Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Игра, которая боится стать современнее.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Вселенная Kingdom Hearts состоит из множества миров, некоторые из которых основаны на фильмах Disney. А ещё у всех живых существ есть сердце. Это не орган, но особая материя, которая содержит в себе тьму и свет, злые и добрые помыслы. Всем людям, сколь бы благочестивыми они не казались, присущи какие-то пороки: кто-то эгоистичен, кто-то — жаден, труслив или попросту лжец. И это нормально.

Kingdom Hearts даёт понять, что в её мире, как и в реальном, людям свойственно ошибаться и вести себя несправедливо по отношению к другим. И каждый заслуживает шанс на искупление. Тьма здесь — не синоним зла. Это лишь крайность, в которую впадают если не по глупости, то от отчаяния. И даже антагонист серии стремится не погрузить весь мир во тьму, а достичь баланса между ней и светом. Только методы у него не слишком гуманные.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

На контрасте с простыми смертными, в Kingdom Hearts есть диснеевские принцессы — семь девушек, чьи сердца никогда не касалась тьма, этакие идеальные существа. Именно за ними охотятся главные злодеи в первой части игры.

Аврора, Золушка, Белоснежка и даже Белль, насколько бы «прогрессивной» по меркам принцесс она ни была в момент выхода «Красавицы и Чудовища», — все они в Kingdom Hearts не полноценные персонажи, а просто сценарные функции. Они мотивируют и главного героя, и злодеев двигаться дальше, но сами, по правде говоря, ничего из себя не представляют.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Но будем честны — и в фильмах Disney у них не было индивидуальности или сильных характеров. Практически все классические принцессы — это дамы в беде. В собственных мультфильмах они выполняли ровно ту же функцию, что и в Kingdom Hearts — толкали героев на свершения.

Использование этого тропа в какой-нибудь «Спящей красавице» можно объяснить годом выхода фильма, социальными нормами середины XX века. В оригинальной Kingdom Hearts тоже не могло быть иначе. Изначально игра задумывалась исключительно как ни к чему не обязывающий кроссовер, а потому сценаристы вынуждены были полагаться на пусть и устаревшие, но узнаваемые тропы. К тому же, если бы в игре принцессы стали вести себя не так, как в мультфильмах, у аудитории возникли бы закономерные вопросы.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Проблема кроется в другом. В Kingdom Hearts в списке принцесс значится Алиса из «Алисы в Стране чудес», хотя сама Disney её таковой не считает. Зато Покахонтас и Мулан — по-настоящему активные и интересные персонажи — входят в официальный перечень. Первая так и не появлялась в Kingdom Hearts, а китайская воительница стала одной из героинь второй части, правда, не как принцесса.

Square Enix долгое время использовала архетип «дамы в беде», в то время как парадигма самой Disney в этом отношении изменилась. Kingdom Hearts старательно игнорировала действительно сильных принцесс вроде той же Покахонтас или Тианы из «Принцессы и лягушки», но и тут разработчиков можно понять — всё-таки переписывать канон — это дело неблагодарное.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Кроме того, сюжет Kingdom Hearts накладывает ограничения. Сама концепция семи чистых сердец, в которых нет ни злобы, ни гнева, предполагает, что носителей этих самых сердец будут спасать, ведь сражаться — значит пускать тьму внутрь. Принцессам, как сценарному инструменту, такое непозволительно.

С момента выхода первой Kingdom Hearts взгляд на женских персонажей в Disney изменился. В компании больше не считают, что «сильный женский персонаж» — это обязательно воительница, ведь характер можно показать и не размахивая мечом.

Ярким примером такой «новой» принцессы стала Рапунцель. Изначально ей движут пусть не корыстные, но личные мотивы, она ловко берёт в оборот Флина Райдера, и, по сути, управляет ситуацией, а не плывёт по течению. К тому же, её жертвенность — не врождённая черта, а то, что выработалось со временем.

В отличие от какой-нибудь Авроры, Рапунцель — живой и интересный человек, но не боец, как, например, Мулан или Мерида, поэтому она просто напрашивается в ряды принцесс сердца в Kingdom Hearts. Да, это всё равно была бы «дама в беде», но уже не сценарная функция, а полноценный персонаж.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Впрочем, остаётся проблема канона. Серия Kingdom Hearts никогда не чуралась резких сюжетных поворотов, переворачивающих события игр с ног на голову, но переписывать основополагающие правила вселенной Square Enix и Тецуя Номура себе не позволяли. Однако к третьей части сценаристы перестали игнорировать «сильных» принцесс.

В мире мультфильма «Рапунцель» главный герой встречается с одним из злодеев. Он говорит, что сама Рапунцель, возможно, — новая принцесса сердца, однако это надо ещё проверить. Чуть позднее, когда девушка расправляется с Готель, злодей отмечает, что в сердце принцессы есть тьма, поэтому она бесполезна для антагонистов.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Всё это происходит очень быстро. Фраза про тьму в сердце принцессы брошена вскользь и как бы между делом, но это знак того, что в Square Enix понимают, насколько устарела их собственная концепция «дам в беде». Поначалу кажется, что это «крючок», ружьё, которое выстрелит в дальнейшем.

Некоторое время лелеешь мысль о том, что, быть может, правила вселенной Kingdom Hearts изменятся, а сам сюжет, который за 10 частей стал чертовски сложным для понимания, наконец, станет чуточку глубже. Тем обиднее, когда Эльза из «Холодного сердца» оказывается обычной принцессой. И это та самая девушка, которой не чужды злоба и страх, которая сковала льдом целую страну.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Всё это напряжение, созданное небрежно брошенной фразой, все надежды — оборачиваются пшиком. Square Enix либо побоялась что-то кардинально менять в лоре, либо просто дала игрокам знать, что осведомлена о переменах в диснеевских принцессах. Впрочем, есть и другое объяснение: Kingdom Hearts III — это финальная глава истории Мастера Зеанорта, главного антагониста всей серии, и решение переписать канон в самом конце выглядело бы странным.

Я не хочу сказать, что разработчики должны были добавить ту же Рапунцель с её тьмой в сердце в ряды принцесс лишь из-за смены парадигмы Disney или в угоду общественным настроениям. Просто не сделав этого сейчас, разработчики упустили возможность освежить крайне консервативную идейно серию. И от этого становится обиднее всего.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Много лет Kingdom Hearts рассказывала истории о дружбе, любви и всепрощении, пережёвывала одно и то же из части в часть. По большому счёту, основную мысль всей серии раскрыли ещё в первой игре, а дальше лишь повторяли сказанное. Да, персонажи кое-как менялись, c ними что-то происходило, они взрослели, в конце концов. Однако ни герои, ни история не становились глубже — лишь запутаннее.

И не поймите меня неправильно, Kingdom Hearts III — замечательная игра и прекрасное завершение долгой борьбы с Зеанортом. Но за 17 лет серия не эволюционировала идейно, оставаясь всё такой же поверхностей. Уже смешно наблюдать, как 15-летний парень в который раз толкает наивные и детские речи о дружбе, в то время как рядом с ним находится зрелая и во всех отношениях более интересная как личность Рапунцель.

Как классические диснеевские принцессы мешают Kingdom Hearts стать глубже

Своим неловким выпадом по поводу «новых принцесс сердца», разработчики лишь подчеркнули стагнацию, в которой пребывает Kingdom Hearts и, в то же время, будто бы извинились: «Мы понимаем, что происходит, но уже поздно что-то менять». Возможно, в следующей части, с началом новой истории, ситуация всё-таки переломится, тем более, что в последних играх серии авторы уже не так активно обращались к принцессам сердца.

Хиранобу Сакагучи советовал Тецуе Номуре усложнить сюжет оригинальной Kingdom Hearts. Геймдизайнер прислушался, и игра получила культовый статус. С тех пор серия разрослась, отбросила наследие Final Fantasy, стала одной из самых запутанных в индустрии, но не приобрела глубины.

Теперь, когда история Зеанорта завершилась и можно начать всё с чистого листа, остаётся лишь надеяться, что маленький эпизод с Рапунцель из Kingdom Hearts III — это не насмешка, а своего рода послание и последующие части будут тоньше и сложнее. В конце концов, даже детское произведение может быть глубоким.

11 показ
9.8K9.8K открытий
61 комментарий

Но будем честны — и в фильмах Disney у них не было индивидуальности или сильных характеровПерестал читать после этой же строчки. Автор видимо плохо смотрел оригинальные диснеевские мультфильмы

Ответить

Вот недавно как раз пересматривал. Даже какая-нибудь Жасмин — типичная дама в беде, хотя и активничает вроде как.

Ответить

либо у него установка на Белоснежку или Аврору с Золушкой.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Формально-то оно так: они и в заголовках, и экранного времени у них больше. Но до конца 80-х они сюжетов не делали. То есть истории вокруг них крутились, но сами они просто по течению плыли.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить