Shenmue: Печальная судьба франшизы, которая не сдаётся!
Я много раз говорил, что люблю франшизу Yakuza (ну или Like a Dragon, кому как удобно): мы делали статьи, сняли пару видосов, писали посты у себя в Telegram-канале и так далее. Я очень рад, что разработчики наконец поняли, что эта серия заслуживает того, что бы стать одной из самых любимых для многих игроков и создали для этого все условия, начав выпускать эти игры во всём мире одновременно с Японией, да ещё и с переводом — включая русский.
Но не все знают, что «Якудза» своим появлением обязана другой франшизе — речь о играх японского геймдизайнера Ю Судзуки под названием Shenmue. И в отличие от постепенно набирающей популярность и обростающей всё новыми и новыми играми (хотя их и так уже о-о-очень много) «Якудзе», у «Шенму», к сожалению, сложилась очень трагичная судьба.
Этот текст был написан в качестве сценария к видеоролику — будем признательны если посмотрите его:
Первые две части вышли в уже далёких 1999 и 2001 годах на консоли SEGA Dreamcast. Во многом две эти игры сильно опередили своё время. Посудите сами — там было много систем, которые встречаются не во всех играх даже сегодня: смена дня и ночи, персональные расписания для каждого NPC, полуоткрытый мир (хотя этого добра сегодня пруд пруди) и высокая степень интерактивности, когда обыскивая, к примеру, рабочий стол в доме протагониста, ты мог потрогать практически каждый предмет, осмотрев его с разных сторон.
Но к сожалению, этим играм сильно не повезло. Как мы знаем, Dreamcast оказалась последней платформой компании SEGA. В то время денег у них было очень мало и компания реально стояла на грани. Сами же игры серии Shenmue оказались очень дорогими в производстве: по разным оценкам их бюджет мог варьироваться от 20-30 до 70 миллионов за игру, что по тем временам было запредельной суммой, которая, увы, не окупилась.
С провалом Dreamcast, компания SEGA переквалифицировалась из платформодержателя в издателя, коим остаётся и по сей день, а самые её нерентабельные активы, коим и была Shenmue, сложили на полку на многие многие годы, что сильно по ней ударило, ведь это было сюжетное приключение где каждая следующая игра должна была продолжать историю предыдущей, составляя один общий нарратив, который оказался оборван на самом интересном.
Целых 14 лет о продолжении не было ни слова. Франшиза к тому времени уже успела стать культовой, а фанаты совсем отчаялись хоть когда-нибудь получить продолжение. Тем не менее, на E3 2015 случилось чудо: на сцену мероприятия вышел сам Ю Судзуки и объявил о старте кампании по сбору средств на создание триквела. Реакция людей была неописуемой.
Кампания Shenmue III на Kickstarter стала одним из самых громких и знаковых событий в игровой индустрии, оказавшись самой успешной игровой кампанией в истории сервиса на момент своего проведения — сейчас она находится в топ-5. Это был настоящий триумф фанатской поддержки и исполнение многолетней мечты: при заявленной цели в 2 млн долларов, — фанаты почти 70 тысяч игроков — пожертвовали на создание проекта почти 7 миллионов! А позже выяснилось, что и Sony и издатель Deep Silver также финансируют проект. Вывод был очевиден: игре быть!
Ожидание продлилось ещё четыре с небольшим года: Shenmue III вышла в ноябре 2019 года и… тут всё неоднозначно.
С одной стороны, игра оказалась плохой. Геймдизайн проекта не далеко ушёл от того, что было в первых двух частях, выходивших на рубеже веков, а в сети ходили слухи, что разрабатывали игру либо старички, которые многие годы ничего не делали, либо новички без особого опыта.
Но главной проблемой проекта было вовсе не это — играть в «Шенму 3» было всё ещё интересно, а новые графика и анимации радовали глаз (пусть они и были стилизованы, простенькие, да и вообще это был базовый Unreal Engine). Основным недостатком триквела стало то, каким его себе представляли фанаты, ожидавшие новой части к моменту её выхода вот уже 18 лет. Вместо того, чтобы получить эпичное завершение эпичной саги, они получили просто следующую часть, сюжет которой, честно говоря, был даже похуже, чем во второй игре. Он вообще отдавал филлером.
С другой же стороны, Ю Судзуки, вероятно, изначально видел всю свою серию именно такой и сделал триквел таким, каким видел его изначально — получи он возможность, он выпустил бы его именно таким же сразу после выхода сиквела. Ну т. е. ещё на Dreamcast или следующей консоли SEGA.
Здесь, конечно, его можно только пожурить: очевидно что он недооценил не только фантазию игроков, ожидающих развязки, но и тот факт, что шанса на создание четвёртой игры у него попросту не будет, учитывая все проблемы, с которыми он столкнулся при создании третьей.
Разумеется, всё это не окупилось: новички попросту не поняли зачем им играть в этот анахронизм, а старички сильно разочаровались, когда в конце весьма слабого сюжета обнаружили ещё один to be continued. Ну, а отдельную премию Дарвина следует выдать тому, кто решил, что сделать Shenmue III годовым эксклюзивом Epic Games Store будет хорошей идеей — выйди игра сразу в Steam и кто знает, может всё было бы иначе. Впрочем, нюансов тут хватает.
С момента выхода третьей части прошло уже шесть лет и с тех самых пор о возможном продолжении не было никакой информации: только всякие слухи по типу тех, где говорится, что продолжение всё ещё в планах.
На этом можно было бы закончить разговор, но если подумать, то я безмерно горжусь этой франшизой, её фанатами и её создателем. Несмотря на все невзгоды, никто из них не сдаётся! Например, в 2022 году вышла аниме адаптация проекта, которая, к сожалению, успеха также не сыскала, а буквально вчера мне на почту пришло сообщение-рассылка с форума фанатов игры — «Shenmue Dojo». В нём, администрация сайта пытается сплотить сообщество и вывести соответствующий хэштег в топы социальных сетей и тем самым возродить интерес к проекту:
«Вы уже знаете, что нужно делать! Завтра мы активно будем продвигать игру в социальных сетях, чтобы получить Shenmue 4! После очень успешного 4 октября мы снова стремимся к тому, чтобы #LetsGetShenmue4 снова стал трендом! Ноябрь должен стать месяцем, когда мы поднимем ставки и продолжим в том же духе!
Как обычно, будет два массовых твита. Один в начале дня, а затем обычный вечерний пуш, чтобы алгоритм X правильно отображал тренды! Стремимся к результату 19 месяцев подряд. Мы не должны сдаваться и должны довести дело до конца! СМОЖЕМ ЛИ МЫ ЭТО СДЕЛАТЬ? Мы по-прежнему будем публиковать посты в X, но для тех из вас, кто там зарегистрирован, мы также делаем то же самое в Bluesky! Пожалуйста, публикуйте посты на обеих платформах, если можете!
ВОТ КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ!»
Даже после стольких лет, всех проблем и прочее, народ всеми силами пытается показать, что четвёртая часть всё ещё нужна, подняв вокруг неё шумиху в социальных сетях. И делают они это уже много лет каждый месяц — хоть и смысл в этом околонулевой. Если вы реально хотите получить продолжение, то лучше бы деньги собирали на его создание, хоть какой то смысл в этом был бы. А так…
Лично я познакомился с этими играми в том же 2019 году — примерно за полгода до выхода третьей части. Я тогда купил переиздание дилогии на свою PS4 и с огромным наслаждением прошёл обе игры залпом. Даже платины в них выбил, что, впрочем, не сильно сложно.
Вторая так и вовсе мне сильно понравилась: всё благодаря классной восточной атмосфере, неплохим персонажам и относительно интригующему сюжету. К слову, я недавно смотрел аниме Generic Romance in Kowloon и поскольку местом действия Shenmue II отчасти является Коулун, то меня немного флешбэками из сиквела накрыло. Было прикольно.
К счастью мне не пришлось ждать «Шенму 3» столько лет, как это делали хардкорные фанаты. Триквел, к слову, я купил почти сразу — оформил предзаказ, выложив фуллпрайс: четыре тысячи с небольшим на тот момент. И в целом, я не пожалел об этом — хотя игру потом и бесплатно раздавали и ценник за неё раз в 10-12 упал и так далее. Несмотря на все проблемы проекта, я рад что поддержал создателей по максимуму — пусть это ни на что не повлияло.
Хотел бы я получить четвёртую игру? Да, конечно, пусть сюжет третьей части немного и сбавил мой уровень ожиданий от истории. Но что-то мне подсказывает, что четвёртая игра также может оказаться не финальной — по изначальным планам, Ю Судзуки вообще хотят создать аж до 16 игр, а после всех этих провалов и прочего, его планы, если верить, опять же, слухам, сократились примерно до пяти штук.
Сами понимаете насколько всё это звучит нереалистично в указанной ситуации: тут и денег надо много и хайп нужен большой, чего сейчас не добиться. Да и самому Судзуки уже 67 лет… В общем, печально.
Я всё это говорил к тому, что мне одновременно и очень грустно наблюдать за всеми этими потугами и очень радостно о того, что люди не бросают свою любимую серию и всеми (ну, почти всеми) силами пытаются вдохнуть в неё новую жизнь. Хотя будь я на месте Ю Судзуки, я бы хотябы книгу написал с полным сюжетом, а то повторюсь, дядька совсем не молод и пусть так, но завершит свою историю. Всем же интересно что там было за пророчество, за сокровище и сможет ли Рё отомстить за отца?
Ну, а что касается вас: я бы очень хотел, чтобы вы поиграли в эти игры, если ещё нет. Да, сюжет оборван, да многие геймплейные элементы могут задушить вас либо своей архаичностью, либо просто спорными решениями (такими как рутинной работой)… Но общее впечатление от всего, как по мне, того стоит. Даже сегодня.
Если вам понравился данный пост, приглашаю вас в наш телеграм — @de_stuff — и ютуб — @GeekSpair