Expedition 33. От этой рецензии кричала вся маршрутка
Помню далекий июнь 2024 года, когда анонсировали Expedition 33, которая произвела тогда эффект "ВАУ" и за этой игрой я стал следить. Дождался и.. оказалось, что европейская ЖРПГ моментально захватила мир с "11 из 10", "Игра года", "Игра декады" и далее по списку. Особенно игру хвалили за сюжет - планка ожиданий сразу оказалась завышена и казалось, что меня ждет бест гейминг экспириенс евар, но оправдано ли?
Визуал
Картинка в игре просто PURE CINEMA. Каждая локация выглядит очень атмосферно, необычно. Будто ты внутри картины какого то поехавшего художника абстракциониста. Поэтому сложно вспомнить как именно выглядела каждая локация и чем друг от друга отличалась, но непосредственно в игре каждая выглядит захватывающе.
Лицевые анимации и персонажи тоже вышли достаточно выразительными и хорошо передают эмоции, что удивительно для небольшой инди команды.
UI тут достаточно дурацкий, но это бич всех JRPG, поэтому прощается.
Музыка
Музыка это просто жемчужина и душа проекта. Это не привычный игровой саундтрек, а прям МУЗЫКА, которая пронизывает каждый кусочек этой игры. Написан просто мечтателем самоучкой для которого это дебютная работа в роли композитора. 154 ТРЕКА, все разные, с разными инструментами, настроением и акцентами. Заглавная тема и вовсе тянет на современную классику наравне с шедеврами Джереми Соула из Elder Scrolls. Крайне советую послушать его хотя бы на спотике, если не планируете играть.
Геймплей
Классический ЖРПГ геймплей с партийными пошаговыми боями, но разработчики еще добавили уклонения и парирования, которые необходимо делать в ход противника.
Звучит на самом деле неплохо - превращать бои в эдакую мини ритм игру, которая каждый раз отличается на разных противниках. На деле же геймплей оказался чертовски душным и скучным т.к. в отличие от привычных ЖРПГ, тут игра состоит исключительно из кишкообразных уровней в которых хочешь - не хочешь надо продираться сквозь толпы врагов один за другим. Это не бросается в глаза на старте, но на 2ой главе я реально заебался воспроизводить одинаковую последовательность атак персонажей. Пришлось поставить себе читы дабы пролетать мусорных врагов на локациях с х2 скорости. Что вы понимали, в последний раз я читы ставил в 2011 году, когда по ошибке качал красноречие в Скайриме, а потом отлетал с пары тычек грязекраба.
Как я писал выше уже, локации тут выглядят в большинстве своем достаточно абстрактно, из-за чего сложно сказать был ли ты уже в этом месте карты или нет. Из-за чего исследование локаций превращается в боль с адским бэктрекингом и чекингом каждого закоулка.
Сюжет
Ох, тут все сложно. От сюжета впечатления как от картинки с недорисованной лошадью:
Первые две главы разработчики ловко дергают за ниточки как кукловоды. Я был очень заинтригован завязкой, действительно хотелось разобраться как работает этот мир и почему в нем происходит то, что происходит. И даже не смотря на душную вторую главу - я по честному продирался сквозь врагов т.к. мне не терпелось прийти к развязке этой истории.
Затем эпилог - происходит ВОТЭТАПОВОРОТ в духе Шьямалана, который не вызвал сильных эмоций, но интерес к происходящему подогрел.
Наступает третья глава уже с новой перспективой на историю и я уже понимаю к чему это все идет. Я знаю как это работает, я уже смотрел последний фильм из трилогии Бетмена Нолана, чуваки. История просто рвется на куски в угоду последнему ВОТЭТАПОВОРОТУ и нам не объясняют ни почему мир работал как работал, ни почему персонажи, которых мы встречали раньше не могли нам открыть глаза на происходящее (например Куратор). А я знаю почему - потому что это мешало сценаристу вписать вотэтаповорот в историю и добавить обман ожиданий. Мне было больно смотреть как сливается в унитаз мир и история, которые сетапились 20+ часов геймплея ради того, чтобы в последних двух длинных диалогах подать нам РЕАЛЬНЫЙ сюжет и проблематику. Особенно больно, что эти последние диалоги крайне слабо поставлены и не отвечают той планке эмоциональности, которую разработчики задали в первой половине игры. Чтобы вы понимали, последний диалог после убийства файнал босса звучал как:
- "Не делай этого, ты умрешь!"
- "А я буду"
- "Не делай этого, я боюсь тебя потерять!"
- "А я буду"
- "Ну ок, делай"
Также дропнули новые детали про мир игры, которые абсолютно никак не объяснили, они просто есть, живите с этим.
Итог
В итоге я закончил игру с очень смешанными чувствами и мне сложно разделить с людьми хайп, что это игра миллениума, а может и вообще всех времен. Мне кажется, что это достаточно средняя игра, которая не смогла меня увлечь геймплеем, но которая завораживает количеством страсти и трепета, которое разработчики вложили в эту игру и создали самобытный фэнтезийный мир, целостный и отличный от того, что я привык видеть в жанре. Я советую попробовать поиграть в эту игру каждому и решить для себя GOTY это или нет, поскольку равнодушным она точно не оставит никого. Не смотря на все неоднозначные моменты, я снимаю шляпу перед командой Expedition 33 и рад, что такой passion проект заметили и оценили. Жаль, что не все талантливые вещи это внимание получают: Guardians of the Galaxy, Hauntii, Psychonauts и прочим повезло меньше.