Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Как работает магия в серии, и что породило социальный конфликт вокруг волшебства.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

В предисловии к энциклопедии «Мир Тедаса» Дэвид Гейдер, один из авторов серии Dragon Age, рассказал, что при разработке большой акцент ставился на реализме. Для того, чтобы мир ощущался живым и правдоподобным, создатели решили смешать классические тропы фэнтези с реальной историей человечества. Так что невинного «высокого фэнтези» в играх серии не увидеть: потерявшие свой дом эльфы живут в гетто, последние города гномов разрушают дворцовые интриги, преступность и междоусобица, а магов и вовсе поставили в самое удручающее положение.

Магия — опасность. Это, возможно, самый главный постулат мира Dragon Age. И раньше в фэнтези мы видели, как магия вызвала катастрофы, но всё же зачастую мораль сводилась к тому, что магия — всего лишь инструмент, и всё зависит от человека, который его использует. В Тедасе всё иначе — много магических преступлений происходит из добрых, справедливых намерений — просто накладывающие заклинания не представляют, какими будут последствия. Маги — угроза для общества, ведь волшебник в порыве гнева не просто может разбить бутылку о голову соседа — он сожжёт всю деревню.

Для подобной социальной проблемы не существует быстрого и однозначного решения. В материале мы разберём истоки магии в Dragon Age и историю конфликта, а также упомянем позиции сторон. Поделитесь своими мыслями о конфликте в комментариях.

Природа магии

Говорить о старинных тайнах Dragon Age сложно, так как, повествуя о прошлом, серия часто прибегает к приёму «ненадёжного рассказчика». Большая часть сведений поступает к нам из устных легенд, летописей и научной литературы, и часто представления о мире неверны или неполны.

Согласно Андрастианству, доминирующей религии Тедаса, мир создал Бог, которого зовут Создатель (англ. The Maker). Первыми его детьми были бестелесные Духи. Они могли менять реальность одной силой мысли, но при этом были слишком просты и примитивны, чтобы творить, создавать что-то своё. Поэтому Создатель отвернулся от них и сотворил людей, эльфов, гномов, кунари и другие разумные расы, которые обладали душой и могли творить. Бог подарил им реальный мир, и, чтобы завистливые Духи его не уничтожили, отделил его от мира духов Завесой.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

С тех пор существуют два мира, Тедас — реальность, и Тень — мир снов и духов, в котором не течёт время. Согласно верованиям, магия берёт своё начало именно в Тени. Она — фундаментальная сила мира, как магнетизм или гравитация, которая позволяет менять реальность по своему усмотрению. Магия течёт во всех живых организмах, считается, что благодаря ей вообще возникла жизнь, но управлять ею могут далеко не все.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Большинство людей попадает в Тень во сне, и пока их тело отдыхает, они увидят всего лишь сюрреалистичную дрёму или, на крайний случай, ночной кошмар. Но маг будет полностью понимать происходящее и испытает нечто подобное осознанному сновидению. И точно так же, как он может менять сновидение и Тень, магия позволит ему изменить реальность.

Маги среди населения встречаются редко, но даже им не дано овладеть волшебством с рождения. Большинству приходится учиться по старым фолиантам или прислушиваясь к советам Духов в Тени. Научная литература Тедаса использует термин «Мана» для описания магического потенциала мага — чем она больше, тем сильнее выйдут заклинания. Её можно увеличить при помощи порошка, получаемого из волшебного минерала — лириума.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Магия позволяет управлять стихиями природы, исцелять или калечить тело, наводить порчу, превращаться в животное, создавать зачарованные вещи и много чего ещё. Но в то же время магия Тедаса имеет много ограничений.

Так, с её помощью нельзя воскрешать мёртвых, путешествовать на большие расстояния или переместиться в Тень физически (за редким исключением). Волшебство — достаточно сложный и опасный процесс, так что магию не используют для рутинных задач, таких как сбор урожая или уборка дома, ведь «никто не будет нарезать овощи мечом».

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Существует ещё один подвид магии — магия крови. В этом случае маг использует человеческие жизненные силы для создания заклинаний, проливая свою или чужую кровь. Магия крови позволяет колдовать, не касаясь Тени и не используя лириум. Она открывает путь к заклинаниям, недоступным для других школ магии, самые опасные среди которых связаны с контролем сознания. Магия крови порицается большинством культур и официально находится под запретом во всех цивилизованных странах.

Опасность магов связана не только с опасными заклинаниям. В Тени живут демоны. По своей природе духи Тени питают большой интерес к людям и пропитываются их эмоциями. Как правило, одно чувство становится для духа доминирующим и его определяет. Существуют «добрые» духи: милосердия, чести, доблести, веры и другие. Духов, окутанных «злыми» эмоциями, прозвали демонами. Они — воплощение страха, гнева, гордыни, голода и тому подобного.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Именно демоны шепчут во сне магу, соблазняя его запретными знаниями. Но у этого есть своя цена — впоследствии демон может вселиться в мага и забрать себе его тело. Так возникает «одержимый» — жестокое существо, оставляющее за собой на земле только страдания.

Учитывая всё выше перечисленное, неудивительно, что магов боятся и держат в заточении. Но так было не всегда.

Исторический очерк

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Одни их самых ранних историй про магов связаны с древним государством эльфов и их правителями. В конце дополнения Trespasser к третьей части антагонист рассказывает, что эльфийские боги Эванурис, почитаемые в народе, на самом деле были просто магами, получившими огромную силу. Они ходили среди народа как божества, а все остальные служили им. Население было разделено на группы, отмеченые определённой татуировкой — валласлином. Она указывала, какому именно богу принадлежит этот человек.

Эванурис были жестоки и эгоистичны, и в свободное время только воевали между собой и с другой группой богов — Забытыми. Так продолжалось до тех пор, пока бог-трикстер Фен’Харел, симпатизирующий простым людям, не заманил богов в ловушку и не запер в Тени, создав по легенде Завесу. Но потом эльфы потеряли своих покровителей и защитников, а также многие знания и магию, так что вскоре их цивилизация была уничтожена молодой расой, недавно прибывшей на материк — людьми.

Концепт-арт солдата Венатори — радикальной фракции современного Тевинтера
Концепт-арт солдата Венатори — радикальной фракции современного Тевинтера

В Тедасе существовало много племён и государств людей, но самый большой отпечаток в истории оставила империя Тевинтер. Её общественным строем была Магократия. Фактически цивилизацией управляла иерархия могущественных магов, а остальное население служило в роли рабов, прислуги или воинов. Неудивительно, что в Тевинтере происходили зверства — убийства бедных ради развлечения, пытки, насилие. Маги могли делать что угодно и не нести ответственности, пока они не мешали тем, кто стоял выше в обществе.

Правители Тевинтера — семеро магистров, слушали голос Старых Богов из Тени. По одной из версий, те уговорили их проникнуть в Золотой Город — место в географическом центре Тени. Во сне он выглядит как парящий в невесомости остров, к которому нет дороги. По легендам, там находится Трон Создателя. Старые Боги пообещали магистрам, что там они найдут силу, которая позволит им самим достичь божественности.

В итоге состоялся ритуал, потребовавший две трети запаса лириума империи и крови нескольких сотен рабов. С его помощью магистры сумели физически войти в Тень и попасть в Золотой Город. По официальной версии Церкви, своим присутствием люди осквернили его. Стены самого города почернели, а магистры были изгнаны и прокляты, и отправились по миру как разносчики Мора, в обличии первых Порождений тьмы.

Антагонист третьей части Корифей — один из магистров, побывавших в Золотом Городе
Антагонист третьей части Корифей — один из магистров, побывавших в Золотом Городе

Таким образом в реальный мир проникла Скверна. Это необъяснимый магический феномен, который заражает живые организмы и превращает их в безумных монстров — Порождений тьмы. Как правило они сидят глубоко в пещерах, но раз в несколько столетий пробуждается Архидемон — особо сильное порождение, и начинается Мор. Порождения тьмы связаны с Древними богами, которых почитали тевинтерцы, но до выхода четвёртой части мы можем только догадываться каким образом. Во время этого армии Порождений тьмы выбираются на поверхность уничтожить всё живое по только им известным целям.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Только орден Серых стражей способен их остановить, вместе с объединенной армией народов, ведь Стражи также частично поражены Скверной и способны понимать своих врагов.

Порождения тьмы — классический для фэнтези великий враг, которого нужно уничтожить. Но, в тоже время, это не изначальное зло, а результат ошибки и человеческих пороков
Порождения тьмы — классический для фэнтези великий враг, которого нужно уничтожить. Но, в тоже время, это не изначальное зло, а результат ошибки и человеческих пороков

Церковь учит, что Скверна — это кара Создателя за грехи людей, в частности за запретную магию. Существует и другая версия — со слов уцелевших магистров Тевинтера, Скверна в Золотом Городе уже была, когда они туда пришли. В любом случае, запретная магия и излишняя любознательность привели к циклу сокрушительных магических катаклизмов именуемых Мором, которые до сих пор происходят в Тедасе.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

События Первого Мора также послужили причиной восстания против магов Тевинтера. Андрасте, основательница Церкви, вместе со своими соратниками создала движение, в итоге расколовшее империю магов. Особенности Песни Света, центрального текста Андрастианства, а также перипетии жизни Андрасте достойны отдельного материала, так что просто стоит упомянуть, что один из постулатов религии — «Магия должна служить человеку, а не управлять им».

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

В те времена Тедас был объят хаосом войны и Мора, так что порядок смогла принести только Первая Инквизиция — организация, объединившая под своим знаменем несколько армий и орденов. Закончился период смуты признанием Андрастианства официальной религией, запретом магии крови и вмешательства магов в государственные дела, а Инквизицию реформировали в Орден Храмовников.

Вместе с Церковью были созданы Круги магов — не идеальное, но рабочее решение социальной проблемы. В них маги могли жить автономно, в отрыве от остального мира, занимаясь исследованиями и изучая магию. Сторожили их храмовники, чья основная задача — предотвращать появление Одержимых и Демонов, а также ловить сбежавших магов.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Эти солдаты проходили специальнуют тренировку, и при помощи лириума учились блокировать магию, «делая реальность гораздо стабильнее, чем хотелось бы магу». За организацией Храмовников следил малочисленный Орден Искателей. В искатели брали лучших из храмовников, бойцы ордена были неуязвимы к контролю сознания и одержимости. Всё потому, что у ордена был секрет — искатели были уже одержимы «добрыми» духами Веры.

Для магов создавались индивидуальные артефакты с их кровью — филактерии, позволяющие храмовникам их отслеживать. Условия содержания в разных Кругах разнились, от чисто символического наблюдения до жёсткого тоталитарного контроля.

Мало того, что люди были вынуждены провести всю жизнь в заключении или под наблюдением только потому, что они обладают способностью к магии, так ещё сам орден храмовников был коррумпирован, и стражи могли безнаказанно издеваться над магами, принуждать к различным действиям и наказывать по своему усмотрению.

Неугодных или особо опасных магов могли «усмирить», разорвав связь с Тенью: тогда человек становился спокойным, безвольным и безэмоциональным — бледной тенью былой личности. А в особых случаях орден мог задействовать «Право уничтожения», и убить всех магов в Круге, если посчитает, что опасность слишком велика. Такое в практике применялось редко, но всё же было существенным доводом в спорах с магами.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Так продолжалось несколько столетий, пока социальное напряжение в Круге города Киркволл, расположенном в бывших рабских казематах, не достигло точки кипения. Не выдержав жестокого издевательства, группа магов заявила: «Свобода или смерть», и начала войну.

Перед этим маг-отступник Андерс, работавший целителем в трущобах, заложил бомбу под местную Церковь, для того чтобы исключить возможность мирного решения конфликта. Он считал, что руководство круга слишком слабохарактерное, и не способно отстоять права магов. Как видно, единого мнения не существует даже среди тех, кто могут пользоваться магией.

События в киркволлском Круге магов послужили началом крупномасштабного восстания магов в остальных частях света, и вскоре весь мир погрузился в магическую войну.

Позиции сторон

В году 9:40 Века Дракона перед обществом Тедаса возникла проблема, которую оно не могло решить. Развитие социальных институтов, медицины и науки вновь подняло вопрос о законах, справедливости и правах человека. В просвещённом обществе государства Орлей, напоминающем Францию времён абсолютизма, Круги магов выглядят варварством и архаизмом. И всё же существует проблема.

Магия опасна, и не только со злыми намерениями. Понятно, что в порыве гнева и поддавшись низменным инстинктам маг может принести людям много горя, но дело не только в этом. Даже благородные намерения, такие как «защитить семью в подворотне при помощи магии крови» или «вызвать демона для защиты поселения», приводят к несчастью для всех, не говоря уже о волшебстве, принцип работы которого и сейчас неизвестен.

Андерс
Андерс

У сообществ Тедаса разное отношение к опасности магии. К примеру, общество эльфов-долийцев чересчур малочисленно, чтобы волноваться из-за отдалённых последствий, так что даже магией крови они не побрезгуют, пока никто не видит.

Во второй части серии эльфийка-учёная Меррил не видит ничего дурного, чтобы попросить совета у демона во время восстановления утраченных артефактов прошлого. Так она хочет вернуть былую славу своему племени кочевников.

Но это не значит, что её убеждения разделяют эльфы, живущие в гетто среди человеческих городов. Эльф-воин Фенрис, пробывший половину жизни игрушкой в руках Магистра, с ней в корне не согласен и порицает любое использование запретной магии, даже в благих целях.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Совсем иначе обстоят дела в обществе гигантов Кунари. Их народ руководствуется заветами религии Кун (которая скорее свод правил или учение, чем религия в типичном понимании). Согласно Кун, все живые существа — часть великого целого, одного мира, так что они должны преследовать не эгоистичные цели, а работать сообща, тогда будет гармония.

У каждого Кунари своя роль в обществе, магов же, именуемых Саирабазами, держат в цепях. На лица им надевают железные маски, а рот могут зашить нитками. С точки зрения Кун «тот, кто контролирует магию, не способен контролировать себя».

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

Такие меры предосторожности кажутся слишком жестокими даже Церкви Андрасте и людям Ферелдена. Круги не желают контролировать жизнь мага как таковую, а Храмовники существуют не просто для того, чтобы остановить преступления опасного мага, а чтобы не допустить их в принципе.

Простой люд магов боится и иногда ненавидит, дворянство и знать видят в них полезные ресурсы в политике, но чаще всего маг — чей-то родной брат, дочь или друг детства, иными словами близкий знакомый человек, а не абстрактное чудовище. Так что отношение к ним в обществе неоднозначное.

Да и среди магов немало сторонников Церкви. К примеру, чародейка Вивьен считает, что события в Киркволле и сотни погибших дали миру достаточную причину боятся магов, так что организация Кругов оправданная. «Магия опасна, точно так же как опасен огонь. Тот, кто об этом забудет — сгорит» — полагает она.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

С ней несогласен маг Андерс. Он считает, что угнетение магов происходит из-за страха людей перед ними, а не воли Бога. «Маги созданы волей Создателя. Церковь построена людьми. Ими же она может быть разрушена» — полагает он.

Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

В целом, за века существования Кругов, маги создали свои отдельные сообщества. Воспринимать их можно как профсоюзы или политические партии, и у каждого есть своя позиция не этот счёт.

  • Эквитарианцы — ищут баланса, решения противоречий и смягчения проблем, связанных с магией. Они считают, что твёрдое следование закону поможет достичь компромисса и справедливости. А сами маги вместе с храмовниками должны служить остальному народу.
  • Изоляционисты считают, что маги должны жить отдельно от обычных людей, в далёких поселениях. С их слов, это даст магам безопасность и позволит свободно заниматься своими исследованиями. При этом, часть изоляционистов поддерживает Церковь и присутствие храмовников, а другая считает, что маги должны регулировать внутренние дела сами.
  • С ними согласны либертарианцы, которые хотят сделать круг настолько независимым, насколько возможно. Одни из них действуют мирными методами и пытаются решить всё с помощью политики, другая же часть тайно поддерживает отделение от Церкви и жаждет независимого государства, как империя Тевинтер.
  • Их поддерживают лукрозианцы, которые считают, что магия в первую очередь — ремесло, и стоит позволить магами спокойно заниматься торговлей и своими способностями зарабатывать себе на жизнь. Они также полагают, что Церковь не должна вмешиваться в свободный рынок. Впрочем, они не могут найти консенсус по остальным вопросам.
  • А вот резолюционисты в открытую поддержали магов-отступников Киркволла. Они стремятся к свободе любой ценой и вступают в открытые столкновения с храмовниками и силами порядка. Некоторые из них не стесняются заниматься терроризмом и убийствами.
  • Последняя группа магов — лоялисты. Они сами верят в учение Церкви и поддерживают политику храмовников относительно магов. Круги лоялисты считают необходимым злом.
Дилемма Dragon Age: какое место должны занимать маги в обществе

На момент третьей части Dragon Age вопрос, какое место в обществе должны занимать маги, остаётся открытым. И церковь, и главы государств, и сами маги, и члены Инквизиции, возглавляемой главным героем, разделились на группы с разными мнениями.

Одни считают, что маги обладают такими же правами, как другие люди, и сами вправе распоряжаться своей судьбой.

По их мнению, магам стоит разрешить свободно жить среди людей, участвовать в политической жизни государств, торговать и путешествовать. А с преступниками разберутся специально созданные коллегии магов, без вмешательства церкви.

Другие напоминают, что маги творили произвол, когда были у власти, а магия крови и контроль сознания дают им слишком сильное преимущество над простыми смертным, так что освободившись, они смогут управлять обществом как угодно. К тому же нет никаких гарантий, что маги справедливо сами себя будут судить, а не покрывать преступления.

С этой точки зрения необходима сила, которая будет магов контролировать и сдерживать, защищая общество от их преступлений и вторжений демонов. По этим соображениям орден храмовников и изолированные башни магов — вынужденная мера безопасности общества. Так что необходимо принять этот компромисс и защищать жизни большинства.

Что вы думаете об этой дилемме? Какую позицию считаете верной? Пишите свои мысли в комментариях.

269269
158 комментариев

Комментарий недоступен

95

Только на третье или четвертое прохождение начал понимать, что Логейн был прав, а Кайлан просто тупая детина.

5

Комментарий недоступен

1

Неверное утвержление в самом начале. Магов в ДА считают источником опасности не потому, что они "в порыве гнева сожгут всю деревню". А потому, что не умеющий контролировать тень - потенйиальный одержимый, в которого вселился демон.
И вот уже от природы демона зависит, че будет делать одержимый маг: объявит эльфам-еретикам холокост и пойдет сжигать миры во имя солнца или будет жить среди ничего не подозревающих людишек и поглащать заблудших.

42

Спасибо за резонное замечание, но всё же не могу с вами до конца согласиться. Во-первых, одержимые встречаются достаточно редко, и в большинстве случаев возникает бездумное чудовище, одержимое демоном гнева или голода, не способное к планированию и тактике. Не многим одержимым удаётся сохранять человеческий облик и затеряться в обществе.
Во-вторых, опасность магов не ограничивается возможностью того, что в них могут вселиться демоны. Сами по своей природе маги намного могущественней обычных людей, и по своему усмотрению могут творить бесчинства и уходить безнаказанными, используя контроль сознания. Фенрис во второй части говорит, что магистр Данариус ради развлечения убил мальчика на вечеринке, чтобы похвастаться способностями перед друзьями, без какого-либо участия демонов. Так что если среднестатистический маг что-то себе надумает, даже толпе людей будет сложно его остановить, и проблема серьёзнее одержимости демоном.

3

Имхо, худшее в ситуации с магами - это недостаток знаний в мире после Завесы. Люди, сами того не ведая, творят демонов, калечат духов и уничтожили главных хранителей знаний - эльфов.
Как уже известно из самой Инквизиции (и что упорно твердила Мерриль во второй части), духи и демоны - это единое целое. По учениям Кругов, духи и демоны - разные существа, духи очень редки, а демонов навалом. Магов не учат контролировать свои эмоции, принципов превращения духов в демонов они не знают, и поэтому появляются разные Андерсы и маги Киркволла, призывающие духа Мудрости для совершения убийств.
Более того, в "Челюстях Гаккона" мы видим магов-авваров, которые спокойно подселяют к себе духов для обучения, и после окончания оного их отпускают.
Магия крови. По словам Соласа, такая же школа магии, как и все остальные. Единственный минус школы - мешает выходу в Тень, в какой-то степени "приземляет" мага. И тут открывается огромное поле для теорий - зачем магистры использовали магию крови для вхождения в Тень? Объявлена запретной из-за единственной альтернативе обычной магии, т.е. весьма эффективна против храмовников. Да, позволяет контролировать разум. С другой стороны, сколько таинств хранит Церковь? Мы уже знаем, что Искатели ~800 лет хранили знание об обращении усмирения. Имхо, за тысячу лет существования Кругов можно было исследовать вопрос подробнее, так как Литания Ардаллы и правда единственная защита от МК. Пока и правда пусть остается запретной, нынешние маги и с духами не управляются.
Система Кругов. Не удивлена бунту магов. Когда условного ребенка/подростка запирают на всю жизнь в Круге, никаких отношений/визита родственников нет, любой свихнется. Концепция Истязания выглядит как то обучение плаванию "поплывет или утонет".
Более того, Круг Киркволла - сплошной фейспалм. Он расположен в месте с необычайно тонкой завесой, что влияет на всех жителей города. По-хорошему, магов оттуда надо куда-нибудь перебросить.

35

Ну я бы не сказал, что опасности магии крови так уж надуманны. Она ведь действительно куда активнее привлекает внимание демонов, вследствие чего даёт куда больший риск одержимости.

Другое дело, что попытки защитить от неё магов путём строгих запретов на всякое её изучение - это как запрещать ребёнку заниматься боевыми искусствами, чтобы его не избили в подворотне.

1