Soma - [Оценка 66 из 100]
Судя по комментариям к прошлым постам, я понял, что не до конца объяснил, зачем вообще пишу эти оценки. Внесу ясность.
- Всё это я делаю в первую очередь для себя, чтобы систематизировать пройденные игры и понять, что мне в них нравится, а что — нет. Своего рода игровой дневник.
- Критерии я выбрал по тем аспектам, которые важны в играх именно для меня: погружение, геймплей, история, техническое состояние и т.д. Вы можете любить игры за другое.
- Есть и отдельный критерий субъективная оценка — это моё первое впечатление после игры: «ну, на шесть из десяти».
- А вот сумма баллов по всем критериям — уже более вдумчивый разбор, который помогает понять, почему игра зашла (или не зашла), даже если на эмоциях всё казалось иначе.
- 5 из 10 или 50 из 100 это то что является нормой.
Soma
Погружение и эффект потока — 5 баллов
Поток в SOMA появляется местами — игра затягивает за счёт интереса к происходящему, но точно не за счёт геймплея. Атмосфера и сюжетная интрига поглощают, но желание играть запоем не появлялось. Местами этому мешало постоянное напряжение от очередных пряток или блужданий в попытках понять, чего от меня хотят. Перерывы между сессиями были вполне естественными, и я не чувствовал ни отторжения, ни особого влечения — отсюда и средняя оценка.
Геймплей и механики — 4 баллов
Геймплей прост и для меня в целом был вторичен. Бродим, прячемся, решаем пазлы, читаем записки. Каких-либо интересных механик тут почти нет, а то, что есть, — очень базовое. Если бы не атмосфера и сюжет, играть было бы попросту не во что. Но именно благодаря антуражу и эмоциональному фону этот «минимализм» в механиках работает и концентрирует все внимание на атмосферу и сюжет.
История и подача — 9 баллов
Это, пожалуй, главный козырь SOMA. Один из лучших сюжетов, что мне доводилось видеть в играх. Без пафоса, без морализаторства — просто зрелая, качественно поданная научная фантастика. Темы сознания, машин и человечности мне интересны и близки. Насколько глубоко они раскрыты — каждый решит сам, но лично мне было очень приятно и интересно «переваривать» сюжет ещё долго после финала.
Эстетика и стиль — 7 баллов
Давайте так: эстетика и стиль — это не про графон, а про то, насколько мир выглядит убедительно, целостно и органично. Мрачный, давящий подводный визуал — дело вкуса. Я не фанат подводных красот, но этот мир выглядел действительно круто. Всё — от освещения до мелких деталей окружения — работает на атмосферу тревоги и безысходности. Саунд-дизайн тоже на высоте: звуки воды, механизмов, дыхание героя — всё вплетено в единую картинку.
Продолжительность и насыщенность контента — 8 баллов
Мне хватило ровно столько, сколько дали. Игра ощущается цельной, без лишнего растягивания. Почти каждая сцена что-то значила. Скучных или явно «проходных» эпизодов было немного. Головоломки не повторялись (в отличие от пряток), а ритм в целом выдержан хорошо — не успевает надоесть. И когда я уже начал ощущать усталость, игра вовремя начала движение к финалу.
Антидушность (интерес и сложность) — 4 балла
Некоторые моменты были откровенно тягучими, особенно когда в очередной раз нужно было прятаться от монстра. Сложность тут не в механиках, а в моральной нагрузке и неспешном темпе. Игра сильно «душила» однообразием этих сцен, и в середине уже просто раздражало. Это работает на атмосферу, но с точки зрения интереса — местами провисает.
Техническое состояние — 10 баллов
Идеально. Никаких багов, лагов, просадок или странного поведения. Понятное дело, что игра уже старичок, но это ни как не влияет на оценку.
Ценность после завершения — 6 баллов
SOMA — это, скорее, разовый, но очень сильный опыт, который надолго остаётся в памяти. Возможно, когда-нибудь я её перепройду, но таких далеко идущих планов я в этот критерий не закладываю. На второй заход может потянуть, если я стану забывать сюжет и ощущения, но точно не игровой процесс.
Общая субъективная оценка — 7 баллов
Сильная история, мощная атмосфера. Первые слова после титров — «ВАУ». Да, с геймплеем всё слабо, местами играть было тяжело. Но в целом — цельный, достойный проект. Это та игра, которую хочется советовать, даже зная, что далеко не всем она зайдёт.
Свежесть и уникальность — 6 баллов
Я играл в подобные симуляторы ходьбы, но SOMA удалось найти своё лицо. Она не уникальна в жанровом смысле, но по подаче, настроению и философской глубине — определённо стоит особняком. Та редкая игра, которая говорила «внутри меня»