Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Expedition 33 наверняка возьмет на грядущей TGA (почти) все номинации, в которых появится, включая “Игру года”. Она уже взяла огромное количество призов и привлекла армию фанатов. Ее любят, хвалят и называют одним из главных событий года.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Я ждал Expedition 33 с первых трейлеров. Готическая атмосфера, мрачная европейская сказка, уникальный визуальный стиль - выглядело потрясающе. Я ожидал сильную и драматичную историю, продуманный и оригинальный мир.

Но уже по ходу прохождения понял: все действительно выдающееся в ней - это упаковка. А содержание провисает почти на всех уровнях.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Визуально игра выглядит великолепно - тут не о чем спорить. Стильная, яркая, необычная. Анимации персонажей и врагов очень качественные и живые. Каждый кадр просится обоями на рабочий стол. Каждая минута игрового процесса работает как самодостаточный трейлер, вызывающий желание поиграть в это НЕМЕДЛЕННО.

Музыка тоже прекрасна. Она вызывает эмоции, цепляет, запоминается и идеально дополняет происходящее на экране. Она очень колоритна и выгодно выделяется на фоне дженерик симфонических саундтреков. Один из моих любимых примеров — боевая тема в подводной локации, где бит в мелодии исполняет звук эхолокатора. Это маленький шедевр, снимаю шляпу.

Геймплей - вот тут начинают проявляться основные проблемы. Это буквально Persona 5 с QTE во время атак врагов. В начале это неплохо развлекает, но довольно быстро утомляет. Кроме боев в игре практически нет других механик - ни взаимодействия с миром, ни пазлов, ни мини-игр. Разве что зачатки платформинга, который настолько неудобен, что разработчики сами это прекрасно понимали и не вставили его ни в одну сюжетную миссию, оставив эти мучения только тем, кто рискнет пойти в сайд-квесты и необязательные локации.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Мувсеты врагов красивые, спору нет, но совершенно бессмысленные и настолько безумные, что предугадать их с первого раза физически невозможно. Как будто разработчики делали не JRPG, а Elden Ring 2, стараясь доставить сложности даже ветеранам первой части, привыкшим к безумным аниме-мувсетам всех боссов.

QTE быстро надоедают, потому что механически совершенно однотипны. Игрок просто жмёт три (а чаще одну) клавишу в нужный момент. Это скучно и не дает разнообразия. Получается еще один пласт рутины, не дающей нового и интересного опыта.

Разнообразие боевки идет от разных персонажей - у каждого своя механика, и за это жирный плюс. Но между собой персонажи синергируют очень слабо. Партия собирается просто из предпочтений по отдельным героям, а не ради их комбинаций.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Прокачка способностей заканчивается быстро - уже к середине прохождения игрок открывает большинство скиллов и собирает желаемый билд. Самих билдов тоже мало - в лучшем случае пара на каждого героя. Игрок быстро находит наиболее эффективные и больше их не меняет.

Пиктосы- еще один слой рутины. Десятки и сотни модификаторов, почти все - незначительные числовые бонусы к статам, которые постоянно повторяются в виде усиленных версий тех же пиктосов с чуть большими цифрами. UI вообще не помогает: он неудобный, тяжело читается и состоит из массы строк мелкого текста. Уже к середине игры разбираться во всем этом просто не хочется.

В общем, задатки у боевки неплохие. Но для игры такой длительности, практически не предлагающей ничего, кроме боев - глубины и разнообразия критически не хватает.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Левел-арт прекрасный - локации очень красивы. Левел-дизайн при этом примитивный и часто слабо читаемый. Во многих местах невозможно понять, можно пройти или нет, пока не ткнешься носом. Многие направления перекрыты не понятными и естественными препятствиями, а невидимыми стенами. На локациях не так много пространства для исследования, и оно слабо вознаграждается.

Дополнительные квесты и локации почти все скучны и неинтересны. Почти всегда это пара лишних боев, еще один босс (обычно на пару десятков уровней сильнее партии), ужасный платформинг или пустая локация с дополнительным костюмом или мелодией. Лишь личные квесты некоторых персонажей из партии представляют какой-то интерес.

В целом сайд-контент - лучший способ испортить себе впечатление, который я не рекомендую трогать, если вы ещё не прошли основной сюжет и не жаждете просто добавки и “добить все”.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Постановка катсцен прекрасная. Постановка геймплейных эпизодов неровная.

Идеальный пример - самое начало. Драматичный диалог Густава с давней возлюбленной. Героям бы просто идти рядом и говорить о прошлом, предаваясь меланхолии. Вместо этого игроку дают управление, Густав носится по округе, дерется с мимом, бьет чучело, чтобы показать детям, какой он крутой боец, а затем бьет и возлюбленную, чтобы это запечатлел художник. А после этого следует сцена гоммажа, от которой моментально наворачиваются слезы.

Контраст и разрыв настроения колоссальные. Будь вся сцена посвящена просто беседе этих двоих, без геймплейного цирка - эпизод был бы намного сильнее.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Темп повествования получился неравномерным. История ярко и быстро стартует - первый час задает отличный темп. Но с прибытием на континент сюжет практически сразу останавливается.

Кроме смерти Густава и появления Версо, ничего действительно важного для сюжета не происходит до самой встречи с художницей - а это почти две трети игры. Все события, новые знакомства, деревни жестралей и бои на этом отрезке - по сути, филлеры, которые не двигают ни историю, ни персонажей.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Сюжет - тут, пожалуй, самое обидное для меня. Он любопытно задуман. Он дает неплохую интригу, задает интересный конфликт, показывает оригинальный мир. Но написан он крайне поверхностно. В нем есть буквально все твисты мира и фантастики, но при этом нет глубокой истории.

  • Мир-иллюзия,
  • Сон внутри сна (Сон Собаки),
  • Герой с амнезией,
  • Герой не человек,
  • Герой уже умер,
  • Смерть ложного протагониста,
  • Смена повествовательного героя.

И дальше по списку. Даже путешествие во времени есть в определенном смысле.

Но все твисты вставлены ради неожиданности и эффектности, а не ради логики и драматургии. Если пересказать сюжет простым языком, без эффектных приемов - он оказывается простым и почти пустым.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Персонажи обладают яркими визуальными образами и озвучкой, но почти лишены полноценных характеров. Они обладают одной-двумя чертами и кусочком предыстории, но они никак не развиваются, не меняются, не проходят понятных арок. Значительную часть героев - Луне, Сиэль, Густава, Моноко, Эскье - можно вырезать и история не пострадает, потому что целиком крутится вокруг семьи Маэль, Версо, Ренуара и Алины.

Диалоги написаны “для трейлера”, а не для истории - эффектные фразы, слёзы, драма вместо логики и живой речи. Персонажи не звучат, как взрослые люди, имеющие свои историю, мотивацию и цели. В лучшем случае они звучат как эмоциональные подростки, устраивающие драму при любом удобном случае.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Яркий пример - Ренуар в великолепном исполнении Энди Серкиса. Он эффектно появляется, но до самого финала не говорит ничего несущего смысл. Он будто закрывает бинго цитат главного злодея аниме:

  • “Вы и я, мы не такие разные”,
  • “Сейчас ты не понимаешь, но позже поймешь”,
  • “Ты бы сделал то же самое, окажись на моём месте”,
  • “Ты думаешь, что это жестокость, но это милосердие”,
  • “Я делаю то, на что тебе не хватает смелости”.

Это ярко и звучно, но пусто. И это тяжело воспринимать серьёзно.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Финал строится на искусственно созданном конфликте инфантильных персонажей, не умеющих говорить, слушать и искать компромиссы. В результате рождается абсурдный выбор, в котором игра не дает нормального, зрелого выхода, оставляя только радикальные варианты, потакающие слабостям и инфантилизму героев.

Ренуар, вместо того чтобы отправить жену лечиться, пока та не навредила себе, и договориться с дочерью, бегает с криками: “Сожгу картину, другого выхода нет!”. Маэль, вместо того чтобы совмещать реальную жизнь, где она может помочь семье, и картину, где ждут друзья, и так жить долго и относительно спокойно, упирается и истерит: “Ни за что не вернусь в реальность, лучше умру!”. И лишь Версо в этой ситуации выглядит взрослым человеком, который жертвует своей ненастоящей и обреченной жизнью ради близких.

Если идея истории была в том, что “пережившая травму семья инфантильных и неуравновешенных магов только сильнее калечит себя и друг друга” - итог справедливый, не поспоришь. Но для такой мощной изначальной задумки и интриги подобный вывод разочаровывает.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

По итогу Expedition 33 - это игра-впечатление, а не игра-содержание

Шедевр визуала и музыки. Появившийся естественным путём шедевр маркетинга. Роскошная обертка, в которую хочется влюбиться. Многие влюбились - и это абсолютно понятно.Но если смотреть глубже, становится видно:

  • Рваную структуру и отсутствие настоящей глубины;
  • Бедность немногочисленных механик, которые примитивны и не развиваются;
  • Простых и поверхностных персонажей без арок и развития;
  • Постоянно подменяемую драматизмом драму;
  • Твисты, сцены и диалоги, созданные ради эффектности, а не истории.

Но именно благодаря стилю и упору на эмоции Expedition 33 стала событием.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Игра создает мощное ощущение приобщения к элитарному искусству - к чему-то возвышенному, тонкому, созданному людьми с безупречным вкусом. Кажется, будто прикасаешься к великому, к глубокому произведению, которое нужно чувствовать, а не понимать. И пусть это ощущение оказывается иллюзией, прекрасным фасадом без реального содержательного наполнения - для большинства игроков этого достаточно. Ведь ощущение "высокого искусства" часто ценится куда выше, чем само искусство.

Большинство хвалебных рецензий построены на личных впечатлениях, а не на разборе механик, UI, левел-дизайне, прогрессии, внутренней логики и структуры нарратива. Смотреть на эти вещи - значит сломать праздник и увидеть трещины в полюбившемся произведении.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение

Если бы не выдающиеся графика и музыка, игру оценили бы заметно скромнее- как неплохую, но проходную. На 6–7 баллов.

Clair Obscur: Expedition 33 почти наверняка возьмет "Игру года" на TGA - и с точки зрения популярности и народной любви это будет справедливо.

И закономерно - яркому, красивому и громкому произведению проще найти массовый успех. Мир и публика чаще выбирают не содержание, а внешность и впечатление.

Clair Obscur: Expedition 33 - потрясающая упаковка и банальное наполнение
37
30
5
3
3
1
63 комментария