Zompiercer. Крутая игра от разработчика одиночки.
Лонг про то, как я загрустил, что игра через 40 часов закончилась, что игра в раннем доступе, и что разработчик - всего один.
Итак, что за игра? Кратко.
Шутер с отстрелом зомбей, где ты собираешь ресурсы, отстраиваешь свой поезд, путешествуешь на нём и крафтишь себе нужное.
Теперь подробно, чем эта игра прекрасна и что в ней печалит.
Главный плюс: игра это мир, а не развлечение.
Есть чёткая грань в играх с мирами.
- Когда мир сделан как парад аттракционов, чтобы развлечь игрока. Все эти сундуки под каждым кустом, бесконечный респавн, правило 40 секунд и прочее - игра как развлечение.
- И когда мир создан, как живой мир, и ты в нём путешествуешь, чтобы найти себе эти самые приключения.
Мир Зомпирсера - огромный и пустой, с редчайшими точками интереса. Ты долго едешь на поезде через леса, реки и горы, прежде чем найдёшь хоть что-то, где можно пострелять и полутаться. И это очень круто.
Многие разработчики совсем забыли, что ожидание приключения не менее важная часть события, чем само приключение.
Мало того, автор настолько крут, что вставил огромную локацию вообще без точек интереса, без врагов и без лута. Ты просто долго-долго едешь на поезде через неё и любуешься пейзажами.
Когда автора спросили, зачем он так сделал, он так и ответил, что кайф же просто ехать на поезде всё дальше и дальше, и пообещал, что таких локаций будет ещё больше. И за это ему отдельное спасибо.
Или вот тоже прекрасная локация с единственной точкой интереса. Убрал под спойлер, если будете играть, такой кайф доехать и увидеть это своими глазами.
В игре есть простенький сюжет, он симпатичный и вполне помогает наслаждаться собственным приключением. К сожалению, сюжет обрывается на середине, и к этому мы ещё вернёмся.
Второй плюс: нет респауна зомбей.
Зомбей на локации столько сколько должно быть в этой местности. То есть если это маленький дом, в нём 1-3 зомбака, в многоквартирном доме несколько дестяков. В деревне 30-50 зомбей, в городишке пару сотен.
Если ты всех убил - всё, их больше нет. Ты чаще всего полностью зачищаешь локацию и в ней становится мирно и спокойно. И как же это круто!
Разнообразие зомбей неплохое: обычные, большие, сильные, быстрые, защищённые, плюются газом, шипами, вырывают вещи из рук и т.д. Некоторые зомби особенно в начале - реально сложные, и пока не прокачаешься убивать их непростая задачка.
Оружия - достаточно. Нож, топор, бита, лук и много разного огнестрела, я нашёл стволов 10 разных (и под них разные патроны). Плюс есть гранаты и взрывчатка.
Третий плюс, но важнейший плюс: Поезд.
У меня нет скринов изнутри поезда, хотя в обсуждениях это основное чем хвастают люди перед друг другом.
Поезд - гениальная часть игры. Твой дом который, ты строишь, как ты хочешь, в котором ты спишь, ешь, моешься, варишь обеды, крафтишь снарягу и хранишь ресурсы - и который путешествует вместе с тобой!
Естественно я играл и в «7 дней», и в крутейшую «Субнаутику», но вот всегда было жаль, что ты бросаешь отстроенное и идёшь дальше. А тут это проблему, вот так изящно решили.
Четвёртый плюс (если любите такое): Гринд и Крафт.
В игре осень много сбора ресурсов и крафта всего. Я к этому отношусь хорошо, это милая рутина, которая важная часть удовольствия от игры. Если вы это не любите, то не играйте - тут этого очень много.
В начале робот немного не вписывался в сеттинг по атмосфере, но потом я к нему привык. Без него сложно, он помогает, и в безлюдном мире с ним не так одиноко. И даже приятно, когда он тебя со своим жужжанием моторов (вжух-вжух-вжух) догоняет.
Крафтишь всё: все постройки и удобства в поезде, верстаки, первые доспехи и оружие, инструменты и всё для робота. У моего робота: две сумки для ресурсов, фонарь с лечилкой, и арбалетная пушка (она слабая, но мне нравится, да и болты для арбалета крафитить не проблема). Плюс апгрейты электроники.
Пятый плюс: Приключения.
Автор понимает, что такое приключения в зомбиапе. И каждая локация раскрывает какие-то новые интересные моменты игры.
Это всё большой спойлер поэтому расписывать не буду. Интересней самому путешествовать на поезде и не знать, с чем ты встретишься дальше.
И не пожалел. Но, важно, что мне просто, идти по красивому миру кайф. Мало того до самого домика я уже добежал под проливным дождём, и даже напоролся на каких-то недобитков зомбей, которых пропустил первый раз.
Кстати по поводу дождя какая-то хитрая механика в игре. Помню, что когда я первый раз гулял под ливнем, то через какое-то время начал кашлять и здоровье начало немного проседать. Но больше такого не было, может из-за снаряги (доспехи, шлем и прочее). Не знаю.
Потом я спустился в подвал и... (спойлер, лучше это узнать самому)
Кстати, сами болота очень красивые. Кислотные закаты там лучшие.
Одна из самых крутых вещей в приключении - это самый большой спойлер. Если будете играть - не смотрите. Правда. У меня был чистый, детский восторг от этого.
Рассказываю. Ты едешь через зомбиап, постоянно пытаешься найти живых людей, но их нет. Куда бы ты не приехал - все уже погибли и либо стали зомби, либо их трупы лежат рядом.
Первая локация, вторая, третья... 30 часов путешествия и каждый раз кажется, что ты кого-то найдешь живого, но никого нет. Ты одинок (не считая робособаки) в этом умирающем мире.
И вот очередная локация, крепость какого-то параноидального чувака. Твой персонаж, в которой раз комментирует "Надеюсь хотя бы они выжили..." Но так уже было много раз и это ложные надежды.
И вот я подъезжаю к крепости. И у меня случается игровой оргазм. Они реально выжили. Живые люди. Живой городок. Стоят на стенах в дозоре. Сидят по домам. Раздают квесты. Болтают с тобой.
Да NPC нарисованы просто. Их мало. Но как же это круто наконец-то встретить живых людей в этом погибшем мире.
Жаль, нельзя поспать в кровати в местной гостинице и поесть в местной столовке. Надеюсь автор это ещё доделает.
Именно тут ты понимаешь, насколько автор игры молодец. 30 часов убеждать тебя, что все погибли, чтобы потом ты, наконец-то, встретил живых людей. Которые с тобой поговорят и надают квестов.
Жаль, что автор этот момент спалил в скринах к игре. Я их видел мельком, но решил, что может это ещё будет только - игра в раннем доступе.
Хватит восторгов. Поговорим про недостатки и чего хочется, чтобы доделали ещё больше.
Важно, ко всем недостаткам относиться с пониманием. Разработчик в одиночку пилит эту игру. И делает всё, что может. Поэтому так и назовём это: хочется больше.
Хочется больше: Ролевая система.
Сейчас у персонажа 4 показателя: Здоровье, Выносливость, Сила и Скрытность. Есть опыт, уровни и прокачка.
Но есть понимание, что это всё ещё недоделано. Самый главный показатель Сила. Качай её и все будет круто. Удар всё смертельней. Груз берёшь все больше. Отдача от огнестрела все меньше. В игре явный приоритет на прокачку силы.
Здоровье добавляет немного здоровья, выносливость - понятно что, ну немного больше запас сил. И не то, чтобы они совсем не нужны, но не критичны. Когда я уже стал машиной убийства, я конечно вкинул по 5 пунктов в здоровье и выносливость, но ощущения прокача от этого слабое (а прокачка медленная). Скрытность может кому-то и нужна, но я проходил без неё - громко и весело.
Причем если бы автор игры просто добавил бы вдвое больше здоровья и выносливости на пункт прокачки - уже смысла в их прокачке было бы гораздо больше. Если бы ещё от здоровья появлялась медленная пассивная регенерация, а выносливость восстанавливалась быстрее - вообще отлично.
В обсуждениях к игре, многие просят добавить какие-нибудь перки. И этого правда хочется. Благо то, что можно "заперковать" в игре предостаточно: от "лучше высыпаться в спальнике", до "больше всего находишь при лутании" или "больше крафтишь чего-то".
Автор обещает, что будет это развивать и добавлять.
Хочется больше: Характеристики состояния.
В игре три характеристики состояния. Жажда, Голод и Сон. Надо искать или крафтить воду, искать еду и регулярно спать.
Автор опять же большой молодец, что эти показатели тебя не кошмарят (особенно после Pathalogic 2, аххахаха с его 48000 калорий в день). Проседают показатели медленно и вполне разумно. Раз в сутки надо поспать, пару раз напиться и наестся - всё. Воды и еды много. Со сном есть проблемы только в некоторых локациях, где приходится брать с собой спальник. Но это приятная часть выживания в зомбиапе.
Состояний хочется больше. Может и не надо доходить до того безумного разнообразия как в Project Zomboid, но и в этой прекрасной игре, явно есть задел и под гигиену, и под моральное состояние, и под комфорт, и под разнообразие еды, и под возможные болезни, и под много чего. Но автор явно ещё до этого не добрался.
В игре можно построить душ, туалет, умывальник, готовить свою еду (всего одно блюдо, автор за что?), слушать музыку с граммофона (и собирать пластинки), вешать разные картины на стены и заниматься декорацией поезда. Но это в игровом плане - ничего не меняет.
Для личного ролевого момента, классно. Я сразу построил душ, и честно принимал его перед сном после зачистки зомбей, и готовил себе крошку-картошку на плите в поезде из процеженной дождевой воды, но пока, это исключительно для погружения.
И вообще хочется всего и побольше.
Хочется больше: Сюжет.
Игра честно обрывается на середине. Так как ранний доступ.
Спойлер - как именно.
И вот тут как раз грустно, что разработчик один. Роадмэп у него бесконечный: доделать сюжет, перки, показатели, новые модификации поезда, кооператив, потом даже может быть режим рогалика и ещё что-то. Работы много, автор явно работает и старается, но обновления выходят редко, так как автор делает всё в одиночку.
Важно, что уже сейчас пройти игру можно с большим удовольствием.
Но вернуться и пройти её заново? Может через год, может больше. Когда автор как минимум доделает сюжет до конца, добавит перков и поработает с характеристиками.
Хочется больше: Разное.
Хочется ещё более реалистичных как зомбей. Они уже не мультяшные как в первой версии игры, но хочется ещё реалистичней.
Но ещё более реалистичные зомби сделали бы эту игру ещё лучше.
Хочется больше разного, редкого и ценного лута - куда без этого.
Хочется прыжок повыше. В игре он сейчас совсем декоративный. Понимаю, что автор рассчитал дизайн игры без прыжков, а потом его добавил по просьбе игроков. Совсем небольшой, но уже можно влезть на какой-нибудь уступчик.
Хочется ещё 1-2 небольших точек интереса, на уровень, для тех кто любит упариваться в эксплоринг.
Хочется. Спойлер.
Хочется чуть более реалистичных NPC, в целом их побольше. И разной болтовни с ними. Игра переведена на много языков и это сложно, но очень хочется.
Но и конечно кооператив (автор честно говорит, что ему это сложно, но он постарается), с другом играть в такую игру - особенный кайф: идти или ехать по пустынному миру и болтать о своём, а потом вместе зачищать локацию от зомбей.
Пожалуй, всё рассказал, что хотел. Хаотично и на эмоциях. Но как смог.
Если любите отстреливать зомбей, строить поезда, и не против лутать ресурсы и крафтить - то обязательно поиграйте.