Боди-хоррор, превзошедший классику
Дождь, холод, отдалённость от цивилизации и ужас, вторгшийся в рабочую рутину обычных людей. Still Wakes the Deep в первую очередь рассказывает и показывает ничтожность человека перед неизвестностью и ожиданием смерти.
Все персонажи в игре ведут себя реалистично начиная от общения, заканчивая реакцией на происходящее. Погружаться в события очень легко из-за правдоподобности и проработки живости героев. Роли озвучены потрясающе и это, наверное, самый лучший хоррор в этом плане из выходивших. Из подобного вспоминаю лишь Сому, но там и героев было куда меньше и жанр упирался, скорее, в философию о переносе сознания.
Разумеется, Still Wakes the Deep сильно похож на классику 80-90 годов, особые параллели видны с фильмом "Нечто", или-же одноименной книге "Стой, кто идёт". Отличает их, разве что, образ самой опасности: в "Нечто" это было неосязаемое и невидимое нечто (извиняюсь за тофтологию), которое маскировалось внутри людей, переделывая их под свой лад для наибольшего шанса выживания и распознать заразившегося было крайне проблематично.
В игре-же опасность видно и её воздействие легко почувствовать и монстры не маскируются и не стесняются своего настоящего вида. Некая поросль вросла в нефтевую платформу с глубин океана и воздействует на всех живых существ неким подобием радиации, что подтверждают мёртвые птицы, лежащие на локациях. Оно читает эмоции жертв и превращает их в подобие этих чувств. Поэтому если человек сволочь, переполненная дерьмом и злобой - и чудовище получится свирепое и опасное. По крайней мере, я так это понял.
А теперь представьте себя на месте героев игры: вокруг лишь бушующее холодное море, дождь, отсутствие связи с внешним миром, а на платформе присутствуют не пойми что, влияющее на мозги и пугающее своей неизвестностью. Кстати, таинственное свечение и цвет, которым светится "нечто", напомнили мне одно прекрасное произведение Говарда Лавкрафта - "Цвет из иных миров". Творения тоже крайне схожи, только там пожаловал гость из космоса, а не из глубин моря. Рекомендую ознакомиться, очень жуткое чтиво и займёт прочтение не более двух часов.
Помимо хорошо прописанных героев и их изумительного отыгрыша, в игре удались чудовища. Художники не стали ходить вокруг и около, а взяли подобие монстров из Нечто и утрировали их с помощью множества щупалец-нитей, с помощью которых они ловко и непредсказуемо передвигаются, одновременно цепляя всех, кто не спрятался. Таких чупакабр я в играх ещё не видывал, а звуки, которые издают эти твари - вообще заслуживают отдельного поста.
Это крайне убедительные чудища, которые вызывают холодный пот и мурашки от одного только воя/рыков/криков издали и одновременного ощущения присутствия неподалёку от героя на платформе. Саундтрек добавляет жару, динамично подстраиваясь под ситуации и хорошо намекает, что надо-бы насторожиться, или нести свое жепу как можно быстрее к выходу. Жутко было видеть жертв, которые совсем недавно попались в объятия смертельного нечто: ни то люди, ни то уже монстры, которые способны ещё проявлять эмоции, разговаривать, но не понимают тебя от слова совсем, а лишь наблюдают изменившимися глазницами, полными ужаса.
В какой-то момент в игре такое существо даже попытается затянуть героя щупальцами, которые выстреливают из области живота в разные стороны, при этом издавая крики. Жуть просто пиздец, особенно если умеете фантазировать и понимать, насколько это непонятно/чужеродно и страшно. Создатели игры добились этого неприятного ощущения на все 150%.
Про сюжет и более подобные замеченные мной детали писать не хочется, ибо это произведение я рекомендую опробовать самим и почувствовать те самые впечатления, которые я ощутил. Это тот самый пример, когда "Ученик превосходит учителя" в каких-то моментах и игра в первую очередь не пугает дешёвыми скримерами, а навеивает те самые чувства жути и непонимания со встречей с неизвестностью, что и должно присутствовать в жанре.
Геймплейно об игре говорить нечего: это просто хорошее кино с примитивным геймплеем и огромным количеством деталей, которые присущи качественным симуляторам ходьбы. Я же - просто крайне счастлив, что такие проекты сегодня есть кому придумывать и касаться таких тем, не втаптывая источники вдохновения в грязь. Душевно, атмосферно и сделано с любовью.
У игры есть дополнение, которое я пока что не трогал, но знаю, что действие происходит в глубинах моря спустя года, где произошли оригинальные события. Таласофобам, наверное, привет. Всем счастья, удачи, до скорых встреч и не ныряйте там, где глубоко, или что-то странно светится.