Final Fantasy VII Re-трилогия невеселые мысли: Сефирот, Клауд, Аэрис. (Лонг)
Пролог
В этот пост я постараюсь собрать некоторые мысли, как всегда найденные в сети, без указания ссылок, которые не укладываются в банальную дихотомию борьба добра со злом. История Final Fantasy VII это не только история о любви и смерти, потери и принятия. Это так же о том, что некоторые вещи имеют двойное дно и выглядят не всегда тем чем кажутся. Вот, например, у нас есть прекрасно прописанный роман между Клаудом и Айрис, но она настырно пытается умереть.
Не смотря на всю возникающую химию и доверие между ней и Клаудом в Re-трилогии, она много чего не говорит сопартийцам и Клауду, иногда лжет. И это при том что у нее есть знания о линии OG где они любили друг друга. Например, она не говорит им что она Древняя/Цетра, партия узнает это от Ценга, который рассказывает им только лишь потому что не верит в их спасение с плиты над сектором №7. Неоднократно Айрис демонстрирует в Remake и Rebirth что знает больше чем говорит, но всякий раз она переводит тему. И если в Remake это сюжетно оправдано whispers, которые играют против нее, то в Rebirth'е... Многие идут дальше всего и считают что ее отношения с Клаудом лишь маска для достижения каких-то не озвученных целей. Что ставит ее в один ряд с Сефиротом, т.е. из положительно персонажа, она, как и он, становится серым. Но тогда зачем так подробно прописывать драматическую историю любви? Come on, это же Final Fantasy, где все не просто так!
Хотя, если посмотреть без розовых очков, это свойственно почти всем главным героям, но так или иначе они находят в себе силы преодолеть это и быть друзьями/любимыми в столь непростое время. К сожалению многое/частично остается за кадром, как, например, дружба Тифы и Айрис, которые, по сравнению с OG в Re-трилогии очень сильно сдружились, не смотря на ревность друг к другу.
Впрочем, у англоязычных, есть поговорка: "Держи друзей близко, а врагов еще ближе". Короче, давайте разбираться.
Общие моменты
В самом начале я хочу поговорить за Цвета. Про то что спрятано на самом видном месте.
Как известно материя бывает нескольких цветов.
Желтая материя (команды) - Это небоевые навыки, например лечение, кража, получение информации/знаний и другие. Этот цвет ассоциируется с жизнью и миром Гайи.
Синяя материя (Поддержка) - Может быть связана с другой Материей, чтобы улучшить её свойства, т.е. усилитель мощности
Зеленая материя (Магия, активные заклинания) - Используется для произнесения заклинаний, в том числе нанесения повреждений, исцеления и наложения статусных эффектов. Также влияет на характеристики Силы и Магии. Зеленый цвет это цвет Потока жизни (Lifestream), при этом зеленый цвет может получиться, т.е. содержит в себе компоненты Желтого и Синего цвета (!)
Красная материя (Призыв) - Используется для призыва существ в бою. Это цвет Ги/Джи. Можно увидеть в их деревне, а так же в Космо Каньоне.
Фиолетовая материя (Независимая) - Улучшает характеристики и даёт пассивные-способности. Этот цвет можно получит смешав Красный и Синий цвета. Фиолетовый цвет это цвет Дженовы, что автоматически связывает ее с ГИ. В деревне Ги/Джи мы видим статую фиолетового цвета, стоящую между статуями красного цвета. Что дает нам жирный спойлер о связи этих двух.
Красная материя черного цвета (Разрушение) - создана Ги/Джи. С ними есть некоторая странность, вместо того что бы развивать собственную жизнь они хотят собственного уничтожения. Они это объясняют тем что не могут вернуться туда, откуда они не возникли, т.к. в Lifestram нет их компонента, то и умереть они не могут. Однако у нас есть одна Final Fantasy, не похожую ни на одну другую Final Fantasy, в которой чужие миры сливаются друг с другом. Это мир-фильм Final Fantasy The Spirits within. Ги/Джи рассказывают нашей партии о, предположительно, имеющейся способности черной материи уничтожить их сущность. Вот почему Айрис хочет использовать ее через Клауда против Дженовы.
Белая материя (Ультимативный призыв) - Ультимативный призыв потока жизни, заклинание "Святость".
Оранжевая материя - отсутствует в мире Final Fantasy VII, потому что это цвет может быть получен при объединении Желтого и Красного цветов, т.е. при объединении взаимно исключаемых элементов, которые потенциально могут создать новую жизнь. Как мы помним Цетра враждовали с Ги/Джи, которые помимо прочего представляют жизнь разных планет/миров. Все попытки Шинра создать эту материю потерпели неудачу, этим занимались ученые под руководством Скарлет.
Таким образом вырисовывается план Сефирота. Он говорит Ги что бы те просили нашу партию добыть черную материю, т.к. она способна уничтожить инопланетную форму жизни. Айрис считает что через нее она сможет, руками Клауда, через интеграцию черной материи в Baster sword, убить дух Сефирота. Но, как мы помним, когда Клауд отдает черную материю Сефироту в северном кратере, тот возрождается, а не умирает. Кроме того убить Сефирота физически недостаточно, нужно уничтожить его дух/тень/призрак/душу... называйте как хотите, пока он жив, то всегда сможет так или иначе намутить новое тело или сущность (см. Advent children). Вот почему Сефирот позволил Айрис забрать черную материю. Тут надо пояснить, что черная материя это не та материя, что в 13-й главе Rebirth Клауд взял в руки с постамента, это всего лишь ключ, которым открывалась трансформация Храма древних в черную материю. Т.е. весь храм Древних/Цетра есть черная материя, которая формируется через сжатие и оказывается в кратере под Храмом Древних. Но Цетра и Айрис не видят связи между Дженовой и Ги. Собственно об этом ей в глаза говорит Сефирот, когда толкает свою речь про то кто смотрит затуманенным взором не видит ничего, только тени.
Если Клауд атакует таким мечом, то Красный цвет черной материи объединится с Синим мако в Северном кратере с образованием фиолетового цвета, т.е. Дженовы. Затем Сефирот перекачает Синий в деревню Ги, в Космо Каньон и так же получит Фиолетовый цвет.
Таким образом мы получим Игру престолов с Дженовой на севере, Мидгаром на Востоке, подконтрольным Сефироту, Вутаем на Западе и Ги на юге. На пересечении будет Ракетный городок, где мы еще не были. Ключ к победе Сефирота в нежелании Айрис видеть суть событий и новые возможности, из-за чего ее легко обмануть. Мы можем видеть эту способность Айрис через ее отношению к бескрайнему синему небу, которое она ненавидит. В отличии от той же Тифы, например, которая его обожает.
Непоследовательность Айрис
Через большую часть произведений как оригинальной сюжетной линии, так и Re-трилогии, а так же множеству других игровых миров, следует что Клауд и Айрис любят друг друга. Однако есть нюансы. Дело в том что Клауд содержит в себе все основные цвета, когда он врубает Омнислэш против Сефирота в Advent children:
Если Вы играли в Final Fantasy XVI то Клайв выступает в качестве сосуда, т.е. Mythos, для того что бы его использовали как сосуд для новой жизни через уничтожение всего живого на планете. Здесь я усматриваю параллель с Final Fantasy VII, где с одной стороны должен родится РЕБЕНОК ЦЕТРЫ И ДЖЕНОВЫ, через любовь Клауда/Зака и Айрис, но при этом Цетра всячески старается этого не допустить. Айрис настойчиво хочет умереть и борется с дихотомией между своим предназначением умереть девой от меча Сефирота и между Любовью к Клауду.
то, что появляется перед Клаудом, — это некая форма сознания, которая проявилась через Поток жизни — Айрис, больше похожая на воспоминание о будущем. Эта женщина, вероятно, передает честную просьбу. Она говорит это Клауду, но я думаю, что часть ее также говорит это себе. Также возможно, что ее слова противоречат тому, что она на самом деле чувствует.
На мой взгляд именно поэтому в главе 14 Remake Omni-Aerith приходит к Клауду и просит не влюбляться в нее, не потому что она/он не любят друг друга, а потому что их потенциальный ребенок создаст новую жизнь, т.е. новый вид который будет содержать в себе Цвета непримиримых врагов. Это приводит нас к параллели из Шекспира - "Ромео и Джульетта". А еще потому что ее смерть больно ударит по нему, так же сильно, как и смерть Зака. Кстати это одна из причин по которой нельзя игнорировать в игре контент с Айрис, иначе у игрока не будет всех зацепок и отсылок для понимания сюжета и Мы, как и Айрис, будем смотреть на эту игру затуманенным взором и не видеть ничего кроме теней, как на это указывает Сефирот.
Здесь так же нужно отметить что сочетание Клауд плюс Тифа не дают новую жизнь, Марлин это приемная дочь Баррэта, а Дензел это символический, а не настоящий сын Айрис и Клауда, который был рожден от людей, воспитываемый Тифой и Клаудом. Если допустить, хотя бы на одно мгновение, каноничность ночи перед боем с Сефиротом в конце OG, когда Тифа и Клауд расстались, типа, с девственностью, то получаем что они еще и бесплодны/не совместимы по резус-фактору. Ну или что скорее всего, Тифа так же как и ее подруга Айрис, до самой смерти останется сильной и независимой девой. Не смотря на то что в новеллах "On the way to a smile", в фильме Advent children, и в игре Dierge of Cerberus, они живут вместе, детопроизводством Тифа и Клауд не занимаются. Казалось бы - Почему? Клауд же о ней так сильно мечтал большую часть своей жизни, вот она в соседней комнате, приходи и бери ее голыми руками, она хочет того же самого... Но этого никогда не случается...
Еще нюанс, когда в новелле "Traces of two past - Episode Aerith" Тифа говорит Айрис что рано или поздно она отдаст белую материю своей дочке, та, первые несколько секунд не вдупляет, как это может быть так что бы она была не последняя Цетра!? Однако затем отвечает, что никогда не думала об этом.
Ги Наттак говорит в главе 10 Rebirth что Цетра нетолерантны к другим расам/народам. Этого же желает Айрис, говоря о том что настоящая сила исходит из умения прощать в Храме древних, но перед этим она читает надписи на стене, которые говорят об обратном для воинов Цетры. Кроме того она не желает прощать Ходжо, о чем она говорит минимум дважды за Remake/Rebirth, но при этом говорит убийце десятков тысяч людей Ценгу, что никогда не ненавидела его.
Собственно в этом может быть причина такой резкой конфронтации Клауда с ней, когда он/через него произносит фразу грубым голосом: "Are you finished?" и добавляют что часики тикают, на что она отвечает мол да, она знает. Здесь отсылка на ее скорую смерть. Очень жесткий по своей сути, диалог.
Однако лгут все, себе и друг-другу. Оптом и в розницу. Сефирот, Айрис, Клауд, Лавина и друзья, Турки, Шинра... И это не является чем-то срытым, все все прекрасно понимают.
Каждый лжет, Майкл. Невиновные лгут, потому что они не хотят, чтобы их обвинили в том, чего они не совершали, а виновные лгут, потому что у них не остается иного выбора.
Идеализм Цетра всегда входит в конфликт с реализмом Ги. То же касается LOVELESS в которой по сюжету принцесса Цетры влюбляется в принца-воина человека. Намек достаточно прозрачный на Клауда и Айрис. Именно поэтому Айрис хочет убиться, что бы когда все зайдет слишком далеко, то она не сможет устоять и случится зачатие новой жизни под Оранжевым Цветом. В главе 16 Remake об этом же думает Ходжо и предлагает, получив одобрение у президента Шинры, подыскать достойных кандидатов из числа Солдат с клетками S и G типов. Напоминаю что у Зака клетки G-типа, а у Клауда S-типа. Символично.
Hojo: If I may, Mister President, I have an idea how we might mitigate the risks. Simply put, we could have the Ancient reproduce. In the absence of a second specimen, we would need to identify an alternative mate. I would start with candidates from SOLDIER. These would of course include S and G types. Quite frankly, there's no telling what kind of properties a crossbred specimen might possess. So— What say you all? President
Так же, возможно что именно Цетра пытаются убить Зака в Rebirth, как второго источника опасности для зачатия новой жизни под Оранжевым Цветом. И, опять же, возможно, он получает спасение от Марлин, которая говорит что Айрис нравится Клауд, точнее любит, но то издержки перевода и отсылок. Именно поэтому его спасает Omni-Aerith, потому что Зак смиряется и принимает каноничность, на каком-то этапе, Clerith. Но это моя интерпретация данного момента.
Клауд борется с этой маниакальной навязчивой идеей Айрис принести себя в жертву, с патологической самодегуманизацией. Она, несомненно, заботится обо всех остальных, прежде чем о себе, что сначала помогает ей маскироваться в Секторе 5 в качестве услужливого флориста, но в конечном итоге вредит ей в долгосрочной перспективе. Интересно, что эта динамика между внутренним «я» Айрис и миром не статична.
Клауд внимательно относится к чувствам Айрис, особенно учитывая тему NPTK. Также крайне важно отметить, что независимо от того, кто играет Розу и с кем вы встречаетесь на колесе оборзения, Клауд нежно призывает Айрис получить аплодисменты после выступления. Более того, он заставляет публику аплодировать ей еще раз взяв ее за руку, выводя вперед. Это важный момент: Клауд восхваляет Айрис, призывая зрителей восхвалять ее; Айрис, которую игнорировали, ненавидели, использовали и оскорбляли всю ее юную жизнь. И когда Айрис оказывается в центре внимания после того, как выплеснула свое сердце, она понимает, что мир впервые обнимает ее (NPC в толпе). Ее следующая улыбка просто сияет:
Разработчики не включили бы эту прекрасно сияющую Айрис без всякой причины. Как и ее речь в Космо-Каньоне, этот момент подчеркивает, как Клауд призывает Айрис быть увиденной, а также как Айрис узнает, что ее можно вознаградить любовью и уважением за то, что она показала свое истинное «я»—, тогда как в прошлом ее наказывали и бросали только за то, что она делилась своим внутренним миром.
Сефирот как наставник и учитель
Одна из поразительных вещей это то что Сефирот, как бы это ни парадоксально звучало, является сторонником Clerith, потому что на протяжении Remake и Rebirth тренирует Клауда противостоять себе. Если Вы вспомните главу №1 Rebirth, то во время пожара Сефироту противостоят местные жители Нибельхейма с ружьями, однако нагнав на них своим видом животный страх, эти защитники даже не питаются в него стрелять и тот не спеша вырезает их одним за другим, включая старосту деревни. Точно так же у OG Клауда были проблемы блокировать Масамунэ в ответственный момент. Однако Сефирот учит Клауда противостоять ему с самой первой встречи в Remake, т.е. со второй главы.
Сефирот, в отличие от OG, ведет интересную игру, с одной стороны он тренирует Клауда, приучая его вырываться из-под его контроля и атаковать, зачастую используя метод манипуляции от противного. Т.е. такой метод при котором манипулируемый должен поступать отлично от того что ему говорят, например Сефирот говорит что слезы Клауда пусты, что он не плакал и не сожалел когда умерли Бигз и Джесси. Ненависть Клауда к Сефироту заставляет его меняться в нужном ключе для Сефирота, становиться человечнее, что ли.
Более того, он пытается объединиться с ним в Egde of creation, куда затаскивает Клауда оба раза в конце Remake и Rebirth, он показывает умерший мир Дженовы, говоря что однажды и этот мир так же умрет и закончится, но не в его планах умереть, по крайней мере пока жив Клауд. В Rebirth'е когда входит в это измерение Айрис она мгновенно закрывает обзор и устраивает купол из белых поверхностей что бы Клауд не видел. Тоже самое она делает для Зака, когда он попадает в пространство между мирами. То же она пытается сделать, когда в сцене свидания в Dream world выталкивает Клауда в пространство между мирами. Но черные whispers Сефирота отталкивают белых, и Клауд видит общую картину. Более того, Сефирот ему объясняет механику как это работает, то о чем не говорит/не объясняет Клауду Айрис. Т.е. Сефирот тренирует, обучает и хочет Клауда противиться Судьбе. ОН ХОЧЕТ ЧТО БЫ КЛАУД СПАС АЙРИС. Но в то же время это часть плана Сефирота.
Когда это случается, то происходит странное, а именно картину своего спасения Айрис блокирует от группы. Если посмотреть, то вокруг ее тела летают два белых whispers, когда Клауд входит внутрь, то он видит ее целую и невредимую и говорит проснуться, и она просыпается. И это не морок, он ее спас, как был научен Сефиротом. И теперь Айрис не знает что делать. В концовке Rebirth она произносит "Прощай", а не "До новых встреч", в английской локализации использовано слово "Goodbye", но у него очень широкий круг значений. В японской версии это именно "Прощай". Что тоже наводит на нехорошие мысли.
Еще один нюанс, когда спасаются Бигз и Зак, то их спасают разные whispers, Бигза спасают белые, а Зака темные. Значит ли это, что Зака спас не Клауд, а Сефирот? Кроме того в мире Зака, где тот не решил что же ему предпринять, где Зак сидит на ступенях Храма в секторе 5, Сефирот проходит мимо него и даже не планирует убивать, но на него агрится Зак, за что получает от Сефирота не удар мечом, а телепорт в пространство между мирами, где он, следуя за лепестками желтых цветов, выходит на Клауда в Edge of Creation. Возможно это просто подарок Сефирота для Клауда как залог чистоты его намерений. Как знать!?
Клауд как сосуд
Айрис и Сефирот выступают для Клауда учителями/наставниками. Айрис решает его проблемы через его любовь к ней, когда учит его открываться, при этом не используя против него его же слабости. Всякий раз когда Клауд надевает маску личины крутого (т.е. Зака), она сбивает ее с него, призывая появиться настоящего Клауда. Она принимает его таким какой он есть и пытается докопаться до него настоящего. Айрис говорит ему дважды, во время необязательного свидания в Золотом блюдце и во время обязательной встречи в Ночном лесу во время сна: "And I'm trying so hard to find you." Айрис учит его говорить с ней через Правду. Такой метод в долгосроке позволит сформироваться устойчивой личности, но по пути Клауд несколько раз наломает дров, как, например, это происходит в Гонгаге, или когда он чуть не убил группу на шоссе, во время побега из здания штаб-квартиры Шинра, тогда он уронил на сопартийцев вертолет, да их спасли whispers.
Всякий раз, когда Клауд попадает под контроль Дженоворота, это случается когда он разделен с Айрис, т.е. в такие моменты она физически далеко от него. Видимо ее способность блокировать действия Дженовы сильно ограничены расстоянием.
В то же время Сефирот рассказывает Клауду как устроен настоящий мир, он учит его противостоять самому себе. Он воспитывает в нем интересные качества, т.е. в какой-то мере человечность и самостоятельность, при этом так же манипулируя им. Возможно эта дихотомия ему необходима что бы выступая в роли бога иметь свиту в виде архангела Клауда!? Невозможно просто так объяснить что происходит, т.к. Сефирот ведет себя словно в нем борются 2 личности, одна из которых хочет что бы Клауд победил его, а другая покорить его. Возможно это жирный спойлер на то что в концовке Re-трилогии Сефирот пройдет свою арку искупления с жертвой!? Айрис это Цетра, т.е. Зеленый цвет (Желтый плюс Синий). Сефирот это Дженова, т.е. Фиолетовый цвет (Красный плюс синий). Таким образом они формируют в нем новую миссию, Цвет которой должен заполнить пустую материю Айрис, которую она отдает ему в конце Rebirth.
И последнее. В оригинальной вселенной человечество вымирает. Возможно ему суждено вымереть в любом случае, но примирение Ги и Цетра через потомство Клауда и Айрис? Как знать, не будет ли новая жизнь символом прекрасного будущего? Или же, по канону всех Final Fantasy этот happy end не должен настать никогда?
P.S.
Каким будет сюжет третьей части FF VII Remake мне неведом. Все что сегодня можно предположить это только в той или иной степени спекуляции. Надеюсь что чеховские ружья выстрелят так, что нашим героям повезет в любви. 30 лет несколько поколений игроков переживало вместе с героями все их утраты и невзгоды. Пришло время Искупления и Принятия.
Берегите себя и Ваших близких!!!