Закрыл Doom
Закрывая Бэклог в ТГ.
При всём моём длительном увлечении играми, оригинальный Doom так и не был до конца мною осилен. Разумеется, я предпринимал попытки, но они быстро заканчивались, так как первопричиной было лишь ознакомление с классикой, а не её полное прохождение. И вот в моих руках — Switch, который, к моему удивлению, позволяет крайне комфортно поиграть в ретро-шутеры. В итоге в моей библиотеке теперь есть целая батарея заряженных олдскульных хитов, марафон по которым только начинается.
Doom не нуждается в представлении. Мясной, динамичный и до боли простой шутан, с сюжетом из порно. Эта серия имеет давнюю и непростую историю. Doom, хоть и не является прародителем жанра шутеров, оказал на его становление огромное влияние. Мы всё это знаем, мы всё это ценим.Но...
Оригинальный Doom вышел в 1993 году. И у меня вопрос — как же он играется сейчас?
В попытке ответить самому себе, я садился за Doom с довольно сдержанными ожиданиями. Зная структуру игры — то есть разбивку на непродолжительные уровни, — я думал, что чисто для галочки буду поигрывать минут по 15 перед сном, чтобы через недельку отчитаться о прохождении здесь. Но эта демоническая тварь затягивает.
Тут стоит понимать одну вещь — Doom это дистиллированная игра. Мы привыкли видеть в играх такие понятия, как нарратив, повествование, сеттинг, лор и прочее. Легко представить современные игры как мутные, насыщенные разными вкусами крафтовые пивчики. Они сложные, они необычные, они разные.
Так вот, Doom — это самарский лагер, который так любит твой батя. Он (лагер, не батя) кристально чист, абсолютно понятен и безукоризненно универсален. В нём нечего копаться, он не требует от тебя насмотренности. Он просто знает, что ты хочешь пить. И ты пьёшь — глоток за глотком.
Возвращаясь к моему вопросу: Doom играется сейчас так же хорошо, как и в 93-м. Точно так же, как Жигулёвский лагер всё ещё отлично утоляет жажду. Doom не устарел, потому что в нём нечему устаревать. Ты не можешь ни за что зацепиться, чтобы поругать его. И не потому, что каждый аспект игры выполнен на недосягаемом уровне, а потому что базовые механики не за что ругать. Они просто есть, и они на своём месте. Это как ругать Pong. Типа... зачем? Pong — такая же базированная игра, в которой есть только механики. И больше ничего.
Отойдя от сравнений игр и пива, стоит заметить, что оригинальный Doom отлично увлекает в себя. Помимо чистейшего геймплея, вовлечению способствуют и достаточно короткие уровни. Ты просто начинаешь щёлкать их один за одним. Игровые сессии по итогу превращаются в забег а-ля “А я смогу сейчас закрыть целую главу?”.
И ты можешь — как и пройти парочку уровней, пока ждёшь такси или отдыхаешь после рабочего дня.
Существует мнение, что прочувствовать весь кайф от Doom мешает его сложность. Но на практике уровней сложности достаточно много, и пройти игру может любой. Лично я скинул сложность с третьей до второй лишь на последней из четырёх глав игры.
В итоге я рад, наконец-то, поставить галочку напротив первой Doom, и, пренебрегая своими правилами, сразу ныряю в сиквел.