Игры Андрей Лисяный
17 639

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Игра 4А Games заставляет задуматься о ценности жизни и общечеловеческих пороках.

В закладки
Аудио

4A Games всегда стремились сделать нечто большее, чем просто хороший шутер на пару вечеров. Несмотря на игровые и технические проблемы, предыдущие части запоминались сгоревшим в ядерном пламени миром, отчаянием и тяжёлой судьбой спрятавшихся под землей людей. Подобной вышла и заключительная глава истории: несмотря на многочисленные огрехи, «Метро: Исход» предложила игрокам ещё более серьёзную историю и подняла несколько новых тем.

Стоит сразу расставить точки над самым болезненным вопросом — политикой. Она затрагивает все аспекты нашей жизни и от неё не отгородиться. Несомненно, повестка дня повлияла на политический аспект «Метро», о чём вы можете прочитать в этом материале. Но вместе с тем, «Метро» не ограничивается критикой российской власти, а в равной степени рассуждает об ужасах ядерной войны, её социальных причинах и последствиях.

Разработчики вложили в игру мощный антивоенный посыл, который касается всех людей, независимо от страны и национальности. К тому же, история «Исхода» получилась самой мрачной и взрослой в трилогии. В этой статье мы рассмотрим, каким образом «Метро» показывает ядерную войну и её значение для общества, и какие идеи она хочет донести при помощи уникального игрового опыта.

Основной акцент сделан на уничтоженном людьми мире

С самих вступительных титров подача истории отличается от типичных блокбастеров. Как правило, нас знакомят с главным злодеем, внешним врагом, который хочет сделать что-то нехорошее, и сражению с которым будет посвящена игра — но не в случае «Метро». В ядерной войне все стороны одинаково виновны, а победителей не осталось. Ввиду своей глупости и порочности люди сами уничтожили Землю и род человеческий, и только горстка уцелевших доживает свои дни в чертогах метро.

Пусть героям по ходу истории часто придётся сталкиваться с враждебными группами людей и дикими животными, в игре нет очевидного центрального противника, которого необходимо уничтожить. Даже природа не желает людям зла, а просто ищет способ выжить. А то, что большая часть суши превратилась в необитаемую пустошь — заслуга самих людей.

Время от времени игра даёт возможность пройтись по сторонам и посмотреть, что же стало с миром. И тогда нам открываются истории последних часов других людей, которых застал врасплох ядерный апокалипсис.

Это история простого столичного жителя, которого бомбардировка настигла по дороге в магазин за покупками. История солдата, прикомандированного к охране секретного объекта. История невезучих путников, отправившихся на поиски родных и сгинувших на полпути к столице. История неизвестного беженца, который успел спрятаться в канализации и безуспешно стучал в толстую гермодверь убежища.

В отличие от героев многих других постапокалиптических произведений, люди в «Метро» не могут похвастаться незаурядными историями жизни или яркими характерами. Это обычные граждане, подобных которым можно встретить на улице. И все их жизни в один момент оборвала война.

В третьей части герои покинули подземку Москвы и отправились в путешествие по всей России в поисках клочка суши, не поражённого радиацией. Разработчики воспользовались возможностью показать другие части мира и смоделировали совершенно разные ситуации. Каждая новая область предлагает игроку разузнать полностью новую историю и знакомит с людьми, имеющими самые разные взгляды на происходящее.

Пусть местный колорит делает местность узнаваемой и машинально заставляет искать реально существующие аналогии, сами концепции получились достаточно архетипическими и универсальными, чтобы говорить о человечестве в целом, без привязки к современной действительности.

Насколько правдоподобна концепция оказавшихся от всех технологий луддитов или оправдывающих рабство промышленников — вопрос спорный, но разработчики точно правы в одном — последствия войны коснутся всех.

Так, столичная пустошь создаёт наваждение своей ядерной зимой, свинцовым небом и бесконечными развалинами. После возвращения на родную станцию чувствуешь себя лучше, безопасней, словно дома. Кажется, что люди смогли таки пережить войну и худшее позади. Но подслушав разговор двух врачей, узнаешь, что лекарств и шовного материала практически не осталось, последние довоенные тайники через пару лет опустеют, и как тогда жить — неизвестно. Образ уютного метро мигом меняется, когда понимаешь, что без довоенных припасов убежище вскоре превратится в ловушку и братскую могилу для сорока тысяч человек.

Совсем другое ощущение от деревушки на воде, спрятанной среди леса на расстоянии 700 километров от Москвы. У жителей жизнь идёт своим чередом, есть сельское хозяйство. Кажется, что здесь можно жить. Но первое впечатление обманчиво.

Следуя заветам своей новой религии, жители деревни отказались от электричества и уничтожили все электроприборы, таким образом лишившись практически всех, даже самых безобидных благ цивилизации. На загрязнённой радионуклидами почве практически ничего не растёт. По окрестности бродят мародёры и дикие звери, готовые в одночасье оборвать жизнь далеко забредших путников. А само поселение изнутри медленно, но неумолимо разрушает эпидемия туберкулёза — ведь антибиотиков поблизости не осталось.

Подобная тоска, сожаление по утраченному, досталось «Метро» от «Сталкера». Но если историю про Зону окружал романтический, философский ореол, то причины произошедшего «Метро» куда более прозаичны. Представить, что этот мир ещё 20 лет назад не отличался от нашего, психологически страшно. Понять, что во всём виноваты не пришельцы, зомби или вирус, а только люди — куда тяжелее.

В историях героев и локальных сюжетах поднимаются связанные с войной проблемы

Именно личные истории, судьбы людей, дают истории вес, делают её близкой и понятной. В «Метро» их можно встретить повсюду. В поселении перед игроком обязательно разыграется небольшая сценка, патрульные перекинутся парой слов, знакомый техник оставит несколько аудиодневников, не говоря уже о длинных рассказах о прошлом товарищей по команде.

История простого машиниста Ермака показывает человека, смирившегося с личным горем, понятным каждому. Комментарии американского солдата Сэма, возвращавшегося в посольство перед войной, высмеивают стереотипы, связанные с США, а нелёгкая судьба Мельника расскажет о закостенелом военном, вынужденном пересмотреть свои взгляды.

Эти истории хороши сами по себе и здорово дополняют мир «Метро», делают его более живым, а предшествующие события — значимыми. И всё же, за ними можно проследить несколько тем, непосредственно связанных с войной, о которых желают подискутировать разработчики.

Первое, что несёт с собой Война — это страх. Страх толкает людей на морально сомнительные решения, позволяет оправдать практически всё. В «Метро» он принимает много форм — это и паника жителей деревни перед технологиями, заставляющая их отрицать положительные достижения цивилизации, и опасения полной разрухи и хаоса, из-за которых жители Каспии соглашаются с авторитарным режимом. Но самый большой, параноидальный страх в игре — у руководства станций столицы.

Практически в самом начале ядерной войны военные рассматривали небольшой шанс, что Россия будет оккупирована Врагом, и поэтому решили отгородить Москву радиоэлектронным барьером, блокирующим любые контакты с остальным миром. На самом же деле никакие войска так и не пришли, но страх перед абстрактными Врагами укоренился, усилился, стал граничить с паранойей.

Он был настолько велик, что для жителей метро оставаться в безопасной тьме подземных туннелей было предпочтительнее. Что любые признаки жизни за границами города тщательно скрывались, а свидетелей запугивали или убивали. Что в мирных путниках могли увидеть переодетых шпионов, высадившихся за углом, и расстрелять. В конце-концов, этот страх заставил бывших товарищей, знакомых много лет, убивать друг друга без зазрения совести.

Страх приносит с собой гнев и ненависть — других извечных спутников войны. Загнанные в угол, испытавшие много боли, люди начинают ненавидеть. И речь идёт не только об оккупантах, американцах и других внешних угрозах. Жители станций ненавидят друг друга и готовы убить за припасы. Жители деревни ненавидят приезжих, считают, что те коварны и несут только зло. Жители бомбоубежища ненавидят военную администрацию и убивают друг-друга, вместо того чтобы работать сообща.

Война раскрывает самые мерзкие и тёмные стороны в человеке. Может, они были в нём всегда, но именно война даёт им возможность выйти наружу, проявиться. Яркий тому пример — Каспия. Рабовладельческий строй, избиение неугодных, кастовая система. А правитель всё оправдывает условиями жизни, необходимостью выжить. Виноваты ли люди, позволяющие себе такие зверства, или они всего лишь заложники обстоятельств? В любом случае, вряд ли что-то из этого могло случится в ХХІ веке, если бы не война.

Особенно в «Метро» досталось военным, и руководящим во время войны людям. Защитники Москвы, руководство ковчега Ямантау, администрация Новосибирска — все они показаны не в лучшем свете. Такую тенденцию можно объяснить тем, что война и экстремальные условия сняли с людей во власти всю ответственность и дали возможность уйти от народного суда и делать что заблагорассудится.

Довольно просто преследовать собственные интересы, прикрываясь «условиями военного времени» и «интересами государства», обвиняя несогласных в измене, называя врагами общества.

Подобное можно заслуженно считать политическим высказыванием, но такая ситуация может случиться и в любой другой стране, в любом обществе. Условия одно — Война, которая разрешает делать всё, и оправдывает самые бесчестные и низкие поступки.

«Метро», пускай далеко не впервые, наглядно показывает, что война — это не просто боевые действия в горячей точке. Она приносит с собой глубокие перемены в коллективном сознании общества, разрушает созданные тяжкими усилиями человеческие ценности цивилизации. Позволяет делать что угодно и не нести за это ответственности.

Игра даёт возможность прочувствовать ужасы ядерной войны

Игра придаёт большое значение погружению игрока в мир. Практически всё в ней работает на реалистичность, пусть иногда для этого приходится нарушать правила геймдизайна.

Так, локации в игре выглядят красиво, но ощущаются немного «корявыми», а их геометрия в большинстве случаев не годится для сражений. Стрельба, даже без учёта проблем с отдачей и попаданием, нарочито медленная, а интерфейс разработчики «спрятали», перенеся в физические объекты — в блокнот с картой и в часы, что вышло не очень удобно.

Поначалу подобное может показаться ошибкой, но со временем понимаешь, что эти ограничения способствуют погружению в происходящее, делают картинку реалистичной и объёмной. А многочисленные ухищрения, вроде смены фильтров, зажигалки сжигающей паутину и подзарядки электроприборов делают мир «тактильным».

Стрельба в «Метро» вызывает не радость, а напряжение, заставляет считать каждый патрон и часто убегать от врагов. Люки, электроники и гермозатворы обладают фактурностью и весом, и заставляют какое-то время с ними повозиться, прежде чем пройти дальше. Заброшенные локации действительно пусты и часто не награждают ничем, кроме беззвучных сцен и наглядных последствий войны.

Всё это делает именно игрока, а не героя, главным действующим лицом. Игра хочет, чтобы он вжился в роль, испытал на себе сложности выживания в постядерном мире, постоянно делал выбор: кого пощадить, а кому воздать заслуженное. А в итоге «Метро» оценит его действия и наградит той концовкой, которую он заслуживает.

Возможно, все проведенные в игре часы нужны, чтобы подготовить игрока к финальной части. Возможно, все её образы, конфликты, вопросы всего лишь задают контекст того, что предстоит увидеть в Мёртвом городе.

В конце игры герои попадают в Новосибирск, разрушенный бомбардировкой мёртвый город. До этого они столкнутся и с человеческой глупостью, и паранойей, и страхом перед оккупантами, и жадностью, раболепием и простым желанием выжить. Но в Новосибирске хороших и плохих не осталось — всех забрала война.

Прогулка по ледяному, заражённому смертельным уровнем радиации городу, в которым остались только странные слепые монстры да завывания ветра — самая художественная и эмоциональная часть игры, хоть и проходит она в тишине и безмолвии.

Она не похожа на сатирический Fallout, романтический «Сталкер» или на гротескный Mad Max, а представляет собой именно «Метро» в самом ярком его проявлении. Два часа нас заставляют блуждать по развалинам города, среди покрытых льдом трупов, пыли и смерти, и увидеть последствия ядерной бомбардировки как никогда близко. Если с чем и можно эту часть сравнить, так с «Письмами мёртвого человека».

Апофеоз войны как он есть.

Создатели заставляют игрока принять личную ответственность

В итоге, в концовке разработчики делают высказывание. Как бы не отгораживались 4А Games от ярлыков «плохой» и «хорошей» концовки, их позиция очевидна.

Как и раньше, финал зависит от количества убийств людей. Часто враги не стоят на месте, а перебрасываются словами с товарищами, участвуют в какой-то сценке, а оказавшись в меньшинстве — бросают оружие и встают на колени. «Метро» делает очень много для того, чтобы убивать людей в игре было психологически тяжело.

Да, большинство врагов так или иначе заслужили смерть — одни поддались собственным порокам, другие бездумно выполняли приказ, третьи просто делали всё что нужно, чтобы выжить.

Но всё же, именно главный герой должен был стать тем, «кто увидит свет в конце тоннеля». Именно он должен был понять, что при всей низменности человеческой природы, убийства не решают проблем, а война оставляет только выжженную безжизненную пустоту за собой.

Грустная концовка достанется тем, кто «как простые солдаты, просто выполняли приказ». А чтобы получить хорошую, следует сдержать гнев и пощадить тех, кто этого, может, не заслуживает.

В итоге, «Метро» призывает игрока ценить человеческую жизнь.

Очень легко проигнорировать идеи, заложенные 4A Games, списав весь посыл исключительно к политической критике. И нельзя не согласиться, что на создателей повлияли события, происходящие в нашей реальности, да и разработчики сами не отрицают свои политические взгляды.

Но как «Метро: Исход» не называй — развлекательная игра, искусство про войну, социальная критика, политическое высказывание — это сильное произведение само по себе. Тем более, что сами авторы говорили, что делают игру о героях «Метро», а не о непростой политической ситуации между странами.

Пускай события происходят в России, игра показала и плохое, и хорошее, как про простых обывателей, так и солдат, дала посмотреть как и на самое мерзкое и ужасное, что есть в человеке, так и на его качества, достойные уважения. Это общечеловеческое, пронзительное, направленное ко всем людям произведение, независимо от его национальности, флага или мировоззрения. Подобное серии Fallout, что раскрыла похожие темы с позиции жителей США, или творчеству Эриха Мария Ремарка, который показал, что по разные стороны фронта сидят всё же люди.

В игре в ядерной войне замешаны все, и россияне, и американцы, и другие страны. Все, запустившие ракеты, виноваты, и весь мир пострадал, вся Земля умирает.

Показывая постъядерную пустошь и наказывая за убийства людей, разработчики доносят простую мысль — война это не весело, не увлекательно, не прикольно — это очень плохо. Они ненавидят Войну как явление, и презирают всех, кто её любит и жаждет. В итоге, они просят игрока не забывать о личной ответственности и оставаться человеком, несмотря на обстоятельства.

Осталось только игрокам решить, хотят ли они видеть подобные высказывания в играх, и готовы ли ради этого терпеть геймплейные неудобства и чужие взгляды.

#мнения #метро #лонг

{ "author_name": "Андрей Лисяный", "author_type": "self", "tags": ["long","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 223, "likes": 148, "favorites": 111, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 41790, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 04 Mar 2019 19:09:08 +0300" }
{ "id": 41790, "author_id": 31347, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41790\/get","add":"\/comments\/41790\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41790"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }

223 комментария 223 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
115

В метро мысль банальней некуда. Война - это плохо. Хз, что вы здесь на такой лонгрид высосали. Статья похожа на сочинение школьника.

Ответить
25

Тем не менее как показывают последние недели - многие не понимают и такого. Так что им нужно разжевывать, к сожалению.

Ответить
10

А что случилось в последние недели?

Ответить
12

Хз, может товарищ имел ввиду Пакистан и Индию, у них в последнее время особенно горячо, да и ядерное оружие имеется.

Ответить
0

забавно, что во вселенной метро именно именно Кашмирский конфликт и послужил отправной точкой начала войны

Ответить
–3

Куча постов про метро на дтф (и не только) и куча комментариев всяких аутистов под ними?

Ответить
10

В метро мысль банальней некуда. Война - это плохо

Тем не менее как показывают последние недели - многие не понимают и такого

Куча постов про метро на дтф (и не только) и куча комментариев всяких аутистов под ними?

чёт хз, но если перечитать последовательность сообщений, то комментарий аутиста здесь - твой)

Ответить
0

Давай ты будешь полностью цитировать тогда уж, а, очередной читатель жеппой?
Хз, что вы здесь на такой лонгрид высосали. Статья похожа на сочинение школьника.

Ответить
8

но это же не ваша цитата, капитан! :(

Ответить
–2

А, то есть если часть не моя, то можно не копировать, даже если без нее теряется смысл в моей?
Да так к чему угодно можно доебаться, удобная позиция.

Ответить
4

хоспаде, от твоих комментариев столько токсичности, что где-то в мире заплакал один Джейсон Шрейер!
основная мысль метро - это то, что война = плохо, а куча постов с "аутистскими" комментариями вызваны ПОЛИТИКОЙ, которая с миром игры ничего общего не имеет.
фе, короче. не люблю разжевывать что-то грубиянам, которые всех поголовно называют аутистами и жопами. пойду теперь руки помою.

Ответить
2

Куча лонг ридов об этой игре с акцентом на политоту.
Впервые нормальный обзор.
Спасибо автору

Ответить
–1

О, ещё один мечтатель, который верит в возможность решения геополитических проблем с помощью "правильных" книг/фильмов/игр.

Ответить
2

О, ещё один любитель читать жеппой.

Каким образом аргумент о необходимости доносить месседжи, пускай даже такие простые, различных произведений до масс, ты смог трансформировать в «изменение геополитических проблем»?

Ответить
2

Вместо постоянных жалоб на чужие жопы, лучше бы раскрыл суть своего сообщения нормально. Что случилось в последние недели? Чего не понимаю некие "многие"?

Ответить
–1

Уже блять написал специально для тупых, любитель читать нежопой

Ответить
3

Это высказывание заключается в самом сеттинге.
Истории персонажей и интерактив должны давать что-то сверх того. Автор, вроде бы, об этом и написал, только смешав всё в кучу.

Ответить
13

Только это не высказывание, это СПГС в масштабах игры в которой никто эту идею заносить никак не пытался. Мы может с таким же успехом брать любой крупный проект и сидеть выдумывать о чем он был и каким вещам нас учат эти удивительные отношения главных героев.
Вот в Зельде тоже есть мысль что зло это плохо, почему бы не обсудить. Или давайте поищем двойное дно в ф76, там же тоже был апокалипсис.

На фоне реальных проектов в которых показывают ужасы войны (как правило фильмах, да) метро с его сеттингом смотрится как детский лепет. The Line был игрой про войну, но не метро. Я уже молчу что за всей этой политической драмой и срачей вокруг коммунизма вы пропустили что на западе игра имеет довольно низкие оценки, куда ниже среднего.

Ответить
7

вы пропустили что на западе игра имеет довольно низкие оценки, куда ниже среднего.

А врать то зачем, оценки вполне нормальные.

https://www.metacritic.com/game/pc/metro-exodus

Ответить
4

Я оценки критиков в расчет вообще не беру, кроме совсем треша типа ф76 практически любой крупный проект оценивается баллов на 80 и выше. Примерно как с кино. Что ни фильм то перед релизом нам говорят про новое откровение, а потом ты смотришь очередную черную пантеру и думаешь в какой момент все пошло не так.

Оценки игроков тоже не идеальный показатель, но только не в случае когда они на всех трех платформах в желтой зоне.

Ответить
12

Оценки игроков тоже не идеальный показатель, но только не в случае когда они на всех трех платформах в желтой зоне.

Видел я те "отзывы от игроков", где половина обзоров на русском или калечном английском и в каждом из них кукареканье о ЭпикСторе, хохлах и "гусафобии".

Ответить
6

На консолях то нет эпик стора. И хейт комменты уравновешиваются фанбоями которые лепят свои десятки, плюс минус это работает.

Ответить
0

Вот только на Мете нет запрета рецензии на одну платформу и вскукареки о ЭпикСторе были и под консольными версиями.
И вообще, когда это стал важен юзерскор Меты, если для оценивания даже игрой не нужно владеть, юзерскор Стима куда больше отражает действительность, там хоть оценки от реальных игроков, а не от каких-то бомбящих лалок.

Ответить
1

В стиме нет бомбящих лалок? Серъезно? То есть дс3 которому слили рейтинг аж до 70% просто потому что у него первые дни был баг который на высоких настройках освещения крашил игру?

Каким бы ни был рейтинг метакритика, я буду лучше ориентироваться на него, чем на блоггеров. Да и в стим игру не завезли практически.

Ответить
1

В стиме нет бомбящих лалок?

Эти "бомбящие лалки" игру купили и имеют право ебать ее во все щели, а на Мете любой рандом может высрать свое "очень важное мнение".

Ответить
0

а на метакритике есть проверка наличия платформы или игры? Нет. Соответственно любой может поставить оценку на любую платформу

Ответить
–1

О да, сразу CoH2 вспоминается и эти петушиные визги на ломаном английском в твиттере разработчиков и на их форуме.

Ответить
–2

Он наверное имеет ввиду оценки юзеров, а не критиков. В них правда можно обвинить накрутчиков и путинские зондер команды

Ответить
3

На все три платформы? Очень вряд ли. Оценка примерно одна и та же, это показатель что результат скорее всего честный.

Ответить
0

Это понятно. Но слиться на них можно, ведь чтобы поставить оценку там даже покупать игру не нужно

Ответить
0

Ну 67 у пользователей это очень посредственно...

Ответить
2

Кого интересует оценки пользователя, если оценить может любой, даже не игравший в игру.

Ответить
0

например отзывы в стиме?)

Ответить
0

Единственный смысл отзывов в стиме - открыть страницу уже пройденной игры и развлекаться, читая их сквозь фейспалм.
Пытаться составить какое-то впечатление о незнакомом продукте с их помощью - бесполезное занятие.

Ответить
0

ну такое, в целом они работают, однако чем читать портянки проще смотреть на пальцы вверх и вниз

Ответить
0

"Зло - плохо" - не мысль. Важно, что именно олицетворяет зло. В фэнтези это просто, зло персонифицировано, основная мысль в том, что злом являются какие-то личные качества самого главного противника героя.
Ответом на ужасы войны как раз и является политика ядерного сдерживания (обратной стороной которой может быть внезапный обмен ударами). Допустим, никаких ужасов нет, просто кого-то разбомбили, а мы живём в комфортном убежище несбывшихся 60х или в советско-ностальгическом московском метро.
Дальше тему можно развивать по-разному, высмеивая утопические проекты, как в F2, или гоняя игрока по замкнутому циклу насилия в F76.
Фолаут и Метро исходят из предположения, что ядерный апокалипсис - это плохо. Это не единственный взгляд на вещи. Судя по популярности пессимистического сеттинга, многие решили, что жить на развалинах будет весело. Есть и оптимистический взгляд, Adventure Time, например.

Ответить
3

Скорее, студента, им более свойственно воду разливать.

Ответить
0

Зато сразу видно любимчика учителя русского языка :)

Ответить
0

Конечно банальная. Вот только тупые людишки за место того что бы покорять космос грызутся между собой и регулярно обновляют свои "дубины".

Ответить
0

Так всю историю человечества было 🤷‍♂️

Ответить
49

Что это, реклама? Как в банальности можно найти столько "глубокого" смысла?

Ответить
12

Трафик гонят, пока хайп не улегся

Игра 4А Games заставляет задуматься о ценности жизни и общечеловеческих пороках.

А Фаллаут не заставлял?

Ответить
2

а Фоллаут не заносил так активно)

Ответить
2

Не, особенно ф76)

Ответить
0

Видимо, нет. И другие игры постапокалиптической тематики тоже. Вот не знали мы, не понимали мы ценности человеческой жизни, но пришло Метро!

Ответить
5

если хорошо ищешь то найдешь его где угодно))

Ответить
54

Блин, каждый раз, когда вижу "заставляет задуматься", я сразу вспоминаю кучу бабских и пацанских пабликов, и, самое главное, цитатки оттуда, полные дебилизма и абсурда (в плохом смысле этого слова).
Заставляет задуматься.

Ответить
1

Заставляет задуматься.

Хм...

Ответить
38

Суть послания: Война это плохо, понятненько.

Ответить
20

Сильный текст. Спасибо. Всё так.

А ещё неоднократно озвучивались точные и серьезные фразы, которые просто не могут не зацепить. Приведу две, которые меня сильнее всего заставили задуматься:

У каждого должен быть свой пункт назначения... Своя точка на карте, куда он рвется, и где может, наконец, успокоится.

Тот, кому хватит смелости и терпения всю жизнь вглядываться во тьму, первым увидит в ней проблеск света.

И отдельное спасибо вот за эти слова:
Грустная концовка достанется тем, кто «как простые солдаты, просто выполняли приказ». А чтобы получить хорошую, следует сдержать гнев и пощадить тех, кто этого, может, не заслуживает.

Всё так и было.

Ответить
–9

А люди у нас в большинстве своем банальные бездушные снобы. :(

Ответить
38

Да что ты будешь делать, опять народ не тот!

Ответить
–13

Его даже не жалко хотя бы Тактикой обработать.

Ответить
17

Я правильно понимаю что вы не против смерти огромного числа людей, если по вашему мнению они не правильные?

Ответить
0

Делать мне больше нечего, угу.

Ответить
0

Но вы ведь это и сказали.

Ответить
–7

Мало ли, что я сказал. Вроде меня до сих пор никто не называл Истиной в последней инстанции, чтобы все мои слова были сугубо серьезной и честной правдой. Хотя это было бы довольно недурно.

Ответить
–6

Вытащи язык из его задницы.

Ответить
3

Какой ты токсичный, с ума сойти можно. Я автора, кстати, не смотрел даже.
Плюрализм мнений, слышал о таком?

Ответить
–7

Да мне плевать, согласен ты с автором или нет (я вот тут вообще нейтрален, текст не читал, сразу пошел в комменты), просто ты как будто сейчас кончишь на его текст

Ответить
5

Ну, молодец, что с тобой делать-то.

Ответить
20

Если бы сейчас были живы Хеллер, Хемингуэй, Воннегут, Ремарк... Вот они огорчились бы, что антивоенные высказывания потомки подают ввиде вторичной и банальной жвачки.

Ответить
–1

не знаю про огорчение Ремарка, но количество жира в твоем комменте точно огорчает негров в Африке - столько ресурса пропадает зазря)

Ответить
17

Я не троллю... Но если сегодня в категорию "заставляет задуматься" попадает что-то уровня Метро... Плоский клюквенный шутан, то это грустно.

Ответить
0

Ахаха,респект.хорошо тролльнул. Уел так уел. Хотя,на самом деле, и не смешно ни разу...

Ответить
0

Про огорчение Курта я бы тоже в серьез задумался, а уж про огорчение старого вояки я бы вообще промолчал.

Ответить
0

Человек неспособен меняться и переосмысливать окружающий мир?)

Ответить
19

Игра даёт возможность прочувствовать ужасы ядерной войны

не даёт она этого. прочувствовать ужас дают такие игры, как Darkest Dungeon или The Long Dark. когда иногда игра заводит тебя в такие ситуации, когда ты реально начинаешь бояться за свой следующий шаг.
в Метро чекпоинты и быстрые сохранения, врагов не так много, но и те глупые. я часто встречал бандитов, которые шли ко мне спиной в середине перестрелки или вообще двигались по воздуху. игра возможно и передаёт ощущение опустошённого мира, но никакие ужасы передать не может.

P.S.: гораздо сильнее, мне кажется, ужасы были переданы в прошлых частях в виде аномалий, когда ты слышал голоса давно умерших людей и т.д.

Ответить
7

в прошлых частях в виде аномалий, когда ты слышал голоса давно умерших людей

Там этого кот наплакал.

Ответить
2

а в этой части вообще всего 1 момент и то, его можно легко пропустить. (маленький островок с больничкой на уровне Волга)

Ответить
–2

А сколько таких моментов было в прошлых играх? Из того, что я помню:
в первой один момент, когда мы шли по туннелю с.... эээ... ну... тем, типа-зэком, его имя еще на Б начиналось
во второй, когда мы шли по туннелю с... ну короче, там еще призраки были.

А, ну и то место с руками во второй можно сюда приплести.

Ответить
2

к тому, что ты перечислил: когда идёшь через Московский двор первый раз, звонит телефон, кто-то бегает, потом тебя кидает в прошлое.

самолёт, когда Павлу плохо становится, ты на него маску натягиваешь, смотришь потом последние минуты жизни пилотов. согласись, клёво же было? и не мало

Ответить
0

Ах да, забыл об этом.

Ответить
1

Детская площадка, потом семья у окна.
На самом деле таких моментов можно было побольше насыпать, что б волосы ж на пятой точке дыбом вставали.

Ответить
0

Тени были отлично обыграны, то что ты видишь их лишь боковым зрением и как они порой общаются с тобой. В Метро всегда было хоть и несколько, но очень сильных, мрачных сцен.

Сам сюжет во всех частях говно.

Ответить
0

А как же танк в Новосибирске? Очень ярко показывал панику и непонимание происходящего. Особенно когда вокруг уже полный караул, но окна в домах ещё светятся.

Ну и в прологе тоже показали происходящее, не так ярко, конечно.

Ответить
0

Ты просто не дошёл до Новосибирска, там этих аномалий... на целый фар край.

Ответить
2

На каком уровне сложности играли)? Только не говорите хардкор. И не говорите, что облазили все закоулки, собрали аудиозаписи, вгляделись в окружение.
Я вот читаю такие комментарии и кажется, будто вы буднично пробежали игру на легком убивая всех подряд.
Без обид, возможно я не прав, но в противном случае трудно не заметить вещей, о которых говорит автор.
Боже да реально это метро - шутер в котором зачастую не хочешь убивать. Я под игры проходил в Сайлент режиме, потому что мне вот, как человеку было не поднять ствол на ребят у которых война линяла все, даже рассудок(деревенька на Волге и их вера) да и рабов на Каспии трогать варварство.
А уж не заметить трупы, что с ними, как они лежат, какова в целом картина - ну вообще не реально.

Ответить
20

Нет, не заставляет

Ответить
0

Гнобить Метро за русофобию, политические высказывания и завязанные на этом штуки - всё равно что гнобить Ведьмака за отсутствие негров или Kingdom come за отсутствие возможности играть за женщину.
Это то же ебанутое СЖВ, только с другой стороны.

Ответить
6

Тут должен быть Антон с его нижним интернетом. Вот только какая разница, пока одни играют и получают удовольствие, другие ноют что-то про говно. Вам до них какое дело? пусть в своем помойке копаются, не обращайте на них внимания, вы же мимо бомжа какого-нибудь 100% просто мимо проходите.

Ответить
0

В точку.Vata justice warriors.)

Ответить
1

За русофобию его гнобят только майданутые, у которых бомбануло на высказывание 4А про декомуннизацию.

Ответить
–2

Оу, наступил на больное ;)

Ответить
0

Подождика, подождика! А разве в Кровь Камня не негры?!))) Но цветные же. )))

Ответить
6

Отличный текст, особенно момент про страх. Думается мне такое и в сегодняшней России можно навалом найти, пропаганда современного телевиденья успешно создает образ "злого запада" и простым обывателям вдалбливают ненависть к таким же людям как и они сами. А уж про Украину я вообще молчу. Столько лет быть страной которая считай как своя родная и всего за пару лет вдруг стать "врагом номер один", просто пиздец какой-то. Как же у меня горело со всей ситуации в 14 году. Хотелось сесть на паровозик и свалить из этого радиоактивного дерьма которое лилось со всех российских сми.
Тексту лайк, автору респект!

Ответить
–1

злого запада

Образ злых русских, конечно, никто не использует. И вообще, если внимательно смотрели то о чем говорите, то должны знать, что говорилось целиком и полностью о политическом настрое против России. Наши СМИ никогда не говорили о том, что простые американцы/европейцы настроены против России.
А уж про Украину я вообще молчу.

То есть, нужно было Украину целовать в жопу, которой она повернулась в сторону России?

Ответить
1

Какая разница используют злых русских за рубежом или нет. Нужно уподобляться таким идиотам и в ответку обзываться? как по-детский..
В какую сторону Украина повернулась к России? Они другая страна, что хотят то и делают.

Ответить
1

уподобляться идиотам

Геополитика и отстаивание интересов страны на мировой арене.
что хотят то и делают

Хто не скаче, той москаль забыли? Если раньше это кричали только на западно-украинские бандеровцы, то в 2014 на главной площади в столице страны.

Ответить
0

Геополитика и отстаивание интересов страны на мировой арене

как только не обзовут примитивные инстинкты на уровне неандертальцев...моя территория ууу!! не заходи не нее! я её первый обоссал. ууу.у
Хто не скаче, той москаль

всегда найдутся несогласные с новым порядком, и всегда найдутся радикализированные персонажи которые будут кричать чушь.

Ответить
0

Какая разница используют злых русских за рубежом или нет. Нужно уподобляться таким идиотам и в ответку обзываться? как по-детский..

Выше средней температуры по больнице не прыгнешь.

Ответить

Комментарий удален

2

На Украину хотел свалить? Эт правильно, там никакого дерьма от не льется, практически рай на Земле.

Ответить
0

да уж лучше в Украину чесслово, там хотя бы не орут с экранов тв что они пуп земли. Рай на Земле это Австралия и Новая Зеландия. им пох на всех.

Ответить
3

там хотя бы не орут с экранов тв что они пуп земли

Орнул

Ответить
0

ну тебе то лучше знать сидя в этой стране, ога.

Ответить
2

В какой "в этой"? Откуда ты знаешь, в какой стране я живу?

Ответить
0

очевидно в той что орут с экранов что их страна самая великая.

Ответить
2

Лол, окей. Здоровья тебе

Ответить
0

Вот только что бы свалить от этого дерьма, надо было ехать туда, где нет СМИ.

Ответить
0

На Луну?

Ответить
0

Интересная мысль.

Ответить
14

Лично я увидел в игре ламповую дружескую атмосферу. Артём окружен соратниками, друзьями, все они вместе идут с ним в ад, если это нужно. Игра показывает не только то, что война это плохо, но и то, что люди могут оставаться людьми, а не животными. Лично меня финал зацепил - чуть не расплакался скупыми мужскими слезами, такими и должны быть игры и истории в играх. =)

Ответить
13

Самая антивоенная игра - Defcon, была и останется. Стратегия, в которой ты начинаешь ядерную войну. Готовишь корабли, армии, стягиваешь силы, и вот приходит момент запустить боеголовки. Херачишь по городам, сухая статистика выдает миллионы погибших, значит надо запустить еще парочку, добить... И тут в тревожный эмбиент идут вкрапления детского плача, паники, криков, пожаров и всего сопутствующего. Больше я ни в какой игре не чувствовал такого ужаса, а ведь казалось бы - схематичная 2D стратегия, где перед тобой карта мира и пять иконок на разные рода войск.

Вот это высказывание так высказание. А тут - как всегда, Глуховщина.

Ответить
0

Да, надо ещё раз Дефкон поставить.

Ответить
8

СПГС (синдром поиска глубокого смысла).

Ответить
–2

Ну а что, Кодзиме можно, а 4А нельзя?)

Ответить
10

Кодзима может, а 4А нет.

Ответить
9

Когда в игре нет геймплея, а писать про игру надо. По три поста политоты, теперь поиск смысла пошел.

Вы книгу то эту читали? Это же хуита невменяемая написанная с бодуна, а в самой игре сюжет как в зеленом слонике. Ремарк блядь, ёбнулись что ли.

Ответить
2

Давай, покажи примеры отличного сюжета. Вокруг же 9 из 10 игр шедевры гейминга сотканные из самых передовых технологий.

Ответить
0

Last of Us, шах и мат.

Ответить
0

Извини, но пример явно не лучший. Заскучал где то уже на середине и едва прошёл до конца, так и не понял, за что его хвалили. Скука, тупой ии, смутная цель гг, смутная концовка.

Ответить
1

spec ops the line, bioshok infinite, star wars the old republic, jade empire, mass effect, вся серия mgs, много всего можно перечислить

Ответить
0

Из выше перечисленного пожалуй реально 9/10 это биошок и массэффект, но жанр конечно не кореллируется да и вообще разный бюджет/задача/сеттинг. Но список хорош;)

Ответить
0

Так речь же не шла о жанре, вопрос был о сюжете. Сюжетных игр очень много, список лишь первое что на ум пришло.

Ответить
0

Вс эти произведения набор штампов.
Такие очевидные сюжетные повороты, такие избитые приемы и персонажи. Вы или книг не читали или кино никогда в жизни не смотрели.

Ответить
0

лол, что? Я вот сколько не пытаюсь не могу найти такие "очевидные" повороты. Ты хочешь сказать что играя в нефритовую империю или масс эффект ты знал/читал, что главный противник, не тот кто ты думаешь? Или играя в МГС ты читал, что ББ не антигонист, а протагонист? Ты читал его мотивацию играя в оригинальный МГ, или ты читал что ты борешься против мирового правительства, на самом деле являешься его пешкой? Я считаю что вижу сюжетные повороты просматривая пол часа фильма, поэтому давно их перестал смотреть ибо не интересно. Перешел на анимэ оно еще способно удивлять сюжетными поворотами. Если не сложно перечисли еще фильмы/игры/аниме/книги, с такми же "очевидными" поворотами, правда очень редко нахожу подобное

Ответить
0

В том и дело что после огромного количества просмотренного\прочитанного\переигранного нет нигде отличного сюжета. Все вокруг хуита.
Играя во все это я понимал что тут должна быть история, думал как мне могут её преподнести разбирая варианты из прошлых мною поглощенных произведений и вуаля! Все очевидно плоско, а порой и просто плоско.

Ответить
0

ну так скажи где не плоско и не просто плоско? Мне интересно в каком произведении история лучше чем в МГС

Ответить
0

Жнецы из массыча украдены из книг Аластера Рейнольдса, а ход "ваш враг лишь марионетка более опасного чувака" стар как мир. Зайдите на tvtropes, может тогда поймете, что даже лучшие игровые сюжеты не особенно то и оригинальны.

Ответить
0

Речь не о оригенальности. В 21 веке вообще сложно что-то оригинальное придумать. Можно побольше примеров современной культуры где есть сюжеты подобного типа, или сюжеты по типу "ГГ идущий благими намериньями, является главным злом" привести? Просто редко что-то подобное встречаю, и именно такие истории нравятся больше всего

Ответить
0

Я же говорю, посмотрите на tvtropes, там представлены все клише из того же ME, и по каждому подробная статья со списком.
Если вы хотите ознакомиться с действительно хорошими космооперами, почитайте Дюну и Гиперион.

Ответить
0

Отличный эпический (а именно такими и являются сюжеты всех ААА игр) сюжет был в Xenogears.

Ответить
8

статья про ужасы ядерной войны, может, и хорошая, с надрывом писано, но причем тут метро ексодус? Вот уж ничего такого особенного в ней нет, ни в редуксе ни в эксодусе. Ну, за атмосферу можно похвалить, но за философию, сюжет, посыл, ну я не знаю... Автор молодец, конечно, я думаю, в следующий раз ему надо предварительный хвалебный обзор с такими талантами писать, причем, на любую игру. Чемоданы бы пачками заносили бы, без шуток. С таким талантом приписать несуществующие достоинства - не каждый может. Уважао!

Ответить
0

Не знаю насколько это будет оправданием автора, но после прохождения (особенно когда увидел еще и плохую концовку, сам прошел не хорошую) пришел примерно к тем же выводам что и автор. Даже хотел статью написать, так как был не согласен со статьей Елистратова про политоту в метро, но побоялся написать херни, так как опыта в написании статей нет совершенно. Может у меня тоже СПГС конечно, но автору в любом случае спасибо.

Ответить
2

Вы бы ещё в аниме глубокий смысл нашли...

Если человек не думает, то его заставляет задуматься любая банальность.

Ответить
4

Смотря в каком, и смотря насколько глубокий.

Ответить
2

В Боку Но Пико

Ответить
0

Ну, да, потому что любое произведение не имеет одного "правильного" варианта восприятия — их бесконечное множество, потому что многие факторы в этом самом восприятии от самого произведения не зависят.
И их можно исследовать, почему бы и нет?

Изначально автор мог не предполагать ничего из этого, но кого это ебёт, если автор давным-давно умер?

Ответить
0

Отлишна! Теперь я понял почему так любят ониме! Оказывается при их просмотре мозк не требуется как таковой. Просто 10/10 Миядзаки.

Ответить
6

Поездки на авто по Новосибирску очень душевные. Порой у игры получается "продать" свою атмосферу и в за такие моменты можно простить недостатки, такие как: примитивный сюжет, беззубая сатира, слабая анимация, всратый стелс. Игра не готи конечно(я надеюсь), но 8/10 вполне. Ну и одни из немногих украинских разработчиков, которые сделали мощный проект, так что, увожение.

Ответить
6

Ого. У нас тут в шутере антивоенный манифест нарисовался? Чую придётся поиграть, чтобы таки лично разобраться во всем сакральном и недоступном. А то столько в этом Метро уже понаходили, что прямо шедевральный шедевр мною пропускается.

Ответить
0

Реально антишутер если разобраться. Больше тех в кого стрелять не нужно, чем тех кто реально заслужил

Ответить
0

Больше тех в кого стрелять не нужно

Религиозные фанатики, отправляющие людей молитвами изгонять аномалии и демонов

Рабовладельцы

Ответить
4

Если тот набор поверхностных нравоучительных банальностей для шестилетних детей, которые имеются в игре - это достойное антивоенное произведение, то мне становится страшно. Это значит, что люди стремительно деградируют. Читайте книги. Книги! А не тупую детишковую чушь из видеоигр.

Ответить
1

Попробуйте кафку по утрам;)

Ответить
5

ценность человеческой жизни человек понимает с первой смертью близкого человека
это предстоит пережить всем, извините, что напоминают о таких ужасах
после этого - нет никакой дополнительное необходимости

завидую молодым людям, которым приходится искать ценность человеческой жизни в выдуманных мирах - у них все так здорово

хотя, впрочем, смерть бывает и ранней. Первую смерть я увидел в первом классе - девочка утонула, купаясь. Выставили тело в гробу в школе, ходили все смотреть. Девочку не знал, но все было страшно. Почему все первоклашки после этого мыли руки - хотя мы ничего не касались. Я тоже мыл, как будто мыло могло стереть воспоминания о смерти.

Вторая смерть, которая зацепил знакомых - еще одна девочка утонула. Ну такая река у нас, холодная и с быстрым течением.

Деды и бабки мои помирали вдалеке, поэтому их смерть я не ощутил, так как прожил всю жизнь с детства вдали от них.

В седьмом классе мать пришла с работы расстроенная. Она работала оператором на насосной станции, которая воду откачивала из котлована на строящейся плотине. А рядом два брата тонули. Она не знала, что это, и не могла работу оставить - просто слышала, как протяжно кричали дети.

Как это происходит - сильное течение отрывает от берега, а глубина около плотины начинается моментально. Тебя тащит, сводит ноги и руки судорогой. Даже если умеешь плавать - ничего не можешь. Остается только кричать. Обычно тонущие на мелководье не кричат, тут другой случай. Такое бывает.

Сначала тонул первый брат, второй бросился ему на помощь. Он думал, что сможет вытащить на берег, наверное. Но быстрое, холодное течение... Его тоже утащило водой.

Но все это детские впечатления, пока смерть просто проходит по знакомым. Потом она начинает бить все ближе и ближе. Не думаю, что взрослым людям за тридцатник надо разъяснять ценность человеческой жизни. А если надо - то не надо. Счастливые люди. Пусть поживут.

Ну и да, в мертвых пейзажах в играх я, если захочу, могу увидеть драму и прочувствовать. Но мне это особо не надо - наоборот, с возрастом приходится тренировать ум отгонять такую фигню, иначе грустно слишком.

Ответить
2

Вот с вами сударь увы согласен, но не во всем. Да, все так хочется отогнать.
Но нельзя черстветь совсем, забывать как это, отчасти именно способность к сопереживанию чужому горю делает нас людьми. А уж горя страшнее смерти пожалуй не так много на свете.

Ответить
5

Без теории - это сожаления из серии "за все хорошее против всего плохого", а у войны всегда главный источник - экономические проблемы, которые вытекают из неразрешимых противоречий капиталистической системы и сложившихся в ней общественных отношений
Именно он должен был понять, что при всей низменности человеческой природы

Да потому что бытие определяет сознание, какой бы затасканной фразой это не казалось бы

Ответить
0

Желание забрать чужое, чтобы иметь больше - одна из основ природы человека, ваши жалобы на капитализм тут выглядят весьма неуместно.

Ответить
–1

Вы действительно так думаете или никогда не интересовались трудами действительно заслуженных людей на данном поприще? Иначе мне кажется странным ваше признание неуместным для следствия основной его причины.

Ответить
0

Я интересуюсь историей и вижу, что желание иметь больше за счёт других характерно для всех, начиная от от ассирийцев и кончая советскими партийными функционерами.

Ответить
0

Сдаюсь. Логика опять победила образование.

Ответить
1

а у войны всегда главный источник - экономические проблемы,

Войны были задолго до становления сложным экономических систем и "общественных отношений" , щас бы всё идеологии приписывать, найс позиция.

Ответить
–2

Что за бред? Какой антивоенный гимн? Может разрабам еще Нобелевскую премию мира дать? Это просто игра. Это просто коньюктурный продукт. Это зарабатывание денег.

Ответить
2

Это просто коньюктурный продукт. Это зарабатывание денег

Печаль-печаль. Проблема в том, что множество музыкальных и литературных произведений, считающихся сейчас классическими, в свое время писались ради денег.

Ответить
–2

Вот пусть сначала данная игра получит статус классика или культовой игры, а потом поговорим. Сравнил жопу с пальцем. Вот такая печаль.

Ответить
1

Тогда вы пересмотрите своё отношение, раз миллионы скажут что это классика - тоже признаёте)? Ох сударь. Это на краю.

Ответить
0

На краю твой бред. Что вы за хероту несете? Софистикой занимаетесь. Я сказал, что пусть игра заслужит статус культовой сначала.

Ответить
0

Я задал простой вопрос, когда Кто то (некое приемлемое для тебя лично число людей) признает игру культовой = заслужит статус культовой, ты признаёшь ее культовой тоже?
Если раскрыть глубже либо ты зависим от чужого мнения, либо ты сам выбираешь, какие лично для тебя игры культовые, а какие нет.
Спорить за какие то примеры не вижу смысла - вкусовщина. Оскорбить не хотел.

Ответить
0

На краю, еп твою мать. Несете херню. Все. Диалог закончен.

Ответить
2

Извините, а вы исключительно игры\кино потребляете за которые деньги не просят?

Ответить
5

Основной акцент сделан на уничтоженном людьми мире

В историях героев и локальных сюжетах поднимаются связанные с войной проблемы

Игра даёт возможность прочувствовать ужасы ядерной войны

Никогда такого не было и вот опять.

Ответить
5

Постъядерный Новосиб из финальной главы Exodus - возможно одно из самых достоверных, жутких и атмосферных изображений опустошенного войной мира в истории игростроя.

Ответить
0

И при этом всём это самый тягучий и скучный уровень в игре

Ответить
4

А выйдет хоть 1 статья про связь между metro: exodus и книгой метро 2033: увидеть солнце или м33: парад- алле? Про твисты, отсылки к книжной вселенной? Сколько можно обсуждать политическую повестку, сами еще не заебались?

Ответить
3

А выйдет хоть 1 статья про связь между metro: exodus и книгой метро 2033

В эксодусе есть довольно "тонкая отсылка" к метро 2033, эта книга там валяется буквально в каждой жопе мира, книга реально постоянно попадается на глаза.
Хз может авторы хотели сказать в мире эксодуса люди дошли до ручки начитавшись Глуховского?

Ответить
0

Продакт Плейсмент, чего такого?

Ответить
0

Да пофиг на эти книжки, которые валяются в разных местах, они во всех играх есть. Вышли от других авторов в этой вселенной (метро) уже 2 книги про Новосибирск, и 1 рассказ. Там тоже были свои герои, описание станций. А что из этого осталось в игре? Я понимаю, что игра грубо говоря *не канон*, но хоть что-то можно было оставить?

Ответить
0

Вопрос риторический, видимо разработчик видит именно так. На мой взгляд игра могла бы быть абсолютно самостоятельной, так как собственно от метро там только последний час игры (Новосибирск).

Ответить
3

Что со мной не так, прошёл игру, она понравилась, но никакого особого высказывания не заметил, все эти идеи о страхе смерти, войны и т.д. использовались множество раз, Хотя наверное я виноват так как в любой игре я ощущаю себя как в другом мире со своими странами, проблемами, законами и т.д. может в этом всё же причина.

Ответить
5

Согласен, тут просто стандартное "war is hell".
Более того, весь смысл слит в трубу тем, что мы никогда не видим окончание сюжетных арок. Более того, основной сюжет что изобилует такими нелепицами, что воспринимать его серьезно просто нереально.

Что стало с сектантами, сомом и пророком? В этой арке мы даже не ввязывались в ход происходящего, мы просто шли мимо.

В Каспии я убил обоих баронов, но что случилось с жителями после того как пришла к власти Гюль?

Что там с детьми леса? У них вроде как дамба в критическом состоянии, а по ней ещё поезд протарахтел сверху.

Ну и отдельно добавлю:

Стрельба в «Метро» вызывает не радость, а напряжение, заставляет считать каждый патрон и часто убегать от врагов.

Не знаю, как у кого, а у меня на последней сложности враги - тупые манекены, игнорирующие игрока даже в лицо. Только монстры бежали хоть как-то.

Новосибирск хорош, но разрабы постарались в самом атмосферном моменте задушить все тупыми гэгами типа НИИ ХУЯ.

А для финала важно не количество убитых а то, кого ты убивал. Нужно не трогать хотя бы 2/3 типов: сектанты, рабы, лагерные. Все.

Ответить