Пёсики войны: обзор Wargroove

Рассказываем о японской тактике от британских разработчиков и объясняем, при чём тут собаки.

Пёсики войны: обзор Wargroove

Японская индустрия игр очень любила (да и до сих пор любит) стратегии для портативных консолей. И особое место среди них занимает Advance Wars — TBS про военные конфликты в сеттинге альтернативной истории. Минималистичная графика, лёгкий юмор и богатый тактический простор — эту формулу впоследствии унаследуют подражатели. Хотя в СНГ больше известны мобильные клоны Advance Wars на Java — например, серия Ancient Empires.

Ancient Empires 2
Ancient Empires 2

Впрочем, несмотря на свою культовость в определённых кругах геймеров, дальнейшая судьба у Advance Wars не задалась — об этой серии толком ничего не слышно. К счастью, у неё появился идейный наследник — фэнтезийная тактика Wargroove от студии Chucklefish, ответственной за Starbound и Stardew Valley.

Сказ о древнем королевстве

Пёсики войны: обзор Wargroove

Если говорить коротко, то Wargroove — это практически идеальное «возвращение к истокам»: пиксельная стратегия намеренно игнорирует современные тренды и дотошно воссоздает идеи Advance Wars такими, какими они были почти 20 лет назад. Разве что танки и солдаты сменились на рыцарей, драконов и баллисты.

Сюжет получился очень простым и наивным: вся история крутится вокруг королевства Черристоун, которое страдает от набегов нежити. Одним дождливым днём король Черристоуна погибает в ходе вражеского нападения, и бремя правления государством сваливается на плечи его дочери Мерсии. Ей предстоит не только остановить орды нечисти, но и заключить союз с соседними государствами, решить множество мелких локальных конфликтов и справиться с настоящей угрозой, о которой никто пока не подозревает.

Все миссии сюжетной кампании расположены на карте мира, по которой перемещаются главные герои
Все миссии сюжетной кампании расположены на карте мира, по которой перемещаются главные герои

Несмотря на слегка банальную, но эпическую завязку, история не удивит людей старше 8-9 лет. Основная часть здешних конфликтов начинается с косого взгляда или неверного слова, создавая абсурдные ситуации на манер Mortal Kombat 9. «Хэй, этот капитан мне нагрубил! Ну всё, мобилизуем войска!» — примерное описание половины поводов к сражению в сюжетной кампании.

Впрочем, все битвы приводят к тому, что враги мирятся и объединяются против более серьёзной угрозы. Мир, дружба и никаких сложных тем — Wargroove рассказывает по-детски простую историю, состоящую из знакомых всем тропов, и не грузит сложными моральными дилеммами.

Война пса Цезаря с бандитами — лучшая часть сюжета Wargroove. Большая часть юмора игры сконцентрирована именно в ней

Может показаться, что игра сделана исключительно для детей: тут простой сюжет, яркий дизайн и невероятно дотошное обучение, рассчитанное на незнакомых с играми людей. Однако это не совсем верно.

Сюжет остаётся примитивным до самого финала, а вот геймплей — совсем другое дело. Чем дальше вы продвигаетесь по кампании, тем комплекснее и сложнее становятся миссии. Последний уровень и некоторые дополнительные задания и вовсе способны довести до седых волос даже прожжённых тактиков — сложно представить, как с подобным сможет справиться начинающий игрок, выбравший своей первой стратегией Wargroove.

Стратегические манёвры

Пёсики войны: обзор Wargroove

Геймплей — сильнейшая черта и главное достоинство игры. Подобно прошлогодней Into the Breach, Wargroove предлагает идеально выверенную тактику без всякого влияния элемента случайности.

Суть такова: у каждой стороны есть начальный набор солдат, главное здание, герой и пара приносящих деньги деревень (а если их нет — то они стоят неподалёку от базы в ожидании, что их кто-то захватит). Цель победы проста — нужно сломать главное здание врага, Оплот.

Кроме этого, можно сразить вражеского военачальника, что создаёт интересный тактический риск: герой способен в одиночку сокрушить практически любого врага, однако в гуще сражения его можно легко потерять. В итоге, нужно выдерживать баланс между целенаправленной осадой базы противника и попыткой подловить вражеского командира на ошибке.

У каждой стороны есть набор из трёх лидеров (если не считать одного особого). Они обладают «грувом» (Groove), ультимативным заклинанием невероятной силы. Например, грув Мерсии, королевы Черристоуна, может лечить союзников. Её верный пёс Цезарь (да, собака — капитан войск, здесь это норма) даёт соседним отрядам дополнительный ход, а советник-маг Эмерик создаёт кристалл, снижающий получаемый союзниками урон.

У всех командиров разные по степени полезности навыки, однако это компенсируется скоростью зарядки грува: например, призыв достаточно слабых скелетов некроманта Волдура можно использовать чуть ли не каждые два-три хода, тогда как лечебное заклинание Мерсии придётся подождать. Ускорить зарядку можно убийством противников, но это очень рискованная идея: стоит зазеваться, как герой угодит в засаду всадников или летающих рейдеров.

В специальном внутриигровом кодексе можно подробно прочитать про каждого командира или любой другой аспект игры. Основная информация доступна полностью, а вот подробности, связанные с лором, придётся открывать за успехи в одиночной кампании
В специальном внутриигровом кодексе можно подробно прочитать про каждого командира или любой другой аспект игры. Основная информация доступна полностью, а вот подробности, связанные с лором, придётся открывать за успехи в одиночной кампании

Но лидером дело не ограничивается — рядовые солдаты тоже вносят свою лепту в игровой процесс. С ними есть одна интересная особенность: несмотря на явную прогрессию цены и характеристик от юнита к юниту, все боевые единицы полезны и не теряют своей актуальности (за исключением мечников, нужда в которых отпадает после раннего этапа боя).

Классы солдат построены по принципу «камень-ножницы-бумага»: копейщики бьют пехоту и кавалерию, но страдают от атак лучников и воздушных единиц. Стрелков едят собаки, летунов — сбивают волшебники и баллисты. Ну а с техникой и животными отлично справляется кавалерия.

Однако и это ещё не всё: у каждого юнита есть особенность, серьёзно влияющая на ход боя. Мечники наносят критический урон, если стоят по соседству с командиром. Копейщики получают бонусы, если стоят рядом друг с другом. Собаки наносят больше повреждений, если окружают цель, а конница способна сокрушить врага с одного удара, если до этого сделает разгон в шесть клеток.

Все фишки юнитов полезны в бою и быстро запоминаются — благо у каждого типа особенность всего одна, если не считать некоторых мелочей. Например, только пехота может захватывать объекты, артиллерия не может перемещаться и стрелять в один и тот же ход, а делать что-то помимо движения и атаки могут только волшебники и герои.

Кроме всего этого, важно учитывать особенности ландшафта: существа получают бонус к защите в лесах и горах и страдают в реках и заводях — рядовая пехота получает в воде больше урона и двигается медленнее, а артиллерия и вовсе не может её пересечь. А у кого-то окружающая территория ещё и влияет на атаки: например, гарпии эффективнее всего нападают с гор.

Бремя командира

При всём многообразии тактических элементов, очень грустно смотрится тот факт, что все четыре игровые фракции различаются лишь внешним видом: единственное, что выделяет нежить, Черристоунских рыцарей, воинов Небесной Песни и Флоран (гостевая фракция из Starbound) — особые способности командиров.

Костяной копейщик ничем не отличается от человека-пикинёра, а болотная собака-мутант — от милой шиба-ину из Небесной Песни. Хоть Wargroove и старается во всём дотошно подражать Advance Wars, в этом конкретном аспекте она делает серьёзный шаг назад: в игре для Game Boy Advance у каждого командира была не только уникальная способность, но и бонусы для юнитов. У кого-то пехота полезнее, но дороже, а у кого-то танки стреляли дальше. В Wargroove все солдаты одинаковы.

Конечно, это делает игру честнее: в бою решает только умение, и проиграть из-за выбора слабой на воде фракции для сражения на морской карте не получится. Но всё же тут возникает дилемма шахмат: все игроки равны, однако тактическая баталия сводится к зеркальной игре и заученным паттернам поведения. Стоит один раз ошибиться, не успеть захватить нужное здание или сделать ставку на неправильный тип войск — и победа будет моментально упущена.

Это можно было бы решить, позволив тратить золото не только на существ, но и, скажем, на какие-то глобальные заклинания (например, менять тип ландшафта или наносить большой урон на расстоянии). Но к сожалению, единственное применение денег в игре — найм новых существ и лечение старых, если не считать платной массовой атаки летающих волшебников.

В итоге, в случае неприятностей решение у игрока лишь одно: закопаться в оборону и попытаться подловить противника на артиллерии или зазевавшемся капитане. В серьёзном мультиплеере ощущается сильная нехватка тактических рычагов и каких-то способов обмануть противника. С другой стороны, это довольно профессиональные и узконаправленные аспекты: простому прохождению сюжетной кампании всё это никак не навредит.

Пёсики войны: обзор Wargroove

А вот что навредит, так это странный ИИ и местами спорный геймдизайн. С первым всё неоднозначно: компьютерный оппонент играет на удивление неплохо, а временами способен удивлять. Однако с такой же периодичностью он творит глупости, особенно на командире Рёта.

В каждом бою против этого героя мой бой заканчивался раньше времени, так как ассасин Небесной Песни врывался в самую гущу войск и моментально попадал в окружение. Суть в том, что его грув позволяет телепортироваться сквозь врагов и наносить им урон. Но для безболезненного использования этого трюка компьютеру просто не хватает мозгов, а потому массовая атака превращается в самоубийство.

Пёсики войны: обзор Wargroove

Вторая проблема — геймдизайн. В целом, он хороший — Wargroove постоянно предлагает интересные миссии и условия, а некоторые квесты даже хочется перепройти: например, побег от армии Зигрид под защитой травяных летунов или защиту деревни от нападения бандитов.

Но порой сложность заданий скачет так резко, что приятная пиксельная тактика превращается в пытку: если первые миссии проходятся лениво и с первого раза, то в последней трети игры и некоторых дополнительных заданиях приходится буквально сидеть с блокнотом и планировать свои ходы.

Кроме этого, впечатления портят особые миссии, где у вас нет базы и какой-либо экономики: под командованием лишь отряд специалистов с героем во главе, а на другой стороне баррикад — численно превосходящие легионы противников.

Из всех подобных заданий лишь одно-два действительно представляют интерес из-за грамотного дизайна локации, режиссуры и игровых условий. Остальные — просто унылые пазлы на тему «куда и как походить, чтобы не потерять всё войско за один ход». Апогеем становится последняя миссия, где команда полностью состоит из героев, а против них — армия из нескольких десятков разношёрстных отрядов. И потеря хотя бы одного из командиров приведёт к поражению.

Всё это превращает финальный бой в раздражающую головоломку, которая решается методом многочисленных проб и ошибок. Не этого ждёшь от мультяшной пиксельной стратегии.

И это ещё не все враги поместились в экран
И это ещё не все враги поместились в экран

Щеночки и бабочки

К слову, о пикселях стоит поговорить отдельно: тяжело описать визуальную часть Wargroove без восторга. Художники подошли к делу с невероятным профессионализмом: приятная, яркая палитра цветов, многокадровая мультяшная анимация и детально прорисованные модельки создают уникальную и очень приятную эстетику.

Wargroove ощущается как хороший диснеевский мультик и заражает игрока каким-то неописуемым задором, используя для этого лишь музыку и визуальный стиль. А местные «боевые» собаки и прочая фауна своим очарованием способны растопить любое сердце — настолько всё вокруг милое и приятное. Wargroove имеет все шансы стать одной из самых красивых инди-игр этого года — с графикой у неё всё хорошо, несмотря на нелюбимый многими пиксель-арт.

Пёсики войны: обзор Wargroove

Под стать визуальному ряду и музыка: помимо рядовых композиций для квестов, у каждого командира есть своя музыкальная тема, подчёркивающая его личность и настроение. У королевы Мерсии играет вдохновляющая смесь струнных и духовых инструментов, а вот у вампирши Зигрид — пугающие готические клавишные мотивы. Особенно интересна композиция пса Цезаря — его музыкальная тема звучит бодро и вдохновляюще, подчёркивая уникальную способность пса воодушевлять союзников в бою.

Музыкальная тема Мерсии
Музыкальная тема Зигрид
Музыкальная тема Цезаря

Победа своими силами

Несмотря на скромные масштабы, контента в Wargroove более чем достаточно: сюжетная кампания без полного прохождения всех дополнительных миссий и погони за лучшим рангом займёт добрых 20 часов, а ведь помимо неё есть скирмиш для каждого отдельного командира и ряд пазлов.

Если надоест играть с компьютером — можно ворваться в мультиплеер, общий для всех платформ. Работает он хорошо, а в случае проблем можно легко переподключиться к матчу. Единственный минус — нет браузера открытых серверов. Найти противника можно либо через кнопку «Быстрой игры», либо по приглашению.

Ну а если вам мало стандартного контента, а мультиплеер надоел — в Wargroove есть удобный редактор карт с кучей разных функций. Можно сделать как простой уровень для многопользовательских сражений, так и целую кампанию с особыми условиями и собственноручно срежиссированными катсценами. Построение карты занимает от пары минут до получаса, а вот над сюжетными кампаниями придётся поработать.

Вот такую сценку можно сделать буквально за 5-6 минут
Вот такую сценку можно сделать буквально за 5-6 минут

Wargroove — не менее приятный привет из прошлого, чем недавняя Resident Evil 2. Chucklefish будто специально проигнорировала весь современный рынок игр и дала пользователям тактику из 2000-х, хорошо работающую и с современной графикой.

Игроки это оценили: разработчики уже похвастались хорошими продажами, а также анонсировали будущие обновления и DLC для Wargroove — забывать про игру после релиза никто не собирается. Хотя интересно будет посмотреть, как Chuklefish добавят новые возможности — баланс у игры очень чувствительный к изменениям, и внесение самых мелких правок может серьёзно его поломать.

Но это — уже гадание о будущем. А настоящее таково: 2019 год начался с отличной тактики, на которую не жалко потратить несколько свободных вечеров. Wargroove — не сервис, не пробный эксперимент, а цельная и законченная игра. С душой, если хотите. И собачками.

Нет, правда, там очень много собачек.

55 показов
12K12K открытий
104 комментария

вот теперь количество пёсиков в описании игры удовлетворительно, спасибо.
пёсики.

Ответить

пёсики пёсики?

Ответить

Чуть-чуть породой до многокоргия не дотянули.

Ответить

К счастью, у неё появился ОЧЕРЕДНОЙ идейный наследник

Пофиксил. Не нужно создавать иллюзию вакуума в этом жанре.

Chucklefish будто специально проигнорировала весь современный рынок игр и дала пользователям тактику из 2000-х, хорошо работающую и с современной графикой. с современной графикой.современной

Нда...

Ответить

Пиксель арт тут безумно детальный – есть даже отражение юнитов в воде. Многокадровая анимация, грамотная палитра.

Или опять песня "всё что не Crysis - не графика"?

Ответить