Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

PТ хорошая игра — но разработчикам пришлось извернуться, чтобы привлечь более казуальных игроков.

Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

Перед началом: критика игры — не обязательно хейтерство.

О чём идёт речь

В 2023 году студия Owlcat выпустила отличную партийную ролевую игру по сеттингу Warhammer 40 000 — Rogue Trader (Вольный Торговец). В ней есть система мировоззрений:

  • Догматик: консерватор, считающий, что Империум и его законы священны;
  • Еретик: радикал того или иного разлива, который в конечном итоге осознанно или неосознанно поклоняется Богам Хаоса. Если слишком долго смотришь в бездну, бездна посмотрит в тебя;
  • Схизматик: человек, который верит в ценность жизни, возможность компромиссов и не хочет слепо поклоняться догмам.

Философии пуританства и радикализма были во вселенной Вахи давно. А вот Схизматик (в оригинале Иконоборец) здесь выглядит чужеродно и даже вредно, хотя многим людям этот путь понравился.

Почему так?

Как «работает» вселенная Вархаммера в 42-м тысячелетии — ретроспектива

Это будет довольно длинный раздел, потому что без определённой подводки сложно объяснить, как именно путь Схизматика портит логику сеттинга.

Извините
Извините

30-е тысячелетие: Великий Крестовой поход

Император объединил Терру и Солнечную систему под своим правлением. Затем он объявил Великий Крестовой поход по Галактике, чтобы найти потерянные ветви человечества и попутно реализовать свои планы насчёт выживания и эволюции людей, как расы, на тысячи лет вперёд.

Для этого Император планировал отказаться от использования варпа (параллельного измерения, состоящего из психической энергии разумных существ) для межзвёздных путешествий.

Психическая энергия в варпе превращается в псевдоразумные сущности — от небольших сгустков, становящихся слабыми демонами, до четырёх Богов Хаоса. Варп и его обитатели не очень дружественны к «плану материи» и всем, кто его населяет.

Император хотел, чтобы люди могли пользоваться Паутиной — «галактическим метро», тоже проложенном в отдельном измерении (но не в варпе!), скорее всего, расой Древних. Это Предтечи сеттинга.

Но чтобы сосредоточиться на этом проекте и собрать для него ресурсы, сначала нужно было навести относительный порядок в Галактике, где царил разброд.

Для этого нужны были завоевательно-освободительные армии — но обычные homo sapiens не вывезли бы сражения с ксеносами и другими хтонью.

Меж звёзд обитают древние неведомые враги человечества. Каждое путешествие в пустоту — это битва с ужасом, невозможными порождениями варпа и самыми глубинными страхами людей

Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

Император был, кроме прочего, генетиком и владел продвинутыми технологиями, но этого не хватало. Кроме того, он не мог быть в разных местах одновременно. Выход — делегирование.

Для этого Император заключил договор с Богами Хаоса, которые поделились с ним силой [точные условия договорённостей до сих пор неизвестны].

Это помогло ему вырастить в лабораториях двадцать примархов — генералов со сверхспособностями, наполовину физических существ, наполовину созданий варпа. Далее он использовал генетику примархов, чтобы создавать легионы генетически модифицированных солдат, или Астартес.

Проще говоря, Император сделал 20 Master Golden Disc, а с них начал печатать болванки попроще, но сотнями тысяч. Такая армия уже могла распространять демократию по большому космосу

Астартес
Астартес

Приподнятые настроения и гражданское общество времён Великого Крестового похода

Поскольку Император хотел прекратить подпитку сущностей, живущих в варпе, то придя к власти, он запретил все религии.

Доминирующим мировоззрением стала так называемая Имперская Истина:

Великие деяния сформировали наше общество, но величайшим из всех на интеллектуальном уровне стал отказ от тяжёлой ноши, именуемой религией. Религия прокляла нашу расу на тысячи лет, начиная от низших суеверий и заканчивая возвышенными конклавами духовных сил. Она толкала нас к безумию, к войнам, к убийству, она давила на нас, как болезнь. Религиозная вера, вера в демонов, духов и загробную жизнь была примитивным инструментом для слабых умов, для которых широта космоса лежала за пределами понимания. Всё это невежество и ложь. Теперь мы осознали, что нет никаких богов, что в богах нет необходимости. Теперь мы познали сам космос, друзья мои, мы изучили его и поняли, какова реальность.

Кирилл Зиндерман, главный пропагандист

Себе Император также строго запретил поклоняться: считалось, что он очень сильный псионик, гений, лидер и учёный, но вместе с этим всё ещё человек.

Эта повестка отразилась на настроениях общества тридцатого тысячелетия. Вместе с военными командирами определённое право голоса имели архитекторы, поэты, администраторы и другие светские личности.

Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

Люди могли думать, что у них есть возможность апеллировать к справедливости и принципу «закон един для всех». Так, например, одна из высших гражданских администраторов Терры, Увома Кандавир, потребовала расследовать полное исчезновение Громовых Воинов.

Громовые Воины были первой армией генетически модифицированных солдат, которые помогли Императору объединить Терру. Их он сделал без помощи Богов Хаоса.

Громовые Воины были очень сильными, но имели проблемы с головой. Чтобы освободить планету от варваров и мутантов, они подходили (клин клином вышибают), а для галактической экспансии с налётом цивилизованности — нет.

К моменту окончания войн на Терре и подготовке Великого Крестового Похода Император уже вырастил в лабораториях более стабильный «билд» генетических суперсолдат — Астартес — и отправил их тайно вырезать всех Громовых Воинов, что и было сделано на горе Арарат. Инструмент выполнил свою задачу и его отправили в утиль.

В истории написали, что все Громовые доблестно полегли в последнем крупном сражении за Терру. Но это была неправда, до чего и докопалась Увома Кандавир, и собиралась судить исполнителей бойни — эти события описываются в романе «Вальдор: Рождение Империума» Криса Райта.

Ещё один пример: через некоторое время Император удалился на Терру заниматься проектом Паутины и назначил харизматичного примарха Гора руководить Великим Крестовым походом. На планете Давин Гора тяжело ранили, и когда его в срочном порядке эвакуировали, Астартес отшвыривали с пути неулучшенных людей.

Космические десантники выше, крупнее и тяжелее людей, особенно в доспехах. Дело закончилось травмами и смертями десятков человек. Возмущённый этим, поэт Игнаций Каркази написал сатирический памфлет, который приобрёл большую популярность среди гражданских.

Чаще всего подобная либеральщина заканчивалась плохо, потому что идея светского общества была, в основном, видимостью. Сильные мира Вархаммера всё равно делали то, что хотели.

Но, по лору вселенной, это действительно было время, когда люди не боялись технологий, могли дипломатично общаться с инопланетными видами и имели некую форму демократического взаимоуважения.

Однако всё это закончилось после Ереси Гора.

Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

Ересь Гора: переломное событие сеттинга

Пока человечество отвоёвывало Галактику, а Император настраивал Паутину для межгалактических путешествий, Боги Хаоса догадались, что их где-то обманули — Император взял в банке Хаоса кредит, но с помощью этих средств копал под банк и хотел лишить совет директоров влияния.

Чтобы исправить ситуацию, они совратили Гора, сыграв на традиционной проблеме «папа тебя не ценит». Гор уговорил ещё половину братьев-примархов и их легионы совершить переворот и развязал масштабную гражданскую войну.

Чтобы сепаратисты победили, Боги Хаоса бустили их, как не в себя. Тут можно представить четырёх злобных Ангелов из Overwatch, стоящих за спиной DPS с кадуцеями, включив синий лучик.

Чтобы бороться с такой мощью, Императору самому приходилось зачёрпывать силы из варпа — чем дальше, тем больше. Это была ловушка. Насосавшись достаточно и пройдя точку невозврата, Император превратился бы в нового Бога Хаоса под именем Тёмный Король, а физическая вселенная с большой вероятностью после этого бы коллапсировала и всё стало бы чистым Хаосом.

В последний момент люди, которых Император уважал, уговорили его слезть с иглы — он остался могущественным, но человеком. Но в таком состоянии ему еле хватило сил победить набафанного Гора.

Гор измочалил папу до такого состояния, что Императора пришлось навечно поместить в мощную машину жизнеобеспечения под названием Золотой Трон. Смертное тело Императора, по факту, умерло, продолжал жить только разум.

Далее все псионические силы Император тратил, чтобы поддерживать свет супермощного маяка Астрономикона. Во время гражданской войны Боги Хаоса также испортили связь и межзвёздные путешествия. Без Астрономикона Империум, состоящий из сотен тысяч планет, совсем бы развалился.

С людьми Император каким-либо образом общаться больше не мог — только в первое время после «посадки» на Трон и в совершенно исключительных ситуациях.

Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

Последствия Ереси Гора

Гибель триллионов, разруха, сумятица, потеря важных технологий, разрушенные флоты и обескровленные армии. За последующие тысячи лет Империум Человека так и не оправился от этого удара.

Одним из главных последствий было признание реальности существования потусторонних сверхъестественных существ, и того факта, что Имперская Истина была пропагандистской ширмой. Во Вселенной существует не только наука. Старые религии в том или ином виде были правы.

Император замолчал. Несколько выживших лояльных примархов, остатки верных легионов Астартес и огромные массы людей остались на развалинах. Галактическая экспансия закончилась — осталось выживание и попытки что-то починить.

Дальнейшие проблемы Империума

Межзвёздное государство людей было тяжело ранено. К тому же, в пределах последующей тысячи лет исчезли все лояльные примархи — кого-то предположительно убили, другие пропали при загадочных обстоятельствах. Это означало потерю выдающихся лидеров и стратегов, на которых люди ориентировались и которыми вдохновлялись.

В 32-м тысячелетии ослабленный Империум едва не разрушили орки — сверхагрессивная инопланетная раса, предположительно выведенная Древними для их апокалиптических войн задолго до появления человечества.

Таких потрясений было ещё достаточно.

Сепаратисты, устроившие гражданскую войну, тоже не были полностью уничтожены. Когда Император убил Гора и переворот не получился, часть войск сбежала в Око Ужаса — «окно» в варп, своеобразная местная чёрная дыра. Время там течёт по другому. Там они продолжали мутировать и регулярно оттуда вылазили, пытаясь доломать Империум до конца — эти рейды назвали Чёрными Крестовыми походами.

В Империуме тем временем развился культ Бога-Императора, который приобрёл огромное влияние, потому что отчаявшимся людям нужно было на что-то опираться. Церковники также повлияли на регресс общества.

Также ещё при «жизни» Императора появилась Инквизиция — своеобразная тайная полиция, которую собрал его ближайший соратник, регент Малкадор, чтобы выполнять важные задания по спасению человечества во время бардака Ереси Гора.

После того, как Малкадор умер, Император замолчал, а примархи пропали, основатели Инквизиции разошлись во взглядах.

Доминирующей точкой зрения стало положение, что большинство людей — стадо, которым ни в коем случае нельзя знать правду о варпе, демонах, Богах Хаоса, чуждых инопланетных расах и вообще о чём-либо мало-мальски важном. Работай, молись Императору, слушай начальника и не выпендривайся.

Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

Блажен ум, слишком малый для сомнений.

И вот тут нужно перейти к тезису, почему схизматики если и существовать в Вархаммере, то только в 30-м тысячелетии.

Империум в 42-м тысячелетии: чем характерен сеттинг

За прошедшие с момента Ереси Гора время человеческое общество кое-как выжило. Текущий Империум насчитывает примерно миллион планет.

В плане общественного устройства это максимально тоталитарный режим, напоминающий технологическое Средневековье вперемешку с Северной Кореей.

Триллионы людей воспитаны в парадигме «Твоя жизнь ничего не стоит, единственное, как ты можешь её окупить — потрудиться для Императора». Даже если это означает помереть на войне в больших количествах.

Высокие технологии, по большей части, забыты — в Империуме забыли, как их воспроизводить. Чтобы твоя лазерная винтовка лучше стреляла, нужно помолиться её духу машины — это ещё одна сопутствующая религия, насаждённая кастой техножрецов.

Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

Когда, по актуальному лору, примарх Робаут Жиллиман проснулся после десяти тысяч лет сидения в стазисе, он, мягко говоря, офигел, когда его ввели в курс дела:

Хотя внешне Жиллиман оставался спокойным, любое откровение гостей обрушивалось на него, как артиллерийский снаряд. Он устал скрывать изумление и ужас, чувствовал внутреннее опустошение из-за боли. Застонав, Робаут схватился за голову. Новый доспех загудел и зашипел, отзываясь на его движение.

— Минули тысячелетия, — пробормотал он, обращаясь неизвестно к кому. Жиллиман ощущал только, что должен облечь свои мысли в слова, иначе сойдёт с ума. Уже не впервые после возвращения Робаут пожелал, чтобы рядом оказался кто-нибудь из братьев-примархов. Они, по крайней мере, могли бы понять его.

— Тысячи лет, — повторил Жиллиман. — И посмотрите, что стало с ними... С нами. Идолопоклонство. Невежество. Страдание и убожество, всё во имя бога, который никогда не желал такого титула.

Чем интересен Империум в таком состоянии? Почему сеттинг такой мрачный?

Вселенная Вархаммера перманентно находится в конкретном состоянии «жопа почти случилась». Например, что угрожает людям по актуальному лору:

  • Тираниды — полностью чуждая раса из другой [неизвестной] галактики, которой движет только голод. Есть вероятность, что какое-то количество других галактик они уже сожрали. Договориться с ними нельзя. Вообще.
  • Великий Разлом или Цикатрикс Маледиктум. Хаоситы из Ока Ужаса под руководством Абаддона Разорителя всё-таки добились своих целей, устроив огромный прорыв варпа в физическую реальность, который разделил Галактику на две части. Свет Астрономикона через Разлом не проходит — тысячи человеческих миров остались в темноте и без связи, и там их радостно насилуют ксеноны и демоны.

И это только две крупных беды из длинного списка.

Рои тиранидов (серые щупальца) на галактической карте
Рои тиранидов (серые щупальца) на галактической карте

И это только две крупных беды из длинного списка.

Всё это гипертрофированное состояние придумано для того, чтобы показывать трудность выбора. Как распорядиться ограниченными ресурсами, когда у тебя трубу прорвало, плита горит, кошка дерёт обои, а ты не можешь быть сразу везде одновременно?

В этом ключе тиранический режим Империума даже имеет объяснение. В кризисных ситуациях решения должны приниматься быстро, а исполнители должны делать, а не думать и рефлексировать.

Сеттинг Вархаммера очень богат и детализирован, он вобрал в себя много культурных и исторических отсылок. Например, такие реальные практики управления используются в Китае:

Как рулить государством, в котором проживает полтора миллиарда человек? Ответ таков: надо вбить в голову каждому из этих полутора миллиардов две ценности — дисциплину и иерархию. Чем собственно, китайская власть и занималась в течении многих веков. И поскольку ценность индивида для китайского общества примерно равна нулю, то в методах никто особо не стеснялся. В расход пускали десятки и сотни тысяч. И надо сказать сумели кое‑чего добиться. Дисциплина у китайцев железная.

Очерки о китайцах от россиянина, одного из руководителей Хуавей

Почему путь Схизматика ломает сеттинг Вархаммера?

Потому что Вархаммер моделирует многочисленные ситуации вида «убьём миллионы человек, чтобы спасти миллиарды». В лоре по разному обыгрывается ситуация меньшего зла из Ведьмака.

Один из самых ярких примеров, с трудом даже помещающийся в голову — гамбит Криптмана. Когда Империум столкнулся с расой тиранидов, то обнаружил, что их рои, летящие из межгалактической пустоты, простираются на световые годы.

При этом тираниды, когда поглощают биоматерию (переваривают людей и вообще всю органику на планетах), становятся ещё сильнее.

Чтобы замедлить один из крупнейших роёв, инквизитор Криптман согласовал уничтожение сотен обитаемых планет на его пути. То есть, войска Империума выжгли планеты целиком, зачастую вместе с жителями. Эвакуировать их было некогда, и это был бы логистический кошмар.

Тиранидам стало нечего кушать, они ослабели и затормозились, поскольку после путешествия между галактиками им нужно было пополнить ресурсы. Криптмана после сделанного объявили козлом отпущения, но таким образом он спас человеческую расу от частичного или полного уничтожения.

Весь Вархаммер живёт на такой логике, за неё ценится этот сеттинг. Если кому-то выборы между «ЖОПА» и «жопа, но чуть меньше» не нравятся, то, что называется, это просто не сюда.

Потому что если надстраивать к сеттингам с определённой логикой свои хотелки, они перестанут иметь идентичность. Например, можно добавить в Kingdom Come Delivery пулемёт, чтобы ставший попаданцем Индро расстреливал рыцарей. Ну так же однозначно веселее.

Если в Rogue Trader твёрдо идти по пути Схизматика, можно прийти к концовке, когда главный герой отделяется от Империума, основав личную республику:

Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика
Почему в Rogue Trader не нужен путь Схизматика

Однако Пространство Коронус, где происходит действие игры, пусть и очень удалённая область, но это всё ещё часть Галактики сеттинга. На Коронус всё ещё распространяется влияние тёмных сил (Богов Хаоса) и другие возможные неприятности.

Какой выход? Ну, наверняка же главный герой с ними просто договорится! Сделает то, что не удалось ни Императору, ни вернувшемуся на данный момент примарху Робауту Жиллиману, ни кому-либо ещё.

Всегда можно договориться
Всегда можно договориться

Концовка, в которой Вольный Торговец приручает уникальный ИИ, который закрывает его карманную империю добра и справедливости непробиваемыми стенами — это нарратив в угоду тем людям, которые хотят играть в игры, чтобы однозначное добро побеждало зло. Условно, как отыгрыш паладином в Baldur's Gate 3.

В предыдущей игре Owlcat — Pathfinder: WotR этому желанию соответствовал один из мифических путей — путь Азаты, доброго супергероя, у которого есть личный дракончик, любящий печенье.

Каноничный портрет женского варианта Азаты
Каноничный портрет женского варианта Азаты

Но для сеттинга Pathfinder это нормально, там такой вариант есть.

Во вселенной Вархаммера такого варианта нет. Каноническая судьба схизматика в Вархаммере выглядит так:

Надеюсь, что обладатели франшизы Games Workshop, очевидно согласовавшие это сценарное допущение, поймут свою ошибку и больше не станут так делать.

149
143
23
10
7
6
5
2
2
1
1
634 комментария