Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Я недавно разгребал свой бескрайний подвал и нашёл там, помимо прокисших бутылок с вином 2014 года (скорее всего это подарки на свадьбу) и «прожжёных» дисков времён XBox 360, оригинальный диск с Medal of Honor Frontline для PS2. Саму игру я уже продал на барахолке за 8 евро, а мысли остались. Мысли о том, куда делась франшиза, что с ней произошло и почему. Ведь серия когда-то была одной из моих любимых. Ну а если мне интересно, то я начинаю искать информацию. И вот что я нашёл. Короче, подписывайся если ещё нет и приятного прочтения 😎

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Оглавление

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Как Спилберг решил, что война — это весело

Medal of Honor... игра, которая взяла шутеры за яйца и перетащила через окопы. До неё эти ваши «пиф-паф» в стиле «я робот с дробовиком» могли только скакать по пиксельным однотипным коридорам. А тут — Вторая мировая, грязь, кишки и снаряд в жопу. Настолько правдоподобно, что после пары миссий у особо впечатлительных начинался ПТСР.

Короче, было круто. Настолько, что другие студии просто охренели, перестали рисовать лазерные бластеры и рванули делать «вот это вот всё». Игру начали уважать. Последняя часть вышла в 2020, и с тех пор — тишина.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Чтобы разобраться, надо сначала окунуться в золотую эпоху. Примерно 1997 год. Спилберг снимает «Спасти рядового Райана», кино мощное, но проблема — школьники не прутся. Мало им патриотизма и кровищи, надо чтоб ещё по кнопкам долбить можно было. Тогда Спилберг, не дурак всё-таки, решает: а сделаю-ка я шутер!

Поднимает он своё DreamWorks Interactive и такой: «Ребята, делаем игру про ВОВ. Серьёзно, без всякой космофигни». А ребята такие: «Да ты шо, Стивен, мы тут плазмоганы рисуем, а ты с этим своим нацизмом...».

Но Спилберг был упрямый как баран.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

И тут врывается в процесс армейский советник — не просто капитан, а Капитан Дейл Дэй, мужик суровее просроченного тушняка. Смотрит он на эту поделку и орёт: «Вы что тут, суки, творите?! Это не игра, это издевательство!». Хотел уже, видимо, всех в наручники и в Гаагу, но студия подсуетилась: рассказали, что проект не ради бабла, а чтоб народ задумался, чтоб молодежь почувствовала. Убедили.

Так Дейл не просто остался — он им устроил мини-ад. Сборка-разборка винтовки во сне снилась, шли строем по офису, а кто криво стрельнул — мыл унитазы. Параллельно помог им исторические косяки вычищать — типа «в 1942-м в Германии пиццу не продавали, идиоты». И даже сам закадровый текст зачитал — вот настолько проникся. Брутально, по-мужски, с хрипотцой.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

А когда DreamWorks занесли демку в Electronic Arts — там такие: «Шо за хрень?!». Включили... и игра пошла по офисам, как стопка шнапса на похоронах. Все затянулись атмосферой и захотели ещё. EA в итоге схватила DreamWorks и включила их в партнёрку. Деньги, бабки, бюджет...

Но сказка была недолгой. К ним подкатил некто Пол Батчер из Конгрессовской Медальки Почёта, начал гундеть: «А вот у нас тут традиции, и всё такое, а вы тут фашистов взрываете ради очков». Короче, попытался Спилбергу втирать мораль, а тот просто кивнул, типа: «Пиши, что хочешь, мужик, только отвали».

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Как ветераны чуть не прикрыли лавочку, а потом сами зависли с геймпадом

Короче, заумный дядя Батчер — не мясник, а официальный представитель ветерена... ветеранов — начал верещать, мол, игра неуважительная, ветераны в гробах крутятся, война — не тир. Чуть было Спилбергу не прикрыли лавочку. Но, как и Капитана Дэя, этого гуманитария тоже усадили, дали джойстик, включили «вот тут мы фрица за яйца», и мужик расчувствовался. Так расчувствовался, что потом ещё и игру продвигать согласился. Типа — норм, можно и по врагу пострелять, если с уважением.

В 1999-м Medal of Honor таки вышла. И, мать его, как вышла! Прямо с пинка в дверь индустрии. Все офигели: и графика крутая (ну, по тем временам, не сейчас же), и историчность, и атмосфера такая, что казалось — в ботинках песок, а в ушах гильзы звенят. Даже анимация — ого-го! 250 полигонов! Это вам не в Марио прыгать. Консоль аж подпёрдывала от напряжения, но тянула.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

А звук... ну, сейчас бы игроки за такое в негативе утопили, но тогда — просто огонь! Музыка эпическая, выстрелы чёткие, взрывы бодрые. Сюжетом не просто пугали, а прям рассказывали, вдумчиво, с текстами, видео, и прочими штуками, чтоб малолетние не только стреляли, но и — внезапно — думали.

Ну а мультиплеер... Ха! Два чувака на диване, экран пополам, и давай друг друга по каскам бить. Wi-Fi? Забудь, не придумали ещё.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Зато одиночная кампания — это было ядро. Мозг, душа и печень игры. Medal of Honor всегда про одного против всех. В этом и кайф. Потом, конечно, решили делать сиквел. И вот тут пошло чуть не туда. Medal of Honor: Underground — вроде как про французское сопротивление.

Но вместо того, чтобы реально показать, как французы под землю ушли от немцев, нам дали главгероиню — мадам Батист, которая сначала вроде как партизанка, а потом — опа! — мечников-фашистов крошит в каком-то готическом замке.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Это чё, мы в Call of Castlevania попали?

Ну да ладно. Зато душевно как по мне. Про характер, про выбор, про боль. А что исторической точности там как у сельского баяна струн — так то фича, а не баг. Мы ж не в музее, а на войне. В общем, игра выжила, пошла в рост, но уже не была той самой.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Как пацаны на пляже воевали, пока ты свои сишки прятал

Было время, когда разрабы жрали доширак и реально думали башкой, как выжать максимум из консоли, которая уже тогда дышала через задний порт. Хотели, чтоб всё выглядело красиво, звучало бодро и игралось так, чтоб даже твой ленивый брат с дивана в атаку побежал. Но памяти в тех коробках было меньше, чем мозгов у комментаторов стрима по играм FIFA.

Тогда они извернулись, как гимнастка на амфетамине — придумали стриминг с диска в реальном времени. И звук, и графика летели прямиком с кружка — без подгрузок, лагов и визга вентилятора. Ты понял, что это значит? Это как если бы твоя бабка читала тебе сказки, пока варила борщ, вязала и одновременно отбивалась от коллекторов. Уровень!

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

И пусть старт был без фанфар и салюта, но Underground рванул как сельский трактор на нитрометане — рецензии были такие, что у журналистов клавиатура вспотела. И деньги пошли, а когда деньги идут — у ЕА, как у любого корпоратного кабана, глаза в зелёный цвет перекрашиваются. Они такие: «Опа, работает! А ну, быстро, студию переименовать и в стойло! Отныне вы делаете только Medal of Honor и больше ни-ни!»

Тут-то и начался цирк. Решили пацанам на GBA (это такая портативка, если ты совсем юный и на мамкиных деньгах) версию сделать. Типа, чтобы и в автобусе врагов мочить. Но получилось так, будто игру портировал чувак с 3 классами образования: тормозит, управляется как пьяный слон, выглядит как сон дальтоника после. Все забыли быстро. И правильно сделали.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Но на этом цирк не закончился — решили, мол, а чё бы не сделать леталку? Типа, самолётики, бомбы, патриотизм, все дела. Назвали Fighter Cat. Ну название ещё ладно. Вроде было весело, но потом кто-то умный пришёл и сказал: «Ребят, вы чё, совсем ебобо!? Medal of Honor — это про бдыщ-бдыщ, а не вжжж-вжжж!» Короче, прикрыли лавочку.

Но EA ж хитрожопые. Проект сдали LucasArts, там его подкрасили, обмазали голливудским соусом и выпустили под названием Secret Weapons Over Normandy. Игра хорошая, но на обложке, к счастью, слово «Medal» не написали — иначе ветераны бы с инфарктом слегли.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

А тем временем, папочка всех военных драм — сам Спилберг, решил, что сериал можно раскрутить ещё и на ПК. Позвал контору с названием 2015, Inc. (в честь года, в который они планировали впервые выспаться). До этого ребята делали только DLC для «Sin» — шутера, о котором уже и в аду забыли. Но, чёрт побери, выдали шедевр: Medal of Honor: Allied Assault.

Высадка в Нормандии? Да это тебе не Call of Duty с пафосом, это тебе в лицо песок, кровь, кишки и ор сержанта, который орёт, что ты целишься, как бабка с катарактой. Allied Assault сделал из шутеров про Вторую мировую не просто жанр, а священное писание. Тут даже кривая мышка на 200 DPI чувствовала себя как снайперский прицел.

Игры стали серьёзным делом. Люди с диванов начали понимать, что не только кино может рассказывать истории.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Call of Чего? Как Medal of Honor села на жопу

Всё начиналось красиво, как первая любовь после трёх бутылок сидра. Высадка с винтовками, вокруг мясо, а ты, как дурак, с М1 в руках и под ор сирены лезешь в ад. Потом — стелс: подделал документы, втихаря мимо фрицев прокрался, всех надурил и свалил.

На ПК движок разогнали — тени, текстуры, рожи у немцев видно так, что даже можно понять, кто из них только что в штаны наложил. А в мультиплеер завезли «десматч» и прочие пироги, чтоб геймеры с пивом по ночам визжали в микрофоны, как поросята на бойне. Но при всём этом, сингл — святое, мать его! Ради него и играли. Спирхед, Брэйкфрут — прикольные аддоны.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Потом консольщики дождались Frontline. Там тебе и лейтенант Джимми Паттерсон, и похищение немецкого летающего утюга, и снова высадка в Нормандии. Музыка — прям оркестр в ушах, мурашки по спине. Только вышло оно после Allied Assault, и, извини, народ уже насытился. Типа, «всё хорошо, но чё-то вторично».

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

А теперь внимание — драма. Из команды Allied Assault несколько умных ублюдков встали, хлопнули дверью и сказали: «А ну вас нахер, сами сделаем лучше». Назвали себя Infinity Ward, а игру — Call of Duty. Да-да, ту самую, которую ты потом с ботами играл на минималках, чтоб KD не портить.

Они взяли всё лучшее из МоХа, добавили побольше взрывов, меньше соплей и дали тебе не одного героя, а сразу троих с автоматами и нервным тиком. Новая система отрядов, больше мяса, меньше философии — игра для настоящих любителей громкого «бдыщ!» и сломанной клавиатуры.

И CoD понёслась по рынку, как кобель за течной сукой, и до сих пор несётся, хоть и поседел.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Как Medal of Honor ушла в джунгли и заблудилась

Примерно тогда и началось траурное шествие по останкам Medal of Honor. Call of Duty уже сидела в кресле главного, а MoH делала вид, что всё под контролем. Спойлер: нихрена не было под контролем. Rising Sun — попытка уйти от фрицев и поиграть в «вау, мы на Пёрл-Харборе, вау, у нас джунгли, вау, японцы с катанами».

В первом уровне — огонь, мясо, корабли тонут, бабах, драма, всё как положено. А потом — всё. Гладенький, тухлый, плоский. Уровни — линейные, как жизнь после трёх детей и ипотеки. Скрипты заебали, баги пляшут, а мотивации играть — меньше, чем у меня желания мыть руками посуду.

Говорят, хотели успеть к Рождеству — ну, успели. Только рождённый в муках «шедевр» был игровым трупом.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Мультиплеер? Был. Игралось весело? Ну, типа. Только на фоне Halo, Battlefield и уже тогдашнего CoD — выглядел очень прсредственно. Даже с тем, что на Xbox можно было вчетвером мясо рубить локально, игра никуда не выстрелила. Скучно, уныло, вторично. Геймерам подавай либо адреналин, либо голую жопу, а тут — ни того, ни другого.

Следующую часть в Японии, Secret Rising Sun, быстренько слили в унитаз, как просроченные молоко — спасибо отзывам. ГГ должен был быть братом того чувака из первой части, но его отправили в спячку до Medal of Honor: Heroes. Пока всё это зрело в подвале игростроя, попробовали ещё раз что-то сделать на GameBoy Advance.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Тем временем на ПК подъехал Pacific Assault. Опять Перл-Харбор, снова тропики, но на этот раз по уму: с музыкой, атмосферой, аккуратной историчкой, даже с консультацией у историков. Без рогатых нацистов и прочей Marvel-ерунды — тут тебе и реализм, и мины под ногами, и друзья рядом, которыми можно командовать.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Мультиплеер отдали студии TKO, которая делала аддон к Allied Assault. Режим с проникновением был крутой, не спорю. Но онлайн умер быстрее, чем новогоднее обещание «больше не пить». Через два месяца — онлайн пустой, как мой холодильник в студенческие годы.

Но знаешь чё? Pacific Assault хоть и не спас франшизу, но показал — рано хоронить. Сингл был настолько хорош, что даже я, старый циник, пару раз пустил скупую мужскую слезу. Ну или это был пот, чёрт его знает.

До сих пор лежит дома)
До сих пор лежит дома)

Как Medal of Honor проиграла менеджерам и багам

Когда вышел European Assault, у разрабов наконец что-то щёлкнуло. Решили: «А хрен с ним с линейностью, дадим игроку волю! Пусть сам выбирает, где и кого мочить!» И дали. Только с этой свободой куда-то проебалась нормальная история.

Скриптов — кот наплакал, драмы — как в любовном романе, написанном на смартфоне пьяным школьником. Игрока мотало по глобусу, как соплю по ветру: то Африка, то Сталинград, то Арденны. Вроде всё красиво, но в сердце не цепляет. А пока они пытались доказать, что не хуже Call of Duty, конкуренты уже давно шли по пути «а давайте сделаем, чтобы бабахало, пёрло и по сетке игралось».

В результате отсутствие нормального онлайна (локальный сплит-скрин, серьёзно, 2005 год уже, алё!) стало приговором с отсрочкой исполнения.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Потом на сцену вышли портативные Heroes на PSP. Тут уже, несмотря на все ограничения железа, получилось достойно. Как походная версия — пушка, хоть миссии и были однообразные. Управление — отдельная пытка. Зато — 32 игрока онлайн! На PSP! Для своего времени — космос.

Вдохновлённые этим, выкатили Vanguard для PS2 и Wii. Задумка — крутая: десант, высадка, ты управляешь, откуда прыгать. Но по итогу — очередная реанимация старых моделей, анимаций и багов с прошлого века. Онлайн отрезали, графон размазали, игра лагала адово. Результат — обосрались снова.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Потом — Airborne. Тут в EA разродились новой движкой, идеей про свободу десантирования и нормальной боёвкой. Unreal Engine 3, музыка огонь, шутер — мощь. Только знаешь, что было не так? Время.

Все уже устали от Второй мировой. Пока ты с парашютом красиво врывался в бой, пацаны уже в Call of Duty 4 с дронами по пустыне летали и багдадским террористам носы ломали.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

На Wii всё ещё пытались пыхтеть — вышел Heroes 2, с тем же онлайном, лидербордами и даже каким-то подобием прицела через сенсор. Норм, но в масштабах индустрии — как пытаться пукнуть в ураган. Локально было весело, но большого размаха не добились. И тут... внимание... приходит план EA: «Давайте чередовать Medal of Honor и Battlefield! Будем доить фанатов каждый год!»

И что они делают? Правильно — разгоняют студию в Лос-Анджелесе, ту самую, что всё это дерьмо когда-то подняла с нуля. И передают штурвал Danger Close. Название оказалось пророческим.

Medal of Honor 2010 — адский микс на современную тему. Афганистан, бородатые талибы, спецназовцы, пыль, боль, кишки. Играть за талибов в мультиплеере? Штаты охренели, военные рекомендовали не продавать игру, политики лезли на стену, как будто сами в горах воевали. Но кампания была хорошая, хоть и короткая.

Danger Close делали сюжет, DICE — мультиплеер на движке Frostbite. Получилось что-то среднее между Battlefield и Call of Duty, но до уровня каждого из них — как до Китая на велосипеде. Всё-таки игру с душой не соберёшь по кусочкам от трёх команд. Но продажи были хорошие. Даже захотелось верить, что наконец-то корабль пошёл в правильную сторону.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

А потом… выходит Warfighter.

И это всё.

Конец.

Warfighter — это не игра, а полигон ошибок и разочарований. Глюки, баги, мультиплеер — мёртвый с рождения. Сюжет? Пафосная каша из «кто-где-когда» в стиле «мы спасаем мир, но нам грустно».

Диалоги — как будто их писал за$баный кассир огромного супермаркета после смены, графика — никакая, механика — деревянная. Продажи — в унитаз. Критика — справедливо злая. Патч первого дня? Да хоть патч первого века — говно так и осталось говном.

EA в шоке. Что делать? Правильно. Захлопнуть нахрен проект, Danger Close закрыть, а все деньги кидать в Battlefield.

Medal of Honor: сказ о том, как умирал шутер моей юности【MидЛ】

Заключение

Medal of Honor прожила жизнь настоящего героя — ярко, с подвигами, но с печальной старостью и смертью от корпоративной жадности и управленческого кретинизма. Я запомнил высадку в Нормандии, Перл-Харбор, прыжки с парашютом и напряжённые стелс-миссии, как свою первую драку за гаражами. Потом пришли «эффективные менеджеры» и начали пилить не игру, а отчётность. И умерло то, что могло стать величайшей серией про войну не хуже фильмов Спилберга, а местами даже круче.

Спасибо, что читаете и комментите! Увидимся, бандиты!
Wanderbyte
А я пойду новый Double Dragon пробовать😅
А я пойду новый Double Dragon пробовать😅
29
7
2
2
1
1
1
24 комментария