Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Игра 4А Games заставляет задуматься о ценности жизни и общечеловеческих пороках.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

4A Games всегда стремились сделать нечто большее, чем просто хороший шутер на пару вечеров. Несмотря на игровые и технические проблемы, предыдущие части запоминались сгоревшим в ядерном пламени миром, отчаянием и тяжёлой судьбой спрятавшихся под землей людей. Подобной вышла и заключительная глава истории: несмотря на многочисленные огрехи, «Метро: Исход» предложила игрокам ещё более серьёзную историю и подняла несколько новых тем.

Стоит сразу расставить точки над самым болезненным вопросом — политикой. Она затрагивает все аспекты нашей жизни и от неё не отгородиться. Несомненно, повестка дня повлияла на политический аспект «Метро», о чём вы можете прочитать в этом материале. Но вместе с тем, «Метро» не ограничивается критикой российской власти, а в равной степени рассуждает об ужасах ядерной войны, её социальных причинах и последствиях.

Разработчики вложили в игру мощный антивоенный посыл, который касается всех людей, независимо от страны и национальности. К тому же, история «Исхода» получилась самой мрачной и взрослой в трилогии. В этой статье мы рассмотрим, каким образом «Метро» показывает ядерную войну и её значение для общества, и какие идеи она хочет донести при помощи уникального игрового опыта.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Основной акцент сделан на уничтоженном людьми мире

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

С самих вступительных титров подача истории отличается от типичных блокбастеров. Как правило, нас знакомят с главным злодеем, внешним врагом, который хочет сделать что-то нехорошее, и сражению с которым будет посвящена игра — но не в случае «Метро». В ядерной войне все стороны одинаково виновны, а победителей не осталось. Ввиду своей глупости и порочности люди сами уничтожили Землю и род человеческий, и только горстка уцелевших доживает свои дни в чертогах метро.

Пусть героям по ходу истории часто придётся сталкиваться с враждебными группами людей и дикими животными, в игре нет очевидного центрального противника, которого необходимо уничтожить. Даже природа не желает людям зла, а просто ищет способ выжить. А то, что большая часть суши превратилась в необитаемую пустошь — заслуга самих людей.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Время от времени игра даёт возможность пройтись по сторонам и посмотреть, что же стало с миром. И тогда нам открываются истории последних часов других людей, которых застал врасплох ядерный апокалипсис.

Это история простого столичного жителя, которого бомбардировка настигла по дороге в магазин за покупками. История солдата, прикомандированного к охране секретного объекта. История невезучих путников, отправившихся на поиски родных и сгинувших на полпути к столице. История неизвестного беженца, который успел спрятаться в канализации и безуспешно стучал в толстую гермодверь убежища.

В отличие от героев многих других постапокалиптических произведений, люди в «Метро» не могут похвастаться незаурядными историями жизни или яркими характерами. Это обычные граждане, подобных которым можно встретить на улице. И все их жизни в один момент оборвала война.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

В третьей части герои покинули подземку Москвы и отправились в путешествие по всей России в поисках клочка суши, не поражённого радиацией. Разработчики воспользовались возможностью показать другие части мира и смоделировали совершенно разные ситуации. Каждая новая область предлагает игроку разузнать полностью новую историю и знакомит с людьми, имеющими самые разные взгляды на происходящее.

Пусть местный колорит делает местность узнаваемой и машинально заставляет искать реально существующие аналогии, сами концепции получились достаточно архетипическими и универсальными, чтобы говорить о человечестве в целом, без привязки к современной действительности.

Насколько правдоподобна концепция оказавшихся от всех технологий луддитов или оправдывающих рабство промышленников — вопрос спорный, но разработчики точно правы в одном — последствия войны коснутся всех.

Так, столичная пустошь создаёт наваждение своей ядерной зимой, свинцовым небом и бесконечными развалинами. После возвращения на родную станцию чувствуешь себя лучше, безопасней, словно дома. Кажется, что люди смогли таки пережить войну и худшее позади. Но подслушав разговор двух врачей, узнаешь, что лекарств и шовного материала практически не осталось, последние довоенные тайники через пару лет опустеют, и как тогда жить — неизвестно. Образ уютного метро мигом меняется, когда понимаешь, что без довоенных припасов убежище вскоре превратится в ловушку и братскую могилу для сорока тысяч человек.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Совсем другое ощущение от деревушки на воде, спрятанной среди леса на расстоянии 700 километров от Москвы. У жителей жизнь идёт своим чередом, есть сельское хозяйство. Кажется, что здесь можно жить. Но первое впечатление обманчиво.

Следуя заветам своей новой религии, жители деревни отказались от электричества и уничтожили все электроприборы, таким образом лишившись практически всех, даже самых безобидных благ цивилизации. На загрязнённой радионуклидами почве практически ничего не растёт. По окрестности бродят мародёры и дикие звери, готовые в одночасье оборвать жизнь далеко забредших путников. А само поселение изнутри медленно, но неумолимо разрушает эпидемия туберкулёза — ведь антибиотиков поблизости не осталось.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Подобная тоска, сожаление по утраченному, досталось «Метро» от «Сталкера». Но если историю про Зону окружал романтический, философский ореол, то причины произошедшего «Метро» куда более прозаичны. Представить, что этот мир ещё 20 лет назад не отличался от нашего, психологически страшно. Понять, что во всём виноваты не пришельцы, зомби или вирус, а только люди — куда тяжелее.

В историях героев и локальных сюжетах поднимаются связанные с войной проблемы

Именно личные истории, судьбы людей, дают истории вес, делают её близкой и понятной. В «Метро» их можно встретить повсюду. В поселении перед игроком обязательно разыграется небольшая сценка, патрульные перекинутся парой слов, знакомый техник оставит несколько аудиодневников, не говоря уже о длинных рассказах о прошлом товарищей по команде.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

История простого машиниста Ермака показывает человека, смирившегося с личным горем, понятным каждому. Комментарии американского солдата Сэма, возвращавшегося в посольство перед войной, высмеивают стереотипы, связанные с США, а нелёгкая судьба Мельника расскажет о закостенелом военном, вынужденном пересмотреть свои взгляды.

Эти истории хороши сами по себе и здорово дополняют мир «Метро», делают его более живым, а предшествующие события — значимыми. И всё же, за ними можно проследить несколько тем, непосредственно связанных с войной, о которых желают подискутировать разработчики.

Первое, что несёт с собой Война — это страх. Страх толкает людей на морально сомнительные решения, позволяет оправдать практически всё. В «Метро» он принимает много форм — это и паника жителей деревни перед технологиями, заставляющая их отрицать положительные достижения цивилизации, и опасения полной разрухи и хаоса, из-за которых жители Каспии соглашаются с авторитарным режимом. Но самый большой, параноидальный страх в игре — у руководства станций столицы.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Практически в самом начале ядерной войны военные рассматривали небольшой шанс, что Россия будет оккупирована Врагом, и поэтому решили отгородить Москву радиоэлектронным барьером, блокирующим любые контакты с остальным миром. На самом же деле никакие войска так и не пришли, но страх перед абстрактными Врагами укоренился, усилился, стал граничить с паранойей.

Он был настолько велик, что для жителей метро оставаться в безопасной тьме подземных туннелей было предпочтительнее. Что любые признаки жизни за границами города тщательно скрывались, а свидетелей запугивали или убивали. Что в мирных путниках могли увидеть переодетых шпионов, высадившихся за углом, и расстрелять. В конце-концов, этот страх заставил бывших товарищей, знакомых много лет, убивать друг друга без зазрения совести.

Страх приносит с собой гнев и ненависть — других извечных спутников войны. Загнанные в угол, испытавшие много боли, люди начинают ненавидеть. И речь идёт не только об оккупантах, американцах и других внешних угрозах. Жители станций ненавидят друг друга и готовы убить за припасы. Жители деревни ненавидят приезжих, считают, что те коварны и несут только зло. Жители бомбоубежища ненавидят военную администрацию и убивают друг-друга, вместо того чтобы работать сообща.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Война раскрывает самые мерзкие и тёмные стороны в человеке. Может, они были в нём всегда, но именно война даёт им возможность выйти наружу, проявиться. Яркий тому пример — Каспия. Рабовладельческий строй, избиение неугодных, кастовая система. А правитель всё оправдывает условиями жизни, необходимостью выжить. Виноваты ли люди, позволяющие себе такие зверства, или они всего лишь заложники обстоятельств? В любом случае, вряд ли что-то из этого могло случится в ХХІ веке, если бы не война.

Особенно в «Метро» досталось военным, и руководящим во время войны людям. Защитники Москвы, руководство ковчега Ямантау, администрация Новосибирска — все они показаны не в лучшем свете. Такую тенденцию можно объяснить тем, что война и экстремальные условия сняли с людей во власти всю ответственность и дали возможность уйти от народного суда и делать что заблагорассудится.

Довольно просто преследовать собственные интересы, прикрываясь «условиями военного времени» и «интересами государства», обвиняя несогласных в измене, называя врагами общества.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Подобное можно заслуженно считать политическим высказыванием, но такая ситуация может случиться и в любой другой стране, в любом обществе. Условия одно — Война, которая разрешает делать всё, и оправдывает самые бесчестные и низкие поступки.

«Метро», пускай далеко не впервые, наглядно показывает, что война — это не просто боевые действия в горячей точке. Она приносит с собой глубокие перемены в коллективном сознании общества, разрушает созданные тяжкими усилиями человеческие ценности цивилизации. Позволяет делать что угодно и не нести за это ответственности.

Игра даёт возможность прочувствовать ужасы ядерной войны

Игра придаёт большое значение погружению игрока в мир. Практически всё в ней работает на реалистичность, пусть иногда для этого приходится нарушать правила геймдизайна.

Так, локации в игре выглядят красиво, но ощущаются немного «корявыми», а их геометрия в большинстве случаев не годится для сражений. Стрельба, даже без учёта проблем с отдачей и попаданием, нарочито медленная, а интерфейс разработчики «спрятали», перенеся в физические объекты — в блокнот с картой и в часы, что вышло не очень удобно.

Поначалу подобное может показаться ошибкой, но со временем понимаешь, что эти ограничения способствуют погружению в происходящее, делают картинку реалистичной и объёмной. А многочисленные ухищрения, вроде смены фильтров, зажигалки сжигающей паутину и подзарядки электроприборов делают мир «тактильным».

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Стрельба в «Метро» вызывает не радость, а напряжение, заставляет считать каждый патрон и часто убегать от врагов. Люки, электроники и гермозатворы обладают фактурностью и весом, и заставляют какое-то время с ними повозиться, прежде чем пройти дальше. Заброшенные локации действительно пусты и часто не награждают ничем, кроме беззвучных сцен и наглядных последствий войны.

Всё это делает именно игрока, а не героя, главным действующим лицом. Игра хочет, чтобы он вжился в роль, испытал на себе сложности выживания в постядерном мире, постоянно делал выбор: кого пощадить, а кому воздать заслуженное. А в итоге «Метро» оценит его действия и наградит той концовкой, которую он заслуживает.

Возможно, все проведенные в игре часы нужны, чтобы подготовить игрока к финальной части. Возможно, все её образы, конфликты, вопросы всего лишь задают контекст того, что предстоит увидеть в Мёртвом городе.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

В конце игры герои попадают в Новосибирск, разрушенный бомбардировкой мёртвый город. До этого они столкнутся и с человеческой глупостью, и паранойей, и страхом перед оккупантами, и жадностью, раболепием и простым желанием выжить. Но в Новосибирске хороших и плохих не осталось — всех забрала война.

Прогулка по ледяному, заражённому смертельным уровнем радиации городу, в которым остались только странные слепые монстры да завывания ветра — самая художественная и эмоциональная часть игры, хоть и проходит она в тишине и безмолвии.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Она не похожа на сатирический Fallout, романтический «Сталкер» или на гротескный Mad Max, а представляет собой именно «Метро» в самом ярком его проявлении. Два часа нас заставляют блуждать по развалинам города, среди покрытых льдом трупов, пыли и смерти, и увидеть последствия ядерной бомбардировки как никогда близко. Если с чем и можно эту часть сравнить, так с «Письмами мёртвого человека».

Апофеоз войны как он есть.

Создатели заставляют игрока принять личную ответственность

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

В итоге, в концовке разработчики делают высказывание. Как бы не отгораживались 4А Games от ярлыков «плохой» и «хорошей» концовки, их позиция очевидна.

Как и раньше, финал зависит от количества убийств людей. Часто враги не стоят на месте, а перебрасываются словами с товарищами, участвуют в какой-то сценке, а оказавшись в меньшинстве — бросают оружие и встают на колени. «Метро» делает очень много для того, чтобы убивать людей в игре было психологически тяжело.

Да, большинство врагов так или иначе заслужили смерть — одни поддались собственным порокам, другие бездумно выполняли приказ, третьи просто делали всё что нужно, чтобы выжить.

Но всё же, именно главный герой должен был стать тем, «кто увидит свет в конце тоннеля». Именно он должен был понять, что при всей низменности человеческой природы, убийства не решают проблем, а война оставляет только выжженную безжизненную пустоту за собой.

Грустная концовка достанется тем, кто «как простые солдаты, просто выполняли приказ». А чтобы получить хорошую, следует сдержать гнев и пощадить тех, кто этого, может, не заслуживает.

В итоге, «Метро» призывает игрока ценить человеческую жизнь.

Ад, который мы заслужили: антивоенное высказывание Metro Exodus

Очень легко проигнорировать идеи, заложенные 4A Games, списав весь посыл исключительно к политической критике. И нельзя не согласиться, что на создателей повлияли события, происходящие в нашей реальности, да и разработчики сами не отрицают свои политические взгляды.

Но как «Метро: Исход» не называй — развлекательная игра, искусство про войну, социальная критика, политическое высказывание — это сильное произведение само по себе. Тем более, что сами авторы говорили, что делают игру о героях «Метро», а не о непростой политической ситуации между странами.

Пускай события происходят в России, игра показала и плохое, и хорошее, как про простых обывателей, так и солдат, дала посмотреть как и на самое мерзкое и ужасное, что есть в человеке, так и на его качества, достойные уважения. Это общечеловеческое, пронзительное, направленное ко всем людям произведение, независимо от его национальности, флага или мировоззрения. Подобное серии Fallout, что раскрыла похожие темы с позиции жителей США, или творчеству Эриха Мария Ремарка, который показал, что по разные стороны фронта сидят всё же люди.

В игре в ядерной войне замешаны все, и россияне, и американцы, и другие страны. Все, запустившие ракеты, виноваты, и весь мир пострадал, вся Земля умирает.

Показывая постъядерную пустошь и наказывая за убийства людей, разработчики доносят простую мысль — война это не весело, не увлекательно, не прикольно — это очень плохо. Они ненавидят Войну как явление, и презирают всех, кто её любит и жаждет. В итоге, они просят игрока не забывать о личной ответственности и оставаться человеком, несмотря на обстоятельства.

Осталось только игрокам решить, хотят ли они видеть подобные высказывания в играх, и готовы ли ради этого терпеть геймплейные неудобства и чужие взгляды.

1414 показов
20K20K открытий
11 репост
222 комментария

В метро мысль банальней некуда. Война - это плохо. Хз, что вы здесь на такой лонгрид высосали. Статья похожа на сочинение школьника.

Ответить

Тем не менее как показывают последние недели - многие не понимают и такого. Так что им нужно разжевывать, к сожалению.

Ответить

Это высказывание заключается в самом сеттинге.
Истории персонажей и интерактив должны давать что-то сверх того. Автор, вроде бы, об этом и написал, только смешав всё в кучу.

Ответить

Скорее, студента, им более свойственно воду разливать.

Ответить

Зато сразу видно любимчика учителя русского языка :)

Ответить

Конечно банальная. Вот только тупые людишки за место того что бы покорять космос грызутся между собой и регулярно обновляют свои "дубины".

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить