Обзор Call of Duty: Black Ops 7. Дофаминовое приключение, от которого стыдно
Сравниваю сюжетки BO6 и BO7.
Свежая Call of Duty: Black Ops 7 вызвала волну негативных мнений. Дескать, на экране одна наркомания, сюжетный режим проходится всего лишь за 4 часа и то, заставляют играть в кооперативе вместо неспешного исследования локаций. Еще авторов обвиняют в плоских декорациях, слабом сценарии и невозможности поставить игру на паузу.
Я залпом проглотил обе последние Call of Duty — Black Ops 6 и Black Ops 7 — и увидел четкую цель, к которой стремились разработчики. Давайте разбираться, что у них получилось, а что точно нет.
Концепция
В тексте речь пойдет только о сюжетных кампаниях — про мультиплеер и зомби-режим читайте в других местах. Также важно отметить, что Black Ops 6 и Black Ops 7 разрабатывались параллельно в недрах двух студий — Treyarch и Raven Software. Современная Treyarch отвечает за создание онлайн-режимов и общую концепцию серии, а Raven работает над кампанией.
Между сюжетным опытом обеих игр — целая пропасть. И поэтому те, кто кайфанул от истории BO6 сейчас вовсю ругают ураганное повествование BO7, правда, не всегда заслуженно. Дело в том, что Raven осознанно пошла на это, поскольку хотела сделать максимально непохожие игры и сыграть на контрасте. И с этого ракурса Black Ops 7 — чудесная игра.
Однако кампания BO6 предлагает больше возможностей. Это классический одиночный режим, где все зависит лишь от тебя, и сам выбираешь, как играть — напоминает интерактивный шпионский фильм. Тем не менее Raven не стоит на месте и двигает франшизу. В игре появился хаб, где можно отвлечься от перестрелок, глазея на красивый закат над черноморьем. Радуют геймплейные развилки: каждый сам думает, общаться ли с боссом мафии или попытаться разговорить жену сенатора. Наконец, диалоговая система, которая позволяет узнать больше о персонажах, задании и вселенной CoD.
BO7 в сравнении выглядит чересчур прямолинейной и глупой. Создателям явно не хватило времени на все задумки — однако Call of Duty нельзя перенести по срокам релиза. Поэтому Raven замаскировала недостатки за толстым слоем дофаминового экшена.
Здесь вообще нет передышек: даже когда на тебя не прут орды врагов, ты вынужден вчитываться и вслушиваться в историю, которая, по большей части, подается в кат-сценах. Все очень быстро, герои тараторят — и вот ты уже на новом задании. В игре вообще нет привычной кнопки паузы, ведь она заточена на кооперативное прохождение. Кто любит пробегать игры в своем темпе и исследовать каждый уголок карты — точно останется недоволен, ведь в любой момент игра может насильно перекинуть к тиммейтам.
Сюжет
Я уже писал мегалонг по разбору нарратива франшизы Black Ops, где подробно рассмотрел инструменты авторов, и как им удается делать такие запоминающиеся и параноидальные истории. Сейчас мы не будем закапываться так глубоко, но тот текст полезен хотя бы тем, что позволит освежить в памяти сюжеты прошлых игр.
Black Ops 6 идет по проторенной дорожке, созданной успешной Cold War. Схожее по темпу повествование, сеттинг XX века, который большинство фанатов Call of Duty не застали, и Рассел Адлер с Фрэнком Вудсом среди главных действующих лиц. Если Cold War поднимала тему Холодной войны и встраивала сюжет в парадигму событий 1960-х, то действие BO6 происходит в 1991 году во время войны в Персидском заливе и на фоне распавшегося СССР.
История довольно интересная. Адлер вместе с новыми персонажами идет против ЦРУ, где завелся крот, и пытается остановить новую группировку «Пантеон», которая преследует неясные цели. Игра бросает нас то в средиземноморский городок Авалон для помощи потенциальному члену команды, то в Вашингтон на политическое мероприятие, где притворяемся репортером-фотографом, то в Ирак, где помогаем британской армии остановить агрессию Саддама Хусейна в отношении соседей.
Благодаря смене локаций, геймплейного темпа и внедрении необычных для серии задач, история становится масштабной и захватывающей. При этом она вполне в духе франшизы. Мы опять ищем предателя, опять не можем полностью доверять главному герою и порой поступаем, как считаем нужным (то есть присутствует небольшая нелинейность).
Black Ops 7 же максимально дистанцируется от предшественницы. Игра продолжает сюжет старенькой Black Ops 2, а в роли главного героя возвращается Дэвид Мэйсон — член элитного спецподразделения «ОКСО». Действие происходит в 2035 году на фоне продолжающегося кризиса, который вспыхнул 10 годами ранее, когда последователи Рауля Менендеса после его смерти вызвали беспорядки и политические волнения во всем мире.
Внезапно в сети появилось новое видео с Менендесом, который грозит правительствам очередными бунтами. В ответ глава технокорпорации «Гильдия» Эмма Кейган заявляет, что будет беречь мир и не позволит Менендесу победить. «ОКСО» не шибко доверяет «Гильдии» и отправляет своих бойцов в Авалон (штаб-квартиру корпорации) выяснить реальные намерения Кейган и действительно ли жив Рауль.
Сам сценарий действительно хромает и уступает почти всем играм серии. Возможно, дело в сценаристке Джен Кэмпбелл, которая ранее писала сюжеты к Modern Warfare 3 и перезапуску Saints Row. Она заменила главного нарративщика серии Дэвида С. Гойера, перу которого принадлежит, например, «Темный рыцарь».
Сюжет напоминает больше фильмы со Стивеном Сигалом, чем первые Black Ops. Зачем-то полно сцен с отцом Дэвида, Алексом Мэйсоном, который давным-давно трагически умер от рук своего друга, Вудса. Драма смотрится весьма натужно в игре, которая буквально создана, чтобы ее пробегали на скорости Флэша. Причем пробегали в компании зачастую незнакомцев, которые разумеется уже видели эти эпизоды и стремятся быстрее достичь следующей цели. А вас к ним телепортирует.
А вот претензия критиков к бредовости происходящего мне не понятна. Сюжеты BO6 и BO7 объединяет биологическое оружие «Колыбель» — нейротоксин, вызывающий у героев галлюцинации (правда обычные люди попросту сходят с ума и кидаются на всех).
Галлюцинации же — один из столпов серии Black Ops, вспомните состояние того же Алекса в первой части и его паранойю. Или эпизод в биолаборатории из BO6, где Кейс вдыхает газ и сражается с вымышленными чудовищами. Поэтому вся дичь в Авалоне воспринимается как должное — и здорово веселит. Особенно мне понравилась сцена с огромным Харпером в исполнении характерного актера Майкла Рукера, который снимался в «Ходячих мертвецах».
Локации, атмосфера и новые фичи
Black Ops 6 не дает заскучать из-за наличия множества локаций в разных частях мира, среди которых Франция, Вашингтон, Ирак, Кентукки, опять Авалон, Воркута, в конце концов. Но начинается все в Кувейте прямо рядом с нефтяными месторождениями, где воздух затянут смогом. Нашу цель внезапно убивает Адлер — вот и первый сюрприз. Бывалый оперативник говорит, что ЦРУ скомпрометировано, и цель ни в коем случае не должна была попасть в Лэнгли. Бодрое начало намекает на хорошую шпионскую историю и высокие ставки, несмотря на завершившуюся Холодную войну.
После герои-отщепенцы находят секретную базу КГБ в Болгарии — и делают «Ладью» своей штаб-квартирой. И это отличный ход авторов, ведь там можно перевести дух, а не нестись сразу на следующую миссию. «Ладья» расположена в живописном местечке на берегу Черного моря, что мотивирует прогуляться по окрестностям и поглядеть на природу. К тому же внутри большущего дома спрятано несколько интересных мест. Если разгадать все тайны этой локации, то получится открыть сейф с денежным вознаграждением.
Кстати, о нем. Разработчики придумали отличный способ задержать игроков на миссиях. Если вы хотите полностью прокачать скиллы главного героя и его навыки владения оружием и снаряжением, то предстоит изучать локации. На них разбросаны деньги, а кое-где расположены сейфы и радиоприемники, которые транслируют правильную кодовую комбинацию. Это простая и понятная механика лута, которая мотивирует вдумчивых игроков вдоволь исследовать локации. Те же кому это неинтересно, просто пробегут кампанию и ничего важного не упустят.
Еще одна необычная для Call of Duty фишка — обширные зоны, этакий полуоткрытый мир, который развивает идеи из Modern Warfare 3 (2023). В BO6 опенворлд стал побольше и выглядит как просторная арабская пустыня, а геймплейно и стилистически миссия ближе к Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands, чем к другим CoD. Буду честен: не знаю, нужны ли такие фичи главной серии шутеров, но я получил свою порцию удовольствия, когда зачищал базы от агрессоров и спасал вертолет британцев.
Увы, Black Ops 7 не держит уровень. Большая часть кампании проходит на улицах и в зданиях Авалона — небольшого французского городка на побережье Средиземного моря. И выглядит карта словно созданной для очередной королевской битвы. Каждый, кто бегал по Эрангелю, Верданску и Таркову с ходу распознает в Авалоне вайбы онлайн-игр.
И да, после завершения сюжетной кампании из 11 миссий игра закидывает вас в обезжиренную версию Escape from Tarkov на улицах Авалона. Там нужно сражаться с другими командами, выполнять простенькие задания и искать снарягу — все то, чем мы привыкли заниматься в различных extraction-шутерах, которые последние годы растут как грибы. И да, Авалон даже близко не ровня картам из ARC Raiders.
Хорошая новость в том, что галлюцинации переносят бравый отряд «ОКСО» в самые разные, порой мистические места. Не обошлось без Воркуты — и это без преувеличения самый веселый побег из ГУЛАГа в играх. Также в программе очередной забег по джунглям, футуристический Токио и мегастранные приключения в головах соратников Дэвида Мэйсона. Лучшим трипом, конечно, стала бойня с Харпером, где монструозный босс лупит руками по земле, и приходится прыгать в тайминг — глупая забава для казуалов, которые держатся подальше от соулслайков.
Геймплей
Предыдущая Call of Duty близка к классическому формату серии и отступает от нормы только в плане темпа — она более неспешная и созерцательная. Это произошло благодаря появлению открытого уровня в иракской пустыне, а также дебюту хаба — центральной локации, из которой мы запускаем миссии. Между заданиями есть возможность прокачать навыки главного героя Кейса за собранные на предыдущих локациях деньги. Наш герой постепенно становится сильнее и ловчее, но что именно улучшается, решает игрок.
В новинке все иначе. Она проносится перед глазами словно тайфун, здесь нет времени самому качать характеристики. Игра услужливо делает это за нас — по достижении прогресса в истории герой начинает быстрее бегать, его здоровье растет, а количество доступных ячеек для брони увеличивается. С одной стороны удобно, с другой — здесь даже близко нет чувства развития собственного героя.
Самое важное изменение в Black Ops 7 — это чистокровная кооперативная игра. Вы можете отказаться от подбора тиммейтов и тогда будете играть один, но делать этого не стоит. Вся игра спроектирована под совместное прохождение: дизайн локаций, количество врагов и их бронебойность, валяющийся тут и там лут, боссы. Если выберите игру в одиночку, вам даже не закинут ИИ-напарников, так что придется одному колупать боссов и отражать волны врагов на протяжении долгого времени.
Я так попробовал пройти миссию «Внутри» и получил смешанные эмоции. С одной стороны, кайфово играть на своих условиях и изучать локу сколько хочется. С другой — игра явно не поддерживает такое стремление, поскольку всячески мотивирует пробегать задания на ультраскорости. Да, будто в пику предыдущей части, где все ровно наоборот.
И хотя я вообще не котирую кооперативный экспириенс, BO7 мне все же зашла. Это фановый боевик, который пробегается на спидах и дарит стыдное чувство удовольствия. Самое то по подписке Game Pass, а дальше можно и в мультиплеер залететь, тем более, что ганплей в Call of Duty отменный. Оружие сочно стреляет, отдача каждого ствола отдается в курках геймпада Xbox — не жалеешь ни минуты своего времени. А чего еще нужно от игр?
Оценка: 6,5 / 10