного диссонируют с игрой и происходящим, где мы направо и налево рубим всех, но с другой стороны, в первой части герой был еще зеленый, мало что понимал, и больше прорубал путь не особо раздумывая, будучи в ярости и гневе от гибели семьи. Теперь же он "попустился", стал более сдержанным, так как оказался на грани смерти, и из-за чего начал обдумывать слова отца, и что, возможно, он был прав.
И эти мысли начинают давить на Индро, и с этим связана неплохая вариативность и отыгрыш во время различных сюжетных заданий. Следовать и делать все как говорят, жертвуя множеством невинных, но тем самым облегчая себе задачу, или же выбрать тяжелый путь, но который позволит сохранить жизни простым, мирным людям, которых мы даже не знаем? Быть тем самым убийцей, готовым ради достижения цели идти по головам, оставляя за собой след из трупов, или стараться и держаться, чтобы не сорваться в эту пропасть? Стать тем, кому поклялись отомстить и доказать их правоту, что на войне каждый выживает как может и все здесь убийцы, которые кого-то потеряли, или же верить в правое дело, и не дать тьме захватить нас, даже если это идет против планов и убеждений наших соратников? На удивление хорошие и важные вопросы, которые позволят лучше понять Индро и лучше отыгрывать своего Индро, близкого конкретно вам.
Ложки дегтя в бассейне с мёдом
Не смотря на то, что вторая часть сделала невероятный шаг вперед, улучшила практически каждый аспект, без проблем не обошлось. Самое смешное, что все проблемы пришли прямиком из первой части.
Первое, очевидное - Индро ЕЩЕ быстрее становится слишком сильным и непобедимым. Благодаря всем улучшениям в геймплее и боевой системе, "мастер-страйку" и опыту после первой части, мне понадобилось меньше 10-ти часов, чтобы стать грозой всех и вся. Деньги зарабатываются гораздо легче и быстрее. Через алхимию в самом начале игры можно без особых проблем получить себе неплохое начальное состояния просто создавая простейшие зелья. Навыки красноречия, убеждения даже с новым максимальным уровнем благодаря большому выбору одежды удается довести до уровня, когда вы спокойно убиваете мирных граждан на глазах у стражи и уходите ни в чем не бывало, просто извинившись перед охраной! Да, временами, редко, случается, что даже максимальная репутация с максимальными разговорными навыками не дает нужного результата. Я специально даже десяток раз перезагружался, чтобы, так сказать, наролить "победу" и мне не удалось. Видимо сам Вавра вмешался, других вариантов у меня нет.
Вторая проблема - это полностью отсутствующая и совершенно сломанная экономика. Казалось бы, Кутна-Гора! Один из центров торговли средневековой Чехии, богатейший город! Здесь деньги должны течь серебряной рекой! И первое впечатление и правда такое. Множество ларьков и магазинов по всему городу. Одних только кузнецов и бронников с десяток, а еще полно портных, бакалейщиков, торговцев разным товаров и таверн. Трать деньги - не хочу!
А ты физически не можешь этого сделать. По неведомой мне причине, у КАЖДОГО торговца почти идентичный ассортимент товаров и у каждого в карманах не более 800-900 грошей. И это при том, что на этом уровне игры у врагов в среднем доспехи, даже грязные и поломанные, стоят около тысячи грошей. А если их привести в порядок, то цена возрастет в полтора-два раза. А продать их невозможно НИГДЕ. Как это вообще?!
Да, у меня была проблема с торговцами в первой части, когда я начал заваливать их лутом. Но через какое-то время у них обновлялись деньги и их становилось больше! У бронника в Ратае под конец игры всегда было около 10 тысяч грошей, и я, после очередных успешных ходок по вражеским засадам, даже благодаря высоченному красноречию на выбивание лучше цены, не мог забрать все его деньги. Он был слишком богат для моих товаров, и скупал все без проблем. Здесь же у одного торговца удается продать 1-2 недорогих элемента доспехов, а затем приходится каждый раз обходить ВСЕХ торговцев в городе, чтобы сбыть им весь набранный товар. Забудьте о починке продаваемого снаряжения или убеждению по повышении цены - этого вам не надо. У торговцев просто нет денег. Единственное спасение приходит, когда вы хотите купить у них лучшие доспехи, которые стоят по несколько тысяч за элемент. Вот тут помогает все собранное снаряжение, чтобы скинуть цену и выйти в плюс. Не более.
Из-за этого ближе к финалу я, скрипя зубами, старался не лутать побежденных врагов. Просто потому что мне даже не продать все это барахло. И даже так, я умудрился накопить около 60 тысяч грошей, и знаете что? ИХ НЕКУДА ТРАТИТЬ! Прям совсем. Все лучшее снаряжение либо найдено, либо куплено (либо украдено в честной краже), в борделе, ой, то есть в бане, я желанный гость и меня обслуживают бесплатно, а в карманах у меня грецких орехов и вина столько, что хватит прокормить и напоить всю Кутна-Гору. Ладно в первой части дали Прибыславицу, восстановление которой требовало хороших вложений и накопление денег было важной целью. Но здесь нет ничего. Даже нельзя купить домик в Кутна-Горе, даже в ипотеку. Безобразие. Надеюсь в будущих ДЛС дадут какой-то способ потратить все свои сбережения на что-то, иначе зачем это все?
Kingdom Come Deliverance 2 - Итоги
Иии... Да наверно это все, за что я могу поругать игру. В остальном, за 120 часов я не видел особых проблем. Баги? Да, есть парочка (совет - не садитесь на корточки при стрельбе из арбалета в конкурсе по стрельбе) из-за которых игра вылетала, но они довольно специфичные. Иногда система правосудия СЛИШКОМ читерская, и узнает что ты вор, даже если ты ИДЕАЛЬНО провернул ограбление. Я так и не понял, как они понимают это, благо штрафы небольшие и можно отбрехаться. НПС стали более яростно реагировать на ваши действия. Случайно зашли не в ту дверь? И уже весь город стоит на ушах и зовет стражу, хотя вы ничего не крали, не взламывали, просто переступили порог. Странно, но ладно.
Можно, конечно, начать притягивать за уши все скандальные темы, в которых увяз господин Вавра (и наличие темнокожего персонажа, и ситуацию с Птачеком, что там еще было?), но я оставлю это всем обиженным. Лично я не увидел в этом ничего оскорбительного, это не портило мне опыт, игру, впечатления, но у каждого свои тараканы в голове. Это лично дело каждого. Как и прожимание диалогов с сердечком при разговорах с Птачеком (Dragon Age 2 уже научила меня думать в таких ситуациях давным давно и не проверять игру на возможности. Плавали - знаем).
Возможно было что-то еще, но я оно выветрилось из головы на фоне количество того, что меня радовало.
И вот теперь действительно все. Как, наверно, стало понятно из моих восторженных фраз, Kingdom Come Deliverance 2 удалась более чем полностью. Эталонная игра, эталонный сиквел, эталонное приключение. Warhorse действительно смогли и создали свою игру мечты, которую хотели создать еще в первой части. Но теперь умения и бюджеты полностью покрывали все амбиции команды при разработке, в результате чего был получен сей замечательный проект. В него интересно играть, проводить в нем время занимаясь рутиной и ерундой, невероятно интересно следить за сюжетом и персонажами, которые запоминаются на долго, которым сопереживаешь и за которых волнуешься. Это именно то, какими должны быть отличные игры.
А стоит ли играть в первую часть?
Я так сильно расхваливаю вторую часть (и признаюсь - за дело, заслужила, чертовка), особенно после болезненного опыта в первой части, что может возникнуть вопрос - а стоит ли и нужно ли играть в первую Kingdom Come Deliverance?
И это, на самом деле, очень хороший вопрос. И я больше склоняюсь к нет, не стоит и не нужно. Причин несколько.
Первая - есть неилюзорно высокий шанс, что игра вас сильно разозлит, вы бросите её, и тем самым серию. Я бросал несколько раз, я знаю что говорю.
Вторая - игра довольно однообразная, скучная, дубовая. От неё очень сильно устаешь и не получаешь особо удовольствия. Говорю за себя, конечно, возможно кто-то прям любит такое.
Ну и третья - сюжетно KCD1 особо ничего не дает. Сюжета мало, он особо не развивается и по большей части Индро мальчик на побегушках, где только под конец он становится заинтересован в происходящем по личным мотивам. И в начале второй части вам буквально покажут и проведут по основным событиям первой части, чтобы вы были в курсе. Минусом пропуска KCD1 разве что можно назвать пропускание знакомства Индро с его будущими друзьями и верными товарищами, и эти моменты очень забавные и классные...Но стоят ли пара моментов в игре того, чтобы тратить на всю игру в целом 100-120 часов реального времени, которая вас может не заинтересовать и отпугнуть? Наверное все-таки нет, не стоит. Лучше посмотреть краткий пересказ где-нибудь в интернетике, и засесть за вторую часть.
На мой взгляд, тут ситуация очень похожа на дилогию Baldur's Gate от Bioware. Первая часть, которая заложила основы и дала начало истории Дитя Баала очень плохо сохранилась. Это скорее симулятор нарезки толп гоблинов, почти без сюжета, историй и интересных персонажей (хоть и с неплохим сценарием, атмосферой и задумками). В неё просто скучно играть. Но вот вторая часть с двух ног залетает к вам в комнату, хватает и держит до самого финала, настолько она хороша. И её прохождение в целом обходится спокойно и без прохождения первой части, достаточно знать основные сюжетные моменты.
Дилогия Kingdom Come Deliverance. Итоги. Окончательные.
На прохождение каждой части данной дилогии я потратил около 120-130 часов. И это были настоящие эмоциональные качели. Премозмогание, боль, бросание, удаление, возвращение, тяготы кривой и дубовой средневековой жизни сменились сначала принятием, покоем, спокойствие, а затем переросли в удовольствие, веселье и любовь. Честно сказать, давненько я не испытывал таких кардинально разных эмоций от игр одной серий, и в целом удивлен, что чем дальше шел, тем сильнее минусы рассасывались и заменялись положительными впечатлениями. Обычно все наоборот, первая часть становится очень успешной, самобытной и интересной, а дальше все идет на спад.
Дилогия Kingdom Come Deliverance пример правильной эволюции, правильного развития, доработки и улучшения практически все своих идей, и идеальная демонстрация, что "терпение и труд всё перетрут". Warhorse долго и упорно хотели сделать игру мечты, усердно работали над ней, пробивались через множество препятствий. И хотя первый блин получился немногого комом, они его не бросили, продолжали улучшать его, пока он не стал относительно нормальным, учли все его проблемы, и в итоге выдали одну из лучших ролевых игр нашего времени.
Удивительно, но после прохождения второй части, я даже стал уважать и принимать первую KCD чуть больше. Ведь, если бы она тогда, 7 лет назад, не выстрелила, не заявила о себе, не смогла привлечь к себе и завоевать внимание множества игроков, то мы наверно никогда бы не получили сиквел.
Игры Kingdom Come Deliverance уникальны. Они специфичные, требуют терпения, спокойствия, упорства, чтобы преодолеть задуманные разработчиками особенности и механики. Они подойдут не всем, по разным причинам, в том числе вкусовым. Но если принять правила, сделать усилие, чтобы преодолеть все, потратить время на тренировки, усваивание механик и заставить игру работать на тебя, перед игроков откроется по своему прекрасный мир средневековой Чехии, погрязшей в междоусобной войне. И даже если первая часть окажется вам не по зубам, покажется неинтересной и скучной, всегда есть вторая часть, которая примет в свои объятия всех и подарит одно из самых незабываемых приключений, которые может предложить игровая индустрия!
Вот теперь все!
Audentes Fortuna Juvat!
В начале года дал себе обещание вести телеграм-канал, и много писать. И пока держу слово. Подписывайтесь, я там ною на игры больше обычного :)