Оды пикселям №1: Hell is Others

Оды пикселям №1: Hell is Others

Когда я начал собирать мысли, я быстро понял, что мне не столько хочется говорить о самой игре, сколько о смыслах, которые она в себе прячет.

Но и об игре, как игре, поговорить стоит. Начать нужно с экспозиции.

Если в нескольких словах, то Hell is Others - пиксельный Тарков с видом сверху в около-Лавкравтовском сеттинге.

Адам, главный герой, работает неким таким решалой в странном городе под названием Столетие. Странный он хотя бы потому, что все растения в этом городе питаются кровью (Можно предположить, что вся вода в этом городе - кровь, что ненавязчиво отсылает к "Божественной комедии"), замашки жителей, мягко говоря, безумны и всё пространство вокруг кишит непонятными хтоническими тварями (часть из которых ещё и вполне разумна).

Оно еще и по коридорам лазает
Оно еще и по коридорам лазает

Адаму звонят, говорят, что принести, и Адам приносит. Если убрать спойлеры, то вот и всё, что требуется знать о сюжете.

Всем спасибо.
Всем спасибо.

Вся геймплейная цель игры сводится к лутингу. Нервному, ссыкливо-осторожному лутингу, нооо, как только в игре начинаешь что-то понимать, луттинг становится ещё и изощренным.

Не смотря на сложности в начале, игра показалась мне амбассадором баланса. Очень быстро и без каких-либо туториалов я дошел до того, что начал пользоваться всем, включая даже непонятные гранаты с клеем.
В игру весом в 1.5гб напихали до неприличия много механик и, как ни странно, все они очень гладко работают.

Одного только лута в игре 200 позиций. Это при том, что всему есть применение
Одного только лута в игре 200 позиций. Это при том, что всему есть применение

Да хотя бы пули растущие на деревьях, модифицирующиеся от удобрений.
Странно? Да.
Работает? Вполне себе.

Даже горшки для культивации имеются. 
Даже горшки для культивации имеются. 

Допинги, кастомизация дома, куча видов взрывчатки, огромное количество огнестрела, хлама разной степени ценности, холодного оружия, мебели, врагов. В общем, напихали от души. И всё прекрасно интегрировано, все работает, все можно использовать. Я, если честно, в шоке, что такой клад, будучи окончательно доделанным, остался в тени.

А небольшой контингент игроков, лично мне, как будто, только помог получше вникнуть в игровой процесс.

Тут я бы и закончил обзор и пошел спать со спокойной душой еще 2 дня назад, но куда там...

НО

Прежде чем вы начнете читать дальше, ВНИМАНИЕ! Этого поста не должно было случиться.

Началось все с того, что мне захотелось составить подборку пиксельной индюшатины. Несовершенной, но, тем не менее, достойной.

В HiO я играл сравнительно давно и в ней были достаточно бесящие факторы: Сервера постоянно лагали, вылеты очень травмировали игровой процесс, а возможности поиграть в кооп с другом не было (только если ловить друг друга на рандоме в поиске игры). В общем-то, очередная смерть из-за вылета и заставила меня пару лет назад удалить игру.

2 по популярности коммент в стиме. Не мой
2 по популярности коммент в стиме. Не мой

Но решив вернуться на пару часов, чтоб освежить-таки в голове всё, что заставляло меня эту игру любить, я случайно провалился в кроличью нору.

(А сервера, кстати, отлагали. За 5 часов я не словил ни одного фриза, а слева внизу экрана появился экранчик с возможностью поиграть с друзьями напрямую. Приятно, да, но важно не это)

Важна философия...
Важна философия...

А с философией у меня было всегда сложно.

Пару лет назад я сдавал зарубежную драматургию и сдуру ляпнул педагогу, что хотел бы ответить билет по Сартру. В тот день я изрядно закопал себя и пережил эту сдачу, видимо, чудом. И выходя из кабинета я зарекся больше никогда не лезть к Сартру и его недрам экзистенциализма, ну не понял я его.

Но Hell is Others, он же Ад - это Другие, решил мне подсобить.

И вот пару дней назад я подумал: "О, Ад - это другие! Это же фраза из пьесы Сартра, нужно прочитать!!!"

И в этот самый момент случилась яма.

Ад — это Другие

Название отсылает нас к пьесе Жан-Поля Сартра "За закрытыми дверьми".

Если быть кратким (опять) и не особо вдаваться в подробности, то трое людей, попав в ад, оказываются запертыми в комнате отеля. В пьесе вообще не фигурирует никого кроме них и коридорного. Круги ада у Сартра, в свою очередь, представлены этажами.

Грешники не видят своего отражения, у них забрали все вещи хоть отдаленно напоминающие зеркала и всё представление о себе остаётся только в глазах сидящих напротив людей. Буквально:

Инэс: Садись. Ближе. Еще ближе. Посмотри мне в глаза: ты видишь себя?

Эстель: Я совсем маленькая. Еле себя вижу.

Инэс: Тебя вижу я. Всю целиком. Задавай мне вопросы. Я буду вернее любого зеркала.

В процессе знакомства, каждый из героев начинает интересоваться одним из своих соседей. Кажется, что тесный контакт неминуем, но каждый раз наличие в комнате третьего лица превращается в непреодолимый барьер для сближения.

Эстель: Я тебе нравлюсь?

Инэс: Очень!

Пауза.

Эстель(кивая в сторону Гарсэна):

Я хочу, чтобы он тоже на меня посмотрел.

Инэс: Ну да, потому что он мужчина. (Гарсэну.) Вы победили.

Именно после того, как становится ясно, что их несостоявшийся любовный треугольник превратился в треугольник персональных палачей, один из главных героев и говорит знаменитую фразу:

Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал... Помните: сера, решётки, жаровня... чепуха всё это. На кой черт жаровня: ад — это Другие.

Вот и в Hell is Other нет никаких жаровен.

А всё вокруг подозрительно похоже на небольшой нуарный городок с вполне обычными, на первый взгляд, жителями. И только углубившись, можно обратить внимание, что ни у кого из окружения ГГ, кроме работников отеля, нет глаз.

А кролики всё видят 
А кролики всё видят 

Экспозиционно игра взяла у пьесы почти всё и где-то даже докрутила. Тут тебе и отель, этажи которого, словно круги ада, и коридорный, и отсутствие зеркал (а над раковиной иронично располагается бездна. Можно ли считать её отражением гг?)

Ну и мастер никак не идет чинить эту странную трещину
Ну и мастер никак не идет чинить эту странную трещину

По сути, единственное отличие у игры и пьесы - действующие лица, из чего можно даже предположить, что это, буквально, один и тот же сеттинг.

(А теперь то, из-за чего я страдал 2 дня, ломая себя в формулировках. Философия, мать её)

Вся концепция пьесы работает как манифестация учения Сартра об обреченности человека быть свободным и отсутствии в нём заранее определённой Сущности.

Оды пикселям №1: Hell is Others

По Сартру, у себя в голове человек является "Существующим", все остальные для него "Сущности", готовые здесь и сейчас.

Простым языком, Существование - динамично, Сущность - статична, а переход в ад, то есть в состояние смерти — есть становление Сущностью = остановка.

Сущность, кстати, если задуматься, очень созвучно с Иным (Other), но это даже к скрытым смыслам нельзя отнести

В целом, Сартр и Hell is Other наводят на мысли об относительности всего происходящего, ведь Существование обрывается именно во взгляде другого "человека". Адам не знает, что он Иной, у себя в голове он Существует, а герои пьесы не видят себя в зеркалах, они всего лишь Сущности в отражениях глаз окружающих.

Ну вот же он! Иной!
Ну вот же он! Иной!

Обобщая, по такой логике, "Ад — это другие" за Дантевской тематикой скрывает очень простой и напрашивающийся вывод: все пришлые в Столетии думают, что Существуют, являясь при этом в глазах Иных такими же Иными. Каждый находится в своем персональном(!) аду.

Как удобно получается, что "коренные" жители города слепы и не видят, что за Решала стоит перед ними.

Оды пикселям №1: Hell is Others

Спасибо, если дочитали. Я-таки, не планировал в ближайшее время браться за толкования Сартра и надеюсь, что у меня хоть немного получилось.

9
5 комментариев