Вселенная Little Nightmares развивается – и это прекрасно

Вряд ли кто-то в 2017 году мог бы предположить, что хоррор-платформер с незамысловатым названием Little Nightmares, разработанный малоизвестной студией, может оказаться настолько успешным, что превратится из маленького сюрреалистичного приключения в одну из самых интересных и любимых инди-франшиз в игровой индустрии. Визуальный стиль, музыка и стилистика, сопровождающие путешествие девочки в жёлтом дождевике по гигантскому кораблю, полному пугающих существ, почти сразу получили признание у аудитории со всего мира и поставили первую Little Nightmares в один ряд со своими идейными вдохновителями – Limbo и Inside. Все эти проекты объединяются мрачной атмосферой одиночества и потерянности крохотных героев в огромном непонятном мире. Именно успех данных произведений можно в какой-то степени считать моментом возрождения хоррор-платформеров, чья популярность не спадает и до сих пор.

А что касается Little Nightmares – спустя восемь лет после выпуска основной игры, ухода оригинальных разработчиков и долгого затишья франшиза внезапно вступает в совершенно новый период, наполненный самым разным контентом. И, по-видимому, с нынешней поддержкой аудитории прожить она сможет ещё очень долго.

Эта статья выходит 10 сентября, ровно за месяц до релиза третьей части, с целью проследить путь и историю изменения Little Nightmares, развеять некоторые популярные заблуждения, разобраться во всей информации по новым проектам и, наконец, подвести итог, какое будущее может ждать любимую многими серию игр.

2019-2021. Вторая часть и уход Tarsier

Tarsier Studios – небольшая шведская студия разработчиков, фактически сделавших себе имя на Little Nightmares и обеспечивших себе огромный кредит доверия. После того, как они закончили работу над контентом для первой части, дополнив её историю тремя главами Secrets of the Maw, на игровом шоу Gamescom в августе 2019 состоялся полноценный анонс второй части их магнум опуса. Однако уже в декабре того же года появились новости, сообщавшие о том, что Tarsier Studios была приобретена Embracer Group. Это означало, что разработчики ни при каких условиях не смогут продолжить работать над возможными продолжениями Little Nightmares, ведь права на владение и распоряжение франшизой официально оставались у их прежнего издателя Bandai Namco.

В совокупности оба события казались как минимум запутывающими. Впрочем, новостные издательства отмечали, что Tarsier начнут работу над новыми IP лишь после того, как закончат свои текущие проекты, в числе которых и была вторая часть.

Выход сиквела состоялся спустя год с небольшим, в феврале 2021, и эта дата ознаменовала собой окончание работы шведской студии над своей самой известной серией. Когда ажиотаж вокруг игры подутих, генеральный директор Андреас Йонссон от лица команды публично попрощался с Little Nightmares.

«Как бы мне не было грустно, но я готов объявить, что мы завершаем нашу работу над серией Little Nightmares. Эта франшиза навсегда останется с нами. Сейчас мы просто хотим развиваться дальше и начать новую главу в истории нашей студии. Я в ожидании завораживающих идей от нашей команды.»

Авторы поблагодарили комьюнити за поддержку и подтвердили, что в рамках вселенной игры они рассказали свою историю полностью. Разумеется, это утверждение можно воспринимать с долей скепсиса по нескольким причинам; первая заключается в том, что на тот момент разработчики уже не могли распоряжаться франшизой, даже если бы имели желание. О второй же причине, которая по совместительству была самой удручающей для фанатов, мы поговорим чуть позже.

Так или иначе, теперь аудитория знала, что если новая часть и выйдет, то создавать её будут другие люди. И, несмотря на это, едва ли было возможно в тот момент найти человека, который уверенно заявлял бы о бессмысленности продолжения без старых разработчиков и желал бы закрытия франшизы.

Анонс третьей части. Новые разработчики

Несмотря на уже очевидный успех вышедшей дилогии, многие, как и автор статьи, испытывали опасение касательно будущего Little Nightmares. На момент 2023-го можно было довольствоваться разве что сомнительными сливами, но уже в конце августа, на Gamescom, мы увидели анонсирующий трейлер триквела с объявлением студии, трудящейся над ним – Supermassive Games.

В отличие от момента анонса второй части, здесь общественную реакцию трудно определить однозначно. Зрительский зал в момент показа трейлера явно был крайне воодушевлён. К тому же, вслед за главным анонсом присутствующие работники Bandai Namco Europe рассказали о больших планах по развитию серии не только в отношении игр, но и посредством сторонних проектов. Первой реакцией большинства на всё это после долгого периода неопределённости была бурная радость. Но уже при более тщательном изучении информации об игре и самого трейлера у некоторых стали появляться вопросы и сомнения. Большую часть времени нам демонстрировали пустынную локацию ярко-оранжевого оттенка. Главными героями были совершенно незнакомые персонажи, не встречавшиеся раньше в серии. А главное – сам факт наличия других разработчиков автоматически стал для части фандома красным флагом, а для кого-то – подтверждением того, что с их любимой серией можно навсегда попрощаться.

И вот тут стоит остановиться, чтобы разобраться в ситуации подробнее и определить, насколько рациональны эти опасения. Итак, в 2021 сотрудничество Bandai и Tarsier окончилось, а франшизу надо было кому-то продолжить. Следует отметить, что сам выбор Supermassive Games на эту роль не лишён логики. Студия сделала себе имя на интерактивных хоррорах Until Dawn и The Quarry, а так же антологии The Dark Pictures, издательством которой как раз занималась Bandai Namco. Плюс к тому, именно SMG были ответственны за разработку PC-порта Little Nightmares II. Иными словами, это были те люди, которые не только знали толк в хоррор-играх, но и непосредственно имели дело с объектом обсуждения. И не стоит забывать, что в этот раз им оказывали значительную поддержку работники европейского подразделения Bandai Namco, часть которых взяла на себя задачи по маркетингу и продвижению игры, а другая плотно была вовлечена в разработку.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Supermassive стали самым лучшим вариантом для разработки продолжения. Относиться к этому можно по-разному, на сам факт смены разработчика вовсе не значит, что третья часть окажется ниже по качеству, чем предыдущие. И как минимум одно свидетельство тому уже есть.

Обновлённый курс

Как уже говорилось выше, уход Tarsier Studios опечалил фанатов, но по-настоящему многих ошарашил тот факт, что история, по их мнению, была оставлена незаконченной. Оттого и появилось убеждение, что в продолжении новые разработчики и издательство намеренно пошли по совершенно противоположному пути, стараясь отстраниться от наследия оригинальной дилогии – настолько триквел казался инородным. Но суть в том, что первая и вторая части, грубо говоря, составляли историю одного персонажа – девочки Шестой. После своего дебюта в 2017 она превратилась чуть ли не в культового персонажа (разумеется, ни капли не благодаря известности и узнаваемости другого проекта того года с ребёнком в жёлтом дождевике). Потому и в сиквеле, и в комиксах, и в мобильной игре Very Little Nightmares 2019-го ей нашлось место – она присутствовала в каждом проекте. В какой-то момент вся медийность и практически все теории по вселенной стали крутиться вокруг неё. И хотя одних только двух игр более чем хватило, чтобы достаточно полно показать её путь и соответствующий финал, определённые люди продолжали требовать больше Шестой – в каком конкретно виде и контексте, неясно.

Но вторая часть изменила всё.

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что она является наглядным примером «блокбастеризации» и «увеличения масштаба» в сиквелах. В этом её главное отличие от первой части и её главная проблема. Игра 2017 года воспринималась как короткое, но достаточно понятное высказывание, показывая путь жертвы, становящейся в итоге главным злом. Недосказанность, неясность и сюрреализм происходящего лишь добавляли истории интереса, это открывало простор для множества догадок, вплоть до рассуждения о библейских подтекстах. Сиквел же вышел за пределы Чрева, показав совершенно иную область мира кошмаров и при этом став предысторией Шестой. Другой протагонист, Моно, тоже погрузился в пучину фанатской любви, но вся сюжетная линия обоих детей технически была завершена в обеих играх, оставив возможность их возвращения разве что в ещё более далёких приквелах.

Помню, как мне на глаза попался отзыв о сериале «Мандалорец», где автором была поднята весьма интересная тема. Там говорилось, что первый сезон, показывающий достаточно локальную историю, стал глотком свежего воздуха именно потому, что расширял мир Звёздных Войн, обогащал его новым и в равной степени интересным. Он выходил за пределы основных событий, вертевшихся вокруг одних и тех же героев, в то время как второй сезон появлением Люка Скайуокера тут же разрушил эту «свою» атмосферу, сделав Мандалорца частью глобальных разборок. И то же самое постигло дилогию LN. Конкретное недовольство второй частью заключается в том, что она (вкупе с первой) ужимает безграничный мир, полный душераздирающих историй множества детей, до короткой истории одной конкретной девочки. Эта методика отлично описывается словами: «На огромном стадионе вы играете в мини-гольф». Ведь Шестая даже не является сама по себе уникальным персонажем. Следует понимать, что Little Nightmares от большинства франшиз отличает то, что истории в ней строятся не столько вокруг личности и особенностей протагонистов, сколько от окружения и среды, в которой они оказались. Это не The Last if Us, не Plague Tale или Ведьмак, привязанные к конкретному персонажу. Little Nightmares – это потенциал для сотен произведений о потерянных детях, которые борются с гигантским, холодным, безразличным, жестоким миром. Именно это чувство эталонным образом передавалось в первой части. Вы можете дать отпор этому миру, можете выжить, можете стремиться спастись, но он рано или поздно поглотит вас, сломает, подчинит тем ли иным способом.

И вместо того, чтобы похожим образом продолжить эту идею, Tarsier будто бы попытались побольше показать вселенную, но лишь в плане локаций, при этом не дав толком никакой информации о сути и границах своего мира. У игры не получалось должным образом совместить локальность и масштабность. Возможно, роль в этом сыграла спешка авторов ввиду смены издательства и переноса сиквела с 2020 на 2021 год. Это подтверждают и концепт-арты, согласно которым некоторые локации и враги должны были получить гораздо больше экранного времени, но по итогу всё это пошло под нож. Возможно, имели место и мысли о провале игры, вследствии чего Tarsier дошли до того, что выпустили фигурку финального босса в качестве мерча до выхода игры…

Вселенная Little Nightmares развивается – и это прекрасно

Из первой половины, посвящённой знакомым тесным помещениям и пряткам от боссов, история внезапно переходит в глобальное противостояние Моно и Телевизионной Башни с целью спасти Шестую. История героя по итогу скорее не ужасает, а озадачивает. Финал своей прямой подачей в лоб разрушил для многих целостность первой части, из-за чего люди растерянно начали искать ответ на новый вопрос «А как вообще работает этот мир?», доходя в процессе поиска смысла до совсем уж диких и набивших оскомину теорий в духе временной петли. Оглядываясь назад, создаётся ощущение, что такой неопределённости Tarsier и хотели добиться, так как у них и не было особого желания дать аудитории хоть какое-то ощущение мира и его правил. Они завершили вторую часть, худо-бедно связав её с первой, и спокойно ушли в сторону новых проектов, оставив других авторов разбираться с их творением. Их "история" была благополучно и абсолютно добровольно подведена ими к концу.

И вот, с такими вводными, Bandai Namco и Supermassive должны были при анонсе долгожданного продолжения начать с чего-то яркого. И они тут же дали понять:

-Двое героев путешествуют по некой Спирали, в мире кошмаров, называемом Нигде;

-Игра сфокусируется на новых персонажах, новых темах и новых локациях;

-В игре не будет Шестой, и связь с предыдущими частями присутствует лишь в рамках отсылок.

Иными словами, тут же очертили всем самое главное. И кто бы что ни говорил, но такой шаг – начать что-то совершенно новое и интересное на базе старого, не паразитируя на ностальгии и не идя на поводу у фанатских желаний, вызывает исключительно уважение, и за эту, своего рода, смелость разработчиков уже можно похвалить.

Но разумеется, вот так, с наскока, начинать новую главу своей вселенной было нельзя. И сразу после анонса триквела нам представили ещё один новый проект по Little Nightmares, призванный по-настоящему приподнять завесу тайны, окружающей мир кошмаров.

The Sounds of Nightmares

Аудио-подкаст, или же аудио-сериал TSoN – первый проект, ознаменовавший переход Bandai Namco на новый курс развития франшизы. За шесть эпизодов множество вопросов, вызванных предыдущими играми и комиксами, либо получили ответ, либо перестали существовать. Нам сходу показывают реальный, или же человеческий мир, а именно локацию под названием Графства (даже если здешний мир людей не основан на нашей реальности, данное название и акценты главных героев намекают на то, что события происходят в аналоге Великобритании). Через девочку Нун, находящуюся в лечебном учреждении под наблюдением психотерапевта Отто, авторы демонстрируют процесс перехода детей из человеческого мира в измерение Нигде. В каждом эпизоде она переживает кошмары, происходящие в разных локациях Нигде, и постепенно «переходит» туда душой и телом, ведомая таинственным существом – Лодочником, или же Перевозчиком.

Это существо – один из персонажей, показанных нам ещё в 2017 году в комиксах по первой части. Как и следует из его имени, он был тем, кто находил попавших в Нигде детей и переправлял их на лодке в гигантский корабль Чрево – локацию первой части. Его мотивы и намерения оставались неясны, как и исполняемая им роль в цикле жизни мира кошмаров. В противовес большинству «взрослых» обитателей Нигде его отличительной чертой можно назвать отсутствие враждебности к детям, однако в процессе их «заполучения» Перевозчик зачастую прибегал к не самым благородным и даже манипулятивным методам - например, предлагая «спасение» от другого монстра в последний момент.

И теперь, судя по всему, новые авторы наконец полноценно вытащили этого трикстера из забвения, сделав его одним из главных лиц в большинстве своих произведений…

2017 - 2025
2017 - 2025
На интриге вокруг личности этого существа держится весомая часть интереса к лору вселенной
На интриге вокруг личности этого существа держится весомая часть интереса к лору вселенной

Спустя шесть лет после первого появления в комиксах персонаж вернулся в аудиосериале, но теперь его значение в рамках Little Nightmares возросло многократно. Из «охотника на детей» он стал проводником между измерениями, который буквально ведёт малышей за собой через «порог», разделяющий два мира. Таким образом, Перевозчик сразу превратился в центральную фигуру всех историй LN, чьи действия направлены на то, чтобы как можно больше детей оказались заперты в Нигде. В аудиосериале он заполучает доверие Нун, раскрыв ей, что за «порогом» все боли и страдания, сопровождающие её в реальной жизни, пропадут. В свою очередь, Отто, давно потерявший сестру по той же причине, стремится узнать тайну Нигде и подвергает Нун тяжёлым психологическим испытаниям, в результате которых она пропадает из человеческого мира, окончательно перейдя через порог.

Исходя из всего сюжета TSoN, можно сделать множество выводов о природе Нигде и его функционировании. До сих пор нельзя сказать, насколько это место реально, но, совмещая новую информацию со всем, что нам показывали в предшествующих проектах, становится понятно, что этот мир существовал на протяжении очень долгого времени. Возможно, он появился именно из людских кошмаров и постепенно рос, преображался на протяжении столетий человеческой истории, пополняясь новыми гранями людских страхов. При этом там есть самостоятельная жизнь, локации будто бы являются автономными, а среди «жителей» присутствует иерархия. Существа, наделённые сверхъестественными силами, как Хозяйка Чрева или Тонкий Человек из второй части, управляют целыми областями, преумножая своё влияние, в то время как существа рангом пониже чаще всего являются олицетворением некого образа – Доктор, Учительница, Сторож, Повара, Дворецкий и так далее – и либо находятся в подчинении у высших, либо держатся сами по себе, как мы видим на примере боссов из триквела. Если подобные догадки окажутся близки к правде, это откроет огромный простор для историй во вселенной LN, разных не только по локациям, но и по сеттингу. Например, мы можем увидеть, как ребёнок из эпохи Средневековья оказался в кошмаре, где бродит по выжженным полям и разрушенным городам, сталкиваясь с чудовищами, изображающими войну, смерть, чуму, голод и массовые казни. Можем увидеть игру, основанную на конкретном историческом травмирующем происшествии, позволяющую раскрыть психологический аспект и роль человеческого страха в Нигде. По сути, при имеющихся вводных открывается безграничный простор для фантазии. И по моему мнению, это именно то расширение лора, которое требовалось Little Nightmares, чтобы максимально поднять ставки и заинтриговать аудиторию. Но на этом ещё далеко не всё.

Новые проекты

После производственных проблем, приведших к переносу игры на год, Bandai Namco 24 июня 2025 года организовали спецпоказ, посвящённый всей франшизе Little Nightmares. Именно там состоялось подтверждение даты выхода третьей части, отчаянно ожидаемое фанатами, но также совершенно внезапно нам представили целый ряд проектов, рассказывающих разные истории в рамках игровой вселенной.

Один из самых интересных – более подробный анонс готовящейся линейки комиксов Descent to Nowhere от Titan Comics. Четыре выпуска будут выходить с октября по январь. Комиксы опираются на полученную нами информацию из аудиосериала и покажут детективное расследование девушки Майры, находящейся в Графствах и пытающейся разгадать тайну исчезновения детей, пока в это время в Нигде тихая девочка в сопровождении протагониста второй игры Моно спасается из каменной тюрьмы, описанной в первой серии подкаста. За авторство ответственен Лонни Надлер, текущий нарративный директор всей Little Nightmares. Он же был главным сценаристом TSoN.

Добавление Моно в историю едва ли можно назвать просто фансервисным ходом, ведь сам сюжет будет завязан именно на раскрытии природы Нигде, и Моно может сыграть в этом не последнюю роль
Добавление Моно в историю едва ли можно назвать просто фансервисным ходом, ведь сам сюжет будет завязан именно на раскрытии природы Нигде, и Моно может сыграть в этом не последнюю роль

Также было подтверждено, что сам подкаст, вопреки сомнениям, получит второй сезон, работа над которым уже ведётся. Продолжение может как раскрыть судьбу Отто, так и показать истории неких новых детей.

Следующий анонс был немного локальным – роман в жанре young adult (подростковой литературы) – Little Nightmares: The Lonely Ones за авторством Э. К. Майерса, также участвовавшего в написании сценария шестого эпизода подкаста. Фокус романа сосредоточен на приключении трёх детей на Карнавале – той же локации, что присутствовала в 4-ом эпизоде TSoN и была подтверждена как одна из глав LN III.

Примечание: роман вышел 2-го сентября. Он достаточно полно показывает Карнавал, представляет несколько новых локаций и противников, а также даёт очень жирный намёк на судьбу или предысторию Лоу - одного из главных героев третьей части.

\\Ссылка на роман в оригинале: Little-Nightmares_-The-Lonely-Ones-E.-C.-Myers.pdf//

После этого наконец исполнилось многолетнее желание всего фандома – был анонсирован неназванный анимационный проект по вселенной кошмаров в стиле stop-motion. Продолжая одну из идей подкаста, он расскажет о том, как дети оказываются в Нигде, на примере девочки Эми, которую Перевозчик заманивает подарком в виде миниатюрной копии её дома. Внешний вид героини уже поспособствовал появлению теорий о том, что проект покажет предысторию Малышки-Монстра – первого антагониста Little Nightmares III.

Последний из новых проектов – VR-игра Little Nightmares: Altered Echoes. О нём известно меньше всего, но тизер достаточно явно демонстрирует локацию, похожую на финал второй части, с титульной мелодией оттуда, что пока лишь вызывает вопросы. Возможно, игра будет построена на историях от первого лица, включающих повторение некоторых сцен из предыдущих игр, но пока рассуждать об этом рано.

Говоря в целом о спецпоказе, хочется отметить, что, каким бы ни было отношение к нынешним сценаристам и всем их нововведениям, у них определённо имеется чёткое видение и направление, в котором они собираются вести историю теперь уже своего проекта. Как считаю лично я, эти люди приняли верное решение – развивать вселенную во всех направлениях, дистанцировавшись от историй, рассказанных в первой и второй частях, но не забывая о них полностью. Вместо очередного абстрактного приключения в полуреальной-полуметафорической вселенной они сразу же очертили границы, придав форму и вес всему, что происходит в обоих мирах – кошмарном и человеческом. Они наконец дали аудитории глобальное понимание происходящего, при этом оставив пространство для новых загадок, вопросов и теорий.

Итог

Меня, мягко говоря, удивляет пессимизм по отношению к нынешнему курсу Little Nightmares, распространяемый в определённых кругах. Спустя восемь лет одна из самых любимых игроками серий наконец превращается в полноценную вселенную, достойную своей популярности. Конечно, понимания и представления мира LN у всех разные, много кому решения руководства могут показаться сомнительными. Но я скажу, что представленное нам – это лучший из возможных вариантов развития серии. Новые решения и проекты не выбиваются из тона франшизы и выглядят, как часть Little Nightmares. За их созданием стоят люди, которым есть, что рассказать, и которым интересен этот мир так же, как и фанатам. И это не пустые слова – к нескольким эпизодам TSoN официально приложили руку ютуберы-теоретики ItsJustJord и SuperHorrorBro, в соавторстве с которыми был написан сценарий. И с таким уровнем открытости, готовности экспериментировать и создавать что-то новое лично я не сомневаюсь, что у Little Nightmares ещё всё впереди. Если подобное обилие анимационных, литературных, игровых и даже аудио-произведений называется «выдаиванием» и вызывает у кого-то отвращение с желанием закопать франшизу, даже не попытавшись справедливо оценить новые истории, я могу лишь сочувственно пожать плечами. Учитывая, что генеральный продюсер Bandai Namco Лукас Руссель, работающий над франшизой с 2015, заявил на спецпоказе, что всё, известное нам из основных игр – это лишь поверхность от того, что хранит в себе мир Little Nightmares, можно сказать, эта вселенная заслуживала «выдаивания» уже очень давно.

И, как уже очевидно, аудитория готова к этому, и многие скептики готовы дать шанс. Людям хочется узнать, к чему приведёт новый курс, символом которого стала третья часть. Её главные герои, Лоу и Одна, уже вдохновляют людей на создание артов и анимаций. Более полутора миллионов вишлистов обещают огромный ажиотаж на релизе игры. А всё, что будет дальше, лишь закрепит статус новой вехи развития вселенной. И поглядеть на её будущее в ближайшие годы будет крайне интригующе.

(p. s.: Попрошу тех людей, кто соберётся писать в адрес объекта обсуждения однообразные байт-комментарии без аргументов про то, у кого оригинал и у кого подделка, что «атмосферы нет», и прочее подобное, не тратить ничьё время на свой синдром утёнка. Я могу не разделять и не поддерживать ваше мнение, но я его принимаю и уважаю, если оно выражено в адекватной форме. Здесь высказана моя точка зрения, и я вправе ожидать такого же уважения взамен.)

15
1
1
5 комментариев