Мнение о Hades II
Осторожно! Впереди много спойлеров! Я не люблю рогалики.
Да-да, вам не показалось, я не люблю рогалики.
Да я, черт возьми, просто ненавижу рогалики!
Меня никогда не привлекал репетитивный геймплей, где из забега в забег меняется не так уж и много, а необходимость начинать каждый раз с самого начала вызывает у меня лишь фрустрацию. Наличие огромного пласта контента не спасает ситуацию, потому что чтобы его получить, приходится продираться через описанное выше, что для меня настоящее мучение.
Я не люблю рогалики...
Но вот выходит Hades, и я, впечатленный визуальным стилем и музыкальным сопровождением, пробую все же приобщиться к жанру. И вы знаете... мне нравится! Да настолько, что в первой части оставляю добрых 60 часов и с нетерпением жду сиквела.
Ранний доступ мое внимание не удержал, хотя игру в стиме и приобрел, все же решил дожидаться полноценного релиза. И вот, 25 сентября 2025 года наконец-то состоялся долгожданный выход Hades II. Я тут же бегу в e-shop, тратя кровно заработанные, скачиваю проект на второй свитч и начинаю новое приключение.
Первое, что бросается в глаза - это великолепная визуальная составляющая Hades II. Первая часть славилась прекрасно отрисованными персонажами и окружением, продолжение в свою очередь не только ничуть не посрамляет предшественника, но и на мой взгляд выводит качество на новый уровень.
Локации просто шикарны. Каждая имеет свое собственное настроение, свою атмосферу, что во многом достигается профессионализмом художников. Достаточно лишь раз побывать в Эребе и Океане, в Эфире и Фессалийском Разломе, чтобы навсегда запомнить их. Картинка выглядит сочно и в отрисованных вручную пейзажах, и во вплетенном в геймплей окружении, и в пусть и редких, но очень живых постановочных катсценах.
Единственное, что мне не очень понравилось - выбор первой локации, с которой приходится очень часто взаимодействовать на первых порах. Эреб хорош собой, но слишком уж мрачен и невзрачен в сравнении с последующими местностями. При этом именно здесь пришлось провести больше всего времени, особенно в самом начале. Но это с лихвой компенсируется последующим разнообразием красот.
Но не только окружение выглядит прекрасно. Визуальное исполнение персонажей также выше всяких похвал. Визитная карточка Hades - портреты героев во время диалогов - осталась на месте, а исполнение, как по мне, стало лишь еще качественнее.
Сами персонажи крайне колоритные, характеры считываются с первых секунд знакомства, во многом благодаря именно их портретам. Выражения лиц прекрасно отражают и настроение, и намерения, и отношение друг к другу и к конкретному диалогу каждого действующего лица. Да и просто нарисовано очень красиво!
При этом характеры персонажей отлично показаны не только визуалом, но и озвучкой. Актеры прекрасно подобраны, каждый на своем месте. Если Зевс должен звучать властно, то он так и звучит. Торопливый Гермес вечно куда-то спешит, что проявляется и в его речи.
А язвительная и шутливая Дора, постоянно пытающаяся напугать всех вокруг, мечется между устрашающим рыком и весёлым трепом.
Застенчивая Арахна, стесняющаяся своего нового внешнего вида, старается быть очень дружелюбной с Мелиноей. А пока она не замечает ту у себя в обители, пишет милые и забавные стихи.
Каждый персонаж в своей озвучке отличается от других, имеет индивидуальные черты, подчеркивающие прописанные сценаристами характеры. Работа явно проделана огромная. И результат тогот стоил.
Равно как и в первой части, в сиквеле можно улучшать взаимоотношения с окружающими разговаривая с ними или одаривая различными приятностями, вроде уже знакомых нектара и амброзии.
При этом инструментов для улучшения взаимоотношений стало больше. Помимо уже названных напитков персонажам можно предложить поучаствовать в парной рыбалке, где они, дожидаясь поклева, будут мило (или не очень) беседовать, обсуждая самые разнообразные темы, чаще всего их взаимоотношения.
Но главным нововведением стала соль для ванны, с помощью которой можно пригласить избранника или избранницу провести время в горячих источниках. Совместное купание не только расслабляет, но и позволяет открыться друг другу, из-за чего диалоги в купальнях обычно наиболее чувственные и интимные. Ну и портреты там что надо! Не стал их добавлять сюда, потому что мало что там DTF взбредет в голову...
Раз уж выше затронули звуковое сопровождение, стоит задержаться на этом подольше. Все звуки в игре подобраны отлично, но нет чего-то особенно выдающегося... Кроме музыки.
Ох, музыка в играх SuperGiant Games... Хотя бы ради нее стоит поиграть в их произведения! Так лично у меня было с Bastion и Transistor, не впечатляющих геймплейно, но захватывающих визуалом и музыкой с первых минут. И разработчики остались верны себе в обеих частях Hades. Орфей явно наделил композитора своим талантом, не иначе.
Только ленивый не похвалил саундтрек первой части в свое время. Нужно признать, совершенно заслуженно. И сиквел в свою очередь продолжает эту уже традицию. Музыка просто великолепна!
Композиции очень отличаются друг от друга по настроению, темпу и жанру. Некоторые из них заводные, ритмичные, передающие накал страстей в сражениях. каждый элемент подчеркивает особенности противника, с которым сейчас сражается Мелиноя.
Другие напротив намеренно спокойные, размеренные и мелодичные, подчеркивая тем самым особенности локации, в которых они и звучат. Такие произведения создают ощущение спокойствия, передают атмосферу каждой отдельной местности, дополняя визуальную составляющую.
Третьи же передают отношение Мелинои и персонажей, появление которых сопровождается этими мелодиями, друг к другу. Ненависть к Кроносу чувствуется в каждой ноте его музыкальной темы. А теплые чувства между серебряными сестрами Мелиноей и Артемидой позволяют их дуэту звучать поразительно гармонично. Свет Аполлона разливается вместе с его голосом, рассеивая нависшие над Олимпом тучи и не позволяя обитателям дворца Зевса впасть в уныние.
Отдельно хочу отметить композицию, сопровождающую битву со Сциллой и сиренами. Великолепная песня плотно вплетена в сражение: Мелиноя сражается с музыкальной группой, каждый член которой отвечает за свою часть мелодии. И как только одна из исполнительниц терпит поражение, та часть композиции, за которую она ответственна, затихает. А сражение, и вместе с ним песня, продолжается, но уже не в полном составе. Великолепная задумка и прекрасная реализация.
Раз уж дошли до сражений, пожалуй, пришло время поговорить об игровом процессе. Рогалики, рогалики... Не люблю я эти ваши рогалики! Как уже писал выше, мне совсем не нравится репетитивный игровой цикл, заставляющий в каждой новой попытке начинать все с самого начала.
Благо, обе части Hades - это игры в жанре RogueLite, что означает наличие основных элементов жанра RogueLike, вроде необходимости начинать каждый забег с самого начала, процедурную генерацию локаций, но при этом в игре присутствует и глобальный прогресс. Благодаря чему игрок может надеяться не только на свои навыки и расположение богов рандома, но и на перманентное усиление персонажа.
Непосредственно в Hades II глобальный прогресс реализован четырьмя способами: создание заклятий в котле, расклад карт арканов, приручение фамильяров и их тренировки, а также открытие новых видов оружия и их улучшение. Остановимся на каждом поподробнее.
Котел позволяет создавать различные заклятия, чаще всего дарующие какие-то упрощения, места отдыха или улучшения непосредственно на локациях в забегах или же на распутье, в местном хабе. К примеру, одним из заклятий Мелиноя создает в подземном мире комнаты, в которых нет врагов, и она может перевести дух и пополнить здоровье.
Карты аркан - улучшения самой Мелинои, набор которых можно изменять перед каждым новым забегом. Каждую карту необходимо сначала открыть, прежде чем можно будет применить. Некоторые из них дают незначительные улучшения, вроде увеличения стартового здоровья и маны в начале забега. Другие же способны менять ход забега, как, например, аркан Смерти, дарующий заряды отпора смерти, что позволяет игроку попытаться продолжить забег после смерти. Сами карты можно улучшать, делая их эффект еще полезнее.
С фамильярами все просто. Есть пять разных животных, которых мы можем приручить в ходе своих странствий. Каждое из них обладает уникальными способностями, так или иначе облегчающими забеги. Моей абсолютной фавориткой стала кошечка Тола - мало того, что может наносить удары противникам, внося неплохое количество урона, так еще и дает заряд сопротивления смерти. Улучшения в свою очередь увеличивают силу способностей и частоту или количество их применений.
Но главное, что их можно гладить!
С оружием все немного интереснее. Всего игроку доступно шесть видов оружия: стартовый посох, парные клинки, дальнобойные факелы, тяжелая секира, адамантовая броня и череп, являющийся самым нестандартным из всего списка.
Изначально в распоряжении игрока лишь посох - универсальное оружие, эффективное на средней дистанции со средней скоростью атаки. Другие же необходимо открывать по ходу прохождения. Кроме того, каждый вид вооружения имеет по два дополнительных аспекта (и одному секретному), значительно меняющих геймплей. Моими личными фаворитами стали аспекты Мелинои посоха и парных клинков и аспект Никты адамантовой брони.
Стоит немного поговорить и о самой боевой системе. Она несколько видоизменилась в сравнении с первой частью. В распоряжении Мелинои, как и у Загрея в свое время, присутствуют обычная и особая атаки, их заряженные версии, рывок, позволяющий уклоняться от вражеских ударов, переходящий в бег. Но снаряды Загрея были заменены на сигилы - круговые зоны, в которых противники замедляются и получают урон - и их заряженную версию.
Одного этого изменения хватило, чтобы сражения отличались от первой части. Тактика во многом выстраивается от сигилов - игрок чаще всего старается контролировать противников на поле боя, не позволяя им нормально двигаться, замедляя их, или же полностью обездвиживая, а после уже наносит свой урон.
При этом выбор оружия является определяющим и при выборе стиля игры в данном забеге. Быстрые, но короткие парные клинки подразумевают постоянный контакт с врагами. А значит действовать приходится очень агрессивно, а Мелиноя находится в постоянной опасности. Аспект Никты черной брони, несмотря на аналогичные особенности, специализируется на уроне при беге и изменении атак после него, что позволяет постоянно находиться в движении и быть гораздо более защищенным.
Улучшения способностей персонажа во время забега реализовано аналогично первой части. Во время путешествия по подземному миру или к вершине Олимпа игрок будет постоянно встречать дары олимпийских богов. В них сокрыты улучшения для атак и защиты Мелинои, а так же дополнительные бафы, уникальные для каждого бога.
Нередко случается так, что в одной комнате сразу два бога предлагают нам яблоко раздора: игрок вынужден выбрать один из двух даров, после чего второй разгневанный небожитель обрушивает на нас свою ярость. Но после того, как Мелиноя расправляется с противниками, попутно уворачиваясь от проклятий своих олимпийских родственников, они сменяют гнев на милость и предлагают второй дар в этой же комнате.
Сочетания богов и выбранного оружия уникальны для каждой комбинации - одни боги могут быть неэффективны в сочетании с одним видом вооружения, но становятся чуть ли не оружием массового поражения с другим. Разнообразие возможных вариантов билдостроения огромно: мне кажется, перепробовать все варианты просто невозможно.
Но есть у данного аспекта игры и довольно серьезный недостаток. Лучшие комбинации для каждого оружия нащупываются довольны быстро, после чего просто перестаешь экспериментировать и начинаешь использовать уже проверенные стратегии. От себя добавлю лишь то, что мне сражения не успели надоесть за примерно 50 часов, проведенных в игре, что в целом показательно.
Уверен, что отсутствие элементов RogueLike пошло бы игре на пользу, но кто ж меня спрашивает...
Но есть еще кое-что, за что лично я готов простить Hades II большую часть всех недостатков - боссы. Каждый противник из обширного бестиария в игре интересен по своему, но если рядовые враги чаще всего не представляют особой угрозы, то вот минибоссы и полноценные боссы заставляют изрядно попотеть при первых встречах. Особенно когда сам игрок еще недостаточно изучил сильные и слабые стороны используемого оружия и не подобрал лучшие комбинации даров.
Некоторые предлагают интересный, уникальный опыт сражения, как, например, уже упомянутая ранее Сцилла с ее группой и вплетенной в сражение песней.
Другие являются проверкой на ловкость. на Мелиною вываливается нескончаемый поток атак, зачастую по площади, и игрок должен находиться в постоянном движении, выискивая окна для нанесения урона. К примеру, Цербер, то и дело заполняющий своими атаками все свободное пространство.
Часть противников является буквально губками для впитывания урона, требующими показать максимальный ДПС. Сами они неповоротливы, зато здоровья у них хоть отбавляй, да и удары тяжеленные. Тифон, праотец всех чудищ, как раз из таких. Каждый удар снимает добротную часть полоски здоровья, атак много, а сам практически неподвижен - только и знай, что уворачивайся от нападок и вноси тонны урона.
Последние - и по совместительству мои любимые - боссы сами находятся в постоянном движении, нанося частые, стремительные, сокрушительные удары, но при этом оставляющие достаточное количество окон для нанесения урона Мелиное. Яркие примеры - Прометей и Кронос, битвы с которыми превращаются в непрерывный танец, лишь изредка замедляющийся, давая перевести дыхание.
Стоит отметить, что восхождение к вершине Олимпа намного сложнее пути к Тартару. Когда Кронос уже перестал представлять серьезную угрозу, а вылазки в подземный мир регулярно оканчивались его гибелью, Прометей, вершина и Тифон все еще оставались если не непобедимыми, то невероятно сложными препятствиями. Такое распределение сложности лично мне не очень нравится, поскольку для прохождения требуется несколько раз победить как Кроноса, так и Тифона. И на победы над последним приходится тратить гораздо больше времени и попыток, из-за чего верхний мир начинает утомлять.
Самые прожженные игроки, оставившие в Hades II не один десяток часов, спросят: "А как же Обет Незримых?" Не переживайте, сейчас расскажу. Для тех, кому игра при всей своей комплексности кажется слишком простой, разработчики подготовили список клятв, заметно усложняющих игровой процесс. Каждая из них либо усиливает противников, либо же ослабляет Мелиною.
Лично я не стал слишком широко раскрывать этот ящик Пандоры, лишь краешком глаза заглянул, попробовав максимально четыре черепка. И мне не очень понравилось... Было больно.
Наконец пришло время слегка затронуть сюжет. Казалось бы, почему в самом конце? Все просто: в этой игре он для меня стоит на последнем месте. Завязка довольно занимательна. Титан Кронос, отец Зевса, Аида, Посейдона и других богов первого поколения, пробуждается ото сна, в котором пребывал столетия после поражения от своих детей, и решает навести суеты. А поскольку разорванный труп разъяренного повелителя времени хранился в подземном мире, то и первыми под удар попали Аид и его семейство.
Лишь родившаяся уже после событий первой части Мелиноя, дочь Аида и Персефоны, сумела спастись благодаря ее наставнице Гекате. Та воспитывала принцессу подземного мира в бесконечных тренировках. И все с одной целью - уничтожить Кроноса, положив конец его правлению в подземном мире. Мотивация у главной героини вполне понятная, и у игрока не остается вопросов, зачем же из раза в раз пытаться спуститься к Тартару.
По мере прохождения сюжет выдают в год по чайной ложке, отчего следить за ним не то чтобы скучно, но он сам отходит на второй план. Во главе прада же стоят интересные истории второстепенных персонажей и отлично прописанные диалоги с ними. Большая часть таких небольших сюжетов основана на, вы не поверите, древнегреческих мифах. При этом сами персонажи, как уже упоминалось ранее, отлично прописаны, отчего следить за ними и общаться с ними действительно интересно.
Но не настолько интересно, чтобы пытаться завершить все эти побочные истории, уничтожая из раза в раз ни разу не простого Прометея с надеждой получить, наконец, крупицы лора в случайно появляющихся репликах... И так почти с каждой необязательной сюжетной линией, из-за чего лично я бросил этот сизифов труд и не стал пытаться добить все истории самостоятельно, а ознакомился с ними на просторах интернета.
Ну и что же в итоге? Hades II - одна из лучших игр 2025 года по моему скромному мнению. Увлекательный геймплей, пусть и не без недостатков, но со своей задачей развлечь игрока справляется на отлично. Великолепные визуальная и звуковая части создают густую атмосферу, в которую хочется окунаться снова и снова. Сюжет не разочаровывает, ведь находится на задних ролях, а по-настоящему интересные побочные истории и второстепенные персонажи радуют на протяжении всей игры. Чего же еще желать?
И да, я все еще не люблю рогалики...
Всем дочитавшим спасибо за внимание. Осень выдалась насыщенной на отличные игры, а потому и у меня в блоге появилась огромная куча хорошего и не очень контента по ним. Буду рад, если вы выскажете свое мнение об этом небольшом тексте в комментариях и поделитесь своими впечатлениями от игры.
На протяжении всего своего прохождения я делал небольшие разнообразные заметки по Hades II:
Если вам понравилось то, что вы прочитали выше, можете ознакомиться с другими моими текстами: