Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Серия Disciples во многом парадоксальна, многие знают и любят ее вторую часть, однако первая оказавшись в тени такого атланта просто забылась, а все последующие игры серии оказались в лучшем случае спорными. И это я еще им комплимент делаю. Однако, каким то невероятным образом, серия все еще жива и по ней даже новые игры выходят, пусть и не такие как хотелось бы многим ортодоксальным фанатам. Сегодня же я предлагаю вспомнить самую первую часть и обсудить, а стоит ли ее вообще вспоминать то, или лучше уж сразу же в сиквел врываться. Всем привет, поговорим о Disciples:Sacred Lands.

Для тех, кто эту стену текста читать не хочет, по доброй традиции предлагаю к ознакомлению видеоверсию:

Сейчас же предлагаю перенестись с 90-ые годы XX века, время это можно было считать золотым веком стратегий, в том числе и пошаговых. Как раз в это десятилетие родились и крепко встали на ноги такие легендарные серии как Civilization и Heroes of Might And Magic.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

За свое место под солнцем боролись и кучи других достойных кандидатов, например Age Of Wonders и Master of Orion. И вот на этот то рынок и решила зайти не слишком то успешная канадская студия Strategy First, решила даже не просто зайти, а можно сказать с двух ног ворваться, но давайте обо всем по порядку.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Сама по себе история Strategy First могла бы лечь в основу неплохого такого сценария для фильма о движении к своей мечте, тут были и взлеты и падения, были возможности променять мечту на деньги, но по итогам, через тернии к звездам, команда таки смогла создать свой magnum opus.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Началось все с того, что в 1988 году несколько биржевых брокеров (Дон МакФатридж, Стив Уолл и Дейв Хилл) выгорели от своей работы и крепко задумались о том, чтобы сменить поле своей деятельности. Тогда то они и пошли на рискованную авантюру и решили связать свою жизнь с тем, что им действительно нравится, с видеоиграми. Правда имея опыт работы в финансовых сферах взялись они не за разработку, а за дистрибьюцию.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И дело пошло в гору, где-то в 1991 году у студии появились деньги на расширение штата, который за несколько лет вырос до 65 человек. Вместе с этим открылись и новые варианты для заработка, часть команды занималась аутсорсом, а остальные пытались разрабатывать свои проекты, впрочем, не то чтобы успешные. Отдельно тут стоит отметить разве что пошаговую стратегию про парусные корабли Man of War, что увидела свет в 1997 году.

А вот уже в 1998 году Strategy First Inc, присоединяет к себе другую небольшую канадскую студию Micomeq, которая до этого занималась созданием клонов Command and Conquer. Из союза Микомеков и внутренней команды Стратеджиков родилась Strategy First Saint-Jérôme Studio, которая тут же начала работать над пошаговой стратегией в фэнтезийном сеттинге.

И мы на самом деле не так уж и много знаем о процессе работы над игрой, все же времена тогда были дремучие, каких то видеодневников разработчиков или подобного просто не было, однако кое-какие детали у нас все таки остались. Например, то, что новая команда была крайне небольшой, в титрах игры мы можем увидеть имена всего лишь 15 человек.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И самым важным из них на этих ранних этапах стал только что дебютировавший в игровой индустрии сценарист и геймдизайнер Дэнни Беланджер.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Его в проект буквально с улицы взяли, потому что до этого к видеоиграм он не прикасался никогда, но уже несколько лет вел свои партии в DnD. Именно Дэнни продавил идею делать игру не сказочно-фэнтезийном сеттинге, а-ля серия Героев, а избрать путь темного фэнтези.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Он же по сути с нуля создал весь игровой мир и прописал весь сюжет, который вышел несколько специфическим, о чем мы еще поговорим, но при этом в рамках жанра более чем достойный. К слову, карьера Дэнни Беланджера не закончилась на серии Disciples и в индустрии он трудится и по сей день, например он выступил в на позиции главы разработки в сериях Army of Two и Watch Dogs.

И вот, в 1999 творение Strategy First увидело свет. Игра в общем и целом была встречена довольно таки положительно и это даже на фоне того, что в начале того же года свет увидела третья часть Героев, которая и по сей день задает тон всему жанру. Однако, и до безоговорочного хита пока что было далеко, оценки у прессы были сдержанными, а продажи пусть и удовлетворительными, но не более того.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

СНГ же рынок и вовсе просто не имел никаких шансов с новинкой познакомится, потому что у нас ее банально не издавали. Впервые на просторах нашей необъятной игру выпустят уже в 2003 году, то есть после того как на полках магазина окажется вторая часть. И мало того, игре еще и очень странное название Меч и корона дадут, так что даже если вы после прохождения Disciples 2 решили бы ознакомится с оригиналом, не факт, что вы бы смогли его на полках магазина признать.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Только в 2006 году, когда права на распространение игр от Strategy First перешли к Акелле, игру можно было купить под своим оригинальным названием, другой вопрос, а нужно ли оно кому-то было?

Ну и пусть вопрос и риторический был, но так или иначе мы можем уже и о самой игре поговорить и начать я как всегда предлагаю с местной истории.

Но прежде чем мы начнем ее обсуждать, то мне бы вот о чем хотелось сказать, у игры очень специфическое повествование, при том что большую часть сюжета нам рассказывают в небольших брифингах перед миссиями, как оно почти всегда в старых стратегиях и было.

Но все четыре кампании за разные фракции тут происходят как бы одновременно и поэтому мы видим одни и те же события сразу с нескольких сторон, и трактуют нам их всегда немного по разному.

В силу этого, даже после прохождения всей сюжетки, у меня остались вопросы к тому, а что же вообще происходит и мне местная история скорее не понравилась. Однако, когда я пошел и прочитал отдельную выжимку от фанатов, где все адекватно скомпоновано и подается как единый цельный текст, то история мне даже интересной показалась.

Действие происходит в мире Невендаар, который некогда создал один из ангелов на службе у Всевышнего по имени Бетрезен.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Чтобы наполнить этот мир жизнью, он позвал себе на помощь своих коллег из божественного пантеона. Так, Вотан создал расу гномов.

Вотан
Вотан

Галлеан сотворил эльфов.

Возможно Галлеан
Возможно Галлеан

А влюбленная в него Солониэль наполнила моря разнообразными разумными русалками и тритонами.

Солониэль
Солониэль

Сам же Бетрезен сделал людей, ставших его венцом творения.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Тут правда встает вопрос, кто тогда создал кентавров, драконов, великанов и других представителей местной волшебной фауны, потому что в рамках самой игры, равно как и в рамках многочисленных фанатских трактовок об этом нет ни слова, но будем считать, что они уже как-то эволюционно развились.

И все так хорошо в этом дивном новом мире вышло, что Бетрезен решил ко Всеотцу слетать и в гости того пригласить. На время своей отлучки он попросил коллег присмотреть за новым миром, чтобы тут ничего вкривь и вкось не пошло и это была фатальная ошибка.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Ибо стоило могучему ангелу удалится, как боги тут же между собой перессорились и Невендаар охватила великая война. И когда Всеотец и Бетрезен приехали с инспекцией, то увидели лишь пепел и хаос.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Тогда верховный бог впал в ярость и заключил Бетрезена в самое сердце Невендаара, раскаленное ядро планеты, где тот и провел несколько тысячелетий.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Там то, снедаемый ужасными муками и ненавистью ко всему живому Бетрезен из ангела и обратился в демона, и в гневе своем породил еще орды подобных себе, их руками он желал вырваться из той темницы, куда его несправедливо отправил Всеотец.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И вот, в какой-то момент демонам таки удалось вырваться на свет божий. Мелким демонам, сам Бетрезен же по прежнему оставался в заточении. И они начали творить на землях Невендаара хаос. Так уж вышло, что первыми под удар попали эльфийские леса, защитится от демонической угрозы не было никаких шансов, так что эльфы решили бросить свой дом и бежать куда глаза глядят.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Так уж вышло, что у них на пути как раз таки высились крепости Горных кланов, а гномы очень уж не хотели пропускать толпы беженцев через свои владения. Так между этими расами вспыхнула война.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Сотворивший эльфов Галлеан решил вступится за своих детей, и отправился к Вотану, потребовав от того войну прекратить и просто дать эльфам дорогу.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

В итоге между братьями вспыхнула драка, каким бы умелым бойцом ни был Галлеан, Вотану удалось разрубить его на части, а сердце эльфийского бога он закинул прямо в солнце, чтобы тот не смог возродится.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Однако, тут в конфликт вмешалась богиня Солониэль, которая, напомню, к Галлеану неровно дышала. Она смогла достать сердце своего возлюбленного из пекла, но при этом существенно пострадала сама.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Боль от утраты Галлеана и боль физическая изменили богиню, превратив ее в богиню смерти по имени Мортис, которая дала клятву отомстить Вотану, уничтожив всех его детей.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Для этой цели она нашла королевство людей Алкмаар, где проживали невероятно талантливые чародеи. Сперва Мортис переманила этих колдунов на свою сторону, а уже с их помощью вызвала ужасную чуму, которая просто выкосила население страны. Но сделано это было не просто так, всех погибших Мортис воскресила, создав тем самым армию мертвецов, готовых исполнить любой приказ своей госпожи.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Так и сложились основные стороны конфликта, Империя людей, которая в общем то просто хочет уцелеть среди царящего в мире хаоса, Горные кланы, цели у которых схожие. Орды Нежити, которые, повинуясь воле Мортис, хотят уничтожить Горные кланы, не стесняясь при этом убивать и тех, кто просто под горячую, ну вернее холодную, они же мертвецы все же, руку попадали. Ну и Легионы проклятых, цель которых найти путь к вызволению Бетрезена из его узилища. Попутно же, рожденные ненавистью ко всему живому, они уничтожают все до чего дотягиваются.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Вроде бы игравшие важную роль в предыстории эльфы самостоятельной стороной конфликта пока что так и не стали, утрата своего дома и гибель их божества просто выбила почву из под ног у всей расы, превратив их в разрозненные племена, которые в рамках игры разве что в роли нейтралов выступают. В одном из дополнений ко второй части ситуация изменится, однако это уже совсем другая история, а вперед забегать мы не будем.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И вот только сейчас мы с вами подбираемся как раз таки к сюжету первой части. Надеюсь, что вы мне простите такой экскурс в предысторию, просто при учете, что в дальнейшем я хочу и о последующих частях серии поговорить, лучше было с этим вопросом здесь и сейчас разобраться, чтобы потом все происходящее вырисовывалось чуть понятнее.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И тут вот какое дело, в целом три сюжетных кампании, а именно людей, нежити и демонов тесно между собой переплетены, в то время как история гномов вообще представляет из себя некий безумный сплав из скандинавских мифов и легенд, переплетенных с пантеоном Невендаара. При этом эта кампания забрасывает некислые такие клиффхэнгеры ко второй части, так что просто проигнорировать ее нельзя, но и в некое единое повествование она не вписывается, поэтому я предлагаю такой вариант, я сейчас очень коротко и бегло обо всех расскажу, и начну именно с Горных кланов, как наиболее вырванной из контекста.

Собственно говоря весь их замес таков, Вотан послал одному из гномьих мудрецов валькирию, которая пересказала ему фрагмент из великой Эдды, саги, что предсказывает будущее. Крайне не радужное, ведь если ему верить, то грядет Рагнарёк и скоро вся цивилизация Горных кланов будет стерта с лица земли.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Ну и наша армия гномов будет пытаться к Концу времен подготовиться, для этого им придется побывать в Нифльхейме, царстве мертвых, где встретится с самой богиней Хель. В итоге всех этих странствий они получат себе Руны мудрости, которые помогут им противостоять грядущим напастям. О которых мы поговорим уже в рамках второй части, когда до этого дело дойдет.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Но теперь из этого странного мира мифов и легенд я предлагаю вернутся на землю обетованную и поговорить таки о том, а что же в Невендааре то происходило, пока гномы старнствовали по другим мирам.

События, что происходят в рамках основной кампании первой части, в будущем назовут Великой Войной. И началась эта война с того, что Бетрезену вновь удалось выпустить в мир очередную армию демонов, которая тут же начала готовить ритуал, способный вытащить осатаневшего ангела из ядра планеты.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И все бы ничего, но для этого ритуала обязательно нужно тело, куда Бетрезен вселится, сосуд, для владыки демонов. И намеренно ли это вышло или судьба сыграла злую шутку, но сосудом этим должен был стать новорожденный сын императора людей Утер. И чтобы им завладеть Легионы проклятых начали свое вторжение на земли Империи.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Вот только параллельно с этим готовила свое возмездие и богиня смерти Мортис, собрав достаточно сил, она решила нанести удар в самое сердце Горных кланов, убив их короля.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И как раз таки в процессе продвижения сил мертвецов к своей цели они и столкнулись с демонами. Для Мортис было совершенно неважно, кто или что стоит между ней и ее целью, потому ее армии просто набросились на демонов, одержав над теми верх. Таким образом Империя людей оказалась спасена, причем спасли ее не благородные герои в сияющих доспехах, а разлагающиеся куски плоти, стоящие на ногах лишь на силе невероятной ненависти их госпожи.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Но пусть армию демонов и сокрушили, но они смогли достичь своей цели альтернативными методами. Пока все взгляды были обращены на то, как протекает война, один из инкубов совратил императрицу и похитил ее вместе с малюткой Утером. Рыцари пытались спасти августейшую особу, и даже взяли штурмом город, где ее и удерживали. Но было уже поздно, телом императрицы овладел суккуб, и теперь спасти ее было уже нельзя, оставалось лишь умертвить тело одержимой.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Правда было уже поздно, демоны начали ритуал по призыву Бетрезена и уже смогли перенести часть его души в тело мальчика, однако объединенным силам гномов и людей удалось обрушить пещеру в которой проходил ритуал, на некоторое время запечатав темного владыку.

Параллельно с этим орды нежити таки добились своей цели, словно нож сквозь масло прошли они через земли людей и гномов, занятых разборками с демонами, и добрались до Верховного Короля Стурмира Громобоя.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

После его гибели Мортис утолила свою жажду мести, и на время оставила свои легионы. Которые лишившись ведущей их воли просто вернулись в Алкмаар, где стали ожидать новых приказов.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И вот таким образом сложился финал, который ну прямо некоторым эталоном для темного фэнтези можно считать. С одной то стороны силы света вроде как одержали какую-никакую победу, Бетрезен пока что заперт под завалами, Мортис и ее мертвецы вроде как тоже отступили, вот только гномы потеряли своего лидера, и теперь могут уповать лишь на рунную магию, которую обрели в Нифльхейме. У людей же ситуация и того хуже оказалась, разоренное войной государство еще и без мудрого правителя осталось, ведь потерявший жену и сына император просто сошел с ума, а страной стали править разной степени коррумпированности советники. И совсем скоро всем сторонам этого конфликта предстоит новое испытание, о котором мы поговорим уже в рамках Disciples II.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И знаете что, даже этим сюжетка первой части не исчерпывается, ведь помимо основной кампании есть еще и сценарии, которые являются не просто картами, на которых происходит какой-то непонятный замес, а каждый из них имеет свою предысторию и небольшой сюжет.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И в рамках этих сценариев есть целая дополнительная кампания, которая состоит из 21 миссии, что к слову даже больше чем в сумме миссии всех фракций из основного сюжета, и называется эта история Божественная империя. Вроде как она даже в канон вселенной вписана, правда рассказывать здесь я про нее смысла большого не вижу, но если вам прямо интересно, то очень рекомендую пройти.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Хоть я истории и посвятил довольно таки немало времени, но так или иначе в стратегиях, ну по крайней мере в большинстве стратегий, она не играет такой уж важной роли. Балом тут всегда правит геймплей, и он у Disciples: Sacred Lands тоже вышел на ура, настолько, что игра даже в 2025 году играется в целом-то нормально.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Почему то серию Disciples вообще принято сталкивать лбами с Героями, что на мой взгляд не совсем справедливо. Формально то да, обе игры пошаговые стратегии с тактическими боями на отдельных аренах, с магией, наймом армий, прокачкой персонажей и застройкой городов, вот только в деталях это очень уж разные игры, которые исповедуют и разные подходы.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Я могу быть неправ, но как мне кажется, Герои всегда делали больший упор именно на бои, само собой грамотная экономика тоже была важна, но по факту именно способность выигрывать бои не неся потерь, чтобы прийти к финальному столкновению в своей лучшей форме и определяет победителя. Очень часто гибель даже нескольких крайне важных юнитов приводит к тому, что оппонент просто сдается, чтобы не тянуть в пустую время.

В Disciples же пусть бои и так же играют довольно важную роль, но и пул возможных действий на глобальной карте тут очень уж сильно расширили. Но давайте начнем с каких то базовых действий. Так же как в и Героях, да и в большинстве пошаговых стратегий у нас есть персонаж или несколько персонажей, которыми мы можем по карте бегать, драться и собирать всякое разное.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Шахты и лесопилки тут захватывать не нужно, вернее не так, их не нужно захватывать вашим героем, но необходимо включать в свою сферу влияния, которая визуально отображается определенного типа землей, которая своя у каждой фракции: лава у демонов, газон у людей, снежок у гномов или высушенная пустошь у нежити.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Ваша сфера влияния постепенно разрастается от принадлежащих вам городов, однако такой рост не может пересекать водные или горные преграды, так что если какой-то ресурс находится на отдаленном острове, то тогда придется привести туда специального героя, который умеет ставить флаги, которые в небольшом диапазоне также распространяют ваше влияние. С помощью флагов вы и у врагов можете ресурсы подкрысить, если такая возможность откроется, но это уже дело рискованное.

К слову о городах, с ними тут тоже ситуация довольно интересная. У нас есть столица, в ней мы можем строить здания, изучать заклинания, нанимать героев и бойцов, а кроме того, ее охраняет довольно сильный юнит, который по сути обезопашивает ее на всю раннюю и среднюю половину партии.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

В общем, столица это сердце нашей империи, в то же время как остальные города по функционалу очень сильно урезаны. В них мы можем нанимать юнитов и героев, города можно улучшать, чтобы увеличить гарнизон, который они могут поддерживать и еще размещенные в них герои чуть быстрее лечатся и все. Никаких построек на юнитов или вроде того в них уже строить не нужно. Что на самом деле и приятно.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

И пока что вы сидите и думаете, ну и в чем же местный геймплей на стратегической карте хорош-то? Ну смотрите, у нас есть магия, которую тут в отличие от Героев мы кастуем не на полях боя, а прямо на глобальной карте(и да, я знаю, что там тоже есть пара заклинаний для стратегической карты, но их все же меньшинство). Мы можем призвать существ прямо в стане врага, можем обрушить на него огненные шквалы, можем жестко задебафать, или напротив максимально раскочегарить свою армию. Не скажу, что местный набор заклинаний поражает воображение, однако может существенно изменить геймплей.

Ну как пример, герои гномов очень медленные, потому как у них очень уж мало хода, однако у них есть заклинания, что позволяют резать дебафы на передвижение за воду, за лес, а кроме того и в целом давать сверху 100% очков передвижения. То есть при должной сноровке и грамотной раскастовке вот эти вот неповоротливые карлики чуть ли не всю карту разом смогут пробегать.

Магия тут причем используется очень специфически, у нас нет как таковой шкалы маны, у нас есть разные магические кристаллы, которые мы добываем как ресурсы. За них мы заклинания изучаем, за них же применяем, каждое заклинание можно использовать один раз за ход, ну или два раза, если вы классом лорда возьмете архимага. Пользоваться магией вы будете постоянно, ибо ее вклад в игру огромен. Призванными отрядами можно организовывать разведку, с помощью ржавчины у нежити на ранних этапах убивать довольно плотных и бронированных врагов, а за счет исцеления у людей и гномов держать бодрый темп зачистки нейтралов.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Но не магией единой, мы можем также нанимать особый тип героев - Шпионов. Эти ребята не могут прокачиваться, не могут таскать с собой дополнительные отряды, но зато они могут совершать диверсии.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Агенты могут отравить вражеские войска, снизив их здоровье, могут вызвать предводителя на дуэль и подрезать его без лишних телодвижений, могут разведывать руины, и следить за вражескими войсками, а если вы возьмете класс лорда на шпионов, то их функционал и того шире будет, так что это очень сильный инструмент в правильных руках.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Но есть одно важное но, эти шпионы не аналог агентов из серии Total War, вражеские армии легко могут на них нападать, так что под удар их подставлять не стоит, впрочем, учитывая что они не прокачиваются, это все равно не более чем расходник.

Но рано или поздно все обстрелы заклинаниями подойдут к концу, шпионы окончат свой путь на виселице и тогда то придет время для старой доброй драки. И бои тут довольно минималистичны и просты, но при этом назвать их скучными у меня язык не повернется.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Во первых, у нас тут нет никаких армий из сотен существ, максимум на поле боя можно будет выставить лишь шесть бойцов, при этом каждая моделька будет на стак из себя представлять, а ровно одного юнита. Каких то особых действий или заклинаний у воинов нет, так что все что они могут, это использовать свое основное действие, у большинства юнитов это атака, но некоторые могут лечит, бафать, парализовать врагов и так далее. Помимо атаки юниту можно приказать подождать или отступить, и на это все.

Но тут есть и определенная глубина, так, очень важную роль играет позиционирование юнитов, ваш мечник никак не сможет добраться до проклятого мага, пока перед тем стоит фронтлайн, так что придется либо прогрызаться, либо избавляться от мага с помощью бойцов дальнего боя. В силу этого огромную роль начинает играть то, кого вы набираете в свою шайку-лейку. У каждой из фракций есть свои оптимальные наборы под разные ситуации, которые однако могут очень сильно сдавать в других моментах.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

А довольно часто провести в отряде какие то замены не представляется возможным, ведь юниты тут, прямо как герои, тоже прокачиваются, и накопив достаточное количество опыта они перепрыгивают на тир повыше. То есть если в теории у вас будет ну скажем дракон, который наносит урон магией смерти, а у врагов будет иммунитет к этой магии, то не факт, что вам найдется на кого этого дракона поменять.

То как именно будут прокачиваться юниты мы определяем в нашей столицы, строя здания определенного типа. У некоторых бойцов есть развилки, с помощью которых можно скорректировать их специализацию, например, будут ли они лучше от физических атак защищены или от магических.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

А вот герои прокачиваются сами по себе, и на самом деле делается это довольно скучно, нам всегда на выбор предлагают набор из одних и тех же перков, из которых мы вольны выбирать нужное нам. С одной стороны, это хорошо, ибо снижает уровень рандома и ты всегда можешь заранее продумать какие навыки и на каких уровнях ты будешь брать, с другой же стороны, как будто этот момент делает процесс развития более скучным.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Кстати, у героя еще пара слотов под артефакты есть, правда чтобы их экипировать нужно сперва навык соответствующий взять.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

При этом самого по себе то рандома в игре хватает, например шансы попадания по врагу тут очень сильно не 100%, так что всегда есть опция, что легкий бой пройдет из рук вон плохо, просто потому что твои подопечные постоянно лупят в молоко, а у врагов с прицелом то порядок. Бывает правда и наоборот, когда вроде бы невывозимая драка внезапно оказывается довольно легкой, потому что враг банально по вам не попадает. Порой тактика перезагружаться и переигрывать драку отлично работает, ведь даже не меняя ничего в своем поведении, вы можете получить кардинально другой результат боя.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Потенциальные боевые тактики и стратегии очень сильно разнятся от фракции к фракции, и это на самом деле не только боев касается, тут я бы снова переместился на более глобальный, стратегический уровень. Баланс в играх может строится очень по разному, бывает, когда его пытаются добится за счет симметрии, когда у одних есть лучник, копейщик и кавалерист и у других есть аналогичных набор. Ну, грубо говоря, как в шахматах.

А бывает, когда разные стороны конфликта намеренно делают максимально непохожими друг на друга, но при этом у каждой есть свои сильные и слабые стороны. Вот Disciples как раз таки идет по этому пути. У разных фракций есть очень разные юниты с разными особыми умениями, как пример те же лекари есть только у людей, а они геймплей то максимально радикально могут изменить.

Кроме того, у каждой фракции свой уникальный набор заклинаний, которые доступны под изучение, что также играет огромную роль. На самом деле некоторые заклинания можно покупать в нейтральных магазинах или через дипломатию, и да она тут есть, и даже неплохо для стратегии такого типа работает, но скорее всего полагаться вам придется именно на ваш изначальный набор.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

К слову о магазинах, пока не забыл, можно и о них сказать, тут и там по миру раскиданы разные строения, некоторые могут прокачать ваших юнитов за золото, иные продают зелья и свитки, где-то продают реликвии, где-то существа или заклинания. Подробно все здания перечислять я смысла не вижу, ибо их не так уж и много и если вы сами захотите в игру вкатится, то довольно быстро начнете во всем ориентироваться.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Помимо того, что вы можете освежать свой геймплей выбором новых фракций вы также можете немного его изменить через выбор типа лорда. Всего их три: военачальник (у него все юниты автоматически восстанавливаю по 15% здоровья за ход), архимаг (удешевляет изучение новой магии, а также позволяет кастовать заклинания два раза в день, только архимагу доступны заклинания максимального пятого тира + на старте построена магическая башня) и принц воров (у него открываются дополнительные действия для шпионов, постройки в городах становятся дешевле + на старте автоматически построена гильдия, нужная для найма шпионов).

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Плюс, вы можете немного изменить свой опыт выбрав другого героя в качестве основы. У нас на выбор есть 5 видов героев, но один из них это шпион, который не качается и армию с собой не таскает, на всякий случай напомню, другой это устанавливальщик знамен, которого вы скорее всего на основу брать не будете и таким образом выбор сокращается до трех, как правило тут у нас боец, лучник и маг.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Впрочем, у тех же вампиров вместо лучника будет вампир. Боец хорошо танкует и наносит ощутимый урон в одиночную цель, лучник идеален для того, чтобы срезать вражеский беклайн, а маг просто расщепляет всех АОЕ уроном. При этом в зависимости от того, кого именно вы берете своим основным героем будет зависеть и то, какой отряд вам под него подобрать. Благодаря этому ваш опыт в разных партиях также может довольно существенно меняться.

И вот знаете что, геймлей Sacred Lands то на удивление хорошо сохранился, в нее по прежнему интересно играть, ведь единственным по сути его минусом является то, что уже есть вторая часть, которая делает все то же самое, но делает это лучше. Хотя знаете что, этот тейк я бы приберег для вывода по всей игре в целом, давайте сперва о технической части проекта поговорим.

И вот с графикой у первой части Disciples вышло очень интересная, если не сказать парадоксальная ситуация, прямо как со всей серией, хех. Просто в 1999 году многие отмечали, что картинка откровенно говоря уже устаревшей выглядит и технологически вообще не поражает, но при этом большинству очень понравился вот этот вот темно-фэнтезийный стиль, который сглаживал все потенциальные недостатки.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Сегодня же картина выглядит иначе, просто на графику мы уже смотрим как на некое ретро, а в рамках такой парадигмы игры 1997 года не так уж отличаются от игр 1999, так что как будто бы и критиковать ее за какую бы то ни было отсталость не хочется. А вот как раз таки стилистически после невероятно мощной второй части оригинал выглядит как то блекло. Не могу сказать, что прямо плохо, нет. Все таки свой стиль тут есть и то как выглядит карта и нарисованы портреты юнитов по прежнему доставляет удовольствие. Просто воображение оно не потрясает и если ту же Disciples 2 можно по прежнему ставить как некоторый эталон, то с первой сделать этого не выйдет.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

А вот что не подвело, так это музыка и работа со звуком в целом.

Звуки ударов, голоса при смерти юнитов, все эти заклинания на латыни. Это хорошо работает во второй части и так же здорово оно работало и в первой. Когда привыкните к несколько примитивной картинке, то благодаря прекрасной музыке и эффектам вы вообще можете просто растворится в происходящем, словив тот самый эффект еще один ход и спать.

А вот с тем чтобы игра работала на современных системах все одновременно и просто и сложно. Я, сперва пошел по сложному пути, пробовал разные настройки и так далее и ничего мне не помогало. Потом же я просто скачал фанатский патч, ну или мод, не знаю куда его относить. В общем, нужно скачать GL-wrapper от Verok-а, ссылочку для вас тут оставлю.

И вот с этой софтиной все работает на ура буквально из коробки и даже без особых технических проблем. У меня за все время игры была пара вылетов, да разок экран начал на артефакты рассыпаться и это все. Неплохой результат для игры 1999 года то. Эта же программа если что и на вторую часть работает, так что если вы давно задавались вопросом а как бы в классику поиграть, то вот вам и ответ.

И скажу честно, сегодня воспринимать Disciples: Sacred Lands иначе чем музейный экспонат довольно таки непросто. Играется то она неплохо и даже дарит удовольствие, вот только над вами всегда будет довлеть мысль, что во второй части все то же самое, но сделано оно эстетически приятнее, а геймплейно разнообразнее.

Поговорим о серии Disciples. Часть 1. Sacred Lands

Можно было бы сказать, что с оригиналом ознакомится стоит ради сюжета, и да, он тут довольно таки хорош, но вот его подача… Скажем так, если вы просто прочитаете его краткий пересказ на Вики, вы не то чтобы многое потеряете. Однако, если вдруг вы сами решите с классикой ознакомится, то отговаривать я вас не буду, ведь игра то отличная, но что важнее для нас, она породила по настоящему легендарную серию.

А если вы хотите, чтобы это видео породило целую серию лонгов по всем частям Disciples, то пишите об этом в комментариях. Надеюсь, что такой вот эксперимент с форматами вам понравился, я постепенно набиваю руку для того, чтобы сделать что-то подобное по обожаемым мною Готикам. Если вдруг вам оно понравилось ну уж очень сильно, то вы всегда можете поддержать меня на Boosty. Выражаю мою искреннюю благодарность всем тем, кто делает это прямо сейчас. Ну а на этом у меня на сегодня все, новый лонг, надеюсь, как всегда через неделю. Пока.

197
7
6
5
3
2
1
92 комментария