Road 96 - причастность к чему-то большему
Планируя скоротать вечерок за срежессированым релакс-рогаликом о подростках-автостопщиках, я был нагло обманут и попал в очередную тоталитарную антиутопию. В целом, оно и к лучшему. Наверное.
Я не люблю политиканство в играх (кто-то вообще любит политиканство в играх?), но игра достаточно быстро дала понять, что не одной политикой едины. В конце концов, если б это было главной идеей, то мораль игры сводилась бы к: "диктатура это плохо, а честные выборы - хорошо".
На деле через истории персонажей на первое место вылезают вопросы о том, всегда ли цели оправдывают средства, что вообще гуманно, а что нет и куда может привести слепое следование идеалам.
Но пост не про мораль, она и так понятна. Тут про другое:
Обезличенность
Начать хотелось бы со взаимоотношений игры и игрока: полноценное прохождение представляет из себя аж 6 побегов из страны за безымянных несовершеннолетних. И безымянность тут - главная действующая сила игры. По сути, главные герои этой истории - явно не безымянные подростки, а вот эти вот ребята, которых мы встречаем на протяжении всей игры:
Не смотря на то, что они постоянно подкидывают нам некое подобие квестов, в нас гораздо больше НПС-шного, чем в них.
Даже если один из подростков спустя пару км своего пути уснёт в грязи и окажется за решёткой, ход истории никак, по сути, не изменится. Да и главные герои этой истории прекрасно функционируют без нашего участия.
Каждый эпизод (каждый новый подросток) совершает свой заезд, когда заканчивает предыдущий. На протяжении пути автостопщик встречает 5-6 главных героев, по 1 гарантированной встрече на каждый отрезок маршрута. Встречи искусственно отрандомлены и, в основном, каждому персонажу в каждом эпизоде уготовано своё событие.
Если во 2 эпизоде вы можете стать свидетелем приглашения Дальнобойщиком на свидание даму-полисмена, то уже в 3 эпизоде так же можно обнаружить этого Дальнобоя в нетрезвом виде после сорванного похода в ресторан.
И вне зависимости от вашего присутствия в его жизни во 2 эпизоде (может, судьба отправила вас покататься с маньяком-таксистом), событие произойдёт. В 3 эпизоде он ВСЕГДА будет переживать неудачное свидание.
Нас, как бы, не существует. Мы просто наблюдаем.
Множественность
Помимо отсутствия нас в игре, как личности (у нас и имени никогда не спрашивают, его ведь нет, лол), интересно и то, что мы играем не за конкретного подростка, а, по сути своей, за некую общность молодых милениалов. Весь набор бонусов, получаемых от ГГ, Весь прогресс и все решения, можно сказать, общие для всех автостопщиков.
Конечно, никто не мешает отыгрывать каждый эпизод уникально, придумывать новую личность с новой системой взглядов, но не думаю, что игрой это поощряется. Как по мне, общий прогресс это только поломает.
Так что, можно сказать, что решения в Трассе мы принимаем за целое поколение.
О прогрессе, кстати, каждый эпизод информирует телеведущая, но, как я понимаю, ВЫБОРЫ КУПЛЕНЫ и реальной победы на экране не будет.
И можно подумать, что раз мы - что-то такое большое и могучее, то и главный герой произведения - большая и могучая гора подростков, но это обманка, ведь в выборы в игре, как в старом меме: оторвём тебе голову или поедем на дачу?
Я имею ввиду, что эта самая общность всё равно будет за всё хорошее и против всего плохого.
"Двигатель прогресса" в игре точно не мы, мы можем просто стоять рядом и поддакивать. И друзьям потом рассказывать, что общались с молодым гением, дочкой министра и знаменитой телеведущей.
Причастность
Все ГГ в Трассе, несомненно, ярчайшие личности. И у каждого, так или иначе, есть большая роль в общих игровых событиях.
Если перевернуть всё с ног на голову и представить, что играем мы, например, за таксиста, который периодически подвозит молодёжь, то роль этой молодёжи будет ещё менее значима, чем если представлять нас в роли Нпс
Но кое что игра автостопщикам всё-таки дала: своё мнение. А заодно и возможность высказывать его при каждом удобном случае.
Не сказать, что оно сильно влияет, как и систематическое рисование усов на плакатах (возможно, игра считает по другому, тут точно не знаю), но вот это вот прикосновение к чему-то большему, возможность что-то "подсказать" тому, кто по всем фронтам весомее нас - настоящий экспириенс Трассы 96.
Это тот редкий случай, когда игра даёт нам побыть посредственностью, оказавшейся в центре каких-то больших событий. Стать их свидетелем и даже, в какой-то степени, участником.
Это даже не КиндомКамовский экспириенс героизма маленького винтика в большой машине. И тем сильнее получается контрапункт.
Почему я вообще всё это написал?
Это первый мой игроопыт в подобном ключе.
Я много рассуждал о маленьких людях, об их личных драмах, но здесь всё как-то по другому. Тут даже драма каждого из обезличенных автостопщиков, если и существует, то отодвигается на задний план и достойна лишь одинаковых десятисекундных титров, со словами в конце, что "на место упавшего встанет двое других".
Зато даёт посмотреть на водопад.
Игра делает тебя обычным и оставляет тебя обычным до самого конца. Это ли не иммерсивность возведённая в абсолют?
ъУъ
Даже как-то структурировано получилось, я собой доволен.
Вообще, я б мог и про всех персонажей написать, но имеется мнение, что це мало кому интересно.
Так что, спасибо за прочит всем моим 31 подпищеку и остальным зашедшим.